На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Приватизация и национализация: природа и современные тенденции в мировой экономике

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 12.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
      ГОУВПО  «___________ государственный университет» 
 

      Кафедра экономической теории
        и мировой экономики 
 

      КУРСОВАЯ  РАБОТА

      Приватизация  и национализация: природа и современные  тенденции в мировой экономике

 
 
 
 
 
 
      ИСПОЛНИТЕЛЬ: студент I курса
      __________________
      НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
      ___________________ 
 
 
 
 
 
 
 

      ___________ 2007
 

Содержание

      Введение _______________________________________________________________3 

      1. Теория процессов приватизации  и национализации   _________________________5
      1.1 Сущность приватизации ____________________________________________5
      1.2 Формы и методы приватизации  ______________________________________8
      1.3 Характерные черты национализации _________________________________10 

      2. Опыт проведения приватизации и национализации в странах мира ____________13
      2.1 Развитие приватизации в мировой экономике__________________________13
      2.2 Необходимость приватизации и национализации в России_______________21 

      Заключение  ____________________________________________________________30 

      Библиографический список _______________________________________________33
 

Введение

        До 90-х годов в России вопросы приватизации и национализации собственности не стояли достаточно остро. Это было связано с тем, что до этого времени вопросы приватизации и  национализации не вводились в экономическую категорию. Профессиональная литература, как и пресса, как правило, «избегали» освещения вопросов приватизации и национализации в микро- и макроэкономике, что ставит их в разряд особо актуальных. В этот период процессы приватизации и национализации рассматривались с точки зрения организационно-политических, а не экономических преобразований. Реализация каких-либо преобразований в этом плане не прогнозировалось.
      Однако важнейшими направлениями реформирования и формирования рыночной экономики являются процессы развития предпринимательства, частичное разгосударствление собственности и ее приватизация, развитие условий конкурентного рынка.
      В этой связи, в условиях перехода к  многоукладной экономике, потребовалось преобразование государственной собственности на основе ее приватизации и разгосударствления, что явилось важным условием формирования рыночных отношений.
      Как правило, экономическая реформа (структурная, ценовая, финансовая), проводится в каждой сфере развития общества, как бы в разных временных потоках, с разной скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного и муниципального имущества, являющаяся сердцевиной экономической реформы, проходила быстро, последовательно и стала (наряду с либерализацией цен) самым ощутимым проявлением изменений в экономике.
      В определенных же случаях государство  имеет право отнимать собственность  у владельца. В отличие от революционных времен начала двадцатого века - государство должно возмещать стоимость национализированного имущества. Пункт 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации говорит о том, что никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
      Предусматриваются, в основном, два повода для проведения национализации - обеспечение обороноспособности и национальной безопасности страны. Правительство ежегодно определяет потребность страны в стратегической продукции. Если окажется, что эту продукцию невозможно приобрести на рынке или разместить госзаказ на госпредприятиях, правительство вправе принять решение о национализации мощностей или всего предприятия, на котором эта продукция может быть произведена.
      На  данный момент актуальность приватизации и национализации заключается в  следующем: процесс и результативность реформирования экономики тесно  связаны с эффективностью управления собственностью; качественное улучшение  государственного регулирования и поддержке инновационного пути развития отечественного производства; привлечение инвестиций, отечественного и иностранного капитала. Собственность занимает также ведущие позиции в реализации национальных проектов, связанных с развитием сельского и жилищно-коммунального хозяйства, решением демографических задач.
      Следует иметь в виду, что до сих пор  по-разному трактуются даже сами понятия  «приватизация» и «национализация», их соотношение с категориями  «частная собственность», «разгосударствление», «денационализация». Особенно остры дискуссии об их месте в экономической реформе; об очередности или одновременности приватизации, либерализации цен и структурной перестройки; о целях национализации; наконец, о сочетании экономической эффективности и социальной справедливости, платности и бесплатности в используемых моделях приватизации. Самостоятельными проблемами остаются критерии выбора способов приватизации и национализации, определение темпов, приоритетов.
        Цель настоящей работы состоит  в том, чтобы определить степень изученности процессов приватизации и национализации, понять сущность и значимость этих процессов, выявить задачи и особенности российской приватизации, ее проблемы, перспективы и допущенные ошибки. Для этого поставлены следующие задачи:
      раскрыть понятия приватизации и национализации собственности;
      рассмотреть процесс приватизации в мировой экономике;
      проанализировать процессы приватизации и национализации в России 1991-2006 гг.;
      провести сравнение результатов данных процессов в России и странах мира.
      Анализ  теории и практики рассматриваемых процессов занимает все более важное место в отечественной экономической науке. Это обусловлено двумя причинами. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений; во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности. В настоящее время в периодической и научной литературе уделяется достаточно внимания этим проблемам, поэтому разнообразные источники позволяют подробно изучить вопросы приватизации и национализации.
 

1. Теория процессов  приватизации и  национализации

      1.1 Сущность приватизации

      Приватизация  представляет собой особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную» под непосредственным воздействием государственных органов. Но до сих пор нет единого определения приватизации. Наиболее короткое определение приватизации формулируется как переход государственного имущества в частый сектор экономики. Кроме него, можно встретить такие определения, как: переход прав собственности государства в пользу частных лиц или смена государственной собственности на частную [3,116]; передача функций государственной собственности частному сектору народного хозяйства с тем, чтобы распределение и взаимодействие ресурсов осуществлялось через рынок [4,302]; и т.п. Приватизация является разгосударствлением собственности. Иногда эти процессы воспринимаются как возврат государственной собственности её истинным владельцам. Несмотря на разнообразие определений можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная.
      Бесплатная  приватизация. Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так  как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника, наделив его частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками - ваучерами.
      Платная приватизация. В этом случае государственная  собственность подлежит продаже  по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Сторонники платной приватизации считают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.
      Один  из серьезных вопросов, касающихся приватизации, это сроки её проведения: она должна быть медленной, растянутой на несколько десятилетий, или быстрой. В действительности, государственную собственность вряд ли возможно приватизировать за 2-3 года. Реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным причинам:
      1. Сбережения, необходимые для приобретения  в частную собственность объектов  промышленности, накапливаются медленно;
      2. Требуется время, чтобы рынок  стал хорошо функционировать  и определил рыночную стоимость  предприятий;
      3. Монополизированная государственная  промышленность требует реструктуризации, прежде чем производственные  предприятия могут быть выставлены на продажу;
      Сторонники  быстрой приватизации считают, что  таким путем можно в сжатые сроки создать новый класс  частных собственников - основную базу социальных реформ. В конкретном плане  предлагается «обвальная» приватизация жилищного фонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий. Но ни одна из моделей не используется в полном объеме, только их объединение приводит к ожидаемому эффекту.
      Основные  цели приватизации должны быть следующими:
      1. Экономическая - повышение эффективности  функционирования хозяйства;
      2. Финансовая - увеличение доходов  государственного бюджета за  счет продажи предприятий в  частные руки;
      3. Социальная - обеспечение стабильных социальных условий жизни граждан;
      4. Перераспределение экономических  основ власти.
      Реализация  целей приватизации взаимно противоречива. Явные противоречия существуют между принципами социальной справедливости и экономической эффективности. Здесь пришлось поступиться нормами справедливости в целях ускорения процесса разгосударствления и приватизации. Важным средством приватизации является перераспределение доходов и имущества.
      На  основе опыта приватизации в странах  с рыночной экономикой и с экономикой переходного периода можно сформулировать ряд принципов:
      1. Приватизации должны предшествовать реструктуризация и разрушение неоправданных монополий;
      2. Изменения структуры собственности должны носить постепенный характер;
      3. Обязательными условиями приватизации должны быть новые инвестиции, совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и социального обеспечения;
      4. Приватизация должна проводится с учетом национальной безопасности;
      5. Каждый шаг приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным общественному контролю.
      Рассмотрение  методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации, как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частную под непосредственным воздействием государственных органов.
      Приватизация  способствует демонополизации производства. К сожалению, резкий переход к акционированию крупных предприятий произошел без их предварительной реорганизации. Это не позволило увязать задачи приватизации и демонополизации. Следует учитывать, что проблему демонополизации удается решить не во всех отраслях народного хозяйства и не только методами разукрупнения. Взаимосвязь приватизации и демонополизации настолько сложна, что использование разрешенных программой приватизации методов приводило к разрушению сложившихся отраслевых научных комплексов при выходе из них структурных подразделений [8,67].
      Приватизация, как правило, разворачивается в условиях изменения политической обстановки, при переходе от командно-административной модели регулирования экономики к рыночной. Обратный переход может сопровождаться процессом деприватизации. Это подтверждает постоянный характер приватизационного процесса как инструмента государственного регулирования. Проведение приватизационных мероприятий сталкивается с целым рядом объективных препятствий. Прежде всего, масштаб предполагаемых преобразований несопоставим с возможностями экономики. Сильное влияние оказывает наличие или отсутствие инфраструктуры рынка капиталов. Спад производства значительно усложняет оценку потенциала низко рентабельных предприятий. Сказывается нехватка финансовых средств у населения. Эти условия объясняют неизбежную неэквивалентность продажи государственного имущества и необходимость привилегий для различных групп населения (трудовых коллективов, безработных и т.п.).
      Приватизационный  процесс обладает рядом присущих ему черт, носящих как позитивный, так и негативный характер. Основными  негативными чертами являются:
      1. Единообразие способов приватизации  для предприятий различных отраслей, объединяемых по величине стоимости основных фондов и численности трудовых коллективов. Отраслевые особенности приватизации были сведены к порядку согласования планов приватизации предприятий с министерствами и ограничению акционирования.
      2. Игнорирование региональных особенностей  приватизации. Различия в темпах и способах приватизации в регионах были обусловлены скорее действиями местных властей, выходящих за рамки своей компетентности.
      3. Преимущественно бесплатный способ передачи собственности. Его организационная форма - введение системы приватизационных чеков на предъявителя.
      4. Административное установление  высоких «заданий» по срокам  и объемам приватизации.
 

      1.2 Формы и методы приватизации

      Формальная  приватизация. Данная форма приватизации предполагает перевод государственного предприятия в частноправовую форму. Это может происходить в порядке общего или частного правопреемства. Формальная приватизация ничего не меняет ни в отношениях собственности, ни в обладании предприятием капитала, ни в доступе к техническим знаниям или управленческим ресурсам. В процессе проведения формальной приватизации задачи государства не определяются заново. Для реализации этих задач государство использует инструменты частного права. Здесь также можно говорить об организационной приватизации, при которой не происходит никаких существенных изменений в распределении задач между государством и частными лицами. В таких случаях формальная приватизация рассматривается как необходимый подготовительный этап для проведения материальной приватизации.
      Реальная  приватизация. О реальной приватизации говорят в том случае, когда государственное предприятие продается частным стратегическим инвесторам. Подобная форма приватизации встречается, прежде всего, на муниципальном уровне и имеет следующие характерные черты:
      1. Продукция и услуги, производимые государственными предприятиями, заменяются продукцией и услугами других предприятий;
      2. При использовании так называемой  «контрактной системы» частный  продавец оказывает государственному  органу определенные платные  услуги, которые потребляются непосредственно населению;
      3. При использовании «концессионной  модели» частное предприятие  оказывает гражданам платные  услуги;
      4. В случае использования «чековой  системы» государство размещает  финансируемые за счет налоговых  поступлений чеки, которыми можно производить расчеты с любыми предприятиями - поставщиками.
      Открытый  и ограниченный тендер. С помощью  этого в высшей степени открытого  метода можно охватить широкий круг потенциальных инвесторов. При выборе инвестора цена не имеет первостепенного значения; важную роль могут играть и другие критерии. В отличие от массовой приватизации здесь может иметь место значительный приток капитала.
      Аукцион. Целью этого метода является продажа  предприятия по наивысшей цене. При  этом не учитываются особенности или профиль инвесторов.
      Прямая  продажа. По стратегическим соображениям предпочтение отдается ведению переговоров  непосредственно с отдельными инвесторами. Наиболее важную роль здесь играет правильное определение реальной стоимости  предприятия.
      Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и размер предприятия, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные критерии обусловили перечисленные способы приватизации, а также такие, как выкуп арендованного имущества и банкротство. Чтобы добиться наибольшего результата, надо отдать предприятие в руки умелых управляющих и суметь заинтересовать их в достижениях наилучших конечных результатов [13,137].
      Приватизация  сопровождается рядом сопутствующих  мероприятий, таких как укрупнение, реструктуризация, оценка предприятий, поиск инвесторов, изменение антимонопольного законодательства и реализация мероприятий  в социальной сфере.
 

      1.3 Характерные черты  национализации

      Национализация – это отчуждение имущества у частных лиц в собственность государства, осуществляемое на основании специального акта компетентного государственного органа. Затрагивает преимущественно отрасли и производства, требующие больших и долгосрочных вложений, либо наиболее пострадавшие от мирового кризиса и ставшие нерентабельными, предприятия в которых находятся под угрозой закрытия. К широкой практике национализация отдельных производств или отраслей промышленности прибегли многие европейские государства после второй мировой войны; эта мера используется и до настоящего времени. Законодательство определяет порядок национализации как проводимой в общественных интересах меры с выплатой собственнику национализируемого имущества компенсации.
      Национализация  является средством государственного регулирования сферы отношений  собственности путем обращения  имущества физических и частных  юридических лиц в государственную  собственность. На основе ее использования  утверждался социально-экономический строй в бывшем СССР и других странах. В государственную собственность обращались земля, банки, фабрики и другие производственные и непроизводственные объекты. Огосударствлению подвергались контроль и учет за общественным производством, а также функции организации и планирования всей системы хозяйствования.
      С помощью национализации формировался государственный сектор во многих странах, который стал экономической базой  их политической независимости. Конституционная  возможность национализации в форме обращения частного имущества в государственную собственность имеется, практически, во всех странах. В Конституции установлено, что имущество может переходить из частной собственности в государственную. Методом перехода названо «принудительное отчуждение имущества для государственных нужд», но это по сути национализация [14,51].
      Национализация  является как политическим, так и  экономическим средством сферы  отношений собственности. Основа категории  «национализация» - равенство государственной  и частной собственности. Признаются и равным образом защищаются как государственная, так и частная собственность. И если средством перехода государственной собственности в частную является приватизация, то частной собственности в государственную – национализация. Поэтому приватизация и национализация – две стороны одного и того же явления – собственности. Они объективны, и национализация должна стать такой же категорией экономической науки, как и приватизация.
      Национализация  может быть направлена на обеспечение  инновационно-индустриального развития. В определенных условиях национализация может принимать форму деприватизации, т.е. обращение в государственную собственность ранее приватизированного имущества. В частности это касается стратегических сфер экономики.
      Национализация подразделяется на принудительную и добровольную. Принудительная – отчуждение государством имущества физических и юридических лиц. Добровольно национализация может совершаться по инициативе самих физических и юридических лиц, которые в силу каких-то обстоятельств предлагают свое имущество государству.
      Стоимость национализируемого имущества может  возмещаться или не возмещаться. Принудительное отчуждение имущества  для государственных нужд может  быть произведено при условии  равноценного его возмещения. Но часто принцип равноценного возмещения стоимости  нарушается.
      При оценке возмещения национализируемого имущества целесообразно учитывать  различия. Если национализация касается частного имущества, которое было создано  собственником и за счет его средств, то должен применяться принцип равноценного возмещения. Но если речь идет о приватизированном имуществе, которое было получено за бесценок, с нарушениями законодательства или при невыполнении собственником своих обязательств, то должен применяться принцип справедливости с учетом только реальных вложений собственника, в том числе уплаченной суммой с поправкой на инфляцию [4,319].
      Национализация  может осуществляться и без возмещения в силу особых и форс-мажорных обстоятельств. Так, в случае споров о размерах возмещения оно может устанавливаться в общем судебном порядке. Или на территории, где введено военное положение, граждане и другие лица обязаны представлять необходимое для обороны имущество, находящееся в их собственности [14,53].
      В экономической науке нередко бытует мнение, что национализация – это конфискация частного имущества, что не совсем так. Механизмами национализации, кроме конфискации, могут быть: собственность в обмен на государственные инвестиции; конвертация задолженности хозяйствующего субъекта перед бюджетом в собственность государства; выкуп государством приватизированного имущества; возврат приватизированного объекта в государственную собственность через процедуры банкротства; отмена итогов приватизации объектов; переоценка и учет государственного имущества.
      Национализацию  следует проводить не в массовом порядке, а в целеполагающем. Во-первых, для перегруппировки государственного капитала, повышения степени государственного участия в капитале определенных хозяйствующих субъектов. Это даст возможность государству реально участвовать и влиять на принимаемые решения по развитию хозяйствующих субъектов. Во-вторых, для сосредоточения государственной собственности в определенных отраслях экономики, включая инфраструктуру, которая создает институциональные условия и определяет условия развития в целом.
 

       2. Опыт проведения  приватизации и  национализации в  странах мира

      2.1 Развитие приватизации  в мировой экономике

      Приватизация  в 70 – 80 – е годы стала общемировым  явлением. К концу 80-х годов более  80 стран разных континентов – от государств Латинской и Северной Америки до Южной Кореи, Филиппин, Малайзии приняли программы сокращения государственного сектора.
      Процесс приватизации не может быть одномоментным актом. Продажа предприятия это лишь первая стадия правового оформления смены собственника, которая должна быть дополнена по меньшей мере еще двумя: создание реальных условий для фактического осуществления юридического права собственности (механизма реализации политических, экономических, социальных и правовых норм) и, наконец, четким разделением ответственности между собственником и управляющими с передачей всей полноты коммерческого риска разным собственникам. Естественно, этот процесс носит долговременный характер. Он может быть инициирован государством, однако в дальнейшем его динамика зависит от интересов разных действующих лиц и исполнителей, а также от множества объективных факторов.
      Результаты  дискуссии по проблемам приватизации и практике ее проведения на Западе показали, что этот процесс никоем образом не рассматривается как поражение государства, как его демонтаж или как возможность перекладывания ответственности за решение задач общенационального характера на частный капитал. Речь идет об оценке допустимых с точки зрения эффективности масштабов прямого вмешательства государства в экономику, пересмотре функций и сфер, ранее находившихся в компетенции государства. О более четком разделении прав, обязанностей и ответственности между государственным и частным секторами экономики и, наконец, об усилении рыночных форм госрегулирования регионов, отраслей и экономики в целом.
      Складывающиеся  в жизни соотношения между  государственным и частным капиталом  не являются окончательно установленными, они могут изменяться в поисках  более эффективного сочетания, оптимума, проникая друг в друга. Поэтому в зарубежной практике приватизация в чистом виде встречается очень редко, в основном создаются смешанные предприятия, призванные снять недостатки каждой из форм собственности и реализовать их преимущества. В настоящее время на Западе предпринимаются попытки математического расчета оптимального сочетания двух форм собственности, оптимальной структуры, в которой любые отклонения – будь то отставание или забегание вперед – чреваты снижением экономической эффективности.
      Важным  основополагающим принципом, имеющим  всеобщий характер, является и необходимость  призвания того, что приватизация не может быть конечной целью обновления общества и экономики, она является лишь одним из средств (к тому же, совсем не универсальным) достижения множества разнообразных целей. И прежде чем что-либо приватизировать, надо понять, с какой конкретной целью это делается. Цели приватизации многообразны, они могут быть и долгосрочными, и краткосрочными, даже неотложными; обычно, к тому же, эти цели разноуровневые. При этом цели макроуровня могут вступать в противоречие с теми, что существуют на микроуровне. В этом многообразии чрезвычайно важно определить приоритеты, ранжировать их по степени неотложности задачи и при этом не допустить возникновения противоречий между ними, которыми грешат наши законодательные акты и положения.
      Всем  мировым опытом доказано, что приватизация может стать популярной и эффективной  лишь при поддержке общественного  мнения. Считается, что наибольшего  успеха в этом плане добились Англия и Франция, убедительно доказавшие, что постепенность и добровольность при проведении приватизации «сверху» должны стать ее обязательными принципами. Существуют определенные способы достижения согласия между отдельными группами населения в реализации программ приватизации. Так, сомнения потребителей в целесообразности приватизации можно погасить установлением льготных региональных ставок; неудовлетворенность рабочих – льготными ставками на покупку акций; менеджеров, опасающихся раздела предприятия, - приватизацией его как единого целого; политиков, опасающихся распродажи родины, - сохранением контрольного пакета акций в стране.
      Политико-символическое  значение крупных акций по приватизации обязывает в любом случае показать ее результативность. Обычно в данной связи ссылаются на опыт Великобритании, где приватизация стимулируется не только усиленной пропагандой, но и рядом экономических выгод: снижением цен при продаже государственных домов, благоприятным курсом акций госпредприятий и др. Именно здесь приватизация стала повседневной практикой, и она проникает в те сферы, которые ранее считались исключительно госмонополией (газоснабжение, электроэнергетика, почта, телефонная связь, авиатранспорт); наконец, осуществляется она в очень подвижных и многообразных формах.
      Отмечая наиболее высокие темпы приватизации в Англии и Франции, западные исследователи  вынуждены, однако, констатировать, что  в настоящее время они замедлились. Разгосударствление дюжины госпредприятий в Англии длилось 10 лет. К началу 80-х годов правительство Франции осуществило лишь треть своей программы приватизации, выручив 71 млрд. фр. за полтора года. Правительству Германии понадобилось восемь лет (1983 – 1990 гг.), чтобы в благоприятных условиях приватизировать 676 государственных или полугосударственных предприятий на сумму 9,4 млрд. марок. В Италии и Испании были проданы дочерние компании, которые государство не признавало жизненно необходимыми. Приватизация затягивается даже там, где правительства были решимости полностью реализовать намеченные программы – теперь они либо урезают, либо растягивают во времени, либо в приватизируемых предприятиях сохраняется половинная доля государства. Замечено, что там, где потенциал приватизации велик (Австрия, Германия, Италия), правительства охотнее идут на либерализацию условий производства, чем на приватизацию. Стремление к последней всего сильнее там, где меньше предпринимательской свободы в сфере принятия решений [7,94].
      Очевидно, в ряде стран Западной Европы достигнут  к настоящему времени уровень приватизации, который соответствует новому витку научно-технического прогресса. В перспективе наступает период синтезирования различных форм собственности, нахождения их оптимального сочетания в экономике.
      Подводя некоторые итоги приватизации в  развитых странах Запада, можно отметить, что, во-первых, в подавляющем их большинстве под влиянием разгосударствления, составной частью которого стала приватизация, экономическое положение в 90-е годы улучшилось. В Великобритании, к примеру, отмечаются укрепление госбюджета, рост производительности труда. За 1979 – 1995гг. доля населения в собственности увеличилась с 7 до 26 %, доля семей собственников жилья – с 55 до 66 %. В этих результатах, правда, проявляются и конъюнктурные факторы, роль которых невозможно отделить от приватизационных [7,240].
      Во-вторых, наиболее приспособленными к новым  формам хозяйствования оказались те страны, в которых идея приватизации стала популярной, и был обеспечен  определенный социальный и политический консенсус (Англия, Франция).
      В-третьих, условия и механизм приватизации, ее последствия в разных странах  в большой мере определяются социально-культурной средой и конкретно-исторической обстановкой.
      В-четвертых, опыт прошедших лет вновь подтвердил, что принципы частной собственности, заложенные, например, в акционерных обществах, не обеспечивают социальной справедливости.
      Результаты  приватизации в развивающихся странах  более противоречивы и неоднозначны. Они еще раз подтверждают, что  успехи в этом процессе зависят не только от наличия в обществе ряда объективных предпосылок – факторов экономического, политического и национально-культурологического характера, но и от комплексности их включения в механизм приватизации. Выпадение хотя бы одного из них из общей цепи негативно сказывается на итогах и последствиях приватизации. В одних странах реализация программ либерализации экономики привела к росту эффективности и оздоровлению, в других произошло ухудшение экономического положения.
      Приватизация  в Сирии, к примеру, не помогла  выходу страны из кризиса. Тормозится этот процесс в Бразилии, здесь, по расчетам социологов, идею приватизации поддерживало около 70% населения. Но уже первый аукцион по продаже 17 предприятий сталелитейной и нефтехимической промышленности, убыточных в своем большинстве сорван из-за сопротивления местных властей и лево консервативных кругов, пугающих население «распродажей родины». На повторных аукционах несколько проданных предприятий дали выручку всего лишь в 1,7 млрд. долл. Хотя список предприятий, подлежащих приватизации, растет и включает в себя самолетостроительные компании, морские порты, объекты электроснабжения, телекоммуникаций и железнодорожных перевозок, иностранные инвесторы «раскупать» Бразилию не торопятся.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.