На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Монастыри Серпухова как культурные объекты туризма

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 12.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Содержание 
 

Введение
1. Монастыри как культурно-исторические объекты туристского показа.
1.1. Архитектура русских монастырей …………………………………………………………
1.2. Роль монастырей в культурной жизни.
      1.2.1. Иконопись, книжное дело…………………………………………………………
      1.2.2. Церковно-приходские школы……………………………………………………
2.  Монастыри Серпухова как культурные центры города.
2.1.  Высоцкий монастырь……………………………………………………………………………..
2.2. Введенский Владычный монастырь………………………………………………………
Заключение
Список литературы 

Введение 

     Историко-культурный потенциал является основой познавательного туризма. Он представлен различными видами исторических памятников, мемориальных мест, народными промыслами, музеями, то-есть сочетаниями объектов материальной и духовной культуры. Культурное наследие - это наследие исторического развития цивилизации, которое накопилось на данной территории. Каждая эпоха оставляет свой след.
     Первые  храмы на Руси появились в X в. Из самых ранних до нашего времени сохранились  лишь каменные постройки, возведенные  при Ярославе Мудром: Новгородская и Киевская Софии, Юрьев монастырь в Новгороде и Киево-Печерская Лавра. В то далекое время это были центры русской культуры, потому что с приходом христианства на Руси началось распространение письменности, живописи в виде иконографии и фресок, получила развитие каменная архитектура - сначала по образцам, заимствованным из Византии, потом в творениях русских мастеров стало проявляться свое, национальное видение, как строительстве, так и в живописи.
     Целью моей курсовой работы является изучение истории монастырей г. Серпухова как древних духовных культурных центров и объектов туризма. Предмет курсовой работы - значение монастырей в культурном развитии города, а объект  – монастыри, как отдельно взятые единицы духовности для развития данного направления. 

 

1. Монастыри как культурно-исторические объекты туристского показа.
1.1. Архитектура русских монастырей.
     Памятники культовой архитектуры - наиболее древние, которые дошли до нашего времени. Это церкви и монастыри различных  конфессий: православные храмы, католические соборы, лютеранские кирхи, еврейские синагоги, буддистские пагоды, мусульманские мечети.
     До  наших дней сохранилось много  древних монастырей и соборов. Монастыри - образцы полифункциональных образований. В первую очередь, это мощные фортификационные сооружения, поскольку в средние века все монастыри несли функцию форпостов на подходах к городам, многие содержали даже полки. Монастыри являлись крупными феодалами, которые владели пахотными землями, лесами, деревнями и крепостными крестьянами. Здесь занимались сельским хозяйством и самыми разнообразными видами ремесел. Монастырь - это обитель Божия, центр духовности, поэтому их создавали как прекрасные архитектурные ансамбли, которые гармонировали с окружающей природой. Здесь собирались большие библиотеки, переписывались книги, за много веков накапливались ценные предметы искусства религиозного назначения: фрески, иконы и резные иконостасы, прекрасные ювелирные изделия - кресты, потиры, оклады икон и книг.
     В соборах вершилось судопроизводство: в средние века все гражданские дела (семейные споры, споры между соседями) разрешались только в храмах.
     Монастыри привлекали множество людей, которые  шли на паломничество по святым местам.
 

1.2. Роль монастырей в культурной  жизни.
1.2.1. Иконопись, книжное дело.
     Православные  монастыри сыграли огромную роль в культурной, политической и хозяйственной  истории Руси, России. В нашей  стране - как, впрочем, и в других странах христианского мира - обители  монахов всегда были не только местами  молитвенного служения Богу, но и центрами культуры, просвещения; во многие периоды отечественной истории монастыри оказывали заметное воздействие на политическое развитие страны, на хозяйственную жизнь людей.
     В монастырях XV-XVI вв. шла большая просветительская работа, переписывались книги, развивались самобытные школы иконописи, фресковой живописи. Там писались иконы, которые наряду с фресками и мозаикой составляли тот жанр живописного искусства, что был разрешен церковью и всячески поощрялся ею.
     Выдающиеся  живописцы древности отражали в иконе и религиозные сюжеты, и свое видение окружающего мира, запечатлевали в красках не одни христианские догматы, но и собственное отношение к актуальным проблемам современности. Поэтому древнерусское живописное искусство вышло за узкие рамки церковной улитарности и стало важным средством художественного отражения своей эпохи - явлением не только чисто религиозной жизни, но и общекультурной.
     XIV - начало XV вв. - это время расцвета  иконописи. Именно в ней русским  художникам удалось полностью выразить характер страны и народа, подняться до высот мировой культуры. Корифеями же иконописи, безусловно, являлись Феофан Грек, Андрей Рублев и Дионисий. Благодаря их творчеству русская икона стала не только предметом живописи, но и философских дискуссий; она о много говорит не только искусствоведам, но и социальным психологам, стала составной частью жизни русского народа.
     Средневековье - это эпоха соборного творчества. Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим, наш современник, писал об этой эпохе в работе «Опыт народного духа» так: «Дух соборного делания коснулся всех областей творчества. Вслед за политическим собиранием Руси, одновременно с ростом экономических связей различных частей государства началось культурное собирание. Именно тогда умножились произведения житийной литературы, были созданы обобщающие летописные своды, начали сливаться воедино в общерусской культуре достижения крупнейших провинциальных школ в области изобразительного, архитектурного, музыкально-певческого, декоративно-прикладного искусства».
     Одним из главных источников пополнения монастырских коллекций были вклады. Сюда приносили  фамильные реликвии обедневшие потомки  удельных князей, не выдержавшие неравной борьбы с окрепшей великокняжеской  властью. Вклады поступали и от московских князей и царей, которые часто использовали влиятельные монастыри в политических целях. Причинами вклада в сокровищницу монастыря могли быть и победа, одержанная над врагом, и моление о рождении наследника, и торжественное восшествие на престол. Часто делали вклады и просто на помин души. На территории монастырей, у их соборов и церквей иногда хоронили знатных людей, при погребении же монастырю не только платили деньги за могилу, но и оставляли личные вещи покойного, икону, снятую с гроба, и даже возок с лошадьми, на котором он был привезен. Надгробные плиты с эпитафиями сегодня являются историческими документами, так как по ним можно определить, кто жил в этих местах, богат ли был, установить родословную и т.д. Среди вкладчиков русских монастырей были князья и бояре, представители высшего духовенства, дворяне, торговые и служивые люди разных городов, «государева двора разных чинов люди», городские дьяки, монастырские слуги и служки, ремесленники и крестьяне.
     На  монастыри смотрели как на надежные хранилища национальных сокровищ. Сюда привозили произведения искусства ради их сбережения. Не случайно на многих из них было написано: «А не отдати никому». Самыми распространенными вкладами были фамильные иконы, украшенные драгоценными окладами.
     Пользовались известностью монастырские собрания в Москве и Сергиевом Посаде, в Ростове Великом и Суздале, Твери и Ярославле; в этих городах составились уникальные коллекции русской иконописи XV-XVI вв. 

 

     1.2.2. Церковно-приходские школы.
     Древнерусская монастырская архитектура - явление разноплановое, со сложной внутренней динамикой, не позволяющей привести многообразие форм к единым критериям оценки. Процесс сложения ансамбля монастыря порой занимал несколько столетий, поэтому в большинстве случаев не приходится говорить о выдержанном в едином стилистическом ключе архитектурном решении. Однако, рассматривая развитые монастырские комплексы в качестве сложившихся архитектурных структур, можно отметить некоторые общие типологические признаки в их застройке, планировке и композиции. Эти признаки обусловлены единством функционального назначения, а также символической интерпретацией монастырского ансамбля.
     Возлагавшиеся на монастырь функции определили комплекс сооружений, куда входили  постройки разнообразного назначения - культовые, хозяйственные, жилые, оборонительные, мемориальные.
     Как правило, уже на первой стадии сложения монастыря, он обносился стеной. Даже деревянная ограда, отделяющая обитель  от мира, тем самым делала монастырский комплекс подобным городу или крепости. Крепостные стены, замыкая композицию и являясь ее границей, придавали ансамблю большую архитектурную целостность и смысловую значимость. Конфигурация плана монастыря во многом определялась его месторасположением. Традиционно первоначальники останавливали свой выбор на холме в устье ручья при впадении его в речку. Таким образом, основные линии монастырского плана были предопределены естественными природными условиями. Подробный выбор места основания обители был обусловлен тем обстоятельством, что до середины XVII в. одной из важнейших функций монастыря как социального учреждения была - военно-оборонительная.
     Крепостные  башни, помимо той роли, которую они  выполняли в качестве оборонительных сооружений, часто использовались для  нужд монастырского хозяйства. Вынесенные как бы за пределы «парадной» архитектурной композиции, в башнях устраивались кладовые, мастерские, разнообразные монастырские службы: поварские, квасовареные, прядильные. Однако, во внешнем художественном облике крепостные башни являлись важнейшими структурными элементами. Фиксируя конечные точки архитектурной композиции, башни поддерживают и завершают ритмику вертикальных акцентов монастырского ансамбля. Архитектурная композиция монастыря приобретает черты гармоничной завершенности: горизонтали прясел стен и вертикали башен, уравновешивая друг друга, складываются в самодостаточные картины с каждой отдельной точки зрения.
     Башни могли служить и проездными воротами в монастырь. Со стороны парадного  подъезда устраивались главные - Святые - ворота, выделенные архитектурной декорацией и самим расположением. Пройдя через них, паломники попадали непосредственно в парадный монастырский двор, при планировке которого старались соблюсти принцип постановки монастырского храма напротив Святых ворот. Посвящение надвратного храма часто было связано с богородичными праздниками - Успения, Рождества, Благовещения - что акцентировало идейную значимость и заключало в себе идею покровительства и заступничества Пресвятой Богородицы.
     Планировка  монастырского ансамбля подчинялась ясно отслеживаемым закономерностям. К таковым можно отнести концентричность и функциональность зон композиционной структуры внутренней застройки и наличие определенной иерархии сооружений. Центральное положение в ансамбле занимал монастырский храм с трапезным комплексом, а также другие церкви и часто колокольня. В больших монастырях со значительной каменной застройкой здания центрального комплекса соединялись между собой для удобства переходов галереей, что придавало ему дополнительный смысл: особо значимое сакральное единство внутри монастырских стен. Пояс келейных корпусов отделял главный парадный двор от, так называемых, хозяйственных дворов, расположенных между жилыми корпусами и крепостной стеной. Здания монастырских служб, не столь репрезентативные и высотные, располагались именно здесь, формируя внутренние архитектурные микроансамбли в пределах крепостных стен.
     В целом, на протяжении XVI в. сформировалась структура монастырского комплекса  с архитектурно-композиционными  приемами, повторяющимися с незначительными изменениями в последующем монастырском строительстве. Архитектурный ансамбль древнерусского монастыря - замкнутый, компактный и композиционно завершенный - выражал идею религиозного, культурного, военного и политического центра.
 

2. Монастыри Серпухова как культурные центры города.
2.1.  Высоцкий  монастырь.
     Невозможно  представить себе Россию - нашу Святую Матушку-Русь без православных монастырей.  Они всегда были оплотом духовности русского народа, великой его силой, центрами  духовного и культурного просвещения, недаром раньше говорили, что сердце России бьется в ее монастырях. Среди бесценных духовных сокровищ русской  культуры, которые  хранят святые обители, особое место занимают святыни. Святыни - это  то, перед чем благоговеет каждая верующая душа, это обильные источники Божией благодати, щедро изливающиеся на всех, с верою приходящим к ним.
     В подмосковном городе Серпухове, на высоком  левом берегу реки Нары, верстах  в трех от ее впадения в Оку, живописно  раскинулись строения древней обители, называемой Серпуховской Высоцкий мужской монастырь. Основан он в 1374 году Серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым, сподвижником в ратных делах своего двоюродного брата великого князя Димитрия Иоанновича Донского, и по благословению преподобного Сергия Радонежского, поставившего впервые настоятели монастыря любимого ученика своего Афанасия. Название свое "Высоцкий" получил монастырь от места, на котором устроен, в древности прозывавшегося "Высокое".
     В XVIII в. Андрей Тимофеевич Болотов, живший в своей усадьбе Дворяниново неподалеку от Серпухова, писал: "... любовался я величественным видом монастыря Высоцкого, представшим взору моему посреди широкого отверстия между двух густых и высоких лесов, украшавших собою холм сей уже многие столетия и видевших праотцев наших..."
     Представший перед Болотовым Высоцкий монастырь  и поныне занимает пологий холм, над окружающейся местностью югу  от Серпухова. Извилистая лента Нары, огибая подножие холма, образует широкую зеленую пойму, через которую окский пейзаж проникает во все уголки старого города. Лесов, "видевших праотцев наших", близ Высоцкого монастыря давно уже нет; городская застройка, к счастью, малоэтажная, взобравшись на холм, еще в XIX в. достигла монастырских стен, смешавшись с домиками тихой подмонастырской слободки.
     Жизнь Высоцкого мужского монастыря можно  разделить на два периода: первый - это жизнь обители с момента  ее основания в 1374 г. и  до ее закрытия в 1931 г.,  второй - это  жизнь  монастыря  после его возрождения в 1991 г. Период же, когда монастырь был закрыт, жизнью назвать нельзя - это было  постепенное умирание. К сожалению, материалов по периоду до 1931 г. очень немного, т. к. вплоть до 1902 г. Серпуховский Высоцкий монастырь не имел своего исторического описания. Оно впервые было сделано в том же году Д.К. Треневым. Историк сожалел об ограниченности материалов, дошедших до того времени.  Да и к тому же, описание вещей идет, в основном, с позиции их историко-художественной ценности, очень  скудно раскрывая их духовную значимость. 

Храмы и  святыни монастыря. 

     Самым первым храмом обители была деревянная церковь, заложенная преподобными Сергием  и Афанасием и князем Владимиром Андреевичем во имя Пресвятой  Богоматери, честного Ее Зачатия праведной  Анной. Церковь эта находилась на месте нынешнего Никольского храма. В 1380 году произошла Куликовская битва, которая положила начало освобождению Руси от татарского ига. Князя Димитрия Донского и его двоюродного брата князя Владимира Серпуховского благословил на эту великую битву их духовный наставник — Преподобный Сергий Радонежский. Во время самой битвы князь Владимир командовал засадным полком, который состоял из серпуховичей. На Куликовом поле русские войска наголову разгромили войско Мамая. Павшие воины Серпуховского ополчения были погребены в братской могиле в стенах Высоцкой обители.
     Возвратившись в свою вотчину, князь Владимир Андреевич, прозванный за эту битву Храбрым  и Донским, пожелал возблагодарить Бога за дарованную Им еще неслыханную  на Руси столь славную победу над  страшным и сильным неприятелем. В основанной им любимой Высоцкой обители над братской могилой убиенных воинов он строит величественный и дивный каменный храм во имя Зачатия Пресвятой Богородицы праведной Анной. Вот почему соборный храм Высоцкого монастыря представляет собой один из замечательных исторических памятников нашего отечества — памятник, воздвигнутый непосредственно самим доблестным победителем в память великой Куликовской битвы, чтобы через многие века сохранить память о том радостном великом событии, которое переживала тогда, ликуя и славя милость Божию, вся многострадальная Русская земля. Этот храм, претерпев некоторые переделки, сохранил в основных своих формах все данные, подтверждающие, что он — тот же подлинный храм, который некогда воздвиг герой Куликовской битвы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.