На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Реформы в Восточной Европе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение 

     Конец 80-х начало 90-х годов нашего столетия с социально - экономической точки  зрения принес кардинальные изменения  в мире. Назревавший кризис в большинстве социалистических стран нашел свое разрешение в разрушении мировой экономической системы социализма и с необходимостью потребовал кардинальных реформ в странах, входящих в нее.
     Первыми к крупным внутренним реформам экономики приступили страны Восточной Европы - участники Совета Экономической Взаимопомощи, которые и стали объектом исследования в представленной работе.
     Поскольку разрешение кризиса многими виделось через ускоренную приватизацию, были приняты решения, связанные с  форсированием программ по денационализации государственного сектора экономики. По замыслу реформаторов, разрушение государственной монополии должно было породить конкурентную среду на базе возникающего частного предпринимательства. Преследуя эти цели, государство перестало регулировать цены. Казалось, что преодолеть экономический кризис легко - достаточно лишь выбрать модель современной рыночной экономики, характерную для развитых стран, давно функционирующих на основе принципов и правил рыночной экономики, и определить комплекс мер по трансформации от одной экономики к другой.
     Указанные   государства   прошли   долгий    и  непростой    путь    к реструктуризации  экономики.  Сегодня некоторые из  стран региона стали членами Европейского  союза,  значительно приблизившись   к   показателям экономического  развития  государств.  Имея  практически одинаковые условия в начале реформ,  далеко  не  все  страны  региона  достигли  таких впечатляющих результатов, как его лидеры - Венгрия,  Польша,  Болгария.  И опыт этих стран очень полезен для нашего  государства,  в  котором  процесс трансформации все еще продолжается. Поэтому проблемы, поднятые  в  курсовой работе, очень актуальны сегодня.
     Накопленная странами Восточной Европы практика в данной сфере может служить  интересным и полезным материалом для  изучения положительных и отрицательных  факторов, оказывающих влияние на общие тенденции экономического развития стран, осуществляющих переход от централизованной планируемой экономики к рыночному хозяйству.
     Использование этого опыта может не только предотвратить  наиболее характерные ошибки в экономической  политике России и других стран СНГ, трансформирующих свою экономику, но и, возможно укажет оптимальные пути и методы преодоления кризиса.
     Цель  курсовой работы – выявить особенности проводимых экономических реформ в 90-ые годы 20 века в  странах   региона,   отследить специфику этого процесса  и   его влияния   на   современное экономическое положение государств Восточной Европы.
       Объектом  работы  выступает   экономическое   развитие государств  восточноевропейского региона.
         Для достижения цели  курсовой  работы  необходимо  выполнить  следующие задачи:
        1.  Установить  причины  кризиса   экономик   стран   Восточной   Европы,  определить  сущность  переходного  процесса.
        2. Рассмотреть основные  этапы  переходного  периода  в  хронологической      последовательности    и     выявить     изменения     в     экономике   восточноевропейских государств, вызванные ними.
         3. Дать характеристику экономическому положению региона.
         4. Рассмотреть новые тенденции экономического развития стран Восточной Европы 
 
 
 
 
 
 

     
    Теоретические аспекты экономических реформ проводимых в
         странах Восточной Европы в 90-е годы XX века 

     
      Основные  причины проведения экономических реформ в  
         странах Восточной Европы в 90-ые годы XX века и их содержание 

     Конец 80-х, начало 90-х годов XX века ознаменовались одной из самых драматических фаз развития мирового хозяйства и мировой истории - быстрым развалом в Восточной Европе системы социализма и уходом с политической сцены командно-административного управления, вернее той политической системы, которую до недавнего прошлого принято было отождествлять с социализмом как с общественно-политической формацией.
     Среди основных причин этого кризиса можно  выделить:
     - характер экстенсивного развития натурального  хозяйства.  В  условиях расширенного   экстенсивного    воспроизводства    для    поддержания национального дохода на  душу  населения  просто  на  прежнем  уровне требуется, чтобы весь  естественный  прирост  населения  переходил  в  материальную сферу производства. Прирост же национального  дохода  на  душу населения возможен лишь в той мере, в какой  прирост  занятых  в  материальной  сфере  производства  опережает   естественный   прирост населения. Как видим, экстенсивно развивающаяся экономика имеет  свой  предел по трудовым ресурсам, который носит объективный характер;
     - не имея достаточного естественного прироста  населения  для  простого воспроизводства  в  условиях  экстенсивной  экономики   и   полностью исчерпав  свои  возможности  в  маневрировании  трудовыми   ресурсами (такими как: вовлечение женщин в народное  хозяйство,  профориентации  школьников  на  рабочие  специальности,  а  самое  главное  перекачка трудовых ресурсов из сельского хозяйства  в  промышленность),  страны Восточной Европы с середины 80-х годов стали ввозить рабочую силу из-за рубежа. Это отмечает начало последней фазы экономического  кризиса   в них;
     - экономика  социалистических  стран  далее   не   может   развиваться  экстенсивно.  Они  закономерно  пришли  к  кризису,  последней  фазой которого могла стать остановка производства.
     Выход  из  создавшегося  положения  усматривался  только  в  подготовке условий  для  осуществления  кардинальных преобразований. Речь   шла о преобразовании  тоталитарного  общества  в   правовое   и   государственно-административной   экономики   в    рыночную. 
     Развертывание процессов трансформации, масштабы и  глубина  его  последствий  в  отдельных  странах значительно различались. Но в каждой из них они были по-своему  сложными  и тяжелыми.
       Для практической реализации этих преобразований требовалось  длительное время, обозначаемое как период реформ. Основные  характеристики  такого периода  –  его  протяженность  во  времени,  социально  значимая  цена   и результативность – оказались зависимыми от многих факторов. К главным из этих факторов в сфере экономики и экономических отношений можно отнести:
     1. Исходное  экономическое  положение  в  каждой  отдельно  взятой  стране.
     2. Состояние и тенденции развития борьбы политических  сил  и  движений  за определение главных характеристик преобразований.
       Наибольшей политической стабильностью   в  регионе  до  недавнего   времени  отличалось положение  в Чехии. Следом за ней – Венгрия, Польша.
       Более серьезным оценивалось  положение в Болгарии и Румынии.  Здесь не  раз  отмечались принципиальные изменения правительств, но успехами в  реальном  продвижении реформ особо не отличалось ни одно правительство.
     3. Качество действий правительства, включая реализацию принятых в  обществе  направлений реформирования. Отстранение государства от экономики не может быть полным, иначе появляется вакуум управления. В  переходной  экономике  неизбежно  одновременное  действие  регулирующих  функций  рынка   (сфера  свободных спроса и  предложения),  государственных  рыночных  регуляторов  (сфера косвенно  ограничиваемых  государством  спроса  и  предложения)  и  государственных административных мер воздействия на спрос и  предложение.
       Механизмы  регуляторов  и   административных  мер  должны  развиваться  по  критериям  их соответствия передовым достижениям в мире и  адаптивности  к  национальным особенностям в каждой из стран. Со сложной задачей преобразования  тоталитарной  экономики  в  рыночную странам Восточной Европы  справиться  удалось  далеко  не  в  равной  мере.
     Критерием  для  таких  оценок  являлись,  главным  образом,   продвинутость рыночных преобразований и динамика конкретных результатов  функционирования экономики.
     Продвинутость рыночных преобразований - преобразования административной экономики в странах Восточной Европы. Они включали пять важнейших блоков:
     - Либерализация  экономики  –  призвана  снять   административно-правовые  барьеры    для    поощрения    легитимной    личной     инициативы     и  предпринимательства, а также перевести административно-командные связи в  хозяйстве на рыночные основы;
     - Стабилизация экономики, в первую очередь в сфере цен,  денежно-кредитных  и финансовых  отношений,  а  затем  и  материального  производства.  Как  недостаточно, так и излишне  жесткая  стабилизационная  политика  быстро приводят к отрицательному результату;
     - Реструктуризация экономики на макроуровне согласно требованиям  рыночных отношений  –  означает  замену  преобладающей   части   государственного  хозяйствования  на  частное   предпринимательство   путем   приватизации государственной собственности и управления в сфере хозяйства,  а также путем   стимулирования   учреждения   и   развития    новых    хозяйств, основывающихся на негосударственной собственности;
     - Формирование условий для реструктуризации экономики на микроуровне, то есть на уровне непосредственно субъектов хозяйства – предприятий,  банков (тех,  которые к началу  преобразований  уже существуют).  Новые хозяйства должны  с  самого  начала  учреждаться  и  функционировать  по рыночным  требованиям,  иметь  структуру  деятельности   и   управления,  приспособляемую к требованиям рыночных отношений.
     - Реальная адаптация - после проведения макро- и микроэкономических реформ  внутристрановые цены будут тяготеть к мировым и таким  образом  отражать  издержки и сигнализировать о дефиците товаров и  факторов  производства.
     Эти пять блоков задач данного периода  взаимосвязаны,  и  только  их сбалансированное и полное достижение  может  означать  смену  типа  системы хозяйства.
     Таким образом, можно констатировать, что в странах Восточной Европы сформировались недостаточно эффективная межотраслевая структура экономики и затратный хозяйственный механизм, что означало преобладание экстенсивного типа развития экономики, все более возраставшую технологическую и структурную отсталость от промышленно развитых стран, замедление роста жизненного уровня населения и, как следствие, снижение общественного доверия к официальным институтам власти и рост социальной напряженности в обществе. 

     
        Этапы экономических реформ проводимых в  странах Восточной Европы
 
     В странах Восточной Европы сформировалось два основных подхода к реформированию экономики.
     Первый - поэтапное формирование инфраструктуры рынка в целях создания смешанной  экономики и социального рыночного хозяйства (Венгрия).
     Второй - это радикальные меры, проводимые в сжатые сроки и ориентированные  на создание экономики либерального типа.
     Ставится  задача - приватизировать подавляющую  часть предприятий в короткие сроки, не считаясь с социальными  издержками и последствиями (Польша, Чехия. Болгария, Румыния).
     Венгрия довольно последовательно придерживается своего пути, начиная с 1968 г. Уже к  концу 1980-х годов здесь удалось  создать рынок товаров, рынок  труда и заложить основы рынка  капиталов. С точки зрения внутренней политики такой подход обосновывается следующими факторами: необходимостью поддерживать гражданский мир и экономическую стабильность долгосрочным характером трансформации экономики (структурная модернизация, приватизация). Это позволило Венгрии не только обеспечить консенсус в обществе, но и привлечь большую часть иностранных инвестиций (примерно 50%), направленных в страны Восточной Европы.
     Страны  второй группы сделали выбор «шокового» варианта радикальных экономических  преобразований, который включает: децентрализацию хозяйственной деятельности, либерализацию цен и внешнеэкономических связей, жесткую денежную и фискальную Политику, относительное «замораживание» заработной платы. Благодаря усилению регулирующих начал государства в Польше и Чехии удалось несколько смягчить отрицательные стороны «шоковой терапии».
     Способность страны осуществлять преобразования на основе «шоковой терапии» или «постепенных реформ» зависит от характера и эффективности ее экономических, политических и правовых институтов, от социального единства общества. Главные различия между странами с переходной экономикой заключаются не столько в курсе  реформ, сколько в стартовых условиях, с которых они начали свои  реформы. Например, в конце 1989 г. польская экономика характеризовалась как экономика повального дефицита, стоявшая на грани гиперинфляции. Главной макроэкономической задачей правительства  являлось обеспечение инфляционной стабильности посредством либерализации цен и ограничения роста номинальной заработной платы. Процессы приватизации и структурной перестройки здесь были  постепенными. В Венгрии не было необходимости в «шоковой терапии» на макроуровне, поскольку инфляция была относительно низкой, а структурные изменения реализовывались на протяжении многих предыдущих лет.
     По  мнению западных экспертов, в авангарде преобразований идет  Польша. Реализация «шоковой терапии» началась 1 января 1990 г.  Правительство отменило контроль над ценами, прекратило государственные субсидии, стало проводить приватизацию и реформу банковской и валютной систем (план Бальцеровича). Реформа в Польше проходила поэтапно.
     1-й  этап-1990-1991 гг. Продажа государством  акций пяти крупных преуспевающих  компаний и четырех мелких. Особых успехов Польша достигла в сфере малой приватизации. К концу 1990 г. в руках частников находилось примерно 40% предприятий розничной торговли, около 60% предприятий общественного питания и 50% коммерческих банков. Продукция, выпускаемая мелкими предприятиями возросла на 25%.
     2-й  этап - 1991-1992 гг. Приватизировано путем  акционирования 13 предприятий. Широко применялась аренда предприятий трудовыми коллективами, а также их продажа отечественным и зарубежным фирмам. Объемы произведенной продукции в частном секторе промышленности возросли на 8%. Количество частных предприятий в промышленности составило 2,2 тыс., торговле - 7,7 тыс. в строительстве - 3,5 тыс. Среди промышленных предприятий преобладали мелкие с числом занятых до 5 человек, на долю которых приходилось примерно 60% продукции всего частного сектора. Деятельность малых предприятий была связана с дерево и металлообработкой, пищевой и швейной промышленностью. В 1992 г. на частный сектор приходилось 24,1% реализованной промышленной продукции, 55,2% строительно-монтажных работ, 23,7% стоимости услуг. В частном секторе было занято 50,6% всех работающих. Зоной наибольшей экспансии в 1991 г. стала торговля. Так, в розничной торговле удельный вес частных магазинов составил 75%, оборот превысил 80%.
     3-й  этап - 1993-1996 гг. Характеризуется активизацией  инвестиционной деятельности. Частные  предприятия увеличили инвестиции быстрее, чем государственные. Оживилась инвестиционная деятельность, что было связано с улучшением финансового положения предприятий. Рост производства был отмечен практически во всех отраслях промышленности. Значительно увеличился выпуск продукции химической и нефтехимической отраслей. В 1993-1996 гг. прирост промышленной продукции достигнут в основном за счет частного сектора, где он составил 38,6%. В Польше на долю частного сектора приходится примерно 50% сельскохозяйственной, 37,4 - промышленной, 85,8 - строительной продукции, 87,8% розничного товарооборота. 
     Перспективы экономического развития стран Восточной Европы зависят от нескольких факторов: последовательного проведения реформ, влияния технической и финансовой помощи развитых стран.
     Венгрия, Польша и  Чехия благодаря принятым интенсивным мерам добились больших успехов в экономических преобразованиях. Болгария и Румыния отстают в темпах реформирования экономики.
     Страны  Восточной Европы следовали модели преобразований, предложенной МВФ, которая включает системные элементы.
     1) Макроэкономическая стабилизация и контроль. Проведение стабилизационной программы:
     - ужесточение налоговой политики:
     - ужесточение кредитной политики;
     - антиинфляционная политика;
     - пересмотр показателей затрат в целях урегулирования внешних расчетов.
    Реформа цен и рынка:
     -  реформа внутренних цен;
     - либерализация внешней торговли;
     - свободная структура заработной платы и либерализация рынка рабочей силы;
     - реформа банковской системы.
    Развитие частного сектора, приватизация, реформа производственной
структуры:
         -  упрощение открытия и закрытия предприятий, оформления права частной собственности;
     - отраслевая и производственная реформа, ликвидация монополий.
     4) Пересмотр роли государства:
     - законодательная реформа (конституционная, имущественная, контрактная, банковская, конкурентная);
     - реформа информационной структуры (учет, контроль);
     - институциональная система косвенного управления экономикой (налоговая система, контроль над формированием бюджета);
     - социальная сфера (страхование от безработицы, пенсионное обеспечение, нетрудоспособность, социальные услуги: здравоохранение, образование).
     Таким образом, можно констатировать, что  уже в конце 60-х годов в странах  Восточной Европы сформировались недостаточно эффективная межотраслевая структура экономики и затратный хозяйственный механизм, что означало преобладание экстенсивного типа развития экономики, все более возраставшую технологическую и структурную отсталость от промышленно развитых стран, замедление роста жизненного уровня населения и, как следствие, снижение общественного доверия к официальным институтам власти и рост социальной напряженности в обществе.
     Забегая вперед, скажем, что позднее, несмотря на неоднократные попытки реформирования все это, наряду с другими факторами, привело экономическую систему социализма к общему кризису в 80-х годах, который смело можно охарактеризовать как системный и структурный, и, в конце концов, к полному крушению самой антирыночной системы хозяйствования в рассматриваемых нами странах. 

     
    Общая характеристика экономического положения стран 
         Восточной Европы в условиях реформ  

     
       Анализ экономических реформ в странах Восточной Европы
 
     Страны  Восточной Европы, к которым относятся Венгрия, Польша, Словакия, Румыния, Чехия, находятся в состоянии перехода от центрально-управляемого хозяйства к рыночной экономике. Постсоциалистическая трансформация представляет собой многофакторный процесс, предполагающий изменение функций основных субъектов экономической системы, развитие рыночных механизмов и преобразование отношений собственности.
     Реформирование экономики в странах Восточной Европы первоначально базировалось в основном на реализации концепции «шоковой терапии», подразумевающей быстрое обеспечение финансовой стабилизации и либерализацию цен, создание многообразия форм собственности, расширение прав экономических субъектов, открытие внутреннего рынка. Однако практика показала, что переход к рыночным отношениям требует более длительной и постепенной трансформации всего комплекса макро - и микроэкономических преобразований. Поэтому впоследствии рассматриваемые страны перешли к долгосрочной стратегии экономических преобразований, предусматривающей структурную перестройку, развитие финансовых рынков, решение проблемы занятости и социальной защиты, прав человека.
     Следует заметить, что страны этого региона  более сорока лет были главными партнерами Советского Союза, и с этой точки  зрения ход экономических реформ в рассматриваемых государствах, их результативность не могут не влиять на развитие народного хозяйства России и на взаимоотношения с ней. Кроме того, накопленный странами Восточной Европы опыт практических мер по формированию рыночной среды может быть полезен для государств, осуществляющих переход от централизованной планируемой экономики к рыночному хозяйству.
     По  уровню социально-экономического развития почти все страны Восточной Европы относятся к среднеразвитым. С точки зрения структуры экономики, в регионе преобладают индустриальные и индустриально-аграрные страны, но отсутствуют страны, находящиеся на индустриальной стадии развития. Страны Восточной Европы уступают странам Западной Европы по среднедушевому объему ВВП (в два-три раза меньше) и находятся примерно на уровне более развитых государств Латинской Америки.
     После Второй мировой войны во всех странах  Восточной Европы была установлена административно-командная система. Постепенно (но в рамках этой системы) исходную советскую модель сменили национальные модели (венгерская, польская), допускавшие определенное развитие элементов рыночной экономики: преобладание единоличных крестьянских хозяйств, сохранение частного сектора в мелком производстве и розничной торговле, активное развитие внешнеэкономических связей со странами с рыночной экономикой вплоть до привлечения иностранного капитала
     При этом важную роль продолжают играть такие  сходные условия, как уровень  экономического развития, наличие элементов  рыночной экономики до установления и в период господства административно-командной  системы, преобладающий менталитет населения, открытость экономики в отношении развитых стран. Так, Чехия и Словения, в которых ВВП на душу населения близок к показателям таких стран, как Греция и Португалия, и где ещё до Второй мировой Войны сложилась рыночная экономика, добились гораздо больших успехов при переходе к рынку, чем Болгария и Румыния.
     Создание  рыночных институтов в странах Восточной Европы осуществлялась в результате переплетения как эволюционного (градуалистического), так и радикального (шокового) вариантов преобразования. Преимущественно эволюционный характер реформ характерен для Болгарии, Венгрии, Румынии. Радикальные методы реформирования применялись в Польше и в меньшей мере - в Чехии.
     Наибольшие  результаты создания основ рыночной экономики к концу 90-х гг. были достигнуты в центрально - европейских странах, таких как Венгрия, Польша, Чехия. Гораздо медленнее и с огромными трудностями происходит переход к рынку в странах Балканского региона – Болгарии, Румынии, республиках бывшей Югославии. Но при всех различиях в странах Восточной Европы утвердились основы рыночной экономики: ликвидировано централизованная планирование, произошла либерализация цен на большинство товаров и услуг, введена внутренняя частичная конвертируемость национальных валют, исчез товарный дефицит.
     Таким образом, в ходе рыночных реформ в странах Восточной Европы в 90-е гг. преобладали 3 главных направления: либерализация, финансовая стабилизация и приватизация. 

    2.2 Динамика основных показателей в странах Восточной Европы 

       Состояние экономики стран Восточной Европы в эпоху координальных экономических реформ можно отследить в динамике основных макроэкономических показателей. Они свидетельствуют о продолжающемся в этот период глубоком экономическом кризисе в странах Восточной Европы:
     - Продолжается падение производства по всем группам;
     - Во всех странах растёт уровень безработицы;
     - Усиливается инфляция;
     - Для всех стран Восточной Европы характерен отрицательный платёжный баланс (пассивный), то есть платежи превышают инвестиционные поступления, что свидетельствует о том, что они все являются должниками.
     Одной из причин тормоза можно назвать – напряженная политическая ситуация в этих странах. Она препятствует разработке и выбору соответствующей программы внутренней экономической политики направленной на преодоление кризиса и подъём производства. Более того, все отрицательные перемены в этих странах повлияли на все секторы мировой экономики.
     Удельный  вес рассматриваемых стран в  мировом ВВП в середине 90-х  гг. составил 2-2,5%. В мировом экспорте региону отводится 3,4%, в мировом  импорте - 4,5%. Производство электроэнергии в этих странах составляет 3,9%; добыча каменного угля - 9,1% мирового уровня.
     Одним из важнейших показателей успехов  экономических преобразований в станах Восточной Европы является экономический рост. По темпам экономического роста лидером в 1997г. была Польша - 5,5%. За ней следуют Словакия - 4,5; Чехия - 4; Венгрия -2%.
     Одновременно  с проведением активной санации  части банков и  предприятий государство  заняло  более  жесткую  позицию  в  отношении  нежизнеспособных структур. Например, в Польше с конца 1995 г. Началась реорганизация угольной промышленности, которая в течение многих лет входила в число наиболее депрессивных отраслей.
     В  отдельных  странах   эти   проблемы   решались   за   счет   притока цивилизованного (неспекулятивного) иностранного капитала, который поступал туда, где экономическая и политическая ситуация были стабильнее,  проходили более развитые рыночные преобразования. Объемы притока прямых  иностранных инвестиций в страны Восточной  Европы можно увидеть   в таблице 1. 

Таблица 1 - Динамика притока прямых иностранных инвестиций в страны Восточной  Европы, млн. дол.
 
Страны
 
1992 год
 
1993 год
 
1994 год
 
1995 год
 
1996 год
 
1997 год
Болгария 42 40 105 90 120 130
Чехия 1004 654 868 2562 1428 800
Венгрия 1471 2339 1146 4453 1983 1800
Польша 284 580 542 1134 2741 450
Румыния 73 94 341 414 263 290
 
     В Венгрии основными факторами  экономического роста были увеличение экспорта и наличие значительного  притока иностранных инвестиций. По этому показателю страна занимает лидирующее место среди стран Восточной Европы. Объем иностранных инвестиций в Венгрии в 1997 г. составил 18 млрд. долл.
       Именно благодаря приросту инвестиций  на (21,6%) и потребительского спроса  на (7,2%) Польша добилась особенно  впечатляющих успехов. При этом  рост потребительского спроса был связан с повышением среднего уровня реальной заработной платы на 6,1%.
     Инвестиции  являются основным фактором роста в  Польше. Они возрастали в фиксированных  ценах в 1992 г. — на 0,4%; в 1993 г.- на 2,3; в 1994 г. - на 7,1; в 1995 г. - на 10,0; в 1996 г. - на 12%.
     Фактором, стимулирующим экономический рост Чехии, явилось увеличение инвестиций в основной капитал частного сектора. Увеличение розничного оборота происходило  благодаря росту реальных доходов  населения за счет предоставления услуг иностранным туристам, а также доходов от торговли.
     Необходимым условием экономического роста являются трудовые ресурсы. Анализ прироста населения в странах Восточной Европы показывает, что уровень рождаемости там является недостаточным даже для простого воспроизводства. В результате снижения уровня рождаемости в большинстве стран в последнее десятилетие темпы роста трудоспособного населения сократились. Вследствие этого произошло уменьшение притока в народное хозяйство трудоспособной молодежи и увеличение доли лиц пенсионного возраста (17% общей численности населения).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.