На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экономические системы: критерии и типы классификации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 32. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Уральский Государственный Экономический Университет
 
 
 
 
 
Курсовая работа на тему:
«Экономические системы: критерии и типы классификации»
 
 
 
 
 
 
Исполнитель: студент гр. ФК-07-2
Зимовец А.Н.
Руководитель: Истомина Е.М.
 
 
 
 
 
 
 
Екатеринбург
2011
Содержание
 
Введение…………………………………………………………….………………3
1. Типы экономических систем и их характеристика……………………………5
1.1. Традиционная система……………………...……………………….….5
1.2. Рыночная система……………………...……………...………………...7
1.3. Административно-командная система………...……………………..21
1.4. Смешанная система……………………...…………………………….27
2. Реформы по переходу России к рынку …………………………………….....32
3. Основные этапы развития социально-экономической сферы в
регионах Российской федерации……………………………………………...40
3.1. Социально-экономическое развитие УРФО……………………..…..40
3.2. Социально-экономическое положение Курганской области…….....45
Заключение………………………………………………………………………...51
Список использованной литературы…………………………………………….53
 
 


ВВЕДЕНИЕ

 
Человечество в своем развитии использовало и использует различные экономические системы, поскольку все они имеют свои недостатки. В современной  экономической  науке  понятие экономическая  система означает совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в  нем  имущественных отношений и организационных форм. Поняв суть системы, можно понять многие закономерности хозяйственной жизни общества. Чтобы это осуществить, следует признать существование пяти фундаментальных вопросов, на которые каждая экономическая система должна находить ответ. Вот эти вопросы.
1.            Сколько следует производить? В каком объеме или какую часть имеющихся ресурсов нужно занять или использовать в производственном процессе?
2.            Что следует производить? Какой набор товаров и услуг наиболее полно удовлетворит материальные потребности общества?
3.            Как эту продукцию следует производить? Как должно быть организовано производство? Какие фирмы должны осуществлять производство и какую применять технологию производства?
4.            Кто должен получить эту продукцию? В частности, как должна распределяться продукция между индивидуальными потребителями?
5.            Способна ли система адаптироваться к изменениям? Может ли система добиться  надлежащих коррекцией в связи с изменениями в потребительском спросе, в поставках ресурсов и технологии производства?[1]
В рамках каждой системы возможно существование региональных моделей, различия между которыми обуславливаются уровнем развития производительных  сил  в  стране,  национальными традициями и обычаями,  культурным и историческим прошлым, ресурсообеспеченностью и географическим положением. Основными элементами   экономической  системы  являются  социально-экономические отношения, организационные формы хозяйственной деятельности, хозяйственный  механизм  и конкретные экономические связи между субъектами экономики.
Типы экономических систем очень актуальная тема, особенно в этот период, когда Россия пытается перейти от одной экономической системы к другой. От типа системы  зависит поведение государства как на мировой, так и на внутренней арене. В последние  полтора-два столетия развития человеческого общества в мире действовали разнообразные экономические  системы.  Среди  них отчетливо выделяются: Традиционная, Рыночная, Командно-Административная, Смешанная.[2]
Целью этой работы является анализ экономических систем. Какая всё-таки лучше? Так же мы рассмотрим, к какому типу можно отнести экономическую систему России, насколько мы продвинулись к рынку, какие реформы для этого предпринимались.

1. ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
 
1.1. ТРАДИЦИОННАЯ СИСТЕМА
 
В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая система.
Основные черты этой системы:
1)           Основана на натуральном хозяйстве. Т.е. производство для личного потребления и потребления членов своей семьи. Что не даёт стимула для увеличения производства и накоплению капитала.
2)           Используется обязательный коллективный труд, уравнительное распределение.
3)           Уровень средств производства примитивный. Труд носит ручной характер, производств только для собственного потребления не приносит дохода, на который можно было бы приобрести  современные средства производства. Производительность труда низкая.
4)           Объём предлагаемого продукта незначителен. Ассортимент ограничен. Низкий уровень удовлетворения потребностей.
Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, многоукладности экономики. Многоукладность экономики означает существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования. Сохраняются в ряде стран натурально-общинные формы, основанной на общинном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Традиционное общество – такой тип хозяйственной системы, при котором главными регуляторами экономических отношений являются традиции, обычаи, устои. Это замедляет развитие, так как любые изменения проходят через своеобразную “цензуру” традиций. Оно основано на частной собственности на  производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкотоварное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике.
В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный капитал.
Для традиционной системы характерна такая особенность – активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказания социальной поддержки беднейшим слоям населения.[3]
 
 
 
 
 
 

1.2. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА
 
     Само слово  "рынок"  в русском языке является очень емким.  Можно выделить несколько значений:
Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений обмена товаров.
Рынок - это механизм взаимодействия продавцов и покупателей,  баланс спроса и предложения. Притом он имеет свои определённые функции:
1)           Контрольная. Предполагает контроль деятельности производителя со стороны потребителя, путём предъявления спроса на нужные товары.
2)           Регулирующая. Предполагает регулирование объёмов производства как внутри отрасли, так и между отраслями на основе гибкой системы ценообразования.
3)           Стимулирующая. Предполагает использование новых технологий производителем, если это способствует увеличению дохода.
4)           Интеграционная. Предполагает объединение производителя и потребителя с целью удовлетворения растущих потребностей. 
И, наконец, рынок - сфера обмена внутри страны, региона, города и т.д. и между ними, связывающая производителей и потребителей продукции.[4]
Рынок занимает  важнейшее  место  во  всей  системе общественного воспроизводства (производство,  распределение, обмен и потребление). Приходится слышать, что рынок - одно из важнейших достижений человеческой цивилизации, но достигнуто оно было путем невероятно длительного процесса. Рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм), никем не была изобретена, сложилась в XVIII в. и прекратила свое существование к началу XX в. Условиями ее формирования стали три исторических явления:
1) общественное разделение труда, которое по мере своего развития требует развития обмена и совершенствования его форм;
2) экономическая  обособленность производителей. 
3) самостоятельность  производителей  и  рабочей  силы,   свобода предпринимательской деятельности.
     Рынок обусловлен несколькими принципами, которые характеризуют его сущность и отличают от других экономических систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства. Действительно, данных принципов немного - их можно посчитать по пальцам одной руки, однако их важность для самого понятия рыночной экономики трудно переоценить. Причем эти основы, а именно: свобода индивида и честное соревнование - очень тесно связаны с понятием правового государства. Гарантии же свободы и честного соревнования могут быть даны лишь в условиях гражданского общества и правового государства. Но и сама суть прав, обретенных человеком в условиях правового государства, есть право свободы потребления: каждый гражданин вправе устраивать свою жизнь так, как ему представляется, в рамках его финансовых возможностей.
Главная отличительная черта рыночной  экономики: государство не играет никакой роли в распределении ресурсов. Все, абсолютно все решения по поводу распределения ресурсов  принимаются  домашними хозяйствами  и  предприятиями на рынках,  свободных от какого-то бы ни было государственного вмешательства. Сложнейшая структура связей между субъектами экономики осуществляется без принуждения или централизованного руководства. Основные черты рыночной экономики: 
1)           Производство продуктов для обмена стимулирует деятельность производителя: предложить товар лучше всех, дешевле, получить больший доход. Существуют отношения конкуренции
2)           Существование конкуренции даёт стимул для приобретения современных средств производства. Рыночной экономике не свойственен ручной труд.
3)           частная собственность на инвестиционные ресурсы
4)           Увеличенные объёмы производства товаров позволяют наиболее полно удовлетворить потребности
5)           наличие множества самостоятельных продавцов и покупателей каждого товара
6)           исключительно рыночное регулирование  макроэкономической  деятельности
На первый взгляд может показаться,  что экономика, в которой каждый преследует  свои  собственные интересы,  должна быть хаотичной и неэффективной. Эти взгляды  были  опровергнуты  великим  шотландским ученым, одним из основателей школы классической политэкономии Адамом Смитом в его труде "Богатство народов". У Смита мы можем встретить в этой связи термин "невидимая рука". Что он означает? Смит говорит о том, что в экономике свободного рынка отдельные индивиды,  руководствуясь собственными интересами,  направляются невидимой рукой, действующей в целях реализации интересов общества в целом. С другой стороны “невидимая рука” – это результат взаимного действия баланса спроса и предложения и конкуренции.  Несмотря на всю привлекательность  аргументов Адама Смита, чисто рыночных экономик не существует. Надо четко представлять,  что по своей сути  экономика  свободной конкуренции, как, впрочем, и командная экономика, представляет собой крайний, а следовательно, и неосуществимый вариант развития. Они существуют лишь в форме моделей, которые помогают понять закономерности развития систем,  которые являются смешением  и  сплетением  этих крайностей, в частности, современного капитализма.[5]
Функционирование рыночного хозяйства базируется на конкуренции между товаропроизводителями и покупателями. Именно они устанавливают цены на товары и услуги. Но, памятуя то, что предприятия руководствуются мотивом получения прибыли и недопущения убытков, можно сделать вывод: производиться будут лишь те товары, выпуск которых  может принести прибыль, а те товары, производство которых влечет за собой убытки, выпускать не будут. При этом известно, что получение прибыли или ее отсутствие предопределяют две вещи: общий доход, получаемый фирмой от продажи своего продукта; общие издержки его производства.
Как общий доход, так и общие издержки - это величины, образуемые соотношением "цена - время - количество продукта". Общий доход исчисляется умножением цены продукта на количество проданного продукта, общие издержки - умножением цены каждого ресурса на количество использованного в производстве, а затем - суммированием затрат на каждый ресурс.
Однако возникает вопрос: действительно ли не будут выпускаться товары, не приносящие предприятию прибыль? Чтобы ответить на него, нужно уяснить такое понятие, как "экономические издержки". Это - платежи, которые необходимо произвести, чтобы приобрести и сохранить в своем распоряжении нужные количества таких ресурсов, как капитал, сырье, рабочая сила и предпринимательские. Следует отметить, что талант предпринимателя - тоже редкий ресурс, и должен быть заслуженно оплачен, поскольку без него существование предприятия, т.е. производство продукции путем объединения перечисленных четырех факторов, стало бы невозможным. И продукт будет производиться лишь тогда, когда общий доход от его продажи достаточно велик, чтобы можно было выплатить заработную плату, процент, ренту и нормальную прибыль. В том случае, когда доход превышает экономические издержки, т.е. появляется чистая прибыль,  эта часть доходов оседает у предпринимателя и может быть расходована так, как ему представляется нужным. Если же рассматривать макроэкономические тенденции, то наличие прибыли в отрасли служит свидетельством того, что отрасль процветает. У такой отрасли возникнет тенденция к превращению в расширяющуюся отрасль по мере того, как новые фирмы, привлекаемые этой сверхнормальной прибылью, станут создаваться или перемещаться сюда из менее прибыльных отраслей. Однако появление в отрасли новых фирм представляет собой само ограничивающийся процесс. С вступлением новых фирм в отрасль рыночное предложение ее продукта возрастет по отношению к рыночному спросу. Это постепенно снижает рыночную цену на данный продукт, пока она со временем не достигнет уровня, при котором экономическая прибыль исчезнет; иными словами, конкуренция сводит эту прибыль на нет. Такое соотношение рыночного предложения и спроса, когда экономическая прибыль становится нулевой, и определяет общее количество произведенного продукта. В этой ситуации отрасль достигает своего "равновесного объема производства", по крайней мере, до тех пор, пока новые изменения в рыночном спросе и предложении не нарушат это равновесие. Обратное происходит тогда, когда в отрасли после насыщения (стабилизации) рынка падает спрос на ее продукцию или уровень предложения выше уровня спроса. В этом случае чистая прибыль пропадает, и возникает нехватка средств на покрытие экономических издержек. Тогда фирмы вынуждены сокращать производство или переходить в другую отрасль. В свете сказанного "рыночная свобода" - понятие относительное: с одной стороны, инициатива предпринимателя свободна, с другой - сами рыночные механизмы весьма сильно ограничивают предпринимателя.
Как же должно быть организовано производство в рыночной экономике? Этот фундаментальный вопрос состоит из трех подвопросов: как  должны распределяться ресурсы между отдельными отраслями? какие именно фирмы должны осуществлять производство в данной отрасли? какие комбинации ресурсов, какую технологию каждая фирма должна применять? На первый вопрос ответ уже был дан: рыночная система направляет ресурсы в те отрасли, на продукты которых потребители предъявляют достаточно высокий спрос, чтобы производство этих продуктов могло быть прибыльным; одновременно, такая, система лишает неприбыльные отрасли редких ресурсов. Второй и третий под вопросы тесно взаимосвязаны. В конкретной рыночной экономике  производство осуществляют лишь те фирмы, которые желают и способны применять экономически наиболее эффективные технологии производства, при выборе которых следует учитывать, что экономическая эффективность зависит, прежде всего, от двух факторов: от имеющейся технологии, т.е. от альтернативных  комбинаций ресурсов, производства, которые обеспечивают выпуск желаемой продукции; от цен, по которым можно приобрести необходимые ресурсы.
Комбинация ресурсов, которая экономически наиболее эффективна, зависит не от физических или инженерных характеристик продукции, обеспечиваемых имеющейся технологией, но также от относительной стоимости необходимых ресурсов, измеряемой рыночными ценами на них. Следовательно, технология, требующая применения лишь нескольких физических ресурсов для производства данного объема продукции, может оказаться экономически отнюдь не эффективной, если на необходимые ресурсы существуют слишком высокие рыночные цены. Иными словами, экономическая эффективность означает получение данного объема продукции при наименьших затратах редких ресурсов, причем как продукция, так и применяемые ресурсы измеряются в стоимостном выражении. Следовательно, наиболее экономичная комбинация ресурсов и будет наиболее эффективной, а значит, будет использоваться для производства данного товара.
В разрешении проблемы распределения общего объема продукции рыночная система играет двоякую роль. Вообще говоря, любой данный продукт распределяется между потребителями на основе их способности и желания заплатить за него существующую рыночную цену.
А что определяет способность потребителя заплатить равновесную цену за определенный продукт? Размер его денежного дохода. В свою очередь, денежный доход зависит от количества различных материальных и людских ресурсов, поставляемых получателем дохода на рынок, и от цен, по которым эти ресурсы могут быть проданы на ресурсном рынке. Таким образом, цены на ресурсы играют ключевую роль в формировании размера дохода, который каждое домохозяйство готово предложить в обмен на часть общественного продукта. А такая готовность купить данный продукт зависит от того, отдает ли потребитель предпочтение этому продукту, когда он сравнивает его с другими имеющимися близкими заменителями продукта и относительными ценами на них. Следовательно, цены на продукты, в свою очередь, играют ключевую роль в формировании структуры расходов потребителей.
Необходимо подчеркнуть, что рыночной системе как механизму распределения общественного продукта не свойственны какие-либо этические принципы. Домохозяйства, которым различными путями удалось сосредоточить в своем распоряжении крупные суммы денег,  могут распоряжаться большими долями общественного продукта. Другие, поставляющие на рынок неквалифицированные и сравнительно непроизводительные трудовые ресурсы в обмен на низкую заработную плату, получают скудные денежные доходы и соответственно малые доли национального продукта.[6]
Ориентирующая роль цен занимает важное место в способности рыночной системы приспосабливаться к изменениям спроса и предложения на данный вид услуг, товара или ресурсов. Разберем для примера экономическую систему, состоящую из двух отраслей (А и В). Предположим, что после стабилизации в обоих отраслях произошла перемена спроса так, что в одной отрасли (А) спрос поднялся, а в другой (В) - упал.
Экономическая прибыль, которая возникает сразу же в результате повышения спроса на товар А, не только создает для этой отрасли стимул к расширению, но и обеспечивает ее дополнительными средствами на приобретение ресурсов, необходимых для ее роста. Более высокие цены на данные товары позволяют фирмам данной отрасли платить более высокие цены за ресурсы и тем самым отвлекать ресурсы из других сфер, где их применение не столь  настоятельно требуется  Сигнал о готовности и способности использовать больше ресурсов в производстве товаров отрасли А поступает на ресурсный рынок в форме увеличения спроса на ресурсы. Практически противоположный процесс происходит в переживающем спад производстве товаров отрасли В. Убытки, которые влечет за собой сокращение потребительского спроса, сразу же порождают снижение спроса этой отрасли на ресурсы. Рабочая сила и другие ресурсы, высвобождаемые из свертываемого производства товаров В, могут теперь найти свое применение в расширяющемся производстве товаров отрасли А. К тому же увеличение спроса на ресурсы для производства товаров А означают более высокие цены на ресурсы для этой отрасли по сравнению с теми, какие существуют  на ресурсы для отрасли В, где снижение спроса на ресурсы снизило цены на них. Возникающая разница в ценах на ресурсы создает для владельцев ресурсов стимул к увеличению собственных выгод путем перераспределения своих ресурсов из отрасли В в отрасль А. А это, разумеется, то самое перераспределение, которое необходимо, чтобы осуществилось расширение производства товаров отрасли А и сокращение производства товаров отрасли В.
Способность рыночной системы сигнализировать об изменениях в такой базисной сфере, как потребительские вкусы, и вызывать надлежащую реакцию со стороны предприятий и поставщиков ресурсов называется направляющей, или ориентирующей, функцией цен. Воздействуя на цены продуктов и на прибыли, изменения в потребительских вкусах диктуют расширение одних отраслей и сокращение других. Эти корректировки осуществляются через ресурсный рынок, поскольку расширяющиеся отрасли  предъявляют  больший спрос на ресурсы, а сокращающиеся - снижают на них спрос. Возникающие в результате этого изменения ресурсных цен переориентируют ресурсы из сокращающихся  в расширяющиеся отрасли. При отсутствии рыночной системы некоему  административному ведомству, вероятно правительственному плановому органу, пришлось бы взять на себя задачу направления хозяйственных институтов и ресурсов в конкретные виды производства.
Аналогичный проведенному анализ показывает, что рыночная система соответственно приспосабливается к аналогичным фундаментальным изменениям в структуре предложения разных ресурсов.
Хотя организационным механизмом чистого капитализма служит рыночная система, необходимо признать важную роль конкуренции в качестве механизма контроля в такой экономике. Рыночный механизм предложения и спроса сообщает желания потребителей (общества) предприятиям, а через них - и поставщикам ресурсов. Однако именно конкуренция заставляет предприятия и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять эти желания.
Между тем конкуренция не ограничивает свою роль  гарантированием надлежащей реакции на потребности общества. Именно конкуренция заставляет фирмы переходить на самые эффективные технологии производства. На конкурентном рынке неспособность некоторых фирм использовать самую экономичную технологию производства в конечном счете означает их устранение другими конкурирующими фирмами, которые применяют наиболее эффективные методы производства.
Весьма примечательным аспектом функционирования и корректировочных операций конкурентной рыночной системы является то, что она создает необычайное и важное тождество - тождество частных и общественных интересов. Фирмы и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках остроконкурентной рыночной системы, одновременно - как бы направляемые "невидимой рукой" - способствуют обеспечению государственных, или общественных интересов. Известно, например, что при существующей конкурентной конъюнктуре фирмы применяют самую экономичную комбинацию ресурсов для производства данного объема продукции, поскольку это отвечает их частной выгоде. Поступать по-другому означало бы для них отказаться от прибылей или даже рисковать со временем потерпеть банкротство. Но вместе с тем очевидно, что интересам общества  отвечает использование редких ресурсов с наименьшими издержками, т.е. наиболее эффективными методами. Поступать иначе означало бы производство данного объема продукции с большими издержками или принесение в жертву альтернативных товаров, которые действительно необходимы обществу.[7]
Итак, сила конкуренции контролирует  или направляет мотив личной выгоды таким образом, что он автоматически и непроизвольно способствует наилучшему обеспечению интересов общества.
 
Положительные стороны рыночной экономики
 
Основной экономический аргумент в пользу рыночной системы состоит в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов. Согласно этому тезису, конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество  больше всего нуждается. Она диктует применение наиболее эффективных методов комбинирования ресурсов для производства и способствует разработке и внедрению новых, более эффективных технологий производства. Короче говоря, поборники рыночной системы доказывают, что "невидимая рука", таким образом, управляет личной выгодой, что она обеспечивает общество производством наибольшего количества необходимых товаров из имеющихся ресурсов. Это, следовательно, предполагает максимальную экономическую эффективность. Именно эта презумпция эффективности распределения заставляет большинство экономистов сомневаться в необходимости правительственного вмешательства в функционирование свободных рынков, или правительственного регулирования их операций, за исключением тех случаев, когда такое вмешательство становится вынужденным.
Важным неэкономическим аргументом в пользу рыночной системы служит то обстоятельство, что она делает ставку на роль личной свободы. Одна из фундаментальных проблем организации общества заключается в том, как координировать экономическую деятельность множества индивидов и предприятий. Известно, что существует два способа осуществления такой координации: один - это централизованное и использование мер принуждения; другой - это добровольное сотрудничество через посредничество рыночной системы.
Лишь рыночная система способна координировать экономическую деятельность без принуждения. Рыночная системы представляет свободу предпринимательства и выбора; естественно, на этой основе она и преуспевает. Предпринимателей и рабочих не перегоняют по правительственным директивам их одной отрасли в другую, чтобы обеспечить выполнение производственных заданий, установленных каким-либо всемогущим правительственным ведомством. Напротив, при рыночной системе они свободно могут добиваться увеличения собственной выгоды, с учетом, конечно, вознаграждений и наказаний, которые они получают от самой рыночной системы.
Подведем итог: конкурентная рыночная система, как утверждают ее сторонники, способствует эффективности распределения ресурсов и личной свободе.
Отрицательные стороны рыночной экономики.
 
Аргументация против рыночной системы несколько более сложна. Критики рыночной экономики обосновывают свою позицию следующими доводами.
Угасание конкуренции. Критики утверждают, что капиталистическая идеология допускает и даже стимулирует угасание своего главного контрольного механизма - конкуренции. Они полагают, что существует два основных источника ослабления конкуренции как контрольного механизма.
Во-первых, хотя с общественной точки зрения конкуренция желательна, она больше всего досаждает индивидуальному производителю своей безжалостной действительностью. Свободной, индивидуалистической среде в капиталистической системе  якобы присуще то, что предприниматели в погоне за прибылью и в стремлении улучшить свои экономические позиции пытаются освободиться от ограничительных пут конкуренции. Слияние фирм, тайные сговоры компаний - все это способствует ослаблению конкуренции и уклонению от ее регулирующего воздействия. Свыше 200 лет тому назад Адам Смит сформулировал этот тезис следующим образом: "Представители одной и той же отрасли редко встречаются друг с другом, но когда такая встреча происходит, беседа между ними завершается сговором против публики или каким-то маневром с целью повысить цены".
Во-вторых, некоторые экономисты утверждают, что сам технический прогресс, который рыночная система поощряет, способствовал упадку конкуренции. Новейшая технология, как правило, требует: использования очень больших количеств реального капитала; крупных рынков; комплексного, централизованного и строго интегрированного рынка; богатых и надежных источников сырья. Такого рода технология означает необходимость в существовании фирм- производителей, являющихся крупномасштабными не только в абсолютных величинах, но также и по отношению к размерам рынка. Иными словами, достижение максимальной эффективности производства на основе применения новейшей технологии часто требует существования небольшого числа относительно крупных фирм, а не большого числа относительно мелких.
Эти экономисты считают, что по мере сужения конкуренции ослабевает и рыночная система в качестве механизма эффективного распределения ресурсов. В результате, по мере ослабления конкуренции подрывается также суверенитет потребителя, рыночная система теряет свою способность распределять ресурсы в точном соответствии с желаниями потребителей.
Но существуют и другие доводы против признания эффективности рыночной системы. Это - неравное распределение дохода. Критики-социалисты, в числе прочих, утверждают, что рыночная система позволяет наиболее способным, или ловким, предпринимателям накапливать огромное количество материальных ресурсов, причем право наследования с течением времени усиливает этот процесс накопления. Такой процесс, помимо количественных и качественных различий в людских ресурсах, поставляемых домохозяйствами, порождает в рыночной экономике чрезвычайно неравное распределение денежных доходов. В результате семьи резко различаются между собой по способности реализовать свои потребности на рынке. Богатые обладают намного большим количеством денег, чем бедные. Отсюда делается вывод: рыночная система выделяет ресурсы на производство изысканных предметов роскоши для богатых за счет ресурсов на производство предметов первой необходимости для бедных.
Так же нельзя не отметить, то что в экономике чистой конкуренции не защищённой остаётся природа. Это  обуславливается заинтересованностью людей получить большую прибыль здесь и сейчас и не осознанием последствий которые могут проявится в дальнейшем.
Ещё один существенный недостаток это отсутствие социальных гарантий. Это конечно с одной стороны развивает в людях предприимчивость и исключает развитие в обществе психологии иждивенчества. Но на деле люди нуждающиеся во временной поддержке окажутся на гране голодной смерти. А это в свою очередь не рациональное использование рабочей силы.
Чистый капитализм так же известен своей нестабильностью и тяжело переносит какие-либо критические ситуации (например: войны или природные катаклизмы).    
Так же существуют отрасли конкуренция, в которых не выгодна никому. Они как правило требуют очень больших затрат и окупаются они за очень длинный промежуток времени. В экономике свободной конкуренции появление таких отраслей очень затруднительно. [8]
 
 
 

1.3. АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНАЯ ЭКОНОМИКА
 
Административно-командная экономика представляет собой экономическую систему полностью противоположную чистому капитализму. Эту систему характеризуют  общественная собственность практически на все материальные ресурсы  и коллективное принятие экономических решений посредством централизованного экономического планирования, монополизация и бюрократизация экономики. Все крупные решения, касающиеся объема используемых ресурсов,  структуры и распределения продукции, организации производства, принимаются центральным плановым органом. Предприятия являются собственностью  государства  и  осуществляют производство на основе государственных директив. Иными словами, производственные планы устанавливаются  плановым  органом  для  каждого предприятия, причем  план контролирует количество ресурсов, которое  должно быть выделено каждому предприятию, чтобы оно могло выполнить свои производственные  задания.  Рабочие закреплены за профессиями и даже, быть может,  распределяются согласно плану  по  географическим регионам.
     Соотношение в национальном продукте средств производства и средств потребления  устанавливается  централизованно,  таким  же образом осуществляется и распределение потребительских товаров среди населения. Средства  производства распределяются между отраслями на основе долговременных приоритетов,  устанавливаемых центральным плановым органом.
     Центральный плановый орган отвечает за решения, какие товары следует производить, как их следует производить и для кого. Все его решения носят  директивный характер.  Опора исключительно на централизованное планирование является характерной чертой командной экономики.
 
 
Рассмотрим кривую производственных возможностей (рис. 1) :

     Рис. 1 Кривая производственных возможностей
 
При данном уровне производственных возможностей экономики центральный плановый орган должен выбрать точку на кривой. Этот выбор падает на точку А с выпуском оборудования, равным ОМ, и выпуском потребительских товаров, равных ОС. Точке А соответствует некое распределение факторов производства среди отраслей и фирм в экономике. Кроме того, центральный плановый орган должен решать, как потребительские товары должны быть распределены между людьми в экономике. Рисунок поможет описать проблемы,  которые должны решаться плановым органом. Выбор  делается между производством потребительских товаров и оборудования.
  Чем больше производится оборудования, тем выше уровень будущего производства и тем ниже уровень сегодняшнего потребления.
     Для решения вопроса о том,  что производить, плановый орган выбирает точку на кривой. Предположим, он выбирает точку А. На основе чего делается такой выбор? Возможно, плановый орган выбирает такую точку на кривой,  которая, как он полагает (или как полагает его политическая партия), благоприятна для страны. Если выбор  точки А означает,  что большая часть ВНП направляется на инвестирование,  плановый орган пытается ускорить развитие экономики посредством  быстрого  увеличения массы основного капитала.  Но это одновременно означает и сокращение текущего потребления. Возможно, плановый  орган  считает,  что он выбирает то,  что выбрали бы и  потребители, если бы имели право выбора. Но в любом случае не потребители, а  плановый орган выбирает положение,  соответствующее точке А.
     Выбирая, что производить, уже в некоторой степени решил, для кого производить. Если точка А подразумевает высокий объем  производства оборудования, такой план не сможет одновременно обеспечить и высокий уровень душевого потребления.  Совокупное потребление, выделенное на этот год,  находится на уровне ОС. Возникает также вопрос: каким образом совокупный объем текущего потребления должен быть  распределен среди населения?  Распределение может быть равным, т.е. все граждане получат одинаковое количество хлеба, конфет, теннисных ракеток и мяса. Возможно,  правительственные чиновники получат больше. Или, возможно, центральный плановый орган примет в расчет то,  что  у  людей должны быть стимулы к труду,  и решит,  что люди должны получать тем больше, чем больше они работают.  Центральному плановому органу приходится все это подробно расписывать.
     Затем он должен точно определить, как производить потребительские товары и оборудование. Для каждой точки на кривой имеется некое распределение факторов производства. Оно гарантирует производство экономикой нужного количества потребительских товаров и оборудования. Труд должен быть сосредоточен на соответствующих предприятиях, оборудование должно находиться в нужном месте. Центральный плановой орган должен разработать метод распределения заданий по производству среди различных фабрик в каждой отрасли, и он должен быть уверен, что каждая фабрика имеет все необходимые факторы производства для  выполнения поставленных перед ней производственных задач.
Все это сложно.  Однако теперь примем во внимание,  что рисунок в огромной степени упрощает ситуацию, принимая в расчет существование всего двух товаров.  В действительности  же  необходимо  производить сотни тысяч  различных товаров и распределять по рабочим местам миллионы работников, среди которых, кроме того, нужно распределить производственные и потребительские товары.
     На практике центральное планирования возможно благодаря двум фактам. Во-первых, проблему не нужно решать каждый день заново. Функционирующая экономика,  способная производить определенные товары, уже существует, при  этом  труд  и капитал уже распределены определенным образом среди предприятий и отраслей. Планирующие органы могут начинать не  с  нуля,  а с уже сложившегося положения,  и решать в каком направлении следует менять распределение ресурсов.  Может оказаться, что производство  оборудования должно быть увеличено. Это означает изъятие труда и некоторых машин из производства потребительских  товаров и перемещение их в производство оборудования.  Как результат - совокупное текущее потребление должно быть сокращено.  Это может быть сделано посредством  сокращения того объема потребительских товаров, который должен приходиться на каждого работника. Во-вторых, план не должен создаваться целиком,  сразу и навсегда.
Может иметь место так называемый  итеративный  (повторяющийся)  процесс, при  реализации  которого центральный плановый орган рассылает планы по предприятиям, а затем уточняет их в соответствии с реакцией последних. Возможно, что директора предприятий посчитают план производства определенного выпуска  продукции  недостаточно обеспеченным средствами производства. Плановый орган постарается оценить обоснованность этой претензии и,  возможно,  скорректирует план. Корректировки возможны даже после того,  как план начал действовать. Например, если производство оборудования ниже контрольных цифр, то из отрасли, производящей потребительские товары  может  быть  перемещено больше труда в отрасль, производящую оборудование (в принципе, если план последней и сорвется, то  все равно печатный орган партии провозгласит грандиозное перевыполнение плана).
Тем не менее, функционирование экономики,  во всех аспектах подчиняющейся только командам,  невозможно.  Слишком много решений должно быть принято.  На практике даже в условиях централизованно планируемой экономики должна иметь место значительная децентрализация. Перед заводами и фермами ставятся производственные цели, но выбор методов производства как производить - за ними.  Этот подход  также  имеет свои проблемы, поскольку установление целей - дело крайне тяжелое.
Например, если обувной фабрике приказано произвести  1  млн.  пар обуви в год, используя данную величину труда, оборудования и материалов, она,  вероятно, будет производить детскую обувь, которую легче изготовить и на которую идет меньше сырья.
     Решить проблему распределения ресурсов только командными методами действительно невозможно.  В таком случае,  утверждают экономисты социалистических стран,  для облегчения проблемы распределения могут быть введены цены.
     Таким образом, рассмотрев схему работы, командной системы, экономики, сформулируем  ее  достоинства и недостатки.
  Итак, недостатками такой системы являются:
1)          неспособность обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности;
2)          порождаемая государственным монополизмом дефицитность экономики;
3)          уничтожение всяких экономических стимулов у субъектов экономики;
4)          высочайшая степень идеологизации экономики;
5)          разрастание бюрократического аппарата;
6)          невосприимчивость к достижениям научно технической революции;
7)          апатия, безразличие и правовой нигилизм среди населения.[9]
     Что же касается достоинств, то мы смогли найти только одно: такая система может себя оправдать только в экстремальной ситуации, когда необходимы жесткие и решительные, а подчас и единственные меры (война, национальное бедствие и т.д.)

1.4. СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
 
На данный момент можно констатировать тот факт, что экономика большинства стран мира является смешанной. Экономические системы этих стран в основном занимают некое промежуточное положение между двумя крайностями – чистым капитализмом и командной экономикой.
По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики.
Государственное регулирование, таким образом, обусловлено появлением новых экономических потребностей, с которыми рынок по своей природе не может справиться.
Объективная возможность государственного регулирования появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики.
В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью воспроизводства. Оно решает различные задачи: это, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.
Вмешательство государства в экономику преследует определенные функции. Как правило, оно корректирует те «несовершенства», которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо потому, что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы[10]
В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.
Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие функции:
?        создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан.
?        поддержание конкуренции. Правительство ограничивает власть монополий при помощи антимонопольного законодательства и создает равные условия для соперничества предпринимателей.
?        стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, подержания стабильного уровня цен и национальной валюты;
?        социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организовывает производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т.д.;
?        обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует  минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т.д.
Две первые экономические функции правительства заключаются в укреплении и упрощении работы рыночной системы; три последние способствуют модификации чистого капитализма в направлении достижения экономических и социальных целей общества.
Государственное регулирование экономики в области отраслевой и территориальной структуры также осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, которые обеспечивают привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В одних случаях поддержка оказывается отраслям и территориальным единицам, находящимся в состоянии затяжного кризиса; в других – поощряется развитие новых отраслей и видов производств – носителей научно-технического прогресса, призванных привести к прогрессивным структурным изменениям внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве в целом, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. В то же время могут приниматься меры по устранению чрезмерной концентрации производства.
Важнейшим объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике, поэтому государственная экономическая политика поощрения накопления в первую очередь соответствует экономическим интересам субъектам хозяйства. Одновременно государственное регулирование накопления опосредованно служит и другим объектам государственного регулирования экономики. Создавая дополнительные стимулы и возможности в разное время всем инвесторам или их отдельным группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру.
Регулирование занятости – это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной платы, который может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательно и резкое снижение занятости, оно ведет к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту расходов на пособия и, самое главное, опасно социальными последствиями.
Постоянным объектом внимания государственных регулирующих органов является денежное обращение. Основная направленность регулирования денежного обращения – борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики. Регулирование денежного обращения опосредованно воздействует и на другие объекты – условия накопления, цены, социальные отношения.
Состояние платежного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, торгово-договорной политики и участия в международной экономической интеграции.
Еще один из главных объектов регулирования – цены. Динамика и структура цен отражает состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу.
Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие объекты государственного регулирования экономики, например, заинтересовать частные фирмы в развитии научных исследований и внедрении их результатов, в экспорте товаров, капиталов и накопленных знаний и опыта. Изучаются и совершенствуются законы о соблюдении правил конкуренции, социальной защите, охране окружающей среды.
Объекты государственного регулирования экономики различаются в зависимости от уровня решаемых ими задач. Это следующие иерархические уровни: уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги); хозяйства в целом (хозяйственный цикл; денежное обращение; НИОКР; цены); глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный (экономико-политические отношения с зарубежными странами, интеграционные процессы).
Основные объекты государственного регулирования экономики – это:
?   экономический цикл;
?   секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;
?   условия накопления капитала;
?   занятость;
?   денежное обращение;
?   платежный баланс;
?   цены
?   Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, имеющие целью разработку и реализацию научных идей
?   условия конкуренции;
?   социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;
?   подготовка и переподготовка кадров;
?   окружающая среда;
?   внешнеэкономические связи.
Средства государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.
Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.
Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий относительно слабо социально защищенных слоев населения. Однако в критических ситуациях их роль сильно возрастает, например, во время войны, критического положения в экономике. Самыми крупномасштабными административными акциями по регулированию экономики в послевоенной Японии были денежная реформа и разукрупнение ведущих концернов.
Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.
Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики (и одновременно его объектом) является государственный сектор. Высшая форма государственного регулирования экономики – это государственное экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор его инструментов.
Основные экономические средства – это:
регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);
установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке;
операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.