На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Психология, как наука

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 12.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение. 2
1. Предмет психологии. Научная или житейская психология. 4
2. Методы психологии. 15
3. Прикладные психологические дисциплины. 21
Заключение. 27
Библиографический список. 28
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение.

 
Психология - и очень старая и совсем молодая  наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает столетие, но можно с уверенностью сказать, что основная проблематика занимает человеческую мысль с тех самых пор, когда человек начал задумываться о тайнах окружающего его мира и познавать их.
Известный психолог конца XIX - начала XX в. Г. Эббингауз сумел сказать о психологии очень лаконично и точно: у психологии огромная предыстория и очень короткая история. Под историей имеется в виду тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и организацией собственного экспериментального метода. Это произошло в последней четверти XIX в., однако истоки психологии теряются в глубине веков.
Само  название предмета в переводе с древнегреческого означает " psyche " - душа, " logos " - наука, учение, то есть - "наука о душе". Согласно очень распространенному представлению, первые психологические воззрения связаны с религиозными представлениями. В действительности же, как свидетельствует подлинная история науки, уже ранние представления древнегреческих философов возникают в процессе практического познания человека, в тесной связи с накоплением первых знаний и развиваются в борьбе зарождающейся научной мысли против религии с ее мифологическими представлениями о мире вообще, о душе в частности. Изучение, объяснение души и является первым этапом в становлении предмета психологии.
Психология  как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других научных  дисциплин. Как систему проверенных  знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система  жизненных явлений, психология знакома  каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.
Предметом изучения психологии является, прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому  их часто называют познавательными  процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно  управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности (к ним  относят потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и  сознание). Кроме того, психология изучает  человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений  и в свою очередь зависимость  формирования и развития психических  явлений от них.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Предмет психологии. Научная или житейская психология.


 
В системе  наук психологии должно быть отведено совершенно особое место, и вот по каким причинам.
Во-первых, это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика - это «свойство высокоорганизованной материи». Если же иметь в виду психику человека, то к словам «высокоорганизованная материя» нужно прибавить слово «самая»: ведь мозг человека - это самая высокоорганизованная материя, известная нам.
Знаменательно, что с той же мысли начинает свой трактат «О душе» выдающийся древнегреческий философ Аристотель. Он считает, что среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести  одно из первых мест, так как «оно - знание о наиболее возвышенном и удивительном».
Во-вторых, психология находится в особом положении  потому, что в ней как бы сливаются  объект и субъект познания.
Чтобы пояснить это, воспользуемся одним сравнением. Вот рождается человек. Сначала, пребывая в младенческом возрасте, он не осознает и не помнит себя. Однако развитие его идет быстрыми темпами. Формируются его физические и психические способности; он учится ходить, видеть, понимать, говорить. С помощью этих способностей он познает мир; начинает действовать в нем; расширяется круг его общения. И вот постепенно из глубины детства, приходит к нему и постепенно нарастает совершенно особое ощущение - ощущение собственного «Я». Где-то в подростковом возрасте оно начинает приобретать осознанные формы. Появляются вопросы: «Кто я?», а позже и «Зачем я?». Те психические способности и функции, которые до сих пор служили ребенку средством для освоения внешнего мира - физического и социального, обращаются на познание самого себя; они сами становятся предметом осмысления и осознания.
Точно такой  же процесс можно проследить в  масштабе всего человечества. В первобытном  обществе основные силы людей уходили  на борьбу за существование, на освоение внешнего мира. Люди добывали огонь, охотились на диких животных, воевали с соседними племенами, получали первые знания о природе.
Человечество  того периода, подобно младенцу, не помнит себя. Постепенно росли силы и возможности человечества. Благодаря  своим психическим способностям люди создали материальную и духовную культуру; появились письменность, искусства, науки. И вот наступил момент, когда человек задал себе вопросы: что это за силы, которые  дают ему возможность творить, исследовать  и подчинять себе мир, какова природа  его разума, каким законам подчиняется  его внутренняя, душевная, жизнь?
Этот  момент и был рождением самосознания человечества, т.е. рождением психологического знания.
Событие, которое когда-то произошло, можно  коротко выразить так, если раньше мысль  человека направлялась на внешний мир, то теперь она обратилась на саму себя. Человек отважился на то, чтобы  с помощью мышления начать исследовать  само мышление.
Итак, задачи психологии несоизмеримо сложнее задач  любой другой науки, ибо только в  ней мысль совершает поворот  на себя. Только в ней научное  сознание человека становится его научным  самосознанием.
Наконец, в-третьих, особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях.
Практические  результаты от развития психологии должны стать не только несоизмеримо значительнее результатов любой другой науки, но и качественно другими. Ведь познать  нечто - значит овладеть этим «нечто», научиться им управлять.
Научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями - задача, конечно, более грандиозная, чем, например, освоение космоса. При этом надо особенно подчеркнуть, что, познавая себя, человек будет себя изменять.
Психология  уже сейчас накопила много фактов, показывающих, как новое знание человека о себе делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояния и переживания. Если же снова перейти к масштабу всего человечества, то можно сказать, что психология - это наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.
И хотя это  мнение не является сейчас общепринятым, в последнее время все громче звучат голоса, призывающие осмыслить  эту особенность психологии, которая  делает ее наукой особого типа.
В заключение надо сказать, что психология - очень  молодая наука. Это более или  менее понятно: можно сказать, что, как у вышеупомянутого подростка, должен был пройти период становления  духовных сил человечества, чтобы  они стали предметом научной  рефлексии.
     Официальное оформление научная психология получила в 1879г.: в этом году немецкий психолог В. Вундт открыл в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.
Появлению психологии предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных наук и философий; психология возникла на пересечении этих областей, поэтому  до сих пор не определено, считать  психологию естественной наукой или  гуманитарной. Из вышесказанного следует, что ни один из этих ответов, по-видимому, не является правильным. Еще раз  подчеркну: это - наука особого типа. Перейдем к следующему пункту - вопросу  о соотношении научной и житейской  психологии.
Любая наука  имеет в качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей. Например, физика опирается  на приобретаемые нами в повседневной жизни знания о движении и падении  тел, о трении и инерции, о свете, звуке, теплоте и многом другом.
 
Математика  тоже исходит из представлений о  числах, формах, количественных соотношениях, которые начинают формироваться  уже в дошкольном возрасте.
Но иначе  обстоит дело с психологией. У  каждого из нас есть запас житейских  психологических знаний. Есть даже выдающиеся житейские психологи. Это, конечно, великие писатели, а также некоторые (хотя и не все) представители профессий, предполагающих постоянное общение с людьми: педагоги, врачи, священнослужители и др. Но, повторяю, и обычный человек располагает определенными психологическими знаниями. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему и т.п.
Основное  отличие научной психологии от житейской  заключается в том, что если для  последней поле исследовательской  деятельности практически бесконечно, то с появлением научной дисциплины происходит резкое сужение, ограничение, зафиксированное в специальных  понятиях, терминологии и т. д.
Научный психолог теряет для изучения (не всегда безвозвратно) целые пласты житейского опыта, однако вводимые ограничения  создают новые преимущества. Так, у Вундта точное предметное определение  сложного для изучения объекта связано  с умением пооперационно, с помощью простых методических процедур в специальной экспериментальной ситуации выделять его элементы, воспроизводить их в заданных условиях, измерять (и, следовательно, привлекать количественные методы для обработки полученных данных), выявлять связи этих элементов и в конечном счете устанавливать закономерности, которым они подчиняются.
С определением предмета и появлением специальных  методов его исследования связаны  и остальные, также существенные различия научной и житейской  психологии:
1) откуда  и каким путем приобретаются  психологические знания;
2) в каких  формах они сохраняются;
3) благодаря чему передаются, воспроизводятся.
Источником  житейской психологии является индивидуальный опыт со всеми его нюансами. Приобретается  он случайным образом, и психические  знания, необходимые человеку для жизни, извлекаются из него, как правило, интуитивно и не систематически.
Научная психология базируется на опыте, который  с самого начала является абстрагированным от многих деталей, понятийно оформленным. Отличны и пути, методы познания - целенаправленного, систематического, инструментально оснащенного.
Для научного психолога - удачная догадка становится гипотезой, допускающей экспериментальную проверку. Конечно, эксперимент возможен и в житейской психологии, и люди часто прибегают к этому эффективному средству получения необходимой информации (не ожидая подходящего случая, а активно организуя его). Однако научно-психологические эксперименты отличаются не только большей строгостью своих гипотез, но и условиями проведения.
В современной  психологии эти условия нередко  отдалены от жизненной конкретности и даже могут искажать ее. Отличаются и результаты экспериментов: ученым нередко приходится отказываться от собственных обыденных представлений, "не веря своим глазам".
Следует обратить внимание на то, что в первых научных описаниях психических  явлений исследователи привлекали свой личный опыт. Однако главная ценность этих описаний состоит не только в  их проницательности и детальности, а в том, что они оказались  удачными обобщенными схемами для  постановки научно-исследовательских  задач.
Обширный  опыт житейской психологии сохраняется  и существует в соответствии с  теми видами практики, из которых он получен и которые обнаруживает. Он может быть упорядочен в традициях  и обрядах, народной мудрости, афоризмах, однако основания таких систематизаций остаются конкретными, ситуативными. Если ситуативные выводы противоречат один другому (например, едва ли найдется пословица, к которой нельзя подобрать другую, обратную по значению), то житейскую  мудрость это не смущает, ей нет нужды  стремиться к единообразию.
Научная психология систематизирует знания в форме логически непротиворечивых положений, аксиом и гипотез. Знания направленно аккумулируются, служат базой расширения и углубления найденных  закономерностей, и происходит это  именно благодаря наличию специального, предметного языка.
Не следует  понимать точное определение предмета научной психологии как ограничение  ее исследовательских возможностей. Напротив, научная психология активно  вторгается в житейский опыт, справедливо  претендуя на новое освоение общеизвестного фактического материала. Закономерны  поэтому постоянные требования точно  пользоваться имеющимся понятийным аппаратом (и только им), это защищает опыт от "засорения" житейскими ассоциациями.
Обыденные психологические знания, казалось бы, легко доступны. Советы бывалых людей, отточенные афоризмы мыслителей содержат сгустки житейского опыта. Однако воспользоваться этим опытом не просто: обыденные знания не фиксируют реальные условия, в которых они были получены, а эти условия как раз и являются решающими при попытке использовать известное другим человеком и в новой ситуации. Поэтому так часто ошибки отцов повторяются их детьми. Собственный опыт, соразмеренный со своими возможностями и специфическими условиями, приходится переживать и накапливать заново.
Иное  дело - опыт научной психологии. Хотя он и не столь обширен, как житейский, зато содержит информацию об условиях, необходимых и достаточных для воспроизведения тех или иных явлений. Полученные знания упорядочены в научных теориях и передаются путем усвоения обобщенных, логически связанных положений, которые служат основанием для выдвижения новых гипотез. Благодаря развитию экспериментального подхода научный опыт содержит факты, недоступные житейской психологии.
Научная психология является системой теоретических (понятийных), методических и экспериментальных  средств познания и исследования психических явлений.
По сравнению  с психологией житейской (донаучной), она представляет собой переход  от неограниченного и разнородного описания этих явлений к их точному  предметному определению, к возможности  методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и  закономерностей, обеспечения преемственности  своих результатов. "Психология и  очень старая, и совсем еще молодая  наука,- писал один из основателей  советской психологии С.Л. Рубинштейн (1889-1960).- Она имеет за собой 1000-летнее прошлое, и, тем не менее, она вся  еще в будущем. Ее существование  как самостоятельной научной  дисциплины исчисляется лишь десятилетиями, но ее основная проблематика занимает ее философскую мысль с тех  пор, пока существует философия. Годам  экспериментального исследования предшествовали столетия философских размышлений, с одной стороны, и тысячелетия  практического познания психологии людей- с другой". Вслед за Рубинштейном становление и развитие психологической  науки можно представить в  виде пирамиды - символа поступательного, прогрессивного движения: тысячелетия практического опыта, столетия философских размышлений, десятилетия экспериментальной науки.
Любая наука  имеет в качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей. Например, физика опирается  на приобретаемые нами в повседневной жизни знания о движении и падении  тел, о трении и инерции, о свете, звуке, теплоте и многом другом. Математика тоже исходит из представлений о числах, формах, количественных соотношениях, которые начинают формироваться уже в дошкольном возрасте. Но иначе обстоит дело с психологией. У каждого из нас есть запас житейских психологических знаний. Есть даже выдающиеся житейские психологи. Это, конечно, великие писатели, а также некоторые (хотя и не все) представители профессий, предполагающих постоянное общение с людьми: педагоги, врачи, священнослужители и др. Но и обычный человек располагает определенными психологическими знаниями. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему и т. п.
Чем же отличаются житейские психологические знания от научных? Существует пять таких отличий. Первое: житейские психологические знания, конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Говорят, официанты и водители такси - тоже хорошие психологи. Но в каком смысле, для решения каких задач? Как мы знаем, часто - довольно прагматических. Также конкретные прагматические задачи решает ребенок, ведя себя одним образом с матерью, другим - с отцом, и снова совсем иначе - с бабушкой. В каждом конкретном случае он точно знает, как надо себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Но вряд ли мы можем ожидать от него такой же проницательности в отношении чужих бабушки или мамы. Итак, житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются. Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий - одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы. Например, в физике благодаря введению понятия силы И. Ньютону удалось описать с помощью трех законов механики тысячи различных конкретных случаев движения и механического взаимодействия тел. То же происходит и в психологии. Можно очень долго описывать человека, перечисляя в житейских терминах его качества, черты характера, поступки, отношения с другими людьми. Научная же психология ищет и находит такие обобщающие понятия, которые не только экономизируют описания, но и за конгломератом частностей позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальные особенности. Нужно отметить одну особенность научных психологических понятий: они часто совпадают с житейскими по своей внешней форме, т. е. попросту говоря, выражаются теми же словами. Однако внутреннее содержание, значения этих слов, как правило, различны. Житейские термины обычно более расплывчаты и многозначны.
Второе  отличие житейских психологических  знаний состоит в том, что они  носят интуитивный характер. Это  связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и прилаживаний. Подобный способ особенно отчетливо виден у детей. В работе уже было упомянуто об их хорошей психологической интуиции. А как она достигается? Путем ежедневных и даже ежечасных испытаний, которым они подвергают взрослых и о которых последние не всегда догадываются. И вот в ходе этих испытаний дети обнаруживают, из кого можно "вить веревки", а из кого нельзя. Часто педагоги и тренеры находят эффективные способы воспитания, обучения, тренировки, идя тем же путем: экспериментируя и зорко подмечая малейшие положительные результаты, т. е. в определенном смысле "идя на ощупь". Нередко они обращаются к психологам с просьбой объяснить психологический смысл найденных ими приемов. В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.
Третье  отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности  их передачи. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена. Это непосредственно  вытекает из двух предыдущих особенностей житейского психологического опыта - его  конкретного и интуитивного характера. Глубокий психолог Ф. М. Достоевский  выразил свою интуицию в написанных им произведениях, мы их все прочли - стали мы после этого столь  же проницательными психологами? Передается ли житейский опыт от старшего поколения к младшему? Как правило, с большим трудом и в очень незначительной степени. Вечная проблема "отцов и детей" состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов. Каждому новому поколению, каждому молодому человеку приходится самому "набивать шишки" для приобретения этого опыта. В то же время в науке знания аккумулируются и передаются с большим, если можно так выразиться, КПД. Кто-то давно сравнил представителей науки с пигмеями, которые стоят на плечах у великанов - выдающихся ученых прошлого. Они, может быть, гораздо меньше ростом, но видят дальше, чем великаны, потому что стоят на их плечах. Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания кристаллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств, т. е. речи и языка, чем мы, собственно говоря, и начали сегодня заниматься.
Четвертое различие состоит в методах получения  знаний в сферах житейской и научной  психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент. Суть экспериментального метода состоит  в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его  явление, а вызывает это явление  сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует  эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется. С введением в психологию экспериментального метода (открытия в конце прошлого века первой экспериментальной лаборатории) психология оформилась в самостоятельную науку.
Наконец, пятое отличие, и вместе с тем  преимущество, научной психологии состоит  в том, что она располагает  обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, пато- и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и др. В этих областях, имея дело с различными стадиями и уровнями психического развития животных и человека, с дефектами и болезнями психики, с необычными условиями труда - условиями стресса, информационных перегрузок или, наоборот, монотонии и информационного голода и т. п., - психолог не только расширяет круг своих исследовательских задач, но и сталкивается с новыми неожиданными явлениями. Ведь рассмотрение работы какого-либо механизма в условиях развития, поломки или функциональной перегрузки с разных сторон высвечивает его структуру и организацию.
Но, научная  психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи; наконец, в-третьих, на последнем этапе  им проверяется.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Методы психологии.


 
«Метод  — это путь познания, это способ, посредством которого познается  предмет науки» (С.Л. Рубинштейн). Учение о методе составляет особую область  знания — методологию, которая определяется как система принципов и способов организации, построения теоретической  и практической деятельности. Методология  психологического исследования мира представлена несколькими уровнями. Базовым, создающим  основу для всех последующих уровней, является философский уровень методологии, представленный наиболее общими принципами познания мира и мировоззренческими установками. Различные философские  системы предлагают свои объяснения мира и методы достижения истинного  знания. В психологии за всю истории  ее развития сложилось несколько  психологических направлений, школ и концепций, которые исходят  из разных философских позиций.
 Второй  уровень методологии определяется  общенаучными принципами, отражающими  специфику научного познания  мира и науки как особой  сферы человеческой деятельности. Третий уровень составляют конкретно-научные  принципы психологии. Далее следуют  методы исследования, представляющие  собой способы получения психологических  фактов и их интерпретации.  Наконец, последний уровень методологии  представлен конкретными эмпирическими  методиками, с помощью которых  происходят сбор и обработка  психологических данных.
 Современная  психология обладает развернутой  системой разнообразных методов  и методик исследования, среди  которых выделяют основные и  вспомогательные. К основным методам  психологии относят наблюдение  и эксперимент. Наблюдение заключается в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии поведения человека. Объективное наблюдение в психологии направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание; для научного наблюдения характерны не просто фиксация фактов, а их объяснение и интерпретация. Наблюдение может проводиться как в естественных условиях жизни человека, так и в специально организованной экспериментальной среде. В исследовательской практике применяются следующие виды наблюдения:
В зависимости  от характера взаимодействия с объектом: включенное и стороннее. Во включенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за которым наблюдает, что позволяет получать целостное представление о ситуации. Стороннее наблюдение происходит без взаимодействия и установления каких-либо контактов с теми, за кем ведется наблюдение;
В зависимости  от позиции наблюдателя: открытое и скрытое. В первом случае исследователь открывает для наблюдаемых свою роль — недостатком такого наблюдения является скованность в поведении наблюдаемых субъектов, вызванное знанием о том, что за ними наблюдают. При скрытом наблюдении присутствие наблюдателя не раскрывается;
В зависимости  от характера контакта: непосредственное и опосредованное. В ходе непосредственного наблюдения наблюдатель и объект его внимания находятся в непосредственном контакте; в процесс опосредованного наблюдения включаются специальные средства, позволяющие получать более объективные результаты: видео- или аудиоаппаратура, «зеркало Гезелла», пропускающее свет только в одну сторону, благодаря чему можно наблюдать за поведением человека, оставаясь при этом невидимым, и др.;
В зависимости  от условий осуществления наблюдения: полевое и лабораторное. Полевое  наблюдение происходит в условиях повседневной жизни и деятельности наблюдаемого; лабораторное осуществляется в искусственных, специально созданных условиях;
В зависимости  от целей: целенаправленное и случайное. Целенаправленное наблюдение является систематическим и специально организованным; случайное имеет поисковый характер и не преследует четко поставленных целей;
В зависимости  от временной организации: сплошное и выборочное. В процессе сплошного наблюдения ход событий фиксируется постоянно. При выборочном наблюдении исследователь избирательно отслеживает только определенные моменты наблюдаемого процесса;
В зависимости  от упорядоченности организации  наблюдения: стандартизированное и  свободное. Стандартизированное наблюдение ведется по определенной, заранее  разработанной схеме. Свободное  наблюдение не имеет заданной программы  и четких параметров.
 В  психологических исследованиях  широко используется также самонаблюдение, в котором открываются собственные переживания, чувства, мысли и образы исследователя. Каждый из названных видов наблюдения имеет свои достоинства и недостатки, собственные возможности для получения наиболее полных и достоверных данных. Однако в целом организация процесса психологического наблюдения представляет большую трудность, так как его результаты зависят от личности наблюдателя, его установок и отношения к наблюдаемым явлениям. Для снижения высокой степени субъективности в получении и интерпретации данных необходимо строгое следование фактам и их четкое фиксирование. Это повышает достоверность наблюдений и помогает избежать ошибок.
 Благодаря  эксперименту у психологии появилась  возможность для преодоления  субъективности в познании ее  предмета, с введением метода  экспериментального исследования  она стала развиваться как  самостоятельная наука. С.Л. Рубинштейном  были выделены четыре основные  особенности экспериментального  метода:
Исследователь сам вызывает изучаемое им явление  — в отличие от наблюдения, при  котором наблюдатель не может  активно вмешиваться в ситуацию;
Экспериментатор может варьировать, изменять условия  протекания и проявления изучаемого процесса;
В эксперименте возможно попеременное исключение отдельных  условий с целью установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс;
Эксперимент позволяет варьировать количественное соотношение условий и осуществлять математическую обработку данных.
 В  психологии практикуются следующие  виды экспериментального исследования:
Лабораторный  эксперимен
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.