На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Крещение Руси в 988 г

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 12.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                                         ВВЕДЕНИЕ. 

  Крещение  Руси в 988  г. При князе  Владимире было крупнейшим событием  в истории России, - с этого  времени русская церковь в  течении более шестисот лет  расширялась и процветала, пребывая  в единстве и мире. Стремление к истинной вере Христовой давно жило в душе русского народа и его не смогли сломить многочисленные нашествия врагов иной веры. Даже продолжавшееся столь длительное время татаро-монгольское иго не смогло уничтожить православие. Сначала русская православная церковь была в подчинении греческой церкви, но постепенно она приобрела независимость и на северо-востоке России с центром в Москве стала церковью независимого, сильного, крепнущего государства, сохранив чистоту православия.   
   Восточный патриарх Иеремия, посетивший Россию в 1589 году, сказал: «Ветхий Рим пал от ересей, вторым Римом – Константинополем завладели турки; твое же великое Российское царство – третий Рим – всех превзошел благочестием».
  Во время  наибольшего величия и расцвета русской церкви в ней  произошло одно из самых масштабных событий по своим последствиям и значению – старообрядческий Раскол 17-го века, разделивший русских людей. Несмотря на длинную череду лет, прошедших со времени трагического разделения русского церковного народа, все еще не только не пропадает интерес к явлению Раскола, но и не угасают споры о нем. Это случилось в царствование Алексея Михайловича и в патриаршество Никона во второй половине XVII столетия. 

                                ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО В XVII ВЕКЕ. 

  В России  в 17-м веке сложилась двойственная  ситуация. С одной стороны, издревле  набожные люди стремились всемерно  соблюдать благочестие, как в  церковной, так и в частной  жизни. Но отсутствие необходимого, а тем более всеобщего духовного образования не только в народе, но и в среде священнослужителей с неизбежностью приводило к искажению восприятия сути церковной жизни верующим человеком. В совокупности с материальным благополучием основной массы русского народа, порождавшим некую внутреннюю самоуверенность, это постепенно привело к серьезному тупику в духовной жизни общества.
  Длительная  кровавая смута в начале века, массовые выступления горожан  и крестьян: волнения в Новгороде  и Пскове, Медный бунт, восстание  Степана Разина – все эти события ознаменовали собой начало правления в России новой династии Романовых, и особенно беспокойное царствование Алексея Михайловича – «Тишайшего».
  Постепенная  утрата церковью былого авторитета  в общественной и личной жизни,  падение нравственности среди служителей культа вызывали тревогу правящих верхов. В связи с этим в 40-е XVII в. Встал вопрос о проведении церковной реформы.
  Церковная  реформа патриарха Никона –  важнейший исторический факт  культурного населения России. Данная  реформа призвана была уничтожить все разночтения в церковных книгах и разногласия по проведению церковных обрядов. В том, что реформа необходима, понимали и патриарх Никон и его будущий противник протопоп Аввакум.
  В условиях  укрепления российской самодержавной  монархии все острее вставал вопрос о приоритете государственной власти над церковной. Православное духовенство всегда играло ведущую роль в жизни государства. Именно, благодаря русской православной церкви удалось освободить Русь от татарского ига и объединить в единое централизованное государство. Однако при всем своем стремлении играть самостоятельную роль, русская православная церковь всегда находилась в зависимости от  государственной власти. Одними из первых церковных реформ были проведены по инициативе царя и митрополита в 1551 году. Эти реформы были приняты на основе решений Стоглавого собора русской
 церкви, получившего  название по количеству глав в сборнике, в котором были закреплены его решения. Собор осудил распутство, пьянство и бродяжничество монахов. На церковь было возложено устройство школ для мирян.
Собором был  рассмотрен вопрос о церковном землевладении. Было решено оставить имеющиеся  в  наличии земли за церковью, но впоследствии принимать в дар земли только с разрешения царя. Вскоре Московским правительством в 1580 году было принято постановление, которое запрещало давать монастырям вотчины на помин души, а также вообще запрещало церковным лицам и учреждениям покупать и брать в залог земли.
  К середине  XVII века коренные изменения, происходящие в обществе и государстве, вызванные стремлением укрепить централизацию русской церкви и усилить ее роль в деле объединения с православными церквями Украины и балканских народов, настоятельно требовали проведения новой церковной реформы. Непосредственным же поводом для церковных преобразований являлась необходимость исправления богослужебных книг. Накопились и стали очевидными расхождения с современной греческой церковной практикой и возникли вопросы по поводу обрядов Русской православной церкви. Особенно горячие споры возникли еще в пятнадцатом веке об «аллилуйе» и «посоленном хождении». А в  шестнадцатом веке было с очевидностью замечено множество расхождений и недосмотров в церковных книгах, особенно в переводах богослужебных текстов: одни переводчики плохо знали греческий язык, другие – русский. Множество ошибок было допущено малограмотными монахами – переписчиками, которые переписали церковные документы.
  В 1645 г.  царь Михаил Федорович и патриарх  Иосиф, чтобы получить основательное  подтверждение этих несоответствий, послали на Восток для осмотра святых мест и описания чинов Арсения Суханова, сведущего в посольских делах и знающего греческий язык.
  Церковная  реформа по части упорядочения  книг и обрядов уже готовилась, но кружок «ревнителей благочестия», обсуждавший ее принципы, составился не при патриаршем дворе, а при царе. В кружок входили и провинциальный протопоп Аввакум Петров -  в будущем мученик за старую веру, и столичный архимандрит Никон – будущий патриарх – реформатор.
  Главой кружка  был протопоп кремлевского Благовещенского собора и духовный отец царя Стефан Вонифатьев. Члены кружка верили в возможность нравственного исправления духовенства, в то, что со временем место нерадивых и корыстных пастырей займут высоконравственные ревнители благочестия.
  Одну группу  составили провинциальные ревнители  благочестия – протопопы Иван  Неронов, Аввакум Петров, Даниил, Лазарь и Логин, а также дьякон  Благовещенского собора Федор  Иванов. Их сторонником был первоначально  и Никон. Они придерживались  традиционного для русского духовенства взгляда, который утвердился в XVI в. Его сторонники считали, что отличие чина богослужения и обрядов греческой церкви от русских является показателем утраты греками истинной православной веры, что было, по их мнению, следствием завоевания Византии турками, подчинения греков «безбожным» завоевателям и сношений греческой церкви с «латинской» («еретической») римской церковью.
  Вторую группу  составили царь Алексей Михайлович, Стефан Вонифатьев, Ф.М.Ртищев и  другие  столичные члены кружка. Позже к ним присоединился Никон. Они отказались от традиционной оценки греческой церкви, как уклонившейся от истиной веры. Эта группа ревнителей благочестия считала необходимым устранить расхождения в богословской системе и церковно – обрядовой практике между церквями на основе греческого образца.
  Это предложение  получило поддержку узкого, но  влиятельного круга духовных  и светских лиц в России, в  том числе патриарха Иосифа, и  церковных иерархов Украины. Не  дожидаясь решения вопроса о  путях проведения унификации богословной системы и церковно – обрядовой практики, которое надлежало принять церковному собору, царь и другие столичные ревнители благочестия осуществили некоторые меры, положившие  начало исправлению русских богослужебных книг по греческим образцам. Так, из Киева были приглашены в Москву ученые монахи, хорошо знавшие греческий язык, для исправления книг. Помимо этого, ревнители благочестия в ряде соборов и приходских храмов вмешивались (благодаря принадлежности к кружку царя Алексея) в назначения архиереев, архимандритов и протопопов, что вызвало недовольство патриарха Иосифа, который вместе с архиереями 11 февраля 1649 г. на церковном соборе, собранном по инициативе царя, отвергнул предложения ревнителей благочестия о введении в приходских церквях «единогласия». Царь Алексей Михайлович Был недоволен решением церковного собора и поведением патриарха. По окончании двухлетней переписки царя Алексея Михайловича с константинопольским патриархом в 1651 году на вновь созванном церковном соборе было установлено «пети во святых божиих церквах,…псалмы и псалтирь говорить в один голос, тихо и неспешно». Патриарх и его сторонники выразили свое  недовольство вмешательством светской власти в церковно – обрядовые дела. Неуверенность, особенно ощутимая в первые годы правления, побуждала Алексея Михайловича искать опору в человеке, способном разделить с ним бремя власти. Так первым его «наставником» и воспитателем был боярин Борис Иванович Морозов. Следом за первым «наставником» появился Никон. 

                                          ВОЗВЫШЕНИЕ НИКОНА. 

Он родился  в 1605 г. в Нижегородском уезде  в семье крестьянина. Благо одаренный  от природы энергией, умом, прекрасной памятью и восприимчивостью, Никон  рано, с помощью сельского священника, овладел грамотой, профессиональными знаниями служителя церкви  и уже в 20 лет стал священником в своем селе. В 1635 г.он подстригся в монахи, закалил себя суровым образом жизни в Соловецком монастыре и был назначен в 1643 г. игуменом Кожеозерского монастыря. В 1646 г. Никон по делам монастыря оказался в Москве, где и встретился с царем Алексеем. Он произвел самое благоприятное впечатление на царя и потому получил место архимандрита влиятельного столичного Новоспасского монастыря.
  До сих  пор нет единого мнения историков, которое в полноте бы раскрыло личность патриарха Никона. Одни историки представляют Никона недальновидным политиком, обладающим суровым характером, властолюбивыми стремлениями, типичным старым московским начетчиком, подчас очень односторонним, узким в деле понимания веры и благочестия, как и его противники.
  Другие историки  считают патриарха Никона Святейшим,  светлой личностью, достойной удивления. Как считает выдающийся представитель Зарубежной Русской Православной Церкви митрополит Антоний Храповицкий: «Святейший Патриарх Никон – величайший человек в русской истории за последние двести – триста лет, а может быть и во всей русской истории».
  В спокойное  время в ежедневном обиходе  он был тяжел, капризен, вспыльчив  и властолюбив, больше всего  самолюбив. Но это едва ли были его настоящие, коренные свойства. Он умел производить нравственное впечатление, а самолюбивые люди на это не способны.  За ожесточение в борьбе его считали злым; но его тяготила всякая вражда, и он легко прощал врагам, если замечал в них желание пойти ему навстречу.  С упрямыми врагами Никон был жесток. Но он забывал все при виде людских слез и страданий; благотворительность, помощь слабому или больному ближнему была для него не столько долгом пастырского служения, сколько безотчетным влечением доброй природы. Перед царем Никон выступал чаще всего в качестве ходатая за бедных, обездоленных или невинно осужденных, и завоевал его расположение и доверие. Став в 1648 г. по рекомендации царя новгородским митрополитом, Никон проявил себя как решительный и энергичный владыка, и ревностный поборник благочестия. Царю Алексею Михайловичу импонировало и то, что Никон отошел от точки зрения провинциальных ревнителей благочестия на церковную реформу и стал сторонником плана преобразования церковной жизни России по греческому образцу.
  Патриарх  Иосиф умер 15 апреля 1652 г. выбор  царя пал на Никона,  и этот  выбор поддержал царский духовник  Стефан Вонифатьев. Одна по мере  возвышения Никона выявились  и другие черты его характера  и убеждений. Известны нетерпимость, резкость и даже жестокость владыки в отношении людей, находившихся под его властью. Никон с юности считал себя «богоизбранным», верил в свое высокое предназначение. Эта вера укрепилась в нем необычайно быстрой церковной карьерой и способствовала развитию непомерного честолюбия, властолюбия и склонности к деспотизму. Будучи еще новгородским митрополитом, он с полным основанием считал себя единственным реальным кандидатом в патриархи.
  Решительный  шаг последовал 25 июля 1652 г., когда  церковный собор уже избрал Никона патриархом и царь одобрил результаты выборов. В этот день в кремлевском Успенском соборе для посвящения новоизбранного в патриархи собрались царь, члены царской фамилии, боярская дума и участники церковного собора. Никон появился лишь после посылки к нему ряда делегаций от царя. Никон объявил, что не может принять сан патриарха. Свое согласие он дал только после «моления» царя и присутствующих в соборе представителей светской и церковной власти. Этим «молением» они, и прежде всего царь Алексей Михайлович, обязались слушаться Никона во всем, что он будет «возвещать» им о «догматах божиих и о правилах», слушаться его «яко начальника в пастырях и отца краснейшего». Этот акт существенно поднял престиж нового патриарха.
  Светская  власть приняла условия Никона потому, что считала эту меру полезной для проведения церковной реформы, самого патриарха – надежным сторонником плана реформы.
  Патриарх  Никон вскоре после своего  избрания стал самовластным владыкой  русской церкви. Он начал с  устранения вмешательства в церковные дела своих прежних единомышленников по кружку ревнителей благочестия. Никон даже велел не допускать к себе протопопов Ивана Неронова, Аввакума, Даниила и других. Их жалобы не поддержали ни царь, ни Стефан Вонифатьев, ни Ф.М.Ртищев, которые уклонялись от вмешательства в действия патриарха. Уже в конце 1652 г. некоторые из настоятелей монастырей, чтобы угодить Никону, стали раболепно именовать его великим государем. Их примеру последовали архиереи. В 50-х годах XVII в. Благодаря энергичной и решительной деятельности Никона был осуществлен комплекс мер, которые определили содержание и характер церковной реформы. 

                      ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМА ПАТРИАРХА НИКОНА. 

  Ее проведение  началось весной 1653 г., почти сразу  же после принятия царем и боярской думой  окончательного решения о включении Украины в состав Российского государства.
  Стремясь  превратить церковь в центр  мирового православия, властный  и патриарх Никон начинает  реформу по установлению одинаковой  церковной обрядности. За образец были взяты греческие правила и обряды.
  В конце  40-х годов XVII в. Из Киева прибыли ученые монахи. Они посмотрели русские книги, «ужасошася», и засели за благое дело – исправление книг, смущающих православных людей, вводящих их в искушение и грех. При изучении русских рукописных книг выяснилось. Что в них нет одинаковых текстов, немало описок, ошибок, исправлений, малопонятных слов, терминов. Власти обратились к греческим оригиналам.
  В феврале  1653 года патриарх Никон приказал  во всех московских церквях запретить верующим творить поклоны, стоя на коленях, допускались только поясные поклоны.
  Крестное  знамение допускалось только  троеперстное. Вся русская церковь  творила тогда крестное знамение  двоеперстием: три пальца (большой  и два последних) складывали христиане во имя Святой Троицы, а два (указательный и средний) были вытянуты во имя двух естеств Христовых – божественного и человеческого. Во всех древних писаниях Святые Отцы свидетельствуют, что и сам Христос благословлял  именно таким крестоположением.
  Никоном  же был издан указ о сокращении  земных поклонов с 12 до 4 во  время чтения молитвы. Это вызвало  большое смятение в кружке  «ревнителей древнего благочестия». Его члены стояли за строгость  и чистоту церковных обрядов,  идеалом которых считались отечественная древность.
  Позже патриарх решительно заменил на новые те старинные обряды, которые не совпадали с греческими: было предписано петь аллилуйя не два, а три раза; во время крестного хода двигаться не по солнцу, а против него; иначе стало писаться имя Христа – Иисус, вместо традиционного Исус.  Отдельные слова богослужения были заменены новыми, все богослужебные книги переписывались по греческим образцам, неисправные подлежали исправлению.
  Летом 1654 года Никон занялся исправлением  икон. По приказу были отобраны у населения иконы, отличавшиеся некоторым реализмом. Он приказал выколоть глаза изображенным на таких иконах святым, или же соскоблить и заново переписать лики.
  Стало ясно, что изменить канонические обряды, складывавшиеся веками, только указами патриарха не удастся. Требовалось освящение этих изменений более высокими церковными авторитетами. И в 1654 г. патриарх и государь созывают церковный собор, на который прибыло более 20 видных деятелей русской церкви. В результате было решено «достойно и праведно исправить книги противохаратейных (написанных на пергаменте) и греческих», а во избежание новых промахов посоветоваться с патриархом Константинопольским Паисием. В ответ он прислал знаменитую грамоту, служившую основной для решений последующих московских соборов.
  Исправлению  книг способствовало и проявление  значительного числа древних  рукописей (более 500), которые были  доставлены Арсением Сухановым.  В то же время была переведена  и подготовлена к печати присланная  Паисием Константинопольским книга «Скрижали», посвященная толкованиям различных священнодействий.
  Все эти  события – заключения о «неисправности»  книг, отлучение сторонников двуперстного  знамения, появление большого числа  новоисправленных книг и изъятие в связи с этим прежних изданий – вызывали недоумение, а порой просто возмущение в народе. Народное смятение усиливалось и из-за внезапно обрушившихся на страну страшных бедствий – голода, моровой язвы.  Реформы, проводившиеся в условиях массового народного недовольства, вызывали протест и со стороны части бояр и иерархов церкви, которые боялись, что перемены подорвут их авторитет.
  Такое начало  реформы нельзя назвать удачным.  Ведь это решение затронуло  наиболее привычные обряды, которые  духовенство и верующие считали  показателем истинной своей веры.
старообрядчество  Никонианство
двоеперстное  крестное знамение, которое было принято  на Руси от греческой православной церкви вместе с христианством и  которое являлось частью святоапостольского предания троеперстие
в старых книгах выговаривалось имя Спасителя «Исус» Это имя было пере – делано на грецезированное  «Иисус»
во  время крещения, венчания и освящения  храма делать обхождение по солнцу В новых книгах введено обхождение против солнца.
в Символе Веры, читается: «И Духа Святого Господа истиннаго и животворящаго» Слово «истиннаго»  было исключено.
«сугубая», т.е. двойная аллилуйя, которую творила  русская церковь с древних  времен Введена «трегубая» (тройная) аллилуйя.
Божественную  литургию в древней Руси совершали  на семи просфорах Ввели пятипросфорие, т.е. две просфоры исключили
  Наиболее  важными изменениями и нововведениями  Никона были:
  Эти изменения  церковных узаконений и обрядов  не могли не вызвать резкий  отпор со стороны русских людей,  свято хранивших святые книги и предания. За семь веков, прошедших после религиозной реформы князя Владимира, весь греческий богослужебный чин очень изменился. Были изменены и сокращены чины миропомазания и крещения, покаяния, елеосвящения и брака. Больше всего изменений оказалось в литургии. В результате, когда Больше всего изменений оказалось в литургии. В результате, когда Никон заменил старые книги и обряды новыми, получилось как бы введение «новой веры».
Большинство духовенства  отнеслось к новоисправленным книгам отрицательно. К тому же среди приходского духовенства и монахов было много малограмотных, которым приходилось переучиваться с голоса, что было для них очень трудным делом. В таком же положении оказалось большинство городского духовенства, и даже монастыри. 

                                          ПАДЕНИЕ НИКОНА. 

  Никон и  в решении дел, относившихся  к компетенции царской власти, стал в 1654 – 1656 гг. «великим  государем», фактически соправителем  Алексея Михайловича. Во время  войны с Речью Посполитой и  со Швецией царь надолго покидал столицу. В эти месяцы Никон играл роль главы правительства и самостоятельно решал гражданские и военные дела.
  Никон принимал  деятельное участие в определении  курса внешней политики, он склонил  царя к войне со Швецией, - он  видел в этом перспективы расширения своей власти как главы церкви. Но война затянулась, а в 1658 году Речь Посполитая возобновила военные действия против России.
  За неудачи  во внешней политике окружение  царя возложило вину на Никона. Активным вмешательством буквально  во все дела государства и стремлением навязать всюду свои решения, в том числе путем угроз (по меньшей мере, дважды из-за несогласия царя с его «советами» Никон угрожал остановлением патриаршей кафедры), стал тяготиться и царь. Началось охлаждение отношений между ними. Патриарха стали реже приглашать в царский дворец, Алексей Михайлович все чаще общался с ним с помощью посыльных из царедворцев и делал попытки ограничить его власть, с чем, конечно, не желал мириться Никон. Эту перемену использовали светские и духовные феодалы. На Никона возводились обвинения в нарушении законов, корыстолюбия и жестокости. В июле 1658 года Никон объявил об остановлении патриаршей кафедры. Он рассчитывал, что его беспрецедентный шаг вызовет замешательство в правительственных кругах и в стране, и тогда он сможет диктовать условия своего возвращения царю.  Единственный выход из создавшегося положения заключался в низложении Никона и выборе нового патриарха. С этой целью в 1660 г. был созван церковный собор, вынесший решение о лишении его патриаршеского престола и священства, предъявив Никону обвинение в самовольном удалении с патриаршей кафедры. 1 декабря 1666 г. Никон предстал перед собором церковных иерархов, на котором присутствовал царь с боярами.
  12 декабря  был объявлен окончательный приговор по делу Никона. Местом ссылки низложенного патриарха определили Ферапонтов монастырь.
  13 мая 1667 года собор святителей России  и Православного Востока осудил  всех, не покоряющихся новым обрядам  и новоисправленным книгам. Все кто не признал решение собора, оказались вне церкви. Это был последний акт, зафиксировавший раскол между приверженцами старой веры – старообрядцами, и сторонниками церковной реформы, осуществленной патриархом Никоном. Преобразования открыли глубинные проблемы и противоречия в жизни русского общества, складывавшиеся на протяжении длительного времени. 

                                                             РАСКОЛ. 

Церковным расколом называют отделение части верующих от официальной православной церкви. На самом же деле противники никоновских нововведений не совершали никакого раскола: они остались верны древним церковным преданиям и обрядам. Поэтому они называют себя православными старообрядцами, староверами. Среди них выделялся протопоп Аввакум. Причины раскола объясняют по-разному. Сторонники официальной церкви считают, что причиной послужило невежество старообрядцев, слишком узкое понимание христианской жизни. Старообрядцы считают эти введения посягательством на веру отцов.
  Провинциальные  ревнители благочестия стали идеологами движения сторонников старой веры, состав участников которого был неоднородным. Среди них было много малообеспеченных служителей церкви. Выступая за «старую веру», они выражали недовольство усилением гнета со стороны церковных властей. Большинство же сторонников «старой веры» составляли посадские люди и крестьяне, недовольные укреплением феодально – крепостнического режима и ухудшением своего положения, что они связывали с нововведениями, в том числе в религиозно-церковной сфере. Реформу Никона не приняли и отдельные светские феодалы, архиереи и монахи. Уход Никона породил у сторонников «старой веры» надежды на отказ от нововведений и возвращение к прежним церковным чинам и обрядам.
  Новым патриархом  церковный собор избрал архимандрита Троице-Сергиева монастыря Иоасафа. По требованию восточных патриархов созданный собор осудил старые обряды и отменил постановление Стоглавого собора 1551 г. об этих обрядах, как необоснованные. Верующие, которые придерживались старых обрядов и защищали их, были осуждены как еретики; было предписано отлучать их от церкви, а светской власти – судить их гражданским судом как  противников церкви. Решение собора о старых обрядах способствовали оформлению и закреплению раскола русской православной церкви на официальную, господствовавшую в обществе, церковь и старообрядческую. Последняя в тех условиях была враждебной не только официальной церкви, но и тесно связанному с ней государству.
  Царская  власть активно поддержала церковь  в борьбе с расколом и иноверием  и использовала при этом всю мощь государственного аппарата. Она выступила также инициатором новых мер, направленных на совершенствование церковной организации и дальнейшую ее централизацию.
  В 1666 г.  царь Алексей Михайлович созвал  собор для суда над противниками реформы. Первоначально на него прибыли только русские святители, но потом  к ним присоединились приехавшие в Москву два восточных патриарха Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский. Своими решениями собор практически полностью поддержал действия царя. Патриарх Никон был осужден, сослан в отдаленный монастырь. Вместе с тем все книжные исправления были одобрены. Собор вновь подтвердил прежние постановления: произносить аллилуйя трижды, творить крестное знамение тремя первыми перстами правой руки, крестные походы проводить против солнца. 

                                                 СТАРООБРЯДЧЕСТВО. 

  Первоначально  всех осужденных собором ссылали  в тяжелейшую ссылку. Но некоторые  – Иван Неронов, Феоклист –  покаялись и были прощены. Преданного  анафеме и лишенного сана протопопа Аввакума отправили Пустозерский острог в низовьях реки Печоры. Туда же был сослан дьякон Федор, который вначале покаялся, но затем вернулся к староверию, за что подвергся отрезанию языка и также оказался в заточении.
  Глава поборников древнего благочестия, убежденный в своей правоте, Аввакум так обосновал свои взгляды: «Церковь – православная, а догматы церкви от Никона – еретика искажены новоизданными книгами, которые первым книгам во всем противны, и во всей божественной службе не согласуются. А государь наш царя и великий князь Алексей Михайлович православен, но только простою своею душою принял от Никона книги вредные, думая, что они православные». И даже из Пустозерского подземелья, где он отсидел 15 лет, Аввакум писал царю: «Чем больше ты нас мучишь, тем больше мы тебя любим».
  Но в Соловецком  монастыре уже задумывались над  вопросом: а стоит ли молиться  за такого царя? В народе стал  подниматься ропот, начались антиправительственные  толки. Ни царь, ни церковь не  могли оставить их без внимания. Власть ответила недовольным указами о розыске староверов и о сожжении нераскаявшихся в срубах, если после троекратного повторения вопроса у места казни они не отрекутся от своих взглядов.
  Жесточайшие  12 статей государственного указа 1658 г., предписывающие жечь староверов в срубах, казнить смертью перекрещивающих в старую веру, бить кнутом и ссылать тайных сторонников древних обрядов, а также их укрывателей, окончательно показали отношения государства к староверам. Подчиниться они не могли, выход был один – уйти.
  Главным  убежищем ревнителей древнего  благочестия стали северные районы  России, тогда еще совершенно  безлюдные. Здесь, в дебрях олонецких лесов, в архангельских ледяных пустынях, появились первые раскольничьи скиты, устроенные выходцами из Москвы и соловецкими беглецами, спасшимися после взятия монастыря царскими войсками. В 1694 г. на реке Выг обосновалась поморская община, где видную роль играли братья Денисовы – Андрей и Семен, известные во всем старообрядческом мире. Позднее в этих местах на реке Ленске, появилась женская обитель. Так сложился знаменитый центр древнего благочестия – Выголексинское общежительство.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.