На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственный бюджет и государственный долг

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Прежде, чем говорить  о  бюджетном   устройстве  Российской  Федерации,  выявлять  его  достоинства   и  недостатки,   необходимо   определить,   что, собственно, представляет собой бюджет государства. В  самом  общем  виде  им является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный  в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране  государственный  бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых  категорий: налогов, государственных  расходов,  государственного  кредита   -   в   их действии. Тем не менее, являясь частью финансов,  бюджет  можно  выделить  в отдельную   экономическую   категорию,   отражающую    денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу  перераспределения национального дохода  (частично  и национального богатства)  в связи   с образованием  и использованием  бюджетного   фонда,   предназначенного   на финансирование народного хозяйства, социально-культурных  мероприятий,  нужд обороны и государственного управления. Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые  ресурсы на  решающих  участках социального и   экономического развития,  с  помощью  бюджета происходит перераспределение  национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.  Ни одно  из  звеньев  финансов   не   осуществляет   такого   многовидового   и многоуровневого перераспределения средств,  как бюджет.  Вместе  с   тем, отображая экономические процессы,  протекающие   в   структурных   звеньях
экономики, бюджет дает четкую картину того,  как  поступают  в  распоряжение государства  финансовые  ресурсы   от   разных   субъектов  хозяйствования, показывает, соответствует ли  размер  централизуемых  ресурсов  государства объему его потребностей.  Таким образом,  при правильном  подходе бюджет объективно может быть не просто  средством государственного  экономического регулирования, он может  реально  влиять  на  рост  экономики  и  социальной сферы,  ускорение  темпов  научно-технического   прогресса,   обновление   и совершенствование материально-технической базы  общественного  производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление  присущих  бюджету  свойств,  его
использование в  качестве  инструмента  распределения  и  контроля  возможно только в  процессе человеческой деятельности, что находит  свое  выражение  в создаваемом государством бюджетном  механизме,  который  является  конкретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность  бюджетных  отношений на решение экономических и социальных задач.
Основная  цель курсовой работы – изучить  экономическую суть таких понятий  как государственный бюджет, доходы и расходы государственного бюджета, бюджетный дефицит, государственный долг.
   Поставленная цель предполагает  решение ряда взаимосвязанных  задач:
      изучить особенности формирования государственного бюджета;
      рассмотреть понятие бюджетного дефицита;
      охарактеризовать суть государственного долга.
     Актуальность  данной темы не вызывает никаких сомнений, поскольку без принятия данного  документа не будут выделены основные направления использования денежных средств государства. Также выбор  мною темы данной курсовой работы во многом обусловлен тем, что, начиная с 2004 года, в России осуществляется реформа бюджетного процесса, которая, в конечном счете, должна привести к устойчивой сбалансированности госбюджета России.  
 
 
 
 

1. Понятие государственного бюджета

1.1 Общие принципы построения бюджетной системы

 
     Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый  для выполнения функций государства. Эти функции сводятся к перераспределению  средств и контролю за их эффективным  использованием. В этом смысле функции бюджета сходны с функциями финансов, что понятно, поскольку бюджет лишь часть целого. Вместе с тем, применительно к государственному бюджету принято выделять следующие функции, связанные с государственным устройством:
    вмешательство в экономику;
    поддержание государственного аппарата управления;
    правоохранительные органы и судоустройство;
    медицина, здравоохранение и образование;
    оборона страны.
     Все эти функции во многом возможны именно благодаря финансовой системе.
     Принципами  бюджетной системы являются ее основополагающие начала и правила: единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему. [1.8 c.75] Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций, единством формы бюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированных бюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса, единством денежной системы. Помимо этого, принцип единства бюджетной системы основывается на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение. Механизмом реализации принципа единства бюджетной системы является единая социально-экономическая, включая налоговую, политика.
     Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных  источников доходов и правом определять направления их использования и расходования. К собственным источникам доходов бюджетов относятся: закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета; отчисления по регулирующим доходным источникам; дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно представительными органами власти субъектов и местными органами власти. [1.9 c.3-23]
     Решения представительных органов власти по бюджетным вопросам подлежат опубликованию  в средствах массовой информации в сроки, установленные соответствующим представительным органом власти, или доводятся до сведения населения иным способом исходя из возможностей соответствующего представительного органа власти. В случае принятия решения об отклонении проекта бюджета или о неутверждении отчетов об исполнении бюджета и использовании средств внебюджетных и валютного фондов в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения. [1.14 c.351]
 

1.2 Доходы и расходы  государственного  бюджета

 
     Поскольку государству необходимо, прежде всего, обеспечить стабильность в обществе, то основными направлениями расходов государственного бюджета являются: правоохранительные органы, государственный аппарат, социальные цели. С первой трети двадцатого века повышается роль государства, а следовательно, и расходная часть госбюджета в экономическом регулировании.
     При составлении проектов бюджетов, уточнении  бюджетов в ходе их исполнения, при  рассмотрении проектов бюджетов, утверждении  бюджетов:
    определяется объем финансирования мероприятий по социально-экономическому развитию соответствующих национально-государственных и административно-территориальных образований в пределах планируемых бюджетных доходов, предоставленных дотаций, субвенций, а также с учетом привлекаемых заемных средств;
    определяются направления использования средств бюджета на инвестиции, собственные целевые программы; на внешнеэкономическую деятельность, мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), восстановление памятников природы и культуры, благоустройство городов, поселков и сел, содержание и капитальный ремонт жилищного фонда, объектов коммунального назначения, сети дорог соответствующего значения (сверх выделяемых ассигнований из дорожных фондов), образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, на содержание органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления и на другие цели;
    определяются и уточняются нормы расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, органов милиции общественной безопасности, охраны окружающей среды и на другие цели;
    определяются размеры дотаций, субвенций бюджетам нижестоящего территориального уровня и их целевое назначение. [1.6 c.53]
   Расходы бюджета, предусмотренные бюджетной  классификацией, подразделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития.
   К бюджету текущих расходов относятся  расходы на текущее содержание и  капитальный ремонт (восстановительный) жилищно-коммунального хозяйства, объектов охраны окружающей среды, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и иные расходы, не включенные в расходы развития. К бюджету развития относятся ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие, на собственные экологические программы и мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), иные расходы на расширенное воспроизводство. Именно второй бюджет - развития - определяет масштабы и скорость перевооружения производства, НИОКР.
   Доходная  часть бюджетов состоит из закрепленных и регулирующих доходов. Кроме того, в бюджеты могут поступать дотации и субвенции, а также заемные средства.
   Порядок и условия предоставления и использования  дотаций и субвенций из государственного бюджета Российской Федерации устанавливаются законодательными актами Российской Федерации, а порядок и условия предоставления и использования дотаций и субвенций из других бюджетов устанавливаются законодательными актами республик в составе Российской Федерации и решениями соответствующих представительных органов власти, принятыми в пределах их компетенции.
   При недостаточности бюджетных средств  для покрытия расходов, превышающих  минимальный бюджет, или в случаях  временных финансовых затруднений  в процессе исполнения утвержденного  бюджета возможно получение процентных или беспроцентных ссуд, а также выпуск займов на инвестиционные цели. Максимальный размер соотношения общей суммы займов, кредитов, иных долговых обязательств бюджета и объема его расходов устанавливается законами Российской Федерации. [1.11 c.3-6]
   Вместе  с тем, основной статьей дохода государственного бюджета (около 95% в РФ) являются налоги. Основы налоговой системы России установлены в различных нормативных  актах, в частности, в Законе "Об основах налоговой системы в  Российской Федерации". Так, следующие основные налоги являются федеральным:
а) налог  на добавленную стоимость;
б) акцизы на отдельные группы и виды товаров;
в) налог  на операции с ценными бумагами;
г) таможенная пошлина;
д) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
ж) платежи  за пользование природными ресурсами;
з) налог  на прибыль предприятий и организаций;
и) налоги, служащие источниками образования  дорожных фондов;
к) гербовый сбор;
л) государственная  пошлина;
м) сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний;
н) налог  на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;
о) налог  на доходы (дивиденды, проценты и др.). 

     Сбалансированность  бюджетов всех уровней является необходимым условием бюджетно-финансовой политики. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов. В целях сбалансированности бюджета могут устанавливаться предельные размеры дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов, который заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15 и так далее процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи. [1.11 c.3-6]
     Состав  защищенных статей определяется Федеральным  Собранием РФ, а также представительными  органами власти субъектов РФ в рамках их компетенции. Покрытие дефицита бюджета  развития осуществляется также за счет выпуска государственных займов или использования кредитных ресурсов.
 

1.3 Суть бюджетного  дефицита

 
     При превышении расходной части государственного бюджета над расходной возникает  бюджетный дефицит.
     Бюджетный дефицит - сумма денег, на которую  за данный период (обычно - год) расходы правительства, фирмы, организации, семьи, гражданина превосходят его доходы; на микроэкономическом (частном) уровне он служит одним из основных показателей банкротства фирмы; на макроэкономическом - одним из факторов развития инфляционного процесса, показателем кризисного состояния государственных финансов.
     Баланс  государственного бюджета - соотношение  денежных доходов и расходов государства. Превышение расходов над доходами создает  дефицит государственного бюджета.
     Бюджетные доходы государства формируются за счет бюджетных поступлений, которые подразделяются на налоговые и неналоговые. Налоговые поступления бюджета - прямые и косвенные налоги с доходов населения, предпринимателей и государственных предприятий. Неналоговые поступления - поступления различного рода платежей и сборов, например от реализации государственных запасов, приватизации; это доходы от внешнеэкономической деятельности и поступления от государственной предпринимательской деятельности, а также поступления от государственных займов, доходы от реализации билетов денежно-вещевой лотереи и др. Это также и обязательные платежи фирм, организаций, предприятий и граждан во внебюджетные фонды, например, на социальное страхование, в фонд занятости.
     Бюджетные расходы - финансовые ресурсы, направляемые на развитие национального хозяйства и социальные нужды общества. Для финансирования бюджетных расходов широко используются государственные займы. Это особый вид кредита, при котором государство одалживает деньги у предприятий и населения, как правило, путем выпуска облигаций. [1.10 c.485]
     Облигация - долговое обязательство государства, выдаваемое на определенный срок с  выкупом и выплатой заранее оговоренного процента. От облигации следует отличать сертификаты - билеты особого вида государственного займа с высоким процентом и выкупом лишь по истечении установленного срока.
     Государственные займы в зависимости от сроков возврата могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше  пяти лет). Особыми формами государственного финансирования являются дотации, субсидии и субвенции. Дотация - денежные средства, выдаваемые государством действующим предприятиям для покрытия превышения ими расходов над доходами (например, дотацию получают многие предприятия угольной промышленности, предприятия, производящие товары детского ассортимента, сельскохозяйственные предприятия). Субсидия - выделяемая из госбюджета отдельным предприятиям сумма на конкретную цель (например, на финансирование фундаментальных исследований, осуществление экологических программ и т.п.). Субвенция - вид финансовой поддержки государством отдельных отраслей и предприятий, имеющих целью восполнить недостающие им средства для решения какой-либо конкретной хозяйственной задачи.
     Итак, основными причинами дефицита государственного бюджета в современном обществе выступают необоснованное увеличение расходов на оборону, ведение боевых действий, рост расходов на аппарат управления и финансовая поддержка убыточных предприятий, необоснованный рост бюджетных расходов на социальные программы, а также бюджетное финансирование программ решения проблем безработицы. В условиях кризиса усиливает бюджетный дефицит и государственная (правительственная) экономическая политика по стабилизации экономики, смягчению кризисных последствий и финансированию экономического роста. Существует определенная зависимость между экономическим ростом, состоянием занятости (безработицы) и инфляцией. Для повышения занятости и снижения безработицы с целью смягчения социальных проблем финансируется создание новых рабочих мест, что обеспечивает экономическое развитие. Однако такое бюджетное финансирование становится причиной развития инфляционных процессов. [1.10 c.485]
     Основоположником  концепции дефицитного бюджетного финансирования был английский экономист Дж. Кейнс.
     Решение проблемы бюджетного дефицита и потребности  в денежных средствах имеет несколько  направлений. Это прежде всего более  эффективное и рациональное использование  имеющихся бюджетных средств, реструктурирование доходной и расходной частей бюджета и жесткий контроль над эмиссией - выпуском новых денежных средств, не обеспеченных товарами.
 

2. Государственный  долг как составная часть государственного бюджета

2.1 Экономическая суть  понятия государственного  долга

 
     Государственный долг - это долговые обязательства государства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Термин государственный долг в его общеупотребимом значении охватывает не весь государственный сектор - в частности, он не учитывает финансы местных административных единиц.
     Долговые  обязательства РФ могут быть в  форме кредитов, полученных Правительством РФ, государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ, а также других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ. Порядок, условия выпуска и размещения долговых обязательств РФ определяются Правительством РФ. [1.3 c.336]
     Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.
     Государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими  лицами, номинированные в рублях. Государственный  внутренний долг РФ обеспечивается всеми  активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.
     Внутренний  государственный долг РФ включает в  себя задолженность по ГКО (государственным  краткосрочным обязательствам), ОФЗ (облигациям федерального займа), ОГСЗ (облигациям государственного сберегательного  займа), реструктурированную задолженность по ОВГВЗ (облигациям внутреннего государственного валютного займа), а также просроченную задолженность по централизованным кредитам сельскому хозяйству и северным регионам.
     Эмитентом облигаций государственного займа  от имени Российской Федерации выступает Министерство финансов РФ, владельцами облигаций государственного сберегательного займа РФ могут быть юридические и физические лица, которые по законодательству РФ являются резидентами и нерезидентами.
     Обслуживание  государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями. Правительство РФ публикует ежегодно, не позднее мая текущего года, сведения о состоянии государственного внутреннего долга за предыдущий финансовый год.
     Государственным внешним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами, номинированные в основном в евро и долларах США. Внешний государственный долг РФ включает в себя задолженность по кредитам правительств иностранных государств (в том числе официальным кредиторам Парижского клуба и бывшим странам СЭВ), по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм (кредиторы Лондонского клуба), по кредитам международных финансовых организаций (МВФ, МБРР, ЕБРР) и государственные ценные бумаги России (еврооблигационные займы, ОВВЗ).
     Внешние заимствования осуществляются на основе международных договоров Правительством РФ или от имени российских юридических  лиц. Законом установлен предельный размер государственных внешних заимствований РФ, который не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и выплате российского долга. Учет и регистрация заимствований и предоставляемых кредитов находится в ведении Минфина РФ, а их порядок определяется Правительством РФ. [1.12 c.19-27]
     Государственные долговые обязательства могут быть классифицированы по следующим параметрам:
    срок действия - долговые обязательства РФ могут носить краткосрочный характер (до 1 года), среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный характер (от 5 до 30 лет); все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет; право эмиссии - эмитентом долговых обязательств РФ могут выступать центральное правительство, правительства национально-государственных и административно-территориальных образований, а также органы местного самоуправления;
    признак субъектов - держателей ценных бумаг - долговые обязательства РФ могут быть реализуемыми только среди населения, только среди юридических лиц, а также как среди юридических лиц, так и среди населения;
    по форме займы делятся на облигационные и безоблигационные; облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг; безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.
   Займы также классифицируются по форме  выплаты доходов и методам  размещения.
   Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, где оговаривается уровень процента, валюта предоставления и погашения  займа и другие условия. Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные.
   Взятые  взаймы денежные средства у населения, хозяйствующих субъектов и других стран поступают в распоряжение органов государства, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Как правило, государственные займы в разных формах используются для покрытия бюджетного дефицита. [1.12 c.19-27]
   Источником  погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку. В условиях нарастания бюджетного дефицита или отсутствия средств для обслуживания долга государство может прибегнуть к реструктуризации своих долгов. Возможные схемы реструктуризации долговых обязательств включают списание долга - если обязательства страны превышают ее ожидаемую платежеспособность, то возможно частичное или полное списание задолженности; выкуп долга - некоторые страны-должники имеют в своем активе значительные объемы золотовалютных резервов, в таком случае можно разрешить заемщику самостоятельно выкупить собственные долги на открытом рынке; секьютеризация - основная идея секьютеризации состоит в том, что страна должник эмитирует новые долговые обязательства в виде облигаций, которые либо непосредственно обмениваются на старый долг, либо продаются; в случае продажи, вырученные средства направляются на выкуп старых обязательств; обмен госдолга на акции национальных предприятий - Предоставление кредиторам права продажи долгов с дисконтом за национальную валюту, на которую впоследствии можно приобрести акции национальных компаний.  [2.1] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         2.2 Государственный долг Российской Федерации

 
•  Объем  государственного долга Российской Федерации в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличится на 40,2 %, к концу 2012 года - более чем в 2 раза и составит 15,4 % ВВП.
•   Объем государственного внутреннего  долга увеличится в 2010 году по сравнению  с 2009 годом на 31,2 %, к концу 2012 года в 1,7 раза и составит 8,1 % ВВП.
• Объем  государственного внешнего долга в 2010 году по сравнению с 2009 годом в  рублевом эквиваленте увеличится в 1,6 раза, к концу 2012 года - в 2,8 раза, в  долларовом эквиваленте - в 1,5 раза и 2,4 раза соответственно.
• С  ростом объемов государственного долга  увеличиваются расходы федерального бюджета на его обслуживание (процентные расходы), в 2010 году они будут выше в 1,5 раза, чем в 2009 году, в 2012 году - в 2,8 раза.
• Возросшие  объемы заимствований увеличат нагрузку на федеральный бюджет. В 2011 - 2012 годах может произойти превышение предельного значения (10 %) показателя ликвидности   бюджета,   характеризующее   отношение   расходов   по   обслуживанию   и погашению долга к доходам федерального бюджета.
•   Объем   консолидированного   внешнего   долга   Российской   Федерации   (перед нерезидентами) в 2009 году превышает объем международных  резервов Российской Федерации. [2.3]

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.