На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Организация труда в магазине

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 41. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Курсовая: Организация  труда в магазине 
Содержание
     Введение 3
1. Трудовые процессы  в торговом предприятии, их  значение и содержание 6
1.1. Организация материальной  ответственности в магазине 13
1.2. Режим работы  и условия труда в магазине 16
1.3. Оплата и анализ производительности труда работников магазина 22
2. Организация трудовых  процессов в магазине 28
2.1. Организационно-правовая  характеристика магазина, его основные  экономические показатели 28
2.2. Организация труда  в супермаркете 30
3. Пути совершенствования трудовых процессов в супермаркете 39
Заключение 40
Список использованных источников 42 
 

    
Введение 

Успех работы любой  организации обеспечивают работники, занятые в ней. Именно
поэтому современная  концепция управления предприятием предполагает выделение
из большого числа  функциональных сфер управленческой деятельности той,
которая связана  с управлением кадровой составляющей организации – персоналом. 

В любой организации  возникает необходимость в определении  численности
персонала, в эффективной системе подбора, найма и расстановки кадров, в
обеспечении их занятости  с учетом интересов фирмы и  самого работника, в
системе вознаграждения за труд по его результатам, продвижения  работников,
системе трудовой мотивации, в учете индивидуальных проблем работников.
Повышение интереса к человеческому фактору в 60-80-е  годы обусловило
разработку теории и практики управления трудовым коллективом. При этом
предполагалось, что  деятельность трудового коллектива должна быть направлена
на планомерное  достижение социально экономической цели, заключающейся в
получении высоких  конечных результатов при минимизации  затрат всех ресурсов,
создание благоприятного морально-психологического климата, стимулов и условий
труда, определяющих его высокую привлекательность  и удовлетворенность  им
всех членов коллектива.
Переход страны на рыночные отношения в корне изменил  концепцию управления
персоналом, выбор  средств и методов практической реализации задач управления
персоналом для  повышения эффективности производства.
На результаты деятельности любой организации, конечно, определяющее влияние
продолжает оказывать  экономический аспект управления персоналом. С ним
связано определение  численности персонала, профессионально  – квалификационные
требования к нему, эффективное использование персонала по времени,
квалификации, уровню образования. Однако всё большее  значение приобретает
социальная направленность в кадровой работе, смена акцента  в кадровой
политике на учёт интересов работника, повышение  мотивации труда, как условия
более высокой его результативности.
Новые экономические  условия предполагают использование  не только новых
теоретических предпосылок, но и новой технологии самой работы с кадрами. В
связи с этим возрастает роль кадрового планирования, его  информационного
обеспечения.
Внедрение достижений научно – технического прогресса  в большинстве случаев
определяется профессионализмом  сотрудников организации  и приводит к большим
изменениям в трудовой деятельности человека. Все более  важным становиться
подготовка и непрерывное обучение персонала. Упраздняются старые и создаются
новые рабочие места, что, с одной стороны, способствует росту безработицы, с
другой стороны  появляется недостаток квалифицированных  кадров, отвечающих
требованиям новых  технологий.
И поэтому, важное место в эффективной работе магазина занимает правильная,
оптимальная организация  трудовых процессов.
Организация труда  в магазине должна быть направлена на осуществление
комплекса организационно-технических, экономических и санитарно-гигиенических
мероприятий, позволяющих рационализировать торгово-технологический процесс,
эффективнее использовать торгово- технологический процесс, эффективнее
использовать торговые и другие площади, оборудование и  персонал магазина,
создать благоприятные  условия труда и на этой основе обеспечить высокий
уровень торгового  обслуживания населения.
Объектом данного  исследования является ЗАО Супермаркет  «Звездный».
Субъектом данного  исследования является организация  трудовых процессов на ЗАО
Супермаркет «Звездный».
Цель данной работы – с учетом современных принципов и подходов к организации
трудовых процессов  и специфики работы с персоналом магазина, определить
основные направления  совершенствования  системы подбора  и найма кадров для
магазина «Радуга» и дать практические рекомендации по её оптимизации.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
-         рассмотреть теоретические аспекты   организации труда работников
магазина;
-         проанализировать специфику работы  с персоналом магазина «Радуга»;
-           рассмотреть основные направления совершенствования организации
труда работников магазина «Радуга».
Метод исследования  - сравнительный анализ на основе личного  ознакомления
автора с данной торговой организацией и бухгалтерская  отчетность за 2001 г.
  1. Трудовые процессы в торговом предприятии, их значение и содержание 
Трудовые процессы, выполняемые работниками торговли, имеют свои особенности.
ГОСТ «Торговля. Термины  и определения» дает такое определение  технологии
торговли: «совокупность  параллельно или последовательно выполняемых операций
и процедур при продаже  товаров и организации товародвижения с использованием
определенных средств  и методов». В торговле технология  включает операции по
доставке , приемке, проверке количества и качества, хранению товаров в
магазине, подготовке к продаже и самой продаже. Специфичность технологических
процессов в торговле в том, что здесь товар не только доводится от
производства до покупателя, но и осуществляется смена  его формы стоимости в
результате продажи  потребителю./3, с. 87/.
Благодаря ряду производственных операций, выполняемых в торговле (доработка,
фасовка, упаковка, перевозка), труд в торговле создает новую  стоимость и
выступает как труд производительный. В то де время  ввиду объективно присущих
торговле функций, связанных со сменой форм собственности, труд является
источником разного  рода услуг, оказываемых покупателю при продаже товаров.
Основное предназначение торговли  - оказание услуг производителям и
покупателям, в результате чего совершаются трудовые процессы. Таким образом,
конечным результатом  труда торговых работников является не продукт, а услуга.
При этом доля услуг  в труде работников торговли постоянно  растет за счет
перемещения непосредственно  производственных операций в сферу  производства.
В своем большинстве торговые предприятия относительно небольшие, в них
нецелесообразно глубокое разделение труда, затруднено использование
высокопроизводительных  машин и механизмов.
Как и в любой  другой отрасли, в торговле  совокупные затраты делятся на
затраты живого и овеществленного труда. Живой труд, связанный со сменой
формы собственности, составляет около  трети трудовых затрат торговых
работников. При этом доля живого  труда в розничной  торговле значительно
выше, чем в оптовой, что обусловлено самим характером туда и уровнем
механизации трудовых процессов. В розничной торговле, где процесс
обслуживания замыкается, в конечном счете, на покупателе, доля живого труда
выше. В оптовой  торговле в силу особенностей торгово-технологического
процесса больше возможностей для внедрения средств  механизации и доля
овеществленного труда  выше.
Важная особенность  структурного состава трудовых ресурсов в торговле состоит
в том, что более 85 % их общего количества составляют женщины, а среди
продавцов их удельный вес еще выше. Это выдвигает ряд специфических
социальных проблем  перед отраслью, среди них в  первую очередь необходимость
сокращения доли  ручного труда и увеличение средств  на социальные нужды
коллектива.
Труд работников торговли отличается высокой напряженностью. Это  относится,
прежде всего, к  работникам торговых залов – продавцам, кассирам, контролерам-
кассирам. Продавец всегда на виду, он должен быть приветлив,  следить за
культурой речи, внешним  видом, манерами. Наиболее тяжелым в  физическом
отношении является труд продавцов. Особенно это относится к труду продавцов
продовольственных и хозяйственных товаров. Физическая нагрузка на одного
продавца продовольственного магазина за смену иногда достигает 900 кг, а при
выполнении погрузоразгрузочных  работ по перемещению груза - 1200 кг.
Для труда контролера-кассира  характерна нервно-эмоциональная напряженность,
обусловленная необходимостью в процессе трудовой деятельности вступать в
контакт с большим  количеством людей при различной  коммуникабельности. В
течение часа контролер-кассир может обслужить до 100 человек.
Источником нагрузки служит также значительное напряжение памяти и внимания,
специфика работы с  материальными ценностями, монотонность  труда. Работа
контролера-кассира, как и продавца, отличается неравномерностью распределения
нагрузки в течение  рабочего дня, недели в связи с  колебаниями покупательских
потоков. При этом колебания числа обслуживаемых  покупателей  в часы «пик»
могут достичь 50 % среднечасовой  нагрузки. В отдельных случаях  в часы «пик»
нагрузка может составить 70-75 % всей нагрузки за смену.
В торговле применяется  суммарный учет рабочего времени. Анализ
работоспособности продавцов показал, что к концу  рабочего дня выработка из-за
утомляемости начинает резко падать (до 3040 %), причем это  приходится на
часы «пик», когда  заканчивает работу большинство  предприятий и количество
покупателей возрастает.
В торговле работают преимущественно женщины. В то же время товары поступают в
упаковке, значительно  превышающей по весу предельно допустимые нормы нагрузок
при подъеме и  перемещении тяжести вручную. Крупа, мука, сахар поступают в
мешках массой до 50 кг, сельдь – емкостью до 50-100 кг, растительной масло –
до 200 кг, зубная паста  – по 50-60 кг.
Поэтому в рамках социального развития на предприятии  целесообразно
предусматривать мероприятия  по соблюдению санитарно-гигиенических  норм,
стандартов безопасного  труда./4, с. 158-159/.
Численность работников и структура штата магазина зависят  от типа предприятия
и размера его  торговой площади, объема, условий и  режима работы, методов
продажи товаров, количества рабочих мест и других показателей, влияющих на
трудоемкость выполняемых  работ.
В связи с этим большое значение имеет рациональное разделение труда
работников магазина. Оно предусматривает наиболее целесообразную расстановку
работников торгово-технологических  операций, четкое определение
функциональных обязанностей каждого работника. Основными формами  разделения
труда в магазине являются: функциональное, товарно-отраслевое и
квалификационное.
Функциональное разделение предполагает  обособление отдельных функций и
выделение работников для их выполнения. С учетом  этого  признака весь
персонал розничного торгового предприятия подразделяется на  три категории:
управленческий, основной, или торгово-оперативный, и вспомогательный.
Управленческий персонал состоит из работников, обеспечивающих  управление
торгово-технологическим  и трудовым процессом. Сюда входят руководящие,
инженерно-технические  работники и служащие – директор (заведующий),
заместитель директора (заведующего),  администратор, товароведы, заведующие
секциями, старший  бухгалтер, бухгалтеры, кассир и т.д.
Общее руководство  магазином осуществляет директор (заведующий), он же
руководит планово-экономической  работой, занимается подбором кадров и
организует повышение их квалификации, обеспечивает охрану труда, технику
безопасности и  пожарную безопасность, организует выполнение наказов пайщиков.
Ему же подчинены  службы, занимающиеся вопросами труда  и заработной платы,
бухгалтерского учета  и финансов.
Заместитель директора (заведующего) магазином руководит коммерческой
деятельностью, в  его ведении находятся вопросы  организации технологических
операций и хозяйственного обслуживания.
Бухгалтерский аппарат  принимает от материально ответственных  лиц товарно-
денежные отчеты, проверяет и обрабатывает их, учитывает денежные средства и
кредиты банков, а  также выполняет другие бухгалтерские  операции.
Администратор следит за состоянием выкладки товаров и  рекламного оформления
торгового зала, за соблюдением  правил торговли, принимает решения по
претензиям покупателей  и т.д.
Товароведы выполняют  основные функции в области коммерческой работы и
организации торговли. В них входят изучение спроса населения  на товары,
заключение договоров  с поставщиками и контроль за их выполнением, подготовка
претензионных материалов, контроль за состоянием товарных запасов, проверка
качества товаров  и соблюдение условий их хранения. Они же организуют доставку
товаров в магазин, внедряют современные методы продажи  товаров и т.д.
Заведующие товарными  отделами (секциями) организуют работу своих отделов
(секций), следят за  поддержанием товарных запасов  на определенном уровне,
составляют заявки на завоз товаров, принимают товары по количеству и
качеству, обеспечивают сохранность товарно-материальных ценностей, выполняют
другие функции, связанные  с работой отделов (секций).
Основной (торгово-оперативный) персонал -  продавцы, контролеры-кассиры,
контролеры, кассиры, т.е. работники, занятые обслуживанием  покупателей в
торговом зале.
В обязанности продавцов  входит подготовка и уборка рабочего места (получение
упаковочного материала, проверка работоспособности торгового  оборудования и
инвентаря, пополнение рабочих товарных запасов, уборка тары, поддержание
надлежащего санитарного  состояния), подготовка товаров к  продаже,
обслуживание покупателей, учет неудовлетворенного спроса и т.д.
Контролер-кассир готовит  рабочее место к выполнению расчетных  операций
(проверяет исправность  контрольно-кассовой машины, записывает  показания
счетчиков, получает разменную монету и т.д.), выполняет расчетные операции с
покупателями, осуществляет сдачу выручки и т.д.
Контролер проверяет  сортность, комплектность, размеры, эксплуатационные
свойства и цены товаров. Осуществляет перемеривание  оплаченных товаров,
заполняет паспорта на приобретенные товары, консультирует покупателей,
упаковывает и отпускает  товары покупателям.
Вспомогательный персонал обеспечивает обслуживание основного  персонала, а
также поддерживает магазин в надлежащем санитарно-гигиеническом  состоянии. В
эту категорию входят рабочие, младший обслуживающий персонал (уборщицы),
фасовщики, электромонтеры, техники и т.д.
Товарно-отраслевое разделение позволяет работникам магазина
специализироваться  на продаже отдельных или нескольких товарных групп. Это
способствует более  глубокому изучению ассортимента товаров, более
квалифицированному  и производительному обслуживанию покупателей.
Разделение труда  по квалификационному признаку основывается на распределении
обязанностей работников магазина в соответствии с их квалификацией.
Рациональное использование  квалифицированных кадров благотворно сказывается
на повышении уровня обслуживания покупателей. Так, с учетом квалификации
продавцов подразделяют на первую, второю и третью категории. При этом
продавец первой категории выполняет более сложные работы, на его долю
приходится более  ответственные функции, связанные  с обслуживанием
покупателей. Соответствующие  различия имеются и в круге  обязанностей, а также
в выполняемых функциях между продавцами второй и третьей  категорий.
Соотношение количества продавцов различной квалификации в розничном торговом
предприятии зависит  от ассортимента реализуемых товаров. Так, чем большую
долю в товарообороте  занимают сложные по характеру отпуска  товары, тем больше
число продавцов  высокой квалификации должно быть в штате магазина.
Одним из важных условий  разделения труда является его кооперация, которая
выражается в совмещении работниками магазина профессий, специальностей и
функций. Это позволяет  более полно и равномерно загрузить  персонал магазина в
течение рабочего дня, ускорить процесс обслуживания покупателей. В результате
кооперации труда  повышается профессиональный уровень  работников магазина, они
приобретают дополнительные навыки и знания.
Уровень кооперации труда в каждом конкретном магазине устанавливается с
учетом режима работы магазина, форм организации труда  и материальной
ответственности на основе изучения степени загрузки работников и выявления
свободного временим в течение рабочего дня./4, с. 286-289/.
Кроме того, для улучшения  обслуживания покупателей большое значение имеет
овладение продавцами дополнительными специальностями, что должно происходить
на базе уже полученных ими навыков и приемов. Так, продавцу швейных изделий
проще освоить специальность  продавца верхнего и нижнего трикотажа, продавцу
радиотоваров и  телевизоров – специальность  продавца кино- и фототоваров и
т.д.
Помимо полного  совмещения должностей, работники магазина параллельно с
основными должностными обязанностями могут выполнять  отдельные функции,
относящиеся к другим  профессиям (должностям). Например, заведующие отделами
должны участвовать  в обслуживании покупателей, продавцы должны выполнять
вспомогательные работы во время вынужденных перерывов  в их основной работе и
т.д.
Разделение и кооперация труда в магазине должны осуществляться с учетом типа
и размера торговой площади предприятия, применяемых  методов продажи товаров,
размера и структуры  товарооборота, используемых методов  дополнительного
обслуживания покупателей  и других условий работы магазина. Однако мероприятия
по разделению и кооперации труда не должны сопровождаться ухудшением качества
обслуживания покупателей  и условий труда работников магазина.
Повышению производительности труда работников торговли во многом способствует
совершенствование приемов и методов труда. Под приемами труда следует
понимать совокупность трудовых действий, направленных на выполнение
повторяющихся в  определенной последовательности операций, связанных единым
целевым назначением. Метод труда – способ осуществления  процесса труда.
Используемые приемы и методы труда зависят от ассортимента реализуемых
товаров, квалификации работников и других факторов. Совершенствование  приемов
и методов труда  должно сопровождаться сокращением  затрат времени на
выполнение трудовых операций, обеспечением безопасности труда, достижением
максимальной содержательности труда. Оно должно способствовать уменьшению
затрат времени  на обслуживание покупателей и утомляемости работников.
На качество обслуживания покупателей существенное влияние  оказывают
квалификационный  и общеобразовательный уровень работников магазина. Поэтому
одним из направлений  совершенствования организации  труда в магазине является
подготовка и повышение  квалификации кадров. С повышением квалификации и
общеобразовательного  уровня работников розничных торговых предприятий растет
производительность  их труда и культура обслуживания покупателей, уменьшается
уровень затрат труда  в торговле. Квалифицированный работник быстрее
овладевает передовыми методами труда, затрачивает меньше времени на
выполнение отдельных операций, успевает обслужить большее количество
покупателей, чем  работник, обладающий более низкой квалификацией.
         1.1. Организация материальной ответственности  в магазине        
Формы организации  труда в торговле тесно связаны  с организацией материальной
ответственности. Как  правило, в торговле существует два  вида материальной
ответственности: индивидуальная и коллективная(бригадная).
На работников розничных  торговых предприятий возлагается  материальная
ответственность, т. е. обязанность возместить имущественный ущерб,
причиненный предприятию  по их вине.
Действующим трудовым законодательством установлены  два вида материальной
ответственности за причиненный ущерб: ограниченная и  полная.
При ограниченной материальной ответственности лица, по вине которых
причинен ущерб, несут  материальную ответственность в  размере прямого
действительного ущерба, но не более своего среднего месячного  заработка, за
исключением тех  случаев, когда действующим законо­дательством установлены иные
пределы материальной ответственности.
Законом определен  круг случаев, когда работники, при­чинившие ущерб, несут 
полную материальную ответственность, в том числе  и тогда, когда между
работником и предприятием заключен письменный договор о полной материальной
ответственности работника за необеспечение сохранности имущества и других
ценностей. В торговле наиболее распространена полная материальная
ответственность, при  которой работник, причинивший ущерб, обязан возместить
его в полном объеме.
Письменный договор  о полной материальной ответственности может быть заключен
только с работниками, достигшими 18-летнего возраста и  занимающими
должности, непосредственно  связанные с хранением, обработкой, перевозкой и
продажей (отпуском) ценностей. При этом нельзя принимать  на работу, связанную
с материальной ответственностью, лиц, ранее судимых за растраты и  хищения.
В соответствии с  заключенным договором работник магазина принимает на себя
полную материальную ответственность за необеспечение  сохранности вверенных
ему материальных ценностей и обязуется: бережно относиться к переданным ему
ценностям и принимать  меры к предотвращению ущерба; своевременно сообщать
администрации магазина обо всех обстоятельствах, угрожающих обеспечению
сохранности вверенных  ему материальных ценностей; вести  учет и отчетность в
установленном порядке; участвовать в инвентаризации материальных ценностей.
Договор подписывается  руководителем предприятия (ор­ганизации) и лицом,
принявшим на себя материальную ответственность.
Разновидностью полной материальной ответственности по договору является
коллективная (бригадная) ответственность. Она вводится лишь в тех
случаях, если невозможно разграничить материальную ответственность  каждого
работника и заключить  с ним индивидуальный договор. Бригадная  материальная
ответственность устанавливается с согласия всех членов бригады и по
согласованию с  комитетом профсоюза.
В магазинах с  большим числом работников может  применяться бригадная
материальная ответственность  ограниченного круга лиц. В состав бригады при
этом включаются заведующие секциями, их заместители, продавцы, контролеры-
кассиры. За товары, хранящиеся в кладовых, отвечают специальные  бригады
работников.
Состав бригады  формируется директором (заведующим) магазина. Один из членов
бригады назначается  бригадиром. При выбытии отдельных членов бригады или
приеме новых работников (кроме бригадира) договор, как прави­ло, не
переоформляется. О  выбытии членов бригады (не более 50%) в договоре делается
отметка. Вновь принятый член бригады дает подписку на данном договоре о
принятии материальной ответственности. При выбытии более половины членов
бригады, а также  при смене бригадира договор  подлежит переоформлению.
При приеме в бригаду  новых работников или выбытии  из ее состава отдельных
членов (кроме бригадира), а также при уходе в отпуск и возвращении их из
отпуска вопрос о  необходимости проведения инвентаризации решается бригадой
совместно с этими  работниками и по согласованию с  администрацией.
Если по решению  бригады, согласованному с администрацией, инвентаризация не
проводится, то работник должен дать письменное согласие о принятии полной
материальной ответственности  без проведения инвентаризации.
Согласие бригады  о принятии материальной ответственности  без проведения
инвентаризации оформляется  протоколом собрания членов бригады  или их
соответствующей подпиской.
При смене бригадира  или при уходе его в очередной  отпуск инвентаризация
проводится обязательно. Ее проведение обязательно и при  возвращении
бригадира из отпуска, если бригада состоит из двух человек. В других случаях
проведение инвентаризации обязательно, если этого требует администрация,
бригадир или члены  бригады (в письменном виде).
При обнаружении  в магазине недостачи или порчи  товаров члены бригады несут
не солидарную, а  долевую ответственность. Если же установлена  виновность
отдельных членов бригады  в причинении ущерба, то остальные  члены
освобождаются от материальной ответственности. Бригада не не­сет
ответственности за ущерб, происшедший не по ее вине.
Члены бригады имеют  право участвовать в обсуждении вопросов организации
работы бригады, состава  ее членов, назначения бригадира и  его заместителя,
приема новых членов в бригаду. Они вправе потребовать  при необходимости
проведения внеочередной инвентаризации ценностей, за которые  несет
ответственность бригада. С ведома руководителей бригада имеет право
самостоятельно проводить  проверки ценностей, находящихся в  подотчете. Бригада
вправе заявить  отвод тем членам коллектива, которые, по ее мнению, не в
состоянии выполнять  порученную работу и обеспечить сохранность  товарно-
материальных ценностей.
Бригадная форма  материальной ответственности позволяет  рациональнее
использовать рабочее  время работников магазина, способствует ускорению
обслуживания покупателей. Внедрение бригадной материальной ответственности
способствует также  воспитанию у работников магазина чувства честного и
добросовестного отношения  к работе, содействует укреплению трудовой
дисциплины.
В системе потребительской  кооперации применяется, в основном, полная
материальная ответственность. Договор о заключении такой формы
ответственности подписывают  отдельные материально ответственные  лица и члены
бригады с одной  стороны, и руководитель потребительского общества.
               1.2. Режим работы и условия труда  в магазине              
Качество обслуживания покупателей в значительной мере зависит от режима
работы розничного торгового предприятия. В свою очередь, на режим работы
магазина влияют интенсивность покупательских потоков, распределение
товарооборота по часам  дня, дням неделе, сезонам. При этом следует также
учитывать необходимость  создания оптимального режима труда  и отдыха торговых
работников, предоставления им пятидневной рабочей недели, составления
удобного графика  выхода на работу.
Согласованности режима работы магазина с режимом  труда  и отдыха его
работников достигают путем разработки рациональных графиков выхода на работу.
Они должны основываться на соблюдении предусмотренной трудовым
законодательством продолжительности рабочего времени  и обеспечении
ритмичности чередования  времени труда и отдыха работников магазина в течение
дня и рабочей  недели. Следует предусматривать  время на подготовительно-
заключительные операции. Графики должны соответствовать  изменению
покупательских потоков  в различные часы дня и дни  недели.
В рабочее время  включается время, затрачиваемое на подготовительно-
заключительные операции. Так, для продавца это время слагается  из затрат
времени на получение  и подготовку товаров к продаже, их размещение и
выкладку, подготовку инвентаря и упаковочного материала, проверку
весоизмерительного оборудования, подсчет чеков, уборку инвентаря, упаковочных
материалов, передачу товарно-материальных ценностей и  т.д. На эти операции
отводится, как правило, не менее 15-30 мин, но не более 60 мин в  смену.
При семичасовом  рабочем дне устанавливают шестидневную рабочую неделю с одним
выходным днем. В  магазине с восьмичасовым рабочим  днем продолжительность
рабочей недели составляет обычно пять дней с двумя выходными  днями.  Общая
продолжительность рабочего времени  за неделю – 40 ч.
Если в магазине полуторасменный режим работы (11 ч в день), то для работников
устанавливается рабочий  день продолжительностью 8 ч с двумя  выходными днями.
В исключительных случаях, когда невозможно установить рабочий  день нормальной
продолжительности, для продавцов и контролеров-кассиров разрешается применять
суммированный учет рабочего времени. При этом продолжительность  рабочего дня
не должна превышать 11 ч 30 мин при обязательном предоставлении отдыха на
следующий день. Общее  количество рабочих часов в месяц  должно быть такое же,
как и других работников. Перевод работников на суммированный  учет рабочего
времени осуществляется по согласованию с профсоюзным комитетом.
В том случае, если магазин работает в полторы или  две смены и в течение дня
имеет неравномерный  поток покупателей, то для всех работников может
устанавливаться ленточный  график выхода на работу. Такой график
предусматривает выход  на работу не всех работников одновременно, а группами в
разные часы дня. Чаще всего такие графики применяются  в продовольственных
магазинах.
Расчет плановой численности работников производится с учетом режима работы
предприятия. При  этом учитываются коэффициенты увеличения численности,
необходимой для  замены временно отсутствующих работников (отпуск, болезнь).
При планировании численности  продавцов, кассиров, контролеров-кассиров
определяют явочную  и среднесписочную численность. При расчете численности
этих работников используется показатель условного  рабочего места. При его
определении могут  быть взяты показатели средней площади  одного условного
рабочего места (в  продовольственной торговле – 20 кв. м, в
непродовольственной – 21,5 кв.м). В явочную численность  входят работники,
которые ежедневно  должны быть на работе в течение  рабочего времени с учетом
времени, затрачиваемого на подготовительно-заключительные операции. Расчет
явочной численности  производится по формуле:
Чя = [Рм * (Тр+Тпз)] / Тм,
где Чя – явочная  численность работников, чел;
Рм – условное количество рабочих мест, ед.;
Тр – время  работы магазина в неделю, ч;
Тпз – время заключительно-подготовительных операций, ч;
Тм – плановая продолжительность рабочей недели одного работника, ч.
Для расчета среднесписочной  численности используется формула:
Чсс = Чя * Тнф / Тпф,
где Чсс – списочная  численность работников, чел.;
Чя – явочная  численность работников, чел.;
Тнф – полное число  рабочих дней на одного работника  в год (номинальный фонд);
Тпф – плановый полезный фонд рабочего времени на одного работника  в год.
Рассчитанная среднесписочная  численность продавцов может  быть уменьшена с
учетом того, что часть их работы может выполняться заведующими отделами, их
заместителями. Численность  работников мелкорозничной сети определяется с
учетом режима их работы. Но при этом следует иметь  в виду, что при
определении численности  продавцов и кассиров целесообразно учитывать и такие
факторы, как интенсивность  покупательских потоков, спрос населения, его
сезонность, а также  применение современных технологий продажи товаров.
На основе расчета  плановой численности работников составляется штатное
расписание и производится расчет фонда заработной платы. Штатное расписание
представляет перечень всех должностей с указанием количества работников и
предусмотренных ставок и окладов (при тарифной системе  оплаты труда) либо
коэффициентов возрастания  заработной платы (при бестарифной системе оплаты
труда).
В торговле рынок  труда имеет свои особенности, которые  выражаются в следующем:
-         потребность в работниках торговли  растет более быстрыми темпами  по
сравнению с другими  отраслями, что свидетельствует  о повышении значения
торговли в условиях развивающегося рынка;
-         торговля привлекает большое  число работников из других  сфер,
поэтому здесь работает много людей без специальных  знаний, но имеющих опыт
работы в различных  отраслях экономики;
-         привлекательность труда в торговле обусловлена более высокой
доходностью по сравнению  с другими отраслями;
-         потребность в рабочих профессиях  в торговле имеет свою специфику,
обусловленную тем, что выявляется устойчивая тенденция  спроса  на молодых
работников. Эта тенденция рынка труда в торговле ставит задачу создавать
новый мотивационный  механизм стимулирования труда.
Совершенствование организации труда в магазине неразрывно связано с
улучшением условий  труда работников, которые в значительной мере определяют
их работоспособность  и утомляемость. Добиться улучшения  условий труда можно
внедрением средств  механизации тяжелых и трудоемких работ, улучшением
санитарно-гигиенических, бытовых и эстетических условий  труда, обеспечением
охраны труда и  строгим соблюдением техники безопасности.
Улучшению условий  труда работников магазина во многом способствует широкое
применение тары-оборудования для доставки товаров в розничную  торговую сеть,
внедрение средств  механизации погрузочно-разгрузочных работ и
внутримагазинного перемещения товаров, механизация операций, связанных с
подготовкой товаров  к продаже и их отпуском, а также  учетно-вычислительных
операций.
Условия труда работников магазина во многом зависят от вентиляции и отопления. В
торговом зале и  других помещениях магазина должен поддерживаться нормальный
воздухообмен и  температура воздуха. Температура  воздуха в торговом зале и
подсобных помещениях магазина в холодный период года должна быть в пределах
17-22°'С, в теплый  период — не превышать 28°С. Согласно санитарным
нормам скорость движения воздуха в помещениях в  теплый период года может быть в
пределах от 0,3 до 0,5м/с, в холодный — не более 0,3м/с. Превышение этих норм
может привести к  возникновению простудных заболеваний работников магазина.
Система вентиляции и отопления должна предусматривать  равномерное
распределение воздуха  в помещениях магазина. Относительная  влажность воздуха в
холодный и переходный периоды года не должна превышать 75%, в теплый период
года она может  быть в пределах от 55% (при 28°С) до 75% (при 24°С). /4, стр.
572/
Особые требования предъявляются к освещению магазинов. Оно должно быть
равномерным, достаточно интенсивным, но не ослепляющим. Важно, чтобы
освещение не искажало фактический цвет товаров. Рабочие  места фасовщиков,
продавцов гастрономических товаров, контролеров-кассиров должны освещаться в
1,5-2 раза интенсивнее,  чем остальная часть торгового  зала.
В рабочих помещениях магазина концентрация пыли в воздухе не должна превышать
Юмг/м3. Снизить концентрацию пыли можно при помощи вытяжной
вентиляции. Для удаления пыли, осевшей на оборудовании, стенах и т. д.,
используют пылесосы.
Неблагоприятное воздействие  на организм человека оказывает шум. Он приводит
к переутомлению  работников, развитию различных заболеваний. Основными
источниками шума в  магазинах являются транспортеры, холодильные  и
вентиляционные установки, а также некоторые другие виды торгово-
технологического оборудования. Шум оказывает отрицательное воздействие не
только на работников магазина, но и на покупателей. Предельно  допустимый
уровень шума для  торговых залов магазинов составляет 50-60 дБ.
Улучшению условий  труда работников торговли, повышению культуры обслуживания
покупателей способствуют также соблюдение требований технической  эстетики при
организации рабочих  мест и оформлении интерьеров, а  также строгое соблюдение
санитарно-гигиенических  условий труда. Магазины должны располагать
необходимыми санитарно-техническими устройствами и бытовыми помещениями.
На производительность труда работников магазина, качество обслуживания
покупателей существенное влияние оказывает микроклимат  в его коллективе.
Благоприятный микроклимат  в коллективе предполагает доброжелательное
отношение работников друг к другу, дружную работу, взаимовыручку  и т. д. Он
во многом зависит  от характера и стиля руководства  коллективом магазина.
    1.3. Оплата  и анализ производительности  труда работников магазина   
Заработная плата является частью дохода собственника торгового предприятия,
расходуемого для  оплаты труда наемного работника  в соответствии с условиями
найма. Организация  заработной платы включает следующие  элементы: тарифную
систему, формы и  системы оплаты труда.
Организация заработной платы в торговле осуществляется в соответствии со
следующими принципами:
1)  стимулирующая  функция оплаты труда. Этот  принцип организации заработной
платы предполагает установление относительного уровня заработной платы в
зависимости от количества, качества и результатов труда;
2)  дифференциация  окладов в зависимости от объемов  работ, квалификации
работника, условий  труда. Дифференциация оплаты труда  тесно связана с
сегментацией рынка  труда, регулирующей уровень оплаты труда различных
категорий работников.
В условиях различных  организационно-правовых форм собственности  торговые
предприятия получили самостоятельность в выборе порядка  оплаты труда. Они
самостоятельно определяют не только численность работников, но и формы оплаты
труда.   Существует повременная, сдельная и гибкая системы
оплаты труда (рис. 1).
     Системы  оплаты труда 
 
 

Повременная  Сдельная  Гибкая 
 

Простая повременная  Прямая сдельная  Остаточная 
 

Повременно-премиальная  Сдельно-премиальная  Бестарифная 
 

Повременная с контролируемой выработкой  Сдельно-прогрессивная  Контрактная 
 

Система плавающих  окладов  Комиссионная   
 
 

                      Рис. 1. Формы и системы оплаты  труда                     
При повременной  оплате труда заработная плата работнику начисляется в
соответствии с  окладом за фактически отработанной время. Сдельная система
представляет собой  оплату в зависимости от объема работ  по установленным
расценкам. В последнее  время получили широкое распространение  гибкие системы,
в которых  заработная плата увязывается с конечным результатом.
Сдельная оплата труда в зависимости от способа  учета выручки и поощрения
имеет следующие  системы: прямую сдельную, сдельно-премиальную, сдельно-
прогрессивную, комиссионную.
Гибкие системы  оплаты труда в современных условиях тесно увязываются с
конечными результатами деятельности предприятия. Широко применяется
остаточная системы, при которой заработная плата  работников находится в
тесной связи с  суммой полученной прибыли как в  отдельном подразделении
(отделе, секции), так  и в целом на предприятии.  Такая система оплаты труда
способствует возникновению  профессиональной конкуренции между  работниками,
что, в свою очередь, влияет на культуру обслуживания. При  этой форме оплаты
труда каждому работнику  устанавливается оклад и по каждой секции определяется
сумма прибыли, остающейся в распоряжении после уплаты всех налогов. Расчет
издержек производится по каждой секции (расходы на оплату труда, затраты по
аренде, по инкассации, по содержанию помещений и общефирменные расходы).
После этого рассчитывается коэффициент соотношения прибыли  и заработной
платы. Внутри секции сумма сверхтарифной части распределяется самостоятельно.
Для повышения трудовой активности персонала широко используется система
материального стимулирования, в которой используются различные формы –
премирование за текущие результаты хозяйственной  деятельности, доплаты и
надбавки, различные  единовременные поощрения за результаты труда и социальные
выплаты. На предприятиях разрабатывается положение о материальном
стимулировании, которое  содержит общие положения, порядок  и размеры
премирования, лишения  и снижения размера премий, правила  выплаты надбавок за
выслугу лет.         Основанием для начисления премий являются данные
бухгалтерской и  статистической отчетности предприятия за отчетный месяц.
Структура и численность  персонала на торговых предприятиях в значительной
степени зависят  от форм собственности. В связи с  этим выделяют работников –
собственников имущества  и наемных работников. На приватизированных
предприятиях, как  правило, наблюдается сокращение численности  персонала и
упрощение его структуры. Этому способствуют более интенсивный  труд работников
и их заинтересованность в получении доходов от прибыли.
При анализе численности  персонала, использования рабочего времени и
производительности  труда различают списочную, явочную  и среднесписочную
численность.
Списочная численность  – это  численность всех работников, состоящих в штате
предприятия на определенную дату. В списочный состав включаются все
работники, принятые на постоянную, сезонную или временную  работу.
Явочная численность  – это минимальное количество персонала, которое должно
обслуживать торгово-технологический  процесс.
Среднесписочная численность  – это численность персонала, определяемая в
среднем за соответствующий  период (месяц, квартал, год).
Анализ численности  персонала производится во взаимосвязи  с анализом
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.