На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Политический портрет Леонида Ильича Брежнева

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      План:
      Введение………………………………………………………3
          .Биография Л. И. Брежнева……………………………….4 - 8
          Приход к власти……………………………………………9 - 10
          СССР в эпоху развитого социализма…………………….11 - 16
          Внешняя политика…………………………………………17 - 21
      Заключение……………………………………………………22
      Список использованной литературы………………………..23
 

        Введение.
       Цель  работы: Определить политический портрет  Леонида Ильича Брежнева.
       Задачи:
    Рассмотреть политическую деятельность Л. И. Брежнева
    Составить полную картину политического портрета Л. И. Брежнева
       Объект  работы: Политическая деятельность Л. И. Брежнева
       Актуальность  работы: Есть в истории деятели, которые становятся лидерами эпохи, возглавляют глобальные процессы, реформируют общество или подавляют его, выигрывают сражения или на какой-то миг становятся отцами нации. Но есть и такой тип правителей, чья деятельность была полностью адекватна эпохе, что называется, не лучше и не хуже, чем она могла быть. Из государственных лидеров советской эпохи к ним бесспорно относится Леонид Ильич Брежнев. 
Биография Леонида Ильича Брежнева.

       Годы жизни: 19 декабря 1906 1 января 1907 — 10 ноября 1982  
Советский партийно-государственный деятель. Первый секретарь ЦК КПСС с 1964 года (с 1966 г. Генеральный секретарь) и Председатель Президиума Верховного Совета СССР в 1960—1964 гг. и с 1977 г. Маршал Советского Союза, 1976.
       Леонид  Ильич Брежнев родился 19 декабря 1906 г. в селе Каменское Екатеринославской  губернии (сейчас это г. Днепродзержинск).  
Отец Л. Брежнева, Илья Яковлевич, был рабочим-металлургом. Мать Брежнева, Наталья Денисовна, до замужества имела фамилию Мазелова.  
В 1915 году Брежнев поступил в нулевой класс классической гимназии.  
В 1921 году Леонид Брежнев окончил трудовую школу, поступил на первую работу на Курский маслобойный завод. 1923 год ознаменовался вступлением в комсомол. В 1927 г. Брежнев закончил Курский землеустроительно-мелиоративный техникум. После учебы Леонид Ильич некоторое время работал в Курске и в Белоруссии. В 1927 – 1930 гг. Брежнев занимает должность землеустроителя на Урале. Позже стал заведовать районным земельным отделом, был заместителем председателя Райисполкома, заместителем заведующего Уральским областным земельным управлением. Принимал активное участие в проведении коллективизации на Урале. 
       В 1928 год Брежнев женился. В 1931 году Брежнев вступил в ВКП(б) (всероссийскую коммунистическую партию большевиков). В 1935 г. он получил диплом Днепродзержинского металлургического института, будучи парторгом. В 1937 году поступил на металлургический завод им. Ф.Э. Дзержинского инженером и сразу получил должность заместителя председателя Днепродзержинского горисполкома. В 1938 году Леонид Ильич Брежнев назначен заведующим отделом Днепропетровского обкома ВКП(б), а год спустя получил место секретаря в этой же организации. В период Великой Отечественной Войны Брежнев занимает ряд руководящих должностей: зам. начальника Политуправления 4-го Украинского фронта, начальник Политотдела 18-й армии, начальник Политуправления Прикарпатского военного округа. Закончил войну в звании генерал-майора, хотя, имел «военные знания весьма слабые». В 1946 году Л.И.Брежнев назначен 1-м секретарем Запорожского обкома КП(б) Украины, через год в той же должности был переведен в Днепропетровский обком. В 1950 году он стал депутатом Верховного Совета СССР, в июле этого же года – 1-м секретарем ЦК КП(б) Молдавии. В октябре 1952 года Брежнев получил от Сталина должность секретаря ЦК КПСС и стал членом ЦК и кандидатом в члены Президиума ЦК. 
       После смерти И.В. Сталина в1953 году стремительная  карьера Леонида Ильича на время  прервалась. Он был понижен в должности и был назначен 1-м заместителем начальника Главного политического управления Советской армии и флота. 1954 – 1956 годы знаменитое поднятие целины в Казахстане. Л.И. Брежнев последовательно занимает должности 2-го и 1-го секретаря ЦК КП республики. В феврале 1956 г. он возвращает себе место секретаря ЦК. В 1956 году Брежнев стал кандидатом, а годом позже членом Президиума ЦК КПСС (в 1966 г. организацию переименовали в Политбюро ЦК КПСС). На этой должности Леонид Ильич руководил наукоемкими отраслями промышленности, в том числе освоением космоса. В 1960 г. Н. Хрущев, уверенный в преданности Л.Брежнева, назначает его председателем Президиума Верховного Совета СССР. В 1961 году Леониду Брежневу присвоено звание Героя социалистического труда. В 1963 г. Брежнев при поддержке Н.С. Хрущева, в 3-й раз получает место секретаря ЦК КПСС. Но год спустя становится одним из организаторов смещения самого Хрущева.  
В 1964 году Л.И. Брежнев стал 1-м (генеральным) секретарем ЦК КПСС, и одновременно – председателем Совета обороны СССР. В 1966 году Л. Брежневу впервые присвоено звание Героя Советского Союза (присваивалось четырежды, также в 1976, 1978 и 1981 гг.). Кроме того, Л. Брежнев является кавалером ордена Победы. В конце 1960-х – начале 1970-х гг. у Брежнева начались серьезные проблемы со здоровьем.  
В 1976 году ему присвоено звание маршала СССР. В этом же году он в первый раз пережил клиническую смерть. Врачи сумели «вернуть» Брежнева, но с тех пор его мышление, речь и мимика были нарушены. Он перенес несколько инфарктов и инсультов, но из состояния клинической смерти врачи выводили его не один раз. В 1977 году одновременно с другими должностями, с этого времени Л.Брежнев Председатель Президиума Верховного Совета СССР. Брежнев был последовательным сторонником политики разрядки – в 1972 году в Москве им были подписаны важные соглашения с президентом США Р.Никсоном; в 1973 г. он посетил США; а в 1975 г.был главным инициатором Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и подписания Хельсинкских соглашений. В СССР 18 лет его правления оказались самыми стабильными и спокойными в социальном плане, активно развивалось жилищное строительство (было построено почти 50 % жилого фонда СССР), население получило бесплатные квартиры, развивалась система бесплатного медобслуживания, все виды образования были бесплатными, развивалась нефтегазовая, аэрокосмическая, автомобильная, и военная промышленность.
       С другой стороны, Л.Брежнев не колеблясь, подавлял инакомыслие в СССР и  в других странах «социалистического лагеря» – в Чехословакии, в Польше, в ГДР. В 1970-е гг. обороноспособность СССР достигла очень высокого уровня, советские вооруженные силы могли в одиночку противостоять объединенным армиям всего блока НАТО. Авторитет СССР был в это время необычайно высок в странах «третьего мира». Но ввязавшись в 1980-х гг. в гонку вооружений, особенно в борьбу с программой «звездные войны», СССР начал тратить на военные цели чрезвычайно большие средства в ущерб гражданским секторам экономики. В стране начала ощущаться нехватка товаров народного потребления и продуктов питания. 
       С конца 1970-х гг. началось масштабная коррупция на всех уровнях власти. Серьезной внешнеполитической ошибкой  Леонида Брежнева по мнению историков  стало введение в 1980 г. советских  войск в Афганистан, в ходе которого СССР оказался вовлечен во внутриполитическую борьбу разных кланов афганского общества. Примерно в это же время состояние здоровья Л.Брежнева резко ухудшилось, он несколько раз ставил вопрос о своей отставке, но его соратники, руководствуясь личными интересами и стремлением остаться во власти, уговорили его не уходить на пенсию. 
К концу 1970-х гг. в стране наблюдался культ личности Брежнева. Леонид Ильич оставался у власти до самой смерти. Брежневская эпоха во время правления М.Горбачева была названа «годами застоя». 
       В конце жизни Леонид Брежнев имел звание Героя и являлся кавалером  высших орденов всех социалистических стран, а также орденов Латинской  Америки и Африки. 7 ноября 1982 года принял участие в параде, несколько часов стояния на холоде оказались для главы государства роковыми. 
       10 ноября 1982 г. Леонид Ильич Брежнев  умер в Москве. Похоронен он на Красной площади в Москве у Кремлёвской стены.
       Брежнев был женат на Виктории Петровне Гольдберг (1907—1995) с 11 декабря 1927 г. до своей смерти. У них было 2 детей — Галина (1929—1998) и Юрий (*1933).
       Лауреат международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1973 г.) и Ленинской премии по литературе (1979 г.). 
Под именем Л. И. Брежнева была опубликована трилогия: «Малая Земля», «Возрождение» и «Целина» (автор - Михаил Шолохов). В г. Днепродзержинске находится бюст генерального секретаря ЦК КПСС, установленный в 1976 году. На здании Днепродзержинского государственного технического университета, в котором учился Л. И. Брежнев есть мемориальная доска с барельефом генсека. 16 сентября 2004 г. в Новороссийске ему открыт памятник.
       Образ Брежнева отражен в кинематографе: «Солдаты свободы», 1977; «На Дерибасовской  хорошая погода…», 1992; «Вперед за сокровищами гетмана», 1993; «Серые волки», 1993; «Последние дни», «Никсон», США; сериалы «Брежнев», 2005; «Галина», 2008.
       Л. Брежнев любил играть в домино. 
       Леонид  Ильич — единственный за всю историю  всего существования СССР человек, который обладал 5-ю золотыми звёздами Героя: одна звезда Героя Социалистического Труда и четыре звезды Героя Советского Союза, а также кавалером Ордена Победы.1
 

        Приход к власти. 

       По  мнению многих исследователей Л. И, Брежнев  играл не самую первую скрипку  в организации смещения Хрущева, хотя, без сомнения, принимал в этом процессе активное участие. Известно, что он не только сомневался, но и даже впадал в истерику накануне этого события.
       Всего за семь с небольшим лет партийная номенклатура превратилась, по определению М. Джиласа, в новый класс, настолько мощный, что «съесть» ставшего неуправляемым Никиту Хрущёва партаппаратчикам не составило особого труда. Учтя опыт поражения «антипартийной группы» в 1957 году, выдвиженцы Хрущёва смогли заставить его в октябре 1964 года подписать отречение от партийного престола. Взращённая Хрущёвым номенклатурная мафия уже достаточно окрепла как класс, чтобы заменить неуправляемого Никиту Сергеевича на вполне предсказуемого, покладистого и тишайшего Леонида Ильича, который не будет мешать им обогащаться сверх всякой меры, не будет мешать им беспутничать и издеваться над простыми людьми до той поры, пока они не приведут первую в мире страну рабочих и крестьян и всё восточноевропейское социалистическое содружество к краху, чтобы уже в новых экономических условиях капитализма навечно утвердить своё господство над «быдлом», каковым они без зазрения совести считали советский народ.
       Секретарь ЦК КПСС Н. Подгорный вспоминает, как испугался Л. Брежнев, когда Хрущёв как-то невзначай бросил: «Что-то вы, друзья, против меня замышляете?!» Леонид Ильич тогда сказал Подгорному: «Коля, Хрущёву всё известно. Нас всех расстреляют». Информация о заговоре до Никиты, конечно, доходила, но он её всерьёз не воспринимал.
       Отрезвление у Хрущёва произошло лишь на заседании  Президиума 13 октября. Вначале он вёл себя в своей обычной манере — самоуверенно, напористо, перебивал выступающих, бросал язвительно-уничижительные реплики, но когда ему стало ясно, что его конец заранее был предрешён, он сник, так и просидел до конца заседания за столом Президиума, опустив голову. Только после того, как все единогласно проголосовали за его смещение, он сказал: «Вот вы меня кругом говном обмазали, но разве я — «культ»? На что Брежнев ответил: «Ты, Никита, боролся с культом личности Сталина после его смерти, а мы вот культ твоей персоны разгромили при твоей жизни».2
 

        СССР в эпоху  развитого социализма.
       Вторая  половина 60-х — середина 80-х годов  были периодом нарастания негативных явлений во всех сферах жизни общества. Они проявлялись в стагнации  экономики, росте оппозиционных настроений населения, падении авторитета СССР на международной арене.
       Принимаемые руководством страны меры по «совершенствованию» социализма не могли остановить надвигающегося кризиса административно-командной системы. В середине 80-х годов по инициативе партийно-государственных руководителей началось обновление экономических основ, политического устройства и духовной жизни общества. Коренные изменения условий развития производства и методов руководства экономикой, преобразования в общественно-политической сфере вышли за пределы, намечаемые Перестройкой. Они привели к распаду существовавшей на протяжении семи с лишним десятилетний советской системы. 
       Реорганизации и реформы в экономике конца 50-х — начала 60-х годов не привели к позитивным сдвигам. Падали темпы экономического развития. Была очевидной необходимость продолжения экономических реформ. Осенью 1965 года начала осуществляться экономическая реформа в области промышленности. Индустриальное развитие 70-х — начала 80-х годов характеризовалось политикой формирования единого народнохозяйственного комплекса.
       На  селе с целью интенсификации сельскохозяйственного производства стали создаваться агропромышленные объединения, комбинаты, агрофирмы. В их состав включались колхозы и совхозы, предприятия по переработке сельхозсырья, организации транспорта и торговли. На рубеже 70–80-х годов значительно ухудшились условия народно-хозяйственного развития. Осложнилась демографическая ситуация. Уменьшение рождаемости населения в 60-х годах (одно из последствий Отечественной войны) через полтора десятка лет привело к сокращению притока трудовых ресурсов. Увеличились расходы на развитие оборонных отраслей. В тяжелой индустрии, прежде всего в машиностроении, не выполнялись планы научно-технического прогресса.
         Перемещение центров добывающей промышленности в восточные районы повысило себестоимость топливно-энергетического сырья. Развитие атомной энергетики, введение в строй новых энергоблоков на атомных электростанциях сопровождалось поспешностью и показухой.
       Неблагоприятная экономическая конъюнктура сложилась на мировом рынке. Резко упали цены на нефть — важнейший предмет советского экспорта. Параллельно с государственной появилась так называемая теневая экономика (неучтенные статистикой производства в сфере промышленности, торговли и т. д.). Ее развитию сопутствовали беззакония и коррупция. Также резко сократились капиталовложения в социальную сферу. Страна вступила в полосу экономического кризиса.
       В середине 80-х годов началось обновление экономических основ. Главным рычагом должно было стать ускорение социально-экономического развития страны. Первые годы Перестройки мало затронули действующую экономическую систему. В конце 80-х годов большинство хозяйственников и экономистов, партийных руководителей признали необходимость широкого развития рыночных отношений. Предпринятые меры не улучшили положения дел в народном хозяйстве.
       В 1990 году разрабатываются антикризисные  программы, акцентирующие задачи на формах, темпах и путях перехода к рыночной экономике.  В общественно-политической жизни 1960–1970-х годов проходили сложные и противоречивые процессы. 
       С отставкой Н. С. Хрущева завершился процесс либерализации общественно-политической жизни; были свернуты начатые им преобразования. Противоборство мнений по вопросу о  выборе путей дальнейшего развития общества завершилось поворотом от реформаторства периода хрущевской «оттепели» к умеренно-консервативному курсу в политике и идеологии. Идейно-теоретической основой деятельности нового руководства была разработанная в конце 1960-х годов концепция «развитого социализма».
       В официальных документах «развитой  социализм» трактовался как обязательный этап на пути продвижения советского общества к коммунизму, в ходе которого предстояло добиться органического  соединения всех сфер общественной жизни. Концепция не подвергала сомнению теоретические положения коммунистической теории, содержащиеся в партийных документах предшествующих лет, в частности в Программе КПСС. Вместе с тем эта концепция концентрировала внимание на необходимости решения текущих задач одного из этапов построения коммунизма — этапа «развитого социализма». Существовавшие в обществе недочеты и кризисные явления рассматривались как результат неизбежных в процессе его развития противоречий. Устранению недостатков должна была способствовать политика «совершенствования» социализма. В развитии общественно-политической жизни четко прослеживались две тенденции: демократическая и антидемократическая.
       Была  принята новая Конституция СССР. Коммунистическая партия называлась ядром политической системы. Усиление идеологического нажима на общественную жизнь после периода «оттепели» вызвало распространение движения диссидентства. В социальную сферу, так же, как и в другие области жизни, глубоко проникли негативные явления. В значительной мере это было связано с появлением нового социального слоя в обществе — так называемой «номенклатуры». Руководители высшего и среднего уровня занимали особое, привилегированное положение в системе распределения материальных благ. Для них существовало специальное снабжение продовольственными и промышленными товарами, действовали специальные поликлиники, больницы, санатории. «Номенклатура» была надежной опорой проводимого политического курса. Усиление социального неравенства, нарушения законности со стороны некоторых руководящих работников, славословия в адрес Л. И. Брежнева на партийных съездах и в печати вызывали растущее недовольство в стране. Падал авторитет Коммунистической партии. 
       Попытки преемников Л. И. Брежнева преодолеть «деформации  социализма» успеха не имели. Административно-командная система, сформировавшаяся в 30-е годы и выдержавшая преобразования хрущевской «оттепели», находилась на грани распада. Это всё глубже осознавали многие представители партийно-государственного аппарата. 
       В марте 1985 года Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев. Он и его сторонники выступили с инициативой «обновления социализма». Суть этой политики виделась в соединении социализма и декмократии, в установлении «лучшего социализма». Во второй половине 80-х годов был утвержден курс на создание в стране правового государства. Главная роль в его формировании отводилась политической реформе, суть которой заключалась в четком разделении обязанностей партийных органов и Советов, в передаче власти из рук Коммунистической партии Советам. Реализация этого решения откладывалась до времени утверждения новых политических структур общества. В марте 1990 года была отменена 6-я статья Конституции СССР о руководящей роли КПСС в обществе.  К этому времени в стране уже действовали многочисленные политические организации. Отмена 6-й статьи явилась стимулом возникновения новых партий и движений.  
       Изменения в социально-экономической и политической жизни СССР  
сопровождалось явлением, получившим название «парад суверенитетов»— выходом союзных республик из состава СССР. В апреле-мае 1991 года в Ново-Огарёве (подмосковной резиденции Президента СССР) состоялись переговоры М. С. Горбачева с руководителями девяти союзных республик по вопросу о пересмотре Союзного договора. Противники Договора предприняли попытку государственного переворота (19 августа 1991 года был создан ГКЧП), который закончился неудачей. В декабре 1991 года в Беловежской пуще была достигнута договоренность о прекращении действия Союзного договора 1922 года — СССР перестал существовать.

       В области внешней политики СССР на рубеже 60–70-х годов выступал с  многочисленными инициативами об ослаблении международной напряженности. Процесс  «разрядки» оказался недолговременным. Очень скоро началась новая фаза гонки вооружений в ведущих странах мира. В связи с этим в 1978 и 1982 годах состоялись специальные сессии Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению. Некоторые предложения советских представителей в ООН были учтены при составлении итоговых документов, касающихся ограничения гонки вооружений. Однако принципиальные различия в подходе к решению проблемы со стороны стран Востока и Запада (в вопросах этапов разоружения, контроля за ним и др.) не позволили им достичь договоренности. На развитие взаимоотношений сторон оказал негативное отношение ввод в декабре 1979 года советских войск в Афганистан. По отношению к социалистическим государствам СССР проводил политику «ограниченного суверенитета», которая была названа на западе «доктриной Брежнева». Годы Перестройки стали временем позитивных перемен во внешней политике СССР. Добиться безопасности страны можно лишь при учете интересов других народов и государств — таково было основополагающее положение нового курса на международной арене. Развитие культуры после хрущевской «оттепели» носило противоречивый характер. С одной стороны, открывались новые школы и вузы, кинотеатры и дома культуры, создавались научно-исследовательские институты. Только за период с 1965 по 1980 год начали действовать свыше 570 новых музеев. Развивались средства массовой информации: радио, телевидение. На 89 языках народов СССР и 66 языках  народов других стран издавалась художественная и научная литература. Вместе с тем субсидирование культуры из госбюджета было недостаточным; к началу 80-х годов оно велось по «остаточному» принципу. Усилилось административное воздействие на культуру, руководство ею со стороны государственных органов власти, прежде всего Министерства культуры. На рубеже 80–90-х годов произошли изменения в правительственной политике по отношению к духовной жизни общества. Это выразилось, в частности, в отказе органов руководства культурой от административных методов управления литературой, искусством, наукой. Итоги Перестройки для отечественной культуры оказались многосложными, неоднозначными. Культурная жизнь стала богаче и разнообразнее. В то же время существенными потерями обернулись «перестроечные» процессы для науки, системы образования. Рыночные отношения стали проникать в сферу литературы и искусства. Преодолевая материальные трудности, борясь с диктатом рынка и  
вестернизацией культуры, деятели литературы и искусства стремились сохранить в своем творчестве лучшие традиции культурного наследия России.3

 

        Внешняя политика СССР в 1965-1984 гг.
       Отношения с социалистическими  странами. Взаимоотношения между социалистическими странами были далеко не равноправными. СССР по-прежнему был «старшим братом», который определял основные направления деятельности своих союзников. Это находило выражение в общих коллективных декларациях по различным международным вопросам, в постоянных технических консультациях, в коллективных действиях, в постоянных отчетах лидеров этих стран перед советским руководством, одной из форм которых в 70-е гг. было прибытие их в Крым на отдых (так называемые «крымские встречи»). Активно развивалось сотрудничество в рамках ОВД. Почти ежегодно проводились совместные военные маневры, в основном на территории СССР, Польши и ГДР. Такая политика «ограниченного суверенитета», проводимая советским руководством, получила на Западе название «доктрины Брежнева». Она исходила из того, что единство стран социалистического лагеря является их общей заботой, и если возникает угроза социализму в какой-либо стране, то на его защиту должны встать все страны содружества.
       Существовали  все же социалистические государства, проводившие независимый внешнеполитический курс. С одними СССР поддерживал добрососедские отношения, с другими находился в конфронтации. Дружескими были связи с Югославией и Румынией. Отношения СССР с Китаем, а также с Албанией были серьезно обострены. Советско-албанские отношения были разорваны еще в 1961 г. В жесткой конфронтации Советский Союз находился с КНР. Обострение отношений между ними началось еще в конце 50-х гг., а в середине 60-х гг., с началом «культурной революции», китайское руководство намеренно пошло на резкое ухудшение отношений с СССР. В 1965 - 1966 гг. из Китая выехали почти все советские граждане, прекратились какие-либо экономические, культурные и тем более политические контакты. Резко активизировались территориальные претензии КНР к СССР. В 1969 г. на советско-китайской границе произошли вооруженные столкновения в районе острова Даманский (р. Уссури), где граница еще не была демаркирована. Китайские войска расстреляли в упор пограничные патрули, убив 152 человека. После использования советскими военными установок «Град» провокации с китайской стороны прекратились. Стремление не допустить возникновения китайско-американского союза против СССР заставило советское руководство разработать новый внешнеполитический курс, основные положения которого были заявлены в Программе мира, принятой XXIV съездом КПСС в 1971 г. СССР не отказывался от гонки вооружений, но она приобретала цивилизованные рамки. Предусматривалось расширение экономических и дипломатических связей с Западом. Как уже отмечалось, такое состояние внешнеполитической атмосферы получило название «разрядки международной напряженности». Это не было прекращением «холодной войны». Менялись лишь «правила игры»: СССР не вмешивался во внутренние дела Запада, а США признавали реалии в Восточной Европе. При этом СССР не отказывался от расширения своего присутствия в различных странах земного шара.
       Изменение внешнеполитического курса Советского государства положительно повлияло на отношения с Западом. Расширились контакты с Францией. Ее президент Шарль де Голль посетил Москву летом 1966 г. В 1966-1970 гг. визиты французских и советских министров иностранных дел и глав правительств были продолжены. С этого времени стали быстро развиваться советско-французские экономические связи, началось сотрудничество в области изучения и освоения космического пространства. Новый президент Франции Ж. Помпиду и Л.И. Брежнев подписали в октябре 1971 г. документ «Принципы сотрудничества между СССР и Францией».
       В условиях биполярной модели международных  отношений (Восток - Запад) огромную роль играли отношения между двумя сверхдержавами - СССР и США. Американское вмешательство во Вьетнаме (1965-1974 гг.) сделало их достаточно напряженными. По мере ухудшения советско-китайских отношений СССР был вынужден идти на сближение с США. Вместе с тем затянувшаяся война во Вьетнаме была крайне непопулярна в США, поэтому американская администрация сделала все возможное для ее прекращения. Взаимный интерес стал основой для улучшения двухсторонних отношений. 1972 г. был годом важного поворота в советско-американских отношениях. Это было связано с визитом в мае президента США Р. Никсона в Москву. В результате этого визита были подписаны соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ - 1), устанавливались количественные ограничения на строительство противоракетной обороны, межконтинентальных ракет наземного базирования и на подводных лодках. В 1974 г. на встрече Л.И. Брежнева и американского президента Дж. Форда удалось договориться о новом соглашении об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ - 2). Однако из-за ухудшения советско-американских отношений его подписание было отложено до 1979 г., а ратификация так и не состоялась. За 1973-1976 гг. СССР и США обменялись визитами руководителей государств, в ходе которых обсуждались военные, политические и экономические вопросы. За этот период общий объем советско-американской торговли увеличился в 8 раз при росте товарооборота в целом между Востоком и Западом в 5 раз.
       Пиком разрядки стало состоявшееся в столице Финляндии Хельсинки Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). В июле - августе 1975 г. был подписан Заключительный акт Совещания, в котором приняли участие главы 33 европейских государств, а также США и Канады. Этот акт зафиксировал и узаконил политико-военное и социально-экономическое положение, которое сложилось в послевоенной Европе и в мире. В документе шла речь о необходимости соблюдать в международных отношениях принципы суверенитета, равенства, невмешательства во внутренние дела друг друга. В него были включены также статьи о защите прав человека, свободе информации и передвижения, которые стали правовой базой диссидентского движения в СССР.
       После подписания Хельсинского Заключительного  акта Советский Союз, почувствовав себя хозяином в Восточной Европе, стал размещать в ГДР и Чехословакии новые ракеты среднего радиуса действия (СС - 20), ограничение которых не предусматривалось имеющимися договорами. Это вызвало ответную реакцию США. В 1979 г. в США создаются «силы быстрого реагирования», и делается ставка на «упреждающий удар». Американский конгресс отказался ратифицировать договор ОСВ - 2 и в начале 1980-х гг. разместил в Западной Европе «крылатые ракеты» и ракеты «Першинг», способные достигнуть территории Советского Союза. Начался новый виток гонки вооружений. Наступил конец «разрядки». В США велись работы над программой «стратегической оборонной инициативы» (СОИ), которая предусматривала выведение ядерного оружия в космос. Кризис советской экономики не позволил сохранить военное равновесие, появляется тенденция технологического отставания в производстве вооружений. Позиции СССР в мире начинают слабеть.
       Смертельный удар разрядке был нанесен советской интервенцией в Афганистан в декабре 1979 г. В результате государственного переворота в апреле 1978 г. в Афганистане к власти пришла народно-демократическая партия во главе с Н. Тараки. Он обратился к советскому руководству с просьбой об оказании военной помощи революционному движению. Когда советские руководители в глубокой тайне принимали решение о вводе войск в Афганистан, они не могли представить себе, какие серьезные последствия повлечет за собой эта акция и как она отразится на отношениях между Востоком и Западом. Мировая общественность резко отрицательно расценила действия СССР в Афганистане. Чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН осудила эту акцию. Некоторые страны прервали дипломатические отношения с Советским Союзом, ввели против него экономические санкции и не прислали своих представителей на летнюю Олимпиаду в Москву в 1980 г. В начале 80-х гг. практически прекратились конструктивные контакты с западными странами. Нагнетание международной обстановки происходило всю первую половину 80-х гг., вплоть до прихода к власти М. С. Горбачева.
       Одним из приоритетных направлений советской внешней политики стали отношения со странами «третьего мира».Стремясь усилить свое влияние в различных регионах планеты, СССР оказывал им широкомасштабную помощь. Она охватывала военную, финансовую, техническую и прочие сферы: сюда направлялись военные и гражданские специалисты, давались огромные льготные кредиты, велись поставки дешевого вооружения и сырья. Только за первую половину 1970-х гг. в «освободившихся странах» с помощью СССР было построено около 900 промышленных предприятий.
       В начале 80-х гг. внешняя политика СССР приносила по преимуществу неутешительные результаты, перечеркивая успехи периода разрядки.4
 

        Заключение
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.