На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Общественное сознание главный элемент духовной сферы общества

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 12.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Кафедра философии
 
 
 Факультет          
 Специальность  
 
Контрольная работа
по дисциплине «Философия»
тема «Общественное сознание – главный элемент духовной сферы общества»
 
 
 
Выполнила:
Студент            
Курс                   
Группа  №          
Личное  дело № 
Преподаватель:
 
 
 
2010
 
Содержание:                                              
Введение…………………………………………………………………………..3
    Материализм и идеализм……………………………………………….4-7
    Исторические формы материализма…………………………………..8-10
    Различие между метафизическим и диалектическим материализмом………………………………………………………...11-12
Заключение…………………………………………………………………...13-14
Список  литературы…………………………………………………………........15
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение.
Философия - особая форма познания мира, система взглядов по наиболее общим проблемам бытия и познания, и, прежде всего по вопросу об отношении мышления к бытию, духа к природе, составляющему её основной вопрос. Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет ее основное содержание. Так, для античных философов это вопрос о первоначалах всего существующего, для Сократа он связан с принципом «познай самого себя», для философов Нового времени – как возможно познание, для современного позитивизма – в чем суть «логики научного открытия» и т.д.
Но существуют общие вопросы, раскрывающие характер философского мышления. Среди них  вопрос: «Что первично: дух или материя, идеальное или материальное?» От его решения зависит общее понимание бытия, ибо материальное и идеальное являются его предельными характеристиками. Другими словами, помимо материального в бытии просто ничего нет. Кроме того, в зависимости от его решения выделяются такие крупные философские направления, как материализм и идеализм.
 Цель данной работы – изучить и раскрыть суть материализма и идеализма. А для достижения данной цели нужно выполнить следующие задачи: 1) изучение материализма и идеализма в целом; 2) изучение исторических форм материализма; 3) исследование различий между метафизическим и диалектическим материализмом, обращаясь к учениям представителей философии Нового времени и марксистской философии.
 
 
 
 
 
 
 
    Материализм и идеализм.
 
МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. materialis — вещественный), одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материй в противоположность идеализму, принимающему за исходное, первичное сознание, дух, идею, мышление и т. п. Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, а существует вечно, что пространство, время и движение — объективно существующие формы бытия материи, что мышление неотделимо от материи, что единство мира состоит в его материальности. Материалистическое решение второй стороны основного вопроса философии – о познаваемости мира – означает убеждение в возможности адекватного отражения самой действительности в человеческом сознании, в познаваемости мира и его закономерностей. Слово «Материализм» начали употреблять в 17 в. в смысле физических представлений о материи (Р. Бойль), а позднее в более общем философском смысле (Лейбниц) для противопоставления материализма идеализму.
В философской  литературе материализм характеризуется с самых разных сторон, в его связях с другими социальными явлениями, что служит основанием для различных его классификаций.
1) Выделяются  две исторические эпохи в прогрессивном развитии материализма, которым соответствуют домарксистский материализм и марксистский материализм.  Домарксистский материализм охватывает все формы материализма, которые исторически предшествовали возникновению диалектического материализма.
2) Единственно  последовательным является марксистский материализм. Ленин называл Маркса «... основателем современного материализма, неизмеримо более богатого содержанием и несравненно более последовательного, чем все предыдущие формы материализма...».  «Философы разделились на два больших лагеря», сообразно тому, как отвечали они на вопрос об отношении мышления к бытию. «Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21, с. 283). Такого понимания материализма придерживался и В. И. Ленин (см. ПСС, т. 18, с. 98).
Противники  материализма  употребляют неправильную терминологию для обозначения материализма: 1) Те, которые отрицают или ставят под сомнение существование чего-либо вне ощущений,  называют материализм «метафизикой» (поскольку материализм признаёт независимое существование внешнего мира). На этом же основании «метафизикой» именуются объективный идеализм и фидеизм, которые признают существование абсолютного духа или бога вне нашего сознания; материализм здесь смешивается с определенными видами идеализма; 2) материализм называют «реализмом», поскольку материализм признаёт объективную реальность внешнего мира. Отмечая, что термин «реализм» употребляется иногда в смысле противоположности идеализму, Ленин писал: «Я вслед за Энгельсом употребляю в этом смысле только слово «материализм», и считаю эту терминологию единственно правильной, особенно ввиду того, что слово "реализм" захватано позитивистами и прочими путаниками, колеблющимися между материализмом и идеализмом»;  3) Пытаясь принизить материализм до уровня обыденного, философски неоформленного убеждения людей в реальности внешнего мира, враги материализма именуют его «наивным реализмом»; 4) Отождествляя материализм в целом как направление с механич. материализмом, некоторые критики материализма называют его «механицизмом».
 Выдающимися представителями материализма были французские философы XVIII века Жюльен Ламеттри, Клод Гельвеций, Поль Гольбах, а также немецкий философ XIX века Людвиг Фейербах, который утверждал, что основным предметом философии должна быть природа и человек как самое совершенное ее создание. Материализм также представлен идеями Карла Маркса и Фридриха Энгельса – немецких философов XIX века, рассматривавших материю как единственную реальность – бесконечную во времени и пространстве, существующую в безграничном количестве форм и видов, проявлений и состояний, способную к самоэволюции или саморазвитию.
Противоположным материализму философским воззрением является идеализм. ИДЕАЛИЗМ (франц. idealisme, от греч. ???? — идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, зависимо, обусловлено. Идеализм противостоит материализму в решении основного вопроса-философии — об отношении бытия и мышления, духовного и материального как в сфере существования, так и в сфере познания. Хотя идеализм возник более двух с половиной тысячелетий назад, термин, как обозначение одного из двух лагерей, борющихся в философии, появился лишь в нач. 18 в. Философский термин «Идеализм» не следует смешивать с употребляемым в обеденном языке, в повседневных рассуждениях на моральные темы словом «идеалист», которое происходит от слова «идеал» и обозначает бескорыстного человека, стремящегося к достижению возвышенных целей. В философском смысле идеализм в этической области означает отрицание обусловленности морального сознания общественным бытием и признание его первичности. Смешение этих понятий нередко использовалось идеалистами в целях дискредитации философского материализма.
При всём фундаментальном единстве идеалистического лагеря в решении основного вопроса философии внутри этого лагеря следует различать две его главные формы: объективный и субъективный. Для первого характерно признание духовного первоначала вне и независимо от сознания, для второго неприемлемо допущение, какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания. Поскольку идеалистические или материалистические решения основного вопроса философии являются взаимоисключающими, истинным может быть лишь одно из них. Таковым является материалистическое решение, что подтверждается историей науки и развитием общественной практики.
Значительными представителями идеализма были древний греческий философ Платон и немецкий философ Георг Гегель. Так Платон говорил, что все видимые  нами вещи физического мира - это  всего лишь отражения или тени бестелесных идей, находящихся в  высшей и невидимой сфере, а Гегель утверждал, что материальная или  чувственная природа - это в иной форме существующий Мировой Разум  и называл ее “застывшей мыслью”.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Исторические формы материализма.
В своем  развитии философский материализм  прошел ряд существенных этапов от наивного в древности, через метафизический к высшей форме - диалектическому  материализму. Их характеристика:
1. Наивный (стихийный) материализм древних греков и римлян, сочетавшийся у них с наивной диалектикой. (Один из основных методов философского познания мира, базирующийся на анализе всевозможных точек зрения на исследуемый предмет). Античная наука не расчленена на отдельные отрасли; она носит единый философский характер: все отрасли знания находятся под эгидой философии и подчинены ей. Наивному материализму свойственно признание первоматерии как свойства и состояния вещей, сохраняющегося во всех их превращениях. Предметы и окружающий мир рассматриваются сами по себе, независимо от сознания как состоящие из материальных образований и элементов. Одни философы считали, что все вещи состоят из жидкой материи (воды), другие - из огненной материи, третьи - из воды, огня, земли и воздуха. Фалес считал, что все вещи возникают из воды и вновь превращаются в воду; вода – вечное начало, а Гераклит Эфесский - огонь – начало, субстанция бытия. Это естественное воззрение на происхождение всего многообразия мира положило начало научному объяснению многих явлений природы и общества.
2. Метафизический (механистический) материализм 17-18вв. В его основе лежит изучение  природы. Однако все многообразие  ее свойств и отношений сводится  к механической форме движения  материи. Ему характерно обращение  к разуму. Метафизическая позиция  определяет отношение человека  ко всему сущему и, прежде  всего к себе самому и тому, что мы называем обществом,  цивилизацией, культурой и т.п.  В силу господства этой позиции  философы определяют истину обо  всем сущем как таковом и  в целом или в ранге природы,  или в ранге слова в смысле  средневекового понимания Божественного  Логоса, творящего мир как таковой, или в ранге бытия, как сознания (др. словами: сознание есть правящее начало всего сущего). Метафизический материализм обвинялся в приверженности к умозрительной конструкции, в недостаточном внимании к опыту и эксперименту, не учитывал реальных свойств предмета. Все это свело его на нет. Материалисты XVIII века разрабатывали идею о том, что материя не нуждается в толчке. Дидро считал, что материя сама несет в себе принцип собственного движения. В дальнейшем это активно использовалось диалектическим материализмом. В XVIII веке встал вопрос о природе сложных живых организмов. Дидро утверждал, что различие между живой, неживой материей и человеком заключается в уровне организации. Организация появляется под действием теплоты, как пример приводил куриное яйцо. Ламеттри – военный врач, а в это время было много войн, и у него была богатая практика. Наблюдал явление, когда организм, получивший смертельное ранение, продолжает некоторое время функционировать, как у животного (курица без головы), так и у человека. Пришел к выводу, что души нет ни у животных, ни у человека, а они являются механическими машинами. Его идеи получили в дальнейшем развитие у других французских материалистов.
Дидро утверждал, что мышление, сознание - есть свойства высокоорганизованной материи. Гельвеций развивал идеи Локка на социальные явления. Различает индивидуальное и общественное сознание, и точно так же как индивидуальное сознание формируется на основе ощущений, так же и общественное сознание определяется общественной средой. Человек тем умнее, чем он более чувствителен, причем он расширил понятие чувства от ощущений до более высокого уровня. Перу Гольдбаха принадлежит книга "Система природы", в которой изложена математика от элементарных начал (законов механики), затем происхождение звезд и планет (заимствовал у Канта). Огромное влияние на развитие материалистических теорий во Франции оказали философские идеи Д.Локка. Основная проблематика английских материалистов включала в себя: соотношение материи и движения, материальную обусловленность сознания, взаимодействие свободы и необходимости. Французские материалисты последовательно развивали локковский сенсуализм, утверждали, что в человеческих чувствах отражаются объективные свойства природы; ориентировались на естествознание и особенно - на механику. Механистическая картина мира легла в основу их представлений о мире и человеке.
3. Возникновению диалектического материализма способствовало утверждение капитализма и развитие производства. Его основные идеи: а) предметом философии являются наиболее универсальные всеобщие законы мира; б) философия - духовно-практический способ освоения действительности, т.е. материалисты хотят реально изменить мир (появляется термин "практика" - родовая деятельность по Марксу). Марксом и Энгельсом создан метод материалистической диалектики. Основные идея концепции сознания: это свойство материи, имеющее общественную сущность и творческую активность. Основные идеи концепции общественного познания: оно имеет социальную и историческую природы; в процессе познания активную роль играет практика; диалектическое взаимодействие субъекта и объекта; чувственное и рациональное находится в диалектическом единстве; истиной является то, что соответствует действительности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Различие между метафизическим и диалектическим материализмом.
Все материалисты исходят из признания первичности  материи и вторичности сознания. Но материалисты-метафизики не признают возникновения, развития сознания как  свойства, присущего лишь высокоорганизованной материи. Для многих материалистов-метафизиков  характерно представление о вечности сознания, о всеобщей одушевлённости материи. Так, например, материалист  Спиноза, признавая первичность  материи, утверждал, что сознание является атрибутом (неотъемлемым свойством) материи, вследствие чего, по мнению Спинозы, различие между неорганической и органической природой является лишь количественным, а не качественным. В отличие от метафизического материализма марксистский философский материализм рассматривает  отношение сознания к бытию с  точки зрения развития: сознание есть продукт материи, достигшей в  своём развитии высокой степени  совершенства. Только эта точка зрения подтверждается данными эволюционной теории, физиологии, психологии и других наук.
Все материалисты исходят из признания познаваемости  мира, рассматривая знания, науку как  отражение объективной реальности. Но материалист-метафизик, не умея применить  диалектики к теории познания, не может  объяснить перехода от непосредственного  чувственного восприятия отдельных  предметов (данные зрения, осязания и  т. д.) к теоретическому мышлению, познанию. Материалист-метафизик не может объяснить, как осуществляется познание бесконечного, неограниченного во времени и пространстве мира, так как он не видит диалектического перехода от познания единичного, конечного, преходящего к познанию всеобщего, бесконечного, вечного, от познания чувственно воспринимаемого к познанию того, что хотя и существует объективно, в самом материальном мире, но не является непосредственно предметом наших ощущений (закон, необходимость, сущность и т. п.)
Все материалисты признают закономерность явления окружающей действительности. Но метафизический материализм рассматривает законы природы как неизменные отношения  неизменных сущностей, как отношения, увековечивающие данное состояние, препятствующие его изменению. Так, например, французский материалист XVIII в. Гольбах утверждал, что в  природе всегда и везде существует один и тот же неизменный порядок  вещей, неизменное сцепление причин и следствий, вследствие чего стремление человека изменить этот порядок по своему желанию представляет лишь “за
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.