На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности современного российского государства как субъекта государственного управления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Особенности современного российского  государства как  субъекта государственного управления
СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 

Введение 3
    Теоретический аспект государственного управления
5
      Сущность понятия «государство»
5
  1.2 Характеристика структуры государственного управления Российской Федерации 8
    Особенности государственного управления
в Российской Федерации
14
   2.1 Характеристика механизма и  системы государственного управления  до 80-х годов в России 14
   2.2  Особенности государственного управления современной экономики российского государства 19
   2.3 Современные ориентации государственного управления в России 22
Заключение 26
Список  использованной литературы 27
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение 

     Актуальность  исследования. Российская государственность имеет свои особенности, свое своеобразие. Главный признак современной государственности России - ее переходный характер, переходный к новому общественному строю. Что представляет собой новый общественный строй? Данный вопрос не имеет однозначного ответа. В то же время, очевидно, что Россия отказалась от социалистической модели организации жизни общества, от социалистического устройства государственной власти, социалистического способа производства. В России формируется рыночная экономика, основанная на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства.
     Государственное устройство современной России характеризуется  переходным состоянием. Нынешнее конституционное  закрепление федеративного устройства России представляет собой политический компромисс различных интересов  и подходов к государственному устройству страны. Продолжением этого компромисса  стал договорный процесс - заключение договоров между Российской Федерацией и отдельными ее субъектами. Существует справедливое мнение, что заключение договоров девальвирует роль Конституции  Российской Федерации в жизни  общества, поскольку происходит вытеснение конституционного регулирования федеративных отношений договорным, устанавливается  неравенство правового статуса  субъектов Федерации, что ведет  к конфликтам внутри нее.
     Состояние переходности и противоречивости присуще  и государственно-правовому режиму, сложившемуся в нынешней России. Наблюдается  переплетение различных регуляторов  общественных отношений: от непререкаемых  государственных предписаний до обращения к традициям, обычаям, деловым обыкновениям; от элементов  жесткого государственного контроля до установления гласности, плюрализма мнений и убеждений, самоуправленческих начал, самоорганизации населения и  др.
     В переходный период изменяются взаимоотношения  государства и института собственности. Государственная собственность  все больше выступает материальной основой государственной власти.
     Однако, государственная собственность, будучи в управлении и фактическом обладании государственного аппарата, должна использоваться не для нужд этого аппарат, а в первую очередь на социальные цели: для сглаживания негативных последствий вхождения в рыночные отношения, в том числе последствий безработицы, резкой противоположности между бедностью и богатством, для оказания помощи гражданам с пониженной трудоспособностью, других социально не защищенных слоев общества, а также для поддержки системы образования, здравоохранения, искусства, развития фундаментальных наук.
     Цель  курсовой работы – изучить особенности  современного российского государства  как субъекта государственного управления.
     В соответствии с поставленной целью  решается ряд задач:
     - изучить сущность понятия государства;
     - дать характеристику структуры государственного управления Российской Федерации;
     - охарактеризовать механизм и систему государственного управления до 80-х годов в России;
     - изучить особенности государственного управления современной экономики российского государства;
     - рассмотреть современные ориентации государственного управления в России.
     Предмет исследования - государственное управление. Объект исследование – российское государство.
     Информационной  базой курсовой работы явилась нормативная, законодательная, учебно-методическая и монографическая литература, ресурсы  информационной сети «Интернет».
     Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы
    Теоретический аспект государственного управления
      Сущность понятия «государство»
 
     Основные  направления  деятельности  государства  —  это  его наиболее значимые функции, которые подразделяются на внутренние (деятельность  в  пределах  общества)  и  внешние (межгосударственные отношения), но тесно взаимосвязаны  и взаимозависимы.1
     Государство  является  главным  институтом  власти  в  обществе. Посредством  государства  власть  реализует  свою  политику.  Таким образом,  понятия «власть», «государство»  и «политика»  теснейшим образом взаимосвязаны и взаимообусловлены, а сущностью государства как самостоятельного феномена  выступает легитимная  и обеспеченная соответствующими средствами власть.
     В науке роль  государства характеризуется  по-разному, что отражено в различных  концепциях:
    либеральная  признает  основным  регулятором  общественной
    жизни свободный рынок;
    социалистическая  отстаивает  принцип  централизованного планового государственного управления;
    интегративная,  сочетающая  элементы  неолиберальной и  социалистической,  обосновывает  возрастание  роли  прогнозирующей  и планирующей,  регулирующей  и  управляющей  деятельности  государства. 
     Иначе говоря, функция управления, свойственная государству по его природе, в  большей или меньшей мере признается представителями  всех  направлений  современной  политической мысли,  что  реализуется в трех основных хозяйственных моделях. 
     Кейнсианская  модель (теория  Дж.  Кейнса)  как  приоритет  рассматривает  борьбу  с  экономическими  спадами  и  безработицей,  составляющую основу государственной политики, а в качестве главного инструмента  вмешательства  государства  в  воспроизводственный процесс — бюджетную политику. 
     Монетаристская  модель (теория М. Фридмана)  отвергает  вмешательство государства в  механизмы рыночной экономики, оставляя для него только регулирование в  денежной сфере.
     Модель  плановой экономики предполагает наличие  института государственного  планирования,  в  чьи  функции  входит  определение  характера  развития  отраслей  экономики,  участие  государства  непосредственно в управлении деятельностью  ведущих предприятий.
     Мировой финансовый кризис внес существенные поправки в теоретические концепции  роли государства в обществе и  создал предпосылки для появления  новой хозяйственной модели, которую  условно можно обозначить как  интеграционную с новыми формами  международного  финансового  и  экономического  сотрудничества.  Основные элементы этой модели могут  выглядеть следующим образом:
    усиление  присутствия  государства  в  целевых  программах  по
    стимулированию экономики;
    информационная открытость национальных финансов;
    создание системы экономического мониторинга в ООН;
    реформа Международного валютного фонда (МВФ) с целью освобождения его от  крайней политизированности и преобразования в организацию,  которая  оказывает финансовую  помощь  любому  государству;
    создание  внутри  групп  стран  новых  многосторонних  организаций, которые могут частично реализовать функции МВФ;
    объединение  усилий  правительств  заинтересованных  государств  в  оценке  рисков  глобальных  кризисов  и  создание  системы международных финансовых  соглашений  с  прописыванием  норм  по снижению рисков кризисов;
    внесение  в  международное  право  дополнений,  переводящих действия  по  манипулированию  финансами  на  глобальных  рынках, проведению спекулятивных акций в разряд уголовных преступлений.
     В  условиях  современной  социально-экономической  реальности государство  становится  все  более  эффективным  механизмом  преодоления общественных противоречий преимущественно путем достижения  общественного  компромисса,  сокращения  объемов  принуждения и благодаря  точности принимаемых решений.
     Роль  государства в политической системе  общества раскрывается в его общественных функциях, которые традиционно разделяются  на внутренние и внешние.
     К внутренним функциям государства относятся:
    экономическая — защита существующего способа производства, регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной  политики,  прогнозирование  стратегического  и  текущего развития  экономики,  создание  стимулов  для  экономического  роста, регулирование деятельности «естественных монополий»;
    социальная — обеспечение прав и свобод каждого человека и гражданина, удовлетворение возрастающих потребностей населения, создание  системы  социальной  защиты  определенных  групп  населения, а также условий воспроизводства и развития человека;
    политическая —  обеспечение  политической  стабильности, целостности и сохранности общества своей страны;
    общественная — поддержание свободы, суверенитета и исторического  существования  народов  своей  страны  в  рамках мирового сообщества;
    правовая — обеспечение в стране законности и правопорядка;
    образовательная — создание условий для развития интеллектуального потенциала человека с помощью образовательных технологий;
    культурная —  поддержание  социально  значимой  творческой деятельности людей, с помощью которой все ее предметные результаты, а также человеческие силы и способности обретают новое, более качественное состояние;
    экологическая —  охрана  и  восстановление  окружающей  природной среды.
     К внешним функциям относятся: оборона  страны; интеграция в мировое сообщество; обеспечение мира и поддержание  мирового правопорядка; сотрудничество  с другими государствами, борьба с международным терроризмом.
     Как политическая структура государство  имеет сложное строение и  включает  в  себя  систему  государственного  управления,  институт президентства  или монархии, систему правосудия, органы государственного  контроля,  органы  охраны  общественного  порядка,  органы государственной  безопасности,  вооруженные  силы, органы местного самоуправления.2 

     1.2 Характеристика структуры  государственного  управления Российской  Федерации 

     Структура государственного управления включает в себя соответствующие органы управления.
     Каждый  из уровней управления — федеральный, региональный и местный — обладает своими органами власти. Государственная  власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную.
     Государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное собрание (Совет Федерации  и Государственная Дума), Правительство  РФ, суды, органы власти субъектов РФ.
     Государство как организация публичной власти осуществляет ее, выполняя свои многообразные  функции управления общественными  процессами, с помощью образуемых в установленном порядке государственных органов. Они являются вспомогательными институтами государственной власти, проводниками ее решений, теми ее структурами, которые практически реализуют властные полномочия в соответствии с определенной им компетенцией.
     Наиболее  существенный признак государственных  органов - наличие государственно-властных полномочий. Вместе с другими этот признак позволяет провести четкое разграничение между государственными органами, являющимися носителями государственной власти, и государственными организациями, учреждениями, предприятиями, а также негосударственными органами и организациями. Государственно-властные полномочия выражаются в компетенции государственных органов и практически реализуются в принимаемых ими властно-управленческих решениях3.
     Они закрепляются в издаваемых государственными органами от имени государства юридически обязательных нормативных и индивидуальных правовых актах, а также находят  свое отражение в конкретных действиях  и предпринимаемых мерах. Во исполнение принятых решений государственные  органы осуществляют наблюдение за неуклонным соблюдением требований, содержащихся в данных актах, обеспечивают защиту этих требований от нарушений путем  применения разнообразных мер воспитания, убеждения, разъяснения и поощрения, а в необходимых случаях и  государственного принуждения. Они  совершают многие другие действия, имеющие юридическое значение, например, выдают документы, удостоверяют юридические факты, регистрируют общественные объединения лицензируют виды деятельности и т.д.
     Государственные органы в Российской Федерации составляют единую систему осуществления государственной власти. Такое единство определяется федеративным устройством и государственной целостностью России (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ), что производно от полновластия народа, который, являясь носителем суверенитета и единственным источником государственной власти, осуществляет ее непосредственно, через органы государственной власти и местного самоуправления (ч. 1, 2 ст. 3)4. Граждане России, реализуя свои права участия в управлении делами государства, могут влиять на формирование государственных органов через выборы и своих представителей. Под структурой государственных органов в Российской Федерации понимается совокупность ее федеральных, региональных (субъектов федерации) и местных органов государственной власти.
     При этом система органов местного самоуправления образует самостоятельную совокупность органов, которые не относятся к  органам государственной власти. Однако органы местного самоуправления обладают властными полномочиями. Но они не носят государственного характера  и, в отличие от государственно-властных полномочий, не осуществляются от имени  Российской Федерации5.
     В Российской Федерации единство системы  государственных органов обеспечивается наряду с разграничением предметов  ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и  органами государственной власти субъектов  федерации. Оно проявляется также  и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся  в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Целостность государственного управления обеспечивается и поддерживается за счет скоординированной и сложенной  работы организационных структур государственного аппарата разного уровня. Существующая между органами государственной  власти тесная организационно-правовая взаимосвязь характеризуется тем, что одни органы избираются, назначаются  или формируются другими органами, одни из них руководят другими, одни подотчетны и ответственны, подконтрольны  и подчинены другим6.
     К ведению Российской Федерации п. «г» ст. 71 Конституции РФ относит «установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти»7. По сути, в данной статье речь идет о системе федеральных органов, относящихся ко всем названным ветвям государственной власти в их единстве и взаимодействии.
     Конституция России (ч. 1 ст. 11) прямо называет федеральные  органы, которые входят в эту единую систему. Согласно указанной норме  государственную власть на федеральном  уровне осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации  и Государственная Дума), Правительство  РФ, суды Российской Федерации. Статья 71 (п. «г») Конституции РФ исходит из внутреннего органического единства системы федеральных органов государственной власти, закрепленного положением ч. 1 ст. 3, согласно которой носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
     Те  же положения нашли свое отражение  в ч. 3 ст. 5, провозглашающей единство системы государственной власти в качестве одной из основ государственного устройства Российской Федерации. Особенности  же правового регулирования организации  и деятельности федеральных органов, относящихся к той или иной ветви государственной власти, закрепляются другими положениями Конституции  РФ (гл. 4 «Президент Российской Федерации», гл. 5 «Федеральное Собрание», гл. 6 «Правительство Российской федерации», гл. 7 «Судебная власть») и конкретизируются в ряде федеральных конституционных законов.
     Таким образом, под структурой федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, установление которой отнесено к ведению Российской Федерации (п. «г» ст. 71), следует понимать единство взаимосвязанных федеральных органов различных ветвей государственной власти, которое, исходя из разграничения полномочий при осуществлении законодательных, исполнительных и судебных функций, обеспечивает баланс этих властей, систему взаимных сдержек и противовесов. В системе, структуре и процедурах деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти отражена федеративная природа современной России8.
     Особенность системы государственных органов  России заключается в том, что  отдельные ее составные части (совокупность органов) сами образуют системы органов, являясь тем самым подсистемами единой системы9. Однако элементы (объекты) этой системы неоднородны: Федеральное Собрание является, условно говоря, конечным объектом, не образующим своей собственной системы и структурно состоящим из двух элементов - палат; Правительство России как совокупный орган исполнительной власти образует систему федеральных органов исполнительной власти; федеральные суды, имеют свою систему - Конституционный Суд как конечный субъект этой системы и две подсистемы: систему федеральных судов общей юрисдикции с подсистемами общих и военных судов (могут создаваться и иные специализированные суды), замыкающуюся на Верховном Суде РФ, и систему федеральных арбитражных судов с Высшим Арбитражным Судом РФ.
     Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, как гласит ч. 1 ст. 77 Конституции РФ, создается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации представительных, и исполнительных органов государственной власти.
     Систему органов местного управления составляют государственные органы, организованные по территориальному или функционально-отраслевому принципам, осуществляющие управленческую деятельность посредством структурных подразделений в административных границах конкретной территории10. К ним относятся территориальные органы юстиции, внутренних дел, финансовые, сельского хозяйства, архитектуры и строительства, по управлению государственным имуществом, по промышленности, торговле земельным ресурсам и землеустройству, транспорту и связи, образованию, здравоохранению, культуре и др. Также сюда можно отнести налоговую инспекцию, военные комиссариаты, управления статистики, миграционную службу, управления безопасности, гражданской обороны, и т.п.
     Под структурой государственного органа понимаются его внутреннее устройство, порядок расположения составляющих его звеньев, подразделений, их соотношение, подчиненные выполняемым функциям, объему полномочий и компетенции, исходящими из общей компетенции и предмета ведения данного органа. Организационная структура государственного органа может быть довольно простой (прокурор района) или весьма сложной (двухуровневая структура парламента). Чем выше положение органа в вертикальной иерархии, тем, как правило, сложнее его структура.
     Она находит свое отражение в штатном  расписании, где детализируется полное наименование структурных подразделений, учрежденных должностей с их классификацией и предусмотренным обеспечением. В состав каждого государственного органа входят лица, являющиеся непосредственными  носителями и исполнителями государственно-властных полномочий, а также лица, обеспечивающие исполнение как полномочий таких  лиц, так и полномочий собственно государственных органов. В составе  государственных органов есть и  технический аппарат (вспомогательно-обслуживающий  персонал).
     Организационная структура государственного управления заключает в себе определенный состав, организацию и устойчивую взаимосвязь  человеческих ресурсов, технических  и других средств, выделяемых и затрачиваемых  обществом на формирование и реализацию государственных управляющих воздействий.
     Государственное управление является повседневным и  оперативным видом деятельности, осуществляется специально уполномоченными  на то субъектами управления в объеме и порядке, определенном законом. В  процессе государственного управления эти специальные субъекты реализуют  по предметам ведения и в объеме своей компетенции внутренние и  внешние функции государства  не только в рамках исполнительной власти, но и в законодательной, судебной и прокурорской сфере деятельности.
    Особенности государственного управления
в Российской Федерации
     2.1 Характеристика механизма и системы государственного управления до 80-х годов в России 

     Термин  «государственное управление» широко используется в отечественной и зарубежной научной литературе, а также в законодательстве многих стран. Более 70 лет он употреблялся и у нас, давая тем самым конституционные основания для выделения данного вида государственной деятельности.
     Конституция Российской Федерации 1993 года отказалась от этого термина. Вместо него в оборот внедрен новый термин – исполнительная власть. Означает ли это, что государственное  управление впредь не существует или  же налицо чисто терминологическая  реформация?11
     На  эти закономерные вопросы ответ  может быть один: все объясняется  конституционным провозглашением  разделения властей. Так, в  соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная  власть осуществляется на основе разделения на  законодательную, исполнительную и судебную.
     В связи с этим представляет интерес  соотношение государственного управления и исполнительной власти. Но прежде всего выясним, какое  содержание вкладывалось в понятие государственного управления до  80-х годов.
     Любая деятельность состоит из решения, его  реализации (исполнение) и контроля за реализацией.
     По  существу, на подобной основе строится государственный аппарат, то есть совокупность органов, выражающих государственную  власть. Соответственно в рамках этого  аппарата происходит «разделение труда» по осуществлению государственных задач и функцию. Оно предполагает, что и находило свое конституционное выражение, выделение органов государственной власти (так назывались Советы всех уровней), органов государственного управления и судебных органов. Каждый из них был призван осуществлять тот или иной вид государственной деятельности. Так, на долю государственной власти приходилось  решение наиболее важных  вопросов государственной и общественной  жизни в форме законов (создание законов); органы государственного управления в основном осуществляли реализацию законов (приведение их в исполнение); судебные органы выполняли законоохранительную функцию.
     Место и роль государственного управления в механизме «разделения труда» определялись следующими характеристиками:
    государственное управление – конкретный вид деятельности по осуществлению единой государственной власти, имеющий функциональную и компетенционную специфику, отличающую его от иных видов (форм) реализации государственной власти;
    государственное управление – деятельность исполнительно-распорядительного характера. Основным направлением ее является исполнение, то есть проведение в жизнь законов и подзаконных  нормативных актов. Достигается эта цель использованием необходимых юридически-властных полномочий (распорядительство);
    государственное управление – прерогатива специальных субъектов, обобщенно обозначаемых как исполнительно-распорядительные органы государственной власти или же органы государственного управления;
    государственное управление -  исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством. Непосредственность такого руководства обусловлена тем, что именно в ведении (организационном подчинении) органов государственного управления находилась основная масса объектов собственности, выражая тем самым качество государства как собственника основных средств производства;
    государственное управление – подзаконная деятельность, осуществляемая «на основе и во исполнение закона»; она вторична по отношению к законодательной деятельности.
     Такова  обобщенная характеристика государственного управления, к которой можно добавить и некоторые иные специфические  его признаки, в числе которых:
    вертикальность (субординарность, иерархичность) системы исполнительно-распорядительных  органов;
    реализация принадлежащих этим субъектам юридически-властных  полномочий в административном, то есть во внесудебном порядке;
    предусмотренная действующим законодательством возможность административного правотворчества (сочетание правоприменения с правоустановлением);
    включение в механизм (систему) государственного управления не только исполнительно-распорядительных органов, но и всех иных звеньев управленческого аппарата (например, администрации государственных предприятий).
     В таком понимании органы государственного управления рассматривались в качестве исполнительного аппарата государственной  власти или государственной администрации, являющейся основным звеном практической реализации законодательства, а также  иных  правовых актов органов  государственной власти, то есть Советов  различных уровней. В своих основных организационных проявлениях эти  органы были «привязаны» прямо или опосредствованно к системе Советов народных депутатов.
     Исполнительно-распорядительную деятельность практически осуществляли не все государственные органы, а  лишь те, которые конституционно обозначались как органы государственного управления (специальный субъект). В общегосударственном  масштабе эти органы осуществляли государственную  власть (государственно-властные полномочия) в форме исполнительной  и правоприменительной  функций. Здесь виден специфический  вариант проявления государственной  власти, которому отводилось особое (самостоятельное) место в  механизме «разделения труда» (функций). Приоритетность сохранялась при этом за законодательной (правотворческой) деятельностью.
     Изложенное  позволяет обратить внимание еще  на два принципиальных обстоятельства.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.