Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Мировые валюты

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 31. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                                                   ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы инвестирования в экономику России 5
1.1. Экономическая сущность  процесса инвестирования 5
1.2. Методологические  подходы к определению  понятия «инвестиционный  климат» 8
2. Анализ современного  состояния ИНВЕСТИЦИОННОГО  КЛИМАТА 17
2.1. Анализ иностранных  инвестиций в России  в 2005-2010 гг. и перспективы  дальнейшего развития 17
2.2. Направления совершенствования инвестиционного климата России……………………………………………………………………………….25
Заключение Ошибка! Закладка не определена.
Список  используемых источников 43 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                       ВВЕДЕНИЕ 

     Мировой экономический кризис 2007-2009 годов  раскрыл накопившиеся проблемы и противоречия, как на уровне мирохозяйственных связей, так и в национальных экономиках.
      Повышение национальной конкурентоспособности  на протяжении нескольких последних  лет является важной задачей, стоящей  перед российской экономикой. Опыт зарубежных государств доказывает, что  модернизация экономической системы, ускорение темпов экономического роста  и, как следствие, повышение международной  конкурентоспособности страны возможны, в том числе, за счет привлечения  иностранных инвестиций. Портфельные  иностранные инвестиции также вносят вклад в развитие финансовой системы  страны, позволяют инвесторам страховать финансовые риски, что стимулирует  дополнительные капиталовложения в  российскую экономику.
      Привлечение зарубежных инвестиций требует формирования благоприятного инвестиционного и  общего делового климата в стране. В условиях быстрого развития такой  крупной мировой экономики, как  экономика Китая, и высоких темпов экономического развития в ряде развивающихся  государств Россия вынуждена укреплять  свои позиции на международных рынках капитала и повышать свою национальную конкурентоспособность как страны реципиента прямых иностранных инвестиций.1
      Во  многом сложившаяся ситуация определяется отсутствием четкого, системного, всеобъемлющего и последовательного управления инвестиционным климатом, скоординировано  реализуемого на всех уровнях государственного управления. Такое отсутствие не в  последнюю очередь обуславливается недостаточной научной разработанностью вопросов управления инвестиционным климатом, что особенно актуально с учетом федерального устройства, существенных особенностей и отличий в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации.
      Исследованию  инвестиционных процессов и национальной конкурентоспособности посвятили  свои публикации известные российские ученые Ю.А. Аванесов, А.Г. Аверкин, В.Д. Андрианов, А.З. Астапович, А.С. Булатов, И.П. Фаминский, А.В. Шевелева, Ю.В. Шишков.
     Объектом  данной курсовой работы являются особенности инвестиционного климата в российской экономике.
      Предметом работы является роль инвестиций в  российской экономике.
      Целью работы является рассмотрение инвестиционного климата российской экономики в современных условиях.
      Реализация  поставленной цели обусловила постановку и решение следующих задач:
    общая характеристика понятия «инвестиционный климат»;
    анализ основных направлений привлечения иностранных инвестиций;
    рассмотрение инвестиционного процесса в российской экономике в 2006-2010 гг.;
    анализ проблем и направлений развития инвестиционного обеспечения российской экономики.
     Рассмотренная в данной курсовой работе проблема инвестиций в нашей стране актуальна, прежде всего, тем, что на инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливает многих инвесторов. 

 

    Теоретические основы инвестиционного климата
 
              1.1. Экономическая сущность процесса инвестирования 

     В современной экономической литературе понятие «инвестиции» является одним  из наиболее часто используемых. Эволюция научной мысли, особенности исторического  развития форм и методов хозяйствования обусловили неоднозначный подход авторов  к данному термину.
      В определениях даваемых представителями  различных школ западной экономической  мысли инвестиции рассматриваются  как механизм увеличения производственных ресурсов общества.
      Джон  Кейнс под инвестициями понимал текущий прирост ценности капитального имущества в результате производственной деятельности данного периода.2
      К. Макконелл рассматривал инвестиции как затраты на производство и накопление средств производства и увеличение материальных запасов.3
      Другие  зарубежные авторы рассматривают инвестиции как долгосрочное вложение средств:
      «Инвестиции – это вложения в основной капитал (основные средства производства), в  запасы, а так же другие экономические  объекты и процессы, требующие  отвлечения материальных и денежных средств на продолжительное время». 4
      Самуэльсон  трактует инвестиции как процесс вложения денежных средств: «Инвестиции (капиталовложения) – это отказ от сегодняшнего потребления с целью увеличения выпуска в будущем. Включают вложения в материальный капитал (инфраструктуру, оборудование и запасы) и нематериальный капитал (образование, исследование, разработки)»5.
      В российской экономической литературе термин «инвестиции» практически не использовался до 80-х гг. ХХ века. Базисным понятием инвестиционной деятельности являлось понятие «капитальные вложения». Инвестиции трактовались как долгосрочные вложения капитала в промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли народного хозяйства6.
      Л.П. Кураков считает инвестициями «все виды активов, включаемых в хозяйственную деятельность в целях получения доходов». Но вложение активов только в хозяйственную деятельность ограничивает само по себе инвестиционный процесс.
      И.А. Бланк определяет инвестиции как «любые вложения капитала с целью его последующего увеличения». Такая трактовка сущности инвестиций носит общий характер, связывая воедино цель, действие и результат – получение прибыли.
      Таким образом, можно сделать вывод, что  инвестиции – это вложения денежных средств, интеллектуальной собственности, зданий, сооружений, которые не используются на текущее потребление с целью  приращения их в будущем, в результате чего должны быть получены экономический, социальный и другие эффекты.
      Инвестиции  занимают ведущее место в процессе общественного воспроизводства, диалектически  объединяющего и взаимообуславливающего производство, распределение, обмен  и потребление. Инвестиции – это  затраты денежных средств (накопленная  и неиспользованная часть дохода на текущее потребление) на воспроизводство физического и (или) человеческого капитала с целью получения доходов в будущем, достижения внеэкономического, социального эффектов, улучшения материальных и духовных условий жизни людей на основе роста производительности труда и капитала.
      Необходимым условием развития экономики является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством  роста объемов реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективного их использования в приоритетных сферах материального производства и социальной сферы. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической  базе и предопределяют конкурентные позиции стран на мировых рынках.
      Процесс осуществления инвестиций называется инвестиционной деятельностью организаций; это один из важных объектов управления. Инвестиционная деятельность включает в себя обоснование и реализацию наиболее эффективных форм вложения капитала, направленных на расширение экономического потенциала организации.
      Инвестиционная  деятельность имеет следующие особенности:
    это основная форма реализации экономической стратегии банка, обеспечения роста и совершенствования его текущей деятельности;
    объемы инвестиционной деятельности главным образом определяют темпы экономического роста банка;
    инвестиционная деятельность подчинена основным целям и задачам текущей деятельности банка.
 
 
 
 
 
      1.2. Методологические  подходы к определению  понятия «инвестиционный  климат» 

      Инвестиционный  климат - весьма сложное и многомерное  понятие. Как правило, под инвестиционным климатом понимают обобщающую характеристику совокупности социальных, экономических, правовых политических и иных условий, привлекательность и целесообразность инвестирования в экономику страны.
      В России, отличающейся разнообразием  природных, экономических и социальных условий, практически каждый потенциальный  инвестор, обладая достаточно достоверной  и полной информацией, может подобрать  для себя объект с приемлемыми  условиями инвестирования. Специфику  этих условий в целом и их оценок в частности наиболее точно отражают понятия инвестиционной привлекательности  и климата.
      Совокупность  природно-географических, социальных, политических, инновационных, законодательных  и иных условий, обеспечивающих поддержание, производство и расширение общественного  и индивидуального капитала формируют  инвестиционный комплекс экономической  системы. Объективную оценку этих инвестиционных условий в целом для различных  инвесторов и удовлетворения общественных потребностей отражает понятие «инвестиционный климат».
      Если  инвестиционный климат – объективная  оценка инвестиционного комплекса, то инвестиционная привлекательность  характеризуется субъективизмом. Инвесторы  выражают свое отношение по поводу инвестиционного климата в виде конкретного решения об инвестировании и его объемах (инвестиционная активность). Положительное решение зависит  от соответствия климата представлениям инвестора о приемлемых условиях: таким образом, одна и та же система  может быть по-разному привлекательна для различных инвесторов. Следовательно, под инвестиционной привлекательностью будем понимать субъективную оценку инвестиционных условий («имидж» экономической системы) конкретным инвестором, т.е. соответствие возможностей, перспектив и уровня рискованности получения экономических выгод и различных эффектов от ведения инвестиционной деятельности как в долгосрочной, так и краткосрочной перспективе целям конкретного инвестора.
      Инвестиционный  климат представляет собой характеристику государства, комплексно описывающую  предпосылки, условия и результаты протекания инвестиционных процессов. Инвестиционный климат является ключевым показателем, формирующим тенденции  притока инвестиций в экономику  региона, им определяются стимулы, заставляющие инвесторов принимать положительные  или отрицательные решения по поводу реализации здесь инвестиционных проектов. В качестве таких стимулов выступают не только предпосылки  инвестирования в виде наличия соответствующих  условий и ресурсов (инвестиционная привлекательность), но и ход их практического  использования в виде реализуемых  инвестиционных проектов (инвестиционная активность), а также соответствующее  государственное и муниципальное  управление (рис. 1.1). 

      
      
      
      
        
 

           Рисунок 1.1. Структура инвестиционного климата. 
 

      В процессе такого управления, во-первых, реализуются цели, принципы и модели развития, задаваемые проводимой политикой  Российской Федерации. Во-вторых, оно  определяет направления и интенсивность  изменения имеющихся факторов инвестиционной привлекательности, т.е. формирует тенденции  роста или падения предпосылок  будущего привлечения инвестиций. Наконец, оно определяет результативность доведения  данных предпосылок до инвестора, степень  их использования при формировании показателей инвестиционной активности, высокие абсолютные и относительные  значения которых сами по себе являются фактором инвестиционной привлекательности.
      Всю совокупность факторов, определяющих инвестиционную привлекательность, можно  разбить на 3 крупные категории:
    факторы – стимуляторы инвестиционной деятельности или инвестиционный потенциал;
    факторы – дестимуляторы инвестиционной активности или рисковая составляющая инвестиционного комплекса;
    3) оценки инвестиционной устойчивости.
    Взаимосвязь указанных категорий представлена на рисунке 1.2.
        
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Рис. 1.2. Инвестиционная привлекательность экономической системы.
      Осуществление эффективных вложений в экономику  увеличивает поступающий в распоряжение общества капитал, который затем  делится между участниками и  заинтересованными сторонами в  инвестировании (фирмами, кредитными учреждениями, бюджетами разных уровней и т.п.). Указанные стороны образуют группу субъектов инвестиционной деятельности, преследующие разнообразные интересы (Таблица 1.1).
                                                                                                           Таблица 1.1
                 Субъекты инвестиционной деятельности и их цели. 

Наименование  субъекта Цели субъекта инвестиционной деятельности
1 
 
Инвесторы:
    Коммерческая эффективность и диверсификация рисков.
-Частные  отечественные и  иностранные
    Получение контроля или доступа к управлению/ресурсам.
    Получение иных дополнительных преимуществ.
-органы государственной власти
    Бюджетная эффективность.
    Получение экологического, социального и иных видов эффектов.
2 Заказчики
    Коммерческий эффект от реализации инвестиционного проекта.
    Стабильный рост и экономическая безопасность предприятия (при совпадении заказчика и исполнителя).
    Получение иных эффектов (технических, социальных и т.д.).
3 Подрядчики
    Получение коммерческого эффекта.
    Установление эффективных и долгосрочных связей; расширение зоны обслуживания.
    Стабильный рост и экономическая безопасность предприятия, а также получение иных эффектов (технических, социальных и т.д.).
4 Кредитные организации
    Своевременный возврат предоставленных средств и получение коммерческого эффекта.
5 Пользователи  объектов инвестиционной деятельности
    Уменьшение цены, эксплуатационной стоимости объектов в результате реализации инвестиционного проекта.
    Повышение качества, улучшение технических параметров, характеристик безопасности и т.п.
 
      Внутри  инвестиционного климата самым  сложным с точки зрения определения состава и структуры является блок инвестиционной привлекательности, традиционно оцениваемой с использованием факторного подхода. В наиболее простом виде данный подход предполагает выделение групп экономических и политических факторов формирования инвестиционной привлекательности. Более сложные его варианты чаще всего рассматривают экономический потенциал, условия хозяйствования, рыночную среду, политические, социальные и социально-культурные, организационно-правовые и финансовые факторы. При этом все варианты в разной степени обладают следующими принципиальными недостатками.
      Во-первых, практически во всех случаях в  факторных группах политических, социальных, социокультурных, организационно-правовых факторов упоминаются институциональные  факторы, на самом деле являющиеся определяющими  по отношению к перечисленным  факторным группам. Притом, что группа институциональных факторов в качестве самостоятельной, как правило, не выделяется. Во-вторых, факторы, включаемые в состав группы экономического потенциала, в  частности, природные, технологические, трудовые, инфраструктурные, являются неоднородными по своей природе, что требует уточнения классификации  с выделением подгрупп. Поэтому далее  рассмотрим вариант классификации  факторов формирования инвестиционной привлекательности по их содержанию (Таблица 1.2).
                                                                                                           Таблица 1.2
        
        Классификация факторов инвестиционной привлекательности. 

                                      Классификационный признак
Содержание Уровень формирования Срок формирования
Институциональные Федеральный Долгосрочные
Политические  
 
Долго- и  среднесрочные 
 
 
 
 

Социальные  и социально-культурные  
Федеральный  
и региональный
 
 
 
 
Экономические, в т.ч.:
Природный ресурсный потенциал
Технологический, трудовой и пр. ресурсный потенциал
Инфраструктурный потенциал
Хозяйственная среда
Рыночная  среда
Финансовая  среда
Организационно-правовые Региональный Средне- и краткосрочные
 
      Наконец, третьей ключевой проблемой можно  назвать отсутствие в России надежной защиты интеллектуальной собственности, что в совокупности с неэффективной  судебной системой делает слишком рискованными инвестиции в создание современных  наукоемких производств.
      Всё большую роль в национальных инвестиционных процессах начинают играть международные  рейтинги. На данный момент рейтинговую  деятельность ведут уже около 90 агентств в более чем 100 стран мира. Наиболее авторитетные из них составляют «большую тройку»: американские агентства «Moody's»  и «Standard & Poor's» (S&P), а также  американо-британское агентство «Fitch Ratings».
      Существует  определённая зависимость между  изменениями инвестиционного климата, уровнём рейтинговой оценки и  увеличением притока инвестиционных средств. Так, Институт международных  финансов (Institute of Intemational Finance) отмечал, что повышение рейтингов в 2004-2007 гг. увеличивало приток частных инвестиций на развивающиеся рынки примерно на 30-35%, но затем под влиянием мирового финансового кризиса стала наблюдаться другая картина.
      Улучшение инвестиционного климата является обязательным условием ускоренного  роста отечественной экономики, вхождения Российской Федерации  в число стран-лидеров социально-экономического развития, необходимость выполнения которого на уровне Федерации и отдельных регионов постоянно подчеркивается Президентом России, Правительством РФ, иными органами государственной власти на различных ее уровнях. Особенно это условие актуально в посткризисный период, для которого характерно ужесточение конкуренции за инвестиции.
      Однако  на протяжении последних лет отечественный  инвестиционный климат кардинально  не улучшается, а по некоторым оценкам  даже ухудшается. Так согласно отчету Всемирного банка «Ведение бизнеса  в 2009 г.» из 183 рассматривавшихся стран Российская Федерация занимала по данному параметру 120-е место с наихудшими показателями по ряду критериев оценки. Можно с высокой долей уверенности предполагать, что именно данный факт привел к тому, что в 2009 г. объем реальных инвестиций в Российской Федерации уменьшился по сравнению с 2008 г. на 9,5%. Более того, на рубеже 2010-2011 гг. условия ведения бизнеса в России некоторыми специалистами были признаны еще более ухудшившимися: страна вошла в десятку стран с наиболее неблагоприятными условиями введения бизнеса наряду с такими странами, как Судан, Конго, Ирак, Афганистан, Пакистан.
      Неудовлетворительное  состояние инвестиционного климата  в Российской Федерации подтверждается и структурой поступающих в страну иностранных инвестиций (рис. 1.3). Как минимум, две из пяти стран-лидеров по объему иностранных инвестиций в отечественную экономику в 2009 г. относились к лидерам оффшорного бизнеса, способным «обезличивать» капитал, придавать ему статус иностранного, формируя тем самым дополнительную защиту от  рисков инвестирования, и возвращать его обратно в страну происхождения.
        

      Рисунок 1.3. Динамика доли иностранных инвестиций основных стран-инвесторов в 2009 г., 1995-2009 гг., % 

      Предположение, что в значительной своей части  иностранные инвестиции являются реэкспортом  отечественного капитала, подтверждается тем, что Люксембург, Нидерланды и  Кипр являются не только крупнейшими  инвесторами, но и крупнейшими получателями российского капитала. Таким образом, представленная структура со всей очевидностью свидетельствует о неготовности действительно иностранных инвесторов из стран с развитой рыночной экономикой к масштабным вложениям в Российской Федерации.
      Совокупность  инвестиционной привлекательности  и инвестиционной активности составляет инвестиционный климат страны, региона, отрасли, корпорации (предприятия). Однако необходимо отразить и обратную связь, то есть влияние инвестиционного  климата, прежде всего, на инвестиционную активность. Так, текущее состояние  инвестиционного климата определяет мнение инвестора и его деятельность по будущему размещению инвестиций. При  этом улучшение инвестиционного климата в текущем периоде стимулирует развитие конкуренции среди инвесторов за право вложения, а также конкуренцию на рынке товаров и услуг, что в свою очередь способствует снижению цен и повышению качества продукции. Одновременно с этим происходит приток инвестиционных ресурсов, что дает возможность органам управления развитием экономической системы перераспределить имеющиеся ресурсы более рациональным и эффективным способом, чтобы сократить диспропорции в развитии, улучшить социальные условия жизни, способствовать развитию инфраструктуры и связи, изменять состояние инвестиционного климата в зависимости от потребностей развития экономики.
      Инвестиционный  потенциал России характеризуется  высоким уровнем природных запасов; достаточным объемом и квалификацией  рабочей силы; удовлетворительным уровнем  развития производственного потенциала при нестабильности социально-экономического обеспечения населения; высокой  дифференцированностью доходов; неравномерностью развития производств и инфраструктуры. Учитывая перечисленные факторы  при отсутствии риска, инвестиционный климат России соответствовал бы среднему уровню по международным меркам.
      Объективные интересы вытекают из сущности инвестиционного  процесса: любой инвестор, без всяких сомнений, заинтересован в надежности и эффективности собственных  вложений. Следовательно, технология управления инвестиционной привлекательностью, построенная  на учете этих объективных интересов, будет работать на любом уровне и  в любом месте. Управление инвестиционной привлекательностью тождественно управлению развитием региона, то есть помимо объективного интереса инвесторов, здесь явно присутствует объективный интерес общества. 
 

2. Анализ современного  состояния ИНВЕСТИЦИОННОГО  КЛИМАТА 

2.1. Анализ иностранных  инвестиций в России  в 2005-2010 гг. и перспективы  дальнейшего развития 

      Межкризисный  период для российской экономики (1999-2007 гг.) стал десятилетием самого бурного  роста – объем  ВВП в реальном выражении почти удвоился. Экономический рост российской экономики в этот период во многом был обусловлен уникально благоприятным сочетанием внутренних и внешних условий. Глубокая девальвация рубля защитили от ценовой конкуренции с зарубежными производителями продукцию отечественных предприятий, дав им фору по сравнению с импортными аналогами. В данный период Россия демонстрировала высокую динамику социально-экономического развития.7
      Для большей части 2010 г. характерно снижение активности иностранных инвесторов в Российской Федерации. Кризисные  явления в инвестиционной сфере, отчетливо проявившиеся в 2009 г., сохранились  и в январе – сентябре 2010 г., приток иностранных вложений в РФ заметно  сократился.8
      Поступивший в российскую экономику объем  иностранных инвестиций в январе – сентябре 2010 г. снизился на 13,2% по отношению к соответствующему периоду 2009 г. и на 46,0% к максимальному  уровню, зафиксированному в январе – сентябре 2007 г. За счет существенного  увеличения поступления иностранных  вложений в IV квартале (в 2,5 раза к уровню IV квартала 2009 г.) по итогам прошедшего года был зафиксирован совокупный прирост  иностранных инвестиций в российскую экономику на 40,1% по отношению к 2009 г. Вместе с тем отток ранее инвестированного иностранного капитала продолжился. Если в I и IV кварталах 2010 г. в виде переведенных за рубеж доходов иностранных инвесторов, а также выплат процентов за пользование кредитами и погашения кредитов был изъят объем средств, сопоставимый с объемом поступивших в этот период иностранных инвестиций, то во II и III кварталах его превышение составляло 12,1 и 22,7% соответственно. Кроме того, в 2010 г. инвестиции из России за рубеж были близки к объемам инвестиционных вложений в российскую экономику. Данные тенденции были характерны в 1-м полугодии 2010 г., когда превышение составило 72,6% в I квартале и 64,9% – во II квартале. В III и IV кварталах 2010 г. вложения из РФ за рубеж составили 28,0 и 60,0% от поступивших в данный период иностранных инвестиций. Является ли данный факт переломной точкой в тенденции, покажет время.
                                                                                                            Таблица 2.1
                     
                              Величина и темпы роста инвестиций в РФ. 

Годы Иностранные инвестиции – всего (млн. долл.) Темпы роста  к предыдущему году, % Инвестиции  в основной капитал в РФ (млн.руб.) Темпы роста  к предыдущему году, %
2000 10958 1,15 1165234,2 1,74
2001 14258 1,30 1504712,1 1,29
2002 19780 1,39 1762407,3 1,17
2003 29699 1,50 2186365,2 1,24
2004 40509 1,36 2865013,9 1,31
2005 53651 1,32 3611109,0 1,26
2006 55109 1,03 4730022,9 1,31
2007 120941 2,19 6716222,4 1,42
2008 103769 0,86 8781616,4 1,31
2009 81927 0,79 7976012,8 0,91
2010 114746 1,40 9151410,8 1,15
 
      В 2010 г. международные рейтинговые  агентства не изменяли суверенный рейтинг  России, оставив его на уровне ниже докризисного. Вместе с тем еще  в декабре 2009 г. международное рейтинговое  агентство S&P, отметив улучшение  в российской экономике, повысило прогноз  по рейтингу РФ с «негативного» на «стабильный», сохранив рейтинг на инвестиционном уровне. В сентябре 2010 г. агентство Fitch, подтвердив текущий уровень рейтинга, изменило прогноз по рейтингу на «позитивный».
      По  мнению агентства, «российская экономика  восстанавливается после серьезного воздействия со стороны глобального  финансового кризиса. Пересмотр  прогноза на «позитивный» отражает уверенность Fitch в том, что переход на более  гибкую валютную политику, существенные погашения внешнего долга частного сектора, стабилизация банковской системы и растущие валютные резервы должны способствовать уменьшению факторов финансовой уязвимости страны».
      Согласно отчету по инвестициям Конференции ООН по торговле и развитию , опубликованному в июле 2010 г., по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций в 2009 г. РФ переместилась на 6-е место в мире (2008 г. – 5-е место, 2007 г. – 9-е, 2006 г. – 10-е, 2005 г. – 15-е место). Как и в предыдущем году, среди развивающихся стран Россия заняла 2-е место после Китая. В соответствии с данным отчетом, в 2009 г. на Россию пришлось 3,5% мировых прямых иностранных инвестиций (2008 г. – 4,1%) и 8,2% прямых иностранных инвестиций, направленных в развивающиеся страны (2008 г. – 11,9%).
      В России относительно высокий процент  по кредитам и низкая рентабельность большинства секторов экономики  приводили к тому, что многие производственные секторы продолжали деградировать. Занимая финансовые ресурсы за рубежом, корпорации и банки вкладывали с  рентабельностью 20 % и выше в сырьевые и добывающие отрасли, а также  в финансовый сектор экономики. Таким  образом, была создана зависимость  от внешнего кредита при нарушении  механизмов внутреннего капиталообразования, при этом возникшая структура  экономики поощряла деятельность, ориентированную  на больший доход с меньшим  риском, фактически усугубив экономическое  положение большинства предприятий, оказавшихся в условиях меньшего дохода и больших рисков. Так, в настоящее время удельный вес России в мировой торговле машиностроительной продукцией составляет 0,4 %, в то время как доля США, Китая и Японии составляет 30 %. Доля России в мировой торговле наукоемкими товарами– не выше 0,3-0,5 %, что меньше чем в США в 30 раз, Южной Кореи – в 14 раз и Малайзии – в 13 раз.9
                                                                                                           Таблица 2.2 

Структура инвестиции в основной капитал в  РФ по источникам финансирования, %10 

  2005 2006 2007 2008 2009 2010
Инвестиции  в основной капитал-всего 100 100 100 100 100 100
в том  числе по источникам финансирования:            
I. Собственные средства 44,5 42,1 40,3 39,5 37,1 41,2
II. Привлеченные средства 55,5 57,9 59,7 60,5 62,9 58,8
из  них:            
1. Кредиты банков 14,7 16,5 17,5 19,5 16,4 14,8
2. Заемные средства других организаций 10,7 10,3 11,9 10,2 11,7 9,5
3. Бюджетные средства 36,7 34,9 36,0 34,6 34,9 33,0
4. Прочие 37,0 37,4 33,8 35,1 36,6 42,2
 
      Отставание  России в развитии новых технологий последнего поколения может резко  снизить глобальную конкурентоспособность  российской экономики, а также повышает ее уязвимость в условиях исчерпания потенциала экспортно-сырьевого развития. Это диктует необходимость повышения  конкурентоспособности российской экономики, развития обрабатывающей промышленности и инновационных секторов, привлечения  инвестиций. В этой связи инвестиционный процесс в России необходимо рассматривать  не только как процесс вложения накопленной части дохода в воспроизводство реального капитала, а также как вложения в сеть научно-образовательных учреждений, специализированных научно-исследовательских, консультационных, внедренческих центров, организационных и мониторинговых служб с целью получения доходов в будущем и достижения социального эффекта. Речь идет об инвестициях в стабилизацию экономической системы – накопление и последующая реализация потенциала научных открытий, научно-технических изобретений, ресурсов, которые не поддаются экономическому измерению в традиционной методологии, но которые крайне необходимы для устойчивости и конкурентоспособности российской экономики.11
      Еще до наступления мирового экономического кризиса структурные диспропорции и ограничения экономической  системы России выражались в том, что отрасли, доминирующие в структуре  производства (ТЭК, металлургия, АПК), утрачивали свой динамизм и не могли расти  в долгосрочной перспективе высокими темпами, а отрасли, которые могли  бы динамично развиваться (пищевая, химия, лесная, строительные материалы, часть машиностроения и высокотехнологичные  отрасли промышленности, а также  строительство и связь), занимали в структуре экономики менее  одной трети. Многие ученые сходятся во мнении, что пока доля последней  группы отраслей не станет доминирующей, российская экономика не сможет выйти  на устойчивый темп экономического роста.
      За  период с 2000 по 2009 гг. в структуре  источников финансирования инвестиций произошли изменения. Так, доля собственных  средств в общей массе источников финансирования инвестиций уменьшилась  с 47,5% до 36,3%. Для прибыли как источника  финансирования инвестиций уменьшилась  с 23,4 % до 14,8 %. Удельный вес кредитов банков вырос с 2,9 % до 9,4 %, что говорит  о том, что повысился интерес  финансовых компаний к реальному  сектору. Доля бюджетных средств  в общей массе источников финансирования инвестиций практически не изменилась и в 2009 г. составляла 21,5 %. Удельный вес внебюджетных фондов значительно уменьшился с 4,8 % до 0,2 % за анализируемый период. Средства от выпуска корпоративных облигаций по прежнему не получили распространения как источник финансирования инвестиций и в 2009 г. составляли 0,1 % в общей массе источников финансирования (Таблица 2.3).
                                                                                                        Таблица 2.3
      Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования (в фактически действовавших ценах, в % к итогу). 

    2000 2005 2006 2007 2008 2009
Инвестиции  в основной капитал – всего 100 100 100 100 100 100
в том числе:            
собственные средства 47,5 44,5 42,1 40,4 39,5 36,3
из  них:            
прибыль 23,4 20,3 19,9 19,4 18,4 14,8
амортизация 18,1 20,9 19,2 17,6 17,3 18,7
привлеченные  средства 52,5 55,5 57,9 59,6 60,5 63,7
из  них:            
кредиты банков 2,9 8,1 9,5 10,4 11,8 9,4
в том числе кредиты иностранных  банков 0,6 1,0 1,6 1,7 3,0 2,8
заемные средства других организаций 7,2 5,9 6,0 7,1 6,2 10,7
Из  общего объема инвестиций в основной капитал – инвестиции из-за рубежа 4,7 6,6 6,9 5,4 4,3 4,6
 
      Доля  средств, полученных от эмиссии акций  и направленных на финансирование инвестиций в период с 2005 по 2009 гг. также уменьшилась  с 3,1 % до 0,9 %, что говорит о серьезных  проблемах у предприятий с  привлечением капитала через рынок  ценных бумаг. Удельный вес иностранных  инвестиций в общей массе источников финансирования в период с 2006 по 2009 гг. снизился с 6,9 % до 4,6 %. В 2009 г. доля кредитов иностранных банков в финансировании создания основного капитала составила 2,8 %.
      При формировании инвестиционной политики учитывается ряд условий, важнейшими из которых являются частые колебания  конъюнктуры инвестиционного рынка, относительно низкий уровень доходности капиталовложений в машиностроении по сравнению с добывающей промышленностью, нестабильность государственной инвестиционной политики, относительно низкая инвестиционная активность предприятий, обусловленная  экономическим кризисом.12
      Так, прирост инвестиций в основной капитал  в 2010 г. по отношению к 2009 г. составил 1,8%, однако в целом за I квартал 2010 г. инвестиции были на 1,1% ниже, чем в IV квартале 2009 года.
      В этих условиях формирование и реализация инвестиционной политики, адаптированной к изменениям факторов внешней инвестиционной среды, представляется приоритетной задачей.13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Направления совершенствования инвестиционного климата России 

     По  оценке национальной конкурентоспособности  стран мира за 2008-2009 годы, Россия оказалась  на 51 месте среди 131 страны. В условиях мирового экономического кризиса стало  очевидно, что для повышения национальной конкурентоспособности российской экономике необходимо преодоление  структурных диспропорций. За последние  несколько лет рейтинг конкурентоспособности  Российской Федерации вырос незначительно, и наша страна по-прежнему не входит в число лидеров по суммарной  оценке конкурентоспособности государств.
     Международный институт развития менеджмента (Institute of Management Development, Швейцария) оценивает конкурентоспособность стран мира как способность нации создавать и поддерживать среду, в которой возникает и развивается конкурентоспособный бизнес. 55 стран оцениваются на основании анализа 331 критерия по четырем направлениям: состояние экономики, эффективность правительства, эффективность бизнеса и состояние инфраструктуры. Россия в 2008 году опустилась с 43 на 47 место, ее опережают другие страны группы БРИК (Бразилия, Индия, Китай).14
     Анализ  динамики привлечения зарубежных капиталов  свидетельствует о том, что по-прежнему сохраняются проблемы качества и  объема инвестиций. Объем иностранных  инвестиций, поступивших в экономику  РФ в 2008 году, составил 103,8 млрд. долл., из них прямые инвестиции составили 26%, портфельные 1,4%, прочие 72,6%.
     Динамично развивающаяся в течение последних  нескольких лет экономика России – страны, входящей в состав группы БРИК, может претендовать на расширение инвестирования, в особенности прямого, в условиях дефицита внутренних инвестиций, а также с целью доступа  к новым технологиям и повышения  конкурентоспособности продукции. Одновременно с ростом зарубежных капиталовложений возникает проблема «качества» инвестиций, то есть привлечения инвестиций, направленных на создание и развитие новых эффективных производств, повышение конкурентоспособности национальной экономики, а не только рассчитанных на эксплуатацию национальных природных ресурсов.
     Для того чтобы финансовая система играла ключевую роль в обеспечении сбалансированности и инновационного развития экономики  России необходимо развитие современной, конкурентоспособной, инновационно ориентированной финансовой инфраструктуры. Целью развития финансовых рынков и банковской системы в среднесрочной и долгосрочной перспективе является создание эффективной конкурентоспособной на мировом уровне финансовой системы, способной обеспечить высокий уровень инвестиционной активности в экономике, финансовую поддержку инновационной деятельности.
     В этой связи, необходимо стимулирование населения к сбережению денежных средств, в том числе посредством: повышения надежности банков и других финансовых институтов путем их ускоренной капитализации; развития финансовой грамотности населения; создания новых финансовых инструментов для населения, развития сферы коллективных инвестиций; развития страхования рисков, включая страхование ответственности финансовых посредников; формирования гарантийных и компенсационных фондов, развития рынка производных финансовых инструментов с целью хеджирования рисков; стимулирование развития обязательных и добровольных накопительных пенсионных систем и расширение допустимого инструментария для инвестирования пенсионных накоплений; развитие механизмов частно-государственного партнерства для инвестиционных целей; стимулирование развития страхового рынка с одновременным совершенствованием требований к инвестированию страховых резервов; налоговое стимулирование российских и иностранных инвесторов к использованию долгосрочных финансовых инструментов.
     Для создания благоприятного инвестиционного  климата в России государственная  политика в области инвестиционного  сотрудничества должна отвечать определенным требованиям. В первую очередь это:
          создание четкой правовой базы для иностранных предпринимателей в области финансов, в таможенном и налоговом регулировании;
    приемлемый уровень налогов, тарифов и отчислений в соответствии с международными нормами;
    безоговорочное доминирование федеральных законов и органов высшего государственного управления над частными ведомственными интересами и политикой местных органов власти;
    работа по принципу «одного окна», то есть решение вопросов, связанных с оформлением капиталовложений и разработкой инвестиционных проектов в одном месте.
     Спецификой  современного инвестиционного процесса в нашей стране является то, что  если во многих странах мира приток иностранных инвестиций обычно следует  за притоком отечественных, то в России наоборот. Национальным инвесторам нередко  экономически выгодно через оффшорные  зоны инвестировать капитал в  Россию из-за рубежа уже в качестве иностранной компании. Об этом свидетельствует  тот факт, что такие страны, как  Кипр, например, являются одними из ведущих  экспортеров капитала в экономику  нашей страны.
     Аналитики PWC в своем отчете «Прямые иностранные  инвестиции в странах Центральной и Восточной Европы: падения или подъем?» уверены: в 2011 году начнется восстановление притока прямых инвестиций после обвального падения в 2009-м. Прошлогодний общий экономический спад и кризис рынка кредитования существенно затормозил восьмилетний приток капитала. Так, в странах Центральной и Восточной Европы с 2003 по 2008 год было зафиксировано пятикратное увеличение притока иностранных инвестиций — с 30 млрд. до 155 млрд. долл. Причем главным бенефициаром стала Россия, где этот показатель подскочил с суммы менее 8 млрд. долл. в 2003 году до суммы более 70 млрд. долл. в 2008 году.15
     Но  уже в 2009 году приток иностранных  инвестиций стремительно сократился. Восстановление сектора прямых иностранных  инвестиций в регионе, в том числе  в нашей стране, начнется уже в  этом году, прогнозируют аналитики PWC, но оно будет крайне медленным. Возможно, приток сможет превысить уровень 2008 года не ранее 2014 года. Снижение притока иностранных инвестиций в Россию в 2008-2009 гг. отражает общую ситуацию в мировой экономике.
     Впервые за все годы ведения рейтинга, Российская Федерация попала в число десяти стран с максимально опасными условиями для осуществления  предпринимательской деятельности и бизнеса.
     Данный  рейтинг был составлен британской компанией Maplecroft, основной задачей  которой является осуществление  оценочной деятельности по ведению  бизнеса в разных странах мира в глобальном масштабе. Всего компания Maplecroft выделила  топ-11 стран, в которых по мнению аналитиков возможно возникновение различного рода политических рисков вследствие действий со стороны правительства, властей или политических партий.
     В этот список с экстремальными рисками  для бизнеса вошли по мере убывания такие страны, как Сомали, Республика Конго, Судан, Мьянма, Афганистан, Ирак, Зимбабве, Северная Корея, Пакистан, Россия. Россия в этом списке разместилась на 9 месте, вытеснив из этого списка Нигерию. Еще годом ранее РФ занимала 15 строчку в этом списке.
     Как следует из обзора Maplecroft, инвестиционная привлекательность России ухудшилась в связи с возросшим уровнем террористической активности на Кавказе, а также экстремистской деятельностью боевиков по всей стране, например, взрывы в московском метрополитене в марте 2010 года, унесшие жизни огромного числа мирных жителей. Негативные явления, складывающиеся в деловой среде страны, корпоративном управлении и вообще коррупция, поразившая страну на всех уровнях власти, также негативно сказались на инвестиционном имидже России. Только по уровню коррупции Россия занимает 154-е место из 178 стран, участвующих в рейтинге агентства Transparency International.
     Перспективы привлечения иностранных инвестиций находятся в прямой зависимости от возможностей по созданию новых привлекательных для инвесторов условий, предполагающих осуществление следующих мероприятий: расширение инвестиционного потенциала, прежде всего за счет комплексного развития производственной, социальной, рыночно-институциональной и информационной инфраструктуры российской экономики на федеральном и региональном уровнях; совершенствование законодательной базы в части избирательного трактования законов, стабильности; защиты прав собственности, в том числе интеллектуальной; защиты прав инвесторов; защиты прав кредиторов; налогового законодательства; специального законодательства в области инвестиций, гармонизации действующего законодательства и приведения в соответствие с нормами и правилами ВТО; частичное снижение инвестиционного риска (поскольку полностью устранить его невозможно) за счёт широкомасштабного внедрения эффективного риск-менеджмента на микроуровне с целью влияния на уровень ресурсного и организационного риска и внесения корректив в проводимую государством политику с целью влияния на уровень налогового, валютного и других видов рисков; акцентированное внимание к современным формам привлечения дополнительных капитальных ресурсов: международное проектное финансирование и международный лизинг.
     В качестве ограничителей при реализации названных мер необходимо отметить, во-первых, ориентацию на долгосрочные проекты, прежде всего в рамках привлечения  прямых иностранных инвестиций, и  во-вторых, обязательность учёта требований Концепции национальной безопасности страны. Её важнейшими задачами признаются опережающее развитие конкурентоспособных отраслей и производств, расширение рынка наукоемкой продукции за счет концентрации финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники и ограничения доступа иностранных инвесторов в стратегически важные с точки зрения национальной экономической безопасности области.16
 

 3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В РОССИИ 

      3.1. Направления развития  привлекательности  России для иностранных  инвестиций 

     Ориентация  национальной экономики на инновационный  путь развития требует наличия значительных долгосрочных инвестиций, которые по экспертным оценкам должны составлять до 60% ВВП. Во второй половине ХХ века наиболее динамичной формой внешнеэкономических связей государств является вывоз капитала. Самой привлекательной формой для стран - импортеров, в том числе и для России, являются прямые инвестиции, позволяющие увеличить ВВП, бюджетные доходы, занятость, насытить отечественный рынок, получить передовой управленческий опыт, использовать все преимущества конкуренции.17
     Трудно  рассчитывать на то, что после глубокого  спада инвестиции сразу пойдут в  экономику широким потоком. Более  того, с учетом низкого уровня использования  производственных мощностей можно  ожидать, что первоначально экономический  рост будет достигаться в значительной мере за счет более полной их загрузки.
     Очевидно, что макроэкономическое регулирование  инвестиционного процесса решает следующие проблемы:
     - формирование оптимальной с точки  зрения стратегических интересов социально-экономического развития РФ структуры инвестиционных ресурсов (включая внутренние и внешние их источники);
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.