На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Етика управлння сучасною органзацєю

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 35. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?2
 
МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ, МОЛОДІ ТА СПОРТУ УКРАЇНИ
ПВНЗ   ЄВРОПЕЙСЬКИЙ УНІВЕРСИТЕТ
СЕВАСТОПОЛЬСЬКА ФІЛІЯ
 
 
Кафедра  Економіки та менеджменту
 
 
Спеціальність 7.03060101 «Менеджмент організації та адміністрування»
 
 

                                КУРСОВА РОБОТА

 
Дисципліна: Менеджмент організації
 
 
на тему: Етика управління сучасною організацією
 
 
Виконала: Пряхіна О.В.
 
 
Науковий керівник: Росенко М.И.
 
 
Допущено до захисту  « ___ »  ___________ 2012 р.
 
 
Завідувач кафедрою: Сторожук Р.П.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Севастополь
2012
             
 
                                           СОДЕРЖАНИЕ
 
   ВВЕДЕНИЕ
1.       ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭТИКИ УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
1.1     Управленческая этика: понятие, значение и функции…………………………5 
1.2     Этика решений эффективного менеджера……………………………………..12
1.3     Этика и современное управление……………………………………………..…18
1.4     Факторы, влияющие на этику управления………………………………………23
2.       ЭТИКА И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1     Суть понятия социальная ответственность в организации…………………..29
2.2     Социальная ответственность и экономические показатели деятельности организаций………………………………………………………  …………………32
3        ЭТИКА УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ГОСТИНИЦЫ «КРЫМ»
3.1   Краткая характеристика гостиницы «Крым»…………………………………….34
3.2   Оценка уровня этичности гостиницы «Крым»…………………………………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   ВВЕДЕНИЕ
  
    Основными составляющими любой  организации  являются люди, входящие в данную  организацию , задачи, для решения которых данная  организация  существует, и управление, которое формирует, мобилизует и приводит в движение потенциал  организации  для решения стоящих перед ней задач.
          Менеджмент (в упрощённом понимании) – это умение добиться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Человек – существо социальное, он не может нормально функционировать вне общества. Не одно общество не может существовать без норм поведения, иначе наступит хаос.  Организация  – это общество в обществе, само слово « организация » отрицает какой-либо хаос.  Этика  в широком смысле слова – это кодекс, свод правил общения людей, выработанный многими поколениями. Этические нормы поведения, в отличие от правовых норм, устанавливаются не государством, а совестью (моралью и нравственностью).
           Этика  в бизнесе, можно сказать, вопрос жизни и смерти. Многие  организации  в стремлении повысить прибыль любой ценой, готовы сознательно загрязнять окружающую среду, замалчивать данные о вреде, наносимом здоровью своих рабочих. Соблюдение закона – это ещё не соблюдение норм  этики . Прибыль - это самоцель  организации , но нельзя ради неё идти на всё. Неэтичное отношение к окружающей среде, здоровью и жизни людей может привести к тому, что некому будет воспользоваться ни конечным продуктом предприятия, ни его прибылью.
          Неэтичное поведение фирмы на рынке может отрицательно сказаться на её прибыли, в том плане, что общественное осуждение, порицание испортит её имидж и соответственно уровень её продаж упадёт. Фирма также может потерять партнёров по бизнесу.
         Неэтичное отношение к подчинённым внутри фирмы могут снизить работоспособность людей и, в конечном итоге, привести к потере ценных сотрудников. А ведь именно люди - главное богатство любой  организации , а так же самый дорогостоящий ресурс.
        Проблемы, касающиеся нравственности, являются, пожалуй, самыми волнующими. Интерес к нравственности имеет довольно продолжительную историю и проявляется у людей самых разных профессий и увлечений. Русский биолог Илья Ильич Мечников (1845-1916) в своих «Этюдах о природе человека» писал, что «решение задач человеческой жизни должно неизбежно повести к более точному определению основ нравственности. Последняя должна иметь не непосредственное удовольствие, а завершение нормального цикла существования. Для того чтобы достигнуть этого результата, люди должны гораздо более помогать друг другу, чем они делают это теперь».
          Следовательно, суть нравственности как реального общественного явления, существование которого сопряжено с первыми усилиями людей жить и действовать сообща, сначала стихийно, а затем, преднамеренно объединяясь, состоит в том, что она является  жизненно необходимым условием выживания людей, упорядочения их общественного образа жизни. Поэтому в настоящее время уделяется большое внимание изучению этики деловых отношений, бизнеса и управления с целью повышения уровня культуры этих отношений.
        Существует комплекс причин, вызвавших появление интереса к деловой этике и этике управления в частности. Главная среди них - суммарный вред неэтичного, нечестного делового поведения, ощущаемый не только потребителями, но и производителями, деловыми партнёрами, сотрудниками, обществом в целом, превышение этого общественного вреда над индивидуальной или групповой выгодой.
        Цель данной работы – дать определение этике и обозначить ее значение в области управления, как государственного, так и частного, а также выявить влияние этики на культуру деловых отношений.
Актуальность темы состоит в том, что  этика   управления  влияет на эффективность работы  организации  в  современных  рыночных условиях.
Цель  курсовой  работы: рассмотреть насколько важна  этика   управления  для предприятия в сфере гостиничного сервиса в  современных  условиях.
При выполнении работы были поставлены задачи:
1) дать определение  этике   управления ;
2) рассмотреть социальную ответственность
4) рассмотреть  этику   управления  на примере гостиницы «Крым».
Объектом исследования является понятие  этики современного  управления гостиницы «Крым»
Управление организацией в наше динамичное время представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнить успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами. Руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимости многочисленности вариаций, благодаря которым ситуации отличаются одна от другой. Руководитель должен понимать и учитывать критические факторы или составляющие организаций (внутренние переменные), а также силы, воздействующие на организацию из вне (внешние переменные), а также учитывать влияние организации на общество.
 
1  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭТИКИ УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
 
1.1 Управленческая этика: понятие, значение и функции 
          Чтобы сделать выбор в пользу правильного поведения, важно иметь начальное представление об  этике . Этические нормы, существующие в том или ином обществе, на разных этапах исторического развития регулировали деловое общение.
          В переводе с греческого языка  этика  означает обычай, нрав.  Этика  имеет дело с принципами, которые определяют правильное или неправильное поведение. Впервые термин « этика » упомянул Аристотель, живший в античную эпоху и поднимавший вопрос о том, что люди должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки. Сегодня  этику  понимают как учение о морали и нравственности. Основу предмета  этики  составляет учение о природе морали как особого социального явления, о роли морали в жизни общества, так как мораль выступает одним из факторов, регулирующих и нормирующих личную и общественную деятельность людей. Знание этого необходимо руководителю при осуществлении  управления  производством, для придания действиям людей целевого нравственного характера.
         Важнейшие категории  этики : «добро»; «зло»; «справедливость»; «долг»; «совесть»; «ответственность»; и др.
         В нашей стране этические правила закреплены в законодательстве. Фактически все правовые нормы являются отражением этических взглядов, носителем которых в момент принятия законов был законодатель.
        Таким образом, в разных законах, в том числе в гражданском и трудовом законодательствах, есть нормы, которые имеют четко выраженную этическую направленность. Например, в статье Гражданского кодекса, устанавливающая пределы осуществления гражданских прав. В соответствие с ней установлены приделы свободы граждан: запрещена деятельность исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Кроме того, запрещается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. Ст. Гражданского кодекса о защите чести, достоинства и деловой репутации граждан даёт право гражданину по суду требовать опровержения порочащих его честь и достоинство сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Гражданский кодекс даёт право гражданину защищать не только честь и достоинство, но и деловую репутацию.
       Однако воплотить на практике этические принципы совсем не просто. В рыночной экономике, которая предоставляет свободу действия её участникам, перед деловыми людьми в процессе их деятельности, общения часто возникают моральные дилеммы. Они возникают из противоречий самой жизни: с одной стороны, человек стремится вести себя нравственно, должным образом, ориентируясь на нравственный идеал, а с другой – ему необходимо удовлетворить свои потребности, что часто связано с нарушением нравственных норм. Таким образом, идеальные нормы вступают в конфликт с фактическими нормами поведения людей, возвышенный идеал может не совпадать с практическим расчётом.
        В широком понимании управление – это процесс планирования,  организации , мотивации и контроля, необходимых для того, чтобы сформировать и достичь целей организации.
         Считается, что эффективность работы в организации определяется степенью и уровнем развития вертикального развития труда. По сути, речь идёт об организации труда руководителей по координации деятельности структурных подразделений и исполнителей. Управленческий труд выделился в особую категорию общественного труда. Вследствие этого работа по управлению отделяется от неуправленческой работы, поскольку управление как вид деятельности присуще любому совместному труду.
         Управленческий труд – это вид общественного труда, основной задачей которого является обеспечение целенаправленной, скоординированной деятельности, как отдельных участков совместного трудового процесса, так и трудовых коллективов в целом.
Можно выделить специфические особенности управленческого труда:
- умственный труд работников аппарата управления:
- организационно-административная и воспитательная работа (приём и переда информации, доведение решений до исполнителей, контроль исполнения);
- аналитическая и конструктивная работа (восприятие информации и подготовка соответствующих решений);
- информационно-техническая работа (документационные, учебные, вычислительные и формально-логические операции);
- участие в создании материальных благ не прямо, а косвенно через труд других лиц);
- предмет труда – информация;
- средства труда – организационная и вычислительная техника;
- результат труда – управленческие решения.
        У руководителя технико-организационные и экономические задачи не должны перекрывать задачи нравственного формирования коллектива, духовного возвышения людей. При решении управленческих задач необходимо использовать только те средства, которые не ущемляют человеческое достоинство, не нарушают социальную справедливость. Мораль отвергает возможность создания благ одним путём нанесение ущерба другим, не говоря уже об аморальном и противозаконном характере подобных управленческих действий.
        Управленческая  этика  – это адаптированные к практическим нуждам руководителя сведения об основных этических понятиях. Закономерностях формирования коллективистских отношений; о нравственных ценностях, одухотворяющее воздействующих на людей; о моральных требованиях к стилю работы и облику руководителя.
         Знания по управленческой  этике , наряду с управленческой психологией составляют основу человековедческого образования руководителей. Такое образование – неотъемлемый элемент их научно-профессиональной компетенции.
       Современный уровень развития науки и техники предъявляет высокие требования к уровню профессиональной подготовленности менеджера, специализирующегося в той или иной области. Кроме этого, любому менеджеру, независимо от сферы деятельности, будь то производство, коммерция, финансовое дело или шоу- бизнес, необходимо обладать навыками работы с персоналом, постоянно учитыватьчеловеческий фактор в решении управленческих задач:
- предвидеть, прогнозировать дальнейшее развитие, определять цели и
разрабатывать стратегию и тактику их достижения;
- организовывать деятельность предприятия (отдела, подразделения) в
соответствии с его целями и предназначением, учитывая (согласовывая)
материальные и социальные аспекты;
- распоряжаться персоналом; - согласовывать (связывать, объединять, сочетать)
все действия и усилия; - контролировать выполнение управленческих решений и
распоряжений.
        Таковы функциональные задачи менеджмента в целом. А в частности, каждый уважающий себя менеджер обязан четко соблюдать нормы этики, принятые на фирме, в которой он работает. Приведем некоторые из них:
• при поступлении на работу, менеджер принимает на себя этическое и
правовое обязательство не разглашать конфиденциальную или представляющую
коммерческую тайну информацию, даже если в дальнейшем он примет решение уйти из фирмы. Аналогичным образом, если он ранее работал в иной организации, то должен осознавать, что не имеет права разглашать конфиденциальную информацию предыдущего работодателя.
• менеджер фирмы должен с полной отдачей работать на ее благо.
Неэтично иметь посторонние деловые интересы, которые отвлекали бы
существенную часть времени или внимания от выполнения должностных
обязанностей в фирме или каким-либо иным образом отрицательно сказывались на деятельности фирмы.
• каждый менеджер обязан избегать внешних финансовых или иных
связей, которые могли бы отрицательно сказаться на интересах фирмы, создать
раздвоенность в его отношении к компании или ее интересам и препятствовать
эффективному выполнению им служебных обязанностей, а также стать причиной
возникновения конфликта интересов.
• ни при каких обстоятельствах не допускается принимать в связи с
работой какие-либо приглашения на развлечения, путешествия, спортивные
мероприятия, а также принимать подарки, билеты, оплаченный отдых, личные
подношения в денежной форме и т. д. Действия такого рода могут быть расценены другими лицами как принятие определенного обязательства со стороны компании и вовлечь вас в конфликт интересов.
•  менеджеры должны знать законы, которые регламентируют их
деятельность, и выполнять их, используя все надлежащие средства, имеющиеся враспоряжении компании.
 
       Главные этические проблемы, которые при этом возникают следующие:
•          сокрытие фактов и неверная информация в отчетах и при проведении
проверок;
•          неразумное завышение цен и прямой обман при проведении деловых
переговоров;
•          безоговорочное подчинение руководству, каким бы неэтичным и
несправедливым оно ни оказалось;
•          сознательное преувеличение преимуществ своего плана работы для
получения поддержки;
•          обман клиентов с целью получения выгоды для компании;
•          перемещение по служебной лестнице по головам сослуживцев;
•          принесение в жертву интересов других работников фирмы ради
выполнения той или иной работы;
•          производство продукции с сомнительными характеристиками по
безопасности;
•          создание союзов с сомнительными партнерами в надежде на счастливую
случайность.
         Для того, чтобы соответствовать этим требованиям, менеджеру необходимо
развивать ряд способностей и личностных черт руководителя, среди которых
наиболее важными являются интеллект, уверенность в себе, честность,
ответственность и здравый смысл.
         Сумма этих качеств позволяет в работе опираться не только на властные
полномочия, положенные руководителю по должности, но и на неформальный
авторитет, способный сыграть более важную роль в работе с людьми, особенно в
налаживании атмосферы сотрудничества и формировании здорового морально-
психологического климата в коллективе.
         Как отмечает известный специалист Джон Честара, любая деятельность человека требует использования его профессиональных, специальных знаний (ноу-хау) и умения контактировать с людьми, однако "для деятельности обычного рабочегонеобходимо, чтобы девяносто процентов приходилось на его ноу-хау и десять процентов на умение ладить с людьми. Для начальника среднего звена ноу-хау составляет семьдесят пять процентов деятельности, а умение ладить людьми двадцать пять процентов.
 
       Начальство же, стоящее еще выше, в своей деятельности использует ноу-хау
всего на двадцать процентов, зато на умение ладить с людьми здесь приходится
уже восемьдесят процентов. Это означает, что чем выше мы поднимаемся по
служебной лестнице, тем больше мы должны принимать во внимание ориентацию на людей и тем выше должно быть наше умение общаться с ними".
Любой менеджер часто сталкивается с необходимостью принимать такие решения,которые ставят перед ним сложные этические проблемы, и в таких ситуациях менеджер не властен изменить что-либо: он вынужден принимать решения, в результате выполнения которых неизбежно пострадают люди; ему приходится идти на сделки, в которых приходится выбирать между равно необходимыми материальными ценностями и следованием устоявшимся моральным принципам; он оказывается в таком положении, что интересы его организации и цели работы входят в противоречие с личными нуждами конкретных служащих или потребителей.
 
           Примером этого может служить злоупотребление инвестициями, используя доходы и ресурсы для личного обогащения. Менеджеры, применяют много способов косвенного получения денег, которые по праву принадлежат акционерам. Наиболее часто употребляемый способ – мошеннические операции со статьями расходов.
Другой общепринятый ход – завышение счета с последующей дележкой разницы
между завышенной и реальной суммой счета с поставщиком. Наконец, существует практика продажи секретов фирмы конкуренту или использования внутрифирменной информации для игры на фондовой бирже.
Менеджер должен помнить, что несет личную ответственность перед коллегами и
компанией за содействие в устранении причин и обстоятельств, подрывающих
такие условия и отрицательно сказывающихся на обстановке в коллективе.
Можно привести некоторые нормы этичного поведения менеджера:
•          не подавать и тени сомнения в своей добропорядочности, честности и
добросовестности, особенно когда речь идет о повышении по служебной лестнице, премиях, достижении своих целей в карьере;
•          относится с уважением к своему руководству, следуя тем
общественным ценностям, которым служит;
•          взять за правило относиться к людям так, как бы вы хотели, чтобы
относились к вам;
•          не хвастаться своими талантами, пусть ваша работа выявит их сама;
•          беречь общественные деньги так же, как свои;
•          ясно выражать свои взгляды на права других людей. Признавая данные
права, не выходить за их границы;
•          открыто извиниться перед всеми, если совершил ошибку;
•          стараться, чтобы личные незначительные цели не главенствовали над
профессиональными.
         Достаточное число людей, оказавшихся в двусмысленной деловой ситуации,
сделают вывод, что то, что не запрещено, считается правильным – особенно если
за определенные поступки их награждают. Высшие руководители, как правило,
редко просят своих подчиненных делать то, что как знают обе стороны, является
незаконным или неосторожным. Однако руководители компаний дают понять, что
кое о чем они бы предпочли не знать.
 
         Иными словами, может показаться, что они случайно или преднамеренно
дистанцируются от тактических решений, которые принимают их подчиненные,
чтобы сохранить чистые руку в случае, если что-то пойдет насмарку. Зачастую
они соблазняют амбициозных менеджеров намеками на то, то тех, кто достигнет
желаемых результатов, ожидает хорошее вознаграждение, а способы, которыми им удастся достичь желаемой цели, не будут рассматриваться слишком строго.
Служащие не должны предпринимать шагов, которые противоречат или могут
рассматриваться как противоречие профессиональным обязанностям.
 
1.2 Этика решений эффективного менеджера
 
       Решения, принимаемые эффективным лидером, направлены на предупреждение и снятие противоречий между этикой и эффективностью. Неслучайно один из основоположников концепции лидерства, Кен Бланшар, определяет лидерство как «способность влиять на других путем высвобождения сил и способностей людей и организаций ради общего блага»1. Достигнутый результат должен служить гармонизации интересов участвующих в совместной деятельности людей. Проблема в том, как научиться принимать такие решения и всегда ли они зависят только от лидера?
 
       Подготовка специалистов для эффективного лидерства в управлении
Новые подходы к управлению организациями в XXI в. базируются на принципах управления эффективностью. Реализация данных принципов зависит от эффективного лидерства руководителей, способных добиваться целей организации на основе согласия и способности сотрудников работать на благо организации как на индивидуальном, так и на групповом уровнях.
 
       Условием успешности здесь может выступать интегративный подход к обеспечению устойчивого развития организации, объединяющий, по мнению исследователей1, четыре сферы управленческой деятельности: вертикальную интеграцию (согласование деловых, командных и индивидуальных целей); функциональную интеграцию стратегий различных структур организации; интеграцию различных аспектов управления человеческими ресурсами и развития персонала; интеграцию индивидуальных потребностей с нуждами организации. Масштабы выполнения такой работы требуют подготовки нового типа руководителя, обладающего достоинствами эффективного лидера.
    Эффективное лидерство отличает не только руководителя, но и любого сотрудника, обладающего авторитетом и влиянием на поведение окружающих, способностью к стратегическому мышлению на основе видения и управления изменениями. Предвидение ближайших и отдаленных последствий перемен, связанных с реализацией креативных идей, внедрением системы менеджмента качества или инновационных проектов, позволяет планировать трансформационные (изменения формы, структур и природы) организационные изменения, определять субъектов ответственности и обеспечивать адекватные
ожидания персонала. Это, безусловно, снижает вероятность конфликтных ситуаций в динамично развивающихся организациях и повышает эффективность управленческих решений.
 
    С точки зрения подготовки специалистов по управлению трансформационными изменениями такой тип профессионала требует формирования качеств лидера, которого Бернс (J. Burns, 1978, Leadership.Harper & New York) назвал трансформационным лидером, способным наряду с решением повседневных управленческих проблем вовлекать людей в действия, нацеленные на будущее процветание организации и персонала
 
     Бернc отличает трансформационных лидеров от трансакционных лидеров, — последние действуют для создания стабильности на основе подчинения, а не приверженности и сотрудничества. Трансакционным лидерам хорошо удается решать повседневные проблемы, однако они не способны предложить видение, требуемое для трансформации будущего. Трансакционный тип эффективен в управлении организацией, «когда вы хотите больше, чем уже имеете».
 
     Трансформационный лидер — генератор перемен. Он инициирует стремление организации «хотеть лучшего, чем уже имеется», а это всегда сопряжено с отказом от привычных процедур и технологий. В этой ситуации никто не гарантирует приверженности подчиненных или коллег идеям слома традиционных ценностей. Лидер, способный управлять переменами и развитием, должен владеть стратегией
управления эффективностью.
 
     Стратегия управления эффективностью затрагивает каждого члена организации, а не только руководителей или менеджеров. Она отрицает распространенное мнение о том, что только менеджеры несут ответственность за работу своих команд. Ответственность распределяется между менеджерами и членами их команд. В соответствии с мерой ответственности все члены команды наделяются полномочиями и правом доступа к ресурсам, необходимым для достижения обще-
го результата: информационным, материальным, финансовым, интел-
лектуальным и другим.
 
     Управление эффективностью тесно связано с тем, что люди делают (их работа, функциональные обязанности); как они это делают (их поведение, творчество, качество работы) и чего они достигают (результаты, улучшающие их жизнь и деятельность). Все это является показателем управления эффективности.
 
     Эффективное лидерство обеспечивает повышение корпоративной, командной и индивидуальной результативности, постоянное развитие умений и навыков, повышение уровня знаний и компетентности всех сотрудников. Предвидение ближайших и отдаленных последствий реализации креативных идей, внедрения системы менеджмента качества или инновационных проектов позволяет планировать трансформационные (изменения формы, структур и природы) организационные изменения и обеспечивать адекватные ожидания персонала. Это, безусловно, снижает вероятность конфликтных ситуаций в динамично развивающихся организациях. Одним из показателей эффективного лидерства является политика
открытого доступа и поощрения персонала к постоянному обучению.
 
      Даже самый талантливый менеджер в условиях динамичного развития организации не может обладать всей совокупностью необходимых знаний. Но он готов создать работникам условия для наращиванияь потенциала тех умений, навыков, знаний, которых ему недостает.
 
     Эффективное лидерство способно мотивировать работников к приложению дополнительных усилий для применения новых знаний и навыков. Не случайно сегодня многие эффективно развивающиеся компании становятся корпоративными университетами, где учатся все, — и не только лучше и качественнее работать, но и лучше понимать друг друга, предвидеть будущее свое и своей организации.
 
     Подготовка специалистов для эффективного лидерства в управлении и принятии решений предполагает овладение ими компетенций по формированию инструментов трансформационного изменения организационной культуры.
     ?Эффективность — умение разрабатывать схемы оплаты на основе результатов труда и уровня компетентности; обеспечивать участие персонала в доходах, совершенствовать лидерские качества сотрудников.
     ?Приверженность — способность создавать и реализовывать программы по улучшению качества системы коммуникаций, повышению уровня участия и вовлеченности работников в организационные процессы; созданию климата сотрудничества и доверия; прояснению психологического контракта.
     ?Качество — готовность к реализации программы всеобщего менеджмента качества.
     ?Ориентация на потребителей — обладание высоким уровнем социальной ответственности и заботы о потребителях.
     ?Командная работа — знание и навыки построения команды, управления эффективностью и технологий командного вознаграждения.
     ?Организационное обучение — способность к преумножению интеллектуального капитала и организационной ресурсной базы путем развития обучающейся организации.
     ?Ценности — содействие усвоению, принятию и приверженности ценностям через вовлеченность в их формулирование, процессы управления эффективностью и способы развития работников. Нельзя забывать о том, что нередко ценности укореняются вследствие изменений в поведение, а не наоборот.      
                                       
     Вовлечение людей в разработку и принятие решений, которые их касаются требует от руководителей формирования новых компетенций и создания высокоэффективных команд.Последние отличаются новой этикой взаимоотношений и гуманитарными технологиями принятия решений. Изменение взаимоотношений базируется на новых нравственных ценностях:
     ?Каждый имеет право на ошибку, но обязан ее признать, чтобы не повторять. Неудач не существует, есть только новые возможности для обучения.
     ?Учиться лучше на чужих ошибках, чем на своих. Все члены команды должны развивать атмосферу постоянного обучения.
     ?Отношения в команде должны поддерживать уважение, доверие, честность, открытость и справедливость.
     ?Члены команды поощряют разные мнения и не боятся разногласий, если они являются инструментом творческих решений и стимулом к развитию.
     ?Эффективные лидеры поощряют работников думать. Постоянно развиваясь сами, они поощряют развиваться своих людей.
     ?Лидеры ценят как результаты, так и отношения. Они нацелены на воплощение ценностей сотрудничества в жизнь.
 
Этика корректного менеджмента
             Менеджмент высокого профессионального уровня тесно связан с высокой нравственностью. Она включает, во-первых, духовный потенциал личности, во-вторых, этику поведения в обществе и, в-третьих, этику поведения в бизнесе.
Этика поведения в обществе предполагает вежливость, терпимость, уравновешенность, благожелательность, доброту, тактичность, справедливость, чуткость и даже элегантность. Этика поведения в бизнесе немыслима без порядочности, честности, обязательности, доверия. Чем шире становится круг людей, осваивающих трудные законы бизнеса, тем актуальнее для общества становится проблема этики бизнеса, нравственности предпринимателя.
В бизнесе не может быть, чтобы кто-либо не оставался, пусть слегка, но в обиде, поскольку приходится кого-то обходить и обгонять. Однако, имеет огромное значение, преуспеваете ли вы в честной борьбе, здоровой конкуренции или забываете о всяких приличиях, дабы «урвать кусок пожирнее». Интересует вас дело или только выгода от дела, задеваете вы интересы только вашего конкурента или оскорбляете все общество.
Великим дельцами почти никогда не становятся мелкие спекулянты, которые рано или поздно теряют полученные барыши. Деньги не должны становиться самоцелью, они только средство, которые предприимчивые люди используют для достижения поставленных целей как полководец свои войска.
Руководитель является гарантом, символом порядочности задуманного им проекта не только в его сути, но и во всех деталях реализации. Слово руководителя, данное партнеру, подчиненному или банкиру, должно цениться гораздо выше, чем контракт, составленный при участии лучших адвокатов. Настоящий руководитель, лидер бизнеса не может быть непорядочным и нечестным. В противном случае он переходит в разряд мошенников. В этом смысле интересно интерпретация конкуренции, которая всегда была жесткой борьбой, но осуществлялась по правилам, в которые обман партнера вписан как очень большое преступление (см. табл.).
Недавно Ватиканом было признано, что заработанное богатство помогает очищению души и ведет в рай, что предпринимательство надо поддерживать, поскольку оно облегчает положение человека на этом свете, дает ему средства к возвышению. Религия, которой всегда были близки нравственные начала, приняла бизнес в свое лоно, признала его этические принципы.
Для соблюдения этики в управленческом общении необходимо соблюдение трех основных принципов:
?        Взаимопонимание руководителя и подчиненных.
?        Принятие распоряжений подчиненными.
?        Налаженность взаимоотношений между руководителем и подчиненными.
        Таблица  Принципы и условия соблюдения управленческой этики
Принцип взаимопонимания руководителя и подчиненного
 
А
общий профессиональный язык
Б
учет интеллекта подчиненного
В
полнота предоставляемой информации
Г
логичность изложения
Д
концентрация внимания
Принцип принятия распоряжений
 
А
непротиворечивость взглядов руководителя и подчиненных
Б
поиск и демонстрация личных интересов подчиненного в выполнении распоряжения
В
Конкретность информации, содержащейся в распоряжении
Принцип налаженности взаимоотношений
 
А
поддержка у подчиненных ощущения их значительности
Б
понимание целей и интересов подчиненных
В
умение влиять на позиции подчиненных
Г
наличие должного авторитета руководителя
Лидерская роль руководителя проявляется практически в каждой из выделенных нами ранее задач и функций. Даже само присутствие руководителя может оказывать значительное влияние на процесс и результат событий, происходящих в организации. В качестве примера можно взять влияние руководителя на проведение совещания и на те процессы, которые происходят по его ходу.
 
 
1.3 Этика и современное управление
 
     В сердцевине проблемы социальной ответственности находятся личные ценности, как общие убеждения относительно добра и зла. Люди, полагающие, что «организации должны максимизировать прибыль, подчиняясь закону», скорее всего придадут высокую ценность максимизации прибыли, эффективности и жесткому следованию закону и низкую ценность — альтруизму. Такие люди считают, что организация ведет себя правильно и является социально ответственной, пока ее действия отвечают данной системе ценностей. Чтобы сделать выбор в пользу правильного поведения, важно иметь начальное представление об этике. Этика имеет дело с принципами, определяющими правильное и неправильное поведение.
      Однако этика бизнеса затрагивает не только проблему социально ответственного поведения. Она сосредоточена на широком спектре вариантов поведения управляющих и управляемых. Более того, в фокусе ее внимания — и цели, и средства, используемые для их достижения теми и другими. Например, почти все американцы скорее всего считают, что неэтично давать взятку иностранному чиновнику ради получения контракта. В этом случае неэтичны средства. Представим, однако, что речь идет о контракте на закупку шкур котиков, используемых для производства одежды. Некоторые люди, для которых защита диких животных стоит на высоком месте, могут считать, что использование котиковых шкур неэтично, даже если их можно получить, не давая взятки. Здесь неэтичной считается цель, поскольку подобные действия рассматриваются как неправильное поведение. С этой точки зрения, поведение неправильно не потому, что противозаконно, а потому, что противоречит личным ценностям и является действием, которое не может быть поддержано. Еще одна иллюстрация: многие люди считают неэтичным ведение компаниями дел с ЮАР вследствие политики апартеида, проводимой этой страной. Мнение этих людей является результатом действий правительства ЮАР, нарушающих ценностные представления людей об отношении к индивидам в обществе.
       Действия руководителей или рядовых работников, нарушающие закон, также следует расценивать как неэтичные. Например, Э.Ф. Хаттон признан виновным в подделке 2000 почтовых и телеграфных отправлений, т.е. в действии, определенно нарушающем закон. Это верно. Однако действия, не нарушающие закона, могут рассматриваться, а могут и не рассматриваться неэтичными в зависимости от личной системы ценностей. Представим ситуацию с изъятием из продажи капсул «Тиленола» фирмой «Джонсон энд Джонсон». По большей части, люди должны считать это действие этичным. Некоторые должны полагать неэтичным поведение фирмы «Форд Мотор», поскольку она возражала против изъятия модели «Пинто» или перепроектирования топливной системы с целью ликвидации возможных опасностей, связанных с бензобаком.
         Другой пример сомнительной этики представлен действиями корпорации «Мен-вилл», которая десятилетиями блокировала данные, свидетельствовавшие о том, что вдыхание асбестовой пыли убивает рабочих фирмы. Суд штата Нью-Джерси в конечном счете установил, «что корпорация «Менвилл» сознательно и хладнокровно приняла деловые решения о неприятии защитных или восстановительных для здоровья мер в полном пренебрежении к правам других людей». Суд потребовал, чтобы компания перевела 80% своих акций в соответствующий фонд для выплаты из него компенсаций многим людям, предъявившим иск. Рассматривая это дело, Сол Геллер-мен указывает: «...как ни смотреть, компанию погубило несоблюдение корпоративной этики. Случай фирмы «Менвилл» выявляет четкую линию, разграничивающую приемлемое и неприемлемое поведение руководства. Руководители должны выдерживать равновесие — блюсти интересы компании, но не преступать границ того, что при взгляде извне представляется недопустимым».
        По мнению Ляру Осмера, этические проблемы в бизнесе имеют отношение к «конфликту или по меньшей мере к вероятности такого конфликта между экономическими показателями организации, измеряемыми доходами, издержками и прибылью, и показателями ее социальной ответственности, выражаемыми через обязательства по отношению к другим людям как внутри организации, так и в обществе».
Помимо старших руководителей, часто демонстрирующих неэтичное корпоративное поведение, любое лицо в организации может также действовать неэтично. Рассмотрим следующие ситуации. Вы агент по закупкам, и один из поставщиков, с которым вы ведете дела, предлагает вам ящик хорошего вина.
  За свою историю человечество выработало всего три принципиально различных инструмента управления - то есть воздействия на людей.
1. Иерархия, организация, где основное средство воздействия отношения власти-подчинения, давление на человека сверху, с помощью принуждения.
2. Культура, этика, то есть вырабатываемые и признаваемые обществом ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе.
3. Рынок, то есть сеть равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя.
Эти явления сложные, это не просто "инструменты управления". В живых, реальных хозяйственных и социальных системах они все почти всегда сосуществуют. Речь идет лишь о том, чему отдается приоритет, на что делается главная ставка. Это и определяет сущность, облик экономической организации общества.
В нашей стране долгое время существовала административно-командная система. Ее корнем была иерархия, самый мощный инструмент управления. Но одновременно с этим была и "жесткая" этика советского общества, когда большое влияние на людей в процессе управления оказывали традиции, социальные нормы общества. Идеология, членство в партии удачно помогали управлять. Сегодня, когда ушла административно-командная система, вместе с ней уходит и этика отношений, в том числе и деловых отношений. Этика в сфере предпринимательства - это отражение этических норм в обществе. Люди, полагающие, что организации должны максимизировать прибыль, подчиняясь закону, скорее всего придадут высокую ценность максимизации прибыли, эффективности и жесткому следованию закону и низкую ценность - альтруизму. Такие люди считают, что организация ведет себя правильно и является социально ответственной, пока ее действия отвечают данной системе ценностей. Чтобы сделать выбор в пользу правильного поведения, важно иметь начальное представление об этике. Этика имеет дело с принципами, определяющими правильное и неправильное поведение.
Однако этика бизнеса затрагивает не только проблему социально ответственного поведения. Она сосредоточена на широком спектре вариантов поведения управляющих и управляемых.
Действия руководителей или рядовых работников, нарушающие закон, также следует расценивать как неэтичные. Однако действия, не нарушающие закона, могут рассматриваться, а могут и не рассматриваться неэтичными в зависимости от личной системы ценностей. Пример сомнительной этики представлен действиями корпорации "Менвилл", которая десятилетиями блокировала данные, свидетельствовавшие о том, что вдыхание асбестовой пыли убивает рабочих фирмы. Суд штата Нью-Джерси в конечном счете установил, "что корпорация "Менвилл" сознательно приняла деловые решения о неприятии защитных или восстановительных для здоровья мер в полном пренебрежении к правам других людей". Суд потребовал, чтобы компания перевела 80 % своих акций в соответствующий фонд для выплаты из него людям, предъявившим иск. Компанию погубило несоблюдение корпоративной этики. Случай фирмы "Менвилл" выявляет четкую линию, разграничивающую приемлемое и неприемлемое поведение руководства. Руководители должны выдерживать равновесие блюсти интересы компании, но не преступать границ того, что при взгляде извне представляется недопустимым.
Этические проблемы в бизнесе имеют отношение к конфликту или по меньшей мере к вероятности такого конфликта между экономическими показателями организации, измеряемыми доходами, издержками и прибылью, и показателями ее социальной ответственности, выраженными через обязательства по отношению к другим людям как внутри организации, так и в обществе.
Помимо старших руководителей, часто демонстрирующих неэтичное корпоративное поведение, любое лицо в организации может также действовать неэтично. Это, например, и возможность использовать для себя лично то, что предназначено для фирмы. К неэтичным действиям людей с явными нарушениями закона относятся фальсификация документов, отправляемых службам государственного регулирования, присвоение средств и тому подобное.
К причинам расширения неэтичной практики ведения дел руководители предприятий относят:
1. Конкурентную борьбу, которая оттесняет на обочину этические соображения;
2. Усиливающееся стремление указывать уровень прибыльности каждые три месяца, т.е. в квартальных отчетах;
3. Неудачи с обеспечением должного вознаграждения руководителей за этичное поведение;
4. Общее снижение значения этики в обществе, что исподволь извиняет неэтичное поведение на рабочем месте;
5. Нажим со стороны организации на рядовых работников с целью нахождения ими компромисса между собственными личными ценностями и ценностями управляющих;
Основное влияние на принятие неэтичных решений служащими оказывает поведение их руководителей. Таким образом, ведя себя этично, руководитель может заметно влиять на этику поведения своих подчиненных.
Нужно перечислить некоторые черты, которыми должен обладать руководитель, чтобы ему сопутствовал успех в делах и чтобы он нашел полное понимание подчиненных.
Предприниматель будет лучше воспринят людьми, если:
-он будет первым приветствовать собеседника, независимо от его положения (подчиненный или партнер) ;
-он будет обращаться к сослуживцам по имени и отчеству;
-он будет в деловой обстановке обращаться к подчиненным на "Вы";
-он не будет без особой необходимости отдавать распоряжения "через голову" нижестоящего руководителя, подрывая его авторитет;
-он будет относиться ко всем сотрудникам ровно и выдержанно вне зависимости от личных симпатий и антипатий;
-он установит четкий порядок, при котором максимально уменьшится вероятность того, что ему кто-то помешает в работе;
-установит порядок, когда любой сотрудник в достаточно короткий срок сможет встретиться с ним и обсудить любой вопрос;
-он не будет вести бесед, которые создают впечатление избранности и секретности;
-он обладает искусством собеседника, то есть умеет выслушать человека;
-он умеет эффективно пользоваться "бессловесной информацией", то есть понимать информацию от стиля, манер, одежды, жестов, мимики собеседника;
-он умеет осторожно использовать слово "я";
-он будет высказываться кратко и по существу;
-он будет избегать назидательности;
-он будет всегда безупречно одет;
-он всегда выполняет обещания в срок.
Все названное выше действительно имеет важное значение для удачного ведения дел предпринимателем.
 
1.4 Факторы, влияющие на этику управления
   
      Этическая или неэтичность поступков и решений менеджеров зависит от того, на какой стадии морального роста он находится, а также от дополнительных переменных факторов, таких как личные качества, структурная схема организации, ее культура и уровень сложности конкретной этической проблемы.
      Стадия морального роста. Исследования в этой области подтверждают наличие трех уровней морального роста, каждый из которых в свою очередь содержит в себе две стадии. Каждая следующая стадия характеризуется меньшим по сравнению с предыдущей внешним влиянием на моральные принципы индивидуума.
Стадии морального роста (уровень)
6. Соблюдение избранных этических принципов и норм, даже если они нарушают закон.
5. Уважение прав других людей и поддержка абсолютных ценностей независимо от мнения большинства.
Общепринятый
4. Поддержка общепринятого порядка путем выполнения определенных принятых на себя обязательств.
3. Выбор человеком стиля поведения, которого ожидают от него окружающие.
Предыдущий общепринятому
2. Выполнение правил только в том случае, если это отвечает личным интересам.
1. Соблюдение правил исключительно с целью избежать физического наказания.
        Первый уровень – предыдущий общепринятому. На нем находятся люди, которые реагируют на понятие "правильный" или "неправильно" только при условии возможных последствий личного характера, таких как физическое наказание, вознаграждение или обмен услугами. Суждения человека на общепринятом уровне отображают моральные ценности, в основе которых лежит задание поддержки определенного общепринятого порядка и соответствия ожиданиям окружающих. Лица, которые находятся на принципиальном уровне морального развития (то есть с твердыми моральными принципами), прилагают значительные усилия для того, чтобы изолировать свои моральные принципы от влияния групп, к которым они принадлежат, или от общества в целом.
Исследование каждой из этих стадий позволяют сделать ряд выводов.
1. Все люди проходят через эти шесть стадий в четко определенном порядке, без любых отклонений. Они постепенно, стадия за стадией, поднимаются "наверх по лестнице" морального совершенствования.
2. Отсутствие гарантии достижения человеком высшей стадии морально-этического роста. Развитие может прекратиться на любой стадии.
3. Большинство взрослых людей находятся на 4-й стадии. Они ограничиваются соблюдением правил и инстинктивно стремятся к этическому поведению.
       Чтобы лучше понять разницу между стадиями, приведем следующий пример. Менеджер, который находится на 3-й стадии морального развития, принимает решения, которые одобряют уровни ему сотрудники, а менеджер на 4-й стадии стремится быть "красивым гражданином и достойным членом общества" и принимает решение, придерживаясь всех правил и процедур, принятых в его организации. Менеджер, который находится на 5-й стадии, способен бросить вызов традиционной практике, принятой в его организации, если с его точки зрения она неправильна.
        Индивидуальные характеристики менеджера. Каждый человек приходит в организацию с сформированным набором личных ценностей. Они развиваются в ранние годы под воздействием родителей, преподавателей, друзей и других людей, она которых окружающей. Ценности – основные понятия о том, что правильно и что - неправильно. Таким образом, менеджеры одной и той же организации часто имеют совсем разные индивидуальные ценности.
        Понятие ценности и стадия морального роста на первый взгляд могут показаться практически идентичными, но между ними существует отличие.                           Первый срок помечает широкий диапазон морально-этических вопросов; второй намного более конкретный и определяет степень независимости моральных принципов индивидуума от внешнего влияния.
        В ходе исследований было обнаружено два основных индивидуальных переменных показателя, которые влияют на поведение отдельных людей в соответствии с их личным представлением о правильном или неправильном поведении, – сила его и степень самоконтроля. Сила его – индивидуальная характеристика индивидуума, который отображает степень его убежденности в своей правоте.
       Люди, которые имеют большую силу его, или самодостаточные будут менее восприимчивы к внешнему влиянию, чем те, в которых этот показатель невысокий. Другими словами, личности самодостаточные в подавляющем большинстве случаев будут вести себя так, как сами считают нужным. Следует отметить, что от сегодняшних менеджеров ожидается высокая степень уверенности в себе, поскольку данное качество необходимо для того, чтобы обеспечить максимальную согласованность между моральными принципами руководителя и этическими его поступков.
         Степень самоконтроля – это индивидуальная характеристика, которой измеряется степень убежденности человека в том, что она является хозяином собственной судьбы. Люди с высоким уровнем самоконтроля, думают, что они сами управляют своей судьбой; люди с низким уровнем самоконтроля, считают, что все, что случается с ними в жизни, зависит от удачи или шанса. С точки зрения деловой этики люди, которые входят в первую из этих категорий, менее склонны принимать на себя личную ответственность за последствия своих поступков и больше зависят от мнения других людей и других внешних факторов. При этом люди с повышенным уровнем самоконтроля берут на себя ответственность за свои действия и ведут себя в соответствии с собственными внутренними стандартами. Для менеджеров этого состава характерная высокая степень согласованность между их моральными принципами и этическими их действий.
         Организационная структура. Уровень этической поведения менеджеров в некоторой степени зависит от структурной схемы организации, в которой они работают. Для одних структур характерное наличие четко разработанных рекомендаций относительно поведения в тех или других ситуациях. Другие организационные структуры создают неоднозначные ситуации для управленческого персонала. Структурные схемы, которые снижают уровень неоднозначности и постоянно напоминают менеджерам, какие именно действия считаются этическими, а которые – нет, способствуют морально-этическим поступкам.
1. Наличие в компании четких формальных правил и инструкций снижает степень неоднозначности. На основе должностных инструкций и морально-этических кодексов формируется последовательное поведение членов организации.
2. На уровень этической поведения отдельных сотрудников влияет то, на каких принципах учреждают свои действия и решения их непосредственные начальники. Люди всегда обращают внимание на то, что и как делают их руководители, и используют это как руководство к собственным действиям.
3. Некоторые системы оценки показателей работы направлены исключительно на результаты, а при других оцениваются еще и средства достижения цели. Если деятельность менеджеров оценивается только за результатами, в их среде увеличивается тенденция работать на основе принципа "цель оправдывает средства".
4. С системами оценки эффективности тесно связанные методы распределения вознаграждения. Чем больше вознаграждение или наказание зависит от достигнутых менеджером результатов, тем большее влияние осуществляется на них. В этом случае менеджеры поставлены в условия, когда намеченную цель придется достигать любыми способами, даже в нарушение собственных морально-этических принципов.
5. Организационные структуры отличаются уровнем конкуренции, временными, стоимостными и другими факторами, которые влияют на управленческих работников. При этом, чем выше степень такого давления в организации, тем более вероятное снижение этических стандартов работающих в ней менеджеров.
        Организационная культура. Уровень этической поведения управленческого персонала также зависит от организационной культуры. Формированию высоких этических стандартов способствует формированию такого типа культуры, для которого характерная терпимость к риску, высокий уровень контроля и толерантность к конфликтам. Менеджеры, которые работают в таких условиях, поощряются к активным и творческим действиям. Они понимают, что любые неэтичные методы ведения бизнеса будут непременно обнаружены и осужденные. Они открыто отрицают требования и ожидания, которые считают нереалистичными или нежелательными лично для них.
         Сильная культура влияет на управленческий персонал организации больше, чем слабая. Если культура организации сильная и при этом поддерживаются высокие этические стандарты, она способна достаточно ощутимо повысить морально-этический уровень менеджеров.
В организациях со слабой культурой на уровень этической сильно влияют рабочие группы и разные внутриведомственные стандарты и нормы.
Глубина морально-этической проблемы. Сложность проблемы определяется следующими шестерыми характеристиками.
1. Насколько большая потеря (или выгода) была нанесенный пострадавшим (или полученная теми, в чьих интересах действовал менеджер) в результате той или другого действия или решения? Пример: лишить работу 1000 человек аморальнее, чем освободить всего 10 сотрудников.
2. Насколько большое согласие общества в оценке того или другого поступка или решения? Пример: подавляющее большинство американцев уважают, что давать взятку таможеннику в штате Техас неправильно; при этом далеко не все из них придерживаются мысли, что этого не следует делать в Мексике.
3. Насколько большая вероятность того, что и или другое действие действительно будет иметь место и причинит вред (или принесет выгоду)? Пример: продажа пистолета известному грабителю влечет большую вероятность негативных последствий, чем продажа оружия законопослушному гражданину.
4. Какой отрезок времени отделяет действие от ожидаемых последствий? Пример: сокращение пенсионных льгот для тех людей, которые уже вышли на пенсию, имеет больший негативный эффект, чем сокращение этих льгот для работников 40-50 лет.
5. В каких отношениях вы находитесь (в социальном, психологическом или физическом плане) с пострадавшими (или теми, кто извлек выгоду) в результате неэтичного (этической) действия? Пример: сокращение штата в офисе, в котором вы непосредственно работаете, повлияет на вас более негативно, чем массовые освобождения на предприятии, расположенном в другом городе.
6. Насколько большая степень концентрации последствий той или другого действия или решения для людей, которых они задевают? Пример: изменение гарантийных обязательств фирмы, в результате которой 10 человек не получат 10 тысяч долларов, будет иметь больший совокупный эффект, чем если 10-ом тысячам клиентов отказать в 10-ох долларах.
           Согласно этим принципам, чем большему количеству людей будет нанесен вред; чем выше степень согласия общества относительно того, что действие неэтично; чем высшая вероятность того, что решение нанесет вред; чем более короткий отрезок времени к наступлению следствий этого действия и чем ближе вы находитесь к жертве, тем глубже и сложнее морально-этическая проблема
 
2        ЭТИКА И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1   Суть понятия социальная ответственность в организации
       Начиная с 60-х годов XX века общество начало относиться к бизнесу и ожидать от него намного больше, чем раньше. Современная общественная мысль направлена на то, что организации должны иметь не только экономические, но и социальные цели. Те организации, которые признали необходимость социальной деятельности, пытаются обеспечить себе долгосрочные гарантии получения прибыли. Эта тенденция стала закономерной реакцией на улучшение отношения общества к социально ответственным компаниям. Социальная ответственность способствует формированию их позитивного делового имиджа в социуме. Коммерческие и производственные предприятия и организации могут и должны иметь так называемую социальную совесть. Им следует нести перед обществом ответственность уже потому, что ответственные действия отвечают их собственным интересам.
         Сегодня руководителям регулярно приходится принимать решения, связанные с проблемой социальной ответственности в разных направлениях: благотворительность, ценообразование, взаимоотношения между рабочими, сохранение природных ресурсов, качество товаров и охрана труда.
       Стивен П. Роббинс (Государственный университет города Сан-Диего) и Мэри Коултер (Юго-западный Государственный университет штата Миссури) под социальной ответственностью понимают „обязательство коммерческой или производственной фирмы преследовать долгосрочные общественно полезные цели, которые приняты ею независимо от тех целей, достижение которых требует законодательство и экономические условия”.
       По мнению авторов М. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури социальная ответственность – это определенный уровень добровольного отзыва на социальные проблемы общества со стороны организации.
       Противоположные точки зрения относительно понимания концепции социальной ответственности порождены спорами о целях организаций. С одной стороны, есть ученые, которые рассматривают организацию как экономическую целостность, которая обязана беспокоиться лишь об эффективности использования собственных ресурсов. Такая организация выполняет экономическую функцию производства продукции и предоставления услуг, обеспечивает рабочими местами граждан и максимальными прибылями своих владельцев.
        Наибольшим сторонником этой точки зрения (классического подхода к социальной ответственности) считается известный экономист и лауреат Нобелевской премии Милтон Фридман. В соответствии с его теорией, большинство современных руководителей являются специалистами именно в отрасли управления, то есть не имеют собственного бизнеса, а выступают наемными работниками. На основе этого факта исследователь делает вывод, что современные руководители должны нести ответственность только перед владельцами своих компаний. Соответственно, их главной задачей является максимально эффективное содействие реализации интересов владельцев компаний. По мнению Фридмана, все владельци компаний имеют единственную четкую цель, – их волнует исключительно эффективное использование инвестированных ими денежных средств.
       В соответствии с теорией Фридмана, принимая решение направлять ресурсы своих организаций на защиту “социального блага”, руководители подрывают основы рыночного механизма. При этом кому-то в любом случае придется расплачиваться за такое перераспределение активов. Если действия управленческого персонала отвечают задачам социальной ответственности компании, но приводят к снижению прибыли и дивидендов, потери несут акционеры. Если для проведения тех или других мероприятий, связанных с ответственностью перед обществом, руководители вынуждены уменьшать заработную плату и льготы, потери несут работники организации. Если для компенсации дополнительных расходов повышаются цены на продукцию, которая выпускается компанией или услуги, которые предоставляются, потери несут потребители. Со временем, в результате избыточного повышения цен, потребители могут вообще перестать покупать товары и услуги фирмы, уровень продаж уменьшится и предприятие даже может обанкротиться, поскольку потеряет всех своих клиентов. Исследователь выражает сомнение о том, что руководители предприятий и фирм достаточно компетентны для того, чтобы определять, каким должно быть общество, в котором они живут. Эту задачу, по мнению Фридмана, должны решать избранные народом политические деятели.
       В соответствии с теорией, которая лежит в основе классического подхода относительно проблемы социальной ответственности, на конкурентном рынке прослеживается стойкая тенденция вложения средств в предприятия и компании, которые обещают наивысшую прибыль на инвестированный капитал. Если фирма, которая взяла на себя определенную ответственность перед обществом, не способна перевести свои социальные расходы на потребителей и вынуждена покрывать их за свой счет, то это приведет к снижению нормы прибыли от капитала, а также к тому, что инвесторы будут пытаться вкладывать свои средства в социально безответственные фирмы, поскольку именно они смогут обеспечить им наивысшие прибыли. Кроме того, даже если бы во всех организациях в отдельной стране, появились дополнительные социальные расходы, поскольку их руководители воспринимали бы эту деятельность как одну из целей собственного бизнеса, выживание внутренних отраслей промышленности было бы поставлено под угрозу со стороны иностранных конкурентов, которые не собираются нести затраты подобного характера.
         Социальные ожидания по отношение к бизнесу с годами изменялись, а эти изменения, в свою очередь, внесли вклад в представление общества о роли бизнеса. Другой, социально-экономический подход основывается на том, что времена изменились и потому состоялись резкие изменения в том, что общество ожидает от бизнеса. В соответствии с данным подходом, организация является сложной частью общественной среды, от которой зависит её существование. Составляющими этой среды являются потребители, поставщики, средства массовой информации, всевозможные союзы или объединения, работники, акционеры, местные общины. Эта общественная среда может сильно влиять на достижение организацией её целей. Поэтому организации придется уравновешивать собственные экономические цели с экономическими и социальными интересами общества.
Этика управления затрагивает проблему социальной ответственности. Здесь важно сделать различие между юридической и социальной ответственностью. Под юридической о
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.