На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Что такое сознание

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 12.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Тульский государственный университет
Кафедра психологии
 
 
 
 
 
 
Контрольно курсовая работа на тему:
"Что такое сознание"
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
          План:
1. Введение……………………………………3
2. Понятие и сущность сознания……………4
3. Сознательное и бессознательное……......7
4. Сознание и мышление……………………..9
5. Сознание и память…………………………11
6. Сознание и язык…………………………...12
7. Заключение…………………………………13
8. Список использованной литературы……14
                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                           
 
 
 
 
 
                              1. Введение
Я выбрала контрольно курсовую работу на тему "Что такое сознание" на основе философского понимания, так как считаю, что философия ставит в центре своего внимания как основной вопрос отношения материи и сознания, а тем самым и проблему сознания. Значение этой проблемы обнаруживается уже в том, что вид, к которому принадлежим мы, люди, обозначают как человек разумный. Исходя из этого, можно с полным правом сказать, что философский анализ сущности сознания исключительно важен для правильного понимания места и роли человека в мире. Именно по этому проблема сознания привлекла меня и внимание многих известных философов при выработке ими исходных мировоззренческих и методологических установок. В современных условиях углубленная разработка философских вопросов сознания диктуется к тому же развитию информатики и компьютеризации человеческой деятельности, обострением ряда аспектов взаимодействия человека и техники, техносферы и природы, усложнением задач восприятия и развития общения людей. Наверное, нет более сложного вопроса о том, что такое сознание, что такое разум, какова их природа, их сущность. Сам этот феномен настолько сложен, что его исследует целый ряд наук – психология, логика, физиология высшей нервной деятельности, психиатрия, кибернетика и др. При этом рассмотрении отдельных аспектов сознания как специфически человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью в рамках различных дисциплин всегда опирается на определённую философско-мировоззренческую установку в подходе и сознанию. Это и является главной причиной выбора мной данной темы.
        
               2. Понятие и сущность сознания
Сознание – это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Таким образом, сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ей.
Отношение сознания к бытию образует основные вопросы философии: вопрос о первичности духа или материи и вопрос о познаваемости мира.
Я придерживаюсь материалистической точки зрения на природу и сущность сознания. Рассматривая “теорию пещеры” Платона, можно заметить, что его “узники” (субъекты) могут лишь воспринимать “тени предметов” (объективированные идеи), и становится непонятным, каким образом осуществляется “обратная связь”, т.е. каким образом индивидуум способен изменять действительность и способен ли он к этому вообще. В самом деле, если “узник” увидит (вернее, ощутит) кувшин в одной ручкой и приделает к нему вторую, то возможны два варианта - либо изначально за пределами “пещеры” существуют все возможные идеи (теперь тень будет отбрасывать другой кувшин, уже с двумя ручками) либо человеческое сознание и творчество полностью детерминированы[1]. Таким образом, если брать термин “сознание” в философском смысле как деятельность субъекта, направленную на познание окружающего мира и себя и выработку отношения к данным объектам, то мне ближе всего точка зрения Гельвеция: “Чувства составляют источник всех наших знаний... Мы располагаем тремя главными средствами исследования: наблюдением природы, размышлением и экспериментом. Наблюдение собирает факты; размышление их комбинирует; опыт проверяет результат комбинаций... всякое наше ощущение влечет за собой суждение, существование которого, будучи неизвестным, когда оно не приковало к себе нашего внимания, тем не менее реально”[2].
Данный фрагмент может служить иллюстрацией теории ассоциаций, приверженцем которой являлся Гельвеций и на основе которой он объяснял природу сознания. Ее суть: последовательно возникающие в мозгу ощущения накладываются друг на друга и образуют “пучок ощущений”. Эти ощущения являются образами объективной действительности, а возникающий на их основе логический мыслительный процесс закономерно отражает объективную причинную связь вещей и явлений.
Если же брать понятие сознания в философско-психологическом смысле как совокупность разно уровневых психических процессов, одномоментно находящихся либо в состоянии активности, либо пассивности, то я придерживаюсь, концепции Зигмунда Фрейда, так как она наиболее близка моему мировоззрению: “Быть сознательным - это, прежде всего чисто описательный термин, который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт показывает нам далее, что психический элемент, например представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным. Наоборот, характерным является то, что состояние сознательности быстро проходит; представление в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. Каким оно было в промежуточный период, мы не знаем; можно сказать, что оно было скрытым, подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно было стать сознательным. Если мы скажем, что оно было бессознательным, мы также дадим правильное описание. Это бессознательное в такое случае совпадает со скрыто или потенциально сознательным...
Понятие бессознательного мы, таким образом, получаем из учения о вытеснении. Вытесненное мы рассматриваем как типичный пример бессознательного. Мы видим, однако, что есть двоякое бессознательное: скрытое, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по себе и без дальнейшего не может стать сознательным... Скрытое бессознательное, являющееся таковым только в описательном, но не в динамическом смысле, называется нами предсознательным; термин «бессознательное» мы применяем только к вытесненному динамическому бессознательному; таким образом, мы имеем теперь три термина: "сознательное", "предсознательное" и "бессознательное”[3].
 
 
 
 
                   3. Сознательное и бессознательное.
 
Бессознательное - либо рефлекторное в несознательное действие (инстинкт, рефлекс, под гипнозом), не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, либо обозначение особой области психики, сосредоточившей в себе вечные влечения,  мотивы, стремления, смысл которых определяется инстинктами и недоступен сознанию. Очевидно, что для понимания бессознательного как философской категории нам важно лишь второе значение этого термина. Хотя, следует отметить, что на протяжении истории развития философской мысли, эти два значения сливались и взаимно подменялись (например, очень трудно провести между ними границу в работах Декарта: “Только один интеллект способен познать истину. Основой истинного знания является самоочевидность, не нуждающаяся ни в опытах, ни в логических доказательствах, которая свойственная только интеллектуальной интуиции. Так, геометрические аксиомы представляют собой именно такие самоочевидные утверждения, самоочевидную интуицию...”[4])
Я однозначно признаю правомерность употребления термина “бессознательное” в значение рефлекторного позыва, движения и т.д., и это является устоявшейся практикой в психологии. Что же касается второго значения данного понятия, то оно было наиболее спорным вопросом на протяжении всей истории философии. Он распадается на ряд отдельных проблем: достоверность теории “врожденных истин”, сущность “внутреннего голоса”, природа интуиции, вопрос об идентичности бессознательного у различных индивидуумов.
Придерживаясь последовательно материалистических позиций, я никогда не ставила вопрос о приемлемости для моего мировоззрения существования “первоидею. Наконец, вопрос об интуиции и “внутреннем голосе” я считаю скорее психологическим, нежели философским, и придерживаюсь здесь теории Фрейда, согласно которой бессознательное (в т.ч. интуиция) является латентным (забытым, задавленным) сознательным.
Таким образом, исходя из выше изложенного, я считаю, что последовательно материалистическое решение проблемы бессознательного вполне возможно, что было неоднократно показано в истории философии.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                  4.Сознание и мышление
Мышление-это процесс отображения объективной реальности, составляющий высшую ступень человеческого познания. Мышление дает знание о существенных свойствах, связях и отношениях объективной реальности, осуществляет в процессе познания переход “от явления к сущности”. В отличие от ощущения и восприятия, т.е. процессов непосредственно-чувственного отражения, мышление дает непрямое, а опосредованное отражение действительности. Мышление тесно связано с сознанием и бессознательным, и благодаря этому, оно переходит границы непосредственно-чувственного познания и позволяет человеку получать знания о таких свойствах, процессах, связях, которые не могут быть восприняты его органами чувств.
Мышление - это одна из самых интересных, наиболее изученных и наименее познанных проблем психологии и философии. В процессе работы мною были прочитаны многие теоремы но они не способны объяснить до конца сущность мышления. Я убеждена в том, что с философской точки зрения мышление есть не просто совокупность нейрофизиологических и психических процессов, а некая лестница самосознавания. Мышление, по моему мнению, является реализацией сознания, одновременно его началом и завершением. Кроме того, я не могу согласится с постулат Маркса о социальности мышления. Оно сугубо индивидуально, ведь не может быть публичным любой процесс самореализации. Аналогично я полагаю безнадежно устаревшей теорию ассоциаций, не применимую в современных условиях из-за излишней упрощенности.
В вопросе о сущности мышления мне ближе всего несколько позиция представителей т.н. вюрцбургской школы (Ах, Кюльпе, Мессер и др.). В рамках этой школы мышление рассматривается как особая духовная способность, выражающаяся в протекании сложных внутренних мыслительных процессов, несводимых к простому ассоциированию словесных понятий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                   5. Сознание и память
Память-это способность организма сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о своем внутреннем состоянии для дальнейшего ее использования в процессе жизнедеятельности. Память связывает элементы жизненного опыта человека в единое целое, является одной из важнейших и необходимых предпосылок формирования его сознания и личности. Наряду с ощущениями, память является вторым важнейшим составляющим, необходимым для инициации процесса мышления.
За всю историю философии не возникало сколько-нибудь серьезных разногласий по вопросу о сущности и назначении памяти. Начиная с античности, все философы единогласно признавали память фундаментом, без которого не были бы возможны ни обобщение (за отсутствием накопляющихся впечатлений), ни рассуждение (ведь невозможно построить простейшее рассуждение без наличия постулатов или иных исходных данных), ни умозаключения.
Мне кажется, что единственно близкой можно считать точку зрения, Эммануила Канта. Не случайно он  выбрал время как первую из априорных категорий. Действительно, возьмем в качестве субъекта “статую” де Кондильяка[5]. Рассуждая о ее восприятии, он приходит к очевиднейшему логическому противоречию: статуя не имеет понятия о времени, но, между тем, он говорит о том, что она видит разницу между ощущением, которое длится в данный момент и которое уже было - каким же образом, не имея идеи времени, можно отличить настоящее от прошлого?
 
 
                      6. Сознание и язык
Язык - это знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную функции в процессе человеческой деятельности. Язык является формой существования и проявления мышления и в то же время играет значительную роль в формировании сознания.
Проблема языка сравнительно недавно появилась в философии, но исследователи уже разошлись во мнениях по поводу его сущности. Первая позиция, сформулированная еще Гегелем: “Язык рассматривается как продукт интеллигенции, состоящий в том, чтобы ее представления проявлять в некоторой внешней стихии”, заключается в понимании языка как объективированного мышления. Этой точки зрения придерживаюсь и я. Вторая позиция, выдвинутая Марксом, заключается в нижеследующем: “...язык, - пишет Маркс, - практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание...”[6]
Я предпочитаю придерживаться гегелевской точки зрения на язык как объективированное мышление, ведь данное понимание языка не идет вразрез с новейшими психологическими исследованиями. Эта позиция допускает полную независимость мышления от языка, в то время как понимание языка в качества “знакового мира” с особыми законами однозначно заключает мышление в рамки “мира текстов”. Язык не параллелен по отношению к мышлению. В самом деле,  психологи давно показали, что мы можем далеко не все выразить словами, однако мы можем понять любое произнесенное человеком слово[7].
 
                              7. Заключение
Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом, как в отдельное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазий, творческим решением практических теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. И уже с глубокой древности мыслители ищут разгадку тайны феномена сознания. Все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей души.
Я воспринимаю сознание как свойство человеческого мозга и духовного начала. Органически связанные между собой сознание и язык, то есть язык не мало важен для осмысления сущности, сознания. Сознание выступает, как средство, для того чтобы человек мог вписаться в окружающий мир. Язык выступает как средство общения, а мысль представляет собой отношение к предмету. Сознание и мышление не отделимо связаны друг с другом, каждый компонент дополняет другой, внешнее раздражение преобразуется в физиологический процесс на основе которого возникает сознание, тесть отношение к окружающему предмету, раздражитель из окружающего внешнего мира. Сознание, мышление, язык неоспоримо связаны так как воздействие внешнего мира запечатлевается в голове человека, проходит через мозг преобразуются в виде чувств, мыслей, и воспроизводится.
 
 
 
 
 
 
                     8. Список использованной литературы
 
1.      Философский словарь. М.: Политиздат, 1987.
2.      Мир философии. М., 1991. Ч. 1.
3.      История философии в кратком изложении. М.: «Мысль», 1994.
4.      Антология мировой философии. М.: 1970. Т.2
5.      Современная западная философия. М. Политиздат, 1991
6.      Проблема создания в современной западной философии. М.:1989
7.      Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. 1981
8.      Высказывания великих. М.: «Мысль»
 
[1] Платон. Государство//Сочинения в 3-х т.М.,1971,Т.3, Ч.1 С.318-323
[2] Цит. по: Бойко А.Н. Проблема бессознательного в философии и конкретных науках. Киев: «Высшая Школа», 1978. С.21
[3] Фрейд З. Я и оно// Избранное. М., 1989. С. 371-372
[4] Цит. по: История философии в кратком изложении. М.: «Мысль», 1994. С. 372
[5]Цит. по: Мир философии. М.: 1991. Ч.1. С.429


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.