На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Я-концепция и основные параметры её оценки

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
По дисциплине: «Экспертная оценка личности.»
 
Тема: «Я-концепция и основные параметры её оценки.»
 
 
 
 
Санкт-Петербург
2012
 
Оглавление.
1. Введение……………………………………………………………………....3
2. Подходы к определению и  описанию понятия «Я-концепция»……....6

3. Структурная  организация Я-концепции………………………………….17

4. Измерения Я-концепции……………………………………………….…..19
           4.1. Проблемы измерения Я-концепции……………………….…..20
5. Я-концепция и самосознание  личности…………………………………21
          5.1. Функции Я-концепции…………………………………………….24
6. Диагностика Я-концепции…………………………………………………27
6.1. Результаты  психо-диагностического исследования………29
 
7. Используемая литература………………………………………………...35
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Введение.
            Изучение личности – это не только изучение ее психических свойств - темперамента, мотивов, способностей, характера. Также это – изучение самосознания личности. С активным проникновением идей гуманистической психологии проблема самосознания стала активно разрабатываться.
             Самосознание является необходимым условием существования личности. Без него нет личности. Личность осознает не только окружающую действительность, но и саму себя в своих отношениях с окружающим. Поэтому прав С.Л. Рубинштейн, когда отмечал, что изучение личности «завершается раскрытием самосознания личности».
             Становление самосознание включено в процесс становления личности и поэтому оно не надстраивается над нею, а является одним из компонентов личности. В этой связи понять структуру самосознания, этапы его становления можно в ходе становления и развития самой личности, начиная с первых ее шагов по жизни. Цель развития самосознания состоит в осознании личностью своего «Я», своей отдельности от других людей, что находит свое выражение в растущей самостоятельности и независимости субъекта.
            Самосознание личности–это совокупность ее представлений о себе, выражающейся в «концепции – «Я» и оценка личностью этих представлений –самооценка. Я – концепция с момента своего зарождения становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Я – концепция способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий, то есть представлений о том, что должно произойти.
Я-концепция  формируется под воздействием различных  внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом  себе. Но на первых порах практически  любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие. Однако с момента своего зарождения Я-концепция сама становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Таким образом, Я-концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.
Поэтому исследования в области самосознания имеют огромное значение для каждого  индивида, т. к. позволяют наиболее глубоко изучить особенности собственной психики, и, возможно, решить какие-либо значимые проблемы.
Актуальность  данной проблемы состоит в том, что  феномен я – концепции окончательно не изучен по сей день и требует  более глубинного рассмотрения, т. к. человек испокон веков задавался вопросом «кто есть я?» и до сих пор не нашел ответа.
Объектом  исследования является Я – концепция  личности, а предметом – теории, изучающие Я – концепцию личности.
Содержание  и объем понятия «Я – концепция» до настоящего времени остается дискуссионным. Но если синтезировать основные подходы к ее изучению, то можно выделить наиболее значимые критерии ее исследования в психологической науке.
  Основоположником изучения «Я – концепции» принято считать У. Джемса, который в своей модели разделил личность на две составляющие: «Я» – познаваемое  и «Я» – познающее, подчеркивая, что такое деление условно и отделить одну от другой возможно лишь в чисто теоретических построениях.
            Я-концепция традиционно изучается в контексте ее разнообразных интерпретаций: как совокупности установок на себя, через оценочную и поведенческую составляющие, через ее значение для внутренней жизни человека и для его ожиданий. И потому за рубежом Я-концепция подробно исследовалась в контексте концептуальных подходов: ее зарождения (У.Джемс, Ч.Кули, Д.Мид, К.Роджерс, Э.Эриксон и другие.), ее развития (Д.Банистер, Д.Батлер, Р.Бернс, Р.Бошиер, Д.Броумли, Д.Диксон, А.Комбс, У.Ливсли, Д.Олпорт, Д.Соупер, Д.Флейвелл, Д.Хей, К.Хорни, Э.Ширер, Д.Эгнью и многие другие), ее измерения (Р.Бернс, М.Кун, Т.МакПартлэнд, Д.Паркер и другие).
           Имеется большое число исследований по связи Я-концепции с другими изучаемыми психическими явлениями. Так обнаружены влияния Я -концепции: на организацию жизни человека, (Markus, Wurf, 1987); на восприятие и обработку социальной информации (Kihlstrom, Cantor, 1984); на память (Higgins, Bargh, 1987), на возможности и самопрогнозы (Markus, 1989, Smith, Petti, 1995). Зафиксированы особенности Я - концепций людей в зависимости от специфики культур Запада и Востока (Bocher, 1994, Markus, Kitayama, 1991). Доказано, что по отсутствию в Я-концепции структуры, фиксирующей национальную принадлежность людей, можно судить об этническом благополучии государства (Ю.О. Турчанинова, 1989). Обнаружена корреляция Я-концепции с пиком профессионализма (А.П. Ситников, А.А. Деркач, 1993). Имеются данные исследовательской группы Н.Ю. Хусаиновой по особенностям: формирования Я-концепций руководителей в процессе педагогической подготовки в зависимости от их формулы информационного метаболизма (Н.Ю.Хусаинова, 1997), беременных, склонных к невынашиванию беременности, (А.Ф. Рахимова, 1999), безработных женщин (А.К. Алпарова, 1998); отцов, рефлексирующих и не рефлексирующих свои отцовские функции при воспитании в сыновьях мужественности (Э.Д. Юсупова, 1999), беспризорных детей (Г. А. Байгузина,1999), студентов различных национальностей (Д. Низамова,2000), доказывающие, что отдельные структурные элементы и в целом Я-концепция действительно являются чувствительным индикатором меры личностной развитости любого человека.
            До сих пор не вскрыты общие закономерности и не сформулированы универсальные законы зарождения, функционирования, формирования и развития феномена Я-концепции концепции в случаях патологии. Однако познание явлений, процессов и состояний не столько в норме, сколько в их экстремальных значениях позволяет выявить закономерности развития. Поэтому наиболее актуальными исследованиями феномена Я-концепции в настоящее время становятся работы, которые проводятся в контексте, как нормы, так и патологии.
Человек, будучи существом социальным, просто не может избежать принятия многих социальных и культурных ролей, стандартов и оценок, определяемых самими условиями его жизни в обществе. Он становится объектом не только собственных оценок и суждений, но также оценок и суждений других людей, с которыми он сталкивается в ходе социальных взаимодействий.
2. Подходы к определению и описанию понятия «Я-концепция».
             Интерес к Я, к осознанию человеком того, что он есть, возник в философии и долгое время находился в её компетенции. Предметом собственно психологических концепций проблема Я, самосознания становится лишь во второй половине XIX века. В истории философии и психологии высказаны различные точки зрения о природе «Я». Единого понимания этого феномена нет и сегодня.

           У. Джеймс первый предложил понятие Я-концепции в XIX веке. Он предложил различать рефлексивное (познающее) и эмпирическое (познаваемое) в структуре «Я» так, как различаются процесс и результат. Результат процесса самопознания является, собственно, Я-концепцией. Самосознание является как бы двойственным - частью познаваемым и частью познающим, частью объектом и частью субъектом; в нем надо различать две стороны, из которых одну У. Джеймс предложил называть - личностью, а другую - «Я». Он имел ввиду «две стороны», а не «две обособленные сущности» так, как должны признавать тождество нашей личности и нашего «Я».
            Психоаналитический подход З. Фрейда (первая половина XX в.) к понятию «Я» понимается, как представление о связной организации душевных процессов в одной личности, центр, регулирующий процессы сознательной адаптации. Это «Я» связано с сознанием, оно господствует над побуждениями к движению, т. е. к разрядке возбуждений во внешний мир. 3. Фрейд говорил о соотношении трёх компонентов: ид, эго и супер-эго, или: оно, Я, сверх-Я. Подметив немаловажную роль бессознательных, импульсивных влечений в психической деятельности. З. Фрейд отвёл самосознанию и сознанию второстепенное место во взаимодействии этих двух сфер психики.
             Р. Бернс рассматривает Я-концепцию,  как совокупность установок, направленных на самого себя. В большинстве определений установки подчеркиваются три главных элемента:
1) Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки). Образ Я - представление индивида о самом себе.
2) Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая). Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
3) Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая). Потенциальная поведенческая реакция, то есть то конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.
            Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, ого социальные отношения н множество других личностных проявлений, вклад которых в Я-концепцию мы рассмотрим в дальнейше.
            Когнитивная составляющая Я-концепции.
            Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа Я., могут быть самыми разнообразными.
           Описывая какого-то человека, мы обычно прибегаем к помощи прилагательных: "надежный", "общительный", "сильный", "совестливый" и т. д. Всё это - абстрактные характеристики, которые никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой - избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного самовосприятия. Причем значимость элементов самоописания и соответственно их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента.
            Оценочная составляющая Я-концепции
             Качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда являются объективными, и, вероятно, с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Быть может, лишь возраст, пол, рост, профессия и некоторые другие данные, обладающие достаточной неоспоримостью, не вызовут разногласий. В основном же в попытках себя охарактеризовать, как правило, присутствует сильный личностный, оценочный момент. Иными словами, Я-концепция - это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний. Даже такие на первый взгляд объективные показатели, как рост или возраст, могут для разных людей иметь разное значение, обусловленное общей структурой их Я-концепции. Скажем, достижение сорокалетнего возраста одни считают порой расцвета, а другие - началом старения. Большая часть подобных оценок обусловлена соответствующими стереотипами, бытующими в тон или иной социальной среде.
            Задумавшись над любой из характеристик нашего самоописаниям мы, скорее всего, в каждой из них сможем обнаружить хотя бы легкий оценочный оттенок, существующий иногда лишь на периферии сознания. Общая самооценка может снизиться, но в целом оставаться позитивной. Таким образом, самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств.
            Поведенческая составляющая Я-концепции.
            Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своими убеждениями, хорошо известен. Нередко прямое, непосредственное выражение установки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу его социальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха перед возможными последствиями. Например, подросток, считающий себя человеком твердым и суровым, не может проявлять подобные качества характера по отношению к своему школьному учителю.
             Всякая установка - это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом. Особенность Я-концепции как комплекса установок заключается лишь в том, что объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми. Не придавать значения отношению к тебе другого человека достаточно просто; для этого существует богатый арсенал средств психологической защиты. Например, если вам не нравится покрой моего нового костюма, я всегда могу убедить себя в том, что у вас нет вкуса, что вы не знаете последней моды, или придумать любую другую отговорку, ограждающую меня от неприятных суждений. Но если речь идет об отношении к самому себе, то простые вербальные манипуляции здесь могут оказаться бессильными.
             Роджерс (1951) утверждает, что Я-концепция складывается из представлений о собственных характеристиках и способностях индивида, представлений о возможностях его взаимодействия с другими людьми и с окружающим миром, ценностных представлений, связанных с объектами и действиями, и представлений о целях или идеях, которые могут иметь позитивную или негативную направленность. Таким образом, это - сложная структурированная картина, существующая в сознании индивида как самостоятельная фигура или фон и включающая как собственно Я, так и отношения, в которые оно может вступать, а также позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями Я - в прошлом, настоящем и будущем.
Я-концепция  включает не только Я-реальное, то есть наше восприятие того, какие мы есть, но также и то, какими мы должны, хотели бы быть к которому стремится, который больше всего ценит- Я-идеальное.

            Т. Шибутани рассматривает Я-концепцию с точки зрения того, что каждый может определить самого себя как особое человеческое существо, характеризуемое отличительным набором качеств он рассматривает себя, как неповторимого индивида. Каждый человек, следовательно, обладает относительно устойчивой - Я-концепцией, он знает, что существуют другие люди, чем-то похожие на него, особенно если он считает себя существом "средним", но в нашем обществе само собой разумеется, что никогда не существовало никого точно такого, как он, в прошлом и никогда не появится в будущем.

            Каждый человек способен вообразить, что он делал, делает и предполагает сделать, и он может реагировать на свое собственное воображение. Понятия "Я-образ" и "Я-концепция относиться, следовательно, к неким закономерностям в человеческом поведении.

             Мир каждого индивида сконцентрирован вокруг него самого. В вынесении суждений и осуществлении решений, в разговоре о пространстве и времени даже самый неэгоистичный человек принимает себя за центральную точку отсчета. Каждый способен узнавать свои собственные устремления, разочарования страхи и может отличать их от подобных переживаний других людей. Органическими основами Я -концепции по мнению Т. Шибутани является связь между его телом и ощущением его индивидуальности.

           Я-концепция, по мнению Т. Шибутани, уникальна для каждого человека и может быть обнаружена путём изучения устойчивой ориентации человека к действиям в отношении самого себя. Т. Шибутани предложил 5 основных критериев, которые, по мнению социальных психологов, отмечают различия Я-концепций у разных людей: степень интеграции, уровень осознания, стабильность, самооценка, степень согласия.

            Стейнс (1954). Я-концепция формулируется как существующая в сознании индивида система представлений, образов и оценок, относящихся к самому индивиду. Она включает оценочные представления, возникающие в результате реакций индивида на самого себя, а также представления о том, как он выглядит в глазах других людей; на основе последних формируются и представления о том, каким он хотел бы быть и как он должен себя вести.

             С точки зрения Нечджаана Л. адаптируясь к непрерывным изменениям среды, личность в течение всей своей жизни претерпевает крупные, либо незначительные, порой подспудные изменения. Я-концепция является результатом социализации и социальной психической адаптации личности к типичным ситуациям ее жизнедеятельности. Особенности Я-концепции и ее отдельных подструктур (относительно устойчивых Я-образов) является показателями того, как адаптирована личность к социальным условиям своего существования. В структуре различных личностей могут существовать как адаптивные, так и дезадаптивные и патологически адаптирующие Я-концепции и их подструктуры.

            По определению А. А. Реана Я-концепция – это совокупность установок относительно собственной личности, устойчивая осознанная обобщенная система представлений личности о себе, которая переживает его как неповторимая и есть основа ее самосознания, самоопределения в мире, во взаимодействии с другими людьми, отношением к себе.
           К. Хорни говорит о реальной самости, о Я-реальном человека, как о центральной внутренней силе, общей всем людям и всё же неповторимой и уникальной, как о глубинном источнике его роста по направлению к самореализации.
            В аналитической психологии К. Юнга целостность и единство «Я», символически выражаются в завершённости фигур вроде мандалы, можно обнаружить в снах, фантазиях, мифах, в религиозном и мистическом опыте. «Я» или «самость» психологическое понятие, которое выражает неразличимую нами сущность, непостижимую для нас, так как она превосходит возможности нашего постижения. Её Юнг называет «богом в нас». В этой точке зарождаются начала всей нашей душевной жизни, в ней сходятся все высшие и последние цели. Юнг полагал, что достижение зрелого «Я» требует постоянства, настойчивости, интеллекта, и большого жизненного опыта.
            Представитель диспозиционной теории личности Гордон Олпорт вводит понятие проприума - позитивного, творческого, стремящегося к росту, развивающегося свойства человеческой природы. Проприум - это «самость», «Я» человека. Это некая организующая и объединяющая сила, назначение которой - формирование зрелости человеческой жизни.
             М. Кун и Т. Макпартлэнд считают, что объективный (более непосредственный социально-связанный) компонент Я-концепции является её более выраженным компонентом. То есть объективные социально подкрепляемые установки находятся наверху иерархии установок на себя. С другой стороны, люди довольно существенно различаются по количеству субъективных и объективных компонентов, содержащихся в Я-концепции.
           М. Л. Раусте фон Врихт рассматривает образ Я как часть образа мира, включая в себя представления как о своём «Я», так и об отношении между «Я» и окружающей действительностью.
            В психосинтезе Р. Ассаджиоли для обозначения данного центра психики, «скрытого за скорлупой личности» и составляющего «сердце психики человека», используется термин «высшее Я». «Высшее Я в психосинтезе определяется как онтологическая Реальность, как Бытие (я есмь), выступающее на своём уровне неизменным Центром Жизни, источником излучаемых ею энергий». Современный этап исследований Я-концепции связан с различением процесса самосознания (Я-субъект) и его продукта (Я-объект), который получил название Я-концепции.
            По С. Л.Рубинштейну, «Я» — это действующее «лицо». Его выделение связано с различением процесса («что-то происходит» в форме безличного предложения) и деятельности (данный человек что-то делает). Второе связано с человеческим произвольным действием, т. е. действием, сознательно управляемым. В качестве субъекта познания (сознательной специальной теоретической деятельности) человек выступает вторично; первично он — субъект действия, практической деятельности. То есть «Я» - человек, обладающий сознанием, наделённый сознанием, точнее, человек как сознательное существо, осознающий мир, других людей, самого себя.
            И. С. Кон разграничивает действующее, активное, экзистенциальное Я, т. е. регулятивное начало и организующий принцип психики и рефлексивное, феноменальное, категориальное Я, т. е. представление индивида о самом себе, образ Я, существующий в его самосознании. Автор указывает на то, что в зависимости от того, к какой отрасли относится исследование, к психологии личности, общей психологии, психофизиологии, социальной психологии, меняется и подход к пониманию «Я».
            Д. А. Леонтьев определил «Я» как форму переживания человеком своей личности, в которой личность открывается сама себе. Концепция может означать: понимание, система, трактовка каких-либо явлений, руководящая идея для освещения.
            А. А.Налчаджян предложил обобщённую схему структуры Я-концепции. Он считает, что, являясь центральной инстанцией личности, «Я» обладает самосознанием или Я-концепцией (представлением, совокупностью знании о себе). Я-концепция является общей структурой самосознания, принадлежащей «Я». Она окружает сферу «Я» и, в свою очередь состоит из тесно взаимосвязанных подструктур или относительно устойчивых Я-образов: "актуальное Я", "реальное Я", "идеальное Я" и т. п. Личность проявляет свою активность в различных, преимущественно социальных ситуациях. Активность ее самосознания выражается в виде ситуативных (оперативных и динамичных) Я-образов, которые «окружают» центральное «Я» и его Я-концепцию. Эти динамичные и в значительной мере осознанные Я-образы являются актуально осознаваемыми частями Я-концепции, её различных подструктур (устойчивых Я-образов). Они входят в состав «потока психики» (в частности, «потока сознания») и нередко, в зависимости от быстроты изменения внешних ситуаций, быстро сменяют друг друга. Таким образом, психика человека в бодрствующем состоянии гибко реагирует на ситуативные изменения среды. Следующий слой структуры личности составляют её психические качества и свойства, её черты и их комплексы, составляющие характер и отчасти темперамент, способности, и т. п. Налчаджян рассматривает Я-концепцию как результат социализации и социально-психологической адаптации личности к типичным результатам её жизнедеятельности. Особенности Я-концепции и её отдельных подструктур (относительно устойчивых Я-образов) являются показателями того, как адаптирована личность к социальным условиям своего существования. В структуре различных личностей могут существовать как адаптивные, так и дезадаптивные Я-концепции и их подструктуры. Таким образом, Я-концепция играет важную роль в регуляции поведения, включает когнитивный и эмоциональный компоненты. Зрелая личность обладает целостной Я-концепцией, способной развиваться в течение всей жизни (Б. Г.Ананьев, Р. Бернс, Л. И.Божович, М. Р.Гинзбург, Крайг. Р, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, И. И.Чеснокова).
          Р. Мэй считал, что отыскать своё истинное Я можно только соединив сознательное «Я» с различными уровнями подсознания. По Р. Мэю истинное «Я» охватывает глубины человеческого разума, проникая далеко за пределы обыденного сознания, которое как кривое зеркало способно дать искажённое изображение истинного «Я». Задачу консультирования Р. Мэй видел в том, чтобы помочь клиенту обрести своё истинное «Я» и найти в себе мужество стать этим «Я».
           По Э. Фромму, любовь, как особая форма человеческих отношений, позволяет человеку обрести подлинное «Я». Э. Фромм пишет, что процесс растущего обособления индивида от первоначальных связей - индивидуализация - « это процесс усиления и развития его личности, его собственного «Я».
           Анализируя целый спектр взглядов на Я-концепцию, в качестве рабочего принимается  определение Я-концепции, которое даёт А. А.Реан, «...это целостный образ собственного Я, представляющий собой относительно устойчивую, в большей или меньшей степени осознаваемую систему представлений человека о самом себе».
            Многие психологи (Р. Мэй, Э. Фромм, А. А.Налчаджн, К. Хорни, К. Роджерс, К. Левин, М. Розенберг, М. Р.Гинзбург, А. М.Прихожан, А. А.Реан, Mead G. H, Окшп, 1984, Grimm-Thomas, Perry-Jenkins), прикасающиеся к теме «Я», подчеркивают его полимодальность. Выделяют следующие модальности «Я»: - реальное, истинное Я (какой Я есть сейчас).

3. Структурная организация Я-концепции.

            Во многих психологических теориях Я-концепция является одним из центральных понятий. Вместе с тем до сих пор не существует ни ее универсального определения, ни единства в терминологии. Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения Я-концепции в целом, другие используют для обозначения ее отдельных аспектов. Чтобы внести ясность в эту ситуацию, предлагается схема, которая, с одной стороны, должна отразить структуру Я-концепции, а с другой - упорядочить терминологию Я-концепции (рис. 1).

Рис. 1. Структура Я-концепции
Я-концепция располагается в виде иерархической структуры. На ее вершине располагается глобальная Я-концепция, "поток сознания", о котором писал Джемс, или чувство собственной преемственности и неповторимости. Джемс выделил в нем два элемента - Я-сознающее и Я-как-объект. Однако, различие условно, в сущности, оно является лишь удобной семантической моделью. В реальной психической жизни элементы эти слиты, образуют единое, практически нерасторжимое целое. Я-как-объект существует лишь в процессах сознавания и является содержанием этих процессов постольку, поскольку человек может сознавать самого себя. Разделять результат и процесс рефлексивного мышления мы можем только в понятийном плане; в психологическом плане они существуют слитно. Образ Я и самооценка поддаются лишь условному концептуальному различению, поскольку в психологическом плане они неразрывно взаимосвязаны. Образ и оценка своего Я предрасполагают индивида к определенному поведению; поэтому глобальную Я-концепцию мы можем рассматривать как совокупность установок индивида, направленных на самого себя. Однако эти установки могут иметь различные ракурсы и модальности.
            Существует по крайней мере три основные модальности самоустановок:
    Реальное Я - установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом дело.
    Зеркальное (социальное) Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.
    Идеальное Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.
            Идеальное Я складывается из целого ряда представлений, отражающих сокровенные чаяния н устремления индивида. Эти представления бывают оторваны от реальности. Как показала Хорни (1950), большое расхождение между реальным и идеальным Я нередко ведет к депрессии, обусловленной недостижимостью идеала. Помочь человеку отказаться от неосуществимых устремлений, продиктованных идеальным Я, чрезмерно оторванным от реальности, является, по ее мнению, одним из величайших облегчений, которые может принести человеку психотерапия. Олпорт (1961) считает, что идеальное Я отражает цели, которые индивид связывает со своим будущим. Комбс и Соупер (1957) рассматривают идеальное Я как образ человека, которым индивид хочет или надеется стать, то есть как набор черт собственной личности, которые необходимы, с его точки зрения, для достижения адекватности, а иногда и совершенства. Многие авторы связывают идеальное Я с усвоением культурных идеалов, представлений и норм поведения, которые становятся личными идеалами благодаря механизмам социального подкрепления. Такого рода идеалы свойственны всякому индивиду.
4. Измерения Я-концепции.
             Понимание важности Я-концепций в организации поведения вызвало к жизни многие методики для их обнаружения и измерения. Ширер одна из первых построила шкалу, которая позволяет различать людей в зависимости от того, кому (себе или другим) они приписывают ответственность за собственную судьбу, как оценивают они себя и других людей и как это связано с философией их жизни. Были сделаны попытки упростить шкалу Ширер и предложены различные другие методы. Особое место среди таких процедур занимает:
    Q-методика (индивидуальные данные, получаемые по самооценкам в ходе заполнения опросников, например, опросник Кеттелла 16 PF);
    различные прожективные тесты (толкование формы чернильных пятен Роршаха или содержания специально подобранных картинок; многоплановые вопросники: ММPI2, Калифорнийский тест CPI, Фрайбугрскую методику FPI, интерперсональный опросник ДМО Тимоти Лери; узко-направленные на оценку только нужных личностных характеристик: методика Рокича-Шварца, тест Дж.Холланда, опросник Ч.Д.Спилбергера, вопросник Кеттелла, КОT; К.Леонгарда-Шмишека, Д.Голланда, М.Рокича-Шварца, и др.); особенно Тест Тематической Апперцепции (ТАТ) X. Морган и Г. Мюррей 1935 г.
            Как очевидно, однако, главная трудность состоит в том, что Я-концепцию нельзя наблюдать непосредственно, о ней можно лишь умозаключить, наблюдая поведение человека в различных ситуациях. Кроме того, исследователь не может просо принять то, что ему рассказывает испытуемый, даже когда последний честен и охотно сотрудничает с экспериментатором, ибо он сам часто не понимает, как относится к самому себе. Однако, поскольку на все эти проблемы направлено так много внимания, следует в ближайшем будущем ожидать развития более эффективных инструментов исследования.
4.1. Проблемы измерения Я-концепции.
            Подавляющее большинство методик измерения Я-концепции основываются на самоотчетах. Это в основном тщательно продуманные опросники, весьма удобные при групповом тестировании. Комбс, Соупер и Коурсон (1963) считают, что такого рода методики, претендующие на измерение Я-концепции, на самом дел измеряют самоотчеты, а это не одно и то же. Эти авторы предлагают четко различать понятия "Я-концепция" и "самоотчет", поскольку содержание этих терминов, по их мнению, является близким, но не совпадает. Они придерживаются следующей точки зрения: "Как следует из всех определений, Я-концепция - это все, что индивид считает самим собой или своим, все, что он думает о себе, все свойственные ему способы самовосприятия. С другой стороны, самоотчет - это самоописание, даваемое в ситуации коммуникации, то есть для другого. Это высказывания о себе. Нет сомнения, что Я-концепция влияет на эти высказывания. Однако между ни
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.