На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Эмоциональный стресс в подростковом возрасте

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?18
 
Министерство образования Республики Башкортостан
ГБОУ СПО «Сибайский педагогический колледж»
 
ПЦК педагогики и психологии
 
 
 
 
 
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
 
Курсовая работа
 
Муртазина Ильсия Рафаиловна
 
Специальность 050202-Информатика
Курс IV, группа Б
 
 
 
 
 
 
Руководитель______ преподаватель педагогики Абдуллина Н.Ч.
                      (подпись) (ученая степень, должность, фамилия, инициалы)
 
Дата защиты________ Оценка_________________________
 
 
 
 
 
 
 
Сибай 2011
 
СОДЕРЖАНИЕ
                                                                                                                               стр.
ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3-4
      §1.Понятие об эмоциональном стрессе……………………………………5-8
      §2. Особенности эмоциональной сферы подростков……………...…....9-13
      §3. Причины эмоционального стресса подростков………………….....14-17
      §4. Исследование причин эмоционального стресса подростков……………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………...
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
          Подростковый период – наиболее эмоциональный, критический период развития, сопряженный со специфическими эмоциональными трудностями. Он является периодом кризиса адаптационного равновесия. В связи с этим возникает вопрос о связи стрессовых расстройствах в подростковом возрасте с особенностями эмоционального развития.
В настоящее время наблюдается дефицит исследований, которые разрабатывали бы собственно вопросы эмоционального развития подростка. Тем не менее, в различных теориях подросткового возраста, так или иначе, затрагиваются эти проблемы, некоторые из них отражены в исследованиях Якобсона П.М, Божовича Л.И, Драгунова Т.В, Кона И.С.
Вопросы психики в подростковом возрасте всегда волновали психологов, т.к. они хорошо понимали, что именно в период подросткового возраста закладываются основные черты характера, стиль поведения человека, его привычки, жизненные ориентации и т.д. И от того, насколько положительно будет пройден этот этап, будет зависеть дальнейшая взрослая жизнь человека. Одним из факторов, могущих помешать нормальному (без отклонений) становлению личности, может стать перенесенный эмоциональный стресс. Это определило актуальность темы.(1, с.25).
          Проблема исследования: каковы причины эмоционального стресса подростков?
Тема исследования: «Эмоциональный стресс в подростковом возрасте».
Цель исследования - выявление причин эмоционального стресса подростков.
Объект исследования –  эмоциональная сфера подростков.
  Предмет исследования – причины эмоционального стресса подростков.
Гипотеза: мы предполагаем, что эмоциональный стресс подростков имеет свои причины.
 
         Задачи исследования:
1)     Раскрыть понятие эмоциональный стресс;
2)     Изучить особенности эмоциональной сферы подростков;
3)     Рассмотреть причины эмоционального стресса подростков;
4)     Исследовать причины эмоционального стресса подростков;
        Методы исследования: анализ, обобщение, беседа, анкетирование, тестирование.
Выполнение курсовой работы осуществляется по следующим этапам:
1 этап – выбор проблемы исследования, определение темы работы и исследовательского инструментария;
2 этап – сбор и изучение научной и специальной литературы;
3 этап – отбор диагностических методик исследования и проведения констатирующею эксперимента;
4 этап – обобщение результатов исследования и формулировка выводов;
5 этап – письменное оформление курсовой работы.
Теоретическая значимость состоит в том, что изучена психолого-педагогическая литература  по проблеме, уточнено содержание научных понятий, раскрыта сущность изучаемой проблемы.
Практическая значимость: результаты исследования актуальны в практике работы с подростками,  с родителями, воспитывающими подростков.
Наша курсовая работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения, списка литературы и приложения.


§1. Понятие об эмоциональном стрессе
 
        Эмоциональная сфера деятельности является одной из «тайн» природы. Все отрицательные воздействия среды оказывают влияние на организм в комплексе, но все же, основная причина «болезней цивилизации» – это различные эмоциональные сдвиги, которые возникают в результате нервных перенапряжений, длительного воздействия стрессов. Они способны нарушить не только психическую сферу деятельности человека, но и работу его внутренних органов.
        Термин «стресс», получивший в наши дни столь широкое распространение, впервые был введен в научное употребление применительно к техническим объектам. В XVII в. английский ученый Роберт Гук применил этот термин для характеристики объектов (например, мостов), испытывающих нагрузку и сопротивляющихся ей. Эта историческая аналогия интересна тем, что понятие «стресс» в современной физиологии, психологии, медицине (базирующейся на клинических исследованиях Г. Селье) включает в себя представления о связях стресса с нагрузкой на сложные системы (биологические, психологические, социально-психологические) и с сопротивлением этой нагрузке. Представления об эмоциональном стрессе сформировались благодаря тому, что в междисциплинарных исследованиях была установлена роль психических факторов в развитии состояния стресса (2, с.51).
Эволюция взглядов Селье на стресс хорошо показана в работе В.П. Апчела и В.Н. Цыгана. Авторы отмечают, что Г. Селье трактует понятие «стресс» по-разному. Если в его первых работах под стрессом понималась совокупность всех неспецифических изменений, возникающих в организме под влиянием любых сильных воздействий и сопровождавшихся перестройкой защитных систем организма, то в более поздних работах под стрессом стала пониматься неспецифическая реакция организма на любое предъявленное к нему требование, т.е. произошло упрощение этого феномена и соответствующего ему понятия.
Р. Лазарус ввел понятие физиологического и психологического (эмоционального) стресса. Физиологическими стрессорами являются крайне неблагоприятные физические условия, вызывающие нарушение целостности организма и его функций (очень высокие и низкие температуры, острые механические и химические воздействия). Психологическими стрессорами являются те воздействия, которые сами люди оценивают как очень вредные для своего благополучия. Это зависит от опыта людей, их жизненной позиции, нравственных оценок, способности адекватно оценивать ситуацию. (3, с.127).
Эмоциональный стресс отличается от всех других его видов наличием в структуре развития этого состояния опосредующей переменной – угрозы, т.е. сведений символов, предвосхищающих будущее столкновение человека с какой-то опасной для него ситуацией. Процессы оценки угрозы, связанные с анализом значения ситуации и отношением к ней, осуществляются на основе преобразования текущей и прошлой информации об особенностях неблагоприятного события, предвосхищения характера его развития и проявления.
Однако разделение на физиологический и психический стресс довольно условно, так как в физиологическом стрессе всегда есть элементы психического (эмоционального), а в психическом стрессе не может не быть физиологических изменений. Речь, следовательно, должна идти скорее о причинах, вызывающих стресс (физических и психологических), а не о различиях в наблюдающихся изменениях в организме. В этом отношении более правомерна позиция В.Л. Марищука, считающего, что любой стресс является и физическим, и психическим (эмоциональным).
В общем виде причиной стресса, по А. Уэлфорда, является несоответствие возможностей организма предъявленным к нему требованиям, например при высокой насыщенности деятельности, т.е. большом количестве эмоциональных ситуаций (Витт). По Фрессу, стресс также могут вызывать личные и социальные конфликты, не находящие своего разрешения.
В.Л. Марищук полагает, что стрессом можно назвать лишь такое состояние, которое характеризуется значимым выбросом стероидных гормонов (не менее чем на величину вероятного отклонения от исходных показателей). Следует признать, что любая установленная исследователями граница будет условна, так как нельзя забывать, что стресс – это напряжение, а последнее имеет только степень выраженности. Ученые же пытаются придать стрессу как эмоциональному состоянию определенную модальность, качественное специфичное содержание, что с точки зрения Е.П. Ильина не корректно(4, с.38).
Такие переживания, как гнев, ужас, горе, экстаз, хотя и различны по качеству переживания, но все приводят к появлению общего адаптационного синдрома, так как сильное эмоциональное возбуждение приводит к угрозе для организма и личности. Понимание стресса как чрезвычайного, угрожающего состояния, как общей защитной реакции присуще большинству отечественных авторов В.П. Апчела, В.Н. Цыгана, Н.Б. Суворова.
Следует отметить, что не всякое воздействие вызывает стресс. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает лишь тогда, когда влияние стрессора (непривычного для человека объекта, явления или каких-либо других факторов внешней среды) превосходит обычные приспособительные возможности индивида. При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определенные гормоны. Под их влиянием изменяется режим работы органов и систем организма. Например, учащается ритм сердца, повышается свертываемость крови, изменяются защитные свойства организма(5, с.60).
Стресс, по выражению Ю. Г. Чиркова, противоречив, неуловим, туманен. Он с трудом укладывается в узкие рамки определений, мерок. Сила его – в широте охвата жизненных проявлений, слабость – в неопределенности, расплывчатости его границ.
Таким образом, под стрессом понимают неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования. На неблагоприятные воздействия разного рода, например, холод, усталость, страх, унижение, боль и многое другое, организм отвечает не только конкретной для каждого воздействия защитной реакцией, но и общим, однотипным комплексным реагированием вне зависимости от того, какой раздражитель действует на организм.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
§2. Особенности эмоциональной сферы подростков
 
        Подростковый возраст- это период, когда ребенок начинает ценить свои отношения со сверстниками. Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей в этом возрасте. Именно через дружбу подросток усваивает такие черты взаимодействия людей, как сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого. Непринятие коллектива может стать трагедией, отсутствие друзей - основным переживанием. Некоторые подростки могут уходить в свой придуманный мир, читать запоем книги, днями и ночами играть в компьютерные игры. Иными словами, делают все возможное, чтобы отрешиться от окружающей их действительности. Другие становятся агрессивными по отношению к отвергающим их сверстникам, замыкаются в себе. В порыве неконтролируемых отрицательных эмоций подросток может избить сверстника, или предпринять попытку самоубийства.
         Подростков глубоко ранит измена, выражающаяся в разглашении доверительных откровений или в обращении этих откровений против самого друга в ситуации запальчивых споров, выяснении отношений, ссор. .(16, с.133).
        Подростковый возраст из-за потребности познавать себя и стремления открыть через постоянные рефлексии свою ускользающую сущность лишает подростка спокойной душевной жизни. Тем более, что именно в этот период диапазон полярных чувств чрезвычайно велик.
         Для подростков характерна легкая возбудимость, резкая смена настроений и переживаний. На людях они часто оживлены, веселы, особенно когда собираются большой группой. Но вслед за оживлением подросток может быстро впасть на угнетенное состояние. Для этого достаточно, чтобы кто-то плохо оценил его умения, достижения в учении или какой-либо другой деятельности. Легкая возбудимость, способность отдаваться захватившим его переживаниям, преувеличивать свои действительные и мнимые недостатки, остро переживать собственную «неполноценность»  может  сделать  подростка   нелюдимым,  замкнутым. (13, с.9).
         Резко выраженные психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Он включает в себя перепады настроения — от безудержного веселья к унынию и обратно, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Причем достаточных, значимых причин для подобной смены настроения подростка, по существу, просто может и не быть.
        У девочек-подростков чаще проявляются перепады настроения, повышенная слезливость, обидчивость. У мальчиков более выражена двигательная расторможенность. Они очень подвижны, и даже тогда, когда сидят, их руки, ноги, туловище, голова ни на минуту не находятся в состоянии покоя.
         Этот возраст - один из главных периодов роста и формирования организма, в это время идёт перестройка деятельности всех органов и систем. Особую роль играет изменение в нервной и эндокринной системах.
        Физиологическая перестройка организма подростков также сопровождается возникновением у них повышенной утомляемости. В это время наблюдается изменение давления, скорость сокращения сердца. Эти отклонения увеличиваются при физических, умственных, эмоциональных перегрузках. Чем меньше двигается подросток, тем хуже работает сердце и сосуды. Этому способствует телевизор, компьютер, долгое чтение, лежание.
         В подростковый период улучшается аппетит. В период переутомления или нервно-психического напряжения, физических перегрузок может быть потеря аппетита, тошнота, рвота, боли в животе. Малоподвижный образ жизни приводит к запорам, затем хроническим заболеваниям кишечника. (17)
          Вопрос о связи эмоций и мотивации представляет­ся не таким простым, каким может показаться на первый взгляд. С одной стороны, простейшие виды эмоциональных переживаний вряд ли обладают для человека выраженной мотивирующей силой. Они или непосредственно не влияют на поведение, не делают его целе­направленным. С другой стороны, такие эмоции, как чувства, настроения, страсти, мотивируют поведение, не только активизируя его, но направляя и поддерживая. Эмоция, выраженная в чувстве, желании, влечении или страсти, несомненно содержит в себе побуждение к деятельности. Второй существенный момент, связанный с личностным аспек­том эмоций, заключается в том, что сама система и динамика ти­пичных эмоций характеризует человека как личность. Особое значе­ние для такой характеристики имеет описание чувств, типичных для человека. Чувства одновременно содержат в себе и выражают отно­шение и побуждение человека, причем то и другое в глубоком чело­веческом чувстве обычно слито. Высшие чувства, кроме того, несут в себе нравственное начало (18, с.258).
        В подростковом возрасте в эмоциональной сфере происходят существенные сдвиги, которые определяются стремлением детей выглядеть взрослыми, занять определенное место в жизни, желанием самоутвердиться в глазах окружающих и в первую очередь сверстников. Задача эта не из легких, поэтому когда возникают сложности и противоречия в достижении цели, подростки остро переживают. Зато даже небольшие успехи окрыляют их. Мелкую опеку, излишний контроль, назойливую заботливость и стремление взрослых оказывать влияние подростки отвергают и сопротивляются им. Большинство конфликтов в воспитании подростка возникают именно на этой почве. Одним словом, самоутверждение и самовыражение и связанные с ними чувства являются главными в эмоциональной сфере личности подростка.
       Еще одним эмоционально значимым фактором в жизни подростков становиться их внешность. Они много времени проводят перед зеркалом, изучают себя, ищут изъяны (как правило находят, даже если их нет), глубоко переживают свое несовершенство и бывают недовольны своей внешностью . Виной этому может быть признанные обществом эталоны красоты — фотомодели, шоумены, телеведущие, на внешность которых ровняются подростки.
Девочки и мальчики могут болезненно переживать из-за своего небольшого роста. Некоторые девочки, наоборот, негативно воспринимают свой высокий рост. Причиной отрицательных эмоций могут являться также мелкие дефекты кожи, цвет волос, избыточный вес.
        И.С.Кон выделяет две причины повышенного интереса подростков к своей внешности. Первая: внешность подростков, переходящих от детства к юности, претерпевает такие изменения, что не заметить этого просто невозможно. Другая причина определяется влиянием среды. Многие родители пристально следят за изменениями, происходящими во внешности подростков, ожидая появления первых признаков взрослости. Они присматриваются к своим детям и их товарищам, сравнивают и обсуждают их внешние данные.
Для эмоциональной сферы подростков характерны:
1) очень большая эмоциональная возбудимость, поэтому подростки отличаются вспыльчивостью, бурным проявлением своих чувств, страстностью: они горячо берутся за интересное дело, страстно отстаивают свои взгляды, готовы «взорваться» на малейшую несправедливость к себе и своим товарищам;
2) большая устойчивость эмоциональных переживаний по сравнению с младшими школьниками; в частности, подростки долго не забывают обиды;
3) повышенная готовность к ожиданию страха, проявляющая в тревожности (В. Н. Кисловская, 1972 установила, что самая высокая тревожность наблюдается в подростковом возрасте); повышение тревожности в старшем подростковом возрасте связано с появлением интимно-личностных отношений с человеком, вызывающим различные эмоции, в том числе в связи со страхом показаться смешным;
4) противоречивость чувств: часто подростки с жаром защищают своего товарища, хотя понимают, что тот достоин осуждения; обладая высокоразвитым чувством собственного достоинства, они могут заплакать от обиды, хотя и понимают, что плакать стыдно;
5) возникновение переживания не только по поводу оценки подростков другими, но и по поводу самооценки, которая появляется у них в результате роста их самосознания;
6) сильно развитое чувство принадлежности к группе, поэтому они острее и болезненнее переживают неодобрение товарищей, чем неодобрение взрослых или учителя; часто появляется страх быть отверженным группой;
         Таким образом, в эмоциональной сфере подростки отличаются вспыльчивостью, бурным проявлением своих чувств, страстностью. Они не забывают обиды. У них высокая самооценка. Одним словом, самоутверждение и самовыражение и связанные с ними чувства являются главными в эмоциональной сфере личности подростка.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
§3. Причины эмоционального стресса подростков
 
        Из предыдущих исследований я узнала, что эмоциональная сфера подростков подвержена стрессам.
        Черта всех детей - эмоциональность. У ребенка всегда очень живая реакция на изменения окружающей обстановки. Почти всегда такие переживания положительны, но в определенных условиях они могут стать отрицательными, что приводит к невротическим и психосоматическим нарушениям. Все это - результат эмоционального стресса: когда сила эмоций достигает такой степени, что нарушает обычное течение жизни, становится невозможным удовлетворение биологических, социальных и психологических потребностей ребёнка.
        Одна из самых типичных социально-психологических «болезней» в  чувстве - застенчивость. Робость из-за возможных неудач в своих общих суждениях, в откровениях по поводу своих рефлексий, в своей самооценке подвергает подростка в мучительный обвал переживаний. Переживания по поводу возможных переживаний (эмоциональные рефлексии) вовсе останавливают подростковые порывы в столь открытом доверительном общении».(19, с. 113).
        Подросток пристально рассматривает себя природного в зеркале. Удлинившийся нос, прыщик и другие новообразования во внешности смущают его. Идентификация с прежним образом нарушается, и подросток испытывает неуверенность в себе. Даже самые обаятельные и гармоничные подростки не уверены в себе по-настоящему, ведь они в соответствии с возрастом тоже очень быстро изменяются.
        Кризис личности. В подростковом возрасте могут с чрезмерной скоростью происходить изменения, связанные с ростом организма. В этом случае подростку трудно справиться с ситуацией. В лучшем случае он взывает о помощи, обращаясь к близким взрослым.
Подростки достаточно легкомысленно относятся к человеческим порокам и слабостям и в результате быстро приобщаются к алкоголю и наркотикам, превратив их из источника ориентированного поведения (любопытства) в предмет своих потребностей. «На этом фоне, рефлексируя на свое «падение», подросток нередко превращает его в форму своего самоутверждения, заглушая внутреннее чувство потери себя, своего личного кризиса».
Отдельно следует указать на подростковый кризис, связанный с духовным ростом и изменением психического статуса. Хотя в этот период происходит объективное изменение социального положения подростка (возникают новые отношения с близкими, сверстниками, учителями; расширяется поле деятельности и др.), наиважнейшим фактором, влияющим на возникновение кризиса, являются рефлексия на внутренний мир и глубокая неудовлетворенность собой. «Потеря идентичности с самим собой, несовпадение прежних представлений о себе, с сегодняшним образом - вот основное содержание подростковых переживаний. Неудовлетворенность может быть столь сильной, что появляются  навязчивые  состояния:  непреодолимые угнетающие  мысли  о себе, сомнения, страхи. При этом сохраняется критическое отношение к этим состояниям, что усугубляет тяжелые чувства подростка».(20, с.24).
Подростковый стресс явление вполне обычное, можно даже сказать обязательное. В этом возрасте все воспринимается крайне обостренно со всей страстью юной беззащитной души. Любой конфликт, малейшее недопонимание может обернуться драмой для подростка.
Причиной стресса в этом возрасте может стать любая мелочь. Пустяковый конфликт с одноклассниками, учителями, недопонимание в семье. С точки зрения взрослого человека ситуация может выглядеть вполне безобидно, а для подростка обернуться глубокими переживаниями вызывающими стресс.
Уныние из-за несправедливо заниженной оценки в школе, непомерного объема домашнего задания, завышенных, по его мнению, требований, все это давит на психику подростка. Более серьезным ударом по психике может стать смена школы. Это отрыв от друзей, учителей, к которым уже привык, новые правила, новая обстановка.
Семья тоже может стать причиной стресса для подростка. Любые семейные ссоры и конфликты родителей воспринимаются очень остро. Болезнь родителей, неблагоприятные условия проживания все это может вызвать подростковый стресс.
Кроме семьи и школы, причиной стресса у подростков может стать их психологическая неготовность к физическому взрослению и изменению тела. Многие девочки сегодня изнуряют себя разными диетами и физическими нагрузками только из-за того, что им кажется собственная полнота. Мальчики в этом возрасте могут сильно комплексовать из-за слишком высокого, на их взгляд, роста, из-за неповоротливости, неловкости, отсутствия популярности и уважения в школе.
Самыми опасными причинами стресса, наносящими непоправимый вред психике подростка являются: болезнь, смерть, пьянство близких им людей.
Отдельно нужно отметить такую причину, как неразделенная любовь. Потеря любимого (любимой) в этом возрасте может грозить настоящей трагедией. Подросткам кажется, что они теряют единственную в жизни и последнюю любовь. Психологический удар бывает так силен, что подросток теряет смысл жизни, считая, что для него все кончено.(21, с.28).
Таковы серьёзные и «детские» поводы для недетских переживаний подростков.
Таким образом, причинами эмоционального стресса подростков могут быть:
?      чрезмерная ответственность, дефицит времени;
?      ситуации соревнования, оценивания результатов деятельности (например, экзамены, конкурсы)
?      «старт»-стрессоры и стрессоры памяти — события, которые уже были или только произойдут в будущем (например, предстоящие медицинские поцедуры, воспоминания о пережитом горе, ожидание наказания);
?      любые резкие изменения в образе жизни, как хорошие, так и плохие (победа в соревновании, любовь, смерть или болезнь близкого человека);
?      эмоционально насыщенные зрелища, фильмы;
?      конфликты в семье или важной для ребёнка социальной группе (например, в классе, в компании друзей);
?      физиологические стрессоры (заболевания, операции, чрезмерные нагрузки, воздействие природных факторов на организм, например, сильной жары, и т.д).
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      §4. Исследование причин эмоционального стресса подростков

 

 

 

 

 

 

 

 




и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.