На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Современные проблемы экономической теории

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования
РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
 
                                         Факультет: Экономический
Кафедра: Экономической  теории
 
КУРСОВАЯ  РАБОТА
По дисциплине «Экономическая теория»
  на тему «Современные проблемы экономической теории»
 
 
 
Выполнена студентом(кой) Кришталь А.А.
1   курса группы  __СФ-084__ очной формы обучения
специальности __финансы и кредит__
Руководитель: Оздербиева Ж. А.
 
Отметка о допуске (недопуске) к защите _______________________________
«___»______________2009г.                    ______________________________
                                                                                     (подпись руководителя)
 
 
Кемерово 2009г.

Содержание

 
Введение 3
1.Основные подходы к предмету «Экономическая теория» 4
1.1.Теоретические школы о предмете экономической науки  4
1.2.Методы экономической теории 8
2.Экономическое развитие в разных странах 9
 
2.1.Особенности развития Российской экономики 9
2.2.Франция – модель рыночной экономики 11
3.Проблемы экономической теории 17
3.1.Экономический кризис в период перехода к рыночным отношениям 17
3.2. Структурный кризисс Российской экономики 22
Заключение 25
Список использованной литературы: 27
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
Двадцатый век для России - век экономических  потрясений и великих экспериментов. Не так давно один из них - строительство социалистического общества провалился. Сейчас приходится часто слышать, что во всех бедах виноваты демократы, развалившие "хорошую" социалистическую экономику. Это далеко не так. Отставание экономики СССР было заметно уже в шестидесятые годы. С начала 80-х годов было ясно, что без радикальных изменений в экономике не обойтись. В то время еще можно было, приняв разумные меры, перестроить плановую экономику, поставить ее на рыночные рельсы и обойтись без такого спада производства, инфляции, снижения уровня жизни. Некоторые экономические программы предоставляли такую возможность ("500 дней" например).
История сложилась иначе, и руководству  России пришлось не перестраивать экономику, а воссоздавать заново. Это оказалось  чрезвычайно сложной задачей: СССР представлял собой единый экономический  организм, а хозяйственные связи были нарушены; контролировать командно-административными методами экономику ужу было невозможно, а новых механизмов еще не было. В этих условиях российские реформаторы выбрали концепцию диаметрально противоположную плановой экономике: экономический либерализм, а в качестве конкретной программы действий - концепцию монитаристов. По прошествии семи лет с начала реформ, представляется возможным оценить их результаты: успехи и провалы, какие действия дали положительный эффект, какие провалились из-за искажения их в российских условиях, и что было ошибочным с самого начала.Актуальность темы заключается в том, чтобы изучить состояние и особенности экономического кризиса в России.
Понятие кризис имеет много уровневых  трактовок.«Классическое» экономическое понятие кризиса означало не желаемую и драматическую фазу в капиталистической экономической системе характеризующейся колебаниями и негативными явлениями, помехами. В этом смысле понятие кризиса долгое время занимало прочное место в теме теории коньюктур в развитии экономики. Но «классическое» определение кризиса было замечено более многозадачным понятием «экономические кризисы». Об экономическом кризисе по определению Мечлапа речь идет в том случае, если возникает не желаемое состояние экономических отношений, не переносимо критическое положение больших слоев населения и производящих отраслей экономики. При кризисе господствует нехватка времени и решений. Оценка ограниченного времени для принятия решений зависит от состояния кризиса  и определяет этим нехватку времени и срочность решения проблем. При кризисе важным является проблема управления. Высокая комплексность управления в условиях кризиса позволяет с одной стороны оказывать влияние на развитие автономных процессов и охватывает с другой стороны специфическую проблематику руководства: необходимость его высокого качества и наличия только двух вариантов конечного результата действий менеджмента, т.е. возможно либо банкротство, либо успешное преодоление кризиса.
Кризис  в экономике делится на различные  стадии. Кристек характеризует стадии кризисного процесса с точки зрения возможностей, потенциала преодоления кризиса и раннего оповещения о нем.Наиболее полное представление о кризисе, на наш   взгляд, дает Винер и Каан, которым с помощью двенадцати признаков удалось описать понятие о кризисе.
Российский  кризис обусловлен не продуманностью реформ, промахами банковской, торговой, производственной сферах. Главная беда России не в остроте внутреннего кризиса, а в глубокой зависимости от внешних сил. Сущность российского финансового кризиса – это, во-первых, явное «разрешение на махинации» в банковской сфере без использования жестких методов контроля над операциями банков – будущих банкротов, и, во-вторых, очевидное беспрецедентная не ликвидность реального сектора.
 
1.Основные подходы к предмету «Экономическая теория»
 
1.1.Теоретические школы о предмете экономической науки
Истоки  экономической науки следует  искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Дальнего Востока - колыбели мировой цивилизации. Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества были сделаны в сочинениях Ксенофонта (430-335 г.г. до н.э.), Платона (428-348 г.г. до н.э.) и в меньшей степени в учении Аристотеля (384-322 г.г. до н.э.). Ксенофонт - представитель богатой афинской аристократии Экономический кризисс в период перехода к рыночным отношениям "Домострой" восхвалял достоинства земледелия и осуждал занятие ремеслами и торговлей. В историю экономических учений он вошел как ученый, который впервые дал анализ разделению труда, а говоря о ценности товара, рассматривал ценность, как в смысле потребительской стоимости, так и в смысле меновой стоимости.
Натурально-хозяйственная  концепция была характерна и для экономических взглядов Платона. В своем проекте о государственном устройстве он отвел государству функцию разрешения противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей. По мнению Платона, частную собственность могли иметь лишь лица, не способные к политической деятельности, т.е. представители третьего сословия: земледельцы, ремесленники и торговцы. Философы, управляющие обществом, и стражи не должны иметь никакой собственности. Затрагивая вопросы товарного производства, Платон подошел к пониманию того, что в процессе обмена имеет место приведение к "соразмерности и единообразию" несоразмерных и разнообразных товаров. Аристотель большой вклад в развитие экономической науки внес своим анализом форм стоимости, двойственности товара и развития форм торговли. Интересны его рассуждения о путях приобретения богатства и удовлетворения потребностей. Экономическая мысль эпохи феодализма охватывает широкий круг проблем, начиная с обоснования законности владения феодальной землей, вечности деления общества на классы и кончая усилением внимания к проблемам товарно-денежных отношений. При этом, как правило, поддерживая развитие товарно-денежных отношений, кроме ростовщических, идеологи того времени стремились сохранить феодальный строй.
Политическая  экономия как самостоятельная наука  возникла значительно позже - в период зарождения капитали-стического строя, формирования национального рынка. Она выражала интересы буржуазии как восходящего в ту пору класса. Тогда же и появился и сам термин "политическая экономия", родившийся в результате сочетания трех древнегреческих слов: "политейя" - общественное устройство, "ойкос" - дом, хозяйство и "номос" - закон. Поскольку капиталистические отношения начали складываться прежде всего в сфере торговли, то первое, раннее течение экономической мысли в XV - XVII в.в. - меркантилизм (от итальянского "мерканте" - торговец, купец)- заключалось в познании закономерностей торговли. Согласно этой теории богатство общества выражается в накоплении денег, особенно золота и серебра, в результате торговли. Из всех видов деятельности приоритет отдавался труду, занятому в торговле, прежде всего международной, поскольку он способствовал накоплению богатства. Меркантилизм не
являлся еще  экономической наукой. Его основные положения - результат не теоретического анализа, а простого описания наблюдаемых явлений и отчасти их классификация.
По мере проникновения капитала в сферу  производства изменялись и взгляды идеологов буржуазии. Родоначальником классической буржуазной политической экономии является Уильям Петти (1623-1687 г.г.). Его экономические воззрения формировались в условиях быстрого роста капиталистических отношений в Англии. Его перу принадлежит целый ряд работ: "Трактат о налогах и сборах", "Слово мудрым", "Политическая арифметика", "Разное о деньгах". Как и многие другие исследователи экономических процессов, У. Петти не был "чистым" экономистом. Он был моряком, врачом, и в своем исследовании развивал идею активного торгового баланса. "Богатство каждой страны, - утверждал У. Петти, - заключается главным образом в той доле, которую она имеет во внешней торговле,... а производство таких товаров и ведение такой торговли, которое способствует накоплению в стране золота, серебра, драгоценных камней и т.п. являются более выгодными, чем другие виды производства и торговли". ("Экономические и статистические работы". М., 1940, с. 156, 165). Отдавая дань меркантилизму, он заложил основы трудовой теории стоимости. Известную формулу Петти "труд - отец и активнейший принцип богатства, земля - его мать" можно считать одним из вариантов его учения об источнике стоимости.
Представителями классической буржуазной политической экономии во Франции в XVIII в. были Ф. Кенэ (1694-1774) и А.Тюрго (1727-1781). Они перенесли вопрос о происхождении общественного богатства из сферы обращения в сферу производства. При этом ограничивали последнюю только сельским хозяйством, считая, что богатство создается лишь в этой отрасли. Поэтому это направление в развитии экономической мысли получило название школы физиократов (термин образован от греческих слов "природа" и "власть").
Выдающийся  английский экономист Адам Смит (1723-1790) вошел в историю как "Пророк свободной конкуренции". Величайшей его заслугой можно считать то, что в мире экономики он разглядел открытый Ньютоном в физическом подлунном мире естественный саморегулирующийся порядок. Основная идея в учении А. Смита - идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Главное произведение его жизни "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776) оказало громадное влияние на последующий век. Экономическая жизнь, по Смиту, подчинена объективным закономерностям, которые не зависят от воли и сознательных устремлений людей. Исходный пункт всего его исследования образует проблема разделения труда, которое связывает в единое общество "эгоистов-индивидов". После исследования этой проблемы он переходит к изложению происхождения и употребления денег. Значительный вклад Смит внес в теорию стоимости, в учение о доходах, о производительном и непроизводительном труде, о капитале и воспроизводстве, об экономической политике государства. Самым крупным экономистом эпохи промышленного переворота в Англии был Д. Рикардо (1772-1823). Он сформулировал серию экономических законов, которые вошли в сокровищницу политической экономии. Центральное место в учении Д. Рикардо занимают теории стоимости и денег, заработной платы и прибыли, земельной ренты, учение о капитале и воспроизводстве. П. Самуэльсон в своем учебнике по экономике оценивает Д. Рикардо как ключевую фигуру 19 века: "Он был одним из счастливчиков. Ученые классического, неоклассического и посткейнсианского направлений - все ведут свою родословную из его окружения. То же самое можно сказать и о марксистах-социалистах".
Подводя итоги классической школе, необходимо отметить, что основным объектом исследования здесь выступает производство как таковое, независимо от его отраслевых особенностей, а также распределение благ. Ее выдающиеся представители выдвинули и обосновали систему понятий и категорий, представляющих собой научное отражение многих экономических процессов.
Когда капиталистическое  общество достигло достаточно высокой степени экономической зрелости и выявились его внутренние противоречия, когда на арену истории вышел рабочий класс, научное древо экономики раздвоилось. Одно направление через неоклассическую экономику и кейнсианство пришло к современной посткейсианской магистральной экономике. Другое направление вышло из "Капитала" Маркса. В противовес буржуазной политической экономии возникла пролетарская экономия, основы которой заложили идеологи рабочего класса - К. Маркс и Ф. Энгельс. Они осуществили переворот в экономической науке, создали учение о прибавочной стоимости, вскрывшее природу капиталистической эксплуатации. Был сделан глубоко научный анализ капиталистического строя, приведший авторов к выводу о его исторической ограниченности и закономерной смене социалистическим строем. В последующих лекциях марксистская теория будет рассматриваться более подробно как звено в современной магистральной экономической теории.
 
1.2.Методы экономической  теории
Первая  задача современной экономической  науки состоит в том, чтобы  описать, проанализировать и объяснить  динамику экономических процессов, происходящих в производстве, при распределении произведенного продукта и его потреблении. Выводы экономической науки необходимы для установления экономического поведения общества. Сложность поведения людей и изменений в социальной жизни не позволяет надеяться на достижение той степени точности, какая присуща исследованиям в области естественных наук. В ходе экономического анализа не представляется возможным проводить контролируемые эксперименты. В выводах приходится многое упрощать, абстрагироваться от бесконечной массы деталей. То, что считается благоразумным для отдельного человека или фирмы, может быть подчас безрассудным для нации или государства. "Путь познания, подчеркивает В. И. Ленин, - идет от живого созерцания действительности к абстрактному мышлению и от него к практике". Всякая наука вырабатывает и применяет свой инструментарий, конкретные способы и приемы познания действительности. Экономисту, как и астронавту приходится довольствоваться главным образом "наблюдением". Но для получения достоверных выводов сначала надо научиться объективно оценивать то, что является предметом наблюдения. Явления и процессы должны изучаться в их всеобщей связи и взаимозависимости, в состоянии непрерывного развития и изменения. Здесь нельзя обойтись без статистики, без построения динамических рядов, таблиц, без применения системного подхода к анализу явлений. С переходом к рыночной экономике предварительно надо было обосновать и выдвинуть целый ряд гипотез, показывающих, как будут развиваться хозяйственные связи, изменяться цены, в каком направлении будет происходить социальная дифференциация населения, какие изменения произойдут в структуре производства, валовом продукте, его качестве. Не лишним было бы рассмотреть различные гипотезы развития межнациональных отношений и нравственности. метод познания - это не продукт субъективного взгляда, а правильное отражение в сознании людей объективного процесса развития данной реальности.
 
2.Экономическое  развитие в разных странах
 
2.1.Особенности развития  Российской экономики
Развитие  экономических воззрений в России проходило под влиянием практики, в тесной связи с общим движением науки в других странах. При освещении истории российской экономической науки важно избежать крайностей. Было бы неверно представлять отечественную науку как простое перенесение на русскую почву экономических идей Запада. Не следует впадать и в другую крайность. Развитие социально-экономической мысли не есть прямое и непосредственное отражение уровня развития производства. Труды и разработки известных российских ученых, как правило, оригинальны; многие выводы и обоснования имеют не только национальную, но и более широкую значимость.
1. Одной  из особенностей экономической  мысли в России является органическая связь теоретического анализа с актуальными, как правило, весьма острыми проблемами развития производительных сил, реформирования социально-экономических отношений. Это отличает и самобытную "Книгу о скудости и богатстве" Ивана Тихоновича Посошкова (1652-1726), и программу революционных преобразовании Павла Ивановича Пестеля (1793-1826), и теорию политической экономии трудящихся Николая Гавриловича Чернышевского (1828-1889), и труды буржуазных либералов Ивана Васильевича Вернадского (1821-1884), Александра Ивановича Чупрова (1842-1908), и работы теоретиков социального направления Николая Ивановича Зибера (1844-1888), Михаила Ивановича Туган-Барановского (1865-1919).
2. На  протяжении длительного времени  в центре внимания российских  экономистов оставался крестьянский вопрос, проблема аграрных преобразований. Дискуссии шли о проблемах общинного землевладения, о повышении эффективности сельскохозяйственного труда, о путях вовлечения села в систему рыночных отношений. Вспомним различия в подходах Александра Николаевича Радищева (1749-1802), выступавшего за безусловную отмену крепостного права, и Михаила Михайловича Сперанского (1772-1839), предлагавшего лишь несколько облегчить крепостную зависимость, борьбу приверженцев западных методов преобразований и поклонников самобытного пути, споры сторонников и противников аграрной реформы Петра Аркадьевича Столыпина (1862-1911).
3. В выдвижении  и обосновании оригинальных идей  активно участвовали не только  профессиональные экономисты, но и представители других сфер знания, публицисты, практики. С планами экономических преобразований, проведения денежной реформы выступали государственные деятели и ученые. Сергей Юльевич Витте (1849 - 1915) был не только министром финансов, но и автором теоретических трудов. Он инициатор и проводник нововведений в экономической политике, перевода рубля на "золотую" основу, введения винной монополии. О неизбежной необходимости и полной естественности прошлых и предстоящих постепенных, но решительных перемен в промышленности и сельском хозяйстве, в других видах экономической жизни и управления писал в "Заветных мыслях" Дмитрий Иванович Менделеев (1834-1907). Не были профессионалами в области
экономики многие революционные деятели, например энциклопедист  и исследователь общественных отношений в деревне, особенностей развития крестьянской общины, первый российский марксист Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918).
4. Определенную  роль в формировании российской экономической мысли играли представители исторической школы, в том числе авторы исследований и работ по истории экономических учений - В. В. Святловский (1869-1927), А.И. Чупров, М.И. Туган-Барановский. Но "традиция" замалчивания вклада и значимости российских ученых не была преодолена, сохраняется она и сейчас. Такова своеобразная форма "критики", отстранения западной академической науки от публикаций экономистов, как правило отличающихся своей социальной направленностью. В России, отмечает автор многих публикаций по истории экономических учений А. В. Аникин, в меньшей степени, чем где-либо, политическая экономия была университетской и академической наукой. Проблемы экономического развития активно обсуждались в широких кругах, в государственном аппарате и в печати.
 
2.2.Франция – модель  рыночной экономики
Экономика Франции, как и других промышленно  развитых капиталистических стран, основана на принципе свободного предпринимательства и торговли. В наше время Франция живет в условиях рыночного-хозяйственного механизма, однако степень свободы ценообразования задается объективными экономическими законами, а также государственным регулированием. Несмотря на действие принципа свободного установления цен, государство во Франции может прямо регулировать цены на некоторые товары и услуги: на сельскохозяйственную продукцию, газ, электроэнергию, транспортные услуги. Оно может также осуществлять контроль за ценами в условиях конкуренции.
Государственный сектор в экономике Франции занимает относительно небольшой удельный вес  в ВНП и включает в себя отрасли-монополисты (газовую промышленность, электроэнергетику и транспорт) и отрасли, работающие в режиме рыночной конкуренции (национальный и коммерческие банки, страховые компании и т.д.) . В первом случае государство устанавливает все экономические параметры деятельности отраслей-монополистов, в том числе объем инвестиций, оплату труда и цены на готовую продукцию. Во втором случае государство оказывает минимальное воздействие на экономические параметры деятельности этих отраслей, побуждая их к конкуренции с частным сектором. Эта специфика экономики Франции предопределила соотношение между регулируемыми и свободными ценами на товары и услуги: примерно 20% цен регулируется государством, а остальные 80% находятся в режиме свободного рыночного ценообразования. Следует отметить, что Франция является одной из немногих промышленно развитых капиталистических стран, где существовал довольно жесткий режим государственного регулирования цен, который частично сохранился до настоящего времени. Во Франции на протяжении почти 30 лет (1947-1986) государственное регулирование цен являлось составной частью политики "дирижизма" (государственного регулирования экономики) . Начало французской системы регулирования цен было положено законами от 39 июня 1945 года, которые провозгласили принцип блокирования цен на уровне 1 сентября 1939 года. Сложная экономическая ситуация в стране в послевоенный период, резкое снижение покупательной способности французского франка обусловили необходимость принятия решительных мер по контролю за ценами. В январе-феврале государство снизило цены на 10% на довольно широкую группу товаров. В конце 1947 года, с учетом некоторого повышения темпов восстановления экономики, была заимствована политика "контролируемого роста цен", в соответствии с которой предприниматели получили право повышать цены, предупредив об этом государственные органы, которые могли отменить эти изменения. Однако уже в начале 1948 года цены на товары были переведены в режим полной или частичной свободы их установления.
В течение  восьми последующих лет правительством Франции были приняты 6 законов о блокировке цен, которые привели к постоянному ужесточению ценового контроля. В 1960-1962 годах была проведена почти полная либерализация цен а промышленные товары. Однако уже с середины 1963 года правительство Франции приняло решение о новой блокировке цен на уровне 31 августа 1963 года в связи с новой экономической политикой ("развитие без инфляции") . Одновременно были заморожены цены на некоторые продукты питания и услуги. В период с 1965 по 1972 государственное регулирование цен осуществлялось через "контракты стабильности" (1965г.) , "программные контракты" (1966г.) и "контракты против повышения цен" (1971г.).В соответствии с "контрактами стабильности" государство заключило с предприятиями соглашения, по которым эти предприятия имели право повышать цены на одни товары, одновременно снижая цены на другие. Основная цель заключалась в поддержании стабильности общего уровня цен.
В соответствии с " программными контрактами" государство  способствовало такой эволюции цен, которая отвечала бы условиям международной конкуренции. Этот механизм распространялся на все товары и услуги, которые в соответствии с "контрактами стабильности" ранее подвергались контролю. В соответствии с " программными контрактами" предприятия предоставляли государству информацию о своих инвестиционных программах, финансовом положении, занятости, перспективе выхода на внешние рынки, а также информацию, связанную с формированием цен, технико-экономическую характеристику товаров, показатели производительности труда, методы финансового управления и т.д. "Контракты против повышения цен" имели целью обеспечить высокую конкурентоспособность французских товаров и замедлить темпы роста инфляционного развития экономики. При принятии предприятиями этих контрактов правительство принимало на себя обязанность не принимать меры, ведущие к росту издержек производства. В 70-х годах правительство Франции стало применять систему мер по блокировке и регулированию цен. Со второй половины 1975 года были временно заблокированы цены на все товары и услуги государственного и частного секторов, а с апреля по декабрь 1976г. цены в госсекторе могли повышаться на определенное количество процентов. При этом между государством и предприятиями были заключены контракты, по которым последние обязывались ограничивать рост цен на свою продукцию.
В первой половине 70-х годов правительство  проводило жесткую политику ограничения доходов во всех секторах экономики. В соответствии с этой политикой в государственном секторе не возобновлялись контракты, предусматривающие увеличение зарплаты, а в частном секторе зарплата служащих не должна превышать зарплату государственных служащих. С середины 70-х годов экономическое положение Франции резко ухудшилось в связи с 4-кратным повышением мировых цен на нефть, в результате чего темпы роста значительно сократились, а темпы роста цен возросли. Резкое повышение внутренних цен привело к росту забастовочного движения. В свою очередь, предприниматели для сохранения прибыли и обеспечения возможности самофинансирования неоднократно повышали цены, раскручивая этим спираль "заработная плата - цены". В этот период стало ясно, что система жесткого контроля за ценами с использованием принципа их блокировки исчерпала себя. Подобный контроль за ценами делает рынок негибким, сдерживает рост производства, конкуренцию и на определенном этапе ограничивает свободный перелив капитала, мобильность рынка труда, товаров и услуг.
Предприятия, которые в связи с блокировкой  цен не могли их повысить на контролируемых рынках, терпели убытки и не имели  достаточно средств на возобновление производства и увеличение инвестиций. Как считают французские экономисты, основным недостатком блокировки цен является затруднение инвестирования и рост бюрократизации. Следует также обратить внимание на низкую эффективность контроля за ценами в борьбе против инфляции, так как ее темпы в середине 70-х (9-10% в год) были значительно выше, чем в странах, где регулирование проводилось не административными, а косвенными экономическими методами. Контроль за ценами в тот период привел к переливу капиталов в США, Швейцарию и другие страны, где существовала возможность получения большей прибыли на единицу вложенного капитала.
Контроль  за ценами привел также к таким  негативным последствиям, как рост импорта, так как стало выгоднее покупать некоторые товары за границей, чем производить их во Франции. Другой чертой стало ослабление позиций французских предприятий в конкурентной борьбе с филиалами ТНК, которые часто продавали свои товары дешевле для завоевания рынка. В 1973г. правительство Франции либерализовало цены на промышленную продукцию. Однако программа либерализации осуществлялась достаточно осторожно. На первом этапе были отобраны отрасли, где имелась сильная международная конкуренция (часовая и шарикоподшипниковая промышленности) ; отрасли, где в силу специфики не наблюдались резкие скачки цен (пищевая промышленность) ; отрасли, которые из-за социального обеспечения имели стабильный рынок (фармацевтическая промышленность).
Безусловно, жесткий контроль за ценами в течение почти 30 лет способствовал стабилизации экономики. Однако любое административное вмешательство в ценообразование в рыночной экономике приводит к нарушению законов ценообразования. Блокировка цен, устраняя на некоторое время противоречия в сфере обращения, вызывает противоречия в сфере производства. В этих условиях государство вынуждено на определенном этапе "дирижистского" регулирования цен прибегнуть к защите конкуренции с целью достижения оптимального сочетания монопольных и конкурентных сил на тех или иных товарных рынках. В течение первой половины 80-х гг., особенно после поражения социалистов, процесс либерализации цен продолжался и, к 1986г. было освобождено около 90% цен. Постановление Совета Министров Франции от 1 декабря 1986г., отменившее постановление от 30 июня 1945 г., ввело практически полную свободу цен на товары и услуги. Оно отменило право правительства в любой момент вмешиваться в процесс ценообразования. Это означало свободное формирование цен в процессе конкуренции.
Исключение  из свободного ценообразования составляют отрасли, где регламентация необходима (здравоохранение, общественный транспорт) . Вмешательство администрации в процесс формирование цен допускается при кризисной ситуации, чрезвычайных обстоятельствах, национальном бедствии, а также при внезапных и резкий нарушениях ценообразования, требующих срочных мер для исправления положения. Срок, в течение которого общественные власти в лице Государственного совета Франции правомочны вмешиваться, ограничен шестью месяцами. При этом временная регламентация цен вводится лишь после консультации с Советом по конкуренции и Национальным советом по потреблению. В стране законодательно определены общие принципы свободного ценообразования и основные условия, при которых они могут реально осуществляться. Первым и важнейшим условием является наличие свободы выбора товара или услуги и продавца. Должна быть обеспечена и достоверная информация о продаваемых товарах.
Либерализация цен не означает полного невмешательства государства в процесс ценообразования. Переход от политики прямого вмешательства на микроуровне к системе глобального регулирования для экономики Франции означает лишь изменение формы вмешательства (переход от жесткого "дирижизма" к методам косвенного воздействия на рынок и цены) . Поэтому не случайно, что одновременно было принято постановление о ценовой конкуренции в промышленности, в соответствии с которым запрещалось создание любых союзов производителей, импортеров, оптовых и розничных торговцев. Запрещались также заключения любых соглашений о "минимальных ценах", либо о "рекомендуемых ценах" на товары. Либерализация цен привела к необходимости изменения структуры государственных регулирующих органов. До 1986 г. в составе Министерства планирования и финансов органы ценообразования были представлены самостоятельным департаментом, а после 1986 г. он был преобразован в Совет по конкуренции, куда вошли на правах отдела органы по государственному регулированию цен и ценовой конкуренции. На Совет возложена обязанность оценивать правильность экономических поступков предприятий, определять их соответствие нормам законодательства, следить за соблюдением правил конкуренции и ценообразования.
Совет по конкуренции может применять  следующие санкции: 1) предписать предприятию или лицу прекратить инкриминируемую деятельность в течение определенного срока; 2) наложить на предприятие или лицо денежный штраф, максимальная величина которого составляет 5% торгового оборота предприятия-нарушителя; 3) потребовать от нарушителя опубликовать приговор Совета в определенных журналах.Все эти меры могут применяться в комплексе, они не являются взаимоисключающими.Меры, применяемые Советом по конкуренции, можно назвать общественными мерами. Если предприятие, ставшее жертвой антиконкурентной политики, потребует возмещение ущерба, то оно должно
обратиться  с этой просьбой в суд.
В настоящее  время во Франции имеется около 3 тыс. государственных контролеров  по ценам. Их основная задача - контроль за государственной дисциплиной цен.Существует разветвленная система общественного контроля за качеством товаров и ценами. Под эгидой общества потребителей работают несколько частных институтов по экспертизе различных товаров. Надо отметить, что если раньше блокировку цен осуществляло правительство Франции, то с 1986 г. эти решения принимаются парламентом республики.
По оценкам  французских экономистов, либерализация цен дала хорошие результаты. Общий индекс потребительских цен за 1985-1989 вырос на 11,9%, что равняется в среднем на 2,8% в год, т.е. за период либерализации цен инфляция в экономике Франции находилась на нормальном уровне. Это доказывает то, что на данном этапе французская экономика в состоянии сама себя регулировать, то есть государственное вмешательство не несет на себе основную нагрузку по поддержанию темпов экономического роста. По сути в этом находит свое отражение неоклассическая модель, которая провозглашает невмешательство государства в экономику. Я считаю, что государство должно для наилучшего экономического развития время от времени чередовать применяемые модели. В принципе так и происходит. Консерваторы сменяют социалистов, и наоборот. Это дает стимул к развитию обоих моделей (имеется в виду вмешательство и невмешательство государства) . Экономическое развитие идет по спирали, и, может быть, через одно-два десятилетия во Франции опять будут предоставл
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.