На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Макростратигическое планирование

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 12.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
1. Макростратегическое планирование в системе государственного регулирования экономики.       
1.1 Сущность государственного  регулирования экономики в системе___________________________________________________________21.2 Содержание макроэкономического планирования____________________8
2. Процедуры макростратегического планирования. Макроэкономическое прогнозирование. Стратегическое программирование___________________14
3. Организация планирования  на макроуровне в Российской Федерации_______________________________________________________18
Практическое задание:SWOT-анализ_________________________________26
Список используемой литературы___________________________________36
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Макростратегическое планирование в системе государственного регулирования экономики.
1.1 Сущность государственного регулирования экономики в системе рыночных отношений.
Государственное регулирование  в рыночном хозяйстве - целенаправленное воздействие государства на микро - и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания  ее стабильности или изменения в  нужном обществу направлении. В системе  мер государственного регулирования  выделяют различные стороны - практическую и научную. Практический опыт - это  совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования. Теоретический  аспект - систематическое научное  исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. К  научным подходам относится разработка моделей и прогнозов. Важной задачей  научного аспекта является формирование экономического мышления. Государственное регулирование экономики представляет собой воздействие государства в лице государственных органов на поведение экономических субъектов с целью отстаивания государственных и общественных интересов, путем изменения законодательства, системы налогообложения, таможенных пошлин, валютных курсов, применения других инструментов ограничения, или, наоборот, мотивации той или иной деятельности.         Необходимость государственного регулирования рыночной экономики связана с двумя причинами:          с внутренними пороками рыночного хозяйства, неспособного, по мнению многих западных экономистов, «учитывать общественные или коллективные потребности человека» в социальной защите, обеспечении обороноспособности страны и т.д.;
отсутствием в рыночной системе  идеально функционирующих саморегуляторов в лице большого и регулярного спроса, неограниченного числа субъектов хозяйственной деятельности, абсолютной мобильности факторов производства, свободной конкуренции покупателей и продавцов и др. Из истории функционирования рынка известно, что достичь указанных условий на практике в полном масштабе не удается.    Поэтому возникают и обостряются экономические и социальные проблемы, которые не могут быть решены автоматически на базе свободной конкуренции. Возникает необходимость значительных инвестиций в малорентабельные или нерентабельные с точки зрения частного капитала проекты, но необходимые для продолжения воспроизводства в национальных масштабах, например, в защиту окружающей среды. Отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требуют активного участия государства в общественной жизни.   
 
 Объекты экономической  политики государства
Объектами экономической  политики или государственного регулирования  выступают различные виды деятельности всех субъектов хозяйствования страны, начиная от семей, предпринимателей, предприятий и т.д. и заканчивая государством в целом.
Субъекты хозяйствования в соответствии с рассмотренными ранее видами структур экономики  можно классифицировать следующим  образом:
а) с позиций воспроизводственной  структуры экономики:
- источники формирования ВВП;
- направления использования ВВП;
б) с позиций отраслевой структуры экономики выделяются различные отрасли народного  хозяйства страны, в том числе:
- промышленность (электроэнергетика, нефтяная промышленность, нефтеперерабатывающая промышленность, газовая промышленность, угольная промышленность, геолого-разведочная отрасль, черная металлургия, цветная металлургия, химический комплекс, медицинская промышленность, машиностроение, лесопромышленный комплекс, промышленность строительных материалов и изделий, легкая промышленность);
- агропромышленный комплекс (сельское хозяйство, пищевая промышленность);
- транспорт;
- связь;
- строительство;
- социальный комплекс;
в) с позиций региональной структуры экономики выделяются:
- субъекты РФ в соответствии с федеральным устройством России;
- регионы в лице экономических районов (Северный, Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Калининградская область, районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);
г) с позиций социально-экономической  структуры экономики выделяются:
- государственный сектор, т.е. совокупность проводящих экономическую деятельность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами;
- негосударственный сектор, представленный экономическими субъектами с частной, смешанной и прочими формами собственности.
Поскольку каждый экономический  субъект в процессе своего функционирования осуществляет множество видов разнообразной деятельности: инновационную, инвестиционную, производственную, сбытовую, внешнеэкономическую и др., постольку объекты государственного регулирования формируются на стыке классификационных признаков субъектов экономики и видов их деятельности. Объектов государственного регулирования великое множество, например:
1) процессы воспроизводства  в отраслевом и региональном  срезе, включая проблемы накопления  капитала;
2) процессы структурной  перестройки экономики, рассматриваемые  также в различных срезах;
3) процессы разгосударствления, демонополизации и приватизации  госсобственности;
4) процессы формирования  конкурентной среды и развития  системы предпринимательства;
5) процессы развития трудовых  отношений и социальной защиты  населения;
6) процессы функционирования  окружающей среды;
7) внешнеэкономические процессы  и т.д.
 

Функции и инструментарий государственного регулирования
Исходя из целей, государственное  регулирование выполняет важные функции в рыночной экономике. Рыночная экономика, основанная на частной собственности, не может функционировать без  необходимой законодательной базы. Должна быть обеспечена неприкосновенность частной собственности, гарантированы  соблюдение заключенных частных  контрактов и защита граждан от произвола  бюрократии. Поэтому важнейшей функцией государства является создание правовой основы функционирования и развития экономической системы. Это реализуется  через законодательство о собственности, налогах, предпринимательстве, внешнеэкономической  деятельности, антимонопольные законы и др. Государство должно создать  такой экономический "фон", который  обеспечил бы благоприятные условия  для субъектов рыночной экономики.  Рыночный механизм сам по себе в "чистом виде" не позволяет своевременно выявлять преимущества стран в конкурентной борьбе, быстро концентрировать ресурсы для приоритетного развития соответствующих отраслей, ускоренной структурной перестройки промышленности. Это функция государственного регулирования экономики. Одна из главных функций государственного регулирования - активизация, интенсификация прежде всего инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности, при обеспечении стабильности национальной валюты. Это достигается мерами финансовой, денежной и кредитной политики. Функцией государственного регулирования является воздействие государства на распределение доходов в обществе. Как известно, рынок признает лишь один критерий распределения доходов - итог участия в конкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Поэтому справедливыми считаются как высокие доходы тех, кто преуспел в конкуренции, так и низкие тех, кто потерпел неудачу. Понадобилось определенное время, чтобы общество осознало и признало, что распределение доходов, справедливое с точки зрения рынка, несправедливо в общечеловеческом плане. Требуются и меры социальной защиты населения.  В теории и практике государственного регулирования важное место занимает инструментарий государственного регулирования. Одним из инструментов являются законодательные и правовые документы, издаваемые государством. Здесь прежде всего имеется в виду промышленное и банковское законодательство, при помощи которого государство пытается поддерживать определенную структуру - степень монополизации рынка; тарифно-таможенные механизмы, очерчивающие границы национальных систем государственного регулирования; трудовое законодательство, регламентирующее условия и правила купли-продажи рабочей силы; наконец, различные государственные стандарты, регулирование условий эксплуатации окружающей среды.      Материальной базой и важным инструментом государственного регулирования являются государственная собственность и государственное предпринимательство. Государственная собственность используется в качестве базы для достижения как долгосрочных, так и конъюнктурных, антициклических целей государственного регулирования. К числу структурных целей относятся освоение капиталоемких и рисковых направлений НТП, решение ряда региональных задач (освоение неразвитых территорий, строительство новых и перевод уже существующих предприятий в депрессивные районы).       Государственная собственность используется для регулирования социальных процессов. Инструментами государственного регулирования выступают финансовая, денежно-кредитная, промышленная, структурная и научно-техническая политика. С помощью последних (промышленной, структурной и научно-технической) обеспечивается стимулирование и достижение экономического роста, макроэкономической сбалансированности.         Социальная политика и внешнеэкономическое регулирование являются мерами государственного регулирования, не уступающими по значимости вышеперечисленным инструментам. С помощью социальной политики обеспечивается достижение социальной безопасности, относительно справедливого распределения доходов.    Внешнеэкономическое регулирование включает в себя торговую политику государства, управление валютным курсом, систему внешнеторговых тарифов, квот, лицензий.      Для каждой страны набор инструментов и степень вмешательства государства не являются универсальными. Есть специфика, отличия, применение тех или иных инструментов только в данной стране или группе стран.
1.2 Содержание макроэкономического планирования
Стратегическое  планирование
Экономические, демографические, социальные, технологические, экологические  процессы отличаются длительностью  и значительной инерционностью. Смена  преобладающих поколений людей (в  активном возрасте) происходит примерно раз в 30 лет, поколений техники - раз  в 10 лет, технологических укладов - раз  в 45-55 лет. От начала разработки инвестиционного  проекта до окупаемости инвестиций проходит обычно от 3 до 10 лет. Структурные  сдвиги в экономике также требуют  немалого времени. Поэтому в государственном  регулировании экономики нельзя ограничиваться годовым горизонтом. Необходимы долгосрочные и среднесрочные  планы, которые направлены на решение  крупных стратегических задач.         Стратегический план имеет, свои особенности по сравнению с текущим индикативным планом. Во-первых, он должен охватывать достаточно продолжительный период, чтобы иметь возможность решать крупные стратегические задачи социально-экономического развития. Во-вторых, его показатели имеют укрупненный, обобщающий характер, ибо детали невозможно и нецелесообразно предусматривать на длительный период. В-третьих, этот план может иметь вариантный характер, предусматривать альтернативные сценарии на перспективный период в зависимости от тенденций изменения внутренних и внешних факторов развития. В-четвертых, стратегический план может и должен периодически пересматриваться, корректироваться, продлеваться с учетом изменений конъюнктуры или при переходе от фазы к фазе экономического цикла.  Стратегический план, особенно долгосрочный, охватывает несколько фаз экономического цикла, а то и несколько сменных среднесрочных экономических циклов.         Система показателей стратегического плана должна носить укрупненный, обобщенный и в тоже время достаточно полный, системный характер, позволяющий отражать все основные параметры развития системы. На федеральном уровне стратегический план должен характеризовать процессы:демографического развития, возможности ослабить или преодолеть тенденцию к депопуляции, преобладающую в большинстве регионов и угрожающую будущему страны;      
социального развития, динамики уровня и качества жизни населения, развития, образования и подготовки кадров, культуры, здравоохранения, социального  обеспечения;
экономического развития, темпов роста ВВП, структурных сдвигов  в экономике, динамики инвестиций, уровней  инфляции, укрепления финансово-кредитных  институтов, улучшения системы управления экономикой;
научно-технического прогресса, динамики науки и инноваций, мер  по модернизации экономики на основе освоения и распространения новых  поколений техники и технологических укладов, развития информационной сферы и т.д.;
экологического развития, показателей воспроизводства и  охраны природных ресурсов
территориального развития, т.е. сближения уровней социально-экономического развития субъектов Федерации и  федеральных округов, решения межрегиональных  проблем
федерального значения;
внешнеэкономических связей, т.е. осуществления интеграционных мероприятий в рамках СНГ, Евразийского экономического сообщества, Союза Беларусь-Россия, улучшения показателей экспорта и импорта, погашения внешнего долга, ожидаемых изменений валютного  курса рубля, развития международного туризма и т.п.       Все эти показатели взаимосвязаны, влияют друг на друга, поэтому в стратегическом планировании используются межотраслевой батане, другие макромодели, позволяющие отражать сложные цепные взаимосвязи подсистем национальной экономики на перспективный период. Необходимо содействовать развитию стратегического мышления у государственных служащих, овладению ими существом и методами стратегического планирования.
 
 Место прогнозирования  в системе государственного регулирования  экономики.
Прогнозирование есть составная  часть системы государственного регулирования экономики, призванная выявить важнейшие проблемы и  определить направления развития страны. Результаты прогнозных расчетов используются государственными органами для выработки  и обоснования социально-экономической политики государства.    Разработка экономических прогнозов является важной и необходимой частью системы управления социально-экономическими процессами, как страны в целом, так и для каждого субъекта Российской Федерации.
В состав разрабатываемых  прогнозных документов входят:  Частные прогнозы, отражающие изменение отдельных сфер социально-экономической жизни, таких как:      демографическая ситуация в стране,     состояние природной среды, включая такие сферы как разведанные запасы природных ископаемых, земельные, водные и лесные ресурсы,  состояние научно технических достижений и их внедрения в производство,          величина и динамика спроса населения на товары и услуги, прогнозы развития отдельных отраслей народного хозяйства, территорий и других общественно значимых сфер деятельности.  Комплексный экономический прогноз, отражает будущее развитие экономики страны как целостного образования. К комплексным прогнозам можно также отнести прогнозы регионов страны, а также крупных народнохозяйственных и территориально-производственных комплексов. Еще одним видом комплексного прогноза может рассматриваться прогноз развития государственного сектора экономики.    Разработка комплексного экономического прогноза преследует две цели:             Во-первых, он должен предоставить правительству информацию для принятия решений в области экономической и социальной политики.  Во-вторых, его показатели служат основой для разработки показателей проекта государственного бюджета страны.      Ни одно хозяйственное, а тем более стратегическое решение не может быть принято и выполнено без предвидения возможных последствий, без выбора стратегических приоритетов, целенаправленных действий по их реализации. Тем самым государство выполняет не только функцию общего регулирования экономической жизни, но и свою стратегически-инновационную функцию, определяющую направления структурных сдвигов и инновационного развития с учетом перспектив развития страны и ее места в мировом хозяйстве.        Прогнозирование выполняет три основных функции в государственном регулировании рыночной экономики:
1) предвидение возможных  тенденций и цикличных колебаний  социально-экономического развития  страны или региона в контексте  общемировой динамики и направлений трансформации Общества;   2) предвосхищение вариантов и возможных последствий принимаемых стратегических и тактических решений в области социально-экономического, научно-технического, экологического, внешнеэкономического, территориального развития;         3) своевременное внесение корректив или отмена решения, если этого потребуют изменившиеся условия окружающей среды, новая конъюнктура внутреннего и внешнего рынков.      Экономическое и социальное развитие многогранно, многофакторно и противоречиво. Поэтому и прогнозы обычно - многовариантные, чтобы оценить возможные перемены. Это особенно важно в условиях переходных, кризисных этапов в развитии экономической системы, когда она становится неустойчивой, и подчас достаточно стечения случайных обстоятельств, чтобы траектория динамики системы резко изменилась.
 
 Стратегическое программирование     Стратегическое программирование "индикативное планирование", система государственно-монополистического регулирования экономики на основе комплексных общехозяйственных программ, отражающих предпочтительный вариант развития общественного производства и стратегическую концепцию социально-экономической политики. Возникло после 2-й мировой войны во Франции, Нидерландах, Норвегии, Японии; в 50-60-х гг. 20 в. получило распространение в Швеции, Финляндии, Великобритании, Италии, Бельгии, ФРГ, Испании; в 70-х гг. - в США и Канаде. Программирование экономическое носит индикативный, т. е. рекомендательный, характер: показатели программ представляют собой общие ориентиры развития.      Программирование социально-экономического развития как метод государственного регулирования носит характер более узкий и конкретный, чем стратегическое и индикативное планирование. Оно используется для концентрации сил и средств на реализации выбранных стратегических приоритетов. Целевая программа - это система взаимосвязанных по целям, ресурсам и срокам мероприятий, обеспечивающая реализацию приоритета социального, экономического, научно-технического или экологического развития в заданные сроки и с максимальным эффектом. Целевое программирование является сердцевиной стратегического управления и выполняет в рыночной экономике такие функции, как выявление узловых точек (приоритетов) социально-экономического развития, позволяющих решать крупные стратегические задачи, концентрация сил и средств на решении ограниченного числа стратегических задач, взаимная увязка программ между собой и с остальной экономикой. Последнее необходимо, чтобы обеспечить устойчивый экономический рост, повышение уровня и качества жизни населения, улучшение экологической обстановки, сближение уровней территориального развития.       Метод целевого программирования используется на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, а также в деятельности объединений - холдингов, консорциумов, финансово-промышленных групп, крупных предприятий. Возможны и межгосударственные программы, например, для решения значимых проблем в рамках СНГ.      Таким образом, прогнозирование, стратегическое и индикативное планирование и социально-экономическое программирование неразрывно связаны, выполняют важнейшие функции в рыночной экономике и играют ключевую роль в государственном регулировании ее развития. 
2. Процедуры макростратегического планирования. Макроэкономическое прогнозирование. Стратегическое программирование. 
В зависимости от конкретно-исторических обстоятельств, национальных условий  и господствующих в обществе экономических  концепций во многих странах происходит интенсивная апробация различных  методов государственного воздействия  на хозяйственные и микрохозяйственные процессы. Одни из этих методов теряли свое первоначальное значение, другие, наоборот, приобретали вес и признание, выходя на передний план. Но каждый играл свою особую роль. По мере значимости и масштабам воздействия на экономику можно выделить такие методы государственного регулирования, как прогнозирование и экономическое программирование.        Для принятия грамотных экономических решений государство нуждается в научно обоснованном прогнозе. Задача такого прогноза – дать объективное, достоверное представление о том, что произойдет в экономике при тех или иных условиях. В прогнозировании экономики можно выделить четыре этапа.            1 этап прогноза – так называемый «поисковый» прогноз. Он показывает, каким может быть развитие экономики (или ее отдельной подсистемы) при условии, что характер государственного воздействия на экономические процессы останется неизменным. Другими словами, общество получает ответ на вопрос: что будет, если не принимать никаких мер государственного воздействия?        2 этап – это разработка «нормативного», или «целевого», прогноза, в котором государство определяет цель развития экономики страны. Например: достичь определенного уровня потребления материальных благ на душу населения или достичь «критической» массы малых предпринимателей в экономике и т.д. Эти цели становятся своего рода нормативов, от которого начинается вся цепочка расчетов. Поэтому для постановки реальных целей необходимо иметь достоверную информацию, основу для которой дает так называемый «поисковый прогноз». Он определяет параметры будущего развития. «Поисковый» и «нормативный» прогнозы тесно взаимоувязаны.  3 этап – подготовка для правительства конкретных предложений и рекомендаций по использованию тех или иных экономических регуляторов, которые побуждают государство вести хозяйственную деятельность, адекватную его политике. Существуют 3 группы таких экономических регуляторов:          Налоги, налоговые льготы, нормы и порядок начисления амортизации, процент за кредит, таможенные сборы и т.д.;     Финансовые средства государства, бюджетные инвестиции, субсидии, дотации и т.д.;         Законодательно установленные ограничения материально-вещественных потоков: лицензии, квоты, контрактные государственные заказы.           Оперируя экономическими регуляторами, государство стремится максимально приблизить развитие экономики к показателям «нормативного прогноза», но так, чтобы ни в коей мере не блокировать механизм рынка.  4 этап – корректировка «нормативного прогноза» с учетом действия выбранных экономических регуляторов.       Выделение таких этапов в процессе прогнозирования есть первое методологическое требование ко всей работе по составлению прогнозов государствам. Второе методологическое требование к такого рода работе – это составление сценария и вариантов самих прогнозов.   Сценарий прогноза включает в себя комплекс исходных условий: прогноз погодных условий, определяющих урожайность, прогноз общественно-политической, внешнеэкономической, международной ситуаций, прогноз правовых условий и т.д. Вариантов прогноза может быть очень много, нужны прогнозы любого уровня, любой совокупности, развития видов производств, территорий, отраслей и т.д., но следует разумно ограничивать их число, иначе принять решение будет сложно.  Почему пятилетние планы в советской хозяйственной системе оказались, по сути, невыполнимы? Потому, что прогноз отражал не реальность, а принцип «надо». Он не учитывал реальной социально-экономической ситуации в стране, потребностей населения, внутренней и внешней экономической среды, в условиях которой функционировала экономика. В социалистической практике отсутствовало прогнозирование последствий тех или иных решений, принимаемых правительством, что составляет одну из самых сильных сторон современного прогнозирования на Западе.           Наиболее продуктивным в практике прогнозирования рыночной экономики является сведение разных прогнозов в систему, в обобщающий прогноз. Перспективным считается следующий «набор» воздействующих прогнозов:           Прогноз последствий от разных ситуаций в стране и за рубежом;  Прогнозы развития таких сфер экономики, как финансы, денежное обращение, трудовые ресурсы и т.д.;      Социальные и политические прогнозы;     Прогнозы развития конкретных видов производства и отраслей; научно-технические прогнозы;     Внешнеэкономические прогнозы;      Экологические прогнозы;       Прогнозы развития отдельных производственно-управленческих и территориальных структур.         В цивилизованной рыночной экономике постоянно происходит периодическое уточнение и доработка составляемых прогнозов, существует система «скользящих» прогнозов, т.е. регулярно пересматриваемых в соответствии с изменениями условий жизни общества.   Наряду с краткосрочными методами воздействия на экономику (прогнозами) современное государство использует и долговременные методы ее регулирования (программы). Во многих европейских странах, в США, Японии и других регионах мира получил широкое развитие метод экономического программирования в масштабах все страны. Весьма разнообразные по срокам выполнения и по целям программы опираются на реальные факторы экономической жизни – правительственные и частные инвестиции, бюджетные субсидии и носят в основном индикативный (рекомендательный) характер. Например, во Франции отработан механизм составления пятилетних планов как системы конкретных показателей по объему производства, динамике национального дохода, модернизации промышленности, торговле, развитию инфраструктуры, сферы научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), подготовке рабочей силы, жилищному строительству. Государство стремится поддержать выполнение этих планов конкретным финансированием, активной структурной политикой.       Структурная политика государства преследует главную цель – обеспечить наиболее высокий уровень экономического роста на данном этапе развития национальной экономики. Сюда входит и стимулирование новой производственной структуры, адекватной НТП, и преодоление социально-экономической отсталости отдельных регионов; повышение эффективности и конкурентной способности национального капитала; активная поддержка мелкого и среднего бизнеса и предпринимательства; наконец, политика приватизации и разгосударствления, антимонопольное законодательство и т.д.
3. Организация планирования на макроуровне в Российской Федерации.
Индикативное планирование, получившее значительное развитие в  ряде промышленно развитых стран (Франция, Великобритания, Германия, Япония) в  послевоенный период, доказало свою достаточно высокую эффективность в качестве одного из средств государственного регулирования рыночной экономики.       В условиях рыночной экономики макроэкономическое планирование принимает форму индикативного планирования.   Индикативный план имеет рекомендательный характер. Он дополняется набором экономических инструментов, призванных стимулировать его реализацию {налоговая, кредитно-денежная политика и пр.). Главные достоинства индикативного планирования - снижение неопределенности при принятии решений, увеличение стабильности национальной экономики.         По своему содержанию процесс индикативного планирования схож с процессом консультирования, основными функциями которого являются информирование, ориентация и стимулирование. В отличие от директивного планирования индикативное планирование представляет собой равноправное взаимодействие хозяйствующих субъектов, их непосредственную вовлеченность в процесс управления экономикой при приоритете государственных интересов.         В России в силу специфики ее политического и социально-экономического развития наиболее целесообразно использовать стратегическую или даже, можно сказать, структурно-стратегическую форму индикативного планирования.       Структурно-стратегическая форма индикативного планирования предполагает разработку на федеральном уровне стратегического плана, структурированного на год, пятилетие и 15-летний период.  Основной целью долгосрочного индикативного плана, рассчитанного на 15-летний период, является ориентация долгосрочного развития страны в глобальном пространстве научно-технического и социально-экономического развития. Главной его задачей становится поиск и выбор стратегических направлений повышения конкурентоспособности национальной экономики. Основное значение в этом случае приобретают прогнозные расчеты по обоснованию приоритетных направлений НТП, которые формируют траекторию будущего экономического роста и открывают перспективные возможности для обеспечения социально-экономического подъема. С учетом этого необходимо устанавливать приоритеты долгосрочного социально-экономического развития страны, разрабатывать целевые научно-технические программы.         В среднесрочном индикативном плане, рассчитанном на 5-летний период, целесообразно определять приоритеты научно-технического и социально-экономического развития страны, характерные для среднесрочного цикла индикативного планирования. Данные приоритеты должны быть положены в основу определения желаемых пропорций национальной экономики и разработки целевых программ.   Важной задачей среднесрочного цикла индикативного планирования должно стать, с одной стороны, определение возможных диспропорций и узких мест, затрудняющих социально-экономическое развитие страны, а с другой, - поиск новых горизонтов, открывающихся вследствие глобального НТП и развития мирового хозяйства. В процессе сопоставления проблемных ситуаций и реальных возможностей их разрешения необходимо выработать стратегию повышения конкурентоспособности национальной экономики, мероприятия по реализации которой и должны составлять содержание среднесрочного индикативного плана социально-экономического развития страны.            Кроме того, в рамках среднесрочного индикативного плана существенное значение приобретают перспективные территориальные пропорции развития национальной экономики, определение которых должно служить основой для формирования приоритетов региональной социально-экономической политики государства.      Годовое индикативное планирование (годовой цикл индикативного планирования) может включать характеристику основных макроэкономических параметров (ВВП, инвестиции, доходы, занятость населения и т.п.) и конкретные инструменты экономической политики (налоги, таможенные пошлины, процентные ставки, регулируемые цены и т.п.).             Между тем Россия является единственным государством, которое в отличие от развитых стран, начинающих планирование своего социально-экономического развития с определения социально-экономических приоритетов и целеполагания, использует на практике только краткосрочное прогнозирование на основе методов экстраполяции и отдельные элементы нормативного планирования, основывающегося на установках МВФ. В результате этого цели подменяются средствами их достижения, отсутствует обоснованная и четко сформулированная стратегия развития национальной экономики, доминируют краткосрочные коммерческие интересы.  В связи с этим необходимо внести кардинальные изменения в технологию формирования плана социально-экономического развития страны. На федеральном уровне должен разрабатываться индикативный план стратегического характера или просто стратегический план, в рамках которого формулируются важнейшие стратегические цели развития российской экономики и общества в целом, реализация которых на практике позволит осуществить прорыв во всей экономической системе.   Кроме того, в период переходной экономики разработка стратегического плана не требует обеспечения материально-финансовой сбалансированности, что в указанный период и не представляется возможным. Более того, в условиях переходной экономики стратегическое планирование может успешно сочетаться с административными методами государственного регулирования экономики. Это относится в основном к предприятиям государственного сектора экономики, а также к предприятиям частного сектора, которые принимают непосредственное участие в разработке и реализации государственных целевых программ.   В отличие от плановых директив, практиковавшихся в условиях административно-командной экономики, индикативные планы в условиях смешанной экономики не могут содержать обязательных для выполнения заданий хозяйствующим субъектам и должны разрабатываться с участием и учетом предложений деловых кругов и специалистов. Другими словами, индикативный план должен рассматриваться как результат широкого общественного обсуждения путей развития национальной экономики и общества в целом. Целью его разработки является формирование общенационального консенсуса в отношении определения приоритетов социально-экономического развития страны. Индикативный план способствует свободному целеполаганию хозяйствующих субъектов и выполняет для них функцию ориентира, указывающего перспективные направления социально-экономического развития.    Особую роль индикативный план играет по отношению к предприятиям государственного сектора экономики. Причем в зависимости от формы собственности к ним могут применяться различные технологии планирования.           По отношению к казенным предприятиям, по обязательствам которых государство несет полную ответственность, необходимо применять жесткие процедуры директивного управления в соответствии с установленными государством целями их развития.        Для предприятий, за деятельность которых государство несет ограниченную ответственность, целесообразно применение менее жестких процедур планирования, то есть главным образом принятие стратегических решений в управлении инвестиционной политикой и активами.  Отношения государства с коммерциализированными государственными предприятиями со смешанной и совместной с иностранным капиталом собственностью в основном должны строиться на тех же принципах, что и с предприятиями частного сектора экономики. Главное отличие может состоять в более широкой номенклатуре продукции и более широком круге заданий, которые содержатся в контракте, более строгой обязательности заданий, особенно включаемых в государственный индикативный план и государственные целевые программы. Однако конкретные методы привлечения таких предприятий к выполнению государственных заданий должны носить преимущественно характер стимулирования.           В настоящее время, учитывая неполноту и недостоверность информации, индикативный план может разрабатываться на три года. При этом большое значение приобретает функция государства как предпринимателя-собственника. Последнее обусловливается, с одной стороны, достаточно высоким удельным весом государственных и смешанных предприятий, а с другой, - недостаточным уровнем развития рыночной инфраструктуры. В связи с этим в части планирования государственного сектора экономики индикативный план, рассчитанный на три года, может предусматривать следующие группы показателей:
•      основные    показатели   деятельности    государственныхпредприятий;
•      основные экономические нормативы и льготы;
•      субсидии и льготы конкретным предприятиям;
•      объемы    производства   важнейших   видов   продукции,включенных в государственный заказ или государственные программы развития;
•      показатели развития производственной инфраструктуры,в том числе объем государственных капитальных вложений;
•      показатели развития социальной инфраструктуры, которые относятся к государственной  собственности;
•      показатели подготовки, переподготовки и повышения  квалификации кадров через систему  государственных центров и других организаций;
•      основные показатели развития государственных научныхучреждений;
•      объемы финансирования и ресурсного обеспечения фундаментальных  и важнейших прикладных исследований;
•      объемы финансирования государственных проектов;
•      объем  государственных капитальных вложений в создание новых государственных  предприятий, научных центров, технополисов и т.п.;
•      объемы ресурсов и доходов, которые подлежат перераспределению  на неэквивалентной основе;
•      доходы и  расходы госбюджета как основного  финансового плана.
Что касается частного сектора  национальной экономики, план может  включать:
•      обобщающие показатели развития важнейших отраслей экономики,        крупных        корпораций,        финансово-промышленных групп и ТНК;
•      объемы   производства   важнейшей   продукции   частныхпредприятий, которые включаются в контрактную системуи целевые государственные программы;
•      объемы целевых  инвестиций с целью рационализацииструктуры экономики;
•      субсидии и льготы, предоставляемые предприятиям частного сектора экономики, которые  действуют в соответствии с государственным планом. Такой план должен предусматривать и соответствующий инструментарий реализации, который может включать государственные программы, контрактную систему (государственные задания и заказы в рамках госбюджета) и систему экономических стимулов.   Переход к стратегической форме индикативного планирования, которая опирается на обоснованные государственные прогнозы развития экономики, позволит решить ряд перспективных задач социально-экономического развития нашей страны.
1. В рамках государственного  индикативного плана стратегического  характера производится выработка  четкой и обоснованной системы  стратегических приоритетов среднесрочного  и долгосрочного развития национальной  экономики. Представляется целесообразным, чтобы долгосрочные приоритеты  структурно-инвестиционной политики  формировались совместно с отечественными  производителями при ориентации  не только на текущие, но  и на перспективные конкурентные  преимущества национальной экономики.  Следовательно, государственный  индикативный план по своей  сути должен быть планом консолидированных  действий государства и частного  капитала.     2.Разработка   государственного   индикативного   плана требует значительного повышения обоснованности государственных прогнозов развития экономики, которые опираются на конкретные производственные и инвестиционные цели отечественных производителей.    3. Осуществление мер государственного регулированияэкономики, адекватных целям государственной экономической политики, которые направлены на привлечение капитала для реализации проектов структурно-инвестиционной перестройки производства, создание благоприятных условий для инновационно-технологического обновления отечественных предприятий, восстановление и повышение конкурентоспособности отраслей традиционной специализации экономики.      4. Усиление роли государства в обеспечении и поддержании благоприятного инвестиционного климата, аккумулирование финансовых ресурсов, необходимых для реконструкции отечественной промышленности.
В заключение необходимо отметить, что стратегическая форма индикативного  планирования наиболее приемлема и  целесообразна для России, поскольку  она максимально соответствует  специфике нашей страны и может  стать основным, приоритетным фактором формирования новой системы государственного регулирования экономики.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
SWOT-анализ деятельности  и стратегия его развития
 
2.1 Краткая характеристика  предприятия
 
Самарское отделение Сбербанка России создано приказом № 8 СБ РФ от 28 марта 1991 года для работы с акционерами и клиентами Сбербанка.
Самарское отделение 8618 является структурным подразделением Сберегательного банка России, то есть входит в единую организационную структуру Сбербанка России и является его филиалом, осуществляющим функции Сбербанка РФ на территории Самарской области.
На сегодня завершился период становления Самарского отделения и стоит задача обеспечения дальнейшего качественного и количественного роста, гарантий и стабильности.
Современный Сбербанк - это  универсальное предприятие. Осуществляя "пакетное" обслуживание, Сбербанк стремится развивать как можно больше видов услуг. Реализация банковских продуктов и услуг- важнейший этап деятельности любого банка в условиях рынка. Целью политики банка и всех его служб является привлечение клиентуры путем расширения сферы сбыта своих продуктов и услуг, завоевание рынка и в конечном итоге увеличение прибыли.
В настоящее время конкуренция  на банковском рынке возросла настолько, что для того чтобы выжить, банки  должны научиться продавать полный набор банковских продуктов и  услуг, т.е. создавать своего рода банковский универмаг с обслуживанием клиента  с одного прилавка. Широкая диверсификация операций позволяет банкам, как сохранить  клиентов, так и увеличить их число  за счет притока новых.
Сегодня коммерческие банки  способны предложить клиенту до 200 видов  разнообразных банковских продуктов.
Многофилиальная сеть Сбербанка  России и наличие уникальной системы  расчетов позволяют обеспечить стабильное и своевременное выполнение поручений клиентов по переводам вкладов, а также наличных денег в любой филиал Сбербанка на территории России для зачисления на счета по вкладам как на имя самих клиентов, так и на имя других лиц.
Филиалы Сбербанка России осуществляют переводы вкладов, а также  наличных денег в иностранной  валюте за границу.
В филиалах Сбербанка России осуществляется прием платежей населения  в пользу государственных и с  иными формами собственности  предприятий, учреждений и организаций, платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, добровольных взносов граждан.
Банк может от имени  СБ РФ выполнять следующие банковские операции и услуги:
    прием, выдачу вкладов и других видов сбережений;
    прием платежей от клиентов;
    долгосрочное и краткосрочное кредитование физических и юридических лиц;
    продажу, покупку и управление госу
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.