На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Понятие культура

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 12.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                          1. Генезис понятия «культура»
             Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженные в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в созданных ими материальных и духовных ценностях.
     В современной науке не существует целостного и универсального понимания  феномена культуры. Согласия в том, что такое культура нет и по сей день. При более глубоком рассмотрении вопроса обнаруживается лишь еще большее разнообразие. Разноплановые определения понятия «культура» связаны с тем или иным направлением в изучении теоретической концепции, используемой различными исследователями.
     В обыденном представлении понятие  «культура» существует, прежде всего, как показатель образованности, воспитанности, следование нормам этикета, с одной стороны, как определенный образ жизни, преимущественно городской, с другой, и как система культурных институтов и учреждений (театров, библиотек, музеев и т.п.), с третьей. Однако во вненаучных взглядах на культуру происходит смешение и подмена понятий. В них объединяются понятие «культурность», область социального бытования культуры и т.п.
     Одно  из самых первых научных определений  культуры было основано на разграничении сферы природы и сферы культуры. Под первой понимали мир, существовавший и существующий вне желаний, воли, деятельности человека, тогда как вторая сфера возникает и существует благодаря и в связи с человеком, будучи созданной им искусственно. Это был мир, в котором присутствовали: искусственные орудия труда и использование огня; речь как способность осознавать и передавать с ее помощью смысл предметного и непредметного мира; система запретов, с помощью которых человек преодолевал в себе животное начало; сообщества, объединенные осознанием смысла подобного объединения. В современной науке отношения между природой и культурой носят более сложный, не столь прямолинейный характер, и зависимость развития культуры от антропогенного фактора ставится под сомнение.
     Уже в античную эпоху сформировался  ряд понятий, так или иначе  связанных с современным пониманием культуры. Прежде всего, это слово  «пайдейя», которое можно перевести  как воспитание и образование, но правильнее говорить о целой системе  культурных ценностей, получаемых ребенком через пайдейю, что означает, по Платону - руководство к изменению всего человека в его существе. Человек, воспитанный в данной педагогической системе, становился неким идеалом человека, культурным человеком, как мы бы сегодня сказали. Для эллина национальный признак был не слишком важен, пайдейя была вненациональной. Прохождение пайдейи было критерием разделения людей на культурных и некультурных, «наших» и «не-наших», или варваров. Приобщение человека к «миру Муз», аполлоническому началу (означавшее для древних греков собственно культурное пространство) происходило посредством мусеи.
     Существовало  еще одно слово, о котором необходимо упомянуть, - калокагатия, обозначавшее человека красивого, т.е. гармонично развитого  в физическом отношении и обладающего внутренней духовной красотой, а также твердого умственно. Греки одними из первых осознали, что помимо природного мира существует некая сфера, которую создают люди, свободные от физической работы. Сфера духа, ценности которой зависят не от природы, а от сознательного акта человека.
     Собственно  слово «культура» возникает в  древнеримскую эпоху. Этимологически слово «культура» восходит к латинскому colere, означавшему «возделывание, обработка», до сих пор сохранилось это  значение (злаковые культуры и др.); в более поздней форме которого - cultus - появляется новое значение «почитание». Новое, расширенное понимание слова «культура» встречается у римского оратора и философа Цицерона, который видел в термине «культура» смысл cultura animi, т.е. «возделывание,
                                                   
воспитание  души». Правда, автор «Тускуланских  бесед» имел в виду скорее философию, которая рассматривалась им не только как обработка или образование  ума, но его почитание, уважение и  поклонение ему.
     Древние греки под этим подразумевали  отличие от диких варварских племен. В Средние Века под понятием «Культура» подразумевалось стремление к божественному  идеалу. Просветители XVI-XVII веков имели в виду разумность человеческого общества.
     Не  вдаваясь в дальнейшие подробности генезиса понятия «культура», укажем, что классическое понимание смысла этого термина сформировалось в эпоху Просвещения и стало синонимом интеллектуального, нравственного, эстетического, то есть разумного, совершенствования человека в ходе его исторической эволюции. В этом значении понятие «культура» смыкалось с понятием «цивилизация». При этом необходимо отметить, что современное понимание культуры в целом отлично от обозначенного выше классического подхода и определяется как неклассическое. Родоначальниками такого взгляда на культуру, с известными оговорками, можно назвать романтиков и представителей «философии жизни» (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше). Романтики впервые отошли от понимания всеобщего и абстрактно-разумного характера культуры, перенеся акцент на индивидуальные формы проявления и существования культуры. Рационалистическим идеям Просвещения романтики противопоставили субъективную мощь человеческого творчества, которая не может быть ограничена никакими внешними условиями и обстоятельствами. Свобода личного самовыражения и есть душа культуры, придающая ей в каждую эпоху неповторимость, уникальность и индивидуальный образ. Корень культурно-философской позиции Шопенгауэра обнаруживается в трактовке образа человека как носителя воли и интеллекта. По мнению философа, пренебрежение к воле и переоценка роли интеллекта и создали культуру, которая в конечном итоге лишила человека его естественного природного основания.
     В XIX веке установились 4 основных понимания слова «культура»: уровень общего состояния ума; уровень интеллектуального развития целого общества; совокупность художественно-творческой деятельности; способ жизни материального и духовного плана. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2  Что такое   культура? Многообразие  определений  культуры.
        Понятие «культура» относится к числу фундаментальных в современном обществознании. Трудно назвать другое слово, которое имело бы такое множество смысловых оттенков. Для нас вполне привычно звучат такие словосочетания, как «культура ума», «культура чувств», «культура поведения», «физическая культура». «В обыденном сознании культура служит оценочным понятием и относится к таким чертам личности, которые точнее было бы назвать не культурой, а культурностью... В науке принято говорить о «культурных чертах», «культурных системах», развитии, расцвете и упадке культур.
             Американские культуроведы Альфред Кребер и Клайд Клакхон в их совместном исследовании, посвященном определениям культуры, отметили огромный и всевозрастающий интерес к этому понятию. Так, если, по их подсчетам, с 1871 по 1919 г. было дано 7 определений культуры (первое, как они считают, принадлежит выдающемуся английскому этнографу Эдуарду Тайлору), то с 1920 г. по 1950 г. у различных авторов они насчитали 157 определений данного понятия. В отечественной литературе готовность сопоставить различные определения культуры позволила
   Л.Е.Кертману насчитать более 400 определений. Сейчас число определений измеряется уже четырехзначными цифрами.
           Они  разбиваются на  несколько  групп. В первую вошли описательные определения. Например, культуры – это сумма всех  видов деятельности, обычаев,  верований. Во  вторую – те определения, которые связывают культуру  с традициями  или социальным  наследием общества. Культура – социально унаследованный  комплекс  практики и верований, определяющий  основы  нашей  жизни. В  третий  группе  подчёркивались  значение  для  культуры  правил,  организующих человеческое  поведение. В  других случаях  учёные  понимали  культуру,  как  средство  приспособления  общества  к  природной   среде  либо  подчеркивали,  что  она – продукт  деятельности   людей.
        В повседневной  жизни  понятие  культуры  употребляются  как  минимум в трех  значениях.
        Во-первых,  под культурой  подразумевают   определенную  сферу  общества,  получившую  институциональное  закрепление.
      Во-вторых, под  культурой  понимается  совокупность духовных  ценностей и норм, присущих  большой  социальной группе, общности, народу  или  нации.
      В-третьих, культура  выражает  высокий  уровень  качественного развития  духовных  достижений.
                Чем можно объяснить такое многообразие трактовок? Прежде всего тем, что культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия. В той мере, в какой неисчерпаем и разнолик человек, многогранна, многоаспектна и культура. Нас не должно смущать множество определений. Каждый исследователь обращает внимание на одну из сторон самого феномена. Кроме того, и сам подход к культуре обусловлен во многом исследовательскими установками. Культура нередко оказывается объектом изучения со стороны не только культуроведов, но и философов, социологов, историков, аксиологов.
      Определение  понятия  «культура» нельзя  дать  одним  определением  их множества  среди тех определений, которые главным принципом своего рассмотрения делают результаты человеческой деятельности, есть несколько вариантов — от предельно широкого до наиболее узкого. Эта система определений в качестве культуры рассматривает только результаты человеческой деятельности. Среди них мы выделим надприродное, аксиологическое (ценностное) и нормативное определения культуры (см.          схему 1). 

        Схема №1                                                                          
      Наиболее  распространенным является взгляд на культуру, который противопоставляет ее природе. Такой тип определения культуры называют надприродным. В системе надприродного определения культура - все, что создано человеком, вся система материальных и духовных явлений.
      Для того, чтобы понять, как соотносятся  созидательные и разрушительные тенденции в системе надприродного определения, вводятся дополнительные градации культуры, выделяются различные ее уровни. Вся система культуры предстает в подвижном разделении на высокую, примитивную, архаическую, обыденную, народную, массовую и маргинальную культуру.
      Высокая культура — это непревзойденные образцы человеческой деятельности, включающие в себя гениальные открытия, изобретения, уникальные произведения искусства, подвиги духа, осуществленные идеалы своего времени, то, что представляет собою гордость любого народа и человечества в целом. Явления высокой культуры неповторимы, но могут служить образцом для жизни и деятельности последующих поколений. Они часто воспринимаются как определенные ступени в развитии всего общества, как такие феномены, которые как бы фокусируют в себе достижения предыдущих поколений. Высокая культура — источник общечеловеческих ценностей и достижений, средоточие величия человеческого духа.
      Примитивная культура (лат. primitivus “первый, самый ранний”) охватывает простейшие действия, элементарные сведения о мире, опыт, который не требует особого понимания, произведения, не несущие глубоких мыслей, простейшие умения и навыки. Предметы, созданные примитивной культурой, основаны на первичном знании о мире, схватывающем лишь внешнее состояние вещей. Примитивное мышление поверхностно, обращено к тем сторонам действительности, которые доступны простому созерцанию.
      Архаическая культура (греч. archaios “древний”) включает в себя устаревшие, переставшие быть актуальными явления. Она сохраняет для последующих поколений все, что составляло жизнь человечества в древности, и позволяет проследить путь, проделанный человечеством к своему современному состоянию. Архаика не всегда примитивна, но и не обязательно выступает как образец высокой культуры. В ней может присутствовать и то, и другое: не просто старинные, но устаревшие обычаи и традиции, слова и выражения, орудия труда и быта, произведения искусства и художественные стили, убеждения и взгляды и т.д. . Архаическая культура — фундамент, лежащий в основании любой культуры, в ней обнаруживают себя истоки большинства культурных феноменов современности.
      Обыденная культура несет в себе все приметы повседневности, новые и старые, сложные и примитивные. К ней принадлежат как вещи, которые нас окружают, так и формы общения, привычки и навыки ежедневной деятельности, способы организации быта, труда и отдыха, менталитет отдельного человека и общества в целом. Обыденная культура складывается в обществе стихийно, впитывая в себя все наиболее устоявшееся, практически необходимое для человека, в некотором смысле она представляет собой образ жизни того или иного человека, социального слоя, общества в целом.
      Все упомянутые выше уровни культуры концентрирует  в себе народная культура. Не вдаваясь в глубокий анализ этого сложного явления, отметим только, что она — носитель традиций, вырабатывавшихся на протяжении многих веков, если не тысячелетий. В обществе практически нет сферы, которая различными связями не уходила бы в глубь народной культуры, народного сознания. Она включает в себя все способы практической деятельности народа, отношения с природой, умение, навыки, привычки и взгляды. Здесь и нормы языка, его лексика, грамматика, его образные выражения; это пословицы и поговорки, в которых заключен кладезь народной мудрости, приметы и наблюдения за природой; это особенности различных форм в искусстве, орнамент и традиции одежды, обычаи, нормы поведения и многое другое. Народная культура при всей своей стихийности отбирает и сосредоточивает в себе только то, что представляет ценность для народного самосознания и образа жизни, мало меняясь с течением времени. В ней чаще всего невозможно выделить конкретных авторов, есть только интерпретаторы. При этом народная культура оказывает самое непосредственное влияние на все другие уровни, формы и виды культуры общества в целом.
      Массовая культура — порождение двух взаимосвязанных и взаимообусловленных обстоятельств, сложившихся еще в прошлом веке: развития техники и все более усиливающегося отчуждения. Развитие техники привело к тому, что сначала человек оказался отчужденным от результатов собственного труда: он участвовал в их создании лишь частично, выполняя одну какую-либо операцию. Для такой работы не требовалось никаких особых знаний, работы мышления, сложных отношений с другими людьми.
      Низшим  уровнем культуры является маргинальная культура (лат. margo “край”, marginal “находящийся на обочине, с краю”), включающая в себя ту человеческую деятельность и ее продукты, которые находятся на тонкой грани, отделяющей общество от природы: за пределами этой грани — животное состояние. Это — все то, что унижает человека и его достоинство: расовая нетерпимость и насилие, нецензурщина и порнография, индустрия уничтожения людей, преступления и аморальное поведение, невежливость и невежество. В каждом обществе есть специфические группы людей, являющиеся носителями маргинальной культуры: это люди, по объективным причинам или в силу случайных обстоятельств оказавшиеся за пределами социума, различные асоциальные или антисоциальные группы, бандитские формирования и др. Маргинальная культура иногда становится формой стихийного протеста, свойственного человеку “толпы”, подверженной эмоциям разрушения.
      В свете аксиологического1 определения культура выступает как совокупность ценностей любого рода, как материальных, так и духовных. Для того, чтобы лучше понять особенности этого определения, нужно разобраться в том, что такое ценность. Обычно под ценностью понимается положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений, а также критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в принципах и нормах, идеалах, установках, целях.
      Если  мы понимаем ценность как значимость чего-либо для человека и общества, то наполняем это понятие субъективным содержанием, поскольку в мире нет  явлений, в равной степени значимых для всех без исключения. Существуют значимости личного характера, значимости, присущие определенному полу или возрасту, значимости каких-либо больших и малых групп людей, различных эпох и государств и так далее, вплоть до общечеловеческих. Но даже и они не обязательно становятся абсолютом, поскольку могут быть не востребованы или не восприняты в качестве значимости отдельным человеком.
      Некоторые теоретики, считая, что слишком велика мера субъективного в системе  идеалов, связывают культуру лишь с  нормами как наиболее устойчивым явлением. Так складывается нормативное определение культуры. Здесь культура выступает как система норм всех сторон существования человека: мышления, мировосприятия, деятельности и поведения. Эти нормы передаются в системе знания о мире, через существующие стандарты, они закреплены как в обычаях, традициях, так и разного рода нормативах или кодексах. Мы уже отметили, что термин “норма” может обозначать как жизненно необходимые условия человеческой деятельности, так и образцы поведения, мышления или действий людей в обществе. Считается, что нормы будут действенными только тогда, когда они соответствуют принятым в данном обществе или в группе людей ценностям и идеалам, по отношению к которым норма выступает как организующий или упорядочивающий их фактор. Нормы могут сохраняться не только традициями, но и устанавливаться законодательным путем.
      Однако  норма находится в явном противоречии с деятельностью, имеющей своей  целью создание нового. Сама по себе эта деятельность нормальна для  человеческого образа жизни, ибо если бы человек не был создателем, то он не выжил бы в суровом мире природы. Но именно в процессе созидания человек каждый раз преступал сначала естественные нормы существования, а затем и нормы, созданные человечеством. Любое творчество по своей сути — разрушение устаревших норм. Нормативное определение культуры исключает из нее творческий процесс, игнорирует “творимость” самой культуры. 
 
 
 

                          
 
 
 
 
 

                            3 Структура культуры и её  функции 

          Принято делить культуру на материальную и духовную соответственно  двумосновным  видам производства  -  материального и духовного.  Материальнаякультура охватывает всю сферу материальной  деятельности  и ее  результаты(орудия труда, жилища,  предметы  повседневного  обихода,  одежда,  средстватранспорта и связи и другие). Духовная культура охватывает  сферу сознания, духовного производства (познание, нравственность, воспитание и  просвещение, включая право, философию, этику,  эстетику,  науку,  искусство,  литературу,
мифологию, религию). Гармоничное развитие культуры естественно  предполагает  органическое единство материальной и духовной культур
         Культура включает в себя не только предметные  результаты  деятельности  людей (машины, технические  сооружения,  результаты  познания,  произведения искусства, нормы права и морали и  т.д.),  но  и  субъективные  человеческие  силы  и  способности,  реализуемые  в   деятельности   (знания   и   умения, производственные  и  профессиональные  навыки,  уровень   интеллектуального,   эстетического и  нравственного  развития,  мировоззрение,  способы  и  формы  взаимного общения людей в рамках коллектива и общества)  Культура,  если  ее рассматривать в широком плане, включает  в  себя  как  материальные,  так  и    духовные  средства  жизнедеятельности  человека,   которые   созданы   самим   человеком. Материальные и духовные реальности, созданные  творческим  трудом
      человека, называются артефактами, то  есть  искусственно  созданными.  Таким  образом, артефакты будучи материальными или духовными ценностями,  имеют  не естественное, природное, происхождение, а задуманы и созданы  человеком  как  творцом, хотя,  конечно,  он  использует  для  этого  в  качестве  исходного  материала объекты, энергию или  сырье  природы  и  действует  в  согласии  с  законами природы
        В  силу  того,  что  человек,  по  своей  природе   существо   духовно-
материальное, он потребляет как материальные, так  и духовные артефакты.  Для  удовлетворения материальных  потребностей  он  создает  и  потребляет  пищу,  одежду, жилища, создает технику, материалы,  здания,  сооружения,  дороги  и  т.п. Для удовлетворения  духовных  потребностей  он  создает  художественные  ценности, нравственные и эстетические идеалы,  политические,  идеологические  и религиозные идеалы,  науку  и  искусство.  Поэтому  деятельность  человека  распространяется по всем каналам как материальной, так и духовной  культуры.
      Вот почему  можно  рассматривать  человека  как  исходный  системообразующий  фактор в развитии культуры. Человек создает и использует  мир  вещей  и  мир идей, который вращается вокруг него; и его роль - это  роль  демиурга,  роль  творца, а место его в культуре - это место центра мироздания артефактов,  то  есть центра культуры. Человек творит культуру,  воспроизводит  и  использует  ее как средство  для  собственного  развития.  Он  архитектор,  строитель  и  житель того природного мира,  который  называется  культурой  мира,  "второй  природой", "искусственно созданным" обиталищем  человечества.  Это  тот  мир реальностей,  который  на  планете  Земля  до   человека   не   существовал, реальность, которая возникает, живет и  развивается  вместе  с  человеком  и  которая  будет  существовать   до   тех   пор,   пока   будет   существовать  человечество. 

                         Материальная составляющая культуры
        Материальная культура более непосредственно и более  прямо  обусловлена качествами  и  свойствами  природных  объектов,  той   разновидностью   форм  вещества, энергии и информации, которые используются  человеком  в  качестве  исходных  материалов  или  сырья  при   создании   материальных   предметов,  материальных продуктов и материальных средств существования человека. 

         Материальная культура включает в себя разнообразные по типам  и  формам  артефакты, где природный объект и его материал трансформи-рованы  так,  что  бъект превращен в вещь,  то  есть  в  предмет,  свойства  и  характеристики  которого заданы и продуцированы творческими способно- стями  человека  так, чтобы они более точно или более  полно  удовлетворяли  потребности  человека  как  "homo  sapiens",  а  следовательно,  имели   культурно   целесообразное  предназначение и цивилизационную роль
            Материальная культура, в другом смысле слова -  это  человеческое  "Я", переодетое в вещь; это духовность человека, воплощенная в  форму  вещи;  это  человеческая  душа,  осуществленная  в  вещах;  это  материали-  зовавшийся   и   опредметившийся дух человечества.
        В материальную культуру  входят  прежде  всего  разнообразные  средства  материального  производства.   Это   энергетические   и   сырьевые   ресурсы  неорганического    или    органического    происхождения,     геологические, гидрологические  или  атмосферные  составляющие   технологии   материального производства. Это орудия труда - от простейших  орудийных  форм  до  сложных  машинных комплексов.  Это  разнообразные  средства  потребления  и  продукты материального  производства.  Это  различные  виды   материально-предметной,  практической деятельности  человека.  Это  материально-предметные  отношения  человека в сфере  технологии  производства  или  в  сфере  обмена,  то  есть производственные отношения. Однако, следует  подчеркнуть,  что  материальная культура человечества всегда шире существующего материального  производства.
      В нее  входят  все  виды  материальных  ценностей:  архитектурные  ценности, здания  и  сооружения,  средства  коммуникации   и   транспорта,   парки   и оборудованные ландшафты и т.п. Кроме того материальная культура хранит в  себе  материальные  ценности прошлого  -  памятники,  археологические  объекты,  оборудованные  памятники   природы и т.п. Следовательно, объем  материальных  ценностей  культуры  шире
объема  материального  производства,  и  уже  поэтому  нет  тождества  между материальной культурой в целом и  материальным  производством  в  частности. Кроме того, само по себе материальное производство можно  характеризовать  в терминах  культурологии,  то  есть   говорить   о   культуре   материального производства, о степени его совершенства, о  степени  его  рациональности  и цивилизованности, об эстетичности и экологичности тех  форм  и  способов,  в которых  оно  осуществляется,  о   нравственности   и   справедливости   тех распределительных отношений, которые  в  нем  складываются.  В  этом  смысле говорят  о  культуре  технологии  производства,  о  культуре  управления   и организации  его,  о  культуре  условий   труда,   о   культуре   обмена   ираспределения и т.п.
      Следовательно, в культурологическом подходе  материальное  производство изучается   прежде   всего   с   точки  зрения   его   гуманитарного или  гуманистического совершенства, в то время как с экономической точки  зрения, материальное производство изучается  с  технократической  точки  зрения,  то есть его эффективности, величины КПД, себестоимости, прибыльности и т.п.
      Материальная  культура  в  целом,  как  и  материальное  производство  в частности,  оценивается  культурологией  с  точки  зрения  создаваемых   ими  средств и условий  для  совершенствования  жизнедеятельности  человека,  для развития его "Я", его творческих потенций, сущности человека  как  разумного существа,  с  точки  зрения  роста  и  расширения  возможностей   реализации  способностей человека как субъекта культуры. В этом смысле понятно, что  как на различных этапах эволюции  материальной  культуры,  так  и  в  конкретно-исторических общественных способах материального производства,  складывались различные условия и создава-лись различные по  уровню  совершенства  средства  для воплощения творческих идей и замыслов  человека  в стремлении  улучшить мир и самого себя.Гармоничные отношения между  материально-техническими  возможностями  и  преобразующими замыслами человека  в истории
 существуют  не всегда,  но  когда это объективно становится возможным, культура развивается  в  оптимальных  и сбалансированных  формах.  Если   гармонии   нет   -   культура   становится неустойчивой, несбалансированной,  и   страдает   либо   инерционностью   и  консервативностью, либо утопичностью и революционизмом. 

                             Духовная составляющая культуры 

          Человек по-разному может реализовать  свое творческое начало, и   полнота его творческого самовыражения достигается  через  создание  и  использование различных  культурных   форм.   Каждая   из   этих   форм   обладает   своей "специализированной" смысловой и символической системой.  Попытаюсь далее кратко охарактеризовать лишь подлинно всеобщие формы  духовной  культуры,  в каждой из которых по-своему выражается суть человеческого бытия
      Развитие  культуры   сопровождается   возникновением   и   становлением относительно  самостоятельных  систем  ценностей.  Вначале  они  включены  в контекст  культуры,  но  затем  развитие  приводит  ко  все  более  глубокой специализации  и,  наконец,  к  относительной  их само - стоятельности.   Так  случилось с мифологией, религией, искусством, наукой. В современной культуре  можно уже говорить  об   относительной   их
самостоятельности и о взаимодействии культуры с  этими институтами. 

                                                 Миф
        Миф есть не только исторически  первая форма культуры,  но  и  изменения душевной жизни человека, сохраняющееся и тогда, когда  миф  утрачивает  свое абсолютное  господство.  Всеобщая  сущность  мифа  состоит  в  том,  что  он  представляет собой бессознательное смысловое породнение  человека  с  силаминепосредственного бытия, будь  то  бытие  природы  или  общества.  Если  миф  выступает как единственная форма
 культуры,  то  это  породнение  приводит  к тому, что человек не отличает смысл от  природного  свойства,  а смысловую (ассоциативную связь от причинно-следственной. Все одушевляется,  и природа выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ  - демонов и богов. Миф - наиболее  древняя  система  ценностей.  Считается,  что  в  целом  культура движется от мифа к логосу,  то  есть  от  вымысла  и  условности  к  знанию, к закону. В этом плане в современной культуре миф  играет  архаичную роль, а его ценности и идеалы имеют рудиментарное значение.  Развитие  науки  и цивилизации   часто   обесценивает   миф,   показывает    неадекватность регулятивных функций и ценностей мифа, сущности современной  социокультурной  действительности. Однако, это не  значит,  что  миф  исчерпал  себя.  Миф  в современной культуре создает средства и способы символического мышления,  он способен  ценности  современной   культуры   интерпретировать   через   идею "героического", что, скажем недоступно науке. В ценностях мифа  чувственное  и рациональное даны синкретно, слитно, что мало  доступно  другим  средствам  культуры  XX  века.  Фантазия  и  вымысел   позволяют   легко   преодолевать  несовместимость смыслов и содержания, ибо в мифе все условно и символично. В  этих  условиях  выбор  и  ориентация  личности   раскрепощается   и  следовательно, используя условность, она может достигать  высокой  гибкости, что например, почти недоступно религии. Миф, очеловечивая и персонифицируя явления окружающего мира, сводит их к человеческим представлениям.  На  это почве становится возможной конкретно-чувственная ориентация человека, а  это один из самых простых способов упорядочивания его деятельности. В  ранних  и  примитивных культурах такому способу принадлежала ведущая роль, например,  в
язычестве. Но в  развитых культурах подобные явления  имеют  скорее  характер рецидива  или  являются  механизмом  реализации  того  или  иного  архетипа,особенно  в  массовой  культуре  или  массовом  поведении.        

Мифология  часто используется  в  XX  веке  как  усилитель  ценностей,  обычно  за  счет   их  гипертрофирования и  фетишизации.  Миф  позволяет  заострять  тот  или  иной аспект ценности, гиперболизировать  ее,  а,  следовательно,  подчеркивать  и  даже выпячивать. 

                                                 Религия
 
      Религия, как и миф, выражает  потребность  человека  в  ощущении  своей причастности к основаниям бытия. Однако теперь свои основания  человек  ищет уже не в непосредственной жизни природы. Боги развитых религий  находятся  в  сфере  потустороннего  (трансцендентного).  В   отличие   от   мифа,   здесь обожествляется не природа, а сверхъестественные  силы  человека,  и  прежде всего, дух с его свободой и творчеством. Помещая божественное по ту сторону природы и понимая его как сверхъестественный  абсолют,  развитая  религия освобождала человека от мифологической слитности  с  природой  и  внутренней зависимости от стихийных сил и страстей. Религия стала доминировать в культуре вслед за мифом. Ценности светской культуры и ценности религии часто не гармоничны и противоречат  друг  другу. Например, в понимании смысла жизни, в миропонимании и т.д.  Главное  почти во всякой религии - это вера в Бога или вера в сверхъесте-ственное,  в  чудо, что непостижимо разумом, рациональным путем. В этом ключе и формируются  все ценности религии. Культура, как правило, модифицирует  становление  религии, но утвердившись, религия начинает  изменять  культуру,  так  что  дальнейшее развитие культуры  идет  под  значительным  влиянием религии.  Э. Дюркгейм подчеркивал, что религия оперирует в основном коллективными  представлениями и поэтому - сплочение  и  связь  главные  ее  регуляторы.  Ценности  религии
принимаются сообществом  единоверцев, поэтому религия действует  прежде  всего  через  мотивы  консолидации,  за  счет   единообразной   оценки   окружающей  действительности, жизненных целей, сущности человека.
 Религия   устанавливает градацию ценностей, придает им святость и безусловность, что затем  ведет  к тому, что религия упорядочивает  ценности  по  "вертикали"  -  от  земных  и обыденных до божественных  и  небесных.  Требование  постоянного  морального совершенства  человека  в  русле  предлагаемых  религией  ценностей  создает напряжения смыслов и значений,  попадая  в  которое  человек  регламентирует свой выбор в границах греха и справедливости.   

                                              Искусство 

      Параллельно с мифом  и  религией  в  истории  культуры  существовало  и  действовало искусство.  Искусство есть  выражение потребности человека  в образно-символическом  выражении  и  переживании  значимых  моментов   своей жизни. Искусство создает для человека "вторую реальность"  -  мир  жизненных переживаний,  выраженных  специальными  образно-символическими   средствами. Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют  одну из важнейших потребностей человеческой души. Искусство   продуцирует   свои   ценности   за   счет    художественной деятельности, художественного освоения действительности.  Задача  искусства сводится к познанию эстетического, к  художественной  интерпретации  автором явлений  окружающего  мира.  В  художественном  мышлении  познавательная   и оценочная деятельность не разделены  и  используются  в  единстве.  Работает такое мышление с помощью системы  образных  средств  и  создает  производную  (вторичную) реальность - эстетические оценки. Искусство обогащает культуру   духовными  ценностями  через  художественное  производство,  через  создание субъективных представлений о мире, через  систему  образов,  символизирующих  смыслы и идеалы определенного времени, определенной эпохи 

          Искусство рефлексирует мир, воспроизводит   его.  Сама  рефлексия  может иметь три измерения: прошлое, настоящее и будущее.  В  соответствии  с  этим возможны различия в типах тех  ценностей,  которые  создает  искусство.  Это ретроценности, которые ориентированы в прошлое, это реалистические  ценности, которые  "точно"  ориентированы  к  настоящему,  и,  наконец,  авангардные ценности, ориентированные на будущее. Отсюда - особенности  их  регулятивной  роли. Однако, общим для всех этих ценностей  является  то,  что  всегда  они обращены к человеческому "Я". В этом содержатся  как  положительные,  так  и
отрицательные  моменты,  то  есть  художественные  ценности,  преломляясь  в сознании и подсознании человеческого "Я", могут порождать  как  рациональные так и иррациональные мотивы и стимулы к выбору в поведении человека.
           Роль искусства в развитии культуры противоречива. Оно  конструктивно  и деструктивно, оно может воспитывать в духе возвышенных идеалов  и  наоборот. В  целом  же  искусство,  благодаря  субъективации,  способно   поддерживать открытость системы  ценностей,  открытость  поиска  и  выбора  ориентации  в культуре, что в конечном счете воспитывает духовную независимость  человека, свободу духа. Для культуры это важный потенциал и фактор ее развития. 

                                          Философия
            Рассуждая  о  духовных  составляющих  культуры,  нельзя  не   упомянуть философию. Философия стремиться выразить мудрость в формах мысли  (отсюда  и ее  название,  которое  буквально  переводится  как  "любовь  к  мудрости"). Философия  возникла  как  духовное  преодоление  мифа,  где  мудрость   была выражена в формах, не допускающих ее критическое осмысление  и рациональное доказательство. В качестве  мышления  философия  стремится  к  рациональному объяснению  всего  бытия.  Но  будучи  одновременно   выражением   мудрости,
философия обращается к предельным смысловым основам, видит вещи и  весь  мир в их человеческом (ценностно-смысловом) измерении. Таким образом,  философия выступает как теоретическое мировоззрение и выражает человеческие  ценности, человеческое отношение к миру. Поскольку мир, взятый в  смысловом  измерении есть мир культуры,  то  философия  выступает  как  осмысление,  или,  говоря словами  Гегеля,  теоретическая  душа  культуры.  Многообразие   культур  и возможность разных смысловых  позиций  внутри  каждой  культуры  приводят  к
многообразию  спорящих между собой философских учений. 

                                                    Наука
      Наука имеет своей  целью  рациональную  реконструкцию  мира  на  основе постижения  его  существенных  закономерностей.  Она  неразрывно  связана  с философией, которая  выступает  в  качестве  всеобщей  методологии  научного познания, а также позволяет осмыслить  место  и  роль  науки  в  культуре  и человеческой жизни. Наука - один из новых институтов в структуре культуры. Однако  значение ее быстро растет, а современная культура воспитывает глубокие изменения  под
влиянием науки. Духовная эволюция через миф,  религию  и  философию  привела человечество к науке,  где  достоверность  и  истинность  получаемых  знаний  проверяется специально разработанными средствами и способами.  Наука,  таким, существует как особый способ производства объективных знаний. Объективность  не  включает  в  себя  оценочного  отношения  к  объекту  познания, то есть наука лишает объект какого-либо ценностного  значения  для  наблюдателя. Наука, давая знания человеку, вооружает его,  дает  ему силы.
                      "Знание - сила!" - утверждал Ф. Бекон
Но для каких  целей и с каким умыслом  употребляется эта  сила?  На  этот
вопрос должна отвечать культура. Гуманистическая ценность, культуро-генная роль науки неоднозначны.
 Если ценность  науки  измерять  практическими  последствиями,  то  она,  с  одной стороны, дала компьютер, а с другой - ядерное оружие.  Высшая  ценность  для науки - истина, в то время как  высшая  ценность  для  культуры  -  человек.
      Наука, будучи мощным средством рационализации человеческого труда,  может  с успехом  "роботизировать"  человека.  Подавляя  другие  формы  истин,  наука ограничивает  возможности  духовного   развития.   Стремясь   контролировать содержание образования, наука  косвенно  контролирует  систему  человеческих ориентиров, что ведет в  дальнейшем  к  созданию  условий  для  формирования одномерного человека, то есть узкого и глубокого специалиста. Познание, будучи жизненно важной потребностью человека,  приобрело  вид отчужденной силы человеческого прогресса,  когда  оно  стало  развиваться  в форме науки. Н. Бердяев  подчеркивал,  что  жажда  познания,  оторванная  от ценностей,  идеалов  Добра  и  Красоты,   оборачивается   роком   в   судьбе человечества.    Поскольку    главная    социальная    функция    науки   - усовершенствовать  средства  жизне-деятельности  человека,  то  есть   задача повышения  эффективности,  постольку  она  порождает  прагматизм  как  стиль жизни.  Постоянное  стремление  рационализировать,  улучшать   и   обновлять технику, материалы, технологию  закрепило  в  общественном  сознании  идеалы
прогресса,  которые  все  более  ощутимо  довлеют  над  другими  смыслами  и установками жизни человека. Тот же Н. Бердяев замечал по этому  поводу:  это идея прогресса превращает каждое поколение, каждого человека,  каждую  эпохув истории человечества в средство и орудие достижения  некой  "окончательной цели".
      Самый важный результат научного прогресса - возникновение  цивилизации, как системы рационализированных и технициализированных форм бытия  человека. В   определенном    смысле,    цивилизация    и    культура    несовместимы.
Технифицированные  формы  бытия  человека  противостоят  внутренним  началам духовной сущности человека. Эти начала  культура  воплощает  в  ценностях  и  идеалах. Культура - это скорее творческая лаборатория человеческого духа,  в то время как науку скорее можно понимать как творческую  лабораторию  только разума. Первое следствие разрыва культуры и науки проявляется в  нарастающей подмене духовных смыслов  и  ценностей  жизни  материальны  ми  результатами прогресса.Современная история человечества без науки не представима. Наука принадлежит современной культуре, порождает цивилизацию и,  таким образом,  связывает их  в целостное образование.  Наука превратилась   в
фундаментальный фактор выживания человечества, она  экспериментирует  с  его возможностями,   создает   новые   возможности,   реконструирует    средства жизнедеятельности человека, а через это  она  изменяет  и  самого  человека. Творческие  возможности   науки   огромны,   и   они   все   более   глубоко преобразовывают культуру. Можно утверждать,  что  наука  обладает  некоторой культурогенной  ролью,  она  придает  культуре  рационалистические  формы  и атрибуты.  Идеалы  объективности   и   рациональности   в   такой   культуре приобретают все более важную роль. Но это  ведет  к  тому,  что  вытесняются ценности субъективности: личностные, эмоциональные и чувственные  компоненты культуры, без  них  нет  реального  человека.  Культура  всегда  нравственно нагружена, она в этом смысле более  органична  сущности  человека,  а  наука более   отчуждена,   она   более   условна.   Ценность    научного    знания
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.