На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Игра в жизни ребенка

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 12.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………2
    Роль театрализованных игр в формировании личности ребенка-дошкольника……………………………………………………......................2
    Разновидности театрализованных игр……………………………………....
    Игра-драматизация. Своеобразие игр-драматизаций. Назначение в развитии ребенка………………………………………………………………………….6
    Сравнение театрализованной игры с сюжетно-ролевой……………………..7
    Роль педагога в организации театрализованной деятельности……………10
Примерный перспективный  план работы воспитателя по педагогическому  руководству игрой-драматизацией…………………………………………..15
Литература …………………………………………………………………….16
 
 
 
 
    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
«Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу». А.С. Макаренко.
Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разнообразнее его личность. Игра, общение, учение, труд – вот основные ступени, являющиеся основными для развития ребенка. Игра выполняет роль доброй, умной наставницы-труженицы. Во многом краски мира, звуки мира, его формы познаются ребенком через игрушку – игру. Игра – путь к познанию мира, путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов. Самопроверка всегда побуждает к совершенствованию. Уже поэтому игры – важное средство самовоспитания. В них переход от воспитания к самовоспитанию, к свободной, по внутреннему побуждению, сознательной работе над своей волей,  характером, к выработке положительных привычек и приобретению необходимых умений происходит естественно и незаметно. Этот переход обеспечивается игровым интересом, «принципом удовольствия», на котором основаны игры детей. Ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет столько настойчивости, целеустремленности, неутомимости. Интересной игре он отдается целиком. В процессе игры заложены огромные воспитательные возможности. Для детей – это труд, требующий настоящих усилий. Они преодолевают в игре иногда серьезные трудности, тренируя свои силы, ловкость, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки. Здесь ребенок чувствует себя до некоторой степени самостоятельным. Уже поэтому он предъявляет к себе высокие требования, которые к нему предъявляют взрослые в жизни.
 
 
    РОЛЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА.
 
Театр – одно из ярких  эмоциональных средств, формирующих  вкус детей. Театр воздействует на воображение  ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой и так далее. Кому посчастливилось именно в раннем возрасте окунуться в атмосферу волшебства театра, тот всю жизнь будет воспринимать мир прекрасным, душа его не очерствеет, не ожесточится и духовно не обеднится. Кукольный театр как вид искусства наиболее полно способствует творческому развитию личности дошкольников.
Малыши уже в самом  раннем возрасте склонны к творческой деятельности. Через это творчество они познают окружающий мир. Познавая через мир сказки, через мир  театра, что такое добро и зло, они учатся по-доброму относиться к друзьям, к маме, к взрослым, к животным. Совершенно необходимо, чтобы эти истины дети познавали посредством ярких театральных впечатлений.
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.
Настоящая творческая игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Ведь текст произведения как канва, в которую дети сами вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т.д. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы его осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения.
На формирование личности ребенка влияние кукольного театра огромно. Общаясь непосредственно изо дня в день с искусством театра, дети учатся быть более терпимыми друг к другу, уживчивыми, держанными, собранными, так как, находясь за ширмой, они должны быть предельно внимательными, чтобы вовремя включиться в театральное действие, уступить у ширмы друг другу место, не споря и не толкаясь, уметь подавать свою реплику вовремя и эмоционально. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость. Театральные импровизации способствуют эмоциональному воспитанию детей, умению выплеснуть свою энергию, передать свое видение мира. Задачи театра, естественно, не направлены на то, чтобы воспитать артистов – профессионалов. Но кем бы ни были в будущем дети, наверняка они будут творчески относится к своему делу, искренность, доброту, чистоту помыслов и поступков они пронесут через всю свою жизнь. В человеке всегда заложено творческое начало, и важно уметь его развивать.
 
 
    РАЗНОВИДНОСТИ ТЕАТРАДИЗОВАННЫХ ИГР.
 
Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное – спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты: каждый ребенок выполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли. Аналогичны спектакли с использованием настольного театра с объемными и плоскостными фигурками или так называемые стендовые театрализованные игры, в которых дети на фланелеграфе, экране с помощью картинок (часто вырезанных по контуру) показывают сказку, рассказ и др.
Наиболее распространённым видом стендовых театрализованных игр является теневой театр. Иногда дети выступают как настоящие артисты-кукловоды, в такой игре обычно используются два рода театральной игрушки. Первый – типа петрушки – театр петрушки (в практике часто называется театр бибабо), где используются перчаточного типа: кукла, полая внутри, надевается на руку, при этом в голову куклы помещается указательный палец, в рукава костюма – большой и средний, остальные пальцы прижимаются к ладони. Показывается спектакль из-за ширмы: кукловоды держат кукол над головой.
В последние годы в дошкольных учреждениях появились куклы, устроенные по принципу марионетки.
Оба способа вождения кукол  достаточно сложны, даже для детей старшего дошкольного возраста, поэтому необходимы специальные упражнения. Педагог учит детей, какими способами показывать движения кукол (наклон, поворот, взмахи рук), следит за тем, чтобы движение и речь персонажей совпадали.
Работа с куклой позволяет совершенствовать мелкую моторику руки и координацию движений, нести ответственность за управление куклой, проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявить; позволяет осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменением состояния куклы, научиться находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Эта работа развивает произвольное внимание, а также позволяет совершенствовать коммуникативные навыки и культуру.
Часто дети выступают в  роли изготовителей персонажей предстоящего спектакля. Очень важно, какой персонаж выбирает ребенок для изготовления куклы, каким характером он его наделяет или какими чертами дополняет, какое придумывает выражение лица и настроение куклы. По этим признакам можно судить об особенностях настроения самого ребенка, о его психологическом состоянии, так как часто человек персонализирует, воплощает в кукле сокровенную часть себя.
Существует несколько  классификаций игр кукольного театра для детей дошкольного возраста. Например, педагоги Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова рассматривают:
- настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, на кружках, магнитный настольный, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная);
- стендовый театр (фланелеграф,  теневой, магнитный стендовый,  стенд-книжка);
- театр на руке (пальчиковый,  картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней);
- верховые куклы (на  гапите, на ложках, бибабо, тростевые);
- напольные куклы (марионетки, конусный театр);
- театр живой куклы  (театр с «живой куклой», ростовые, люди-куклы, театр масок, танта-морески).
Г.В. Генов так классифицирует виды театров для дошкольников:
- картонажный;
- магнитный;
- настольный;
- пяти пальцев;
- масок;
- ручных теней;
- «живых теней»;
- пальчиковый теневой;
- книжка-театр;
- театр кукол для одного  исполнителя.
 
 


    ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ. СВОЕОБРАЗИЕ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙ. НАЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА.
 
Игра-драматизация – это  игра, которая обычно не требует специальной подготовленности играющих, так как чаще всего не преследует цели поставить спектакль для зрителя. Конституирующими признаками игры, по утверждению А.Н. Леонтьева, являются потребность, которой игра отвечает, и безотносительность к предметному ее результату. Мотив такой игры лежит в самом ее процессе, а не в результате. Эти признаки выражают процессуальность самой игры: ее мотив, проще говоря, не в том, чтобы «сделать постройку, а в том, чтобы делать ее». В игре-драматизации литературный сюжет может быть очерчен в самом общем плане, в остальном дети могут импровизировать, додумывать, варьировать, изменять, то есть действовать творчески, по-своему. По утверждению ученых, в любой игре есть возможность драматизации. Иначе говоря, драматизировать можно любой игровой материал. При этом не всегда нужны декорации и костюмы – у ребенка работает воображение; драматизируя, он перевоплощается в роль, и все необходимое предстает в его фантазии.
Вместе с тем игра-драматизация при соответствующем оформлении легко может перерасти в драматический  театр, в театральную постановку. При этом игра «для себя» превращается в «спектакль для других», что  диктует и совершенно разные методические подходы к педагогическому руководству театрализованной игрой. В первом случае педагог заостряет внимание на поддержание интереса к игровому процессу; во втором случае мотив деятельности переключается с процесса на результат. Проявляется спектакль, поставленный силами детей.
В играх-драматизациях ребенок  самостоятельно создает образ с  помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой либо сюжет с заранее существующим сценарием, не являющимся жестким каноном, а служащим канвой, в пределах которой развивается импровизация (разыгрывание сюжета без предварительной подготовки). Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т. д.) или в форме массового сюжетного зрелища – их называют театрализациями.
Виды драматизации:
- игры-имитации образов  животных, людей, литературных персонажей;
- ролевые диалоги на  основе текста;
- инсценировки произведений;
- постановки спектаклей  по одному или нескольким произведениям;
- игры-импровизации с  разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
Игра-драматизация в науке определяется как «предэстетическая деятельность» (А.Н. Леонтьев), является одной из форм перехода к продуктивной, эстетической деятельности с характерным для нее мотивом воздействия на других людей. Игра-драматизация рассматривается как вид художественной деятельности дошкольников и отвечает их потребностям в чем-то необычном, в желании самим перевоплощаться в образы сказочных персонажей, воображать, чувствовать себя кем-то другим. Н.С. Карпинская отмечает, что результаты деятельности дошкольников в игре-драматизации еще не являются искусством; однако, воспроизведя содержание, дети передают образы героев в той мере, насколько это для них доступно, поэтому наблюдаемые достижения дают право рассматривать игру-драматизацию как приближение к деятельности художественной, особенно в старшем дошкольном возрасте.
 
 
    СРАВНЕНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ С СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ
 
Театрализованная игра очень  тесно связана с сюжетно-ролевой  игрой и является ее разновидностью. Сюжетно-ролевая игра появляется у  ребенка в трехлетнем возрасте и  достигает расцвета в 5-6 лет, театрализованная игра достигает вершины в 6-7 лет.
Ребенок в своем взрослении проходит ряд этапов, и так же поэтапно развивается его игра; от экспериментирования с предметами, ознакомления с ними к отображению  действий с игрушками и предметами; затем появляются первые сюжеты, потом прибавляется вхождение в роль и, наконец, драматизация сюжетов. Д.Б. Эльконин называет сюжетно-ролевую игру деятельностью творческого характера, в которой дети берут на себя роли и в обобщенной форме воспроизводят деятельность и отношения взрослых, используя предметы-заместители.
Театрализованная игра появляется в определенный период и как бы вырастает из сюжетно-ролевой. Это происходит в тот момент, когда в более старшем возрасте дети не удовлетворяются только воспроизведением сюжетов реальных взаимоотношений взрослых. Детям становится интересно основывать игру на литературных произведениях, раскрывать в ней свои чувства, воплощать мечты, совершать желаемые поступки, разыгрывать фантастические сюжеты, придумывать истории.
Сюжетно-ролевая и театрализованная игры имеют общую структуру (строение). Они включают замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевое действие, правила. Творчество проявляется в данных видах игр в том, что дети творчески воспроизводят все, что видят вокруг: ребенок передает свои чувства в изображаемом явлении, творчески претворяет замысел, варьирует свое поведение в роли, по-своему использует предметы и заместители в игре.
Различие между сюжетно-ролевой  и театрализованной играми состоит  в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт – поставленный спектакль, инсценировка.
Настоящий интерес к театрализованной игре появляется только у старших  дошкольников, но это не означает, что  приобщать детей к данному виду игры можно только в старшем возрасте. Детям младшего дошкольного и даже раннего возраста интересны игры с куклами, небольшие инсценировки. Маленьким детям нравится выражать свои эмоции в образно-двигательных импровизациях под музыку. Яркие впечатления, оставленные сюжетной игрой взрослого с ребенком, будут той первоосновой, на которой впоследствии разовьются начальные игровые умения, дальнейшие творческие качества детей.
В связи с тем что оба вида игры, сюжетно-ролевая и театрализованная, относятся к творческим видам, следует определить понятие творчества. Согласно энциклопедической литературе, творчество – это новое, никогда не бывшее ранее. Таким образом, творчество характеризуют два основных критерия: новизна и оригинальность продукта. Могут ли соответствовать данным критериям продукты детского творчества? Безусловно нет. Н.А. Ветлугина, виднейший исследователь детского художественного творчества, считает, что в своем творчестве ребенок открывает новое для себя, а окружающим сообщает новое о себе. Следовательно, продукт детского творчества обладает не объективной, а субъективной новизной. Замечательный ученый педагог Т.С. Комарова под художественным творчеством ребенка понимает «создание ребенком субъективно нового (значимого для ребенка прежде всего) продукта (рисунка, лепки, рассказа, танца, песенки, игры, придуманных ребенком), придумывание к неизвестному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, рассказе и т.п.), придумывание своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п., применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы – на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голосов и т.д.), проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов изображения, ситуации, движений, а также сам процесс создания образов сказки, рассказа, игры-драматизации, рисунка и т.п., поиски в процессе деятельности способов, путей решения задачи (изобразительной, игровой, музыкальной)». Действительно, в игре ребенок многое придумывает сам. Он придумывает замысел, содержание игры, отбирает изобразительно-выразительные средства, организует игру. В игре ребенок проявляет себя как артист, разыгрывающий сюжет, и как сценарист, выстраивающий его канву, и как декоратор, обустраивающий место для игры, и как конструктор, воплощающий технический проект.
Творческая комбинирующая  деятельность дошкольника основана на воображении. Именно при помощи воображения  создаются игры ребенка. Они служат отголоском тех событий, которые  он видел, о которых слышал от взрослых. Л.С. Выготский считает, что воображение ребенка гораздо беднее воображения взрослого, следовательно, для того чтобы развивать детское творчество, нужно заботиться о развитии воображения. Воображение развивается в процессе накопления впечатлений, образных представлений, для этого необходимо давать как можно больше пищи для восприятия. В своей игре ребенок будет комбинировать увиденное и услышанное, претворяя это в образы, взятые из жизни и из книг. Л.С. Выготский говорит, что игра ребенка «не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой деятельности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка».
Можно ли развивать творческие качества детей? Можно, так как обучение и творчество не противоречат друг другу. Путь к развитию творчества –  овладение навыками. Творческое обучение – таков путь развития детского творчества, то есть творчество должно пронизывать весь процесс обучения. Ученые считают, что для развития детского творчества важно создавать необходимые условия: предоставлять место для творческих игр детей; создавать обстановку ненасилия, свободы; активизировать, стимулировать детскую фантазию; осуществлять грамотное педагогическое руководство.
 
 
    РОЛЬ ПЕДАГОГА В ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
Еще К.Д. Ушинский отмечал, как важно наблюдать за детской игрой для определения общего и интеллектуального здоровья детей. Если ребенок пассивен, не выражает интереса к играм, играет стереотипно и примитивно, то такой ребенок требует особого внимания со стороны взрослого. Современные исследователи пишут, что игра может быть диагностическим средством психического состояния ребенка, его личностного развития. Игра может выступать и методом коррекции недостатков, отставания в развитии. Действительно, наблюдение за игрой детей дает педагогу массу информации как об игре ребенка, так и о нем самом. Это предоставляет пищу для размышления о направленности педагогического руководства детской творческой игрой.
Педагогическое руководство  игровой деятельностью в наиболее общем плане касается следующего: а)воспитания у ребенка основ общей культуры, б)приобщения детей к искусству театра, в)развития творческой активности и игровых умений детей.
М.Б. Зацепина рассматривает основы общей культуры дошкольника как многозначный термин, который следует понимать как многозначный термин, который следует понимать как культуру познания окружающего мира, нравственную культуру, культуру общения, физическую культуру, игровую культуру и т.д. Это память и духовный мир, мораль и поступки, отношения друг к другу, к родителям и старшему поколению, а также восприятия материальных и духовных ценностей и то, как они ими умеют пользоваться.
Роль педагогического  руководства в воспитании основ  общей культуры состоит в том, чтобы воспитать у ребенка  потребности духовного свойства, которые выступают главной побудительной  силой поведения личности, источником ее активности, основанием всей сложной  системы мотивации, составляющей ядро личности. Культурные потребности включают в себя потребности в художественно-эстетической деятельности, в освоении и созидании  ценностей искусства, в расширении кругозора, потребности в творчестве. Этому способствуют привитие норм морали, нравственно-ценностная ориентация детей на высокохудожественные образцы: в музыке, в изобразительном, хореографическом и театральном искусстве, в архитектуре, литературе, а также привитие навыков общения и взаимодействия с партнером в разного рода деятельности (игровой, трудовой, учебной и др.).
Культурные потребности  в художественной деятельности проявляются и как потребности в театральном искусстве. В этом смысле педагогическое руководство состоит в приобщении детей к искусству театра через знакомство с самим театром и через высокохудожественные произведения. В дошкольном образовательном учреждении дошкольников знакомят с театром как храмом искусства: его устройством, театральными профессиями, театральными постановками. Дети с самого младшего возраста воспитываются как чуткий зритель, который владеет навыками поведения в театре, знает внешние признаки театра:
- театр как культурное  учреждение;
- специальное здание для  постановки спектаклей;
- наличие рекламы (афиша, информация о спектаклях);
- внутренние помещения  (фойе, гардероб, зрительный зал,  буфет, гримерные, мастерские).
Дети знакомятся с театральными профессиями: актер, режиссер, художник-декоратор, гример, сценарист, осветитель и т.д.
В образовательном процессе детского сада педагогический театр  знакомит детей с серией постановок. Составляется программа выступлений детей и взрослых в спектаклях. В течение нескольких лет пребывания в детском саду ребенок воспринимает различные виды театра (кукольного и драматического), разнообразное содержание спектаклей, оригинальные сценические решения. Все это обогащает художественное восприятие, оно формируется как активный творческий процесс, в результате которого развивается образное мышление, воображение, проявляются художественные наклонности детей.
Процесс театральной деятельности взрослых оказывает положительное  эмоциональное влияние на развитие собственной театрально-игровой  деятельности детей, которая проявляется  как в играх, организованных взрослыми, так и в самостоятельной театрализованной деятельности дошкольников.
Развитие творческой активности и игровых умений детей происходит под непосредственным руководством педагога. Он побуждает детей к  неформальному общению в игре, творческому воспроизведению текста, использованию средств театральной выразительности: мимики, жеста, позы, движения, интонации. Для этого воспитатель использует этюды, тренинги и упражнения, которые развивают навыки театрально-игровой деятельности. Этюды – это эмоционально-игровые ситуации, в которых ребенок по предложенной взрослым теме создает определенные художественные образы («Расцветает цветок», «Котята просыпаются»). Такие этюды можно назвать играми-этюдами, так как в них на первый план выступает игровая составляющая. Упражнения служат для оттачивания какого-либо навыка, но и здесь художественно-игровая задача выходит на первый план. Так, для тренировки движения рук воспитатель использует образные сравнения: «Маши руками, как бабочка крылышками; еще мягче, легче».
В ходе этюдов и упражнений подбирается музыка, соответствующая  определенному движению, настроению. Слушая музыку, дети могут сами фантазировать  «увиденные» при помощи воображения  образы: под вальс цветов из балета «Щелкунчик» представлять танцы  различных сказочных существ (фей, эльфов, волшебниц) и изображать их в танцевальной импровизации.
В процессе игр, этюдов, упражнений воспитатель заботится о развитии интонации, мимики и движения детей. Это достигается при помощи выразительных показов взрослого, когда он использует игровой материал. Всякое обращение к ребенку должно иметь эмоционально выраженный подтекст, который говорит о том, что хочет сказать своим обращением воспитатель. Ребенок постепенно учится «считывать» информацию и овладевает выразительными средствами. Упражнения могут носить специально ориентированный характер: на жест («Прошу садиться», «Подойти ко мне» и др.), на интонацию (выделение голосом в одинаково построенных фразах разных слов), на мимику («Я улыбаюсь», «Мне не нравится» и др.). В этюдах воспитатель также может создать эмоционально-игровые ситуации: «Котенок радостно бежит», «Грустный утенок гуляет по лужам».
Воспитатель использует диалоги  для вовлечения детей в ролевое  взаимодействие. Для этого взрослый берет стихи с ясно выраженной формой диалога. Вопросо-ответные интонации легко усваиваются играющими, вопросы и ответы дети могут исполнять по очереди, меняясь. В играх воспитатель может использовать сюжеты, близкие сюжетно-ролевой игре, особенно с дошкольниками младших и средних групп: «В парикмахерской», «В магазине», «У доктора» и др.
Для работы над продолжительным  действием берут обычно народные сказки. Очень оправдывают себя такая  работа над сказкой, которая от начала обращения к произведению и до показа готового спектакля занимает несколько недель (от трех до пяти). В этот период сказка легко запоминается детьми, не требуется специального разучивания текста, так как он непроизвольно запоминается сам. В обозначенный период воспитатели обеих рабочих смен читают сказку фрагментарно обыгрывают ее, делят на эпизоды, занимаясь поиском выразительных интонаций и движений вместе с детьми. Персонажи сказки обыгрываются всеми детьми по очереди. Таким образом, текст осваивается на этапе знакомства с сюжетом, постепенно, не второпях. Дети, по нескольку раз сыгравшие роли, запоминают роли всех героев, поэтому проблемы замены отсутствующего ребенка в день премьеры решается сама собой: любой может сыграть за товарища. Постепенное знакомство с сюжетом дает возможность хорошо разобраться в поступках героев, в нравственном уроке сказки, ее образном строе. Детей будет интересовать игра по сказке довольно долгое время, если постоянно менять подходы к ней: то это чтение текста, то обыгрывание эпизодов, то проведение этюдов и упражнений на тему из сказки, то работа над оформлением (музыкальным, живописным). В средних и старших группах надо привлекать детей к оформлению спектакля. Л.С. Выготский считает, что спектакль от занавеса и до развязки должен быть сделан руками детей, тогда это представление будет по-настоящему дорого детям. Дети в процессе знакомства с театром не только узнают театральные профессии, но и могут проявить себя. В подготовительный к спектаклю период можно объединить ребят в творческие группы. Группа режиссеров отбирает претендентов на роли, делает замечания относительно качества исполняемой роли. Группа актеров репетирует роли для постановки. Группа художников-декораторов рисует пригласительные билеты, афиши, элементы декорации. Группа костюмеров готовит элементы костюмов (часто с родителями). Группа гримеров в день представления готовит исполнителей к выходу на сцену. Творческие группы детей среднего дошкольного возраста могут быть мигрирующими, нестойкими, в старшем возрасте – более устойчивыми.
В подготовительный период воспитатель организует и координирует всю работу творческих групп. Дети могут переходить из одной группы в другие, пробовать себя во всем. Дети младших групп тоже могут помогать в изготовлении элементарных атрибутов, в разработке эскизов к спектаклю (чаще это работа по теме спектакля). Так, к сказке о бобовом зернышке дети могут делать аппликацию «Хохлатка», где к изображению курочки надо приклеить корзинку с яичками. Сказка не разыгрывается целиком детьми, но некоторые эпизоды можно обыграть во время знакомства со сказкой. При показе сказки на фланелеграфе взрослым детские аппликации могут использоваться в качестве иллюстративного материала.
Во многих играх-драматизациях  необходима роль ведущего. Первое время  эту роль берет на себя воспитатель, а затем передает ее детям.
Игры драматизации часто  включаются в содержание детских  праздников.
 
 


ПРИМЕРНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ  ПЛАН РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ  РУКОВОДСТВУ ИГРОЙ-ДРАМАТИЗАЦИЕЙ.
 
Игра-драматизация по мотивам  народной сказки «Кочеток и курочка»
(средний дошкольный возраст)
Цель:
Побуждает детей включаться в предложенный игровой образ, учить проявлять инициативу в игре, предлагать свои варианты интерпретации небольших ролей; взаимодействовать в играх-драматизациях; учить использовать мимику, жест, позу, интонацию для создания образа.
Материал и оборудование:
Декорации озера, орешины, элементы костюмов для участников (коза, волк, свинья, хозяйка, кочеток, курочка, пастухи, бояре)
Подготовка:
1.Воспитатель предлагает  детям вспомнить сказку «Про  орешину». Дети вспоминают.
2.Ознакомление детей с  костюмами героев сказки (воспитатель  достает из короба).
3.Распределение ролей.  Примерка костюмов.
4.Выяснение понимания  хода сказочного сюжета при  помощи вопросов:
- Кто жил в деревне?
- Куда пошли кочеток  и курочка?
- Что произошло между  ними?
- Кто спрашивал кочетка  о произошедшем?
- За что рассердился  на курочку кочеток?
- Почему орешня кочетку штаны разорвала?
- За что козы орешню обглодали?
- Почему пастухи коз не берегут?
- Почему хозяйка пастухов блинами не кормит?
- Зачем свинья у хозяйки опару пролила?
- Почему волк у свиньи  поросеночка унес?
Проведение:
1.Роль ведущего выполняет  воспитатель. Он связывает сюжет.  Побуждает детей играть последовательно,  воплощаться в роли, обозначать  героя мимикой, жестом, позой,  интонацией
 


ЛИТЕРАТУРА
 
Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2 – 5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.:ВАКО, 2007. – 256 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
Неменова Т. Развитие творческих проявлений в процессе театрализованных игр. Дошкольное воспитание. 1989г. №1
Логинова В.И., Саморукова П.Г., Лейкина Б.С. Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для студентов пед.институтов по спец.№2110 «Педагогика и психология  (дошл.)» В 2ч. – 2-е изд., испр.и доп. – М.:Просвещение,1988. – 270с.
Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. Пособие для воспитателя дет.сада – 2-е изд., доп. – М.:Просвещение, 1985.  – 112с.
Раугул Е.Р., Козырева М.Л. Театр в чемодане – СПБ.: Литера, 1998. – 176с. («Академия увлечений»)
 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.