На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Русская риторика

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
(С) Пупышев Алексей Валерьевич (alex_p@gmx.net) 
В рамках проекта "Работай  головой!"
 
РУССКАЯ   РИТОРИКА
 
ПЛАН.
 
1. Введение.
2. Из истории русской  риторики.
3. Риторика на Руси  до 17 века.
4. Заключение.
5. Список литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение.
“И мы сохраним тебя, русская  речь!” Россия вступила в третье тысячелетие. Мы живем в сложном  мире техники, компьютеров, телевидения, видеомагнитофонов и других средств  речевой коммуникации. В то же время  мы храним память всех тех, кто жил, творил, говорил и писал по-русски. За тысячу и более лет русской  истории и культуры мы создали  великую науку и литературу, сформировали богатейший язык для выражения наших  мыслей и чувств.
В ХХ веке Россия пережила великие  потрясения и выжила, выстояла благодаря  великой духовной силе своего народа. Но все: и катаклизмы, и победы, и  горе, и потрясения – все записано и выражено на русском языке. Если люди не находят слов для выражения  пережитого, значит, или язык их беден, или они сами настолько несовершенны, что не могут найти необходимых  мыслей и слов. Чтобы понять, как  жить дальше, необходимо знать, как  жили прежде. Для этого мы должны знать  историю русской риторики.
Одной из главных задач  риторического образования сегодня  является изучение и возрождение  традиции школы русского красноречия, осознание ценности отечественного  идеала, а также значительное внимание следует уделять  изучению эффективности  речевого сообщения.                  
Язык является важнейшим  средством общения и воздействия, механизмом получения и обработки  информации, средством оптимизации всех видов человеческой деятельности. В связи с этим чрезвычайно актуальной представляется проблема риторического образования всех лиц, чья деятельность относится к лингвоинтенсивным  профессиям – юристов, политиков, журналистов,
учителей, дипломатов и др. Они должны понимать, что их  мастерство, их успех
зависит от того, каков их словарный запас, в какой степени  они владеют словом,
знают его особенности, насколько глубоко разбираются в его семантической
  структуре, объеме заложенной в слове информации, в его семантических, тематических, ассоциативных  связях с другими словами.
В то же время надо помнить, что при организации речевой коммуникации очень важно создать позитивный коммуникационный климат, помогающий установить контакт в процессе общения.
Ведь известно, что количество передаваемой информации, ее точность увеличивается в атмосфере доверия и открытости между участниками общения. Созданию такого климата способствует соблюдение участниками диалога важных организационных принципов речевой коммуникации: принципа  кооперации (предполагает готовность партнеров к сотрудничеству) и принципа вежливости.
А также к условиям, способствующим эффективному обмену информацией и  осуществлению коммуникативной  цели, специалисты относят потребность в общении, коммуникативную заинтересованность; настроенность на мир собеседника, близость мировоззрения говорящего и слушающего; умение слушателя проникнуть в замысел (намерение, интенцию) говорящего; внешние обстоятельства  (присутствие посторонних, физическое состояние), знание норм этикетного речевого общения и др. 
В отечественных риториках  выделяются следующие основные роды красноречия:
социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное
(богословско-церковное).
Риторика - это классическая наука и учебная дисциплина, предполагающая точное знание своей истории. Предмет  риторики принципиально не изменился  за две тысячи лет. Каждая эпоха требует  своего риторического стиля, но, как  это ни парадоксально, предмет риторики оставался фундаментально единым, как  едины нравственно-культурные основы бытия.
Повышение речевой эрудиции -  один  из  основных  путей формирования хорошего лектора. Им невозможно стать, не овладев основами риторики - науки об убедительной и  оптимальной речи.  Всякая  наука имеет свою историю,  без знания которой бесполезно рассчитывать на успех,  тем более в таком сложном деле как ораторское искусство. До недавнего времени нам были известны более или менее античных риторов - основоположников теории красноречия Аристотеля, Цицерона, Квинтилиана.
 
 Важность изучения  риторики  становится в наши дни все более очевидной. Старинная наука возрождается, растет всеобщий интерес к ней, все хотят знать, как научиться ораторскому мастерству, умению говорить публично. По-другому, кажется сейчас,  и быть  не могло: все эпохи социальных обновлений всегда влекут за собой  преобразования  в  теории  риторики,поскольку новая общественно - речевая практика требует обобщения, научных размышлений и ждет рекомендаций от ученых.Если рассматривать  историю  русской  риторики,  то эта связь революционно - общественных преобразований с  теориями публичного  красноречия  можно  увидеть на всех этапах нашей государственной истории. После сложного для  Руси  Сметного времени,  в начале 17 века, избрания нового царя (Михаила Федоровича  Романова  в  1613  году)  и возвращения к мирной жизни естественным было требование развивать словесные науки. В 1616 году в Троицкий монастырь посылается  грамота  с  побуждением к поиску монахов,  которые "грамматику и риторию умеют",  и, видимо, именно в это время создается первая русская риторика. Эпоха петровских преобразований вызывает к жизни серию блестящих руководств по ораторскому искусству - наиболее популярные из которых: "О силе риторичей" Софрония Лихуда, основателя  и преподавателя Славяно-греко-латинской академии в 1698 году, "Риторика" Михаила Усачева (конец 17 века), "Наука проповедей" Андрея Белобоцкого начала 18 века и др.  Эти учебники риторики переписывались и сохранились сейчас в наших архивах во множестве списках, являясь образцами школьного преподавания риторики. К сожалению, они до сих пор не изданы и мало изучены.
Кроме риторик на русском  языке,  которые расходились в  большом количестве списков, существовали также латинские риторики,  поскольку  традиционным языком преподавания наук был латинский. Каждый учитель риторики в духовной академии должен был знать  свой курс, рукописью которого могли  бы пользоваться  ученики,  поэтому  отделы рукописей в Москве,  Киеве, Ленинграде хранят множество рукописных учебников. Ученики же тренировались  в составлении поздравительных  речей (ораций), писали проповеди.  Вот,  например,  какие темы  предлагались ученикам  в Славяно-греко-латинской академии:  "О принятии учения", "В похвалу философии", "О добродетели", "О разуме и чувствах" и т.д.До Ломоносова все учебники и материалы по риторике были рукописными,  и его "Краткое руководство к красноречию" 1747 года стала и первым печатным учебником,  и первым  фундаментальным научным трудом,  переработавшим предшествующие сочинения и предложившим стиль риторических описаний в России не только 18 веку, но векам последующим. Временем расцвета русской риторики  следует  считать  1 половину  19 века,  и особенно период после войны 1812 года, когда подъем общественных и патриотических настроений  побуждал к развитию словесных наук, и прежде всего риторики, которая как описывала общие правила создания сочинений  (общая риторика),  так и представляла правила отдельных видов и родов словесности (частная риторика).    
Вторую половину  19  века можно назвать временем постепенного упадка риторики как науки о прозе (деловой, научной, ораторской). Русская  филологическая мысль все больше поворачивалась в сторону изучения художественной литературы и поэтических  форм речи. Эволюция курсов теории словесности начиная с 1850 до 1917 года заключается в постепенном изгнании из школы всего связанного с прозаически деловыми,  научными, ораторскими видами речи и в обращении к поэтическим и эстетическим  видам речи,  когда при изучении языку и литературе используются только художественные тексты. К 20 годам нашего столетия этот процесс завершился вполне,  и даже несмотря на революционное переустройство общества,  в школе  по-прежнему проходили язык "литературных героев" и "узнавали жизнь в романе".
Плоды такого образования мы пожинаем доселе,  когда видим, что наши школьники (а вследствие этого и взрослые) слабо  подготовлены  в  бытовой речи,  не знают правил речевого этикета, не владеют правилами документации, основами  ораторского  искусства,  не  могут выступить на собрании и т.д.( учащиеся между тем на каждом уроке занимаются "рассказом", "диалогом", "убеждением" ), зато их учителя сразу пытаются обучать толковать об образах, идеях, эстетике художественного произведения,  на воображаемом материале научить
говорить о предметах  серьезных и жизненно необходимых.Между  тем  именно в послеоктябрьский период ясно наблюдаются попытки возродить риторику,  как учение о прозе, теорию ораторского искусства. И это закономерно: социальные изменения рождают новые формы речи. Итак,  Октябрьская революция  увеличила объем совещательной речи (классический термин риторики для обозначения дискуссионной речи в  собрании, на форуме с целью решения государственных вопросов), а с развитием средств массовой информации и пропаганды  потребовалось дать  конкретные  рекомендации к введению речи в этих сферах общения. Это и было понятно многим филологам, разработавшим проблемы речи, публичного выступления.
Сравним: что характерно для времен так называемого  общественного  застоя? отсутствие подлинной публичной речи и интереса к ее разработке. Она оказывается как бы и не нужна,  и общество продолжает пользоваться теми выработанными в эпохи "подъема" рекомендациями, которые зафиксированы в наиболее авторитетных учебниках риторики,  нормализующих прозаическую речь.  Правда, многие положительные идеи прошлого,  воспринятые догматически, могут не только не реализоваться,  но и прямо искажаться. Сказанное - только общая схема, а жизнь куда богаче всяких схем. Но не ее ли реализацией является тот факт,  что весь длительный период царствования " царя Алексея Михайловича" на Руси пользуются "Риторикой" 1620 года?  Что  после  петровского  расцвета русских  рукописных риторик (1690-1710 гг.) наступает период подражания стилю речи, созданному этими руководствами? После"Риторики" М.В. Ломоносова период если не риторического застоя, то риторического равновесия (вся 2 половина 18  века).То  же самое повторяется и во 2 половине 19 века с ее периодами реакции и  попыток  затормозить  развитие  общественной мысли,  результатом  чего было и падение интереса к риторике как искусству прозаической ораторской речи.Наконец, приходится   констатировать,  что  активизация сталинских репрессий в 30-е годы не могла не повлечь за  собой  свертывание  общественно-публичных  форм  речи  и,  как следствие этого,  отсутствие разработок  риторической  речи.
Хотя в 1930 году профессор, впоследствии академик Виноградов писал о необходимости изучения принципов построения,  на которых  основано языковое внушение,  убеждение слушателя (как бы в соответствии с "общей риторикой" начала 19 века).В настоящее время приходится констатировать факт в нашей отсталости в развитии риторики по  сравнению  с  другими цивилизованными странами,  например, США, Японией, Францией,где разработка проблем речевого убеждения, словесной культуры, "языкового существования", нормализации прозаической речи оказалась прямо связанной  с  дальнейшим  общественным  и экономическим прогрессом. Очевиден сейчас и большой интерес к вопросам риторики и ораторского мастерства,  о чем говорит не только рост числа публикаций,  но и последовательно ведущиеся в наиболее крупных научных организациях разработки  по проблемам  риторического  мастерства  и культуры речи (отдел культуры речи в Институте русского  языка  под  руководством профессора Ширяева, кафедра общего языкознания МГУ им. Ломоносова - группа ученых под руководством профессора  Рождественского, комиссия по лекторскому мастерству Всероссийского общества "Знание" и др.).  Добавим сюда регулярно проводимые конференции,  занятия по риторике с руководителями предприятий и министерств с  лекторами-пропагандистами  в  областных организациях общества "Знание",  курса риторики МГУ,  МГИМО,МВТУ и т.д., наконец, возросший интерес средств массовой информации к проблемам риторики,  языкового мастерства, нормализации речи. Картина разворачивающейся работы, как кажется,будет достаточно внушительной. И тем не менее мы находимся только в начале пути, ведущего  к возрождению риторической традиции и построению новороссийской риторики. Об этом говорит хотя бы отсутствие фундаментальных  исследований  по истории русской риторики. А, естественно, чтобы не "изобретать велосипед", мы должны внимательно проработать то, что сделано нашими предшественниками, которые поражают нас не только богатством мыслей, великолепием и своеобразием стиля, - мы чувствуем с ними кровную историческую связь,  даже не зная их, можно не сомневаться в том,  что в нас заложен этот риторический "ген",  а незнание своего родства было бы постыдным.
РИТОРИКА НА РУСИ ДО 17 ВЕКА
Слово "риторика" ассоциируется с понятиями  "многоречивость", "пустословие", "краснобайство", попытками при помощи красивой речи  увести  аудиторию  от  правильного  освещения действительности.  В тоже время у каждого ученого, педагога, пропагандиста, просто учителя не может быть затаенной симпатии  к словам "риторика",  "красноречие",  потому что именно средствами хорошей и правильной речи люди добиваются успеха,вовремя  найденным и умело сказанным словом разрешаются жизненные проблемы и противоречия,  начинаются и сопровождаются все хорошие дела. Значит, чтобы не быть битым,  чтобы не попасть в  беду,требуется  владение  речевым искусством как орудием защиты и достижения определенных интересов. Античные риторы (античное знание было не только основой средневекового знания в Древней Руси,  но  продолжает  оставаться  историческим фундаментом для современной науки) ясно понимали эту двойственную природу речи.  Уже Платон  доказывал, что риторику как искусство речи часто используют в ложных целях,  когда риторы "вместо истины больше  предпочитают правдоподобное...  силою  своего  слова они заставляют малое казаться большим,  большое малым...  по любому поводу у  них наготове  то сжатые,  то беспредельно пространные речи". Но это не только не должно останавливать, а наоборот -  побуждать к занятиям риторикой:
1. Чтобы уметь опровергнуть,  если кто-либо  пользуется доказательствами несогласно с истиной;
2. Поскольку с помощью  одной и той  же  особенности   мы познаем  истину  и подобие истины,  необходимо учиться тому, чтобы речь служила истине, благу и справедливости;
3. Едва  ли кто из  современных ораторов отказался бы оттого,  чтобы иметь  "наготове  то  сжатые,  то  беспредельно пространные речи. Представление о риторике на Руси имеют,  конечно, историческим  источником  греко-латино-византийскую культуру.  И дело не просто в ссылке на конкретных авторов, но в том, что сущность предмета риторики как научной и педагогической дисциплины перешла в средневековые руководства от античных  философов, риторов и педагогов. Сведения о риторике на Руси до 17 века очень скудны, покрайней мере нет данных о наличии учебников по риторике. Тем не менее можно говорить о существовании практической  риторики  как  искусства владения убеждающим и действенным словом. Эту практическую риторику приходится реконструировать исходя из анализа тех сочинений,  которые дошли до нас как наиболее авторитетные. Через анализ ораторики Древней Руси можно увидеть  богатство  приемов,  которыми  пользовались говорящие. Многие сочинения, касающиеся практического бытового поведения, относятся к правилам речи и показывают общую стилистику общения и стиль обращения со словом,  характерные для  наших предков. Впрочем, отсутствие учебников риторики еще не говорит о не знании самой науки - скорее напротив,  начиная с 11 века встречаются слова ритор, ритория, ветий (оратор), ветийство, глаголание,  и это показывает, что вопросы правил построения речи и обучения ритории не могли не ставиться, что существовал определенный стиль преклонения перед могуществом и силой слова. Стиль этот во многом связан с проникновением на Русь христианства и его книжной культуры. Риторические знания входили на Русь вместе с сочинениями христианско-византийской учености.Риторика в Древней Руси рассматривалась как высшая наука,  приезжие  ученые греки восхвалялись не только за знания грамматического, но и риторического художества.  Ораторская практика  в  Древней Руси показывает прекрасную риторическую подготовку,  сведения о которой пока крайне скудны.  Один из способов  сбора этих сведения - реконструкция риторико-педагогичекской теории обучения речи  из  риторической  практики произнесения речей и писания сочинений.  Так, "Слово в новую неделю после пасхи" К. Туровского построена по строгим законам красноречия,  которые выводятся из анализа произведения. Прежде всего весь  материал  "Слова" построен на сквозном сравнении  радующейся "церкви Христовой" с окружающей природой,  которая пробуждается весной подобно миру, обновленному и преображенному Христом. Современному исследователю и читателю может  показаться чрезмерно  сложной  метафорика и нагромождение словесных фигур,  но с восприятием такого плетения слов  хочется, чтобы современный  читатель осознал те функции,  которые предлагались учителю и ученику, те правила жизненного поведения, которым  должно  было  следовать  в  соответствии с христианско-этической нормой жизни. Правила бытового  поведения фиксируются и записываюся в различных пословицах и поговорках,  изречениях и афоризмах, знакомясь  с  которыми  человек  формирует образ своей речи.
Чтобы ответить на вопрос:  "Каков же был образ речи  древнерусского  человека?"  - пришлось бы,  видимо
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.