На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Депрессивные территории как объект антикризисного управления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАВА
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая работа

по дисциплине "Антикризисное управление"
 
на тему:
 
"Депрессивные территории как объект антикризисного управления"
 
 
 
Выполнил: студент Ложкин В.В.
Группа: НМ 731 ВОС
Руководитель: к.э.н Косорученко Т.В.
 
 
 
 
 
 
 
 
------ Москва 2009 ------
Содержание
 
Введение
1. Возможности преодоления кризисов депрессивных территорий              6
1.1. Зарубежный опыт преодоления кризисов в депрессивных территориях              6
1.2. Развитие внутреннего потенциала с участием государства (на примере Закаменского депрессивного района)              8
1.3. Социальная сфера, как объект управления депрессивных территорий              11
2. Направления совершенствования управления кризисами депрессивных территорий              14
2.1. Стратегический анализ экономики депрессивного региона              14
2.2. Меры государственной поддержки регионального развития              22
Заключение              30
Список использованной литературы              33

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 
За десятилетие экономических реформ в России вышло немало публикаций по проблемам депрессивных территорий, проводились различные совещания и конференции. Дважды (в 1997 и 2000 г.) состоялись парламентские слушания в Го­сударственной думе, на которых было принято решение нор­мативно закрепить:
а) понятие депрессивных территорий;
б) цели и принципы предоставления господдержки территори­ям;
в) механизмы их предоставления;
г) критерии и принципы формирования перечня депрессивных территорий;
д) проце­дуры конкурсного отбора конкретных депрессивных террито­рий и т. д.
Однако все это отнюдь не гарантирует позитивное решение проблем депрессивных территорий. Не случайно, что они и во всем мире решаются исключительно долго. Дело в том, что до настоящего времени существуют значительные расхождения не только в понимании остроты проблем депрес­сивной территории, механизмов и задач ее оздоровления, но и в самом определении депрессии.
В России «депрессивными», прежде всего, оказались моноотраслевые территории с некоторыми отраслями воен­но-промышленного комплекса, текстильной, машинострои­тельной и горнодобывающей промышленности. Основными причинами явились потеря спроса на выпускаемую продук­цию, ее низкая конкурентоспособность и нерентабельность производства в рыночных условиях. Кризис основного районо- и градообразующего предприятия вызывал упадок и деградацию целых территорий. Особенно пострадали гор­нодобывающие районы, которые изначально были подвер­жены депрессии вследствие искусственного «насаждения» в них одного-двух производств без учета социального фак­тора. Чтобы создавать индустриальную и военную мощь страны, шло интенсивное освоение природных ресурсов без продуманной всесторонней программы социально-экономи­ческого развития.
Типичным примером депрессивной территории является Закаменский район Республики Бурятия. В данном районе вследствие ликвидации основного районо- и градообразую­щего предприятия (Джидинского вольфрамово-молибденового комбината) резко ухудшилась экономическая и со­циальная база района, качество и уровень жизни населе­ния. Доля собственных доходов района сократилась с 90% в 1990 г. до 13% в 2000 г., спад промышленного производ­ства достиг более 70%, почти 49% населения трудоспособ­ного возраста оказались безработными. Высок также миг­рационный отток населения, превысивший в 1997 г. среднереспубликанский уровень почти в 2,5 раза. В 1998 г. почти 75% населения имели среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. В сходном положении оказалось множество других районов, особенно с сырьевой ориента­цией. Такие депрессивные ареалы встречаются в Иркутской области (поселки Белая Зима, Мама), в Читинской (посел­ки Этыка, Запокровский, Букука).
Актуальность темы настоящего исследования заключается в том, что депрессивные терри­тории не способны самостоятельно выйти из кризиса. В настоящее время механизмы предоставления и объем финан­совой поддержки государства таким территориям в России пока не установлены, нет также и законодательно приня­той методики их отбора. Согласно проекту ТАСИС, сам по себе официальный статус депрессивной территории — еще не достаточное основание для получения помощи от феде­ральных властей. Для этого депрессивным районам необхо­димо разработать и официально утвердить программу соци­ально-экономического развития, которая должна пройти экспертизу. Без такой программы государственная помощь не предоставляется, ибо опыт показывает, что простое по­полнение бюджета депрессивных территорий не устраняет причин депрессии. Стратегия социально-экономического развития любой территории должна предусматривать не только выделение целей и приоритетных направлений раз­вития, но и создание условий для достижений поставлен­ных целей.
Получение официального статуса депрессивной терри­тории и предоставление ей помощи должны происходить по инициативе федеральных, региональных и местных властей, на основе заявки от депрессивной территории. Именно по­следняя предоставляет все необходимые статистические данные, гарантирует их достоверность и определяет возмож­ные пути возрождения региона.
Целью настоящего исследования является анализ возможностей управления кризисами в депрессивных территориях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Показать зарубежный опыт преодоления кризисов в депрессивных территориях.
2. Рассмотреть развитие внутреннего потенциала с участием государства (на примере Закаменского депрессивного района).
3. Проанализировать социальную сферу, как объект управления депрессивных территорий.
4. Раскрыть возможности стратегического анализа экономики депрессивного региона и меры государственной поддержки регионального развития.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Возможности преодоления кризисов депрессивных территорий 

1.1. Зарубежный опыт преодоления кризисов в депрессивных территориях

 
Для большинства депрессивных территорий на основе сценарного подхода можно (на примере Закаменского райо­на) предложить несколько возможных вариантов выхода из депрессии.
Первый вариант заключается в осуществлении одно­сторонних государственных мероприятий, например, целена­правленная миграция населения из кризисных районов за счет бюджетных средств. До настоящего времени такие ме­роприятия проводились исключительно при чрезвычайных ситуациях (экологические катастрофы, стихийные бедст­вия). Сейчас такие меры предусматриваются для некото­рых северных районов России, переживающих наибольшие трудности. Одним из примеров может служить разработка программы по государственной поддержке северных райо­нов Иркутской области.
Ситуация в этих районах во многом будет определяться их инвестиционной привлекательностью и конкурентоспо­собностью их продукции. Иначе говоря, если на данной тер­ритории нет уникальных природных ресурсов, то шансов на возрождение прежних производств мало (под уникальнос­тью, прежде всего, понимается наличие спроса). Поэтому уже сейчас необходимо провести своеобразную инвентари­зацию таких предприятий и определить их судьбу. В пер­спективе придется ликвидировать некоторые поселения вме­сте с их градообразующими предприятиями, поэтому необходимо планомерно отселять жителей уже сейчас. Для Закаменского района такого рода мероприятия не пригод­ны из-за относительно благоприятных природных условий для жизнедеятельности населения (по сравнению, напри­мер, с северными территориями) и геополитических осо­бенностей (район расположен вдоль государственной гра­ницы с Монголией).
Второй вариант - переориентация отраслевой струк­туры производства, то есть создание и развитие в этих рай­онах за счет государства новых производств. Как, напри­мер, было сделано в Германии или в США (в 1933 г.). В штате Теннеси для ликвидации значительного отстава­ния социально-экономического развития по сравнению с другими частями страны была создана крупнейшая энерго­система. Ее дешевая электроэнергия стала одной из важ­нейших предпосылок ускорения процесса индустриализа­ции. В регионе установлены и поддерживаются льготные тарифы на электроэнергию. Это послужило стимулом для привлечения сюда промышленных предприятий, в том чис­ле использующих новые технологии, в частности атомной промышленности, что способствовало улучшению условий и качества жизни населения. Эта программа стала первым крупным примером программно-целевого подхода к реше­нию региональных проблем.
Основным направлением антидепрессивной стабилиза­ционной политики в Германии явилось государственное вмешательство, главным образом путем предоставления различных льгот и дотаций новым фирмам, действующим в передовых отраслях, государственное инвестирование в со­здание систем инфраструктуры, создания совместных орга­низаций с частными фирмами, технологических центров. Для сокращения безработицы среди молодежи и эмиграции в Рурском регионе было создано пять новых университетов (Дортмунд, Эссен, Хаген и др.).
Полезен опыт Шотландии, где когда-то роль главного «мотора» первой промышленной революции и несбаланси­рованный рост тяжелой индустрии превратили ее в регион с высочайшей концентрацией депрессивных отраслей. Лик­видацию депрессии в Шотландии начали с социально-эко­номического картирования всей ее территории и выделе­ния статусных зон, в которых антидепрессивные меры распространялись с местного (локального) уровня на более широкий (региональный).
Для Закаменского района необходима особая совмест­ная программа районной администрации, республиканских и федеральных органов, предусматривающая согласование интересов всех сторон и исходящая из возможностей само­го района, в том числе и местных жителей. При этом нельзя допустить искусственного «насаждения» производств, не отвечающих местным условиям. Выделяемые депрессивным районам (местным администрациям) средства государства должны тратиться на структурную перестройку, а не на со­хранение нежизнеспособных мощностей. Такие мероприя­тия в основном проводятся в высокоразвитых странах со стабильной экономикой. В наших условиях из-за ограни­ченности государственных финансовых ресурсов эти меро­приятия трудно осуществимы. Тем более что привлекатель­ность Закаменского района остается для инвесторов пока низкой из-за его невыгодного экономико-географического положения (удаленности от промышленно-культурного центра — г. Улан-Удэ и плохой транспортной доступности).
 

1.2. Развитие внутреннего потенциала с участием государства (на примере Закаменского депрессивного района)

             
Третий вариант — использование собственного природно-ресурсного потенциала и развитие соответствующих ме­стным условиям и ресурсам конкурентоспособных произ­водств. Этот вариант наиболее приемлем для Закаменского района, так как предусматривает развитие внутреннего по­тенциала, с некоторым участием государства. В настоящее время предоставляемых Закаменскому району дотаций хва­тает только на покрытие его минимальных социальных рас­ходов (тепло-, энергообеспечение - 47,7%, просвещение -26,1%, здравоохранение - 9,1% и т. д.). Поэтому для пре­одоления кризиса государственная финансовая помощь дол­жна быть достаточной, а главное - «прозрачной», целена­правленной и адресной.
Для Закаменского района существуют несколько возмож­ных направлений, чтобы преодолеть упадок и застой. Мож­но выделить две наиболее перспективные отрасли, способ­ные вывести район из кризиса. Это - золотодобыча и лесная промышленность. Развитие других отраслей должно способ­ствовать процессу восстановления социально-экономичес­кой сферы и хозяйства района.
Золотодобывающая отрасль в настоящее время являет­ся основной экономической базой района. Она дает почти 60% доходной части районного бюджета, 22% - налоговых отчислений. Сейчас в районе занимаются только добычей россыпного золота (его прогнозные запасы - всего 24 т). Поэтому в будущем ставку следует делать на «рудное» зо­лото. И уже сейчас необходима государственная поддерж­ка на проведение геологоразведочных работ и подготовку к промышленному освоению месторождения «рудного» золо­та, содействие существующему в районе проекту по извле­чению золота и вольфрама из хвостов Джидинского комби­ната. Этот проект предусматривает экономию капитальных вложений и решение экологической проблемы города. Од­нако пока не решена проблема с оборудованием и техноло­гией обработки хвостов.
В 2002 г. два крупных золотодобывающих предприятия («Закаменск», «Джидинский вольфрам») предполагают реа­лизовать данный проект. Развитие этих предприятий будет способствовать улучшению социально-бытовой сферы райо­на, так как они помимо добычи золота занимаются торгово-закупочной деятельностью, строительством спортивно-оздоровительного комплекса, созданием предприятий об­щественного питания и т. д. Это в свою очередь должно способствовать росту товарооборота, финансово-денежно­го обращения в районе и развитию других отраслей.
Особую ценность для Закаменского района представля­ют лесные ресурсы, так как почти 64% площади района заняты лесами. Леса в основном лиственничные (листвен­ница — 60% лесной площади, кедр — 15%, пихта и ель — 10%). Общая лесистость составляет более 71%. В настоя­щее время лесная промышленность практически никак не участвует в формировании районного бюджета из-за низ­ких тарифов на использование лесных ресурсов, отсутствия глубокой переработки древесины и трудностей ее вывоза за пределы района. Но в будущем эта отрасль может стать одним из источников дохода, необходимых для преодоле­ния депрессии. Потому что, во-первых, существует спрос на мировом рынке со стороны островных государств на ли­ственницу подобного качества. Во-вторых, относительно выгодное экономико-географическое положение района (близость к Восточно-Сибирской магистрали и Азиатско-Тихоокеанскому региону) должно способствовать развитию международных экономических отношений.
Также большой интерес для развития экономики района представляют драгоценные и поделочные камни (амазониты, лабрадориты). Развитие этих производств сейчас труд­но прогнозировать, так как недостаточно разведаны место­рождения, отсутствует полная информация о спросе и предложении на данные виды сырья и продукцию из них, неустойчива государственная ценовая политика. Развитие данной отрасли также будет способствовать накоплению дополнительного дохода для Закаменского района.
Одним из возможных вариантов может быть и возрож­дение вольфрамового производства, которое будет зависеть, прежде всего, от конъюнктуры на рынке цветных металлов. При этом необходим маркетинг, который отслеживал бы любые изменения на рынке цветных металлов и возможно­сти включения предприятия в состав крупных транснацио­нальных корпораций, так как сложность выхода подобных предприятий на внешний рынок заключается в отсутствии мировых рынков сырья. Зарубежные добывающие предпри­ятия интегрированы в крупные компании, занимающиеся добычей и обогащением руд, производством металлов и их обработкой. Международная торговля рудами и концентра­тами «идет или в рамках транснациональных компаний, или по прямым долгосрочным контрактам».
Конечно, было бы наивно надеяться на то, что возрож­дение тех или иных отраслей полностью может решить все проблемы депрессивных территорий. Возрождение вольф­рамового комбината, если оно даже и произойдет, только частично решит социально-экономические проблемы Зака­менского района. Предприятие не будет содержать социальную и экономическую базу района, как в прошлом. Ко­личество рабочих мест на нем будет значительно меньше, чем в советский период.
Преодолению депрессии должно помочь развитие дру­гих отраслей и производств, способствующих решению жиз­ненно важных проблем района, таких как обеспеченность топливно-энергетическими ресурсами. Эта проблема, воз­можно, будет решена в результате разработки местных угольных месторождений (Сонгино, Хара-Хужирское) и пе­ревода городских котельных с жидкого топлива на уголь. Ее может решить и прохождение по территории Закамен-ского района Ковыктинского газопровода. Эти мероприятия позволят почти вдвое сократить расходы районного бюдже­та. Проблему снабжения местного населения продуктами питания можно решить за счет самообеспечения. Обеспе­ченность населения основными сельскохозяйственными про­дуктами составляет всего 60%, но по производству ряда основных продуктов (например, мяса, молока, овощей) в расчете на душу населения район полностью удовлетворя­ет свои потребности. Обеспечить население продуктами питания поможет решение ряда проблем - совершенствова­ние землеустройства, правовая защита сельскохозяйственных производителей, развитие кооперации и малых предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и др.
Первый этап выхода из кризиса Закаменского района начнется тогда, когда успешно начнут функционировать наиболее конкурентоспособные предприятия, которые вы­возят свою продукцию за пределы района и способствуют увеличению ликвидных средств у населения. Увеличение занятости населения, рост покупательского спроса будут способствовать развитию и других предприятий. Таким об­разом, сокращение вывоза сырья и увеличение вывоза гото­вой продукции должны стать основной целью дальнейшего социально-экономического развития Закаменского района и выхода его из депрессивного состояния.
 

1.3. Социальная сфера, как объект управления депрессивных территорий

 
Переход к рыночной модели хозяйствования существенно меняет содержание социальной политики. Это обусловлено прежде всего резким усилением дифференциации доходов населения, возникнове­нием массовой безработицы, маргинализацией определенной части населения.
Антикризисное управление «направлено прежде всего на то, чтобы не допустить банкротства предприятия».
В регионах, находящихся в условиях кризисного развития экономики, основ­ной целью является обеспечение максимально возможного смягчения негатив­ных последствий снижения жизненного уровня наименее защищенных катего­рий населения и в первую очередь тех, совокупный среднедушевой доход кото­рых ниже установленного для региона прожиточного минимума (путем оказа­ния им социальной помощи в различных формах) с целью обеспечения условий их выживания, в том числе создания необходимых условий и предоставления возможностей для самообеспечения, реализации собственного потенциала.
В регионах, находящихся в условиях восстановления экономики, первооче­редными целями становятся не только обеспечение выживания наименее за­щищенных категорий населения на уровне прожиточного минимума, но и ока­зание им социальной помощи для обеспечения уровня жизни, соответствую­щего минимальному потребительскому бюджету.
В регионах, находящихся в условиях стабилизации экономики и экономи­ческого подъема основной целью является «обеспечение гарантированной го­сударственной социальной поддержки в требуемом объеме всем нуждающим­ся в ней группам населения».
Особенности развития северокавказских республик (СКР) оказывают значительное влияние на функци­онирование и структуру экономики, стратегию и тактику институциональных преобразований. Неизбеж­ным следствием отсутствия стартовых условий для рыночной трансформации стало расширение в СКР ареалов депрессивности и бедности, ослабление механизмов межрегионального экономического взаимо­действия.
Формирование модели воспроизводства рабочей силы рыночного типа - длительный процесс, охватыва­ющий несколько поколений людей. Представляется, что форсирование рыночных реформ в социальной сфе­ре нецелесообразно, поскольку чревато обеднением основной части населения. Взвешенная, осторожная по­литика трансформации в данной сфере должна учитывать серьезные ограничения, диктуемые национальны­ми особенностями жизненного уклада людей.
Приоритеты внутренней политики нашей страны остаются неизменными - прежде всего, это существенное ускорение экономического роста, усиление на этой основе борьбы с бедностью, совершенствование соци­альной инфраструктуры. Для СКР, где уровень жизни по ряду параметров ниже, чем в среднем по стране, данные стратегические направления особенно актуальны.
Ситуация, наблюдаемая в депрессивных регионах, требует принятия неотложных мер по созданию усло­вий для устойчивого их развития, особенно сельских территорий. Исторически сложившееся отставание се­ла по качеству жизни населения и невозможность его быстрого сближения с городским (с точки зрения пре­доставления образовательных, культурных, медицинских услуг, выбора сфер приложения труда) определя­ет необходимость соответствующей социальной компенсации сельчанам, стимулирования комплексного развития депрессивных территорий. При этом не следует забывать, что опора исключительно на рыночный механизм при отсутствии социальных ориентиров ведет к деградации человеческого потенциала, тормозит экономический прогресс.
Рыночные отношения внесли в нашу жизнь жесткий императив - "за все надо платить", в том числе за пользование объектами социальной инфраструктуры. Однако слабая адаптированность населения к плат­ным формам социально-культурного обслуживания, на наш взгляд, предопределяет необходимость более медленного включения социальной сферы в рыночные отношения. По-видимому, платность социальных услуг будет расширяться. Но ее нельзя рассматривать как основной способ финансирования социальной сферы.
 
 

2. Направления совершенствования управления кризисами депрессивных территорий

2.1. Стратегический анализ экономики депрессивного региона

 
Экономика Республики Бурятия развивалась за последние годы со­гласно тенденциям в России в целом. Основными факторами, влияющими на сложившуюся картину, являлись:
—  инфляционные процессы послед­них лет, приводящие к снижению реального роста физического объ­ема производства и потребления;
—  отсутствие или недостаток инвес­тиционных   средств,    особенно
внешних источников инвестиро­вания;
—   неблагоприятные социальные и демографические тенденции, осо­бенно снижение  народонаселе­ния;
— макроэкономические кризисы.
Так, в промышленности, являю­щейся основой экономики Бурятии, в целом по полному кругу предприя­тий наблюдается тенденция роста объема производства; в текущих це­нах, однако, рассматривая физичес­кие объемы производства, видно, что после некоторого роста в 1996 году, когда объем производства составил 101,2% к 1995 году, в последующие годы рост физического производства не наблюдается и остается стабиль­ным последние три года в пределах 61,5% от уровня 1994 года.
Более благоприятная картина сложилась но крупным и средним предприятиям. Там после спада 1998 года (72,1%) в настоящее время практически достигнут уровень фи­зического производства 1994 года (98% от уровня 1994 года в 2000 го­ду). Причиной этого является быст­рый рост объемов производства в по­следние 2 года (124 и 109% к преды­дущим годам соответственно). Одна­ко фактор импортозамещения, объ­ективно возникший в результате кризиса 1998 г., практически себя исчерпал, и дальнейший рост такими темпами проблематичен.
Структурно в промышленности происходят положительные измене­ния, способствующие оздоровлению экономики. Так, легкая и пищевая промышленность на 37% в 2000 году превысили объемы выпуска 1994 года, стабильно растет выпуск про­дукции электроэнергетики (11% к уровню 1994 года) при некотором снижении ее доли в общем объеме промышленного производства, что устраняет сложившийся в промыш­ленности дисбаланс. Бурный рост физических объемов в машинострое­нии в 2000 году (155% к 1999 году) позволил машиностроению выйти на 96% от уровня физических объемов производства 1994 года.
В других отраслях, особенно про­мышленности строительных матери­алов, картина несколько хуже. Их объемы находятся в пределах от 19 до 33% уровня 1994 года. Очевидно, что в перспективе должна стоять за­дача придания данным отраслям це­ленаправленных усилий для обеспе­чения положительной динамики рос­та.
Положительные тенденции в про­мышленном производстве сказались на финансовых потоках в республи­ке. Так, если в 1998 г. предприятия республики сработали с общим убыт­ком в 304 тыс. руб., то уже в 1999 г. прибыль составила 456,8 тыс. руб. и осталась на том же уровне в 2000 го­ду. Растут остатки вкладов населе­ния в учреждениях банка, а также запасы предприятий и организаций.
Растут также и доходы населе­ния: среднедушевые доходы с 282,2 руб. в 1994 г. выросли до 2119,7 руб­лей в месяц в 2000 г. При этом наи­большие темпы роста — в промыш­ленности, где средняя зарплата со­ставляет 2700 рублей, а наименьшие — в здравоохранении и образовании, где зарплата в 2000 г. была около 1000 рублей в месяц. Несмотря на рост доходов, реальная покупатель­ская способность населения не рас­тет, что связано с быстрыми темпами инфляции, особенно по товарам и услугам первой необходимости.
Республика имеет достаточно вы­сокие потенциальные природно-ресурсные возможности. К основным факторам оценки нриродно-ресурсного потенциала можно отнести сле­дующие:
О Территориальное расположе­ние. Республика Бурятия располо­жена в Восточной Сибири, с восточ­ной стороны озера Байкал. Респуб­лика находится относительно близко к центру России, по расстояниям от западных и восточных границ, а так­же близка к странам Азиатско-Тихоокеанского региона, имея границу с Монголией.
Такое месторасположение имеет следующие отрицательные моменты:
—  большие затраты на транспорти­ровку сырья  и комплектующих изделий, а также готовой продук­ции увеличивают издержки и це­ну продукции и, как следствие, делают продукцию предприятий республика менее конкурентоспо­собной на основных рынках евро­пейской части России. Также зна­чительно удорожается ввозимая в республику продукция, что сни­жает жизненный уровень населе­ния;
—   развитие массового промышлен­ного производства в республике из-за высоких транспортных из­держек ограничивается доступ­ными для конкуренции рынками ближайших регионов,  имеющих сравнительно небольшую емкость (численность населения).
Для устранения отрицательного влияния и повышения потенциала выходом может быть создание уни­кальной и конкурентоспособной на дальних рынках продукции, вытес­нение ввозимой продукции продук­цией местной промышленности, сни­жение издержек.
Территориальное расположение имеет и положительные аспекты:
—   расположение на границе евро­пейской и азиатской экономичес­ких зон позволяет развивать по­среднические функции в торговле и других связях. Для этого необ­ходимо создание условий для на­хождения точек соприкосновения интересов предпринимателей ази­атских и европейских стран,  а также европейской части России. Механизмом для реализации этих потенциальных     возможностей может быть создание постоянно действующего бизнес-центра с возможностью переработки боль­ших информационных и матери­альных потоков. Создание такого центра возможно на базе ярмарки либо свободной экономической зоны;
— расположение в водосборной зоне озера Байкал дает возможность интеграции в мировое сообщество и развитие с точки зрения сохра­нения мировой ценности озера Байкал. Существует и в настоя­щее время уже используется воз­можность получения инвестиций на экологические мероприятия, в том числе касающиеся совершен­ствования производства и техно­логий. Имеется возможность объ­единения интересов республики в развитии производства и интере­сов экологических организаций с точки зрения снижения его вред­ного влияния на окружающую среду. Реструктуризация промы­шленного производства должна, в числе других целей, предусматри­вать экологические ограничения, разумеется, без снижения жиз­ненного уровня населения рес­публики.
Климатические условия. Рес­публика расположена в регионе с резко-континентальным климатом. Отопительный сезон длится 7 меся­цев в году. Световой день в зимние месяцы составляет менее 7 часов. Большие перепады температуры. Большая вероятность сильных вет­ров, вплоть до ураганов. Существует большая вероятность сильных земле­трясений, наводнений и других при­родных катаклизмов.
Отрицательное воздействие дан­ного фактора проявляется прежде всего в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, а также в других сферах экономики и жизни населения. Затраты на поддержание жизнедеятельности, а также издерж­ки на поддержание условий произ­водства в республике очень высоки. В настоящее время долги за отопле­ние помещений и электроэнергию являются главной частью общей за­долженности населения и бюджет­ных организаций, а также промыш­ленных предприятий. Снижение влияния этого фактора возможно только через разработку и внедрение системы энергосберегающих меро­приятий.
К положительным аспектам кли­матического фактора относится воз­можность развития нетрадиционных методов получения энергии — ис­пользование световой (лучевой) энергии, энергии ветров и других ви­дов энергии. Это позволит повысить эффективность производства из-за снижения затрат на энергетику, а также решить экологические пробле­мы.
Природные ресурсы. Республи­ка Бурятия обладает богатыми при­родными ресурсами. В республике и ближайших регионах имеется боль­шинство ресурсов, необходимых для промышленности республики. Сам принцип размещения промышленно­сти исходил из приближения произ­водства к источникам сырья, поэтому здесь имеются большие потенциаль­ные возможности для развития.
С точки зрения развития самой республики и ее инфраструктуры ре­сурсный потенциал также достато­чен. В республике имеется достаточ­ный потенциал энергетических ре­сурсов (с условием выполнения пла­на развития энергетического ком­плекса). Водные ресурсы республи­ки имеют большой запас. Земельные ресурсы ограничены зонами, попа­дающими под затопление, однако ландшафт республики позволяет развиваться в юго-восточную и вос­точную стороны, и потенциальные возможности для развития вполне достаточны.
Производственный потенциал ре­спублики складывается из следую­щих факторов.
Структура экономики республи­ки. Республика имеет достаточно развитую структуру экономики — практически представлены все от­расли экономики. Преимуществен­ное развитие получило материальное производство, где задействовано до 70% трудовых ресурсов. Положи­тельным фактором развития матери­ального производства является воз­можность создания материальной базы для роста. Отрицательным фактором является крайне низкая эффективность и производитель­ность материального производства. С этой точки зрения республика да­лека от развитых регионов, где в ма­териальном производстве занято не более 40% населения.
Структура и производственные мощности промышленности. В рес­публике развито промышленное про­изводство. До 30% трудовых ресур­сов материального производства ра­ботают в промышленности. Развитие производительных сил привело к то­му, что в республике имеется дисба­ланс в сторону некоторых отраслей: наиболее развиты в республике пред­приятия машиностроения, деревооб­рабатывающей, легкой и текстиль­ной промышленности, промышлен­ности строительных материалов, а также пищевой промышленности. В настоящее время такая структура в условиях разрыва кооперационных связей, резкого спада государственного заказа на оборону, а также в ус­ловиях экономического кризиса на предприятиях является неэффектив­ной. Рассматривая машиностроение как основную отрасль промышлен­ности, можно отметить следующие момен
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.