На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Философская концепция. Свобода

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 12.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
 
Введение …………………………………………………………………….. 2
Биография …………………………………………………………………… 4
Философская концепция. Свобода  ………………………………............... 9
Отчуждение ……………………………………………………………….....13
Диалектика ……………………………………………………………….… 14
Основные положения труда  «Бытие и ничто»………………………….... 15
Цитаты, афоризмы, высказывания ……………………………………..… 18
Список основных работ  и художественных произведений …………..… 20
Заключение …………………………………………………………………. 21
Список используемой литературы …………………………………….…. 22
 
 
 


Введение
Жан-Поль Сартр является одной из ключевых фигур XX века. Философ, общественный деятель, писатель, драматург, эссеист, педагог – все это Сартр. Это был человек твердых жизненных позиций, идейный лидер поколения, необычайно масштабная личность. Рассматривая его, как философа, мы видим его бунтарем. Он восставал против классической философии и создал собственное учение. Так же он мог признавать и черпать справедливые мысли из трудов других философов. Но затем следовала полемика, скрытая или явная. В труде «Эпоха, лишенная морали» Сартр признается, что в начале своего пути он не интересовался философией. Когда очередной преподаватель в университете все же смог пробудить в нем интерес к этой области, Сартр стал воспринимать ее, как психоанализ. Первым произведением, вызвавшем его участие, стал труд Бергсона "Очерк непосредственных данных сознания". Вот что он пишет: « Мне пришлось прочесть "Очерк непосредственных данных сознания"; несомненно, именно эта работа неожиданно пробудила у меня желание заниматься философией. В книге мне встретилось описание того, что было, как я полагал, моей психической жизнью. После этого я решил, что буду изучать философию, я предполагал, что она - всего лишь методичное описание внутренних состояний человека, его психической жизни, и что их постижение послужит мне методом и инструментом для создания литературных произведений. Я все еще намеревался писать романы и, может быть, иногда эссе, но при этом хотел стать преподавателем философии, что должно было помочь в работе над литературными сюжетами ».
Он не обнаруживал большого интереса к классическим философам. Ему нравились  Декарт и Платон, Гегеля, Ницше, Маркса Сартр не принял близко к сердцу. Для него был важен реализм, «идея, что мир, каким я его вижу, действительно  существует и что предметы, которые  я воспринимаю своими чувствами, реальны». Его интересовал вопрос: можно ли иметь представление одновременно о мире и о сознании? Наиболее близкий к собственному восприятию ответ Сартр нашел у Гуссерля. Таким образом, Гуссерль значительно повлиял на него, помог выработать ему точку зрения о том, что эго есть своего рода квазиобъект сознания и что поэтому существует вне сознания.
Углубившись в труды Зигмунда Фрейда о бессознательном, Сартр не принимал его положения, поскольку, по собственному признанию, не верил в бессознательное. Фрейд «раздражал» его, потому что примеры, которые он приводит в "Психопатологии", слишком далеки от рациональной и картезианской мысли.
Действительно, чем я отличаюсь  от марксиста, что определяет мое  превосходство над марксистами, так это постановка вопроса о  классах, социального вопроса, и  я делаю это исходя из личности, выходящей за классовые рамки, поскольку  тогда этот подход применим также  к животным и к неодушевленным предметам. Сартр считал, что имеет превосходство над марксистами в постановке вопроса о классах и социального вопроса: в них он исходил из личности, выходящей за классовые рамки, поскольку тогда этот подход применим также к животным и к неодушевленным предметам.
Таким образом, на Сартра повлиял ряд  философов и их учений, однако во всех вопросах он вырабатывал собственную  точку зрения. В его произведениях  освещены фундаментальные философские  темы - человек и сознание, бытие, субъективное и объективное. Ключевыми философскими темами Сартра стали бытие, свобода, мир вещей, религия и атеизм.
 
 


Биография
Жан-Поль Сартр родился  в Париже и был единственным ребенком Жана Батиста Сартра, морского инженера, и его жены, урожденной Анн-Мари Швейцер, происходившей из семьи известных эльзасских ученых, двоюродной сестры Альберта Швейцера. Когда отец мальчика умер в 1906 г. мать увезла Жана Поля сначала в Медон под Парижем, где жили ее родители, а затем, в 1911 г., в Париж, где дед мальчика, Шарль Швейцер, профессор, филолог-германист и литератор, создал Институт современного языка. Дед поверил в одаренность Жан-Поля и пригласил к нему частных учителей. В частности споры кальвиниста- деда и католички- бабушки Сартра отразились на религиозных убеждениях мальчика. Детские годы Сартр проводит в уединении, много читает и очень переживает, когда его мать, вновь выйдя в 1917 г. замуж, забирает его с собой в Ла-Рошель, на запад Франции. 
В 20-е годы проходит обучение Сартра в Ла-Рошели. Он изучает философию в местном университете и, наконец, получает диплом первой степени. В то же время состоялась встреча с Симоной Бовуар, известной публицисткой с феминистическими убеждениями. Она стала не просто не просто спутницей его жизни, но ещё и автором-единомышленником.
После военной службы в  метеорологических войсках Сартр  с 1931 по 1936 г. преподает философию  в лицее, стажируется в Германии, где изучает феноменологию Эдмунда  Гуссерля и онтологию Мартина Хайдеггера, оказавших на Сартра большое влияние. Вернувшись в 1937 г. во Францию, он занимается в Париже преподавательской деятельностью. 
В конце 30-х гг. Сартр написал свои первые крупные произведения. Сартр пишет 'Тошноту' ('La Nausee), свой первый и наиболее удачный роман, опубликованный в 1938 г. В это же время печатается новелла Сартра 'Стена' ('Le Mur'). Оба произведения становятся во Франции книгами года. 
Когда началась вторая мировая война, Сартра захватили в плен на 9 месяцев, однако затем ему удается вернуться на родину в 1941 году. В этот период политика играет в его жизни более важную роль, чем в 30-е гг., когда главными интересами писателя были философия, психология и литература. Хотя в военных действиях движения Сопротивления Сартр участия не принимал, он основал общество содействия движению Сопротивления, где и познакомился с Альбером Камю. Основными произведениями С. этого времени были пьесы 'Мухи' ('Les Mouches', 1943), 'За запертой дверью' ('Huis clos', 1944) и объемный философский труд 'Бытие и ничто' ('L'Etre et le neant', 1943), успех которых позволил писателю в 1944 г. уйти из лицея Кондорсэ, где он в это время преподает. Этот труд стал Библией для молодых интеллектуалов.
К концу второй мировой  войны Сартр становится признанным вождем экзистенциалистов. Популярность экзистенциализма объяснялась тем, что эта философия придавала  большое значение человеческой свободе  и была связана с движением  сопротивления. Сотрудничество различных  слоев французского общества в военное  время, их противодействие общему врагу  вселяли надежду на то, что экзистенциализм, философия действия, способен объединить интеллектуалов, создать новую, революционную  французскую культуру.
Последующие десять лет Сартр  работает особенно плодотворно. Помимо рецензий и критических статей, он пишет шест пьес, в том числе лучшую, по мнению многих, пьесу 'Грязные руки' ('Les Mains Sales', 1948) - драматическое исследование мучительного компромисса, необходимого в политической деятельности, - а также незавершенную тетралогию 'Дороги свободы' ('Les Chemins de la liberte', 1945...1949), где показано, как понимается экзистенциальная свобода различными людьми, одни из которых берут на себя ответственность за содеянное, а другие - нет. В эти же годы Жан-Поль пишет исследования жизни и творчества Шарля Бодлера (1947) и Жана Жене (1952) - опыт применения экзистенциализма к биографическому жанру, попытка анализа личности с помощью онтологических категорий книги 'Бытия и ничто'.
Увлечение Сартра марксизмом стало очевидным еще в 1944 г., когда  вместе с Симоной де Бовуар и Морисом Мерло-Понти основал ежемесячный литературный журнал 'Новые времена' ('Les Temps Modernes'), где насущные общественные и литературные проблемы освещались с позиций марксизма. В начале же 50-х гг., перестав интересоваться литературой, театром, проблемами этики и индивидуального сознания, Сартр переходит к более открытой пропаганде марксизма, решению насущных социальных проблем. Порвав в 1952 г. с Камю, выступившим с критикой экстремистских идеологий, в защиту умеренности, либерализма и демократии Сартр осудил отказ от применения насилия и объявил, что всякая попытка избежать революции является предательством гуманизма.
В 1964 написаны «Слова». Но главным  произведением этого времени  стала философская работа 'Критика  диалектического разума' ('Critique de la raison dialectique', 1960), в которой предпринимается попытка примирить марксизм и экзистенциализм. Сартр полагал, что с помощью 'индивидуальной свободы' можно освободить марксизм от предрассудков, а с помощью марксистских теорий - превратить экзистенциализм из философии личности в философию общества.
Сартр был удостоен Нобелевской  премии по литературе в 1964 г. 'за богатое  идеями, пронизанное духом свободы  и поисками истины творчество, оказавшее  огромное влияние на наше время'. Сославшись на то, что он 'не желает, чтобы его  превращали в общественный институт', и боясь, что слава нобелевского лауреата только помешает его радикальной политической деятельности, Сартр от премии отказался.
В мае 1968 года в Париже разразились  серьезные студенческие волнения, и 63-летний мыслитель решил, что настал час свержения диктатуры буржуазии. Особенно вдохновлял его лозунг бунтующих  студентов — «Вся власть воображению!»  Ведь воображение, по Сартру, — самая  характерная и самая драгоценная  особенность человеческой реальности. 
В течение последних 20 лет жизни Сартр больше занимался политикой, чем литературой или философией. Он усердием религиозного реформатора он стремился восстановить 'доброе имя' социализма. 
Сартр никогда не был членом коммунистической партии, но сохранял просоветские настроения до событий 1956 г. в Венгрии. В последующие годы писатель много путешествовал, активно выступал против классового и национального угнетения, отстаивал права ультралевых групп. Искренний сторонник независимости Алжира, он сравнивал французскую колониальную политику с нацистскими преступлениями в пьесе 'Затворники Альтоны' ('Les Sequestres d'Altona', 1960). Решительно осуждая американское военное вмешательство во Вьетнаме, Сартр становится председателем организованной Бертраном Расселом антивоенной комиссии, обвинившей США в военных преступлениях; горячо поддерживает китайскую и кубинскую революции, однако в дальнейшем разочаровывается в политике этих стран. Он приветствует демонстрации парижских студентов 1968 г., но, потеряв надежду на революцию в Европе, поддерживает сам революционные преобразования в странах 'третьего мира'. В 70-е гг. Жан-Поль оказывается в полной изоляции, становится - впервые за 30 с лишним лет - сторонним наблюдателем происходящих политических процессов. 
В последние годы жизни Сартр почти ослеп из-за глаукомы; писать он больше не мог и вместо этого давал многочисленные интервью, обсуждал политические события с друзьями, слушал музыку, часто ему читала вслух Симона де Бовуар. Умер он 15 апреля 1980 г. Он был противником некрологов и официальных прощаний, однако к его похоронной процессии присоединилось 50000 человек.
 
 


Философская концепция.
Свобода
Одним из центральных  понятий для всей философии Сартра является понятие свободы. У Сартра свобода представлялась как нечто  абсолютное, раз навсегда данное («человек осужден быть свободным»). Она предшествует сущности человека. Сартр понимает свободу не как свободу духа, ведущую  к бездействию, а как свободу  выбора, которую никто не может  отнять у человека: узник свободен принять решение - смириться или бороться за свое освобождение, а что будет дальше - зависит от обстоятельств, находящихся вне компетенции философа.
Концепция свободы  воли развертывается у Сартра в теории «проекта», согласно которой индивид  не задан самому себе, а проектирует, «собирает» себя в качестве такового. Тем самым, он полностью отвечает за себя и за свои поступки. Для характеристики позиции Сартра подходит им самим  приведенная в статье «Экзистенциализм - это гуманизм» цитата Понжа: «Человек - это будущее человека».
«Экзистенция» и есть постоянно живой момент деятельности, взятый субъективно. Этим понятием обозначается не устойчивая субстанция, а постоянная потеря равновесия. В «Тошноте» Сартр показывает, что мир не имеет смысла, «Я» не имеет цели. Через акт сознания и выбора «Я» придает миру значение и ценность. Именно человеческая деятельность придает смысл окружающему миру. Предметы - это знаки индивидуальных человеческих значений. Вне этого они - просто данность, пассивные и инертные обстоятельства. Придавая им то или иное индивидуально-человеческое значение, смысл, человек формирует себя в качестве так или иначе очерченной индивидуальности.
"Свобода" - ядро всей "антропологии" Сартра. Свобода не определяется возможностью человека действовать в соответствии с тем, каков он есть, ибо сама его свобода есть выбор своего бытия, человек таков, каким он себя свободно выбирает. Согласно Сартру, никакая объективная обстановка не может лишить человека неотъемлемой от него свободы. Свобода сохраняется в любой обстановке и выражается в возможности выбирать - выбирать не реальные возможности, а свое отношение к данной ситуации. Объективная ситуация, по Сартру, не сама по себе ограничивает или подавляет нашу свободу, а лишь в той мере, в какой мы испытываем ее как ограничение, относимся к ней как к препятствию. "Все барьеры, все кордоны рушатся, - пишет Сартр, - уничтожаемые сознанием моей свободы".
В основе нравственности, как ее понимает Сартр, лежит свободное волеизъявление личности. Человек, по Сартру, - единственный источник, критерий и цель нравственности. Не общество, не человек вообще, а каждый отдельный человек, "Я". При этом речь идет не только о личной нравственной ответственности, но о личности как мере нравственности.
Особое внимание Сартр уделил проблеме свободы воли, в трактовке которой он проявил максимализм, считая, что каждый человек, обладая свободой воли, несет ответственность за все, что творится в мире. Человек впадающий в апатию, убивает мир. Только если человек отважится на бунт – мир оживает в акте самоутверждения.
От личной нравственной ответственности не могут спасти ссылки на внешние обстоятельства. Человек постоянно строит сам себя вплоть до мельчайших деталей. Человеку ничего не дано, он сам должен строит свой универсум.
Человек знает о свое неизбежной смерти и  в отсутствие бога полностью предоставлен себе. В 18 в. в эпоху Просвещения  от бога отказались, но сохранили саму идею о том, что есть первичная неизменная сущность, которую люди в своем существовании должны реализовать. Вместо бога ввели понятие «человеческая природа». Каждый человек в этом случае «лишь частный случай общего понятия «человек». Но если бога нет, значит нет никакой неизменной заданной человеческой природы. Поэтому первый принцип : существование человека предшествует его сущности. Рождение человека начинает отсчет существованию человека, который затем сам определит свою сущность. Только в факте рождения он не свободен, здесь им распорядился кто-то другой, какая-то слепая мила рока, случайности или чего-либо еще.
Без бога ценности, моральные заповеди теряют свою силу и безусловность. «Если  бога нет, то все позволено». Это  повышает ответственность человека. Выбирая себя, свою судьбу, человек  определяет судьбу и смысл для  всего человечества. Пример: выбирая  женитьбу, он тем самым склоняет и остальных к мысли, что брак – более достойная форма жизни, чем жизнь холостяка. Ссылки на внешние  обстоятельства, которые вроде бы заставили человека поступить так, а не иначе на безвыходность ситуации – уловки, которые человек придумывает, чтобы уйти от ответственности собственного выбора.
Человек – это тревога. Он не может не ощущать этой тревоги. Потому что, выбирая  себя, он выбирает сущность для всего  человечества, а ошибиться очень  легко. Вместе с тревогой человек  ощущает и свою заброшенность: у  него нет внешних подсказок, опоры, которые помогли бы сделать правильный выбор. Никакого предначертанного пути у человечества, какого-либо закономерного, прогрессивного развития общества не существует. Выбирая путь для себя и человечества, приходится «действовать без надежды». Нет никаких гарантий, что наш путь и наш выбо
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.