На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Приведенная (дисконтированная) стоимость, ее использование в теории и на практике

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 12.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 34. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?

Введение

       Для моей курсовой работы по экономической теории я выбрала тему «Приведенная (дисконтированная) стоимость, ее использование в теории и на практике» потому, что проблема дисконтирования на сегодняшний день актуальна. Экономический смысл дисконтирования денежных потоков иногда трактуют как приведение их к определенному моменту (в рассматриваемом случае — к окончанию периода "выхода" предприятия на прибыльный режим работы и предложе­ния его или доли в нем венчурного инвестора к продаже) по фактору времени. Это, в принципе, правильное понимание. Однако оно не раскрывает истинной экономической сути дисконтирования и, следовательно, является недостаточным.

Более глубоким и одновременно прагматичным выступает другое понимание смысла дисконтирования денежных потоков. Оно также позволяет рационально, а не "начетнически", решать вопрос с выбором конкретной (индивидуальной) коли­чественной величины ставки дисконта, которую разумно применить по отношению к денежным потокам по конкретному инвестиционному проекту (продуктовой или бизнес линии).
Такое понимание сводится к следующему. Ценность инвестиционного проекта (предприятия, бизнеса) на указанный определенный момент — то есть максимальная цена, которую можно было бы заплатить за перекупку прав на дальнейшую реализацию этого проекта, — усматривается в том, насколько больше, с учетом рисков проекта, можно получать с него отдачи (доходов) по сравнению со стандарт­ным без рисковым способом вложения тех же денег (инвести­ций в проект или в перекупку прав на него) путем их ссуживания надежному заемщику (таковым в мире чаще всего признают государство, выпускающее долгосрочные, облигации, обеспеченные налоговыми поступлениями в государственный бюджет и по сроку принесения ими доходов сравнимые со сроком полезной жизни оцениваемого проекта).
Актуальность, цели и задачи моей курсовой работы обусловлены следующими положениями. Современная организация распределения с его огромными объемами и большими площадями, разнообразие и значение производства предме­тов потребления, необходимость быстрой ротации запасов, как у произ­водителей, так и у распределителей выступают в качестве главных причин развития дисконта и практики дисконтирования. Первоначально дисконт был скидкой, которую предоставлял магазин своим клиентам на последние изделия серий, изделия, вышедшие из моды, разрозненные изделия или продукты не первой свежести (рас­продажи). Потеря, обусловленная снижением цены, в значительной степени компенсировалась за счет экономии на издержках хранения, трудно определяемых из-за возможных не продаж. Успех, обеспечивае­мый подобной техникой сбыта, постепенно привел некоторых торговцев к идее специализации (в частности, в пределах крупных городских центров) на продажах на основе дисконта. Эти специализированные предприятия, или "дисконты", практикуют политику закупок от случая к случаю товаров мелкими партиями со скидкой в цене у производите­лей или других магазинов на очень выгодных для себя условиях. Они сбывают эти "несерийные" изделия, предоставляя сенсационные скид­ки, что оставляет для них небольшую прибыль. Но сочетание таких факторов, как объем продаж, чрезвычайная простота используемых средств и низкие общие издержки, обеспечивает для них нередко высокую рентабельность.
Успех дисконта, этого современного средства облегчения распределе­ния, основывается главным образом на разумном выборе мест для продажи, скромных размерах эксплуатационных расходов и особенно на эффективной политике закупок. Как правило, основными сферами деятельности дисконтов является сбыт фотоаппаратов и звуковос­производящей аппаратуры, деталей для автомашин, игрушек, спортив­ных товаров и других подобных изделий.

1. Сущность и функции дисконтирования

1.1 Экономические аспекты дисконтирования

      Дисконт (англ. discount - скидка) - 1) разница между ценой, по которой ценная бумага продается на фондовой бирже в данный момент; ее текущим биржевым курсом, с одной стороны, и номиналом ценной бумаги или ценой, по которой ценная бумага продается при ее погашении; 2) разница между форвардным курсом валюты (курсом, зафиксированным в момент заключения сделки, но с оплатой по нему в будущие сроки) и курсом при немедленной поставке валюты; 3) разница между ценами один и тот же на товар, обусловленная разными сроками его поставки; 4) снижение (скидка) цены на товар вследствие несоответствия его качества условиям стандарта либо договора; 5) учет векселей банком или частным лицом с вычетом процентов за не истекшее до срока платежа время; 6) процент, взимаемый банками при учете векселей; 7) скидка с цены с учетом состояния рынка; 8) специальная банковская кредитная операция на основании учета банком ценной бумаги с расчетом процентов и расходов; 9) отклонение в меньшую сторону от официального курса валюты; 10) покупка финансового инструмента до момента его погашения по цене, которая меньше номинала. Дисконтированием называются также вычисления по формуле сложных доцентов, применяемые для определения стоимости денежных средств при расчетах по вкладам, займам, страхованию, амортизации, оценке прибыльности финансовых сделок и т.п.
Дисконт векселя, учет векселя - 1) покупка банком или специализированным кредитным учреждением векселей до истечения их срока путем оформления передаточной надписи (индоссамента). При учете векселей банк взимает с клиента учетный процент - дисконт, т.е. покупка векселя, происходит по цене ниже наминала. Владелец векселя получает всю сумму, указанную на нем, за вычетом учетного процента, составляющего доход банка от операции  дисконт векселей; 2) в банковской практике - учетный процент, взимаемый банками при покупке (учете) векселей.
Дисконтер - 1) учетный дом - фирма, осуществляющая на внутреннем рынке операции купли-продажи казначейских и обычных векселей; 2) магазин низких цен - магазин, продающий товары по более низким ценам по сравнению с обычными ценами в других торговых точках.
Дисконтирование затрат - приведение будущих затрат к нынешнему периоду: установление сегодняшнего эквивалента суммы, выплачиваемой в будущем. Современная стоимость будущей суммы определяется с помощью дисконтирующего множителя, зависящего от нормы банковского процента и периода дисконтирования.
Дисконтирование фактуры - основа операций факторинга: покупка факторской компанией счетов-фактур клиента на условиях немедленной оплаты примерно 80 % стоимости отфактурованных поставок и уплаты остальной части (за вычетом процента за кредит) в строго обусловленные сроки независимо от поступления выручки от дебиторов.
Дисконтная (учетная) ставка -1) процентная ставка, которую центральный банк страны взимает при учете ценных правительственных бумаг или при предоставлении кредита против обеспечения в виде этих бумаг; 2) в США - процентная ставка, которой пользуется Федеральный резервный банк при предоставлении средств на короткий срок депозитным учреждениям.
Дисконтная карточка - кредитная карточка, по которой предоставляется скидка.
Дисконтная облигация - облигация, которая продается по цене ниже наминала, как правило, на вторичном рынке.
Дисконтная политика - одна из форм денежно-кредитной политики центральных банков, направленная на регулирование экономики посредством воздействия на объем кредита в стране, темпы инфляции, а также состояние платежного баланса и валютный курс. Осуществляется путем повышения или понижения официальной учетной ставки. Повышая учетную ставку центральный банк способствует снижению спроса на кредитные деньги), а понижая процент, активизирует спрос.
Дисконтный брокер - брокерская фирма, предлагающая минимум услуг при операциях с ценными бумагами для своих клиентов (например, только оформление счетов, без юридических и др. услуг), но и запрашивающая соответственно более низкие комиссионные по сравнению с другими брокерскими фирмами.
Приведенные затраты - затраты текущего периода (чаще всего капитальные), приведенные к будущему периоду. Исчисляются в виде суммы себестоимости будущей продукции и капиталовложений, необходимых для ее выпуска, умноженных на нормативный коэффициент окупаемости капитальных вложений. В современной экономической практике расчет приведенных затрат осуществляется редко. [5, с.98-99]
 

1.2 Принцип дисконтирования

        В основе решения фирмы об инвестициях лежит расчет текущей стоимости будущих доходов. Фирма должна определить, превысят ли будущие прибыли ее затраты или нет. Альтернативной стоимостью инвестирования будет сумма банков­ского процента с капитала, равного объему пред­полагаемых инвестиций. В этом заключается суть инвестиционного решения фирмы. При этом вы­бор фирмы осложняется наличием ситуации не­определенности, возникающей вследствие того, что инвестиции, как правило, долгосрочны. В финансовых и инвестиционных расчетах процесс приведения будущих доходов к текущей стоимости принято называть дисконтированием. Попытка вывести общее правило дисконти­рования. Для этого нужно знать ставку дисконта, которую обозначим как r. Дисконтная ставка вы­ражает меру предпочтения того или иного эко­номического агента нынешних благ будущим. По­нятно, что эта мера неодинакова для отдельных экономических агентов. Допустим, что дисконтная ставка равна ставке банковского процента i. [8, c.41]

     Дальнейший ход рассуждений инвестора све­дется к следующему: инвестировав сегодня какую-то сумму, допустим 1 рубль, фирма через один год получит (1 + r) рублей. Поэтому текущая дискон­тируемая стоимость (PDV ), полученная по про­шествии одного года составит

1 руб.\ (1+r)
1руб\(1+r)2    через два года,
1руб\(1+r)n  через п лет.
Расчёт PDV имеет весьма широкую сферу применения. С ее помощью можно определить величину будущих доходов, размер дисконтируемых убытков, стоимость акций, реальный доход по облигациям и т. д. [6, с.76]
Рассмотрим причастность этой формулы к оп­ределению критерия принятия решений по ин­вестициям. Любая фирма на любом рынке вынуждена осуществлять инвестиции из-за снашивания основ­ного капитала в процессе производства в расчете на увеличение своих прибылей. В связи с этим возникает вопрос о целесообразности осуществления инвес­тиций, принесут ли они фирме дополнительную прибыль или приведут к убытку? Для этого нам  необходимо сопо­ставить объем планируемых капиталовложений с текущей дисконтируемой стоимостью будущих доходов от этих вложений. Когда ожидаемые доходы больше величины инвестиций, фирма может осу­ществлять капиталовложения. При обратном со­отношении этих величин лучше воздержаться от инвестирования, что бы избежать убытков. Важным показателем при оценке инвестиционных проектов является чистая дисконтированная ценность (NPV).Она представляет собой разницу между дисконтируемой суммой ожидаемых доходов и издержками на инвестиции, т. е. = PV-C. Очевидно, что фирма принимает инвестиционное решение, ориентируясь на поло­жительное значение чистой текущей стоимости, т. е. когда (NPV > 0).В связи с показателем  NPV, рассмотрим еще один важный показатель, называемый внутренней нормой дохода (IRR). Этот показатель означает такую ставку дисконтирования, при которой чистая дисконтированная ценность равна нулю. Если при подсчете текущей дисконтированной стоимости взята рыночная процентная ставка, то в этом случае формула 1. дает капитальную цену производственного ресурса. Отметим, что капитал имеет две цены: капитальную и прокатную (аренд­ную).
Однако, фирма в качестве ставки дисконта может использовать не только процентную ставку, но и другие ставки. Все зависит от спектра альтер­нативных вариантов вложения денег, которым располагает данная фирма. Она может имеющиеся в ее распоряжении деньги потратить не на обнов­ление станочного парка, а вложить в какой-то дру­гой объект, купить акции или облигации. Альтер­нативные вложения обеспечат иную норму прибыли, чем инвестирование в оборудование. Поэтому норма дисконта в широком смысле представляет собой альтернативные затраты в основной капитал и выражает ту норму прибыли, которую фирма могла бы получить от альтернативных капиталовложений.
Обычно при удержании процентов в момент выдачи ссуды, при учете векселей, при покупке депозитных сертификатов возникает задача определения по заданной сумме ST, которую следует уплатить через время T, сумму получаемой ссуды S0 при заданной годовой процентной ставке d. В этой ситуации начальную сумму S0 принято называть современной величиной (приведенной стоимостью), ставку d - дисконтной или учетной процентной ставкой, величину D = ST - S0 - дисконтом, а процедуру определения современной величины - дисконтированием.
Существует два способа дисконтирования при простой процентной ставке:
?      математическое дисконтирование
?      банковский учет
При дисконтировании обычно задают Tгод = 360.
Пример 1.
Через полгода заемщик должен уплатить 1 млн. рублей. Ссуда выдана под 40% годовых. При заключении сделки заемщик получит S0 = 833 333 руб. при математическом дисконтировании и S0 = 800 000 руб. при банковском учете.
Для определения учетной ставки, дающей эквивалентный результат к математическому дисконтированию, достаточно приравнять современные величины при обоих способах дисконтирования и при одинаковой конечной сумме капитала и найти учетную ставку. [13, c.332]
В теоретических финансовых расчетах часто используется непрерывное начисление процентов. При этом годовая процентная ставка r называется силой роста и может задаваться как постоянной, так и зависящей от времени. Выплаты при переменной силе роста рассчитываются по формуле.
             
1.3 Дисконтированная стоимость
      Определим теперь сегодняшнюю цену того доллара, который мы получим в будущем. Если мы сбережем 1 $.Сейчас, то через год при процентной ставке i  мы получим: 1$ х (1+i). Тогда 1$,  полученный через год, сейчас стоит меньше 1$, а именно: 1$/(1+i). Очевидно, что доллар, который мы получили через 2 года, сегодня стоит: 1$/(1+i)2   и т. д. Поэтому текущая дисконтированная  приведенная стоимость – это нынешняя стоимость 1$,выплаченного через определенный период времени. Если этот период равен одному году, PDV=1/(1+i).
Для n лет , PDV=1/(1+i)n.
Текущая дисконтированная стоимость зависит от ставки процента. Чем выше ставка процента, тем ниже текущая дисконтированная стоимость (см. приложение А). Доллар, который мы получим через 10 лет при 5-процентной ставке, сегодня стоит 61,4 цента, при 10-процентной ставке-38,6, а при 20-ти процентной ставке - всего 16,2 цента.
Оценим будущие доходы при альтернативных вложениях капитала. Допустим, у нас имеются 2 вида дисконтированного дохода: «Экстра», «Прима». (см. приложение Б)
«Экстра» принесет 100 $ доходов в текущем году, 200 $ через год и еще 100 $ через 2 года. «Прима» - соответственно 30, 200 и 200. Какой вариант лучше? Для того, что бы ответить на этот вопрос, необходимо подсчитать текущую дисконтированную стоимость.
PDV дохода «Экстра» = 100 + 200/(1+i)+100/(1+i)2.
PDV дохода «Прима» = 30 + 200/(1+i)+200/(1+i)2.
При ставке процента, равной 5%, вариант «Прима»  предпочтительнее варианта «Экстра» . Такой же  результат мы получаем и при ставке процента, равной 10%. Однако при ставке процента в 20% вариант «Экстра» оказывается предпочтительнее варианта «Прима».
Проанализированная нами модель межвременного выбора И. Фишера показывает, что уровень потребления зависит не только от текущего дохода, который человек (семья) планирует получить в будущем. Американский экономист Франко Модильяни, развивая взгляды И. Фишера, выдвинул гипотезу жизненного цикла, согласно которой потребление зависит от дохода, получаемого человеком в течение всей его жизни. Однако в этом доходе, как справедливо заметил М. Фридман, есть две составляющие. Уже текущий доход распадается на постоянный доход (Yp)  и временный доход (Yt):
Y = Yp+Yt.
Первый связан с основной сферой деятельности, его легко планировать на будущее, он выступает как некая средняя величина. Второй связан со случайными заработками: они могут быть то выше, то ниже, то отсутствовать совсем. Поэтому их можно рассматривать как своеобразные отклонения от некоторой средней величины. Их трудно планировать заранее, а иногда и бесперспективно. Люди, как показал М. Фридман, ориентируются, как правило, на постоянный доход. Поэтому изменение потребления связаны в первую очередь с ним.
Дисконтированная стоимость при расчете инвестиций.
Оценка будущих расходов играет важную роль при принятии решений по инвестициям. Для этого используют понятие чистой дисконтированной стоимости (NPV).
NPV = ?1/(1+i)+ ?2/(1+i)2+….+ ?n(1+i)n- I,
       где I – инвестиции;
?n – прибыль, получаемая в n-ом году;
i – норма дисконта (норма приведения затрат к единому моменту времени),
Норма дисконта (i) может быть ставкой процента какой-либо иной ставкой. Иногда целесообразно рассматривать норму дисконта как альтернативные издержки вложений в основной капитал. Величина чистой дисконтированной стоимости должна быть больше нуля: NPV>0. Это означает, что приведенная прибыль, ожидаемая от инвестиций, больше, чем величина произведенных инвестиций. Следовательно, необходимо инвестировать тогда и только тогда, когда ожидаемые доходы будут выше, чем издержки, связанные с инвестициями. [2, c.46-47]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Практическое использование дисконтирования

2.1 Применение принципа дисконтирования

в банковской деятельности

        Операция, в результате которой банк выплачивает обладателю ценной коммерческой бумаги ее стоимость до наступления срока погашения и с удержанием некоторой части в пользу банкира. Дисконт дает обладателю ценной коммерческой бумаги возможность немедленно превратить его долговые требования в наличные. Таким образом, он обращает эту бумагу в деньги или в кредит. Для банкира дисконт является формой использования вклада с определенными га­рантиями. Кроме того, путем переучета банкир, в свою очередь, может получить наличные в обмен на учтенные им ценные бумаги. Держатель ценных бумаг ("цедент") передает их банкиру как учтенные и внесенные в сопровождающую их опись. В этой описи указывается ва­ловая сумма (номинальная стоимость ценных бумаг) и чистая сумма, то есть та, что обещана индоссанту банкиром в обмен на полученные бу­маги. Разница между двумя суммами составляет вознаграждение бан­киру за немедленное предоставление денег и плату за риск, который он несет в связи с возможными неплатежами по долговым требованиям при наступлении срока их погашения. Формы дисконта/учета суть сле­дующие:
Простой дисконт. Клиент передает банкиру ценные бумаги с бланковым индоссаментом или в порядке передачи права собственности. Чистая сумма выдается индоссанту наличными ("сделка на месте") или зачисляется на его счет.
Дисконт на счету. Клиент хочет иметь гарантию на получение кре­дита, но не знает, когда точно он его использует. Он не заинтересован, следовательно, в немедленном получении чистой суммы, причитающей­ся ему за ценные бумаги, так как за этот кредит ему придется платить ещё до того, как он его использует. В этом случае он индоссирует цен­ные бумаги как титул собственности, передаваемый банкиру. Если он не осуществляет расходов, означающих использование чистой суммы учтенных ценных бумаг (если он "не снимает денег с вклада"), то не платит ничего. Если он берет деньги до наступления срока погашения долговых требований, представленных его ценными бумагами, ему при­ходится платить за это проценты как за необеспеченный кредит, то есть по ставкам выше учетной.
Операция на условиях заранее оговоренной выплаты. При этой фор­ме учета банкир отказывается преследовать обладателя ценной бумаги в случае неуплаты представляемых ею долгов при наступлении срока. Эта операция может быть истолкована как предоставление гарантии.
Опосредованный учет. Операция совершается по просьбе векселедателя, а не векселедержателя.
Учет векселей на заграницу. Клиент представляет к учету векселя на заграницу, суммы которых выражены либо во франках, либо в валюте той страны, где они должны быть оплачены, либо иногда в валю­те третьей страны. Для банкира эта операция означает дополнительный риск, связанный с колебаниями курса. К учету представляются либо обычные ("свободные") векселя, выставленные продавцом на покупателя, либо "документарные", называемые так потому, что к ним прилагается документ, подтверждаю­щий реальность сделки, которая породила ценную бумагу. При этой системе продавец отгружает товар, выставляет вексель свое­му покупателю и прилагает документ об отгрузке (коносамент, квитан­цию об отправке, транспортную накладную). Покупатель вступает во владение поставленным ему товаром лишь после оплаты векселя или его акцепта банкиром, принявшим эту бумагу на дисконт. Если поку­патель отказывается принять или оплатить товары, он не может полу­чить необходимые документы, стало быть, и сами товары. В этом слу­чае банкир располагает долговым требованием, правом выставить иск к векселедателю и залоговым правом на невостребованные товары.
Дисконт связан с рисками для банкира. Они зависят от платежеспособности лиц, подписавших бумагу, а также от большей или меньшей отдаленности сроков платежа. Вознаграждение банкиру уравновешивает эти риски. Оно складывается из ряда элементов. Собственно дисконт, то есть процент суммы, исчисленный с учетом срока платежей; эта учетная ставка, в высшей степени изменчивая, за­висит от основной учетной ставки (или ставки переучета), которую уста­навливает центральный банк.
Право на пропорциональные комиссионные и на слегка повышенные ставки.
Сбор за валютный обмен, если вексель подлежит оплате за границей и это связано с покрытием разницы валютных курсов.
Обязательный сбор по тарифам банков, если вексель подлежит оплате в другом месте национальной территории. Для векселей, пригод­ных для банковского учета, величина этого сбора всегда меньше, чем для перемещенных. [9, с.201-204]
Банки крайне заинтересованы в том, чтобы ограничить риски, которые могут быть созданы операциями по дисконту. Для достижения этой це­ли они должны следовать определенным принципам.
Отдавать предпочтение краткосрочным коммерческим векселям, которые выдаются под доставку или поставку товаров или выполнение работ и которые, следовательно, связаны с операциями по производству товаров или услуг. Чем более вексель "коммерчески чист", тем больше гарантий он предоставляет банкиру (современная эмиссия векселей под поставки; совпадение сроков платежей по векселям со сроками пога­шения кредита, предоставленного поставщикам; уверенность, что век­сель может быть обеспечен обычными ресурсами предприятия...). Это не относится к "финансовым векселям", "расходным векселям", на­пример простым векселям или чекам (последние не предполагают, от­срочки платежа и могут быть использованы лишь для покупок "за на­личные").
Банкир все же должен осторожно относиться к "векселю дочерней компании" (который выставляется одним предприятием на другое, но в пределах той же группы) и тем более к "переменному дисконту" (умножающему число векселей, представляющих один и тот же товар) и к  "кавалерийским векселям" (выставленным на несуществующее лицо, что является чистым мошенничеством). Соразмерять обязательства с надежностью индоссанта, то есть с операцией, для которой кредит запрашивается, и с платежеспособно­стью плательщиков по векселям. Представлять вексель на акцепт плательщику, что делается как раз в порядке защиты от "кавалерийских векселей". Вести точный учет уже предоставленных кредитов и отказов от уплаты, которые могут возникнуть (неоплаченные векселя, отказ от акцепта плательщиком...). Списки рисков позволяют банкам иметь све­дения об учете векселей того же индоссанта (непосредственные риски) и об учете векселей, выставленных на определенного плательщика (кос­венные риски). Учитывать сроки действия дисконтированного векселя, то есть время, остающееся до наступления срока погашения долга. Банк, кото­рый дисконтирует вексель со сроком погашения более 90 дней, не мо­жет представить его к переучету во Французском банке. Все же случа­ется, что банки на это соглашаются в надежде, что срок погашения не затянется или возникнут другие условия, которые позволят сделать вексель "приемлемым для переучета".[10, с.45]
Дисконт является одним из основных средств обращения ценных коммерческих бумаг в наличные средства. В этом качестве он пред­ставляет собой одно из средств платежей. Поскольку учетная ставка представляет собой цену, по которой банки продают владельцам векселей наличные деньги, совершенно естественно, что финансовые влас­ти следят за ее изменениями и периодически воздействуют на ее уровень. Вот почему центральные банки устанавливают регулирующую учетную ставку, имея в виду дать те или иные импульсы денежному рынку. Вообще от роста учетной ставки ожидают сокращения кредита, а от ее снижения - освобождения кредита и увеличения массы платеж­ных средств (что должно вести к новому подъему экономики или ее оживлению). Экономическая политика, как ее понимали в XIX и в на­чале XX века, придавала первостепенное значение воздействиям на учетную ставку, причем такое, что экономическую политику тех вре­мен можно приравнивать к денежной политике, которая, в свою оче­редь, оказывалась политикой учетной ставки. Естественно, сегодня под­ход иной. Лучшее знание конъюнктуры и новое понимание равновесия расширили задачу. Что же касается средств борьбы с инфляцией, ис­пользования других орудий денежной и кредитной политики, равно как и бюджета, цен и занятости, то все это проблемы, для решения ко­торых политика учетной ставки мало, что может сделать. [11, c.140]
 

2.2 Применение принципа дисконтирования

в системе скидок в условиях рыночной экономики

 
      Чрезвычайно полезным и гибким инструментом маркетин­говой политики любой фирмы может и должна быть система скидок с цен. Родившись из традиционного для любого базара обычая снижения запрашиваемой цены для покупателя, кото­рый берет больше товара, ныне практика установления скидок стала чрезвычайно изощренной, а набор типов скидок — весьма разнообразным.
По своей коммерческой природе скидка может быть одного из двух типов.
1) плановая скидка;
2) тактическая скидка.
Плановые скидки формируются за счет общей суммы накладных расходов и обычно настолько замаскированы, что иногда их так и называют — «замаскиро­ванные». Именно такого рода скидкам можно отнести организацию фирмой-производителем рекламы своей продукции с указанием списка торговых фирм, которые этой продукцией торгуют. Тем самым фирма-производитель реально экономит средства своих дилеров на рекламу ими своих торговых назва­ний, что по экономической природе равнозначно предостав­лению им дополнительной скидки.
Остальные типы скидок можно отнести к категории так­тических. Их объединяет экономический источник — прибыль, а также общая задача— создание дополнительных стимулов для покупателя совершить покупку. Как легко понять, использование тактических скидок ведет к сни­жению реальной цены приобретения товара и соответственно к увеличению премии покупателя. Эта премия представляет собой разницу между экономической ценностью товара для покупателя и ценой, по которой ему этот товар удалось купить.
К основным типам тактических скидок можно отнести:
1) скидки за большой объем закупок (некумулятивные, ку­мулятивные и ступенчатые);
2) скидки за внесезонную покупку;
3) скидки за ускорение оплаты;
4) скидки для поощрения продаж нового товара;
5) скидки при комплексной закупке товаров;
6) скидки для «верных» или престижных покупателей. Рассмотрим каждый из типов скидок более детально.
Скидки за большой объем закупок могут быть привязаны к одному из двух оснований:
1) к натуральной величине покупки (числу приобретенных единиц товара или его объему, например литрам или кубомет­рам);
2) к стоимости покупки, определенной на основе неизмен­ных номинальных (справочных, прейскурантных) цен.
Скидка за большой объем закупок — мера снижения стан­дартной продажной цены, которая гарантируется поку­пателю, если он разово приобретет партию товара с объемом, большим определенной величины.
При этом сама скидка также может быть выражена одним из трех способов:
1) в виде процента снижения номинальной (справочной, прейскурантной) цены;
2) в виде числа единиц (объема) товара, который может быть получен бесплатно или по пониженной цене;
3) в виде суммы, которая может быть покупателю возвра­щена или зачтена в счет оплаты им следующих партий товара.
При существующем спросе сни­жение цены (в результате использования скидки) с номиналь­ного уровня pq до контрактного Pi приводит к увеличению объема заказов (продаж) с 60 до 61. Для этого соответственно приходится увеличить и объемы производства.
Но в силу эффекта масштаба это ведет к снижению средних затрат на производство с Со до Ci (уменьшиться могут как средние переменные, так и средние постоянные затраты). Таким образом, введение скидок порождает ситуацию, сходную со следующей: объем продаж растет при меняющейся величине средних переменных затрат и доле прибыли в цене.
И если величина скидки выбрана правильно, то в результате такой коммерческой политики, несмотря на снижение реальной цены продаж, фирма все же получит прирост прибыли. [14]
Скидки за большой объем покупок могут быть некумулятивными, кумулятивными и ступенчатыми, т. е. механизмы их формирования могут раз­личаться. Проанализируем теперь, в чем именно состоят эти различия.
             Некумулятивные скидки за объем разовой закупки призваны поощрять покупателей к приобретению как можно больших партий товаров. Логика таких действий фирмы-продавца со­стоит в том, что увеличение объема партий позволяет добиться экономии затрат на организации продаж, хранении, обработке документации и особенно транспортировке. Например, в прак­тике планового ценообразования в СССР были предусмотрены скидки для покупателей черных металлов, если те приобретали партию металла, достаточную для полной загрузки железнодо­рожного вагона.
Соответственно верхней границей величины таких скидок выступает сумма экономии, получаемой фирмой-продавцом при увеличении объема единичной партии поставки. Сама же схема таких скидок может иметь, например, следующий вид: (см. приложение В)
         Прирост выигрыша фирмы в результате увеличения продаж по­сле введения скидок должен превышать падение выигрыша в результате которого  снижения фактической цены продажи каждой еди­ницы товара в составе крупных партий.
Стоит также обратить внимание на необходимость учета при обосновании скидок всего комплекса экономических послед­ствий их использования для покупателей. А эти последствия неоднозначны.
Дело в том, что, приобретая разово большую партию товара, покупатель одновременно:
— выигрывает за счет возможности приобретения каж­дой единицы товара в составе этой партии по пониженной цене;
— проигрывает за счет того, что вынужден увеличивать расходы на хранение таких больших партий.
В ряде случаев этот фактор оказывается столь существенным (например, при организации покупателем своей производст­венной деятельности на основе современных бес складских си­стем материально-технического снабжения), что традиционные (некумулятивные) скидки за большой объем разовой закупки вообще теряют действенность.
                        Кумулятивные скидки                                                                                                                                                       
В этой ситуации единственным выходом оказываются ку­мулятивные скидки, так как они предполагают снижение цены в случае превышения суммарной величины закупок на протя­жении определенного периода, даже если эти закупки состояли из маленьких по объему отдельных партий. Свое название эти скидки получили оттого, что основой их дифференциации является объем продаж, исчисляемый нарастающим итогом, т.е. как кумулятивная сумма.
Кумулятивные скидки за объем закупок — мера снижения стандартной продажной цены, которая гарантируется покупателю, если он приобретет за определенный период времени объем товара свыше договорного предела, и распространяется на объем товара сверх этого предела.
Такие скидки, например, очень полезны для фирм, произ­водящих модную одежду и обувь. Причин тому несколько:
1) ассортимент этих товаров должен меняться каждый сезон;
2) реакция покупателей на модные новинки труднопредсказуема;
3) конечные продажи часто осуществляются непосредствен­но через сеть мелких розничных торговых заведений.
В этих условиях добиться от торговли разовой закупки особо крупных партий товаров практически нереально. Напротив, ку­мулятивные скидки как бы «привязывают» торговлю к одним и тем же поставщикам, поскольку лишь в этом случае есть шанс получать новые партии товаров на все более выгодных условиях.
Форма и механизм действия кумулятивных скидок могут быть самыми различными. Например, в случае, если произво­дитель диктует продавцу уровень цен конечной продажи, то кумулятивные скидки могут иметь форму растущих торговых скидок. В этом случае в договор о поставках может быть вклю­чена таблица следующего вида: (см. приложение Г)
Таким образом, при покупке каждой дополнительной партии товара производится перерасчет суммы, подлежащей уплате по­купателем, с учетом растущих размеров скидок (снижающейся цены приобретения).
        Предположим, например, что универмаг вначале приобрел у фирмы-производителя партию товара в 2000 шт.  При рекомендованной цене конечной продажи в 400 тыс. руб. это означает,   что   универмаг   получил  товары  по   цене 340 тыс. руб./шт. 1400000 -(1-0,15) и уплатил за всю партию 680 млн. руб.
       Товар быстро разошелся, и универмаг решил приобрести еще 1000 шт. В результате он получит право на кумулятивную скидку в форме повышенной (до 17%) торговой скидки. Сколь­ко теперь он должен будет уплатить за вторую партию в 1000 шт.?        
Если бы скидка была не кумулятивной, то цена еди­ницы товара в новой партии составила бы 332 тыс. руб. [400000 -(1 -0,17)] и за всю партию универмаг должен был бы уплатить 332 млн. руб. Но скидка носит кумулятивный характер, и это означает, что теперь расчет с универмагом по всему объему его закупок будет вестись исходя из цены в 332 тыс. руб.
Отсюда следует, что за весь приобретенный на дан­ный момент объем товаров универмаг должен был бы в те­кущем году уплатить фирме-производителю 996 млн. руб. [332000 руб./шт. -(2000+ 1000) шт.]. Так как, за купленное ранее он уже уплатил 680 млн. руб., то за новую партию с него при­читается лишь 316 млн. руб. (996 000 - 680 000), а не 332 млн. руб.
В итоге каждая единица товара во второй купленной у про­изводителя партии обойдется универмагу лишь в 316 тыс. руб. и величина торгового дохода от ее продажи конечному поку­пателю составит соответственно 84 тыс. руб. (400000-316000) против 60 тыс. руб. с каждой единицы товара в первой партии (400000-340000). [4, с.67,69]
Если же основой взаимоотношений с покупателями является прейскурант отпускных цен, то система кумулятивных скидок может быть оформлена следующим образом: (см. приложение Д)
            Бывают, однако, ситуации, когда пониженная цена распро­страняется лишь на объем закупки сверх порогового значения. Такие скидки иногда называют ступенчатыми кумулятивными или просто ступенчатыми скидками.
Классическим примером использования ступенчатых скидок является ценообразование на электричество и воду. Дело в том, что эти товары могут быть использованы для различных целей:
1) в быту:
—     для освещения и обеспечения работы обычных электро­приборов;
—     для приготовления пищи с помощью электроплит;
— для обогрева жилых помещений, где  с помощью встроенных в строительные конструкции нагревателей вместо стандартных для России водяных батарей;
2) производственными фирмами:
— для освещения и обеспечения работы обычных электро­приборов;
—     для обеспечения работы технологического оборудования;
—     для обогрева производственных помещений.
Для обеспечения таких потребностей требуется разный объем потребления электричества и воды, и дифференциация этого объема связана с весьма специфичным проявлением эффекта взаимозаменяемости благ.
Речь идет о том, что потребность в освещении помещений в принципе может быть обеспечена как за счет использования электроосветительных приборов, так и за счет свечей и керо­синовых ламп (и это хорошо известно, например, российским владельцам садовых участков, которым нередко приходится освещать свои дома именно так, из-за того что во время грозы электричество нередко отключают). Но в городских условиях никому сегодня не придет в голову пользоваться для освещения свечами или керосинками, а потому как средство удовлетво­рения этой потребности электричество конкуренции не испы­тывает. Соответственно объем его потребления на эти цели мало эластичен по цене, и потому здесь использование скидок не может повлиять на объем потребления. [6, c.185]
Совсем иное дело использование электричества для приго­товления пищи и обогрева. В первом случае продукция элек­тростанции конкурирует с продукцией газовых компаний, во втором — один из видов продукции энергетических компаний, а именно электричество, конкурирует с другим видом их продукции, — а именно с горячей водой для отопительных сетей.
Несколько по-иному, но достаточно серьезно, проблема взаимозаменяемости энергоресурсов стоит и в производственном секторе. Промышленные предприятия могут покупать элект­ричество у энергетических компаний, а могут построить соб­ственные котельные на газе, угле или мазуте и с их помощью производить для себя электроэнергию и тепло. Отметим, что в последние годы по этому пути пошли многие российские предприятия, так как это стало выгоднее, чем покупать энергию у местных энергосистем, которые, пользуясь своим положением естественных монополистов, взвинтили на нее тарифы.
Но как должна строить свою ценовую политику энергети­ческая компания, которая хочет нарастить объем продаж элек­троэнергии, в том числе вытеснив газ, а также сделав невы­годным для предприятий использование собственных котель­ных? Просто снизить цены было бы нерационально. Ведь тогда по сниженным ценам будет продан и тот объем электроэнергии, который используется на освещение и обеспечение работы обычных электроприборов (телевизоров, холодильников и т. п.) и может быть куплен и при более высоких ценах.
Решением для такой ситуации становятся как раз ступен­чатые скидки. Они могут быть построены таким образом, чтобы объем потребления, который возможен при высокой степени электрификации быта, но без использования электроплит и электрообогревателей, обеспечивался при одном уровне цены, а сверх этого — при другом, более низком. [7, c.356]
Энергетическая компания на основе своей статистики определила, что для большинства семей, поль­зующихся газовыми плитами и центральным водяным отопле­нием, месячное потребление (даже при высокой степени элек­трификации быта) не превышает (даже с учетом некоторого запаса) 400 кВт -ч. Соответственно для этого — малоэластич­ного по цене — объема потребления тариф установлен на самом высоком уровне (160 д. ед. за 1 кВт/ч).
Допустим, что, согласно расчетам, энергопотребление семьи, установившей вместо газовой плиты электрическую, возрастает до 600—700 кВт -ч/мес. Но оплачивать потребление электро­энергии в диапазоне 401—700 кВт -ч/мес. эта семья сможет уже по более низкому тарифу — 120 д. ед. за 1 кВт -ч. И наконец, если семья сменит водяные батареи на электрические и ее месячное потребление энергии превысит 700 кВт -ч, то всю энергию сверх этого объема она сможет оплачивать по еще более низкому тарифу — 100 д. ед. за 1 кВт -ч. [3, с.277]
Как известно, в России используется иная система диффе­ренциации тарифов на электроэнергию: жители домов, где при строительстве сразу были установлены электроплиты, оплачи­вают все потребление электроэнергии по тарифам в 2 раза более низким, чем для жителей домов с газовыми плитами. Такая система цен, однако, не имеет с описанным выше коммерче­ским подходом ничего общего: она просто отражает систему, в которой человек реально не имел права выбора типа кухонной плиты (это определялось для всего дома в целом и еще на стадии проектирования, когда человек еще и не имел ордера на квартиру). Поэтому дифференциация отечественных тарифов на электроэнергию ничего не стимулировала — она лишь обес­печивала примерное» равенство сумм платы за электричество в домах с электрическими и газовыми плитами.
Скидки за внесезонную закупку используются при органи­зации продаж товаров с явно выраженными сезонными раз­личиями в спросе. К этой категории относится: одежда, обувь, товары для отдыха, спортивный инвентарь, игрушки (например, елочные или для игр на воде), некоторые товары длительного пользования (электрообогреватели, вентиляторы, кондиционе­ры, электрические газонокосилки и т. п.).
Скидка за внесезонную покупку — мера снижения стан­дартной продажной цены, которая гарантируется поку­пателю, если он приобретет товары сезонного спроса вне периода года, для которого они предназначены.
Цель использования скидок за внесезонную закупку состоит в том, чтобы побудить покупателей приобрести эти товары до начала очередного сезона, в самом его начале, либо вообще вне сезона. Это обеспечивает ускорение оборачиваемости ак­тивов и позволяет изготовителям сезонных товаров снижать сезонные колебания загрузки своих производственных мощно­стей.
Величина сезонных скидок обычно бывает довольно неболь­шой и определяется:
1) со стороны покупателя — величиной затрат на хранение заблаговременного приобретенного товара до начала сезона его продаж (включая плату за привлеченные для этого кредиты);
2) со стороны производителя — величиной затрат и потерь, которые ему пришлось бы понести в случае, если бы изготов­ленный товар хранился до начала сезона на его собственных складах, а производство было либо остановлено из-за омерт­вления оборотного капитала в запасах готовой продукции, либо поддерживалось за счет дополнительно привлеченных кредитов под пополнение оборотного капитала.
Следовательно, величина скидок должна обеспечивать по­купателю экономию большую, чем прирост его затрат на хра­нение товара до периода сезонного подъема спроса. С другой стороны, производитель может предоставить такие скидки на сумму не большую, чем величина его потерь из-за замедления оборачиваемости капитала в результате хранения товара до начала сезона на собственных складах и неполучения выручки от продаж.
Логика скидок за внесезонную закупку требует их диффе­ренциации во времени: чем ранее до начала сезона приобре­тается товар, тем больше должна быть величина скидки. Ска­жем, для фирмы, производящей елочные игрушки, шкала ски­док для торговых фирм может иметь следующий вид: (см. приложение Е)
Главная задача скидок за ускорение оплаты — сокращение сроков погашения дебиторской задолженности и ускорение обо­рачиваемости оборотного капитала фирмы. Поэтому этот ком­мерческий инструмент можно в большей мере отнести к сфере финансового менеджмента, чем собственно ценообразования. Но поскольку такие скидки устанавливаются по отношению к ценам, то традиционно их определением занимаются ценовики вместе с финансистами и бухгалтерами.
Скидка за ускорение оплаты — мера снижения стан­дартной продажной цены, которая гарантируется поку­пателю, если он произведет оплату приобретенной пар­тии товара ранее установленного контрактом срока.
Схема скидки за ускорение оплаты включает три элемента:
1) собственно количественную величину скидки;
2) срок, в течение которого покупатель имеет возможность воспользоваться такой скидкой;
3) срок, в течение которого должна быть произведена оплата всей суммы задолженности за поставленную партию товара, если покупатель не воспользуется правом на получение скидки за ускоренную оплату.
Соответственно в контрактах на поставку товара такая скид­ка может быть записана в следующем виде: «2/10, нетто 30» (или в английском варианте — «2/10, п/ЗО»). И это будет означать, что покупатель обязан произвести полную оплату по­ставленного ему товара в течение 30 календарных дней с мо­мента получения. Но если он произведет оплату в течение первых 10 дней этого срока, то имеет право автоматически уменьшить сумму платежа на 2%, т.е. воспользоваться скидкой за ускорение оплаты.
Величина ставки за ускорение платежа обычно определяется двумя факторами:
1) уровнем таких ставок, традиционно сложившимся на дан­ном рынке:
2) уровнем банковских процентных ставок за кредиты под пополнение оборотных средств.
Связь скидки за ускорение оплаты с ценой кредитных ре­сурсов вполне логична. Если производитель не может добиться ускорения погашения дебиторской задолженности, то ему при­ходится пополнять свои оборотные средства преимущественно именно за счет кредита. Ускорение оплаты отгруженных товаров сокращает потребность в привлечении средств и обеспечивает экономию за счет уменьшения суммы процентных платежей.
Вместе с тем обычно уровень скидки за ускорение платежа существенно выше, чем цена кредитных ресурсов. Скажем, при­веденная выше ставка по схеме «2/10, нетто 30», которая до­статочно типична для мировой торговой практики, фактически эквивалентна эффективной годовой ставке процента на уровне 36%. А это существенно выше, чем стоимость кредита в боль­шинстве развитых стр
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.