На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Серебряный век русской поэзии

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 12.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1. Введение:
    Серебряный  век русской культуры оказался удивительно  коротким. Он продолжался менее четверти века: 1900-22гг. Начальная дата совпадает  с годом смерти русского религиозного философа и поэта В. С. Соловьева, а конечная – с годом высылки  из уже советской России большой  группы философов и мыслителей. Краткость  периода вовсе не умоляет его  значимости. Напротив, с течением времени  это значимость даже возрастает. Она  заключается в том, что русская  культура – пусть не вся, а только часть ее – первой осознала пагубность развития, ценностными ориентирами, которого выступают односторонний  рационализм, безрелигиозность и бездуховность. Западный мир пришел к такому осознанию  намного позже. Сам термин «Серебряный  век» возник по аналогии с золотым  веком, т.е. со временем, когда писал  Пушкин. Его придумали сами представители  серебряного века. У А. Ахматовой  он присутствует в известных строчках: «И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл…» Его употребляет  Н. Бердяев. А. Белый назвал один свой роман «Серебряный голубь». Редактор журнала «Аполлон» С. Маковский  использовал его для обозначения  всего времени начала XX века. Конец XIX века – начало XX в., представляют собой переломную эпоху не только в социально- политической, но и духовной жизни России. Великие потрясения, которые пережила страна за сравнительно небольшой исторический период, не могли не отразиться на ее культурном развитии. Культура «Серебряного века» необычайно драматична, показательна и неповторима. Он стремится синтезировать все достижения культуры: искусство, философия, религия – все взаимосвязано, тенденции к взаимопроникновению различных видов не только художественной, но и духовной деятельности в целом налицо. Глобализация истории, глобализация культуры – таковы главные характеристики культуры «Серебряного века». Важной чертой развития культуры рубежа веков является мощный подъем гуманитарных и технических наук. 
 
 
 
 
 
 

    2.Основная  часть
     Получили развитие новые области науки, в том числе воздухоплавание. Н.Е. Жуковский (1847-1921) – основоположник современной гидро-и-аэродинамики, создал теорию гидравлического удара, открыл закон, определяющий величину подъемной силы крыла самолета. К. Э. Циолковский (1857-1935) разрабатывал теоретические основы воздухоплавания и ракетодинамики. Ему принадлежат обширные исследования по теории и конструкции цельнометаллического дирижабля. Работы выдающегося русского физика П. Н. Лебедева (1866-1912) сыграли большую роль в разработке теории относительности, квантовой теории и астрофизики. Главное достижение ученого заключается в открытии и измерении давления света на твердые тела и газы. Научное значение трудов великого русского ученого физиолога И. П. Павлова (1849-1934) столь велико, что история физиологии делится на два больших этапа: допавловский и павловский. Наиболее значительные исследования Павлова относятся к физиологии кровообращения, а за исследования в области физиологии пищеварения, первому среди русских ученых, Павлову была присуждена Нобелевская премия. Еще один русский естествоиспытатель И. И. Мечников (1845-1916) за исследования в области сравнительной патологии, микробиологии и иммунологии, стал Нобелевским лауреатом.  Растущая потребность в специалистах способствовала развитию высшего, в особенности технического, образования. В 1912 г. в России было 16 высших технических учебных заведений. К прежнему числу университетов прибавился только один, Саратовский, но количество студентов заметно выросло. Получили распространение частные высшие учебные заведения. Наряду с этим, стало развиваться и высшее женское образование. Право на него было признано юридически.
    Большое влияние на просвещение оказало  развитие периодической печати и  книгоиздательства. По количеству издаваемых книг Россия занимала третье место  в мире (после Германии и Японии). Крупнейшие книгоиздатели А. С. Суворин  в Петербурге и И. Д. Сытин в  Москве способствовали приобщению народа к литературе, выпуская книги по доступным ценам. Процесс просвещения  был интенсивным и успешным, количество читающей публики постепенно возрастало.
    Не  менее важную роль в развитии культуры сыграл «иллюзион» - кино, появившееся  в Петербурге буквально через  год после его изобретения  во Франции. К 1914 г. в России уже было 4000 кинотеатров, в которых шли  не только зарубежные, но и отечественные  картины. Потребность в кинолентах была очень велика, это послужило  толчком к развитию профессионального  кинематографа.
    Эпоха промышленного прогресса на рубеже XIX-XX вв. произвела подлинный переворот в строительстве. В городском ландшафте все большее место занимали сооружения нового типа (банки, магазины, фабрики, вокзалы). Появление новых строительных материалов и совершенствование строительной техники позволило использовать конструктивные и художественные приемы, эстетическое осмысление которых привело к утверждению стиля модерн. Модерн представлен как идея сотворения прекрасного, которое отсутствует в неудовлетворительной окружающей среде. Характерным для этого стиля было разнообразие и переливы форм, многоцветность, сочетание, казалось бы несочетаемых, геометрических форм. По целостности подхода и ансамблевому решению архитектуры, скульптуры, живописи, декоративных искусств модерн – один из наиболее последовательных стилей.
    Для живописи этого времени больше всего  был характерен классицизм. «Академия  художеств» со своими консервативными  взглядами не давала пробиться свободному творчеству. Жанровая живопись в 90-е  годы утратила ведущую роль. Художники  в поиске новых тем обращались к изменениям в традиционном укладе жизни. Так, например, десять лет трудился С.А. Коровин над своей центральной  картиной «На миру». Он отразил в  ней сложные процессы расслоения крестьянства. Важнейшие стороны  жизни России сумел выразить в  своем творчестве Н.А. Касаткин. В  его изображениях шахтеров, угадывается  та мощная сила, которая в недалеком  будущем разрушит старый мир. Центральной  фигурой искусства рубежа веков  был В.А. Серов. Художник работал  в разных жанрах, но особенно значительно  его дарование как художника  – портретиста. Первые его зрелые работы «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» были восприняты как новое слово в искусстве. Один за другим вошли в русскую  культуру два мастера живописного  символизма, создавшие в своих  произведения возвышенный мир –  М. Врубель и В. Борисов-Мусатов. Участие  Врубеля в ряде международных  выставок принесло художнику европейскую  известность. Среди его шедевров – картина «Царевна-лебедь», «Сирень», «Демон поверженный», «Шестикрылый Серафим» и другие. В искусстве серебряного  века Врубель представляет собой  фигуру ключевого значения: в его  творчестве нашли свое отражение  как идеи модерна и символизма, так и зачатки новых художественных направлений.  «Врубель был нашей  эпохой», - писал К.Петров-Водкин, характеризуя творчество художника. Искусство лирика мечтателя В.Э.Борисова-Мусатова –  это реальность, превращенная в поэтический  символ. Он создавал в своих полотнах прекрасный и возвышенный мир, построенный  по законам красоты и так не похожий на окружающий. Расцвет творчества художника падает на начало XX века, когда были созданы наиболее совершенные работы: «Весна», «Гобелен», «Водоем», «Изумрудное ожерелье». А.Е. Архипов, А.В. Васнецов, И.И. Левитан, Н.К. Рерих и художники, о которых шла речь выше, формировали русский модерн, определяли его характерные черты. Преобразования охватили все виды творчества, изоискусство постоянно выступало инициатором новых движений. Одно за другим рождаются новые направления: экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, конструктивизм, авангард. Один из самых ярких представителей авангарда, Василий Кандинский, принадлежит к числу открывателей нового художественного языка XX столетия и не только потому, что именно он «изобрел» абстрактное искусство – он смог придать ему смысл, объяснение и высокое качество. Другой яркий представитель Каземир Малевич работал в направлениях кубизма, футуризма. Знаменитый «Черный квадрат» стал манифестом беспредметного, нонфигуративного искусства, отправной точкой абстракционизма. Творения русских художников – авангардистов начала века взорвало художественное сознание. В искусстве того времени легко обнаружить, где угодно, если не черные квадраты, то обязательно геометрический акцент. Необычайное разнообразие и противоречивость художественных исканий, многочисленные группировки со своими программными установками отражали напряженную общественно-политическую и сложную духовную атмосферу своего времени.
    Рассуждая о театре, А.С. Пушкин писал, что «дух времени требует перемен на сцене  драматической». Лучшие театральные  произведения всегда оказывались чуткими  к историческим переменам. Театр  был зеркалом, в котором отражались события и человек. С основанием в 1898 году К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко Московского  Художественного- Общедоступного театра начался новый этап в истории  русской драматической сцены. Оба  они ощущали кризисное состояние  русского театра. Утрата театром передовых  общественных позиций, ориентированность  на обеспеченного буржуазного зрителя, утверждение на сцене посредственной, развлекательной драматургии, снижение художественного уровня спектаклей – все это требовало коренных перемен. Получает развитие театр «малых форм». В 1912 году только в Москве и  Санкт-Петербурге работали около125 кабаре и театров-миниатюр.
    Развитие  лучших традиций музыкального театра связанно с петербургским Мариинским  и московским Большим театрами, а  также с частной оперой С.И. Мамонтова  и С.И. Зимина. Музыка начала XX века такая же бурная и экспрессивная, как и сама эпоха. Ярким примером этому служат музыкальные произведения  И. Стравинского и С. Прокофьева. Музыка Скрябина отразила бунтарский дух своего времени, предчувствие революционных перемен. Скрябин – яркий новатор в области средств музыкальной выразительности и жанров. Его творчество повлияло на развитие идей синтеза музыки и света.
    После революции 1917 года в музыке развиваются  два направления: традиционное (Глазунов, М. Ипполитов-Иванов) и новаторское (Н.Мясковский, Д.Шостакович). В России были знакомы со всем явлениями западного  искусства. На гастроли в столичные  города – Москву и Петербург приезжали  известные композиторы, дирижеры и  исполнители виртуозы из разных стран. В свою очередь на Западе также  возрос интерес к России, что позволяло  русским музыкантам выступать с  концертами за рубежом, ставит оперы  и балеты в лучших европейских  театрах. Важнейшими представителями  русской вокальной школы, певцами  мирового класса были Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, Н.В. Нежданова. По ходу спектакля  они не только исполняли свои оперные  партии, но и играли как первоклассные  актеры. Крупнейший балетмейстер того времени М.М. Фокин старался драматургически  и психологически обосновывать танец, находясь над влиянием Московского  Художественного театра. Русские  танцовщики ценой невероятных усилий реставрировали танцы Древней Греции. В 1906г. С.П. Дягилев, устроив выставку русской живописи и скульптуры в  Париже, дополнил ее концертом русской  музыки. И выставка, и концерт  имели большой успех. Два года спустя Дягилев привез в Париж  оперу «Борис Годунов» с Шаляпиным  в главной партии. Так начались знаменитые «Русские сезоны» в Париже, повторяющиеся почти каждый год  вплоть до мировой войны. Париж познакомился с русским балетом. На газетных полосах  замелькали имена русских танцовщиков  – Анны Павловой, Тамары  Карсавиной, Вацлава Нижинского. Вслед за триумфом в Париже был успех в Риме и  Лондоне. Русское искусство стремилось завоевывать сердца взыскательных  европейцев.
    Также, как общество искало пути к новому социальному строю, на рубеже веков, писатели и поэты стремились к  освоению новых художественных форм, выдвигали смелые экспериментаторские  идеи. Реалистическое изображение действительности перестало удовлетворять художников, и в полемике с классикой XIX века утвердились новые литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм.
              Литературные  направления      начала XX века
    
    
    Футуризм
        
      Новокрестианские поэты
     
    
    Акмеизм
        
    Реализм
Критический реализм Социальный  реализм
 
    Символизм
Декадент      Старшие символисты Младшие символисты
      

         Они предлагали разные способы постижения бытия, но каждое из них отличалось необычайной музыкой стиха, оригинальным выражением чувств и переживаний лирического героя, устремленностью в будущее.
    Поэзия  «Серебряного Века»  характеризовалась  в первую очередь мистицизмом  и кризисом веры, духовности, совести. Строки становились сублимацией  душевного недуга, психической дисгармонии, внутреннего хаоса и смятения. Вся поэзия  «Серебряного Века», жадно вобрав в себя наследие Библии, античную мифологию, опыт мировой и  европейской литературы, теснейшим  образом связана с русским  фольклором: с его песнями, плачами, сказаниями и частушками.
    Один  из первых и самых значимых модернистских  течений в России стал символизм. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в  русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют « старшими символистами» ( В.Брюсов, К.Бальмонт, Ф.Сологуб  и др.). А позже, в 1900-е годы в  символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А.Блок, А.Белый и др.), которых  стали называть символистами второй волны;  или младосимволистами. Философия  и эстетика символизма складывались под влиянием различных учений –  от взглядов античного философа Платона  до современных символистам философских  систем В. Соловьева, Ф. Ницше, А. Бергсона. Творчество в понимании символистов  – подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу. Символистская лирика будила «шестое  чувство» в человеке, обостряло и  утончала его восприятие, развивала  интуицию. Символизм обогатил русскую  поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали поэтическому слову  неведомую прежде подвижность и  многозначность, научили русскую  поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. При  внешних проявлениях элитарности  и формализма символизм сумел  на практике наполнить работу с художественной формой новой содержательностью  и, главное, сделать искусство более  личностным.
    Футуризм (от лат. Futurum – будущее) возник почти одновременно в Италии и России. Впервые русский футуризм проявил себя публично в 1910 году, когда вышел в свет первый футуристический сборник «Садок судей». Его авторами были Д. Бурлюк, В. Хлебников и В. Каменский. Футуризм был представлен четырьмя группировками поэтов: «Плен» (В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Каменский и В. Хлебников), эгофутуризмом (И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов и др.), группой «Мезонин поэзии» (В. Шершеневич, Хрисанор, Р. Ивнев и др.) и объединением «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев, С. Бобров, К. Большаков и др.). Футуризм претендовал на вселенскую миссию: в качестве художественной программы была выдвинута утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир. Грядущая революция была желанна потому, что воспринималась как своего рода массовое художественное действо, вовлекающее в игру весь мир.
    Новые эстетические возможности были развиты  футуристами в связи с переориентацией, многих из них, с читаемого на произносимый текст. Поэзия, согласно их представлениям, должна была вырваться из темницы  книги и зазвучать на площади.
    В 1904 году на страницах петербургского альманаха «Новые поэты» впервые  выступил со стихами олонецкий крестьянин Николай Клюев. Ему было суждено  стать старейшиной в группе крестьянских (или неокрестьянских) поэтов, которая  заняла видимое место в духовной культуре начала  XX-го столетия. Вскоре после Клюева стали печататься Сергей Клычков, Александр Ширяевец, Павел Радимов, Сергей Есенин. При всем различии их биографии, эти поэты родовыми корнями были связаны с деревней, с крестьянством. Почти одновременное, в короткий срок, их появление в литературе говорило о пробуждении русской деревни всколыхнувшейся в ходе революционных событий 1905 года. Вторжение крестьянских поэтов в литературу было событием, замеченным всеми. Устами Клюева, Есенина, Клычкова, говорила крестьянская Россия. Может быть, в последний раз русское крестьянство, таившее огромною творческую одаренность, перед тем как сникнуть и подвергнуться порче, выдвинуло такой отряд замечательных поэтов.
    Реалистическое  направление в русской литературе на рубеже XX века продолжали Л. Н. Толстой («Воскресение», «Хаджи-Мурат», «Живой труп»), А.П. Чехов, создавший лучшие свои произведения («Палата №6», «Дом с мезонином», «Ионыч», «Чайка», «Дама с собачкой») и молодые писатели И.А. Бунин (сборник рассказов «На край земли», «Деревня», «Господин из Сан-Франциско») и А.И. Куприн («Молох», «Олеся», «Яма»).
    Одновременно  в реализме появились новые художественные качества (опосредованное отражение  действительности). С этим связанно распространение неоромантизма. Уже  первые неоромантические произведения 90-х годов ( «Макар Чудра», «Челкаш» и др.) принесли известность молодому А.М. Горькому. Начало революционного подъема  было отмечено стремлением организационно зафиксировать единство писателей-реалистов. Созданное в 1899 году в Москве литературное содружество «Среда» сделалось  одним из центров такого сплочения. Членами содружества стали Бунин, Серафимович, Вересаев, Горький, Андреев. Собрания «Среды» посещали Чехов, Короленко, Мамин-Сибиряк, Шаляпин, Левитан, Васнецов.
    Реалистическая  литература переходной эпохи (имея в  виду новые литературные поколения) в целом не возвысилась до уровня своих великих предшественников. Одно из объяснений тому – особые сложности  творческого самоопределения в  пору коренной смены ценностей и  ориентиров в стране. Но вопреки  противоречиям и трудностям направление  продолжало интенсивно развиваться. На рубеже веков в русской литературе начинает развиваться марксистская критическая мысль – в книгах и статьях Г.В. Плеханова, В.И. Ленина, А.В. Луначарского, В.В. Воровского и  др., чья литературная деятельность сочеталась с непосредственным участием в революционном движении.
    Акмеизм (от греч. «acme» – высшая степень чего-либо, расцвет, вершина, острие) возник в 1910-е годы в «кружке молодых», поначалу близких символизму поэтов. Стимулом к их сближению была оппозиционность к символической поэтической практике, стремление преодолеть умозрительность и утопизм символических теорий. В октябре 1911-го года было основано новое литературное объединение – «Цех поэтов». Название кружка указывало на отношение участников к поэзии как к чисто профессиональной сфере деятельности. Руководителями «Цеха» стали И. Гумилев и С. Городецкий. Акмеисты издали десять номеров своего журнала «Гиперборей», а так же несколько альманахов «Цеха поэтов». Детально разработанной филосовско-эстетической программы акмеизм не выдвинул. Главное значение в поэзии акмеизма приобретает художественное освоение многообразного  и яркого земного мира. Акмеистами ценились такие элементы формы, как стилистическое равновесие, живописная четкость образов, точно вымеренная композиция, отточенность деталей. Акмеисты выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя. Высшее место в иерархии акмеистических ценностей занимала культура.
    «Тоской по мировой культуре» назвал акмеизм  О. Мандельштам. Память – важнейший  этический компонент в творчестве трех самых значительных представителей акмеизма – А. Ахматовой, Н. Гумилева и О. Мандельштама.
    Акмеистическая  программа ненадолго сплотила самых  значительных поэтов этого течения. К началу Первой мировой войны  рамки единой поэтической школы  оказались для них тесны, и  каждый из акмеистов пошел своим  путем. Подобная эволюция, связанная  с преодолением эстетической доктрины течения, была характерна и для лидера акмеизма Н.С. Гумилева.
    В жизни и смерти Николая Степановича  Гумилева (1886-1921) в его стихах, взглядах, поступках, в его общественно-литературной деятельности и гражданском поведении  нет ничего случайного. Он сам строил свою судьбу, как дом, сам ее складывал, как складывают книгу. Роду Гумилев  был отнюдь не знатного, хотя и дворянского. Анна Ивановна Львова, мать, поэта, была родом из старинной дворянской семьи. Родители ее были богатые помещики. Отец поэта, Степан Яковлевич Гумилев, служил корабельным врачом. Это был  второй брак Степана Яковлевича, и  хотя разница лет была большая, брак был счастливым. После свадьбы  молодые поселились в Кронштадте, где 3апреля 1886 года, в сильную бурную ночь, и родился Николай Степанович Гумилев. Он был вторым ребенком в семье, на полтора года младше своего брата Дмитрия.
    Ребенком  Коля был вялым, тихим, задумчивым, но физически здоровым. С раннего  детства любил слушать сказки. Анна Ивановна - много читала детям  и рассказывала не только сказки, но и более серьезные вещи исторического  содержания. Учиться Николай начал  рано. Первоначальное образование получил  дома, а потом учился в гимназии Гуревича. В 1900 году семья переехала  в Тифлис, и братья поступили во II тифлисскую гимназию, а потом были переведены в I гимназию. В Тифлисе семья Гумилевых прожила три года. Коля очень полюбил Кавказ, его природа оставила неизгладимое впечатление в душе ребенка.
    В 1903 году семья переезжает в Царское  Село. Здесь мальчики поступили в  красносельскую классическую гимназию. Директором ее был известный поэт Иннокентий Федорович Анненский. В  первый же год Анненский обратил  внимание на литературные способности  Николая. Анненский имел на него большое  влияние, и Николай Гумилев как  поэт многим ему обязан. В гимназии Николай учился хорошо только по словесности, а вообще – плохо. После окончания  гимназии, поэт по настоянию отца должен был поступать в университет. Николай захотел поехать в  Париж, и там поступил в Сорбонну. А там он слушал лекции по французской  литературе, но больше всего занимался  своим любимым творчеством и  даже издавал небольшой журнал, где  напечатал свои стихи под псевдонимом. В Париже он начал мечтать о  путешествиях, особенно его тянуло в Африку, в страну, где полночь
    «…непроглядная  темень,
    Только  река от луны блестит.
    А за рекой неизвестное племя,
    Зажигая костры – шумит».
    Николай, не взирая на запреты отца, в 1907 году пустился в путь, сэкономив небольшие  средства из ежемесячной родительской получки. Африка заняла особое место  в жизни и творчестве поэта. Стремление к невиданному, сопряженному подчас с опасностями сопровождало Гумилева всю жизнь. В Африке Гумилев был  четыре, раза и каждый раз она дарила ему редкостные ощущения и образы. Гумилев побывал в Египте, Абиссинии, где собирал местный фольклор, преображая его в самобытные песни («Пять тылов», «Занзибарские девушки»). Наиболее значительной была последняя поездка. В 1913 году поэт был руководителем экспедиции, посланной в Абиссинию Российской Академией Наук. Гумилев привез оттуда этнографические коллекции. В 1921 году вышла книга «Шатер», посвященная африканской теме. В стихотворении, открывающем сборник он писал:
    «Оглушенная ревом и топотом,
    Облаченная  в пламя и дымы,
    О тебе, моя Африка, шепотом
    В небеса говорят серафимы.»
    Можно только восхищаться любовью русского поэта, путешественника к великому Югу, его людям и культуре. До сих  пор в Эфиопии сохраняется  добрая память о Н.Гумилеве. Африканские  стихи Гумилева, вошедшие в сборник  «Шатер», и точная проза дневника – дань его любви к Африке. Движимый патриотическими чувствами, Николай Гумилев записался добровольцем и пошел воевать на фронт в  Первую мировую войну. Уже в начале войны успел настолько отличиться, что был дважды награжден георгиевским крестом за храбрость. Для поэта  война была родная стихия, и он утверждал: « И воистину светло и свято  – дело величавое войны. – Серафимы ясны и крылаты. – За плечами воинов видны…». В 1916 году – в самый разгар Первой мировой войны, выходит книга  « Колчан». Видя народные беды, Гумилев  пришел к широкому выводу: « Дух  также реален, как наше тело, только бесконечно сильнее его.»Эта мысль  и получила художественное развитие. Одновременно Гумилев писал корреспонденции  в газету «Биржевые ведомости» - он был «собственным корреспондентом» этого популярного тогда печатного  органа. Эти корреспонденции стали  основой документальной книги «Записки кавалериста». В 1907 году Николай Гумилев  и Анна Ахматова решили связать свои судьбы, а поженились 25апреля 1910 года.  «Я выхожу замуж за друга юности, - писала Ахматова своему родственнику С.В. Штейну, - он любит меня уже три года, и я верю, что моя судьба быть его женой…». Один из своих первых сборников «Романтические цветы», Н.Гумилев посвятил А. Ахматовой (тогда еще Горенко). В большинстве стихов этого сборника лирический герой скрыт под маской, она часто меняется в зависимости от его места пребывания. В дикой природе – он ягуар:
    «Превращен  внезапно в ягуара,
    Я сгорал от бешеных желаний.
    В сердце – пламя твердого пожара
    В мускулах – безумье содроганий…»
    Анна  Андреевна неизменно любила мужа, а он? Любил и он насколько мог. Он занятый собой, своими стихами  и успехами, заперев в клетку ее пленную птицу, он с высока утверждал  свое мужское превосходство, следуя Ницше, сказавшему: «Мужчина – воин, а женщина отдохновения война…». Но всему приходит конец, даже любовному  долготерпению. Случилось то, что  должно было случиться. После одного из своих «возвращений» он убедился, что теряет жену. В стихах Ахматова пытается передать свое внутреннее состояние, свои переживания:
    «Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
    Очертанья столицы во мгле.
    Сочинил же какой-то бездельник,
    Что бывает любовь на земле».
    В ее стихах, тогда написанных, но напечатанных позже (вошли в сборники «Вечер», «Четки»), звучит и боль от ее заброшенности, и ревнивое томление по мужу:
    «Жгу  до зари на окошке свечу
    И ни о ком не тоскую,
    Но  не хочу, не хочу, не хочу,
    Знать, как целуют другую.»
    В 1918 году состоялся развод Николая  Гумилева с Анной Ахматовой. В  книге «Чужое небо», которая обычно считается первым по-настоящему акмеистическим выступлением Гумилева, можно увидеть  всю драму отношений двух поэтов и судить о том, насколько в  этих стихах все автобиографично. Гумилевский  портрет «Она», он мог написать, конечно, только с Ахматовой:
    «Я  знаю женщину: молчанье,
    Усталость горькая от слов,
    Живет в таинственном мерцанье
    Ее  расширенных зрачков.
    Неслышный и неторопливый,
    Так странно плавен шаг ее,
    Назвать ее нельзя красивой,
    Но  в нее все счастие мое».
    В конце 1918 года Николай Гумилев был  членом Литературного Кружка и работал  в Доме Литераторов. В 1919 году преподавал во многих литературных студиях, в Институте  Истории Искусства, в Институте  Живого слова. У Гумилева нет политических стихов. Гумилев – и уже в  этом его исключительность – ни полусловом не откликнулся на революцию, гражданскую войну, пореволюционное  переустройство жизни, ни полусловом не поддержал, не оспорил действия новой  власти. Он уклонился от прямого  диалога с современностью. Действительность была такова, что и молчание осознавалось и истолковывалось, как акт гражданского выбора, как недвусмысленная гражданская  позиция. В заключительных строках, стихотворения «Старые усадьбы» Гумилев дает ответ на вопрос, почему не стал эмигрантом:
    «О  Русь, волшебница суровая,
    Повсюду ты свое возьмешь.
    Бежать? Но разве любишь новое?
      Или без тебя да проживешь?»
    Последней прижизненной книгой, подготовленной Гумилевым, но вышедшей уже после  его гибели, был «Огненный столп». Книга является по праву вершинным  достижением Гумилева как поэта. Он ищет универсальные связи, соединяющие  мир и человечество в единое разумное и вечное целое. Поэт благодарит жизнь  как величайший божественный дар. О  том, что жизнь и искусство  должны быть в творчестве художника  нерасторжимы, - к такой мысли  пришел Н. Гумилев. Он начал быстрое  восхождение к лирике и эпосу  широкого философского плана. Смерть оборвала это движение. Гибель настигла поэта  в самом начале его нового, по-видимому, высочайшего поэтического взлета. Он был арестован 3 августа 1921 года по обвинению  за участие в контрреволюционном заговоре Таганцева. Вина Гумилева не была доказана, он лишь мог знать  об этом заговоре, а за это следовало  не столь суровое наказание, но 27 августа 1921 года Россия осиротела еще  на одного великого поэта. Николай Гумилев  был далеко незаурядной личностью  с удивительной и вместе с тем  трагичной судьбой. Не подлежит сомнению его талант как поэта и литературного  критика. Его жизнь была полна  испытаний, с которыми он с доблестью  справился: несколько попыток самоубийства в юности, несчастная любовь, чуть ли не состоявшаяся дуэль, участие в  мировой войне. Но она оборвалась в возрасте 35 лет, и кто знает, какие гениальные произведения Гумилев  еще мог бы создать. Позже поэзия Гумилева замечательно подтвердила  один из тезисов, высказанный им в  статье «Читатель»: « Поэзия и религия - две стороны одной и той  же монеты. И та, и другая требуют  от человека духовной работы. Но не во имя практической цели, как этика  и эстетика, а во имя высшей, неизвестной  им самим». Жива поэзия талантливого художника, жива память о нем самом. Поэзия Николая  Гумилева своеобразное и сильное  художественное событие истории  нашей литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Заключение:
   Тема «Культуры Серебряного века» неисчерпаема. Это сотни замечательных имен, десятки течений и направлений. Бурному развитию культуры на рубеже веков, безусловно, способствовала демократизация общества и стремление к просвещению. Дух свободы, отсутствие ограничения творчества – все это способствовало возникновению такого множества течений, что часто доходило даже до абсурда. Но время всегда расставляет все по местам, и истинные ценности остаются на века, а герои не умирают. Серебряный век имел большое значение для развития не только русской, но и мировой культуры. Его деятели  впервые выразили беспокойство по поводу того, что сохранение и возрождение духовности является настоятельной необходимостью.     Художественная культура рубежа веков важная страница в культурном наследии России. Идейная противоречивость, неоднозначность были присущи не только художественным направлениям и течениям, но и творчеству отдельных писателей, художников, композиторов.  На первый взгляд художественная культура "серебряного века" полна загадок и противоречий, с трудом поддающихся логическому анализу. Кажется, будто на грандиозном историческом полотне переплелись многочисленные художественные течения, творческие школы, индивидуальные, принципиально нетрадиционные стили.  Многогранность искусства "серебряного века" не заслоняет его целостности, ибо из контрастов, как подмечено еще Гераклитом, рождается прекраснейшая  гармония. Единство искусства "серебряного века" — в сочетании старого и нового, уходящего и нарождающегося, во взаимовлиянии разных видов искусства друг на друга, в переплетении традиционного и новаторского. Иначе говоря, в художественной культуре "русского Ренессанса" произошло уникальное сочетание реалистических традиций уходящего XIX века и новых художественных направлений. Объединяющим началом новых художественных течений "серебряного века" можно считать сверхпроблемы, которые одновременно были выдвинуты в разных видах искусств. Глобальность и сложность этих проблем и сегодня поражает воображение. Важнейшую образную сферу поэзии, музыки, живописи определял лейтмотив свободы человеческого духа перед лицом Вечности. В русское искусство вошел образ Вселенной— необъятной, зовущей, пугающей. К тайнам космоса, жизни, смерти прикасались многие художники. Для одних мастеров эта тема была отражением религиозных чувств, для других — воплощением восторга и трепета перед вечной красой Творения. Художественное экспериментаторство в эпоху "серебряного века" открыло дорогу новым направлениям искусства XX столетия. Огромную роль в интеграции достижений русской культуры в культуру мировую сыграли представители художественной интеллигенции Русского Зарубежья. После революции за бортом отечества оказались многие деятели "русского культурного Ренессанса". Уехали философы и математики, поэты и музыканты, исполнители-виртуозы и режиссеры. В августе 1922 г. по инициативе В.И. Ленина был выслан цвет российской профессуры, в том числе — оппозиционно настроенные философы с мировым именем: НА Бердяев, С.Н. Булгаков, Н.0.Лосский, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, П.А. Сорокин всего 160 человек. Уехали, рассеялись по миру И.Ф. Стравинский и А.Н. Бенуа, М.3. Шагал и В.В. Кандинский, НА. Метнер и С.П. Дягилев, Н.С. Гончарова и М.Ф. Ларионов, С.В. Рахманинов и С.А Кусевицкий, Н.К. Рерих и А И. Куприн, И.А. Бунин и Ф.И. Шаляпин. Для многих из них эмиграция была вынужденным, трагическим по сути выбором "между Соловками и Парижем". Но были и те, кто остался, разделив со своим народом его судьбу. Как написала АА. Ахматова осенью 1917г.:
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: "Иди  сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда..."
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью  недостойной
Не оскорблялся  скорбный дух.
Сегодня из "зоны забвения" возвращаются имена "потерянных россиян". Этот
процесс затруднен, так как за десятилетия исчезли из памяти многие имена,
пропали мемуары и бесценные рукописи, распродались архивы и личные
библиотеки. Таким образом, блистательный "серебряный век" завершился массовым исходом его творцов из России. Однако ". Изучение темы «Серебряный век русской культуры» позволило мне больше узнать об этой замечательной эпохе нашей истории. Открыть много новых имен, увидеть закономерности развития человеческой мысли, понять,  что свободное развитие человеческой мысли и просвещения приводит к небывалому развитию творчества и гуманизма.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.