На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Монополия и конкуренция

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 13.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
План 

   Введение                                                                                                                  3 

1. Монополия и конкуренция: сущность и формы.                                                 6 

2. Проблемы соотношения между уровнем конкуренции и монополизации в экономике.                                                                                                                  17 

3. Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции в РФ.                  23 

  Заключение                                                                                                             38 

  Список  использованной литературы                                                                     40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    Введение

          Рынок и рыночная экономика имеют как позитивные, так и негативные стороны. К числу негативных относится порождение рынком монополий и монополистических тенденций в экономической системе.

     Несмотря  на то, что рынок и отдельные  признаки монополизма в ряде стран существовали в течение нескольких тысячелетий (с IV тысячелетия до н. э. до последней трети XIX в.), монополистические тенденции в экономике становятся господствующими только в конце XIX в.
     Чтобы глубже изучить рыночную систему, надо выяснить: как взаимодействуют между собой ее участники? Истории давно известны два противоположных вида взаимоотношений субъектов рынка - конкуренция и монополия.
     Монополия и конкуренция – тема данной курсовой работы. Целью является исследование механизма взаимодействия монополии и конкуренции, а также методы борьбы против негативных сторон монополизма с помощью антимонопольного регулирования в Российской Федерации.
     Задачи:
     1.Выяснить  сущность монополии и конкуренции.
     2.Определить  роль государственного регулирования в России и особенности антимонопольного законодательства.
     В связи с вышесказанными задачами в первой главе рассматривается  сущность и формы конкуренции  и монополии, во второй главе –  проблемы соотношения между уровнем  конкуренции и монополии и формы их синтеза , а в третьей – система антимонопольного регулирования и развитие конкуренции в РФ.
    В конце XX столетия наша страна вступила на путь перехода от плановой системы экономики к рыночной, неотъемлемой частью которой является конкуренция как необходимое условие развития предпринимательской деятельности. В годы плановой экономики в нашей стране конкуренции не уделяли должного внимания. Было объявлено о полном устранении конкуренции как пережитка капиталистической системы и замене ее бесконфликтным (с победителями и без побежденных) соцсоревнованием. Благодаря этому российская экономика превратилась в систему высокомонополизированных производств. Это привело к низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, и, в некоторых отраслях, к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических разработок.
    Сегодня мы понимаем, что чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем  лучше национальные фирмы оказываются  подготовленными к борьбе за рынки  за рубежом, и тем в более выгодном положении оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная продукция должна иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции конкурентов. Именно конкуренция превращает экономическую систему страны в саморегулирующийся аппарат, недаром Адам Смит назвал ее "невидимой рукой рынка".
    С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в  экономической жизни общества значительно возросла. При этом поддержание конкурентной среды в Российской Федерации, как и в развитых странах, в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования экономики. А значит, изучение конкуренции, ее роли в развитии рыночных отношений является в настоящий момент важнейшей задачей экономических исследований в нашей стране.
     Одной из главных проблем переходного  периода российской экономики, не разрешенных  до настоящего времени, является формирование конкурентных рынков в условиях спада производства и кризиса неплатежей, охвативших все отрасли промышленности и регионы страны.
     Неразрешенной остается проблема естественных монополий. В комплексе образуя производственную инфраструктуру государства, они являются базой для оживления и дальнейшего развития отечественной промышленности, развития реального сектора экономики. Поэтому задача обеспечения их финансовой устойчивости приобретает особую важность.
     С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией. Успех  экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений.
     Проблемы  совершенствования конкуренции  на российском рынке, повышения конкурентоспособности  российских товаров, борьбы с монополизмом являются крайне актуальными в современной России.В экономической и юридической литературе по антимонопольному регулированию принято различать две основные модели: американскую и европейскую. Российская практика антимонопольного регулирования тяготеет больше к европейской модели. Это находит выражение в содержании российского антимонопольного законодательства, а также в полномочиях и практической деятельности федеральных антимонопольных органов.
     Всё вышесказанное обуславливает актуальность выбранной для исследования темы.
     Предмет и методы. Предметом моей курсовой работы является монопольный и конкурентный механизм. При написании работы использовались  следующие методы: экономический, общенаучный, сравнительный, табличный, индуктивный метод.
     Степень изученности проблемы. Теоретическое  обоснование проблемы рассматривается  на основе учебников по микроэкономике следующих авторов: Круглов В.В., Борисов Е. Ф., Нуреев Р. М. В данной работе выделяются мнения таких экономистов как И. Шумпетер, Дж. Гэлбрейт, П. Самуэльсон, М. Поттер по поводу проблем соотношения между конкуренцией и монополией. При изучении  третьей главы использовались статьи Розанова Н., Мартыненко Г. М.  

 

      1 МОНОПОЛИЯ И КОНКУРЕНЦИЯ: СУЩНОСТЬ  И ФОРМЫ.
     Монополии — это наиболее могущественные предприятия или объединения нескольких предприятий, которые изготавливают большую часть определенной продукции, благодаря чему влияют на процесс ценообразования и присваивают высокие (монопольные) прибыли. Однако не следует отождествлять с монополиями все крупные предприятия, поскольку не всякое крупное предприятие производит подавляющее количество продукции определенного вида; монополизирует передовые вещественные и личные факторы производства; диктует свои цены на рынке; присваивает монопольно высокие прибыли, вступая в сговор с другими крупными предприятиями.
     Монополии проникают во все сферы общественного  воспроизводства — непосредственное производство, обмен, распределение  и потребление. Первой монополизируется сфера обращения. На этой основе возникают простейшие формы монополистических объединений — картели и синдикаты.
     Картель — это объединение нескольких предприятий одной отрасли производства, участники которого сохраняют собственность  на средства производства и изготовленный  продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, но договариваются о доле каждого в общем объеме производства, цене, рынках сбыта. В современных условиях картели существуют в форме патентных пулов, лицензионных договоров, консорциумов по осуществлению научно-исследовательских разработок и т. д.
     Синдикат  — это объединение ряда предприятий  одной отрасли промышленности, участники  которого сохраняют собственность  на средства производства, но утрачивают коммерческую самостоятельность. В  синдикатах сбыт товаров производит общая сбытовая контора. В современных условиях синдикаты существуют преимущественно в сфере торговли, а отдельные — и в сфере производства. Так, алмазный синдикат контролирует мировой рынок необработанных алмазов.
     Более сложные формы монополистических  объединений появляются, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. Возникает необходимость объединения в пределах одной корпорации последовательных, взаимосвязанных производств нескольких отраслей промышленности, то есть вертикальной интеграции, или комбинирования. Так образуются тресты.
     Трест — это объединения ряда предприятий  одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого объединяют производство, сбыт, финансы, управление. На сумму  вложенного капитала владельцы отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли.
     С помощью механизма межотраслевой  конкуренции и перелива капиталов  вертикальная интеграция перерастает в диверсификацию — проникновение капитала той или иной монополии в отрасли, которые непосредственно не связаны с основной сферой ее деятельности.
     На  основе диверсификации возникает такая  наиболее распространенная в современных  условиях форма монополистических объединений, как многоотраслевой концерн — объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и изготовленный продукт, а главная фирма осуществляет контроль за другими участниками объединения. Свыше 90 % наиболее могущественных монополий США существуют в форме многоотраслевых концернов. Только 5 % этих гигантских корпораций выпускают однопрофильную продукцию, в состав подавляющего большинства из них входят предприятия 11 отраслей, а в наиболее могущественных монополиях — предприятия 30-50 отраслей. Экономическая мощь концернов, как и других форм монополистических объединений, растет вследствие мультипликативного эффекта.
     В 60-е гг. в США и некоторых других странах начали образовываться конгломераты (монополистические объединения) вследствие поглощения прибыльных разноотраслевых предприятий, не имевшие производственной и технической общности. Так, самая крупная американская телефонная монополия «АТТ» скупила гостиницы, автопрокатные станции и др. Японская компания «Тойота», кроме выпуска автомобилей, освоила производство ткацких станков, текстиля, стала предоставлять строительные услуги. Создание конгломератов, вызванное желанием присвоить прибыли рентабельных компаний, было обусловлено также стремлением избежать резких колебаний конъюнктуры рынка во время кризисов. Кроме того, в случае поглощения новых фирм конгломерат получает соответствующие рынки сбыта, торговую марку и др.
     Разница между многоотраслевым концерном и конгломератом с точки зрения самостоятельности принятия важных управленческих решений заключается в том, что в концерне только наиболее крупные предприниматели имеют право на участие в общем финансовом контроле, который осуществляется главной фирмой или банком; в конгломерате право на участие в общем управлении в сравнении с концерном имеет еще более ограниченный круг участников.
     Кроме различных форм монополий, существуют их отдельные типы и виды. Существует три основных типа монополий: монополия отдельного предприятия; монополия как договоренность, или соглашение; монополия, основанная на дифференциации продукта (этот тип монополии впервые раскрыл английский экономист Э. Чемберлин, утверждая, в частности, что он означает определенную степень власти над ценой).
     Термин  «монополия» возник от греческих  слов «mono» — один и «poleo»
— продаю. Поэтому, по мнению западных ученых, монополия  означает наличие одного продавца определенного  товара или услуги, или же ситуацию, когда одна фирма обеспечивает выпуск определенного товара. Такой тип называется монополией отдельного предприятия, или монополией продавца, и является абсолютной монополией.
     Более распространенным является второй тип  монополии — как договоренности или соглашения (гласного или негласного) нескольких крупных фирм, дающего им возможность быстро занять господствующее положение на рынке и получать высокие прибыли. Такую ситуацию в производстве и на рынке называют олигополией (от греч. «oligos» — мало, немного). В олигополии всегда таится опасность перерастания в монополию, так как ей свойственны некоторые черты монополий, например, осуществление единой ценовой политики. Олигополию иначе называют групповой монополией.
     Если  монополия осуществляется только со стороны продавца, а не производителя товаров, то возникает монопсония (моно — один, псония — закупка продовольствия). Более распространенной в этой сфере деятельности является олигопсония — наличие небольшой группы покупателей определенного товара или услуги.
     Третий  тип монополии связан с дифференциацией продуктов, наличием у них специфических свойств, благодаря чему покупатели отдают предпочтение тому или иному товару. Такими монополиями могут стать и малые предприятия.
     Важная  черта процесса монополизации экономики  — создание крупных промышленных групп на основе имущественных и контрактных отношений с мелкими и средними предприятиями — производителями и поставщиками отдельных деталей, частей сложного товара (автомобиля, самолета и др.). Такая монополизация является скрытой, поскольку контракты заключаются между формально независимыми фирмами и компаниями. Однако реально мелкие и средние предприятия попадают при этом в сферу зависимости и контроля со стороны крупных.
     Кроме перечисленных типов и форм монополий, выделяют еще естественную монополию, которая является экономически целесообразной. Она создается в сфере энергообеспечения, связи, трубопроводного транспорта и др. Эти отрасли, как правило, сосредотачивает в своих руках государство.
     Банковские  монополии — это объединения крупных банков или отдельные банки-гиганты, которые играют решающую роль в банковском деле и присваивают монопольно высокие прибыли. Существуют следующие формы банковских монополий: 1) картели — соглашения между крупными банками о проведении единой дивидендной политики, установлении одинаковых процентных ставок и др.; 2) синдикаты, или консорциумы, — соглашения между несколькими большими банками о совместном осуществлении крупных прибыльных финансовых операций, связанных, как правило, с выпуском ценных бумаг; 3) тресты — соглашения между несколькими крупными банками об объединении их капиталов и совместном управления ими; 4) концерны — объединения формально независимых банков под финансовым контролем наиболее могущественного из них, владеющего контрольным пакетом акций данных банков. Разновидностью банковских концернов являются банковские группы как совокупность банков, которые контролирует одно акционерное общество, специально созданное для скупки контрольных пакетов банковских акций. Они получили название банковских холдингов.
     Процесс монополизации имеет свои положительные  и отрицательные стороны. Положительно то, что у гигантских предприятий  и их объединений появляется больше возможностей развивать современное  производство, финансировать крупные  научно-исследовательские лаборатории, получать новые научные результаты, внедрять новую технологию, осуществлять переквалификацию работников, а значит, приспосабливаться к уровню развития производительных сил, к структурным сдвигам в экономике. Поэтому не удивительно, что в настоящее время интенсивно развиваются такие формы сотрудничества гигантских корпораций, как организация совместных предприятий, фирм, обмен патентами, научно-технической информацией и др.  
         Положительными сторонами монополий, по мнению И. Шумпетера и Дж. Гэлбрейта, является стимулирование инновационной деятельности, что оправдывает установление монопольно высоких цен, ибо в случае каждого снижения цен после внедрения новой техники у крупных компаний не было бы стимулов к нововведениям. Достаточно длительный период существования монополий, сложность проникновения других фирм в монополизированные отрасли дает первым уверенность в целесообразности долгосрочных инвестиций.
     Отрицательной чертой монополий является и то, что они тормозят развитие НТП. Связано это с тем, что монополия производства и сбыта дает возможность крупным компаниям .получать определенное время высокие прибыли, даже не внедряя новые достижения науки и техники в производственный процесс, сдерживая полное использование ресурсов, максимально возможное снижение расходов производства и соответствующий рост его эффективности.
     В погоне за прибылью крупные компании финансируют проекты, дающие наибольшую отдачу, изымая или существенно уменьшая при этом инвестиции в более важные, с точки зрения широких слоев населения, производства.
     Монополии и олигополии расходуют значительные ресурсы на сохранение и укрепление монополистических позиций, утверждение  своей власти.
     Они сдерживают, ограничивают конкуренцию — движущую силу экономического прогресса, поэтому П. Самуэльсон называл монополию экономическим злом. В диалектическом единстве положительных и отрицательных сторон и состоит одна из наиболее важных сущностных характеристик монополии как экономической категории.
     Конкуренция — объективный экономический закон развитого товарного производства, выражающий внутренне необходимые, устойчивые и существенные связи между обособленными товаропроизводителями, с одной стороны, и потребителями их продукции — с другой, вследствие чего предприниматели вынуждены снижать затраты производства, улучшать качество товаров и услуг и т. п. Его действие для товаропроизводителей является внешней принудительной силой повышения производительности труда на своих предприятиях, расширения масштабов производства, ускорения НТП, внедрения новых форм организации производства и систем заработной платы.
     Не  случайно И. Шумпетер определял конкуренцию  как соперничество старого с  новым, что представляет одну из форм развития противоречия как категории  диалектики.
     Закон конкуренции и каждая из форм его движения пронизаны внутренними противоречиями, которые, в свою очередь, являются источником экономического прогресса. К наиболее важным из них относятся противоречия между: 1) мелкими и средними предприятиями за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции; 2) крупными компаниями, которые ставят перед собой аналогичные цели; 3) предприятиями монополизированного и немонополизированного секторов экономики с присущими им потребностями и интересами; 4) предприятиями монополизированного и государственного секторов экономики; 5) предприятиями-производителями и предприятиями-потребителями; 6) предложением производителей и спросом потребителей; 7) предприятиями-потребителями; 8) разными категориями и слоями населения и внутри них за возможность приобрести товары и услуги высокого качества по минимальным ценам.
     На  современном этапе конкуренция  возникает, прежде всего, между гигантскими  объединениями и внутри них, а  также между предприятиями немонополизированного  сектора экономики и разных форм собственности. К методам конкурентной борьбы относятся улучшение качества товаров и услуг, быстрое обновление ассортимента продукции, дизайн, предоставление гарантий и послепродажных услуг, временное снижение цен, улучшение условий оплаты и т.п. Используются и такие «мирные» методы ограничения конкуренции, как заключение концернами тайных соглашений о единой политике. По мнению американского экономиста М. Портера, предприятия ведут конкурентную борьбу двумя основными методами: 1) продавая товары по более низкой цене, чем у конкурентов; 2) изготавливая товары с более высокими качественными характеристиками и с особенными свойствами, которые удовлетворяют потребности узкого круга потребителей (глубокая специализация производства).
     Будучи  составной частью хозяйственного механизма, конкуренция действует через спрос, предложение и цены. В этом случае она происходит как между производителями, так и между потребителями (покупателями).
     В процессе эволюции экономической системы  изменяется и конкуренция. Сначала господствовала свободная (или чистая, совершенная) конкуренция, для которой характерны большое количество конкурентов-производителей и конкурентов-покупателей, свободный доступ товаропроизводителей к любому виду деятельности. В этих условиях процесс ценообразования осуществлялся вследствие свободного (без каких-либо ограничений) и стихийного взаимодействия спроса, предложения и цены, то есть вследствие саморегулирования экономической системы. Товаропроизводители ориентировались на удовлетворение нужд потребителей. Идеальной моделью в этой схеме была ситуация, когда потребитель всегда прав, полностью исключалась его дискриминация, что означало установление своеобразного диктата потребителя над продавцом.
        При свободной (или совершенной)  конкуренции ни одна из фирм не может влиять на рыночную цену. В определенной мере таким требованиям в современных условиях отвечают рынки сельскохозяйственной продукции и услуг. На продолжительном промежутке времени цены на них тяготеют к общественно необходимым затратам производства.
     Разновидность свободной конкуренции — чистая конкуренция между многими продавцами и покупателями по поводу продажи-купли  однородных товаров, при которой  отсутствует дифференциация продукта (например, конкуренция на рынке  муки).
     В условиях капитализма свободная конкуренция проявляется в конкурентной борьбе как между различными формами частного капитала (промышленного, торгового, банковского и др.), так и внутри каждого из них. Такая конкуренция приобретает форму внутриотраслевой и межотраслевой.
     Внутриотраслевая  конкуренция – борьба между товаропроизводителями, которые действуют в одной отрасли. Вследствие различного уровня техники, организации производства и интенсивности труда на каждом из них устанавливается индивидуальное рабочее время на изготовление определенного вида товара, а значит, индивидуальная стоимость производства. Но цены на рынке определяются затратами, которые устанавливаются на предприятиях, изготавливающих подавляющую массу продукции. Поэтому результатом внутриотраслевой конкуренции является превращение отдельных индивидуальных затрат производства, индивидуальных стоимостей в единую рыночную, или общественную стоимость.
     Межотраслевая конкуренция — это конкуренция  между товаропроизводителями, которые  действуют в различных отраслях народного хозяйства. Вследствие межотраслевой конкуренции единая рыночная, или общественная стоимость превращается в цену производства, вокруг которой колеблются рыночные цены. В современных условиях основная часть межотраслевого переливания капитала происходит в рамках многоотраслевых концернов и конгломератов.
     С возникновением монополий свободная  конкуренция превращается в монополистическую, или несовершенную, ведущуюся между  крупными компаниями внутри монополизированного  сектора, а также между членами групповых монополий, и мелкими и средними фирмами.
     Несовершенная конкуренция — это борьба за монополизацию  рынков сбыта, источников сырья, энергии, за получение государственных контрактов, кредитов, за владение интеллектуальной собственностью (патентами, лицензиями и др.). К ее важнейшим чертам относятся установление монопольно высоких цен и присвоение на этой основе монопольно высоких прибылей. Особенностью несовершенной конкуренции является и то, что она все больше перемещается из сферы обращения в сферу непосредственного производства, с отраслевого на межотраслевой уровень, больше основывается на внедрении новых достижений науки и техники в производство и направлена на улучшение качества продукции. Вследствие этого различают ценовую и неценовую конкуренцию.
     Ценовая конкуренция — это борьба между  товаропроизводителями за потребителя  путем уменьшения затрат производства, снижения цен на товары и услуги без существенного изменения  их качества и ассортимента. Отличительной  чертой ценовой монополистической конкуренции является ценовая дискриминация, при которой один и тот же товар или услугу продают разным группам покупателей по неодинаковым ценам.
     Неценовая конкуренция — это борьба между  товаропроизводителями за потребителей путем внедрения в производство достижений НТП, приводящего к улучшению качества продукции, ее ассортимента. С целью завоевания крупных рынков сбыта компании широко практикуют и такие методы, как продолжение сроков гарантийного обслуживания, предоставление кредита покупателям и др. Неценовой характер конкуренция носит преимущественно в условиях господства олигополистичной структуры монополий. В процессе конкурентной борьбы олигополии заключают между собой как открытые соглашения картельного типа, так и тайные, негласные соглашения. Такой конкуренции свойственна определенная стабильность цен, поскольку между несколькими могущественными компаниями происходит их согласование в своеобразной форме, получившей название «лидерства в ценах». Неценовая конкуренция полнее отражает интересы потребителей.
     В зависимости от видов и форм конкуренции  формируются соответствующие виды цен. В условиях господства монополий  устанавливаются, прежде всего, монопольно высокие и монопольно низкие цены. Монопольно высокую цену устанавливает  тот товаропроизводитель, который является монополистом в производстве и на рынке. Он ограничивает конкуренцию, нарушает права потребителей, получает вследствие этого высокие прибыли.
     Монопольно  низкую цену устанавливает товаропроизводитель  под давлением монополистов. Такое  давление испытывают мелкие и средние фирмы при составлении контрактов с монополиями, а также мелкие фермеры — со стороны транспортных и промышленных компаний при доставке сельскохозяйственной продукции на рынок и ее обработке.
     Монопольно  высокие цены приводят к снижению платежеспособного спроса населения, привлекают конкурентов, поэтому монополии постоянно должны искать оптимальное соотношение между количеством реализованной продукции и ценой, которая дает возможность присвоить максимальную прибыль.
     Когда на рынке господствуют несколько олигополистов, как правило, применяется практика «лидерства в ценах». Чтобы избежать изнурительной конкурентной борьбы, наиболее могущественная компания устанавливает цены на свои товары или услуги, а остальные олигополисты при общем молчаливом согласии устанавливают такую же, или несколько более низкую цену (в зависимости от качества товара, сроков гарантийного обслуживания и др.).
     Цены  на товары, изготавливаемые государственными предприятиями, регулирует государство, например, электроэнергию, услуги связи и др.
     Чтобы ослабить негативные последствия монополизации  экономики, в частности, практики монополистического ценообразования, в развитых странах  мира принимаются антимонопольные законы, осуществляется контроль за соглашениями между крупными компаниями и др. 

 

      2 ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ УРОВНЕМ КОНКУРЕНЦИИ И МОНОПОЛИЗАЦИИ В ЭКОНОМИКЕ.
       Уже с конца 19 века государство  вступило в борьбу между монополиями   и конкуренцией на стороне  последней. Сильные и богатые  государства стараются разными мерами смягчить ценовые диспаритеты. Они оказывают поддержку отраслям второй группы и противостоят экспансионизму крупных компаний отраслей первой группы. В настоящее время фактически всюду наложен запрет на установление полной монополии (т.е. контроля над рынком одного участника) во всех отраслях, кроме небольшого числа отраслей, где управление из единого центра признается «естественной монополией». В остальных отраслях, где господствует тенденция концентрации капитала, государство удовлетворяется поддержанием  олигопольной структуры рынка.
         Результаты противостояния государства  крупным корпорациям нельзя назвать  достаточно успешными даже в  развитых странах. На практике  применение антимонопольных законов  сталкивается с большими трудностями.  А в сфере теории нет согласия между идеологами, является ли контроль над рынком крупных копаний злом или благом для экономики, следует ли добиваться их конкуренции или сотрудничества.
        Процесс укрупнения экономических  организаций, как правило, ведет  к усилению монополизации рынков. Однако все же влияние этого процесса не однозначно. Дело в том, что крупные и богатые компании могут преодолеть межотраслевые барьеры и составить конкуренцию для фирм, которые были бы монополистами на тех или иных рынках. Имеются примеры, когда транснациональные компании создают специальные условия для конкуренции мелких производителей под их «крышей». Например, компании «Юнайтед фрут» и др. помогли созданию конкурентоспособных семейных фермерских хозяйств в Чили. В то же время внедрение на рынок транснациональных гигантов делает конкуренцию внутренней функцией монополии. 1
         По-видимому, в ряде отраслей, где  большая часть рынка покрывается  даже продукцией трех-четырех  компаний, они действительно конкурируют  друг с другом, и этим предотвращаются негативные последствия монополизации. Однако проверить это утверждение фактически невозможно.
     Антимонопольные законы запрещают явные ли неявные соглашения (сговоры) об ограничении выпуска продукции и фиксации цен на уровне выше конкурентного. Однако общность интересов участников часто диктует настолько очевидные действия, что ни явного, ни тайного сговора не требуется.
     Несколько крупных компаний, каждая из которых  оперирует на несколько локальных, территориально разобщенных рынках, не обязательно конкурируют друг с другом. Чаще всего происходит раздел сфер влияния. При этом на каждом локальном рынке остается не только лидер, но и другие компании. Однако при повышении цены лидером остальные компании не пытаются воспользоваться этим, чтобы увеличить свою долю на рынке, а также повышают цену. Для такой солидарности нет необходимости в какой-либо форме сговора. Мотивацией служит просто осознание единства интересов, если не сиюминутных, то более долгосрочных.
     Ярким примером может служить опыт либеральных реформ в электроэнергетике и в газовом комплексе в Великобритании, в штате Калифорния США и других странах. Непосредственным следствием дробления единой системы, регулируемой государством, оказывается сохранение или даже некоторое снижение цены (электроэнергии или газа). Затем следует снижение уровня инвестиций и нарастание дефицита. А через несколько лет – резкий скачок цен (тарифов), обычно повышение в несколько раз. Заметим, что этот опыт исключительно актуален в связи с решением ореформировании РАО «ЕЭС России», создании и приватизации нескольких крупных оптовых генерирующих компаний (ОГК), каждая из которых должна владеть несколькими крупными электростанциями, рассредоточенными по разным регионам. При наших огромных расстояниях между промышленными центрами и низкой плотностью населения число наиболее экономичных крупных электростанций, покрывающих основную часть потребности в электроэнергии на каждом из локальных рынков, гораздо меньше, чем в Европе и Калифорнии, и соответственно, степень монополизации гораздо выше.
     За  последние десятилетия в России в разных отраслях промышленности крупными компаниями «накоплен опыт» изымания всех финансовых средств из некоторых  предприятий без оставления даже минимальных сумм, необходимым для  простого воспроизводства. Все средства направляются на цели, которые представляются хозяевам компаний более привлекательными. Поэтому вполне вероятно, что в условиях нехватки инвестиционных ресурсов трансрегиональные ОГК оставят некоторые регионы вне своего внимания и решат не предпринимать никаких действий в качестве конкурентов, предотвращающих действия потенциальных монополистов (в первую очередь повышение региональных тарифов).
     Как известно, имеются  два способа  предотвращения негативных эффектов монополизма. Первый – дробление крупных компаний, запреты на их слияние, картели и т.п. Второй – установление цен на их продукцию (или верхних пределов цены) государством. Этот метод обычно используется для контроля над естественными монополиями.
     Государственное регулирование цен, т.е. установления цены ниже рыночного уровня, в учебниках обычно критикуют за то, что это ведет к избыточному спросу, а предложение сокращается и возникает дефицит. При этом сокращается излишек (выигрыш) производителя (во-первых, снижается цена, во-вторых, производители начинают меньше производить). Правда, от снижения цены увеличивается излишек (выигрыш) потребителя. Но поскольку производство сократилось, то увеличение излишка потребителя не компенсирует снижение излишка производителя, и общество несет безвозвратные потери. И это не смотря на то, что рыночные цены, как уже повторилось выше, обычно превосходит тот уровень, который рекомендовали бы результаты расчетов по модели конкурентного равновесия или по модели оптимизации. Критика с позиций либеральной рыночной теории, на наш взгляд, недостаточно убедительно. Если считается допустимым директивное установление цены (например, в условиях естественной монополии), то почему не задать так же директивно и объем производства (или его минимальный уровень)?
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.