На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Предприниматель, бизнесмен, менеджер

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 13.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 

    Введение  …………………………………………………………………….3
        1. Виды управленческой деятельности  ………………………………6
            1.1 Бизнес ……………………………………...............................6
             1.1.1 Сущность, цели  и функции бизнеса …………………….6
             1.1.2 Модели предприятий  бизнеса ...…………………………8 
            1.2 Предпринимательство  ………………………………………11
             1.2.1 Сущность предпринимательства………………………..11
             1.2.2 История и социальные корни предпринимательства …13 
             1.2.3 Типы предпринимательства …………………………….16
            1.3 Менеджмент ………………………………………………....18
        2. Общие и различные черты менеджмента, предпринимательства и бизнеса
               …………………………………………………………….……21
       Заключение  …………………………………………………….............25
       Список  литературы …………………………………………………….28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Настоящее время – это эпоха перемен. Общество осуществляет исключительно трудную, во много противоречивую, но исторически неизбежную и необратимую перестройку. В социально-политической жизни это переход от тоталитаризма к демократии, в экономике от административно-командной системы к рынку, в жизни отдельного человека превращение его из "винтика" в самостоятельного субъекта хозяйственной деятельности.
    Сейчас во всём мире, и в России в частности, распространено употребление таких терминов, как: бизнесмен, менеджер, предприниматель. В обиходе они используются их как синонимы. И это не случайно, ведь все эти понятия имеют общий базис. Но на самом деле, это не совсем так.
    Действительно, все эти люди нацелены на получение  прибыли, на стабильное функционирование предприятия и т.д. Но каждый приходит к своей цели разными путями. Например, любой бизнесмен стремится к тому, чтобы сформировать эффективную систему мотивации топ-менеджмента во имя успешного развития компании. Любой менеджер стремиться к карьерному росту и т.д. На эту тему прочитаны тысячи докладов и лекций, написаны сотни книг и популярных статей. Однако теория - теорией. А вот практика у каждого руководителя своя.
    В настоящее время в России наблюдается  становление таких социальных ролей, как менеджер, предприниматель и  бизнесмен. Новые социальные роли задают изменение сложившихся социальных и экономических отношений в различных сферах деятельности и прежде всего предпринимательской и коммерческой. Появляется настоятельная необходимость в рассмотрении альтернатив реализации этой роли, построении индивидуальной стратегии по ее реализации и развитию.
    Какие особенности личности характерны для  людей данной профессии? Какие тенденции  личностного развития задают стремление к предпринимательской деятельности? Кто они управленцы, собственники? Изучение свойствах личности, ее особенностей, тенденций развития, представляет сейчас актуальный интерес для психологии и рассматривается как проблема данной работы.
    Актуальность  работы:
    Проблемам психологии управления посвящено очень  большое количество работ, как в России, так и за рубежом. Особенность этих работ заключается в том, что они выполнялись в относительно стабильных экономических условиях таких стран как США, Япония и страны Западной Европы - в условиях сложившихся рыночных отношений. В России же, в эпоху господства административной системы управления народным хозяйством. Следовательно, особое значение и актуальность приобретают исследования, направленные на изучение психологических особенностей наиболее активных субъектов рыночной экономики и особенности менеджмента и предпринимательства в целом в условиях переходной экономики, характерных не только для России, но и для стран, бывшего социалистического лагеря.
    Актуальность  таких работ тем более велика, что процесс перехода к рыночной экономике необратим. Следовательно, через несколько лет у психологов не будет возможности выявить факты и обнаружить закономерности становления личности управленцев, которые доступны для исследования сегодня.
    Научная новизна работы.
    Большинство исследований личности менеджеров и предпринимателей касается такого важнейшего аспекта как стили управления или стили руководства. В последние  
годы рядом отечественных и зарубежных авторов проведены работы, посвященные изучению связей личностных черт менеджера и предпочитаемого стиля руководства. Собственно исследованиям личностных особенностей менеджера посвящено достаточно большое число работ.

    Отечественные психологи особое внимание в настоящее  время уделяют не столько проблемам  психологии менеджмента, сколько проблемам  психологии предпринимательства. Так ряд исследований посвящен личностным особенностям предпринимателя, проблемам психологии корпоративного управления [68,72,76].  
В предлагаемой работе исследуется личность менеджера-предпринимателя, т.е. лица, стоящего во главе предприятия и имеющего возможность самостоятельно имуществом и финансами этого предприятия по праву личной или частной собственности. К таким предприятиям относятся малые предприятия, где нередко менеджер и предприниматель соединены в одном лице. К такого рода предприятиям можно отнести товарищества с ограниченной ответственностью и акционерные общества, где определенное лицо получает преимущественное право распоряжаться ресурсами предприятия.  
В работах, выполненных ранее, преобладает подход, основанный на факторных теориях личности. В данной работе предложен новый подход к личности менеджера-предпринимателя, в котором она рассматривается с позиций иерархии идентификации личностных структур. Критерием социально-психологической зрелости личности менеджера принимается достижение им самоидентификации. Кроме того, в работе впервые проводится сравнительный анализ личностных особенностей ценностей менеджеров, предпринимателей и бизнесменов.
 

    Целью данной работы является выявление и описание сущностных характеристик понятий менеджер, бизнесмен, предприниматель. Определение общих черт и различий между ними.
    В соответствии с поставленной целью  определяется круг теоретических и практических задач, которые необходимо решить для достижения поставленной цели.
    Задачи  исследования:
    проанализировать существующие теории, касающиеся управления, бизнеса и предпринимательства.
    выявить сходства и различия между предпринимателями, бизнесменами и менеджерами.
    на основе полученных в ходе работы данных сделать вывод об их свойствах.
 
    Предмет исследования.
    Структура личности менеджера, включающая подсистемы ценностных ориентации, структуру идентификаций, личностные черты менеджеров, предпринимателей и бизнесменов.
    Если  разница между понятиями бизнесмен  и менеджер экономически грамотному человеку, в общем, понятна, то разница между предпринимателем и бизнесменом вызывает смятение.
    И есть ли эта разница вообще? Что  объединяет людей данных профессий? Ответы на эти вопросы раскрываются в данной работе.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Виды управленческой деятельности
1.1 Бизнес
1.1.1 Сущность, цели и функции бизнеса 

    Бизнес (от староанглийского «bisig» – активный, занятый работой, деловой) играет определяющую роль в современной экономике. Именно бизнесу общество обязано практически  всеми экономическими благами, определяющими условия существования современного человека – от жилища и одежды до питания и интеллектуального досуга.
    Бизнес  – это форма коммерческой деятельности в нерискованной сфере, связанная  с производством традиционного для рынка товара с целью получения прибыли.
    Бизнес  модифицируется, принимает различные  формы, трансформируется и эволюционирует, привлекает к себе все новые поколения  молодых людей, отдающих бизнесу  лучшие годы жизни. Понятие «бизнесмена» как человека, отдающего себя производству товаров или услуг в условиях рыночных отношений, в настоящее время является чем-то вроде титула. Не каждый работник может назвать себя бизнесменом, не каждый процесс в сфере производства может называться бизнесом, и не каждый бизнес полезен обществу. Тем не менее бизнес составляет сердцевину современной экономики, без него экономика теряет динамизм, адаптивность, а порой и целевую ориентацию.
    В сфере бизнеса заложен колоссальный интеллектуальный и творческий потенциал, который может раскрыться как  в направлениях, желательных для конкретного человека или общества, так и в нежелательных. Обществу порой приходится сдерживать и направлять потенциал бизнеса, жертвуя при этом возможностями удовлетворения текущих потребностей в пользу удовлетворения будущих запросов.
    Сущность бизнеса состоит в соединении материальных, финансовых, трудовых и информационных ресурсов в целях производства товаров, предназначенных для продажи другим экономическим агентам – предприятиям, организациям, гражданам. Такое соединение может быть кратковременным или долговременным (это связано и со стабильностью спроса, и с возможностями отвлечения ресурсов и с другими аспектами). Если речь идет о долговременном соединении ресурсов, возникает, как правило, организация или организационная единица, функционирование которой подчинено определенным, относительно устойчивым правилам и нормам, т.е. предприятие . Если соединение ресурсов производится на определенный срок, носит относительно кратковременный характер, чаще говорят о проекте.
    Один  и тот же бизнес может быть реализован на различных предприятиях последовательно во времени или же параллельно. Одно и то же предприятие может стать ареной функционирования различных бизнесов. Бизнес может прекратиться с уходом из него бизнесмена, а может быть и успешно продолжен другими людьми. Иными словами, границы и суть бизнеса не могут не быть расплывчатыми, варьируемыми, и порой идентификация различных экономических явлений как порожденных одним бизнесом представляет значительную трудность (иногда такая идентификация осуществляется правоохранительными органами в целях борьбы с нарушением законов).
    Роль  бизнеса в обществе достаточно ярко может быть проиллюстрирована на примере роли предприятия как  наиболее устойчивой формы бизнеса. Роль предприятия (или фирмы –  эти понятия употребляются в книге как синонимы) многогранна, а его сущность многофункциональна. Согласно взглядам одних экономистов, основное назначение предприятия – служить источником дохода для собственников (акционеров); другие считают, что суть предприятия в производстве продукции, удовлетворении материальных потребностей общества; третьи, говоря о предприятии, имеют в виду его функцию обеспечения занятости. Сторонники комплексного подхода отмечают целый ряд дополнительных существенных функций предприятия в современном обществе.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1.2 Модели предприятий  бизнеса 

    С теоретических позиций модель предприятия  обычно представляется в виде трех компонентов:
      описания предприятия в виде системы («концепция предприятия»);
      описания факторов и критериев принятия стратегических решений на предприятии;
      описание поведения предприятия в деловой и административной среде, а также в пространстве экономических показателей.
    В экономической науке известно несколько  основных вариантов теории (модели) предприятия, описывающих с помощью небольшого числа фундаментальных предпосылок его возникновение, функционирование и/или ликвидацию. В каждом из них предприятие рассматривается под определенным углом зрения, с акцентом на те или иные особенности изучаемого объекта. Наиболее полно разработаны следующие  теоретические модели бизнеса: неоклассическая, институциональная, интеграционная и эволюционная,. Известны также интеграционная теория и «модель выживания» предприятия.
    Неоклассическая модель (В.М.Гальперин и др., 1994) предприятия рассматривает фирму как целостный объект, осуществляющий преобразование исходных материальных, трудовых и финансовых ресурсов в продукцию с помощью набора некоторых технологий, а также привлечение этих ресурсов в производство. «Портрет» предприятия представляется в виде производственной функции, выражающей технологическую и экономическую зависимость результатов производства от затраченных факторов. При этом считается, что формирование состава и выбор объемов факторов находятся в компетенции руководства и могут быть осуществлены в широких пределах на достаточно прозрачном с информационной точки зрения рынке факторов. «Поведение» предприятия – выбор объемов и структуры привлекаемых ресурсов и цены производимой продукции таким образом, чтобы прибыль предприятия (или иной показатель его деятельности) была максимальной. Неоклассическое представление о предприятии является по сей день базовым, принятым в большинстве стран мира, именно на нем построены учебные курсы микро - и макроэкономики. Вместе с тем базовая неоклассическая модель претерпела за последнее время целый ряд изменений, направленных на включение в анализ явлений неценовой конкуренции, воздействия географического положения фирмы на цены продуктов и ресурсов, а сезонных колебаний производства – на занятость, а также учета проблем оптимизации и управления запасами и т.д.
    В институциональной концепции (Коуз, 1993) подход к предприятию основан на различии двух видов производственно-экономических отношений: между работниками или подразделениями одного предприятия и отношениями между экономическими субъектами, не принадлежащими к одному предприятию. Иными словами, производство продукции на данном предприятии противопоставляется свободной купле – продаже на рынке факторов, механизм административного управления – механизму рыночных взаимодействий.
    В центре внимания институциональной теории находится объяснение существования и сосуществования многообразных форм деловых предприятий, анализ пределов их роста с позиций эффективности, возможных вариантов решения проблем мотивации работников, организации, контроля, планирования и др. В этом смысле институциональная теория может рассматриваться как связующее звено между неоклассической и управленческой теориями. Однако этот «мостик» пока не слишком широк, а неоклассическая и институциональная теории пока предоставляют разные модели предприятия.
    В эволюционной теории (Nelson, Winter, 1982; Макаров, 1997) фирма рассматривается как один из объектов в среде подобных объектов, которую можно уподобить биологической популяции. Поведение предприятия в первую очередь определяется взаимоотношениями между членами этой популяции, во вторую – некоторыми внутренними характеристиками объекта, к числу которых в первую очередь в данной теории относят устоявшиеся правила принятия решений в ответ на те или иные внутренние или внешние воздействия.
    Эволюционная  модель предприятия ризнает, в отличие от неоклассической, что у предприятий нет единого критерия оптимальности принимаемых решений. Этот критерий носит строго индивидуальный характер, отражая не только индивидуальные предпочтения, но и исторический опыт деятельности фирмы, ее успехов и неудач. Понятно, что речь идет не о постоянном, как в неоклассической теории, а о динамическом критерии, меняющемся от периода к периоду.
    Характерным для эволюционной концепции является системное представление о предприятии  как о двойственном объекте: с  одной стороны, являющемся членом делового сообщества («популяции») и испытывающем на себе в полной мере все последствия  эволюции этого сообщества, с другой – обладающем собственными традициями в определении направлений деятельности, объемов и пропорций привлекаемых факторов.
    В интеграционной теории предприятия делается попытка комплексного учета специфики предприятия как относительно целостной и самостоятельной социально-экономической системы, интегрирующей во времени и пространстве процессы производства (реализации) продукции и воспроизводства ресурсов (Клейнер, 1997). Связующим звеном между этими процессами и «портретом» фирмы служит ее потенциалсовокупность ресурсов и возможностей, определяющих ожидаемые характеристики ее развития при тех или иных реальных сценариях изменения окружающей среды. Основной объект принятия решений – распределение ресурсов и усилий фирмы между наращиванием потенциала и его использованием, между воспроизводством и производством, между настоящим и будущим. В определенном смысле в этой концепции отражаются все те аспекты деятельности предприятия, которые составляют основу перечисленных выше подходов.
    Определенный вклад в разработку модели фирмы применительно к российским предприятиям переходного периода внесен так называемой теорией выживания предприятий (Айкс, Ритерман, 1994). Согласно этой теории, в известном смысле являющейся «антиэволюционной», предприятие в переходный период не в силах приспособиться к постоянным изменениям внешней среды, прежде всего – к колебаниям в номенклатуре и объемах производства, а также финансового состояния поставщиков и потребителей. Связи между элементами хозяйственной «популяции» не поддерживают стабильность ее существования в целом, так что основной задачей предприятий в целом является выживание. Каждая из указанных модельных концепций в описательном ключе рассматривает предприятие под определенным ракурсом, не включая в сферу изучения многие другие, даже связанные с данным процессы. Тем не менее, рассматривая приведенные варианты модели предприятия в развитой рыночной экономике в нормативном ключе, т.е. с позиций требований к предприятиям, выполнение которых обеспечивает в рыночных условиях шансы на продолжительное устойчивое развитие, выделяют составляющие этих требований.
    Бизнес  производит только традиционный товар  для данного рыка. Товар, у которого есть конкретный потребитель. Следовательно, ведут преимущественно политику охранительства стереотипов. Уровень риска при этом минимален, а прибыль – средняя (по сравнению с предпринимательством).  
 
 
 

1.2 Предпринимательство 

1.2.1 Сущность предпринимательства 

    Современная цивилизация, как современная экономика, начало которой положил капитализм и индустриальная революция, невозможны без предпринимательства. Предприимчивость — их движущий механизм. Предпринимателем называют человека, организовавшего или организующего какое-либо дело, приносящее прибыль. Человека, имеющего для этого необходимые средства (собственные или заемные).
    Предпринимательство – это форма коммерческой деятельности в высоко рискованной сфере, связанная  с производством товара-инноватора для получения инновационной  прибыли.
    Предприниматель — в современном значении, любой человек, лично осуществляющий хозяйственную деятельность и вступающий в рыночные отношения с другими хозяйствующими субъектами исключительно по своей воле.
      Предприниматель не входит на  рынок традиционных товаров, а  создаёт инновационно новый, не  имеющий аналогов, товар рыночной новизны. Предприниматель поддерживает политику взлома стереотипов, пытается заинтересовать клиента путём изменения его восприятия мира. Как следствие, уровень риска максимально высок, а соответственно и прибыль максимальна.
    Предпринимателем  может быть единоличный собственник небольшого предприятия, управляющий акционерным обществом либо руководитель кооператива. Его отличает особое поведение, для которого характерно.
    Свобода в выборе целей и методов, самостоятельность в принятии решении.
    Ответственность за принятое решение в терминах возможного риска или 
    краха.

    Сильная ориентация на достижение коммерческого успеха, получение прибыли.
    Многие  виды человеческой деятельности не обладают подобными признаками. Рабочий или мелкий клерк заняты исполнительским трудом, поэтому они не свободны в своем выборе, не отвечают за принимаемые решения и их последствия, у них нет ориентации на прибыль. В случае неуспеха их увольняют, а предприниматель — разорится и потеряет все свое состояние. Специалисты, подчеркивая различие между предпринимательством, считают, что первому научиться нельзя, а второму можно. Для этого необходимо приобрести технические знания в области финансов, купли и продажи, маркетинга и т. д.
    Хотя  слова «предприятие» и «предпринимательство» имеют один корень, считается, что не всякое предприятие можно называть предпринимательством. Если предприятие ограничивается рутинной деятельностью, основывается на достигнутом и избегает риска, оно не является предпринимательским. В основе предпринимательства лежит постоянный поиск новых технологий, видов продукции и услуг, новых рынков сбыта. Это целенаправленный, организованный поиск новшеств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2.2 Исторические и социальные корни предпринимательства 

    Для экономиста предпринимательство существует как универсальный тип деятельности. Между тем, по свидетельствам историков, средневековый предприниматель довольно сильно отличался от современного, причем не только по характеру своих предприятий, но и по типу хозяйственных действий. Средневековое предпринимательство представлено целой галереей весьма колоритных фигур. Это воинствующие торговцы наподобие не расстававшихся с мечом варяжских купцов. К крупнейшим «мирным» предприятиям в данную эпоху следует отнести подряды на строительство государственных и культовых учреждений. Среди фигур помельче выделяется разного рода сомнительный люд — полубродячих торговцев и ремесленников, изобретателей и авантюристов, первых биржевых спекулянтов, увлекаемых с XVII в. волнами грюндерских лихорадок. Родоначальник теории предпринимательства Р. Камтильон, например, вообще включал в число предпринимателей бродяг и разбойников. Все эти фигуры с современной точки зрения трудно отнести к «чистому» предпринимательскому типу.
    Силуэт  современного предпринимателя начал  вырисовываться в Новое время  с появлением экономических субъектов, у которых древняя жажда богатства  соединяется с предприятием, принимая форму непреодолимого стремления к  прибыли на вкладываемый капитал  как универсальной хозяйственной стратегии. В противоположность традиционным добуржуазным субъектам они обладают не только личной независимостью, но также законодательно подкрепленными возможностями капитализации собственности.
    Вместе  с достижением институциональной стабильности и юридической защищенности предпринимательство все более специализируется и одновременно обретает цивилизованное обличие. Дух риска и авантюризма, который ранее требовался даже для обычного торгового дела, теснится духом устойчивого развития и рационального использования возможностей рынка. Рисковые (а то и авантюрные) формы предпринимательства тоже сохраняются, но переносятся больше в сферу финансовых манипуляций и «фиктивного капитала» (фигуры таких предпринимателей предстают в рельефных образах Ф. Каупервуда у Т. Драйзера или Саккара у Э.Золя).
    По  мере завоевания хозяйственного и социального  пространства происходят серьезные сдвиги в социальной базе предпринимательства. В раннебуржуазных обществах большинство создателей новых предприятий не только были собственниками этих предприятий, но частенько и сами трудились на них своими собственными руками. То был своего рода «золотой век» для «старого среднего класса», когда в весьма обширных предпринимательских слоях более или менее гармонично сочетались разные статусные позиции: наличие собственности и уровень дохода, профессиональная квалификация и социальный престиж, организационно-хозяйственные полномочия и политическое влияние.
    Нарастающее акционирование капитала, ведущее отсчет со времен Ост-Индской Компании, а затем появление в середине XIX столетия обществ с ограниченной ответственностью подготавливают почву для перелома, который происходит в ведущих западных странах (где-то раньше, где-то позже) в первой трети XX века. Семейные фирмы все более уступают место корпорациям, собственность которых распылена среди тысяч и сотен тысяч вкладчиков. Начиная с 30-40-х годов собственность все более обезличивается и концентрируется в руках разного рода юридических лиц. Наблюдается уменьшение числа и доли независимых собственников. Пропасть между крупным и мелким бизнесом неумолимо расширяется. Одновременно «раскалывается» и фигура молодого буржуазного предпринимателя.
    В итоге на одной стороне оказывается  основатель мелкой фирмы, формально сохраняющий за собой позиции независимого собственника. Предприятие сталкивается с жесткими проблемами выживания; свобода принятия хозяйственных решений на поверку оказывается весьма ограниченной; инновации же — часто просто не под силу из-за нехватки ресурсов. Будучи зажатой между тремя крупными силами: государством, крупным капиталом и организованным наемным трудом, эта «стесненная группа» мелких собственников (городских и сельских) становится на все более консервативные политические позиции. И даже если присущие им в этой борьбе на три фронта вспышки отчаянного радикализма принимают облик революционности, то нацелены они бывают не на социальные изменения, а скорее на сохранение «статус кво».
    На  другой стороне выделяются организаторы крупного производства. Владельцы крупных капиталов освобождаются от проблем реальной организации. Многие прерогативы в принятии хозяйственных решений переходят в руки менеджеров, которые,
занимая свое место в рационально выстроенной  бюрократической иерархии, вынуждены  подчиняться корпоративному интересу. Персональная ответственность предпринимателя в значительной степени размывается бюрократической коллегиальностью, а мотив извлечения прибыли отступает перед мотивами устойчивости финансовых показателей и личного карьерного продвижения. Вслед за мелким собственником, организатор крупного производства начинает утрачивать подлинно предпринимательские черты.
    Помимо  изменений в социальной базе предпринимательства  происходит также расчленение предпринимательской  функции. Вместо одной фигуры появляются несколько:
      финансист (поставщик капитала);
      «изобретатель» технической или маркетинговой идеи (поставщик нового знания);
      эксперт с юридическим или экономическим образованием, предлагающий организационно-правовые формы для создания или трансформации предприятия (поставщик организационной схемы);
      менеджер, выстраивающий структуру внутренних и внешних связей нового предприятия (поставщик управленческих технологий).
    Конечно, возможно совмещение некоторых функций. Так, механик-изобретатель Г. Форд смог когда-то вырасти в основателя автомобильной  империи. Но с течением времени такое  совмещение ролей все более затрудняется даже для организаторов не слишком  крупных предприятий. Функция предпринимателя расщепляется на специальные сферы деятельности, труднее становится обнаружить действительного лидера и инициатора инноваций. Порою он и вовсе не показывается на поверхности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2.3 Типы предпринимательства 

    Мелкие предприниматели и самостоятельные работники — это прежде всего лица, занятые не наемным и самостоятельным трудом. Их доход носит свободный характер, он не фиксируем и не гарантирован, относительно сильно колеблется, неустойчив, зависим от многих труднопрогнозируемых факторов — случая, здоровья и настроения, погоды, информации и человеческих связей. Деятельность самостоятельных работников и предпринимателей часто связана с мелкой собственностью — личной, арендуемой. В реальности возможно также использование ими и "чужих" средств (государственных и даже частных предприятий). Эти ситуации различаются не только экономически, но и психологически, например степенью чувства собственника, удовлетворенности этим чувством.
    Своим главным преимуществом самостоятельные работники и мелкие предприниматели считают свободу и, если их положение благополучно, скептически относятся к наемному труду рабочего и служащего. Главная же проблема самостоятельных работников и мелких предпринимателей — высокая личная ответственность; в этом плане наемные рабочие и служащие имеют преимущество, особенно если у них высокая и гарантированная заработная плата. Сочетание свободы и ответственности — это первая социальная особенность положения рассматриваемой группы; вторая заключается в одновременном сочетании нескольких глобальных экономических ролей: самостоятельные работники и мелкие предприниматели чаще всего и работают, и управляют, и распоряжаются (владеют), т.е. их труд носит совершенно не разделенный характер.
    Внутренняя дифференцированность самостоятельных работников и мелких предпринимателей основывается, прежде всего, на таких критериях, как производство товаров, оказание услуг, операции в финансово-экономической сфере, арендодательство. Социально-экономические различия между разными категориями внутри рассматриваемой группы являются существенными.
    Вхождение в класс самостоятельных работников и мелких предпринимателей и профиль их деятельности часто определяются простыми факторами. Наиболее типичные примеры — наличие собственного транспорта, избыточного жилья и помещений; участка земли и других ценностей, которые могут быть использованы в производственных, деловых и коммерческих целях; владение определенной профессией, специальностью, способностями, которые позволяют иметь достаточный доход; региональные особенности — приближенность места жительства к лесу, воде, природным ресурсам и т.д.
    Среди самостоятельных работников и мелких предпринимателей выделяются те, кто вынужден чем-то заниматься вследствие потери работы на предприятии или в учреждении, так и тех, кто по собственному желанию покинул такую работу ради индивидуальной трудовой деятельности и предпринимательства. В данную социально-экономическую группу входят и пожилые люди, уже не способные к прежней работе по возрасту, но нуждающиеся в средствах, и молодежь, еще не определившаяся в сфере профессионально-трудовой деятельности. В современных отечественных условиях в данной группе велик удельный вес лиц любого возраста, совмещающих по экономическим соображениям индивидуальную деятельность с наемным трудом рабочего или служащего. Для одних социальных категорий самостоятельная работа и мелкое предпринимательство являются постоянным занятием, для других — лишь переходной ступенькой к каким-то другим социально-экономическим ролям и статусам.
    Рассматриваемая социально-экономическая группа как  явление может оцениваться неодинаково. Например, увеличение ее удельного веса в обществе может связываться либо с кризисом и безработицей, либо со стабилизацией и подъемом; она либо выступает показателем "ненормальной" диффузии собственности, тормозящей общественное развитие, либо представляется фактом демократизации социально-экономических отношений, создающей значительные стимулы и перспективы в этом развитии. Удельный вес этой группы в обществе — самостоятельный фактор, определяющий ее реальную позицию и имидж как "трудящегося" или "праздного" класса. Например, если говорить о нашей отечественной действительности, то мы видим, как развитие занятости наемного характера постепенно приводит к превращению предпринимателей и самостоятельных работников из обособленного и почти элитарного круга людей в "широкое народное движение".
    Из  кого состоит сегодня и будет  формироваться в будущем класс  предпринимателей и самостоятельных работников? Изучая данный вопрос, необходимо учитывать, что в традиционных для нас социально-экономических группах (рабочий класс, интеллигенция, служащий, управленцы, крестьяне) есть категории и типы людей, предрасположенные и непредрасположенные к занятости предпринимательским и самостоятельным трудом по объективным и субъективным причинам. Это значит, что формирование новой экономики не может связываться с каким-либо одним из традиционных классов. Во всех таких классах есть специфические слои, обладающие мотивацией занятости в негосударственном секторе и способные действительно развивать этот сектор. 
 

1.3 Менеджмент 

    В англо-русском словаре есть слова manage (заведовать, руководить), manager (заведующий, правитель), management (управление).
    Термин «менеджмент». Он уже несколько лет как вошел в русский язык. Вопреки словарю, он не является точным синонимом русскому термину «управление». Управлять можно не только заводом, но и автомобилем или ракетой. Менеджмент - всегда управление людьми. Причем управляет человек (а не компьютер или светофор). Поэтому широко используется термин «автоматическое управление», но бессмысленно говорить об «автоматическом менеджменте».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.