На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Стимулирование продвижения туристического продукта

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 42. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ  ИНСТИТУТ ТУРИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
По  дисциплине
«Маркетинг  в туристическом  бизнесе»
на  тему:
«Стимулирование продвижения туристического продукта» 
 

                    Защитил:
                    Студент 3 курса
                    Гр.МОз-07Б
                    Костин Е.А.
                    Приняла: 
                     
                     
                     

             Донецк
              2010г. 
        СОДЕРЖАНИЕ
         
         
         

    Реферат

    Темой курсовой работы является стимулирование продвижения туристического продукта. Так как реклама является неотъемлемой частью программы продвижения туристического продукта, я в своей работе акцентировал внимание именно на рекламной деятельности.
    В ходе работы было проведено исследование методов стимулирования сбыта. Также был рассчитан коэффициент эффективности рекламы на примере туристического предприятия «Зет-тур». Получив необходимые данные, я сделал выводы, касающиеся эффективности рекламы на предприятии, как одного из методов стимулирования сбыта.

    ВВЕДЕНИЕ

Формирование  рыночной экономики вызвало живой  интерес  к формам и методам  производственно – коммерческой деятельности, используемым в практике мировых экономических процессов. Особое место среди них занимает маркетинг, который обеспечивает не только  эффективное  удовлетворение потребностей рынка, но и успех предприятия в конкурентной борьбе. Зародившись  в производственной сфере, маркетинг достаточно  длительное время не находил соответствующего применения в сфере туризма. Однако возрастание конкуренции, коммерциализация туристской деятельности привели к необходимости скорейшего внедрения основных  элементов маркетинга в практику работы туристских предприятий. Все существенные  положения современного маркетинга могут быть в полной мере применены и в туризме. В то же время в туризме имеется своя специфика,  связанная с характером оказываемых услуг, формами продаж, характером труда и т.д.
    В  традиционном производстве, имеющем  конкретный результат труда (товар  в материально-вещественной форме), понятие маркетинга имеет более конкретное содержание. В туризме результат деятельности сводится к туристскому продукту.
    Туристский  продукт – это любая услуга, удовлетворяющая те или иные потребности  туристов и подлежащая оплате с их стороны. Это гостиничные, транспортные, экскурсионные, переводческие, бытовые, коммунальные, посреднические и другие услуги. Основным туристским продуктом является комплексное обслуживание, то есть стандартный набор услуг, продаваемый туристам в одном "пакете".
    Одна  из важнейших задач маркетинга –  формирование спроса и стимулирование сбыта в целях  увеличения объемов  продаж, повышение эффективности  и прибыльности деятельности на рынке. Именно  этому  призван служить  комплекс маркетинговых коммуникаций, или, по-другому, система продвижения турпродукта.
 Реклама в туризме, как часть комплекса маркетинговых коммуникаций, еще более важна, так как люди приобретая турпакет до конца не могут быть уверены в качестве предоставляемых услуг, лишь по окончании отдыха смогут высказать свое мнение. В этой области реклама призвана создать благоприятный образ в сознании потенциальных потребителей.
    Туристические предприятия должны не только производить  хорошие товары и услуги, но и  информировать потребителей о выгодах  которые несут производимые ими товары и услуги и добиваться закрепления этой информации в сознании потребителей.[36,107-109].
    Целью курсовой работы является исследование методов стимулирования сбыта и, в частности: рекламной кампании, постановки рекламных целей, планирования рекламного бюджета, создания рекламных обращений, выбора средств рекламы,  оценки рекламной стратегии на основе рекламы туристического предприятия «Зет-тур».
    Задачи  курсовой работы: дать определение понятию стимулирование продвижения тур продукта, более подробно изучить основные приемы массово коммуникации, выявить какие из них являются наиболее эффективными и что больше подходит для каждой конкретной ситуации. Исследовать рекламную деятельность туристической фирмы. Определить направления совершенствования рекламной деятельности туристического предприятия.
    В качестве объекта исследования выбрана туристическое предприятие «Зет-тур».

        1.СУЩНОСТЬ  СТИМУЛИРОВАНИЯ СБЫТА

    1.1. СТИМУЛИРОВАНИЕ ПРОДАЖ И ПРОПАГАНДА ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА

 
        Нерекламные методы продвижения турпродукта.
    Концепция  маркетинга  предусматривает,  что  рекламная  деятельность
    Туристских  фирм  дополняется усилиями   прочих   средств, способствующих стимулированию продажи туристских услуг, призванных  ускорить  положительную реакцию потребителей на коммерческое предложение фирм. Для  успеха  того  или  иного  коммерческого  мероприятия  по   сбыту туристских услуг необходимо  наличие определенного  минимума  стимулирующих мер, которые  осуществляются  в  комплексе  с  рекламной  работой  и  другой коммерческой   деятельностью.   Крупные   туристские   фирмы   (оптовики   и туроператоры) обычно имеют  штатные  службы  стимулирования  сбыта,  которые занимаются изучением эффективности принятых ранее мер  и  дают  рекомендации относительно наиболее действенных приемов.
    К нерекламным методам продвижения  турпродукта относятся:
    - личные (персональные) продажи, осуществляемые через агента;
    - прямая рассылка  информации  и работа  с различными  базами  данных
    (формирование  постоянно   поддерживаемых   баз   данных   устойчивой
    клиентуры, на основе  которых  осуществляется  доведение  до  клиента
    информации  о конкретных турах и др.);
    - прямой  маркетинг (телефонный  маркетинг,   почтовая   рассылка   –
    информация  перспективных корпоративных клиентов);
    - стимулирование сбыта – при этом клиентам предлагают, например, купоны на скидки, проводятся разнообразные конкурсы и розыгрыши  призов  для покупателей  туров,  осуществляются  бонусные  программы,   а   также раздаются предметы с элементами фирменного стиля;
    - пропаганда или организация паблик  рилейшнз  – непрямое  предложение (организация культурных мероприятий, где распространяется  информация о турах  фирмы,  куда  приглашаются  представители  средств  массовой информации).
    Поскольку туроператор часто работает напрямую с клиентами и при  этом  в большом  объеме  реализует  турпродукт  через   систему   турагенств,   меры стимулирования продажи или сбыта могут быть разными, в зависимости от  того, на кого они направлены: в адрес  непосредственно  потенциального  туриста  – потребителя туристских  услуг  или  в  адрес  розничных  туристских  фирм  и организаций. 

        Стимулирование  потребителей
    Среди задач стимулирования потребителей  основными  являются:
    -поощрение более интенсивного  потребления  предлагаемых  туров  или  отдельных  услуг,
    -побуждение  туристов  к  приобретению   услуг,   которыми   они   ранее   не пользовались,  привлечение  внимания  к  туристскому  предложению  тех,  кто пользуется услугами конкурентов.
    Средства  стимулирования:
    - предоставление скидок  с объявленных цен на  туристские  услуги  и поездки в случае предварительного их  бронирования  до  определенного срока.  Этот  прием  имеет   целью   заинтересовать   большее   число покупателей возможностью купить заранее туристскую поездку по  более низкой цене;
    - предоставление дополнительного бесплатного обслуживания в течение 1-   3дней,  если  турист  купит тур с максимальной   продолжительностью поездки. Например, при покупке тура продолжительностью 20 дней турист может получить бесплатное обслуживание еще на 1-3 дня;
    -   включение   в   комплексное   обслуживание   некоторых   бесплатных дополнительных  услуг  (например,  вход  в   диско-клуб,   на   пляж, пользование площадками для мини-гольфа, теннисными кортами и т.д.);
    - проведение фирмой в прессе, по радио и ТВ или на  выставке  викторины по вопросам туризма, в которой победитель  получает  награду  в  виде бесплатной  туристской  поездки.   Таким   путем   фирма   добивается привлечения  к  себе  внимания  дополнительного  числа  потенциальных клиентов;
    - широкая раздача бесплатных  фирменных сувениров (дорожных  сумок, шариковых ручек, зажигалок и т.п.) туристам, совершающим  поездку  по организуемому фирмой туру. Расчет  делается  на  поднятие  авторитета фирмы в глазах туристов и закрепление их  в  числе  своих  постоянных клиентов;
    - оказание особого внимания в обслуживании  постоянных  клиентов  фирмы путем размещения их в более престижных номерах в гостинице, в  уютных местах в ресторане, подношения цветов, ваз с фруктами, более  дорогих сувениров,  а  также  путем  направления   поздравлений   по   случаю праздников и торжественных дат и др.;
    -    торжественное    чествование    юбилейных    (1-,10-,100-тысячных) покупателей. Публикация по этому поводу сообщений в прессе, по  радио и ТВ. Вручение юбилярам ценных подарков или предоставление им льгот. 

          Стимулирование  розничных турагентов.
    Применительно к розничным туристским фирмам задачи стимулирования  включают:
    -поощрение их к введению новых туристских  услуг  в  объекты  своей  торговой деятельности; 
    -подрыв   мер   стимулирования,   применяемых   конкурентами;
    -формирование у розничных фирм  приверженности  к  сотрудничеству;  выход  со своим предложением в новые торговые точки.
    Средства  стимулирования:
    - установление прогрессивной комиссии за продажу туристских поездок сверх установленной квоты;
    - предоставление скидок с объявленных цен на групповые поездки в случае увеличения объема продаж, особенно в несезонный период;
    - предоставление  бесплатного  обслуживания  работникам  розничной  фирмы, сопровождающим в поездке туристские группы;
    - вручение представителям розничных турагенств представительских подарков- сувениров;
    - проведение туристских бирж, на которых продажа туров производится  на льготных условиях (право «первой руки», преимущественное право, скидки с объявленных цен и др.);
    - распространение каталогов среди потенциальных партнеров;
    - организация ознакомительных (рекламно-информационных) поездок работников розничных туристских фирм бесплатно или  с  предоставлением  им  больших скидок (75%) с объявленных цен. Во время таких  поездок  для  участников рекламных  туров  организуется  программа,  включающая ознакомление с туристской индустрией, туристскими достопримечательностями,  проводятся специализированные рекламно-информационные семинары. Ознакомительные поездки стали нормой  на современном  туристском  рынке.
    Перечислим  некоторые принципы  организации  ознакомительных  поездок  для турагентов:
    - группы для таких поездок формируются не из директоров, а из менеджеров (работников турагенств), непосредственно реализующих турпродукт;
    - в такие поездки, как правило, приглашаются уже зарекомендовавшие себя партнеры;
    - такие поездки организуются в несезон (перед его началом);
    - в программу тура включается ознакомление с материальной базой приема и со всеми основными и дополнительными услугами;
    - стандартная группа в такой поездке – 15-20 человек;
    - стандартная продолжительность – 1 неделя;
    - участники поездки оплачивают только перелет  (не  нужно  путать  такие
туры  с   поощрительными,   где   все   обслуживание   предоставляется бесплатно);
    - производится отслеживание  результатов продаж  в конкретных  фирмах, принимавших участие в ознакомительной поездке.
    Меры  стимулирования планируются  на  основе  общей  стратегии  маркетинга  и выбора  наиболее  эффективных  средств.  Как   и   рекламная   деятельность, мероприятия  стимулирования  сбыта  проводятся  в  календарные  сроки.   Эти сроками как в  национальном,  так  и  в  международном  туризме  могут  быть периоды  активной  продажи  туристских  поездок  на  следующий  год,  сроки, совпадающие с крупными туристскими событиями. Стимулирующие меры  связаны  с определенными  расходами,  и  поэтому  их  реализация  требует   составления соответствующих  смет.  Размер  ассигнований  чаще  всего   определяется   в процентном  исчислении  от  общего  оборота  или  доходов  фирмы.  При  этом критерием могут служить расходы предыдущих лет. Наряду  с  реализацией  мероприятий   стимулирования   сбыта   должна постоянно проводится оценка их эффективности. Для этого используются  методы опроса туристов, сравнительного анализа объема продажи  туристских  услуг  с объемом их продаж в предыдущие годы. 

    Пропаганда  туризма
    Наряду  с мерами стимулирования  сбыта  для  активизации  продажи  туристских поездок может и должна использоваться  туристская  пропаганда.  Сейчас  этот вид деятельности называют PR-паблик рилейшнз или  паблисити  –  формирование общественного мнения.
    Пропаганда  включает использование редакционного, а не  платного  места и времени во всех средствах распространения  информации (рекламоносителях), доступных  для  чтения,  просмотра  или  прослушивания   существующими   или потенциальными клиентами туристской фирмы. Кроме того, пропаганда – это  еще и  организация,  и  участие  в  публичных  мероприятиях,   также   создающих благоприятный образ туристского предприятия и обслуживания.
    Туристская  пропаганда  используется  для  популяризации   туристских поездок  в  заинтересованные страны,  регионы,   туристские   центры,   для повышения авторитета туристских фирм,  предприятий.  Этот  вид  деятельности имеет своей целью формирование общественного мнения о  самой  турфирме  и  о направлениях ее деятельности, а также создание туристского имиджа.  Ставится задача  обеспечения  фирме  хорошей  репутации.  Для  решения  этой   задачи используется несколько средств:
    Установление  и поддержание связей  с  прессой  для  размещения  в  ней сведений познавательно-событийного  характера  и  для  привлечения внимания читателей к туристским достопримечательностям и туристским услугам. Связи  с прессой  достигаются  путем  приглашения  журналистов,  освещающих   вопросы туризма,  совершить  поездку  по  выбранному  маршруту  за  счет  фирмы,  на различные приемы, семинары, пресс-конференции и т.п.
    Общефирменная   коммуникация   –   деятельность,   направленная   на обеспечение  более  глубокого  понимания  общественности  специфики   фирмы.
    Примером  такой коммуникации может служить  участие фирм  в  благотворительных акциях, общественных фондах, а также их спонсорство.
    Товарная  пропаганда – деятельность, объединяющая разнообразные  усилия по популяризации конкретных туристских маршрутов, программ, услуг.  Примером такой  пропаганды  может  быть  проведение   дней   туризма,   дней   фирмы, пропагандистских кампаний: «Туризм и спорт», «Туризм и экология» и т.п.
    Лоббизм – работа с законодателями и  правительственными,  официальными чиновниками с целью добиться принятия  или  отклонения  какого-либо  закона, решения   вопросов   текущей   деятельности,   требующих   согласования    с официальными органами.
    Консультирование  –  выдача  официальным  органам   рекомендаций   по вопросам общественной значимости туризма и деятельности туристской фирмы.
    Пропаганда (PR) способна  значительно  повысить  уровень  общественной осведомленности,  и  обойдется  это  значительно   дешевле,   чем   реклама, поскольку  фирма  не  платит  ни  за  место,  ни  за   время   в   средствах распространения информации.
    Удачно  выбранная туристская тема способна заинтересовать широкий  круг журналистов, которые не являются непосредственно специалистами  по  туризму.
    Информация  на туристскую  тему  может  найти  свое  место  и  по  рубриками, освещающими   экономику,   социальные   проблемы,   промышленность,   спорт, окружающую среду и др.
    Требования, предъявляемые  к  информации.  Первое  требование  –  учет временного   фактора.   Информация   должна   предупреждать   события.   Для ежемесячных журналов репортаж о каком-либо событии должен  быть  подготовлен по меньшей мере за три месяца  до  публикации.  Второе  требование  –  форма подачи  материала  должна  соответствовать  месту,  которое  займет   данная публикация. Одна и та же  информация  будет  иметь  разную  форму  подачи в зависимости  от  того,  кому  она  адресована:  профессионалам  или  широкой публике.
    Основными  формами  подачи  информации  для  пропаганды   туристского продукта являются интервью и комментарии.
    Туристские  мероприятия  по  своему  характеру  могут  быть   весьма
разнообразны:
    - презентационные дни и недели,  которые позволяют устанавливать витрины,  стенды,  чтобы  привлечь  внимание  к  тому   или   иному спортивному курорту или к определенной теме (спортивной, культурной и др.);
    - гастрономические мероприятия, которые  проводятся  для  привлечения внимания к сети отелей или  к  каким-либо  событиям,  ожидаемым  на неделе или в течение двух недель, и т.д.;
    - торговые дни и недели.  Они организуются  по  случаю  туристских презентаций (например, недели британского туризма,  организуемые  в крупных французских городах, и пр.);
    - конкурсы, проводимые крупными ассоциациями,  инициативные  конкурсы крупных  туроператоров,  призванные  привлечь   внимание   большого количества потребителей. Они могут проходить при поддержке  прессы, так и без нее;
    - спортивно-зрелищные мероприятия – проведение чемпионатов,  вручение кубков, организация несложных  праздничных  состязаний  и  т.д.  На подобных туристских мероприятиях практикуется  угощение  участников (фуршеты, выездные буфеты и пр.).
    Большое значение при организации такого мероприятия имеет его  оформление  – статистические и динамические демонстрационные средства (фотографии,  афиши, витрины,  фильмы,  показы   слайдов).   Определенную   роль   здесь   играет известность торговой марки туристского предприятия. 
 

    Информационные  поездки
    Информационные  поездки журналистов  практикуются  во  многих  странах.
    Цель  поездок  –  получить  информационный   материал,  чтобы  в  последствии опубликовать  статьи в газете  или журнале,  психологическое воздействие которых намного сильнее, чем  то,  которое  оказывает  прямая  реклама.  Это впечатление бывает более полным и  выигрышным,  а  себестоимость  поездок  – ниже, чем затраты на рекламу.
    Организация поездок журналистов отличается от визитов  или  от  приема
агентов по путешествиям.  Визиты  последних  могут  предшествовать поездкам журналистов, поскольку их цель  –  подготовить  все  для  сбыта  турпродукта перед началом кампании  по освоению рынка. В состав групп на  информационные поездки включаются не только заинтересованные  журналисты,  но  и  некоторые известные широкой публике личности,  способные  своим  присутствием  как  бы придать вес и доверительность проводимому мероприятию.
    Нецелесообразно создавать для поездок большие группы  журналистов  (за исключением случаев, когда  формируется  торжественное  открытие  курорта  и пр.). Журналисты могут  включаться  в  обычную  туристскую  группу  и  могут направляться  по  маршруту  индивидуально.  При  организации  поездок  нужно стараться избежать следующих «подводных камней»:
    - тенденции предлагать слишком перегруженные программы.  Необходимо оставлять свободное время для отдыха, прогулок и покупок;
    - обилия речей, особенно на иностранных языках;
    - ошибок при выборе участников поездки, которые  могут  появиться  в приглашении     малоинтересных,     некомпетентных     или      же некоммуникабельных журналистов;
    - чрезмерно незаполненного времени;
    -  отсутствия  у тех,  кто   занимается   приемом,   информации   о приглашенных журналистах.
    Любая организация, которая ожидает появления  статьи о своей  деятельности  в прессе, должна предвидеть тот факт, что эта публикация  вызовет  у  читателя интерес, и поэтому нужно заранее позаботиться о наличии брошюр,  буклетов  и каталогов.

     1.2.СУЩНОСТЬ  РЕКЛАМЫ  В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА

 
     Реклама – оплаченное неоднократное безличностное сообщение о товаре, услуге или компании в средствах массовой информации, исходящее от коммерческого источника, например, от производителя или розничного торговца.
  Современный туризм невозможно представить без рекламы - самого донести информацию до клиентов, модифицировать их поведение, привлечь внимание к предлагаемым услугам, создать положительный имидж предприятия, показать его общественную значимость. Поэтому эффективная рекламная деятельность служит важнейшим средством достижения целей стратегии маркетинга в целом и коммуникационной стратегии в частности.
   Как свидетельствует мировая практика, сфера туризма является одним  из крупнейших рекламодателей. Опыт работы зарубежных туристических предприятий показывает, что в среднем 5-6% получаемых доходов от своей деятельности расходуется ими на рекламу туристских поездок[35,114-116]. 

           Средства  распространения  рекламы:
  Реклама в прессе.
     Реклама в газетах и журналах получила широкое распространение и по объему затрат уступает лишь рекламе по телевидению. Реклама в газетах дешевле телевизионной. Вместе с тем качество воспроизведения рекламных оригиналов в газетах обычно невысокое. Отсюда размещенные в них рекламные объявления, как правило, менее привлекательны, и каждое издание имеет одновременно много таких объявлений, в связи с чем воздействие любого из них в отдельности снижается[30,108].
      Реклама по радио.
    Рынок радиорекламы в Украине занимает заметное место в общем объеме рекламы, демонстрируя неплохие показатели абсолютного и относительного роста.
    Бурно развиваются носители рМ-станции. Их количество постоянно растет, что  приводит к обострению борьбы за рекламодателя, который, в свою очередь, получает все более широкий выбор носителей своего аудиообращения к потребителям.
    Резон выбирать есть, ведь реклама на радио  часто позволяет гораздо эффективнее, по сравнению с другими носителями, достичь целей политики продвижения компании[28,129].
           Телевизионная реклама.
    Телевидение как никакая другая форма рекламы  позволяет обеспечить действительно  широкую имидж-рекламу туристического предприятия или региона, сделать  зрителя участником туристской поездки  и «примерить» ту или иную услугу.
    Телевизионная реклама обладает специфическими чертами. Прежде всего, телевидение имеет широкие возможности оказывать целенаправленное воздействие и вызывать желаемую ответную реакцию зрительской аудитории. Благодаря комбинации изображения, цвета, движения и звука достигается высокая степень привлечения внимания. Кроме того, телевидение обеспечивает  широкий охват, а также хорошую географическую и демографическую избирательность[40,179.200].
    Среди наиболее распространенных видов телевизионной  рекламы можно выделить телевизионные рекламные ролики, телевизионные рекламные объявления, рекламные телерепортажи и передачи, а также рекламные телезаставки в перерывах между передачами.
    Телеролики - это в большинстве случаев  рекламное кино - или видеоролики  продолжительностью от нескольких секунд до 2-3 минут, демонстрируемых по телевидению. Достаточно часто рекламные ролики включаются в популярные, художественные и публицистические передачи и программы.
    Телеобъявления - рекламная информация, зачитываемая диктором.
    Рекламные телепередачи представляют собой различные телепрограммы (шоу, викторины, репортажи, интервью и т.д.), по ходу которых активно рекламируются те или иные туристские услуги, предприятия, регионы, центры и т.д[25,12-14].
    Телезаставки - транслируемые в сопровождении  дикторского текста и музыки различные неподвижные рисованные, а также фотографические рекламные сюжеты, которыми заполняет паузы между телепередачами, или элементы символики туристского предприятия, размещаемые на кране по ходу трансляции передачи.
    Прежде, чем принять решение об использовано в качестве средства рекламы телевидения, необходимо тщательно сопоставить желаемый эффект с намечаемыми расходами. При этом, например, может выясниться, что для достижения необходимого эффекта потребуется демонстрация нескольких 10- секундных рекламных роликов, в то время как аналогичный эффект может быть получен посредством публикации такого же количества обращений в прессе, что обойдется гораздо дешевле[24,31-34].
           Наружная реклама.
    Наружная  реклама - медиаканал, который доносит рекламные обращения до получателя при помощи отпечатанных типографским способом плакатов, рисованных щитов или световых табло, устанавливаемых в местах наиболее оживленного уличного движения, а также вдоль шоссейных и железных дорог. Основными носителями наружной рекламы следует назвать рекламные щиты, вывески на остановках, электронно - механические щиты с периодически меняющимися изображениями, световые короба на опоре, стационарные панно на зданиях - дранрмауэры, пространственные конструкции. Рекламный контакт достигается во время передвижения получателей по городским улицам и автострадам и поэтому является очень краткосрочным по времени. В связи с этим обращение должно быть лаконичным, тексты - краткими, а изображения - привлекающими непроизвольное внимание и выразительными по форме. Наиболее приемлемо данное средство для напоминающей рекламы. Его использование эффективно также в качестве средства привлечения внимания аудитории. В этом случае носитель наружной рекламы располагается в непосредственной близости от объекта рекламы. Иногда носители наружной рекламы используются в качестве указателей направления движения к рекламируемому объекту[42,114-116].
               Печатная реклама.
    Печатная  реклама объединяет такие носители, как листовка, плакат, буклет, каталог, проспект, открытка, календарь и другие виды печатной продукции.
    Листовка  представляет одностороннее или  двустороннее изображение (текст), помещенное на листе относительно небольшого формата. Практика показывает целесообразность выпуска листовки сериями. В этом случае единая форма и элементы оформления облегчат узнаваемость товаров рекламодателя.
      Буклет - согнутый (сфальцованный) один  или несколько раз лист бумаги  с текстом или иллюстрациями.  Схемы фальцовки могут быть  самыми разнообразными: от гармошки - ширмы до сложных буклетов - пакетов.
    Разработка  буклетов дороже листовки, однако, он позволяет  сообщить больше информации и солиднее выглядит.
    Плакат - издание, напечатанное на относительно больших форматах. Его
    особенностью  является лаконичный текст. Как правило, это образ, название предприятия, изображение товара, лозунг предприятия[21,140-142].
    Проспект - многостраничное издание, типа брошюры, листы которого скреплены. Часто  используются в престижной рекламе  и как средство паблик рилейшнз. Целесообразно использование, проспекта для обстоятельного рассказа о предприятии, ее продукции, сотрудниках и т.д.
    Каталог - по форме исполнения напоминает проспект Каталог содержит описание товаров, предприятия, в нем, как правило, содержатся цены на них.
    К средствам печатной рекламы можно  также отнести:
    - поздравительные и рекламные  открытки, календари, этикетки, бланки  меню (в ресторанных) и т.д. 

     1.3. ПРОДВИЖЕНИЕ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА НА РЫНКЕ

 
    При планировании стратегии продвижения  многие  работники  индустрии  туризма воспринимают продвижение как некое дополнение  к  рекламе.  В  очень  редких случаях применяются те или иные  коммуникационные  инструменты  отдельно  от маркетингового плана (каждый из них имеет свое место  в  плане),  даже  если они и преследуют разные цели.  Часто  реклама  воспринимается  как  основное средство для достижения  цели  долгосрочном  плане,  а  также  для  создания имиджа организации и его продукта, тогда как  продвижение  используется  для выполнения  краткосрочных  задач,  например,  для избавления   от   текущих запасов.
    Хотя  такое  отношение  к  месту  продвижения  в  маркетинговом  плане исходит из чрезмерно активного использования рекламы в прошлом как  средство коммуникации, сейчас решающим фактором становится  возросшая  конкуренция  в индустрии  туризма,  которая  заставляет  менеджеров  по  маркетингу  точнее определяться в использовании всех доступных им коммуникационных методов.
    Существует  сотни  видов  средств  продвижения,  которые  могут  быть классифицированы как инструменты, нацеленные на:
    - персонал компании (на торговых  представителей)  с помощью различныхпоощрений   (финансовых,   инсентив-путешествий   и   др.);   бонусов;
    -соревнований и конкуренции;
    - дилеров и розничных торговцев (турагентов) через: выпуск  сувениров  с символикой компании (календари, записные книжки, ручки, пепельницы);
    -торговые выставки;
    -презентации продуктов (деловые обеды, ужины и др.);
    -совместные схемы продвижения (организационная или финансовая помощь);
    - клиентов (непосредственно или с помощью розничного торговца) через: дисплей компьютера, Интернет, настенные  экраны,  плакаты,  брошюры  и др.;
    -сувениры (сумочки с названием фирмы, обложки для  хранения  билетов  и др.);
    -предоставление  в гостиницах мыла, шампуней, специальных  шапочек  для душа, а «нужным» клиентам – фруктов и цветов;
    -переписка;
    -финансирование с умеренным процентом;
    -предоставление бесплатных ваучеров;
    -организацию совместных мероприятий  продвижения  с  компаниями  других сфер   бизнеса   (инсентив-путешествия   для   сотрудников   компаний,
путешествия, сопровождающиеся льготными покупками  товаров и услуг).
    Эти  средства  продвижения  в  основном  предназначены  для  создания
хорошего  отношения клиентов к фирме и  предлагаемому туристскому продукту,  а также его запоминания, что может повысить ценность продукта.
    При  продаже  продукта  розничным  торговцам  менеджеры  компании  по
маркетингу  могут  применить  одно  из  двух  действий.  Первое   называется стратегией подтягивания и нацеливает продвижение продукта непосредственно  к потребителю, создавая спрос с  помощью   широкого  ознакомления  с  торговой маркой  компании,  таким  образом  заставляя  клиента  покупать  продукт   у розничных торговцев. В этом случае  клиент  предварительно  может  принимать решение о покупке,  а  торговцы  должны  иметь  столько  продуктов,  сколько требуется для удовлетворения спроса. Второе действие  называется  стратегией толчка и предназначено для активизации покупательной способности  населения.
    С  помощью  этой  стратегии  розничных   торговцев   убеждают   складировать определенное количество продуктов и помогают им в сбыте.
    Например,  новые  туристские  компании  (туроператоры)  при  создании своего  рынка,  с  одной  стороны,  могут  применять  первую  стратегию  при поддержке  рекламы,  а  с  другой  стороны,  могут  использовать  и   вторую стратегию, отбирая ключевых розничных торговцев и  помогая  им  при  продаже продукта своим клиентам, при этом расходы на продвижение делятся поровну.
    Многие   действия   по   продвижению    продукта    направлены    на концентрирование внимания к цене.  Например,  известная  фирма  «Томас  Кук» предлагает три вида продвижения, основанные на цене, и один новый прием.
    1. Обещание  цены.  Компания  соглашается   с  тем,  что  многие  из проданных туров могли быть  куплены  в  другом  месте  по  более низкой цене.
    2. Торговая привилегия,  то  есть  гарантия  возврата  денег   своим клиентам,   если   они   купили   продукт   у   обанкротившегося туроператора.
    3. Формальная гарантия, учитывающая потребности клиентов  в особых видах отдыха.
    4.  Приглашение  в  деловые   путешествия.   Предложение   различным компаниям  предоставлять  на  рассмотрение  фирмы  «Томас   Кук» расходы, связанные  с  отправкой  своих  сотрудников  в  деловые путешествия этими компаниями (за период более трех  месяцев),  и оценка этой фирмой экономии, которая  могла  бы  быть,  если  бы компании работали совместно.
    Как  и  другие  элементы  маркетингового   комплекса,   рекламная   кампания продвижения продукта требуют  предварительного  планирования.  Вначале  надо определить цели (необходимо завоевать новых клиентов или  увеличивать  объем продаж уже  существующим  потребителям),  а  затем  выбрать  соответствующую программу продвижения. В качестве целевого рынка может выступать  собственно компания, розничные  торговцы  (турагенты)  или  клиенты  в  зависимости  от выбранной  стратегии  (подтягивания  или   толчка).   В   план   продвижениядопускается обращение сразу к нескольким рынкам. Прежде чем определить метод  воздействия  на  рынок,  компания  должна изучить различные факторы, которые могут  повлиять  на  принимаемое  решение (например, природу и качество продукта,  этапы его жизненного  цикла).  На начальном этапе жизни продукта  должны  предприниматься  особые  усилия  для ознакомления с новым продуктом (использование рекламы  или  паблик  рилейшнз сопровождается относительно небольшими расходами на  продвижение)  –  прямой маркетинг  или  поощрение  агентов.  Действия   по   продвижению   продукта, находящегося на более поздних стадиях своего жизненного  цикла,  могут  быть усилены для привлечения повторных клиентов, вплоть до обновления продукта. Если  продвижение  туристского  продукта  проводится  одновременно  с рекламной    кампанией по внедрению хорошо  известного  продукта  (например, элитного  автомобиля  или  популярного  напитка),  то  это  только  повышает авторитет компании.
    В стратегическом плане многие компании  при  разработке  своих  планов
также принимают в расчет методы и приемы, которые используют их  конкуренты. [27; 163-190].
    При необходимости можно соревноваться  с  конкурентом  или  применять  другие методы продвижения. При осуществлении той или иной  программы  продвижения  продукта  надо определить точное время  начала  ее  реализации  и  продолжительности.  Если программа непродолжительна, то достигнуть  эффективности  очень  сложно,  и, наоборот, если программа  рассчитана  на  чрезмерно  продолжительный  период времени, то степень воздействия ее  будет  постепенно  уменьшаться,   и  это может нанести урон имиджу компании. Как правило, программы  продвижения  разрабатываются  в  контексте  со всем комплексом мер продвижения  и  совместно  с  другими  коммуникационными средствами.  Основная  кампания  по  продвижению  может  включать  рекламную поддержку,   приглашение   торговых   представителей,    паблисити    (через специализированную и местную прессу). Если эта кампания проводится в больших масштабах и  на  ее  реализацию выделяются значительные средства, то уместно по мере возможности проверять ее  эффективность.  Для  определения  эффективности  продвижения  существуют различные пути,  однако  эта  эффективность  ни  в  коем  случае  не  должна оцениваться по  объемам  продаж,  осуществленным  за  относительно  короткий промежуток времени.
    Успех  в  достижении  других  целей  должен  измеряться  обязательно. Например, если монитор агентства путешествий создан для привлечения людей  и продаж им  туров,  то  на  нем  можно  отражать  относительно  простой  итог требований  и  продаж.  Однако  его можно использовать   для   привлечения случайных  прохожих  и  ознакомления  их  с  продуктами,   которые   продает агентство. Таким образом, с  помощью  монитора  можно  определить  поведение случайных прохожих: сколько человек  задержат  свое  внимание  на  мониторе, сколько остановилось и  удовлетворило  свое  любопытство,  что  они  ищут  – успешную покупку или информацию о продолжительном путешествии. [14; 92-105].
    Исследования  с  целью  оценки  повышения  популярности  компании  или изменения ее имиджа обычно проводятся до  и  после  осуществления  программы продвижения. Часто гости в тех  или  иных  туристских  центрах  подвергаются опросу  с  целью  выяснения  их  отношения  к  мероприятиям  по  продвижению туристского продукта. К сожалению, не все  программы  продвижения  поддаются такому исследованию.  Например,  воздействие  продолжительной  программы  по созданию доброжелательной атмосферы с дилерами и клиентами  компании  трудно оценить.

    1.4. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ СБЫТА

 
    Разработка  программы стимулирования сбыта  связана с решением целого ряда последовательных задач:
    - установление стимулирования сбыта;
    - выбор инструментов стимулирования сбыта;
    - выявление круга участников;
    - определение интенсивности мероприятий по стимулированию сбыта;
    - принятие решений о средствах распространения информации  о программе стимулирования сбыта;
    - определение продолжительности стимулирования;
    - выбор времени проведения мероприятий по стимулированию сбыта;
    - разработка бюджета стимулирования сбыта.
    Установление  целей  и  выбор  инструментов  стимулирования  сбыта  тесно связаны между собой. Дело в том, что  инструменты  стимулирования  сбыта могут быть направлены на:
    - персонал фирмы, продающий услуги;
    - торговых посредников (розничные турфирмы и организации);
    - клиентов.
    В этом аспекте и рассмотрим мероприятия  по установлению  целей  и  выбору инструментов стимулирования сбыта.
    Стимулирование  сотрудников  фирмы  относится   к   сфере   мотивации персонала и направлено на повышение качества  обслуживания  клиентуры,  рост профессионального мастерства, а также на поощрение  к  внесению  предложений по различным направлением деятельности туристского предприятия, например  по разработке  и  совершенствованию  отдельных  услуг.  С  этой   целью   могут использоваться:
    - обучение;
    - возможности продвижения по службе;
    - денежные премии;
    - подарки;
    - дополнительные отпуска;
    . конкурсы профессионального мастерства.
    Стимулирование  торговых  посредников  преследует   следующие   цели:
    -поощрение их к введению новых туристских  услуг  в  объекты  своей  торговой деятельности; 
    -достижение  наибольшего  охвата   системой   распространения;
    -сведение  к   минимуму   усилий   конкурентов   по   стимулированию   сбыта;
    -формирование приверженности к фирме у представителей розничных предприятий.
    Конкретными методами стимулирования торговых посредников  являются:
    - установление прогрессивной комиссии  за  продажу туристских  поездок сверх установленной квоты;
    - увеличение размера скидки с цен на обслуживание в несезонный период в
    случае  гарантии со стороны посредников  в росте  объемов  внесезонного туризма;
    - вручение представителям фирм-посредников представительских подарков и сувениров;
    - предоставление скидок с объявленных цен на групповые поездки в случае увеличения объемов продаж;
    - предоставление бесплатного обслуживания работникам  розничной фирмы, сопровождающим в поездке туристские группы;
    - организация рекламных поездок работников  розничных туристских  фирм бесплатных или с предоставлением им значительных скидок с объявленных цен;
    - проведение туристских бирж, на которых продажа туров проводится  на льготных условиях;
    - совместная реклама;
    - предоставление специальных скидок, например стимулирующих сбыт  новых туристских продуктов;
    -  премии  – «толкачи»,   предоставляемые   розничным   турфирмам   за «проталкивание»   отдельных   туристских   продуктов,    пользующихся недостаточным спросом;
    - торговые конкурсы, преследующие цель повысить (пусть даже на короткое время) заинтересованность посредников в реализации  продуктов  фирмы. Победители  конкурса  награждаются  ценными  призами. [33; 428-452]
    Мероприятия стимулирования сбыта, направленные на клиентов,  чаще  всего преследуют цели:
    -поощрение более интенсивного потребления услуг;  побуждение туристов к приобретению  продуктов,  которыми  они  ранее  не  пользовались;
    -«подталкивание»  потребителей  к  покупке;  поощрение  постоянных  клиентов;
    -снижение  временных  колебаний  спросов;  привлечение  новых  клиентов.  При определении  целей  необходимо  принимать  во  внимание  вероятные  ответные действия конкурентов.
    Для достижения поставленных целей стимулирования клиентов  применяютсяразнообразные инструменты, которые можно объединить в несколько групп.
    1.  Скидки  являются  одним  из  многочисленных  и  часто  применяемых
    приемов. Они в свою очередь подразделяются на следующие разновидности:
    1.1. скидки с объявленных цен   на  туристские  услуги  и   поездки  в  случае
    предварительного  бронирования в установленные сроки;
    1.2. скидки сезонных распродаж;
    1.3. скидки определенным категориям  клиентов;
    1.4. бонусные скидки, предоставляемые  постоянным клиентам.
    2.  Образцы.  Распространение  образцов  важно   как   средство   для стимулирования потребителей. Однако в отличие от  обычных  товаров,  имеющих физическое  воплощение,  туристские   продукты   не   видны   клиенту.   Это существенно осложняет использование образцов в  сфере  туризма.  Поэтому  их распространение осуществляется  посредством предоставления  дополнительного бесплатного обслуживания в  течение  нескольких  дней  в  том  случае,  если турист купит тур с максимальной продолжительностью  поездки.  Например,  при приобретении  тура  продолжительностью  в  24  дня  турист  может   получить бесплатное обслуживание еще на 2-3  дня.  Стимулирование  сбыта может быть достигнуто  также  путем  включения  в  комплексное  обслуживание  некоторых бесплатных дополнительных услуг (например, пользование  теннисными  кортами, бесплатный вход на пляж и т.д.).
    3. Премии, предоставляемые чаще всего в вещественной форме в  качестве
    вознаграждения  за обращение к конкретной услуге.  Премии  могут  быть  самых разнообразных  форм  –  фирменные  майки,  дорожные  сумки,  цветы,   мелкие предметы домашнего обихода и т.д.
    4. Зачетные талоны – это,  по  сути,  специальный  вид  премии,  по
    которой вознаграждение не выдается непосредственно  при  покупке  туристского продукта, а предоставляется в виде талона, по которому его можно получить  в другом месте.  Примером  может  служить  предложение  в  качестве  поощрения приобретения тура  талонов  на  аренду  транспортных  средств  (автомобилей, катеров и т.д.).
    5. Купоны, представляющие собой своеобразные  сертификаты,  дающие  владельцу право на скидку при приобретении туристских  услуг.  Для распространения купонов    могут    использоваться    самые    разнообразные     способы: непосредственное распространение сотрудниками фирмы, рассылка  по  почте, распространение  через  прессу.  Достаточно  часто  купоном  может   быть рекламное обращение, опубликованное,  например,  в  определенной  газете.
    Некоторые  туристские  предприятия  сотрудничают  с  банками,  магазинами дорогостоящих товаров, автосалонами и т.д. путем  предоставления  купонов их   клиентам,   поскольку   последних   можно   считать   потенциальными покупателями туристских услуг.
    6. «Подкрепление» продукта представляет  собой  меры,  поддерживающие  имидж туристского предприятия и способствующие привлечению новых  клиентов.  По сути, это комплекс дополнительных услуг, которые могут  получить  клиентыфирмы, а также  проявления  личного  внимания  к  потребителям,  например вручение  сувениров  с  фирменной  символикой,  поздравления  клиентов  с праздником, рассылка реальных материалов. Особое внимание  в  этом  плане оказывается постоянным клиентам фирмы: размещение их в  более  престижных номерах в гостинице, на лучших местах в ресторане,  подношение  цветов  и т.д.
    7. Экспозиции в  местах  продажи.  Используются  в  основном  для  повышения степени  осведомленности  клиентов   о   предлагаемых   услугах.   Однако отсутствие  у  туристского  продукта   материальной   формы   существенно осложняет  оформление  экспозиций.  А  это  в  свою  очередь   безусловно сказывается на результатах –  далеко  не  всякая  экспозиция  вызывает  у  клиентов желаемый интерес.
    8.  Презентации  продукта  приобретают   все  большее  значение  как   элемент маркетинговой  деятельности  турфирм.  Проведение  различных   семинаров, консультационных  дней  и «выездных»   (например,   выставках)   показов способствует  привлечению  клиентов.  Фирмы,  активно  применяющие   этот инструмент    стимулирования    потребителей,     создают     специальные профессиональные команды, представляющие продукты. Эти команды, творчески используя разнообразные средства  демонстрации,  в  значительной  степени способствуют  возбуждению  интереса  целевой  аудитории   и   желания   у потенциальных клиентов приобрести тот или иной продукт.
    9.  Конкурсы  и  игры  представляют  собой  достаточно  эффективный   способ поощрения потребления туристских услуг  и  привлечения  новой  клиентуры. Особым успехом подобные мероприятия пользуются в таких  сегментах  рынка, как молодежная  аудитория  и  лица  «третьего»  возраста.  Тем  не  менее конкурсы  и  игры  могут  применяться  для   стимулирования   потребления различных продуктов, предназначенных для  других  сегментов.  Конкурсы  и игры предполагают наличие определенных призов как для победителей, так  и для  всех  остальных  участников.  Оригинальность  правил  и   содержание подобных мероприятий могут становиться объектом конкуренции и  творчества отдельных туристских предприятий.
    10. Лотереи и викторины. В  этой  области  туристские  предприятия   обладают свободой творчества и могут предлагать совершенно  необычные  условия.  В качестве  приза,   как   правило,   используются   дорогостоящие   товары (высококачественная  аудио-  и   видеотехника,   автомобили,   туристские поездки), что привлекает к этим мероприятиям (а следовательно, к фирме  и ее услугам) дополнительное внимание потенциальных клиентов.
    На  третьем  этапе  разработки  программы  осуществляется  выявление   круга участников стимулирования сбыта.  Это  предполагает  выделение  определенных сегментов с тем, чтобы сосредоточить основные усилия на  конкретных  целевых группах, которые фирма хотела бы охватить проводимыми мероприятиями. Следующий этап связан  с  определением  интенсивности  мероприятий  по стимулированию  сбыта.  Действенность  применяемых  стимулов   должна   быть достаточной,  чтобы  обеспечить  желаемый  уровень  потребления  туристского продукта. В тоже время  следует  учитывать,  что  если  мероприятий  слишком много, то их эффективность  снижается.  Кроме  того,  необходимо  обеспечить оптимизацию связанных со стимулированием сбыта затрат. Для   осуществления   программы   стимулирования   сбыта   необходимо распространить  соответствующие  сведения   о   намечаемых   в   ее   рамках мероприятиях.  Поэтому  должны  быть  приняты  соответствующие   решения   о средствах  распространения  информации  о  программе  стимулирования   сбыта турпредприятия.  Информация  может  распространяться  через  прессу,  радио, телевидение, различного рода вывески, плакаты, транспорт и т.д.  При  выборе конкретных средств распространения  информации  следует  учитывать  важность оптимизации уровня эффективности и затратности каждого из них. Следующая  задача  –  определение  продолжительности  стимулирования. Необходимо,  с  одной  стороны,  предоставить  целевым  группам достаточно времени, чтобы воспользоваться предлагаемыми  льготами,  а  с  другой  –  не допустить чрезмерной растянутости мероприятий, что может привести  к  утратеими силы своего воздействия.
    Эффективность стимулирования во многом зависит от выбора  времени  его проведения. В практике туризма время осуществления отдельных мероприятий  по стимулированию привязывается к  определенному  сезону.  Целесообразно  также добиться согласованности отдельных мероприятий по срокам. При этом важно  не допустить такую их последовательность, при которой хотя  бы  одно  действие туристской фирмы по стимулированию сбыта своих  продуктов  окажется  в  тени какого-либо другого мероприятия (своего или конкурента).
    Разработка  бюджета  стимулирования  сбыта  осуществляется  в  рамках общего  бюджета  по  осуществлению  коммуникационной  стратегии  туристского предприятия.  Размер  требуемых  средств  для  стимулирования  сбыта   может рассчитываться путем определения затрат на  проведение  каждого  конкретного мероприятия, которые целесообразно соотнести с объемом ожидаемой прибыли. [47; 69-132].

    2.ИССЛЕДОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «Зет-тур»

 
    Реклама - наиболее дорогостоящий элемент  комплекса маркетинговых коммуникаций. От того, насколько правильно будут определены цели рекламы, выбраны средства ее распространения, разработаны рекламные обращения с учетом целевой аудитории, зависят конечный результат рекламного мероприятия, окупаемость вложенных средств и получение того эффекта, на который рассчитывает туристическое предприятие, в данном случае турпредприятие «Зет-тур». Следовательно, для того, чтобы усилия и затраты принесли ожидаемый результат, необходим системный и комплексный подход к планированию рекламной деятельности. При этом нельзя забывать о том, что система планирования должна строиться на долговременных целях туристского предприятия и одновременно решать поставленные на текущий момент тактические задачи[16,34-39].
    Рекламная деятельность туристского предприятия должна иметь черты целостного логического процесса с выделением ряда этапов:
      рекламные исследования;
            определение целей рекламы;
            принятие решений о рекламном обращении;
            выбор средства распространения рекламы;
            разработка рекламного бюджета;
            оценка эффективности рекламной деятельности.
    Каждый  из выделенных этапов имеет свои особенности  и требует отдельного анализа  с учетом того, что рекламная деятельность носит непрерывно развивающийся, творческий, постоянно обогащающийся опытом характер[49,81-84]. 

   2.1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕКЛАМНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

 
    Реклама требует больших затрат , поэтому  чрезвычайно важно проводить  оценку эффективности рекламной  деятельности . Это позволяет:
    - получить информацию о целесообразности  рекламы;
    - выявить результативность отдельных средств ее распространения; -определить условия оптимального воздействия рекламы на потенциальных клиентов.
    Абсолютно точно рассчитать эффективность  отдельных средств рекламы,
рекламной деятельности в целом в большинстве  случаев не представляется возможным . Можно согласиться с американским предпринимателем Джоном Ванеймекером , которому принадлежат следующие слова: «Я знаю, что половина моей рекламы идет впустую, вот только не знаю, какая половина.»
    Невозможность количественно оценить эффективность рекламы обусловлена рядом причин[13,128].
    Во-первых, реклама является одним из многих факторов, определяющих результативность маркетинга. Помимо рекламы, на реализацию туристического продукта оказывают  влияние другие элементы комплекса  маркетинга и коммуникаций, уровень конкуренции, состояние рынка и т. д.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.