На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Рассмотрение этапов формирования (проектирование, прогнозирование спроса, продажи), видов, методов анализа (функционально-стоимостный, Эйзенхауэра, Вебстера) затрат на качество. Характеристика основных задач контроллинга послепродажного обслуживания.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 28.03.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ВИДЫ ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ
2. ОКУПАЕМОСТЬ ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО
2.1 Информационная база анализа затрат на качество продукции
2.2 Методы анализа затрат на качество
2.3 Анализ брака и потерь от брака
2.4 Контроллинг как метод анализа затрат на качество
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Окупаемость - показатель эффективности хозяйственной деятельности, исчисляемый как соотношение произведенных затрат и полученных результатов.
Никакие рыночные цели организации не могут быть достигнуты, если его продукция не пользуется спросом. Поэтому вопросы, связанные с обеспечением качества, не могут рассматриваться в отрыве от экономической деятельности предприятия. Следовательно, с развитием конкуренции производителей появляется насущная необходимость тесной увязки затрат на качество с конечными результатами производственной деятельности, уровнем качества изделий, объемом продаж, прибылью, что позволяет эффективнее управлять предприятием и добиваться более высокой прибыли.
Целью курсовой работы является изучение методов оценки и анализа затрат на качество для определения экономической эффективности и окупаемости затрат на качество.
С учётом поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность методов оценки и анализа затрат на качество;
- раскрыть содержание затрат на качество и этапы их формирования;
- раскрыть суть метода АВС и его для выявления и анализа затрат на качество.
Актуальность данной темы курсовой работы заключается в том, что в условиях жесткой конкуренции большинство российских предприятий стремятся добиться лидирующих позиций на различных рынках путем внедрения инструментов интегрированного управления деятельностью, например основанных на принципах TQM, на концепции контроллинга и т.п.Опыт развития рыночной экономики показывает, что успешное управление качеством и обеспечение конкурентоспособности продукции определяется эффективностью системы менеджмента качества и тем самым определением экономической эффективности деятельности организации и окупаемости затрат на качество.
Предмет исследования - окупаемость затрат на качество, экономическая эффективность деятельности.
Объект исследования - категории затрат, связанные с качеством.
1. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ВИДЫ ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ
Производство продукции и услуг сопровождается издержками производства и обслуживания. Ошибочное представление о том, что производство продукции высокого качества определяется значительным увеличением затрат, являлось в прошлом одним из основных препятствий на пути создания более совершенных систем управления качеством.
В общем смысле, затратами на качество являются расходы, связанные с установлением уровня качества, его достижением в процессе производства, контролем, оценкой и информацией о соответствии продукции требованиям качества, надежности и безопасности, а также расходы, связанные с установлением отказов изделий не предприятии или в условиях его эксплуатации потребителем.
Качество продукции должно гарантировать потребителю удовлетворение его запросов, надежность продукции и экономию затрат. Эти свойства формируются в процессе всей воспроизводственной деятельности предприятия, на всех ее этапах и во всех звеньях. Вместе с ним образуется стоимостная величина продукта, характеризующая эти свойства от планирования разработок продукции до ее реализации и послепродажного обслуживания. На рис. 1 показана цепочка формирования затрат и стоимости товара и услуги.
Она позволяет конкретизировать принцип гарантии качества и увидеть когда, т.е. на каком этапе деятельности, и где, в каком подразделении, он реализуется. Поскольку за каждый этап и подразделение несет ответственность руководитель, становиться ясно, кто отвечает за качество продукции. То, что подразумевают под гарантиями, есть технические, технологические, экологические, эргономические, экономические и иные показатели качества, которые и обеспечивают удовлетворение запросов потребителя.
Рис. 1. Цепочка формирования затрат и создание стоимости продукции
Затраты на качество связаны не только непосредственно с производством продукции, но и с управлением этим производством.
Укрупненные затраты, связанные с качеством продукции, можно разделить на научно-технические, управленческие и производственные. Научно-технические и управленческие подготавливают, обеспечивают и контролируют условия производства качественной продукции, т.е. как бы предопределяют наличие и величину производственных затрат.
Если разработка и конструирование новой продукции осуществляются внешними организациями, то затраты, обеспечивающие качество на данном предприятии, будут включать в себя только издержки на внедрение. В отдельных случаях, особенно при производстве новой продукции, контроль за ее подготовкой и освоением ведут конструкторские подразделения.
В общем случае управленческие затраты, связанные с гарантией качества изделия, включают в себя:
- транспортные - внешние и внутренние перевозки сырья, комплектующих и готовой продукции;
- снабженческие - закупка запланированного по видам, количеству и качеству сырья и комплектующих материалов;
- затраты на подразделения, контролирующие производство;
- затраты, связанные с работой экономических служб, от деятельности которых зависит качество продукции: плановый отдел, финансовый отдел, бухгалтерия и др.;
- затраты на деятельность других служб аппарата управления предприятием, которые в различной степени связаны и влияют на обеспечение качества продукции, особенно управление кадрами, в функции которого входит набор персонала, повышение его квалификации и проверка соответствия требуемому уровню и условиям.
Производственные затраты в свою очередь можно разделить на материальные, технические и трудовые. Причем все они прямо относятся на стоимость продукции. И если величину управленческих затрат в затратах на качество можно определить лишь условно, опосредованно, то размер материальных производственных затрат поддается прямому счету. Значительно проще, чем управленческие, рассчитать и размер технических производственных затрат - через амортизационные отчисления, и трудовых - через заработную плату (оплату нормо-часов).
С целью управления затратами, связанными с обеспечением качества продукции, надо различать базовые затраты, которые образуются в процессе разработки, освоения и производства новой продукции и являются в дальнейшем до момента ее снятия с производства их носителем, и дополнительные затраты, связанные с ее усовершенствованием и восстановлением утерянного (недополученного по сравнению с запланированным) уровня качества.
Основная часть базовых затрат отражает стоимостную величину факторов производства, а также общехозяйственные и общепроизводственные расходы, относимые на изготовление конкретного изделия через смету затрат.
Дополнительные затраты включают в себя затраты на оценку и затраты на предотвращение. К первым относятся расходы, которые несет предприятие для того, чтобы определить, отвечает ли продукция запланированным техническим, экологическим, эргономическим и прочим условиям. Ко вторым относятся расходы на доработку и усовершенствование продукции, не отвечающей стандартам, лучшим мировым образцам, требованиям покупателя, на проверку, ремонт, усовершенствование инструмента, оснастки, техники и технологии, а в отдельных случаях и на остановку производства.
Существует еще одна группа издержек, которые при их возникновении следует относить или к базовым, или к дополнительным в зависимости от новизны продукции. Это затраты на брак и его исправление. Их величина может существенно колебаться и состоять как из расходов на производство забракованной в дальнейшем продукции при наличии неисправимого брака или дополнительно к этому затрат на его исправление, если брак не окончательный, а может также включать оплату морального и/или физического ущерба, нанесенного потребителю некачественной продукцией.
По классификации А. Фейгенбаума, затраты на качество делятся на:
1. Расходы на проведение предупредительных мероприятий
а) планирование качества (организационное обеспечение качества, проектирование изделия, исследования в области надежности и т.д.);
б) контроль технологического процесса (изучение и анализ технологических процессов, контроль над процессом производства и т.п.);
в) проектирование аппаратуры, применяемой для получения информации о качестве (проектирование аппаратуры, используемой для определения качества продукции и технологического процесса, сбора данных, их обработки и т.д.);
г) обучение методам обеспечения качества и работа с кадрами (разработка программ подготовки кадров, направленных на правильное применение работниками методов управления качеством);
д) проверка конструкции изделия (предпроизводственная оценка продукции);
е) разработка систем управления (разработка и управление комплексными системами качества, их совершенствование);
ж) другие расходы, связанные с проведением предупредительных мероприятий.
2. Расходы на оценку качества
а) проведение испытаний и приемочный контроль материалов (оценка качества закупочного материала, командировочные расходы контролеров);
б) лабораторные приемочные испытания (проведение всех видов испытаний в лаборатории или испытательном центре для оценки качества закупочного материала);
в) лабораторные измерения (измерения, проверка контрольно-измерительных приборов, их ремонт и т.п.);
г) технический контроль (оценка качества продукции работниками службы технического контроля);
д) испытания изделий (оценка эксплуатационных характеристик продукции);
е) самоконтроль (проверка качества продукции самими рабочими);
ж) аттестация качества продукции сторонними организациями;
з) техническое обслуживание и проверка аппаратуры, применяемой для получения информации о качестве (проверка и техническое обслуживание этой аппаратуры);
и) техническая проверка продукции и разрешение отгрузки (анализ данных, полученных в результате проведения испытаний и технического контроля, выдача разрешения на отгрузку продукции);
к) испытания в условиях эксплуатации.
3. Издержки вследствие отказов, вызванных внутренними причинами
а) отходы производства (потери, понесенные в процессе достижения требуемого уровня качества);
б) переделка (дополнительные расходы для достижения требуемого уровня качества);
в) расходы на материально-техническое снабжение (расходы в процессе работы с браком и в результате рассмотрения рекламаций на закупленный материал).
4. Издержки вследствие отказов, вызванных внешними причинами
а) рекламации в процессе гарантийного периода (отказы продукции в условиях эксплуатации, ее ремонт или замена);
б) рекламации в послегарантийный период (отказы изделия в условиях эксплуатации по истечении срока действия гарантии);
в) техническое обслуживание (исправление дефектов или недостатков изделий, не являющихся предметом эксплуатационных рекламаций);
г) юридическая ответственность (финансовые потери, вызванные производством некачественной продукции);
д) возврат продукции.
Существует еще несколько классификаций затрат на качество, однако следует отметить, что какая-либо единая, т.е. общепринятая классификация затрат на качество отсутствует даже в развитых западных странах. Именно поэтому в разделе 6 международных стандартов ИСО 9004 виды затрат представлены только двумя группами: производственными и непроизводственными затратами на качество с оговоркой, что такая группировка носит самый общий характер.
Как бы то ни было, затраты на создание, поддержание производства качественной продукции и, следовательно, имиджа самого предприятия образуются как на предприятии, так и за его пределами, поэтому необходим их глубокий качественный и количественный анализ.
2. ОКУПАЕМОСТЬ ЗАТРАТ НА КАЧЕСТВО
2.1 Информационная база анализа затрат на качество продукции
Для анализа стоимостной величины средств, затрачиваемых на поддержание качества продукции, используется различная информация. Но прежде чем перейти к ее сбору, следует определить, каково назначение информации.
Цель сбора данных в процессе стоимостного анализа качества может состоять в следующем:
- выявление конкурентоспособности продукции на существующих рынках;
- определение размеров необходимых капиталовложений;
- выявление взаимосвязей затрат на качество продукции и результатов хозяйственной деятельности предприятия;
- снижение затрат на единицу продукции при сохранении ее прежнего качества;
- снижение затрат на изделия при одновременном улучшении их свойств;
- определение величины издержек по видам для изменения их структуры;
- увеличение объема производства без снижения качества продукции из прежнего объема ресурсов за счет уменьшения и ликвидации отходов;
- анализ отклонений от установленных требований;
- контроль продукции;
- установление цены на продукцию и др.
Отсюда видно, что часть данных о качестве, касающаяся технических особенностей изделия и его производства, находится на предприятии-изготовителе, а другая - на конкурирующем предприятии или в сфере реализации, т.е. во внешней среде.
Данные для анализа затрат на качество могут быть первичными, как правило, это технические и иные параметры изделий, содержащиеся в ТУ, ГОСТах, сертификатах и иных документах, подтверждающих качество продукции, и вторичными, получающимися в результате обработки первичных.
Данные нуждаются в обработке. Сокращает затраты времени на обработку данных разработка таких видов носителей, которые делают возможными предварительные выводы сразу после сбора данных. Для этого необходимо зарегистрировать источник информации (дату, когда она собиралась, работника, делавшего операцию, станок, на котором производилась обработка, партию используемых материалов и т.п.). Регистрировать информацию следует в таблицах, облегчающих и ускоряющих вычисление статистических показателей, используемых при принятии оперативных управленческих решений и для дальнейшего более глубокого статистико-математического анализа взаимосвязей и тенденций.
Существует огромное количество учетных регистров, варьируемых на различных предприятиях в зависимости от рода деятельности, типа выпускаемой продукции и т.п. (табели, отчеты о расходах, заказы на поставку, отчеты о переделке продукции и т.д.). В качестве примера можно привести регистрацию дефектов контролером ОТК штампованной пластиковой детали. Данная форма позволяет видеть причины брака и быстро определять нанесенный им ущерб и его виновника.
Кроме того, дальнейшее проведение в случае необходимости технической экспертизы бракованных деталей и сопоставление ее результатов с предварительным заключением контролера ОТК подтвердит и уровень квалификации последнего.
Как уже было сказано выше, на различных предприятиях могут применяться аналогичные и другие учетные формы. Подобные формы регистрации данных об отклонении параметров качества изделий от запланированного целесообразны для сбора внутренних первичных технических характеристик производимой продукции, которые затем используют в факторном анализе затрат на качество продукции.
Рис. 2. Контрольный листок дефектов
Одним из внутренних источников информации, позволяющих определить структуру затрат на изделие и обладающих большим преимуществом перед другими благодаря обязательности составления, преемственности входящих в нее показателей, достоверности и наглядности, является смета затрат на производство. Она удобна для поиска направлений их снижения и минимизации цены изделия. Кроме того, можно использовать данные о затратах на производство по их видам, собираемые на счетах бухгалтерского учета.
Более сложным, трудоемким и дорогим является получение внешней информации. Часть ее содержится в рекламных проспектах, прайс-листах, материалах периодической печати и специальной литературе. Эти данные более надежны по сравнению с получаемыми в сфере реализации путем проведения специальных выборочных обследований по изучению мнения потребителей о цене и качестве продукции. Однако информацию, получаемую из выборочных обследований, трудно чем-либо заменить, если предприятие хочет учесть желание покупателей для увеличения объема продаж путем улучшения свойств продукции. С этой целью можно использовать опрос продавцов продукции и покупателей или проводить анкетирование населения, которое в процессе обработки данных необходимо разбить на группы (классы). Это позволит знать мнение различных социальных, возрастных и других групп населения о продукции предприятия с использованием типической выборки для получения информации.
При сборке таких данных по ограниченному числу потребителей, особенно при малой выборке, удобно построение диаграмм рассеивания, позволяющих изучить зависимость между парами переменных, например ценой и внешним оформлением, упаковкой товара. Этими переменными могут быть:
а) характеристика качества или влияющий на нее фактор;
б) две различные характеристики качества;
в) два фактора, влияющих на одну характеристику качества.
Целесообразно хотя бы одной из переменных брать показатель, выражающий затраты на качество, создание или поддержание какого-либо свойства продукции или цену на нее, т.е. стоимостную величину.
Диаграмма рассеивания строится в несколько этапов. На первом в таблице записывают собираемые данные, между которыми изучается зависимость.
На втором строится шкала значений показателей путем деления разности между их максимальной и минимальной величинами на желаемое (примерно одинаковое) число частей. На оси х откладывают значения факторного, а на оси у - значения результативного признака.
На третьем этапе строят диаграмму рассеивания путем нанесения точек, полученных в результате наблюдения, на график.
На четвертом заключительном этапе вносят адресные: название диаграммы, время наблюдения, имя исполнителя и другие необходимые сведения.
Данные диаграммы рассеивания позволяют сделать предварительные выводы о взаимосвязи исследуемых переменных (например, о предпочтениях покупателей относительно качества упаковки, обеспечивающей сохранность изделия, и цены изделия).
Можно привести следующий пример. Предположим, предприятие выясняет, как влияет качество упаковки часов на спрос на данную продукцию. Для потребителя упаковка является качественным признаком в отношении как внешнего оформления, так и сохранности товара. Для производителя же это еще и количественный показатель, выраженный некоторой суммой затрат. Для удобства сбора данных обозначим каждый вид упаковки номером:
1 - продажа без заводской упаковки (завертывание в бумагу в магазине);
2 - мягкий пакет;
3 - фирменный мягкий пакет;
4 - простая картонная коробка;
5 - пластиковый футляр;
6 - коробка фирменная, подарочная.
Каждому виду упаковки соответствует определенная цена товара (цена упаковки покупателю не сообщается и воспринимается им как разность между последующей и предыдущей ценами изделия в зависимости от оформления). Она колеблется в интервале от 4 до 9 денежных единиц с интервалом в 0,5 денежной единицы. Результаты опроса 30 покупателей, который был реально проведен, приведены в таблице 1:
Таблица 1. Данные опроса покупателей магазина "Подарки" об упаковке и цене часов "Электроника"
Следует обратить внимание, что цена подарочной коробки не называлась и максимальная цена фактически составила 8 денежных единиц.
По полученным данным можно построить диаграмму рассеивания (квадратами выделены те точки, значение которых встречалось дважды).
Рис. 3. Диаграмма рассеивания для вида упаковки и цены часов "Электроника"
Данные диаграммы рассеивания позволяют сделать предварительные выводы о взаимосвязи исследуемых переменных; в нашем примере - о предпочтениях покупателя относительно качества упаковки, обеспечивающей сохранность изделия, его эстетического вида, и цены изделия. Предпочтения отданы надежной упаковке при умеренной цене, верхний уровень которой в ответах не назван, что должно обратить на себя внимание предприятия-производителя как сигнал о завышении в глазах покупателя цены. Также можно сделать предварительный вывод о том, что, поскольку точки расположены от нижнего левого угла на данной диаграмме в правый верхний, зависимость между этими двумя показателями прямая.
Таким образом, несмотря на разносторонность информации, характеризующих затраты на качество продукции, и факторы, влияющие на него и на подобные расходы, необходимо и вполне возможно уже на этапе формирования данных использовать наглядные формы их представления в сочетании с методиками первичного анализа: группировкой, графическим анализом и т.д. Это значительно ускоряет процесс анализа и облегчает дальнейшее использование его в целях статистико-математических методов.
2.2 Методы анализа затрат на качество
В настоящее время известны следующие методы оценки затрат на качество:
- с группировкой на предупредительные затраты, на контроль и устранение дефектов
- с группировкой на соответствие и устранение несоответствия
Первый метод на сегодняшний день может применяться промышленными предприятиями для оценки затрат на обеспечение качества выпускаемой продукции. Второй подход использоваться в любой сфере деятельности при оценке затрат на обеспечение качества бизнес-процессов соответствии с выбранным методом информация по затратам на качество может быть выявлена путем введения комплексной системы внутрифирменного управленческого учета. Такая система представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов управления, методов и принципов планирования, учета, контроля, анализа и регулирования затрат. В целях планирования затрат применим бюджетный метод, который позволит провести предварительный контроль предполагаемых к осуществлению мероприятий на предмет их целесообразности и эффективности, а также рационально распределить ресурсы. Для учета затрат целесообразно использовать систему бухгалтерского учета по сбору, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе и обязательствах организации, а также их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Организация учета затрат позволит осуществлять сбор и подготовку информации для целей принятия управленческих решений. Следует отметить, что сегодня лидерами российского рынка различных сферах деятельности - нефтяными компаниями, металлургическими заводами, холдингами, транспортными компаниями широко используются для учета затрат программные продукты типа ARIS Process Cost Analyzer компании IDS Scheer AG (Германия). Данный модуль, во- первых, позволяет проводить различные виды аггрегации данных по затратам и анализировать их при помощи большого количества инструментов. Во-вторых , ARIS PCA может использоваться как средство оценки затрат и управления ими в реально работающих бизнес-процессах.
Контроль затрат обеспечит обратную связь, сравнение запланированных и фактических затрат. Анализ затрат с применением известных современных методов менеджмента качества позволит оценить эффективность использования ресурсов предприятия, собрать информацию для подготовки планов и принятия рациональных управленческих решений. Регулирование затрат позволит принять оперативные меры по ликвидации имеющих место отклонений.
Таким образом, применение вышеуказанных методов выявления затрат в комплексной системе управленческого учета позволит предприятиям организовать информационные потоки по сбору и предоставлению данных по затратам на качество, оценить эффективность использования ресурсов предприятия и повысить удовлетворенность потребителей.
В зависимости от целей, задач анализ затрат на качество и возможностей получения необходимых для его осуществления данных аналитические методы существенно различаются. Влияет на это различие и прохождение продукцией определенного этапа деятельности предприятия, и ее место в цепочке формирования затрат в конкретный момент.
Метод функционально-стоимостного анализа.
На этапах проектирования, технологического планирования, подготовки и освоения производства целесообразно применение функционально-стоимостного анализа (ФСА). Это метод системного исследования функций отдельного изделия или технологического, производственного, хозяйственного процесса, структуры, ориентированный на повышение эффективности использования ресурсов путем оптимизации соотношения между потребительскими свойствами объекта и затратами на его разработку, производство и эксплуатацию.
Основными принципами применения ФСА являются:
- функциональный подход к объекту исследования;
- системный подход к анализу объекта и выполняемых им функций;
- исследование функций объекта и их материальных носителей на всех стадиях жизненного цикла изделия;
- соответствие качества и полезности функций продукции затратам на них;
- коллективное творчество.
Выполняемые изделием и его составляющими функции можно сгруппировать по ряду признаков. По области проявления функции подразделяются на внешние и внутренние. Внешние - это функции, выполняемые объектом при его взаимодействии с внешней средой. Внутренние - функции, которые какие-либо элементы объекта и их связи в границах объекта.
По роли в удовлетворении потребностей среди внешних функций различают главные и второстепенные. Главная функция отражает главную цель создания объекта, а второстепенная - побочную.
По роли в рабочем процессе внутренние функции можно подразделить на основные и вспомогательные. Основная функция подчинена главной и обуславливает работоспособность объекта. С помощью вспомогательных реализуются главные, второстепенные и основные функции.
По характеру проявления все перечисленные функции делятся на номинальные, потенциальные и действительные. Номинальные задаются при формировании, создании объекта и обязательны для выполнения. Потенциальные отражают возможность выполнения объектом каких-либо функций при изменении условий его эксплуатации. Действительные - это фактически выполняемые объектом функции.
Все функции объекта могут быть полезными и бесполезными, а последние нейтральными и вредными.
Цель функционально-стоимостного анализа состоит в развитии полезных функций объекта при оптимальном соотношении между их значимостью для потребителя и затратами на их осуществление, т.е. в выборе наиболее благоприятного для потребителя и производителя, если речь идет о производстве продукции, варианта решения задачи о качестве продукции и ее стоимости. Математически цель ФСА можно записать следующим образом:
(1)
где ПС - потребительная стоимость анализируемого объекта, выраженная совокупностью его потребительных свойств (ПС = еn·ci)
З - издержки на достижение необходимых потребительных свойств.
Функционально-стоимостной анализ проводится в несколько этапов.
На первом, подготовительном, этапе уточняют объект анализа - носитель затрат. Это особенно важно при ограниченности ресурсов производителя. Например, выбор и разработка или усовершенствование продукции, выпускаемой в массовом порядке, может принести предприятию значительно больше выгод, чем более дорогого изделия, производимого мелкосерийно. Данный этап завершается, если найден вариант с низкой по сравнению с другими себестоимостью и высоким качеством.
На втором, информационном, этапе собираются данные об исследуемом объекте (назначение, технико-экономические характеристики) и составляющих его блоках, деталях (функции, материалы, себестоимость). Они идут несколькими потоками по принципу открытой информационной сети. В сеть информация по улучшению качества изделия и снижению затрат на его производство поступает из конструкторских, экономических подразделений предприятия и от потребителя к руководителям соответствующих служб. Оценки и пожелания потребителей аккумулируются в маркетинговом отделе. В процессе работы исходные данные обрабатываются, преобразуясь в соответствующие показатели качества и затрат, проходя все заинтересованные подразделения, и поступают к руководителю проекта.
На третьем, аналитическом, этапе подробно изучаются функции изделия (их состав, степень полезности), его стоимость и возможности ее уменьшения путем отсечения второстепенных и бесполезных функций. Это могут быть не только технические, но и органолептические, эстетические и другие функции изделия или его деталей, узлов. Для этого целесообразно использовать принцип Эйзенхауэра - принцип АВС, в соответствии с которым функции делятся на:
А - главные, основные, полезные;
В - второстепенные, вспомогательные, полезные;
С - второстепенные, вспомогательные, бесполезные.
Метод ABC позволяет более точно распределять накладные расходы по операциям, что способствует правильному ценообразованию на продукцию и услуги. Но его преимущества наиболее заметно проявляются в области управления затратами на качество прежде всего благодаря его способности лучше идентифицировать действия, нацеленные на повышение качества. Так, в примере, где шла речь о затратах, связанных с удовлетворением претензий потребителей, мы рассматривали фактически одну из категорий затрат на качество - внешние потери от дефектов. Для решения проблем качества и непрерывного его повышения очень важно знать, в какой пропорции эти затраты распределены между различными видами продукции.
При использовании традиционных методов бухгалтерского учета за подобной информацией обращаются в отдел обслуживания потребителей и сортируют отчеты о поступивших претензиях. Трудоемкость подобной работы многократно возрастает, когда предприятие производит много видов изделий, для каждого из которых надо выявить все составляющие затрат, связанных с качеством.
Кроме того, данную работу надо проводить регулярно с заданной периодичностью, например раз в месяц. Метод ABC, в отличие от традиционных методов учета, обеспечивает выявление и разбивку затрат по составляющим автоматически. К тому же он позволяет выявлять и количественно оценить многие факторы, определяющие затраты, создавать базы данных, на основе которых можно разбивать затраты на составляющие и постепенно добираться до коренных причин, обусловливающих появление и величину каждой из этих составляющих.
Теоретически метод ABC позволяет выявлять коренные причины имеющихся в организации проблем с качеством. Это представляется особенно важным, поскольку возникает возможность оценивать темпы и сроки окупаемости затрат на устранение коренных причин ненадлежащего качества. Ниже приведен пример подобного углубленного анализа.
В компании, производящей два вида продукции - валы и корпуса, с помощью метода ABC установлено, что годовые внутренние потери от дефектов составили $ 24 000. Эта сумма слагается из затрат на переделки брака ($ 9600 или 40% от полных внутренних потерь от дефектов) и стоимости дефектных изделий, отправленных в отходы ($ 14 400 или 60% издержек). По различным причинам необходимо переделывать больше дефектных валов, чем корпусов. Соответственно отличаются проценты брака изделий обоих видов, отправляемых в отходы. В терминологии метода ABC переделки и отходы принято называть движителями себестоимости ("драйверами затрат").
Уровень детализации затрат, обеспечиваемый методом ABC, позволяет оценивать экономические последствия выявления и устранения причин дефектов. В приведенном примере в результате повреждений валов и корпусов предприятие теряет ежегодно $ 10 560. Если бы за счет выявления и устранения коренных причин дефектов этого вида удалось на 75% сократить эти издержки, то годовая экономия составила бы $ 7920. Сэкономленные средства сравнимы с тем, что надо вложить в устранение причин дефектов. Например, если потребный уровень инвестиций составляет $ 4000, то расчетный срок их окупаемости составит (4000 : 7920) х 12, то есть около шести месяцев. Таким образом, уровень детализации, присущий методу ABC, позволяет анализировать соотношение инвестиций и достигаемых экономических результатов, обеспечивая тем самым надежную основу для принятия обоснованных инвестиционных решений в процессе непрерывного повышения качества.
Д.У. Вебстер (D. W. Webster) рекомендует процедуру выявления издержек, обусловленных низким качеством продукции, на основе метода ABC, которая включает следующие пять этапов:
1. Выявление всех операций, связанных с предупреждением дефектов и контролем качества, и возможных внутренних и внешних дефектов;
2. Установление затрат, обусловленных проведением операций по предупреждению дефектов и по контролю качества, и потерь от внутренних и внешних дефектов;
3. Выявление действий, зависящих от предупреждения дефектов и контроля качества и служащих источниками внутренних и внешних дефектов;
4. Распределение затрат на качество в соответствии с ABC. При этом следует подразделять затраты, связанные с предупреждением дефектов и контролем качества, по соответствующим операциям, зависящим от этих действий, и устанавливать связь потерь от внутренних и внешних дефектов с операциями, их порождающими, и с коренными причинами этих дефектов;
5. Корректировка расчетной себестоимости продукции или услуг с учетом отражения в них дополнительных затрат на качество
Метод ABC и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.