На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Налогообложение в России во время правления Петра Первого

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
          Личность Петра I сложна и противоречива, как и сама эпоха, в которую он формировался. В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр, Россия переживала переломный момент в своей истории, где, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, текстилем, сельскохозяйственными орудиями. Страна не имела выхода к морям Черному и  Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела Россия  и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения. Дворяне неохотно покидали свои поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий. Необходимо было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создать отечественную промышленность, перестроить систему управления страной. Для коренной ломки старого уклада России нужен был умный и талантливый руководитель, незаурядный человек. Таким и оказался Петр I. Он не только постиг веление времени, но и отдал на службу этому велению весь свой незаурядный талант, упорство одержимого, присущее русскому человеку терпение и умение придать делу государственный размах.
          Период петровского правления оказал огромное значение на последующую историю России. Петровская эпоха важна и актуальна для истории нашего государства. То, что сделано в прошлом прямо влияет на будущее. История нашей страны и до Петра Великого и после него знала немало реформ. Однако главным отличием петровских преобразований от реформ предшествующего времени состояло в том, что они носили всеобъемлющий характер и охватывали все стороны жизни народа, тогда как другие внедряли новшества, которые касались лишь отдельных сфер жизни общества и государства. Естественно коренное переустройство в петровские времена повлекло за собой как положительные стороны, так и противоречия.
          Цель - изучение налоговой реформы Петра I.
          Для этой цели нужно рассмотреть  следующие задачи, чтобы показать  как изменилась страна в своем  политическом и экономическом  облике: выявить причины возникновения реформ Петра I; раскрыть основное содержание налоговой реформы; определить значение налоговой реформы Петра I для России.
Предпосылки возникновения  реформ Петра I
 
          Страна стояла накануне великих преобразований. Каковы же были предпосылки петровских реформ?
          Основной причиной служило то, что после хозяйственного подъема в конце XVII века вследствие развития внутренней торговли, когда объем поступлений в казну за 20 лет увеличился вдвое и составил 3 млн. рублей, экономический рост страны существенно замедлился. Многолетняя Северная война, строительство кораблей, возведение «египетских пирамид на невских болотах» подорвали финансовое положение российского государства. Только армия и флот ежегодно поглощали до трех миллионов рублей. Расходы начали превышать доходную часть бюджета, и если первые три года разрыв между расходами и доходами государства покрывался за счет остатков прошлых лет, то уже к 1704 году они исчерпались, и начал нарастать финансовый кризис. Дефицит бюджета достиг огромной по тем временам суммы 500 тыс. рублей. Поэтому постоянная нужда в деньгах побуждала Петра изыскивать все новые и новые источники доходов. Слабая пригодность существовавшей финансовой системы для решения такой задачи была очевидна. Требовался новый подход к устройству административного аппарата. При сборе денег с приказов выяснилось хаотическое состояние отчетности - ни дума, ни Большая казна не могли сказать, какие суммы находятся в движении по приказам. Твердых и постоянных норм налогообложения не было, они могли меняться от того, кто и как собирал налоги. Люди, допущенные к сбору денег, слишком часто оставляли значительную их часть в своем распоряжении. Малоуспешная борьба с казнокрадством велась в обстановке хронического дефицита средств на самые неотложные нужды. Общегосударственная роспись доходов и расходов отсутствовала [2, 371].
          Ко всему прочему Россия была отсталой страной. Эта отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа. Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран. Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Сложный и неповоротливый приказной государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия, не отвечал потребностям страны. Отставала Русь и в области духовной культуры. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей.
          Таким образом, реформаторские действия Петра I на рубеже XVII-XVIII веков не были случайностью: Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока. Старая система устройства хозяйства не могла удовлетворить потребностей страны, особенно в условиях войны.
          Следует отметить, что к этому времени в истории нашей страны уже произошли значительные сдвиги в ее развитии. Возникли первые промышленные предприятия мануфактурного типа, росли кустарные промыслы, ремесла, развивалась торговля сельскохозяйственными продуктами. Непрерывно возрастало общественное и географическое разделение труда — основа сложившегося и развивающегося всероссийского рынка. Город отделялся от деревни. Выделялись промысловые и земледельческие районы. Развивалась внутренняя и внешняя торговля. Во второй половине XVII века начинает изменяться характер государственного строя на Руси, все более отчетливо оформляется абсолютизм. Получили дальнейшее развитие русская культура и науки: математика и механика, физика и химия, география и ботаника, астрономия и "рудознатство". Казаки-землепроходцы открыли ряд новых земель в Сибири. XVII век был временем, когда Россия установила постоянное общение с Западной Европой, завязала с ней более тесные торговые и дипломатические связи, использовала ее технику и науку, воспринимала ее культуру и просвещение. Учась и заимствуя, Россия развивалась самостоятельно, брала только то, что было ей нужно, и только тогда, когда это было необходимо. Это было время накопления сил русского народа, которое дало возможность осуществить подготовленные самим ходом исторического развития России грандиозные реформы Петра. Реформы Петра были подготовлены всей предшествующей историей народа, "требовались народом". Уже до Петра начертана была довольно цельная преобразовательная программа, во многом совпадавшая с реформами Петра, в ином шедшая даже дальше их. Подготавливалось преобразование вообще, которое при мирном ходе дел могло растянутся на целый ряд поколений. Реформа, как она была исполнена Петром, была его личным делом, делом беспримерно насильственным и, однако, непроизвольным и необходимым. Внешние опасности государства опережали естественный рост народа, закосневшего в своем развитии. Обновление России нельзя было предоставлять постепенной тихой работе времени, не подталкиваемой насильственно. Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную, в области культуры и быта, денежной системы, а также в сфере налогообложения.
          У каждого историка свой взгляд на деятельность Петра I. Хотелось бы рассмотреть две основные противоположных концепции, представленные выдающимися русскими историками С.М.Соловьевым и В.О.Ключевским. В большинстве обзорных трудов петровская эпоха рассматривается как начало новой эпохи в истории России. Даже современники Петра I делились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжался и позже. В XVIII в. М. В. Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью, а немного позже историк Карамзин обвинял Петра в измене “истинно русским” началам жизни, а его реформы назвал “блестящей ошибкой”. Однако сильные разногласия царят среди историков, которые пытались ответить на вопрос, в какой степени эпоха реформ означала кардинальный разрыв с прошлым, и отличалась ли новая Россия от старой качественно. С.М.Соловьев был ярким представителем “революционной” концепции. В своих работах он глубоко анализирует деятельность Петра I, её итоги, взгляды западников и славянофилов на дела Петра Великого. Соловьев интерпретирует петровский период как эру ожесточенной борьбы между двумя диаметрально противоположными принципами государственного управления и характеризует реформы как радикальное преобразование, страшную революцию, рассекшую историю России надвое, и означавшую переход из одной эпохи в истории народа в другую. Соловьев считает, что реформы были вызваны исторической необходимостью и поэтому должны рассматриваться как целиком и полностью национальные [6, 38].
          Существует еще один взгляд на эту проблему — “эволюционная” концепция. Среди ученых, отстаивающих эту концепцию необходимо выделить В.О.Ключевского. Он глубоко исследовал допетровский период, и в своих опубликованных курсах лекций по отечественной истории настойчиво проводил мысль о преемственности между реформами Петра и предшествовавшим столетием. Ключевский был категорически против данной Соловьевым характеристики 17 века как эпохи кризиса и распада. В противоположность такому взгляду он утверждал, что в этом столетии шел позитивный процесс создания предпосылок для реформаторской деятельности, и была не только подготовлена почва для большинства преобразовательных идей Петра Великого, но и пробуждено “общее влечение к новизне и усовершенствованиям”. По его мнению, если в реформах Петра и было что-то “революционное”, то это лишь насильственность и беспощадность использованных им методов. На сегодняшний же день в науке преобладает мнение, что реформы Петра не означали кардинального разрыва с прошлым, хотя и в двадцатом веке отдельные крупные историки, как, например, ученики Ключевского - М.М. Богословский и М.Н. Покровский в этом вопросе были солидарны с Соловьевым [3, 25].
 
Налоговая реформа  Петра I
          Уже в первые годы царствования Петр I столкнулся с большими трудностями в сфере финансов. Поэтому было решено умножить количество налогов и резко увеличить их ставки. Сначала Петр расширил косвенные налоги, не производя преобразований прямых. Появляется категория лиц, на которых возлагается задача нахождения новых источников поступления средств в казну. Они назывались «прибыльщиками» и были госслужащими, в обязанность которых входило «сидеть и чинить государю прибыли». Петр I решил доверить эту ответственную задачу своим приближенным друзьям. Во главе «прибыльщиков» стоял Курбатов – дворецкий боярина Шереметева, за ним следовали Ершов, Вараксин, Яковлев, Старцов, Акиншин и многие другие. Каждый из этих выдумщиков придумывал все новые и новые объекты обложения, то есть придумывал новые налоги. Начиная с 1704 года один за другим вводились следующие налоги: поземельный, померный и весчий, хомутейный, шапочный и сапожный – от клеймения хомутов, шапок и сапог; с извозчиков – десятая доля найма, посаженный, покосовщиный, пчельный, банный, кожный – с конных и яловочных кож, мельничный – с постоялых дворов, с найма домов, с наемных углов, пролубной, ледокольный, погребной, водопойный, трубный – с печей, привальный и отвальный – с судов, с дров, с продажи съестного, с арбузов, огурцов и орехов, а также многие другие мелочные сборы. Причем для каждого из этих налогов сразу же учреждалась особая канцелярия с изобретателем во главе.
          Одним из интересных налогов был налог на бороды (от налога были освобождено духовенство и крестьянство). В 1705 году с лиц, которые отказывались брить бороды взималось: с гостей и гостиной сотни первой статьи – по 100 рублей, с царедворцев, служилых людей, с гостей и гостиной сотни средней и меньшей статьи, а также с торговых и посадских людей – по 60 рублей, с боярских людей, ямщиков и всяких чинов московских жителей – по 30 рублей ежегодно. Была установлена особая система взимания пошлины с крестьян - налог на въезд в столицу 2 коп. и на выезд 2 коп. с бороды [7, 45].
          Наряду с многочисленными законно установленными налогами в период Петра I нередко взимались и незаконные сборы. Так в 1705 г. астраханский воевода Ржевский самовольно увеличил торговые пошлины, установил новые налоги на бани, погреба, печи и т.п., ввел ряд торговых монополий и отдал их своим приспешникам, а на солдат и стрельцов возложил еще одну тяжелую повинность по снабжению казенных заводов дровами. Все его действия вызвали возмущение у населения. В ночь на 30 июля 1705 г. восставшие солдаты, стрельцы, посадские и работные люди ворвались в астраханский кремль, убили воеводу и казнили его приспешников. Общее собрание астраханцев отменило новые налоги, ликвидировало откупа и монополии. Восстание было жестоко подавлено 2 марта 1706 года войсками под командованием Б.П. Шереметева, сотни мятежников после длительного следствия казнены в 1707 году на Красной площади в Москве [13, 15].
          Еще до Петра I существовали отдельные виды обложения коммерческих промыслов. Прообразом промыслового налогообложения можно считать посошные и подымные подати, которые взымались крайне неравномерно и имели характер окладных налогов.
          Петр I разделяет все торговое и ремесленное сословие на купеческие гильдии и ремесленные цехи. Основными целями являются полицейские, но при этом преследуется также и фискальный интерес: купцы облагаются гильдейским сбором, фискальное значение которого постепенно возрастает. Учреждение гильдий было связано со стремлением организовать торгово-промышленное население городов в особое сословие, так как купцы платили вместе с другими неслужилыми сословиями подушную подать.
          Регламентом Главному Магистрату 16 января 1721 г. было повелено всех регулярных граждан, т.е. все городское население, за исключением иностранцев, шляхетства, духовенства и подлых людей — чернорабочих, поденщиков, разделить на две гильдии:
          1. К первой гильдии были отнесены: банкиры, знатные купцы, которые имеют отъезжие большие торги и которые торгуют разными товарами, городские доктора, аптекари, лекари, шкиперы купеческих кораблей, золотари, серебренники, иконники и живописцы»,
          2. Ко второй гильдии были отнесены: купцы, которые торгуют мелочными товарами и харчевными припасами, рукомесленные, рещики, токари, столяры, портные, сапожники и другие им подобные.
          Гильдии имели своих выборных представителей — «старшин и старост с товарищами», которые должны были «попечение и старание иметь обо всем, что до пользы граждан» касается и «о чем надлежит магистрату предлагать». Все, что касалось гражданской пользы, городовой Магистрат должен был обсуждать со старшинами и старостами гильдий [7, 43].
          В 1719 г. Была введена горная подать, которая уплачивалась натурой в размере десятой доли валовой добычи ископаемых. Налогообложение горных промыслов осуществлялось в России еще в XVII веке. В 1668 г. плавильщик Дмитрий Тумашев получил по грамоте дозволение искать в Сибири золото, серебро, железные руды и камни при том условии, что будет платить в казну десятый пуд металлов натурой.
          Горная подать представляла собой особый вид налога, взимаемый государством с горнопромышленников и предприятий, осуществляющих разработку недр. К эпохе Петра I относится и появление в России горного законодательства. Первым законодательным распоряжением Петра I по горной части являлся Указ 2 ноября 1700 г. В нем говорилось о том, что «кто в Москве и в городах ведает или впредь сведает на государевых или на чьих-нибудь землях золотую и серебряную и медную или иные какие руды», извещать об этом правительство: изветчикам обещано жалованье, тому же, «кто руду скроет», указ угрожал наказанием.
          Определенные правила были установлены Берг-Привилегией, которая была издана 10 декабря 1719 г. одновременно с учреждением Берг-Коллегии. Провозгласив принцип горной регалии («Нам одним, яко монарху, принадлежат рудокопные заводы»), Петр I объявил, что «соизволяется всем и каждому во всех местах, как на собственных, так и на чужих землях, искать, плавить, варить и чистить всякие металлы и минералы». Человек, открывший руду, получал от Берг-Коллегии привилегию или жалованную грамоту, по которой местные власти отводили ему для разработки 250 кв. сажен. Промышленники были обязаны доставлять десятую долю от прибытка (валовой добычи) в казну, которой предоставлено и право преимущественной покупки золота, серебра, меди и селитры по ценам, определенным Берг-Коллегией. Тем, «которые изобретенные руды утаят и доносить об них не будут, или другим в сыскании, устроении и расширении тех заводов запрещать и мешать будут, объявляется жестокий гнев, неотложное телесное наказание и смертная казнь и лишение всех имений». В 1720 году все эти права были предоставлены также и иностранцам.
          При Петре I широкое распространение получает государственная монополия на крепкие спиртные напитки и табак. С 1716 г. винокурение становится свободным, но подлежит обложению акцизом в размере «полуполтины с ведра емкости клейменных кубов или казанов в год». Губернаторам и ландратам было поручено измерять и клеймить кубы и брать с ведра емкости по полуполтинной в год (клеймение кубов осуществлялось до 1744 г.).
           До 1697 г. табак подвергался гонению со стороны правительства, которое наказывало за его курение и продажу кнутом, рванием ноздрей, а иногда и смертной казнью. В 1697 г. Петр I разрешил употребление и продажу табака, а в 1698 г. предоставил маркизу Кармартеру исключительное право ввоза и торговли табаком в России, запретив при этом внутреннее производство. В 1705 г. была учреждена казенная продажа табака через кабацких бурмистров и целовальников
          Важным нововведением эпохи Петра I является установление системы взимания гербовых сборов (пошлин). В России гербовая бумага введена указом 23 января 1699 г. Инициатором использования гербовой бумаги в России считается дворецкий графа Шереметева Курбатов. Гербовая (актовая) бумага это специальная бумага, предназначенная для написания актов и документов (векселей, договоров, актов о продаже имущества и др.) и представляющая собой один из видов гербового знака.
          Гербовая бумага или «бумага под орлом» (клейменая или орленая) была сначала трех видов:
          1) под большим орлом — для крайностей;
          2) под гербом величиной против золотого — для крепостей на сумму ниже 50 руб. и для челобитных мировых;
          3) за печатью в половину золотого — для челобитных и выписок в приказах.
          Крепости, «писаные не за вышеозначенными клеймами», объявлялись недействительными, а с тех, у кого такие крепости окажутся, «велено было взимать пошлину вдвое».
          Печатание и продажа гербовой бумаги поручены были Оружейной палате, в которой бумага клеймилась таким образом, что на листе находились два клейма, по одному на каждом столбце (т.е. полулисте), с означением слов в большом гербе — 10 коп., в среднем — 1 коп., в меньшем — 1 деньга. Копеечные клейма были двух образцов: с драконом под гербом и без дракона [7, 45].
          С 1702 г. гербовая бумага получает наименования двухрублевой, рублевой, четырехгривенной, четырехкопеечной и двухкопеечной. В этих размерах цены оставались до 1763 г., когда были увеличены в два раза. В 1720 г. гербовый сбор доставил казне около 20 тыс. руб. [9, 458].
          В 1700 г. вводится пробирная пошлина, которая представляла собой сбор, взимавшийся государственными органами пробирного надзора. Размер этой пошлины зависел от веса золотых и серебряных изделий, а также искусства ремесла.
          В 1724 г. был принят общий таможенный тариф, имевший протекционистскую направленность. Таможенный тариф жестко защищал российскую промышленность от иностранных конкурентов, одновременно открывая дорогу на рынок дефицитным товарам. Так, парусина облагалась по ставке 75% от цены, голландское полотно и бархат 50%, шерстяные ткани и писчая бумага 25% и так далее [7, 45].
          Таким образом, увеличение косвенных налогов увеличило и поступления в казну.
          Петр I решился на реформу прямых налогов, то есть отменил подворную подать и заменил ее подушной. Эта реформа была проведена главным образом для упрочнения государственных финансов. Таким образом, налог взимался не с целого двора, а с души мужского пола. Первым шагом налоговой реформы стало проведение переписи населения. Специальным указом в 1718г. было приказано взять ото всех правдивые «сказки» — устные сведения относительно количества душ мужского пола в данном поместье. Для определения этого надо было разделить стоимость содержания военного на число наличных податных душ [1, 95].
          Первая ревизия населения окончилась лишь в 1722г., поэтому данные «сказок» к моменту подсчета общего количества душ были весьма условными. Перепись показала, что в стране насчитывалось 5,6 млн. душ податного населения из крестьян и посадских людей, всего население составляло 14 млн. Цифра в пять миллионов человек вызвала подозрение Петра. Все владельцы крестьян мигом поняли, что император замыслил новый налог, который будет зависеть от поданных «сказок», поэтому списки составлялись с искажениями и нарушениями всех мыслимых сроков, одним словом, пытались уйти от выплаты налогов [14, 63].
           В связи с этим Петр решил провести ревизию на местах, проверку «сказок» и произвести «раскладку войска на землю» - подобие современных выездных налоговых проверок. Полки размещались по ротам, на каждую роту отводился сельский округ с таким количеством ревизского населения, чтобы на каждого пешего солдата приходилось по 35 с половиной душ, а на конного по 50 с четвертинкой души мужского пола [15, 112].
          Налоговая повинность стала самым мощным орудием контроля государства над населением и именно в это время начинается закрепощение крестьян. С должниками поступали очень строго: те бедняки, которым было не по силам заплатить подушную подать, занимали у богачей, чтобы не попасть в руки царских налоговых чиновников. Должников вместе с семьями вывозили за Урал, на металлургические заводы. Работа там была такой трудной, что отправка туда приравнивалась к смертной казни. Поэтому введение нового налога вызвало волну возмущений.
          До Петра I сбор налогов осуществлялся рядом финансовых приказов. До 1717 г. приказная система сохраняется, но подвергается существенным изменениям: создаются новые приказы, изменяются сферы деятельности старых приказов.
          Указом Петра I от 30 января 1699 г. в Москве учреждается Бурмистерская палата (в конце 1699 г. переименованная в Ратушу) — центральное административно-финансовое и судебное учреждение, которое осуществляло общий контроль за земскими избами (выборными органами земского самоуправления), ведала раскладкой и сбором податей и повинностей с населения Москвы и посадов. В ее ведении находились также торговые и гражданские дела. Во главе Бурмистерской палаты стоял бурмистр. Бурмистерская палата (Ратуша) избиралась из торговых людей и соблюдала интересы купечества, которое привлекалось Петром I к развитию отечественной промышленности. В связи с образованием губерний (в 1708 г.) с 1711 г. Ратуша перестала существовать как центральное учреждение и сохранила свое значение лишь для Москвы с ограниченной компетенцией.
          Существенные изменения в системе сбора налогов начинают происходить с изменением административно-территориального деления России и создания должности губернаторов. На них возлагались функции по контролю за сбором налогов. 18 декабря 1706 г. издается Указ «Об учреждении губерний с предписанием начальникам, в тех губерниях о денежных сборах и всяких делах присматриваться, и для подношения Ему, Великому государю, в тех губерниях готовым быть...» В 1710 и 1711 гг. Петр I созывает съезды губернаторов, воевод и бургомистров, на которых разрабатываются основы нового финансового устройства страны по губерниям [7, 46].
          Основной задачей нового административного деления становится распределение содержания армейских полков по губерниям. Для этого учреждается система кригс-комиссаров, возглавлявшаяся сенатором генерал-пленипотенциал-кригс-комиссаром князем Яковом Долгоруковым. Ему подчинялся обер-штор-кригс-комиссар Лука Чириков, которому отчитывались в своих действиях обер-кригс-комиссары. Обер-кригс-комиссарам подчинялись губернские комиссары, которые назначались в каждый полк. Полковые командиры обязывались отчитываться по хозяйственной части губернским комиссарам. На губернии возлагалась обязанность по обеспечению денежного и провиантского содержания полков. Впоследствии эта система неоднократно подвергалась реформированию и была упразднена, однако до 1917 г. сохранялась традиция наименования полков русской армии по названиям губерний (городов). Первые гвардейские полки Семеновский и Преображенский имели названия по подмосковным селам Семеновскому и Преображенскому, где первоначально создавалось петровское Потешное войско [14, 63].
          Указом от 22 февраля 1711 г. учреждается «управительный» (впоследствии Правительствующий) Сенат — постоянно действующий высший орган государственного управления, в числе других функций выполнявший обязанности контролера в сфере государственных доходов и расходов. Указом от 17 марта 1711 г. Правительствующему Сенату поручается устройство государственных доходов с предписанием «денег как возможно собирать... и ...учинить фискалов во всяких делах». В этом же году учреждаются должности фискалов — государственных служащих, обязанностями которых было «тайно проведывать, доносить и обличать» все злоупотребления как высших, так и низших чиновников, преследовать казнокрадство, взяточничество, «вообще безгласные преступления явно противогосударственного и противообщественного характера». Сфера деятельности фискалов первоначально ограничивалась контролем за деятельностью государственных учреждений и должностных лиц. Фискалы возглавлялись обер-фискалом (с 1723 г. генеральным фискалом, подчиненным генеральному прокурору). Генеральный фискал назначался царем, а его помощник — обер-фискал — Сенатом. Фискалы были освобождены от обязанности по уплате податей, от подсудности местным властям и от ответственности за неправедные доносы. Должности фискалов просуществовали до 1729 г.[7, 47].
В 1717 г. учреждаются финансовые коллегии — центральные правительственные  учреждения в России, ведавшие государственными доходами и расходами. В 1717—1718 гг. были установлены штаты и назначены  президенты следующих финансовых коллегий: Камер-коллегии, Штатс-контор-коллегии, Коммерц-коллегии и Ревизион-коллегии. В 1718—1720 гг. были определены функции, утверждены структура и штаты финансовых коллегий, а также Генеральный  регламент, который устанавливал обязанности  должностных лиц коллегии (издан 28 февраля 1720 г.). Каждая коллегия состояла из присутствия (президент, вице-президент, 4 советника, 4 асессора и секретарь) и штата чиновников и канцеляристов. Финансовые коллегии подчинялись императору и Сенату. При коллегии состоял  фискал (позже прокурор), контролировавший деятельность финансовой коллегии. Камер-коллегия имела сеть своих учреждений на местах, ведала государственными доходами, следила  за окладными и неокладными приходами. Окладными назывались такие доходы, размер которых был известен заранее, например подушная подать. Под окладными  понимались налоги и сборы, при  которых налоговые обязательства  налогоплательщика исчислялись по действующим ставкам на единицу  обложения. Неокладными налогами и  сборами были таможенные пошлины, откупа, налоги с заводов и другие, размер которых не был заранее известен. Сбором доходов от монетной и горной регалий ведала Берг-коллегия.
           Так как что поступления от подушной подати направлялись на содержание армии, сбор подушной подати был передан в ведение Военной коллегии, для целей взимания подушной подати, а также для обеспечения текущего содержания армейских подразделений в условиях мирного времени (постой) территория России разделяется на полковые дистрикты (округа), границы которых не совпадали с гражданскими округами. Фактически была создана параллельная система административно-территориального разделения страны. Гражданские и военные дистрикты были упразднены в 1726 г., а в 1727 г. восстановлено деление губерний на уезды [10, 98].
          Штатс-контор-коллегия вела надзор за всеми государственными расходами, рассматривала провинциальные сметы и составляла «штаты государственных расходов» (главные статьи расходов — это содержание армии и флота), а также отчисляла средства на содержание двора и центральных учреждений. В 1726 г. была присоединена к Камер-коллегии.
          Коммерц-коллегия ведала таможенными сборами и таможенными тарифами. В 1810 г. была подчинена Министерству финансов, с 1823 г. упразднена. Ревизион-коллегия, учрежденная для ревизии и контроля финансового управления, то есть контроля расходования денежных средств, была в 1722 г. присоединена к Сенату, а в 1725 г. восстановлена. Камер-, Штатс-, Ревизион-коллегии были упразднены в связи с реорганизацией губернских органов управления.
          Первым шагом создания системы местного самоуправления в России можно считать Указ от 30 января 1699 г., в соответствии с которым торгово-промышленному населению городов и крестьянам государевых волостей было предоставлено право управлять своими выборными бурмистрами. Выборные бурмистры должны были вместо воевод и приказных людей собирать государственные налоги. В 1718 г. в каждом уезде стал выбираться дворянами земский комиссар для сбора подушной подати, наблюдения за местными откупщиками казенных доходных статей. На них также был возложен ряд полицейских обязанностей.
          В 1722 г. учреждается институт прокуроров во главе с генерал-прокурором и его заместителем — обер-прокурором, которые осуществляли руководство и контроль за деятельностью фискалов.
          В 1725 г. была составлена Табель государственного прихода-расхода, своего рода первый государственный бюджет. Финансовые преобразования позволили государству за 15 лет увеличить свои доходы более чем в 3 раза (в 1710 г. — 3,1 млн руб., а в 1725 г. — 10,2 млн руб.), при этом во второй половине царствования Петра I регулярно достигалось превышение доходов над расходами [7, 49].
 
Оценка налоговой  реформы Петра I и ее значение для  России
          Сложность и противоречивость развития России в этот период определили и противоречивость деятельности Петра и осуществленных им реформ. С одной стороны, они имели огромный исторический смысл, так как способствовали прогрессу страны, были нацелены на ликвидацию ее отсталости. С другой стороны, они осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства. Поэтому прогрессивные преобразования петровского времени с самого начала несли в себе консервативные черты, которые в ходе дальнейшего развития страны выступали все сильнее и не могли обеспечить ликвидацию социально-экономической отсталости. В результате петровских преобразований Россия быстро догнала те европейские страны, где сохранилось господство феодально-крепостнических отношений, но она не могла догнать то страны, которые встали на капиталистический путь развития.          Преобразовательная деятельность Петра отличалась неукротимой энергией, невиданным размахом и целеустремленностью, смелостью в ломке отживших учреждений, законов, устоев и уклада жизни и быта. Прекрасно понимая большое значение развития торговли и промышленности, Петр осуществил ряд мероприятий, удовлетворявших интересы купечества. Но он же укреплял и закреплял крепостные порядки, обосновывал режим самодержавного деспотизма. Действия Петра отличались не только решительностью, но и крайней жестокостью. Не было и не могло быть заранее разработанного общего плана реформ. Они рождались постепенно, и одна порождала другую, удовлетворяя требованиям данного момента. И каждая из них вызывала со
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.