На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Ассортиментная политика торговой организации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 46. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение……………………………………………………………………….
1 Теория управления ассортиментом………………………………………...
6
2 Направления и факторы  формирования ассортимента…………………...
22
3 Ассортиментная политика  «Торгового дома «На Немиге»………………
31
Заключение…………………………………………………………………….
44
Список использованных источников………………………………………
47
Приложение А Организационная структура управления ООО «Торговый дом «На Немиге»……………………………………………………………
49
Приложение Б Договор о поставках…………………………………………
50
Приложение В Ассортиментный перечень товаров для салона «Электротовары»……………………………………………………………
53
Приложение Г Структура  ассортимента салона «Электротовары» по производителям………………………………………………………………
54

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
       На современном рынке в условиях конкурентной борьбы на объёмы спроса потребителей, и, соответственно на успех экономической деятельности торговых предприятий существенно влияют свойства товаров, их качество, экологическая чистота, а также немаловажное значение имеют показатели ассортимента. В связи с этим работники торговли должны знать ассортимент товаров и поддерживать его на необходимом уровне.
      Рыночные отношения обусловили предъявление повышенных требований к формированию и рациональному управлению ассортиментом потребительских товаров, что служит одним из критериев конкурентоспособности фирм. Современный ассортимент потребительских товаров разнообразен и различается происхождением, назначением, условиями хранения различных видов товаров. Процесс насыщения потребительского рынка товарами и возрастание конкуренции требуют глубоких и всесторонних знаний его основ в разрезе различных аспектов торговой деятельности.
     На современном этапе развития экономики Республики Беларусь особую роль играют вопросы улучшения управления ассортиментом товаров народного потребления. Между тем в настоящее время эта проблема решается далеко не в полной мере. Предприятия промышленности недостаточно учитывают изменения спроса при формировании своих производственных программ, а торговля в сложившихся условиях не оказывает должного воздействия на промышленность по совершенствованию производимого ассортимента товаров.
      Важную роль в управлении ассортиментом играет ассортиментная политика предприятия. Наиболее важное значение она приобретает в нынешних условиях перехода к рыночной экономике. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами её реализации и может максимально эффективно ею управлять.
     В свою очередь, руководство многих предприятий недостаточно представляет все преимущества эффективной ассортиментной политики, и поэтому одним из направлений экономического роста страны является привлечение внимания к данной проблеме.
     Следовательно,  выбранная тема курсовой работы  актуальна, так как при  правильном управлении ассортиментом и выборе ассортиментной политики торговое предприятие будет максимальным образом удовлетворяться спрос его потребителей и получать максимальную прибыль с наименьшими затратами.
    Объектом курсовой  работы является ассортимент  товаров, предметом – ассортиментная  политика, направления и факторы  формирования ассортимента.
     Целью работы является  изучение теоретических основ  управления ассортиментом товаров,  анализ его применения на практике, а также определение ассортиментной  политики «Торгового дома «На  Немиге».
     Цель работы предопределила постановку и необходимость решения следующих взаимосвязанных задач:
    дать основные понятия управления ассортиментом в торговом предприятии;
    определить основные направления формирования ассортимента и факторы на них влияющие;
    проанализировать ассортиментную политику «Торгового дома «На Немиге», выявить её особенности;
    внести рекомендации по повышению эффективности ассортиментной политики на данном торговом предприятии.
     В процессе решения  вышеперечисленных задач применялись  аналитический метод и метод  сравнительного анализа.
     Структурно курсовая  работа состоит из трёх глав. Первая глава посвящена теоретическому  обзору выбранной темы: раскрывается  сущность управления ассортиментом,  определены понятия ассортимента, формирования ассортимента, ассортиментной  политики. Во второй главе рассмотрены  направления формирования ассортимента, а также факторы, которые на  это влияют. В третьей главе  проведён анализ ассортиментной  политики «Торгового дома «На  Немиге»: изучены работа с поставщиками, особенности формирования ассортимента.
     В курсовой работе  был использован ряд пособий  отечественных и зарубежных авторов,  а также различные электронные  источники.
     В основу написания  теоретической части данной работы, касающейся вопросов управления  ассортиментом, ассортиментной политики, направлений формирования ассортимента  была положена информация,  взятая  из учебника М.А. Николаевой  «Товароведение потребительских  товаров», Л.П. Дашкова « Коммерция  и технология торговли», Н.И.  Ильина «Товароведение хозяйственных  товаров», И.Л. Акулича «Маркетинг», А. Г. Роминой «Коммерческая деятельность». При написании практической части была использована информация и документы, полученные на предприятии, а также следующая литература: С.Н. Виноградова «Организация торговли», В.Снегирёва «Розничный магазин. Управление ассортиментом по товарным категориям».
 
 
 
 
 
 
 
 
1 Теория управления  ассортиментом товаров
 
    Ассортимент товаров рассматривается во взаимосвязи с личными и общественными потребностями населения. До настоящего времени не сформировалось единого определения категории «ассортимент товаров». В источниках (в том числе учебных) можно встретить разное определение этого понятия. Некоторые авторы рассматривают ассортимент как номенклатуру или перечень товаров, другие — как их подбор или набор, третьи — как их совокупность. [1, с. 58]
    Так, в учебнике  М.А. Николаевой ассортимент представляет  набор товаров, формируемый по  определённым признакам и удовлетворяющий  разнообразные, аналогичные и  индивидуальные потребности. [2, с. 51]
    С точки зрения  маркетологов, ассортимент товаров – это совокупность всех ассортиментных групп товаров, изготовляемых фирмой. [3, с. 153]
    Учитывая огромное многообразие товаров, более правильным будет рассмотрение ассортимента товаров как совокупности. Важно также подчеркнуть, что эта совокупность целенаправленно сформирована, и в ней товары находятся в сложных взаимосвязях и соотношениях, т.е. представляют определенную систему. Кроме того, важно уяснить, что ассортимент товаров существует не вообще, а только конкретно. Нет вообще ассортимента безотносительно к объекту рассмотрения. Конкретность определяет тот или иной признак, указывающий на то, какой ассортимент рассматривается (на уровне общества или отдельного торгового предприятия). Таким образом, логично дать следующее определение ассортимента товаров. Ассортимент товаров — совокупность товаров, образующих систему в соответствии с каким-либо признаком. [1, с. 59]
   Ассортименту товаров присущи различные свойства.
   Свойство ассортимента - это особенность ассортимента, проявляющаяся при его формировании и реализации.
    Выделяют следующие свойства: широта, полнота, устойчивость, новизна, структура, ассортиментный минимум, рациональность, гармоничность. [2, с. 56-64]
    Все вышеперечисленные  свойства ассортимента учитываются  при его управлении. Управление ассортиментом товаров выступает как необходимое условие деятельности человека по формированию состава и структуры материальных благ в соответствии с потребностями и спросом населения.
   Существуют различные  определения управления ассортиментом,  отражающие суть этого понятия.
   Управление ассортиментом  – деятельность, направленная на  достижение требований рациональности  ассортимента. [2, с. 64]
   Управление ассортиментом  – разработка и применение  мер, направленных на формирование  оптимальной структуры ассортимента  товаров, наиболее полно соответствующей  потребностям населения и потребительскому  спросу. [4, с. 83]
    В маркетинге  управлять товарным ассортиментом  – значит постоянно предлагать  рынку такой ассортимент товаров,  который удовлетворяет покупателей  с точки зрения его широты, глубины, насыщенности, гармоничности.  [21, с. 25]
    На уровне общества в целом управление ассортиментом товаров осуществляется через определение приоритетов развития их производства и социальной политики; разработку нормативных актов в области хозяйственных отношений, определяющих формирование ассортимента; выявление рациональных норм потребления, минимального потребительского бюджета; регулирование экспорта и импорта.
    В сферах производства и торговли управление ассортиментом базируется на изучении, измерении и прогнозировании потребностей и спроса населения, формировании ассортимента товаров с учётом его оптимизации на основе использования достижений научно-технического прогресса. [1, с.68]
Управление ассортиментом  основывается на том, что спрос покупателей  и номенклатура товаров находятся  в тесной взаимосвязи: изменения в спросе сопровождаются изменениями в ассортименте товаров и отражаются на его сбалансированности. Поэтому целью управления ассортиментом является обеспечение устойчивого и своевременного предложения высококачественных товаров покупателям и эффективная работа организации.
Для эффективного управления ассортиментом товаров в организациях торговли необходимо:
    наличие информационно-компьютерной системы, обеспечивающей коммерческих работников необходимой информацией для принятия своевременных управленческих решений;
    систематическое изучение спроса покупателей и конъюнктуры торговли для оперативного внесения коррективов в ассортимент реализуемых товаров;
    определение потребности в товарах;
    выявление потенциальных поставщиков товаров номенклатуры организации и возможность установления с ними взаимовыгодных хозяйственных связей по поставкам;
    создание оптимальных товарных запасов, способствующих устойчивой и ритмичной реализации товаров.
    Управление ассортиментом товаров в организациях торговли представляет собой систему, в которую входят следующие подсистемы: планирование, организация, контроль.
Подсистема «Планирование» предполагает разработку ассортиментной политики, направленной на создание конкурентоспособного ассортимента торговой организации. В процессе планирования решаются задачи, связанные со сбором информации о выбранном сегменте рынка, потребителях, товарах и их потребительских свойствах, конкурентах, возможностях торговой организации.
Подсистема «Организация» рассматривается как совокупность процессов формирования и реализация товаров.
Совершенствование процессов  формирования и реализации ассортимента позволяет подсистеме выполнить главную функцию — достичь единства формирования ассортимента товаров и его реализации.
Подсистема организации  предусматривает:
    установление эффективных хозяйственных связей с поставщиками товаров;
    определение макро- и микроструктуры ассортимента товаров;
    наблюдение за реализацией каждой группы, подгруппы и разновидности товаров;
    оперативное реагирование на изменения в спросе населения.
Реализация подсистемы «Организация» позволяет определить соответствие сформированного ассортимента спросу населения, рентабельность ассортимента товаров.
   Подсистема «Контроль и регулирование ассортимента товаров» направлена на поддержание сбалансированности между спросом населения и предложением товаров в торговой организации.
    Контроль даёт возможность коммерческим работникам оценить правильность выбранной ассортиментной политики и при необходимости своевременно внести коррективы в стратегию формирования ассортимента организации. В ходе контроля за состоянием ассортимента товаров необходимо выявить:
    соответствие ассортимента товаров спросу населения;
    обновляемость (новизну) ассортимента;
    изменения в структуре ассортимента;
    устойчивость и полноту ассортимента;
    соблюдение ассортиментного перечня.
   Соответствие ассортимента товаров спросу населения контролируется путём сопоставления результатов изучения спроса населения и конъюнктуры торговли с фактически имеющимися товарами в продаже.[5, с. 117-119]
Обновляемость (новизна) ассортимента характеризуется действительным обновлением, т.е. количеством новых товаров в общем перечне и степенью обновления, которая выражается через отношение количества новых товаров к их общему количеству, имеющемуся в ассортименте торговой организации. [16, с. 56]
Причинами, побуждающими изготовителя и продавца обновлять ассортимент, являются:
    замена товаров морально устаревших, не пользующихся спросом;
    разработка новых товаров улучшенного качества с целью стимулирования их покупки потребителем;
    проектирование и разработка новых товаров, не имевших ранее аналогов;
    расширение ассортимента за счет увеличения его полноты для создания конкурентных преимуществ организации. [2, с.61]
     Структура ассортимента характеризуется удельной долей каждого вида и/или наименования товара в общем наборе.
    При регулировании структуры ассортимента следует учитывать экономические выгоды организации в случае преобладания дорогих или дешевых товаров, окупаемость затрат на их доставку, хранение и реализацию, а также платежеспособность сегмента потребителей, на который ориентируется торговая организация.
    Устойчивость ассортимента — способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары.
Отсутствие в продаже каких-либо товаров, особенно достаточного ассортимента, ведет к потерям в товарообороте и доходах организации. Кроме того, у покупателей формируется негативное отношение к данному магазину и они меньше его посещают.
Коэффициент устойчивости –  отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей (У), к общему количеству, видов, разновидностей и наименований тех же однородных групп.[17, с. 345]
Полнота ассортимента определяется отношением фактического количество разновидностей товаров в момент проверки к количеству разновидностей товаров, предусмотренному ассортиментным перечнем
    В управлении ассортиментом товаров большое значение имеет соблюдение ассортиментного перечня в торговой организации.
    Контроль за соблюдением ассортиментного перечня осуществляется путём сопоставления фактически представленного ассортимента товаров с ассортиментом товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем торговой организации.
    В ассортиментные перечни включается часть торгового ассортимента товаров, которые должны быть в продаже постоянно.
    Ассортиментные перечни разрабатываются в целях наполнения потребительского рынка республики широким ассортиментом товаров, в первую очередь отечественного производства, удовлетворения спроса потребителей, защиты экономических интересов государства и отечественных товаропроизводителей, а также выполнения прогнозных показателей социально-экономического развития отрасли и республики. Ассортиментные перечни обязательны для всех торговых организаций независимо от форм собственности. Они обеспечивают устойчивость ассортимента. [5, с. 177-122]
      Важную роль в  управлении ассортиментом играет  ассортиментологический анализ, поскольку он является одним из обязательных его элементов и непременным условием постоянного совершенствования ассортимента товаров. Ассортиментологический анализ занимается исследованием комплекса характеристик ассортимента как отдельных товарных групп, так и ассортимента в целом. В этом разделе ассортиментологии изучаются виды и источники информации для эмпирического исследования ассортимента, этапы его анализа, методы оценки. [6, с. 1-2]
    Основополагающими элементами управления являются формирование ассортимента и установление уровня требований по показателям, определяющим рациональность ассортимента.
Установление требований к рациональности ассортимента начинается с выявления запросов потребителей к товарам определённой ассортиментной принадлежности. Для этого могут быть использованы такие методы маркетинговых исследований как социологический (опрос) и регистрационный (наблюдение), а для сезонных и модных товаров - метод исторических аналогий, в основе которого лежит предположение, что события, имевшие место ранее, могут повторяться с определённой долей вероятности.
    Требования к рациональности ассортимента изменяются в зависимости от конъюнктуры рынка (платёжеспособности покупателей, социально-культурных, правовых и информационных характеристик окружающей среды организации). [17, с. 234]
Формирование ассортимента - деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности, а также достигнуть целей, определенных руководством организации. [2, с. 65]
    Процесс формирования ассортимента товаров осуществляется на различных уровнях: межотраслевом, отраслевом, производственного объединения (предприятия), оптовой организации, магазина. На каждом из этих уровней используются различные организационно-экономические механизмы, методы и средства. [5, с. 95-96]
На межотраслевом и отраслевом уровнях формирования ассортимента товаров решается комплекс сложных  плановых, экономических и правовых задач, от результатов решения которых зависит удовлетворение потребностей населения. Эти задачи решает головное министерство, на которое возложена ответственность за выпуск определённых изделий и обеспечение потребностей в них населения. В его функции входит поиск направлений дальнейшего развития ассортимента, налаживание производства импортозамещающих товаров. [18, с.121]
На уровне производственного объединения  или отдельного предприятия формирование ассортимента изделий имеет более  узкий смысл, так как их ассортиментная политика часто определяется своим  министерством. Однако предприятия  имеют реальную возможность обновить, расширить ассортимент товаров, создавая новые образцы и модели. Разработка принципиально новых  товаров, ранее не выпускавшихся  отечественной промышленностью, является активным процессом формирования ассортимента, от которого зависит будущее развитие отечественных товаров, его структура, рациональность и соответствие перспективным потребностям населения страны.
Формирование ассортимента на уровне оптовых и розничных организаций  сводится к коммерческой деятельности, обеспечивающей перемещение товаров  из сферы производства в сферу  потребления на основе маркетинговых  исследований.
Результатами коммерческой работы по формированию ассортимента товаров  в организациях торговли является отсутствие  или наличие товаров, возможность  людей обеспечить в них свои потребности. Именно для этого должна проводиться  совместная работа торговли и промышленности на предшествующих уровнях формирования ассортимента.
    При формировании ассортимента товаров в организациях розничной торговли необходимо учитывать следующие с принципы:
    соблюдение установленного для магазина ассортиментного профиля;
    обеспечение комплексности в выборе товаров в соответствии со спросом населения;
    расширение ассортимента за счёт новых товаров и совершенствование его структуры;
    обеспечение устойчивости ассортимента товаров повседневного спроса;
    достижение условий, способствующих росту товарооборота и доходов магазина.
   Ассортиментный профиль магазина определяется его типом и характеризуется номенклатурой товаров, предназначенных для реализации в данном магазине.
Тип магазина характеризуется  размером торговой площади, который также должен учитываться при формировании ассортимента. Например, в универмагах реализуются товары универсального ассортимента, но в зависимости от торговой площади (3500 м2 - 22 ООО м2) количество разновидностей товаров в них будет неодинаковым. [5, с.100-101]
Заслуживает внимания опыт формирования ассортимента товаров в фирмах Франции.
Так, например, ассортимент французских универмагов включает продовольственные товары, одежду и текстильные изделия, бытовые приборы, товары для дома. Однако в последние годы универмаги отказываются от предложения всеобъемлющего ассортимента непродовольственных товаров, ограничиваясь модной одеждой, новыми швейными изделиями, парфюмерно-косметическими товарами, предметами ухода за телом, подарками, товарами для отдыха, досуга и любимых занятий. [12, с. 321]
   Обеспечение комплексности в выборе товаров в соответствии со спросом населения предполагает, что основным направлением в формировании товаров в непродовольственных магазинах является создание потребительских комплексов, которые объединяют товары по признаку единства их потребительского назначения.
Расширение ассортимента за счёт новых товаров и совершенствование его структуры в современных условиях является важным принципом формирования ассортимента товаров любой торговой организации.
Известно, что спрос на товары, находящиеся на потребительском рынке длительное время, постепенно затухает и появляется спрос на их новые виды. Это приводит к цикличности спроса и стимулирует обновление продукции. Спрос на новые товары зависит от многих факторов: доходов потребителей, соотношения на потребительском рынке старой и новой продукции, наличия товаров-заменителей, соответствия тенденциям моды, качества новой продукции, обеспечения гарантийного и сервисного обслуживания новой продукции, цены.
   Новая продукция стимулирует спрос при условии её качественного и ценового преимущества. При формировании ассортимента торговой организации нужно иметь в виду, что привычка потребителей к старым товарам может сдерживать спрос на новые, поэтому решение о включении новых товаров в ассортимент магазина должно приниматься на основе изучения формирующегося спроса и предусматривать соблюдение определенных пропорций старых и новых товаров. Это позволит исключить риск невостребованности и обеспечить безопасный уровень реализации товаров.
Совершенствования структуры  ассортимента можно достичь и за счёт включения в него взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров, а также продукции высшей и низшей категории.
Под взаимозаменяемыми понимаются товары, способные удовлетворить одни и те же потребности покупателей. Они могут различаться ценой, качеством, предприятием-изготовителем.[11, с. 243]
Взаимодополняющими называют товары, которые дополняют друг друга, удовлетворяя одну потребность покупателя. Спрос на взаимодополняющие товары обычно изменяется в одном направлении: если спрос, например на видеомагнитофоны повышается, то повышается и спрос на видеокассеты.
С ростом доходов населения  возрастает спрос на дорогостоящие и высококачественные товары и предметы роскоши, т.е. на товары высшей категории. Однако всегда остаются востребованными и товары низшей категории (их не следует отожествлять с низкокачественными), поэтому, формируя ассортимент конкретной торговой организации, необходимо исходить из интересов обслуживаемого контингента покупателей. [5, с. 103]
Обеспечение устойчивости ассортимента товаров повседневного спроса. Ассортимент товаров организаций торговли по степени устойчивости неоднороден, и его условно можно разделить на две части: постоянную и переменную. Постоянная часть ассортимента соответствует наличию постоянного и устойчивого спроса на товары. В эту часть входят товары первой необходимости (мыло, зубная паста). Переменная часть ассортимента включает товары, приобретаемые на основе альтернативного и импульсного спроса.
Для создания хороших условий  покупателям необходимо, чтобы в ассортименте магазина постоянно присутствовали товары, соответствующие их спросу. Однако такого благоприятного соотношения спроса и предложения товаров не всегда удается достичь, поэтому первостепенной задачей организаций торговли является обеспечение устойчивости постоянной части ассортимента товаров, позволяющей удовлетворить массовый спрос на товары первой необходимости и удержать контингент постоянных покупателей. Следствием неустойчивости ассортимента товаров является ухудшение экономических показателей торговой организации.
Для достижения условий, способствующих росту товарооборота и доходов, в ассортиментной политике магазина должны учитываться все факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров, способствующие получению максимальной прибыли.
Процесс формирования ассортимента товаров в организациях розничной торговли включает три этапа.
На первом этапе устанавливается групповой ассортимент товаров в магазине, который представляет собой набор однородных товаров, объединенных общностью признаков и удовлетворяющих аналогичные потребности. Например, обувные, одежные и другие группы товаров объединены по признаку функционального назначения.
   Групповой ассортимент положен в основу организационной структуры многих торговых организаций. В универмагах и крупных магазинах на основе группового ассортимента создаются разные секции (одежда, обувь, галантерея и т.п.). Групповой ассортимент определяет товарный профиль магазина. Подбор групп товаров для конкретного магазина должен проводиться на основании маркетинговых исследований.[22, с. 456]
На втором этапе формирования ассортимента товаров рассчитывается структура группового ассортимента, т.е. определяются количественные соотношения отдельных групп товаров.
Показатели структуры  ассортимента могут иметь натуральное или денежное выражение и носят относительный характер. Выбор показателей структуры ассортимента в том или ином выражении определяется аналитическими целями. Если необходимо определить площади для выкладки товаров в торговом зале или потребность в складских площадях, то анализируют структуру ассортимента в натуральном выражении. При анализе прибыльности отдельных видов товаров учитывают структуру ассортимента в денежном выражении.
Структура группового ассортимента устанавливается с учетом торговой площади магазина, его месторасположения  и других факторов.
    На третьем этапе формирования ассортимента товаров определяется внутригрупповой (развёрнутый) ассортимент.
На этом этапе осуществляется подбор конкретных товаров (подгрупп, видов, разновидностей, наименований) в каждой группе, т.е. промышленный ассортимент преобразуется в торговый. Формирование внутригруппового ассортимента в организациях розничной торговли является важным этапом, так как от его правильного проведения зависит удовлетворение спроса обслуживаемого контингента покупателей. [5, с. 104-105]
      Важную роль в управлении ассортиментом играют нормативные и технологические документы, регламентирующие базовую широту и полноту ассортимента.
 Перечень видов и наименований ассортиментных групп однородных товаров, составляющих базовую широту и полноту ассортимента, устанавливается в стандартах на продукцию разных категорий (ГОСТ,  СТП) и ТУ. В этих нормативных документах первый раздел называется «Классификация и ассортимент» или «Ассортимент», или «Виды». Кроме того, в ряде стандартов может быть приведена краткая характеристика видов и разновидностей товаров.
 Наряду со стандартами, ассортимент товаров приводится в каталогах, прейскурантах и прайс-листах, которые составляют фирмы-изготовители или торговые организации. Эти документы выполняют двойную функцию, информируя потребителей об ассортиментных и стоимостных характеристиках товаров.[2, с. 71]
      Следует  отметить, что в настоящее время  существуют различные подходы  к управлению ассортиментом. Наиболее  современным и эффективным из  них является категорийный менеджмент.
     Категорийный  менеджмент - это новый подход к управлению ассортиментом розничного магазина, основанный на выделении в ассортименте обособленных групп товаров, называемых категориями.
     Категория - это товары, которые воспринимаются покупателем как сходные между собой, или предназначенные для совместного использования. Выделение таких категорий помогает грамотно организовать ассортимент на любой стадии - от формирования ассортиментной матрицы и закупки товара до максимально эффективной  его выкладки в торговом зале. [8]
     Каждая категория включает товары и услуги, удовлетворяющие тесно взаимосвязанные потребности целевого покупателя. Задача категорийного менеджмента состоит в том, чтобы совокупное предложение всех категорий розничного продавца было привлекательно для целевых покупателей.
     Важной особенностью категорийного менеджмента является сотрудничество розничного продавца и отобранных им ключевых поставщиков, называемых капитанами категорий. Капитаны категорий совместно с розничным продавцом развивают «свои» категории, разделяя с ним как затраты, так и выгоды от процесса категорийного менеджмента. При этом инициатором внедрения категорийного менеджмента может быть как розничный продавец, так и потенциальный поставщик.  
     Категорийный менеджмент основывается на двух важнейших принципах:  
    следование стратегии развития компании;
    эффективное реагирование на покупателя.
     Процесс категорийного менеджмента включает 8 этапов.
1. Определение категорий  и их внутренней структуры.
2. Определение роли каждой  категории.
3. Оценка текущего состояния  категории и возможностей в  ней.
4. Разработка ключевых  показателей для категории.
5. Разработка стратегий  для категории.
6. Разработка тактических  решений.
7. Внедрение разработанных  стратегий и тактик.
8. Отслеживание результатов  и внесение изменений в стратегии  и тактики. [7, с. 45]
Управление ассортиментом, в частности его формирование, не может быть абстрагировано от конкретной организации и должно базироваться на заранее выбранных целях и  задачах. Это определяет ассортиментную политику организации.[2, с. 65]
В широком смысле ассортиментная политика представляет собой систему  взглядов и комплекс мер по управлению торговым ассортиментом, которая включает общие направления формирования ассортимента торговой сети, соответствующие требованиям рынка и интересам экономики в целом.
В масштабах народного  хозяйства ассортиментная политика сводится к определению научной основы ассортимента, оптимизации его каждой товарной группы.
Ассортиментная политика торговой организации - система мер, направленных на формирование конкурентоспособной модели, обеспечивающей устойчивые позиции организации на рынке и получение прибыли.[5, с. 88]
   Цель организации  в области ассортимента – формирование  реального и прогнозируемого  ассортимента, максимально приближающегося  к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли.
   Для этого должны  быть решены следующие задачи:
    установлены реальные и предполагаемые потребности в определённых товарах;
    определены основные показатели ассортимента и дан анализ его рациональности;
    выявлены источники товарных ресурсов, необходимые для формирования рационального ассортимента;
    оценены материальные возможности организации для выпуска, распределения и реализации, отдельных товаров;
    определены основные направления формирования ассортимента. [2, с. 65]
    Ассортиментную политику торговой организации можно представить следующими элементами: сегментация рынка и выбор целевых рыночных сегментов; изучение требований потребителей к товарам, методам продажи, сервису и услугам; определение ассортимента товаров наиболее предпочтительного для потребителей и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности организации; определение оптимального соотношения набора товаров находящихся на разных стадиях своих жизненных циклов; разработка стратегии реализации товаров.
     Сегментация рынка и выбор целевых рынков предполагает формирование ассортимента товаров, исходя из комплекса требований различных групп (сегментов) потребителей. Знание различий между отдельными типами потребителей и их запросами дает возможность коммерческим работникам более тесно увязывать потребности с предложением товаров и услуг на стадиях их закупки и реализации.
Развитие торговой организации  связано с целевыми рынками, под которыми понимается группа товаров с конкретным ассортиментом, предназначенная для реализации.
Для обеспечения конкурентного  преимущества торговая организация  должна ориентироваться на поиск  и полноту заполнения той или иной рыночной ниши (сегмент потребительского рынка) на целевом рынке, на котором спрос покупателей еще только формируется или не получил удовлетворения.[5, с.88]
Изучение требований потребителей к товарам, методам продажи, сервису и услугам является важной составляющей ассортиментной политики торговой организации. Учитывая требования населения, можно создать конкурентоспособный ассортимент, сохранить конкурентные позиции на потребительском рынке, сформировать позитивный имидж торговой организации. Потребитель желает иметь широкий выбор разнообразных товаров с максимально возможным на данный момент уровнем качества по приемлемым ценам, современные методы продажи, сервисное обслуживание и разнообразные услуги.
Фактически ассортиментную политику должен определять потребитель, так как он является реальным заказчиком товаров и услуг. Промышленные предприятия и организации торговли должны выступать в роли исполнителей требований потребителей, обеспечивая и поддерживая сбалансированность спроса и предложения.[10, с. 220]
Определение ассортимента товаров наиболее предпочтительного для потребителей и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности организации, осуществляется с учетом следующих подходов:
    1. Совокупный ассортиментный набор товаров должен быть рентабельным. В идеале уровень валового дохода конкретного товара должен перекрывать его издержкоёмкость. Однако практика коммерческой работы требует включения в ассортимент низкорентабельных и нерентабельных (в основном социально значимых) товаров.
При наличии в ассортименте товаров, на которые торговые надбавки ограничены, убытки от реализации следует перекрывать включением в ассортимент высокорентабельных товаров. Кроме того, необходимо постоянно стремиться к ускорению оборачиваемости товаров. В этом случае увеличение скорости реализации нерентабельных или низкорентабельных товаров может обеспечить получение некоторой прибыли за счет снижения затрат на их хранение и реализацию.
   2. Широта и глубина ассортимента должны быть ориентированы на требования конкретного покупателя. Широкий ассортимент товаров позволяет ориентироваться на требования потребителей и стимулировать продажу, препятствовать появлению конкурентов, предлагать диапазон цен. Однако он увеличивает расходы на поддержание запасов и может затруднять сопоставление и выбор товара.[23]
    Одни организации используют стратегию торговли узким по широте и мелким по глубине ассортиментом. При этом реализуются исключительно ходовые и популярные товары. Такая политика позволяет оптимизировать вложения денежных средств в товарные запасы, ускорив их оборачиваемость. Другие привлекают покупателей именно возможностью широкого выбора товаров.
Узкий и глубокий ассортимент  позволяет организации создавать  позитивный имидж и обеспечивать стабильные отношения как с поставщиками товаров, так и покупателями. Однако чрезмерная ограниченность ассортимента может сделать организацию уязвимой, но отношению к внешней среде, колебаниям в поставках, конкурентам. Поэтому говорят о формировании ассортимента оптимальной широты и глубины с учетом основных факторов влияния.
В каждом конкретном случае решение о широте и глубине ассортимента принимается в строгом соответствии с выбранной коммерческой стратегией организации.[26, с. 221-222]
Определение оптимального соотношения набора товаров, находящихся на разных стадиях своих жизненных циклов, осуществляется на основе маркетинговых исследований.
В соответствии с концепцией жизненного цикла товар проходит ряд стадий:
    первая стадия — внедрение, т.е. появление товара на рынке и первые продажи;
    вторая стадия — рост. На этой стадии происходит увеличение реализации до желаемого уровня;
    третья стадия — зрелость, при которой достигается предельный уровень продаж;
    четвертая стадия — спад. Данная стадия характеризуется уменьшением объема реализации, связанным с вытеснением товара более конкурентоспособным.[5, с. 90-91]
В ассортименте торговой организации  должны присутствовать товары, находящиеся на разных стадиях жизненного цикла. На практике точно определить стадию жизненного цикла товара невозможно, поэтому отнести его к той или иной стадии можно на основе анализа темпов продаж и това- рооборачиваемости каждой разновидности товара.
Организация исследования и  учета стадий жизненного цикла товаров  позволяет создавать оптимальный  ассортимент, принимать обоснованные решения изменения цен на различных этапах реализации товара, обеспечивать конкурентные позиции организации. [19, с. 36]
Разработка стратегии реализации товара. Стратегия реализации товара, включенного в ассортимент, должна разрабатываться с учетом общей коммерческой стратегии организации на товарном рынке. Такой подход обеспечивает достижение конечных целей организации, объединяет все элементы коммерческой работы и позволяет наиболее эффективно использовать имеющиеся ресурсы.
Товар, реализуемый через  торговую сеть, прежде всего, удовлетворяет  определенную потребность, поэтому, начиная  с упаковки и заканчивая комплексом услуг, составляет совокупную эффективность реализации данного товара. Включение в ассортимент каждого товара должно быть обосновано, а стратегия его реализации — своевременно разработана.
Торговой организации, прежде всего, необходимо оценить принципиальную возможность реализации своего товара на потребительском рынке: выявить качественные характеристики товара и его конкурентоспособность, соответствие требованиям покупателей.
Стратегия реализации товара включает:
    определение возможных объемов и цен реализации;
    ожидаемый уровень конкуренции;
    выбор методов продажи;
    подбор средств стимулирования продаж;
    определение перечня услуг и сервисного обслуживания;
    срок окупаемости затрат.
Реализация товаров и  услуг является показателем эффективности хозяйственно-финансовой деятельности и конкурентоспособности организации.
Важной составляющей ассортиментной политики является закупочная работа.
Оптовые закупки – совокупность действий, ориентированных на приобретение товаров и услуг для их последующей  перепродажи или использования  в предпринимательской деятельности с целью получения прибыли.
Процесс оптовых закупок  состоит из следующих элементов:
    выявление потребности в товаре;
    определение качественных характеристик и необходимого количества товара;
    поиск потенциальных поставщиков;
    сбор и анализ предложений на поставку товара;
    проведение переговоров и заключение договоров, контрактов;
    контроль за соблюдением договоров поставки;
    оценка эффективности произведённых закупок.
    При рыночных отношениях резко повышается роль договоров поставки товаров. Это обусловлено тем, что при равноправных хозяйственных связях поставщиков и покупателей товаров, их полной хозяйственной самостоятельности договор является основным документом, определяющим права и обязанности сторон по организации поставки товаров и продукции материально-технического назначения.[5, с. 168-169]
    Коммерческие работники должны обеспечивать своевременное и правильное заключение договоров с поставщиками и покупателями товаров, установление рациональных прямых договорных связей по поставкам товаров, как правило, на длительный период (свыше 1 года) и постоянный контроль за их исполнением. [24, с. 145]
    При оптовых  закупках товаров используется  различные формы, которые условно  можно объединить в две группы:
    закупки товаров непосредственно у поставщиков-изготовителей;
    закупки, осуществляемые в ходе специально организованных коммерческих мероприятий (оптовых ярмарок, выставок, аукционов, конкурсных торгов, товарных бирж).
     Правильно  организованные оптовые закупки  дают возможность сформировать  необходимый ассортимент товаров  для снабжения населения, осуществлять  воздействие на производителей  товаров в соответствии с требованиями  покупательского спроса, уменьшить  вероятность коммерческого риска,  связанного с отсутствием сбыта  товаров, а также обеспечить  эффективную работу торговой  организации.[5, с. 177]
Ассортиментная политика должна строиться на следующих научно обоснованных принципах:
    иерархия целей стратегической ассортиментной политики, где общей является конечная цель, а все остальные должны быть ей подчинены;
    научность, т.е. использование знаний рыночных законов;
    системность, которая предполагает обеспечение подчиненности мероприятий по формированию и реализации ассортиментной политики ее цели, учет разных аспектов ассортиментной политики при ее формировании;
    адекватность ассортиментной политики данному механизму хозяйствования.[11, с. 254]
    Определенную помощь в формировании ассортимента товаров может оказать использование элементов современного маркетинга, в том числе разрабатываемых в его рамках ассортиментных концепций.
    Ассортиментные концепции представляют собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры товарного предложения, при определении которой за основу принимают потребительские требования конкретного сегмента целевого рынка.
   Ассортиментная концепция позволяют обеспечивать наиболее эффективное использование сырьевых, технологических, финансовых и других ресурсов. Она выражается в виде системы показателей, характеризующих оптимальное развитие промышленного ассортимента определенного вида товара.
   Разработка и внедрение ассортиментных концепций является важной составной частью общего процесса планирования и управления производством и реализацией товаров народного потребления. Целью разработки ассортиментных концепций является достижение объемной и структурно-ассортиментной сбалансированности спроса и предложения в определенном периоде.
    В Республике Беларусь имеется практический опыт разработки и использования ассортиментных концепций по товарам лёгкой промышленности. В настоящее время действует совместное постановление Министерства торговли Республики Беларусь, Белкоопсоюза и концерна «Беллегпром» от 29.12.2004 г. № 26/7-553-1 «О взаимодействии промышленных предприятий концерна «Беллегпром» и торговых организаций по насыщению внутреннего рынка республики качественными и пользующимися покупательским спросом товарами лёгкой промышленности».
По мере повышения материального  и культурного уровня жизни населения большое внимания уделяется сокращению затрат внерабочего времени, связанного с покупкой товаров, которые несмотря на расширение розничной торговой сети, совершенствование методов продажи и обслуживания покупателей, остаются достаточно высокими.
Исходя из этого, основное направление ассортиментной политики торговых организаций — совершенствование торговли товарами первой необходимости путём приближения их к покупателю. Данная проблема решается в комплексе с функциональной системой размещения организаций торговли.
Ассортиментная политика, проводимая в настоящее время в Республике Беларусь, направлена:
    на развитие отечественного производства высококачественных товаров и насыщения ими рынка;
    обеспечение отдельных групп населения республики социально значимыми товарами (для детей, подростков, молодежи, населения с низким уровнем доходов).
Особое внимание уделяется  повышению роли маркетинговых исследований рынка и определению на их основе производственной и закупочной деятельности предприятий промышленности и организаций торговли. Предусматриваются разработка прогнозов потребности рынка в товарах и представление заказов промышленности на основе ассортиментных концепций.
Роль государства в  формировании и развитии товарных рынков заключается в законодательном  и нормативном регулировании.[5, с. 94-95]
Таким образом, управление ассортиментом  и его формирование являются приоритетными  направлениями коммерческой деятельности, так как их результаты непосредственным образом влияют на экономическую  эффективность работы организации  торговли, удовлетворение потребностей населения в товарах народного потребления и имидж организации. В свою очередь это определяет ассортиментную политику организации, которая отражает цели и задачи в области формирования ассортимента.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 Направления  и факторы формирования ассортимента
 
    Развитие общества характеризуется постоянным изменением вещного мира: круг предметов, удовлетворяющих потребности человека, становится все шире и многообразнее. Они обусловлены стремлением повысить уровень удовлетворения потребностей с учётом более высокой полезности и эффективности вещей, их устойчивости в потреблении, снижении затрат, времени на получение эффекта, создания изделий в гармонии с био- логической природой самого человека, целесообразного использования материальных ресурсов, имеющихся в обществе.
Развитие ассортимента товаров  является  объективным, закономерным и непрерывным процессом, обусловленным прогрессом общественного производства на основе научно-технических достижений и совершенствования человеческой практики.
Прогресс общественного  производства выступает как объективное  условие развития ассортимента товаров, количественных и качественных изменений его состава и структуры.
Одновременно с удовлетворением потребностей, оценкой вещей, потреблением формируются новые требования к изделиям. [1,с. 59]
Таким образом, основными  направлениями  в области формирования ассортимента являются: сокращение, расширение, стабилизация, обновление, совершенствование, гармонизация.
Сокращение ассортимента – количественные и качественные изменения состояния набора товаров за счёт  уменьшения его широты и полноты. [2, с.65]
В маркетинге это направление определяется как уменьшение глубины товарного  ассортимента путём сокращения числа  предлагаемых разновидностей каждой категории  товаров. [25]
Причинами сокращения ассортимента могут  быть падение спроса, недостаточность предложений, убыточность или низкая прибыльность при производстве и/или реализации отдельных товаров. Например, в последние годы наблюдается тенденция сокращения ассортимента за счёт дешёвых непродовольственных товаров, не выгодных изготовителю и продавцу, но необходимых потребителю.[2, с. 66]
Расширение ассортимента – количественные и качественные изменения набора товаров за счёт увеличения показателей широты, полноты и новизны.[2, с.66]   
Маркетологи определяют это направление как добавление новых вариантов продукции к имеющейся категории товаров и иногда связывают с риском подрыва престижа торговой марки. [25]
Причинами, способствующими расширению ассортимента, являются увеличение спроса и предложения, высокая рентабельность производства и реализации товаров, внедрение на рынок новых товаров  и/или изготовителей. Так, современное  состояние потребительского рынка  характеризуется расширения ассортимента за счёт импортных товаров, а также товаров, изготовленных на основе зарубежных технологий.
Расширение ассортимента наряду с  увеличением товарной массы –  одно из важнейших условий насыщения  рынка товарами. Вместе с этим это  направление ассортиментной политики не исключает других направлений, которые  дополняют его, придавая новые аспекты. Так, расширение ассортимента может  происходить за счёт его обновления при одновременном сокращении доли товаров, не пользующихся спросом. Расширение ассортимента за счёт импортных товаров  связано с сокращением ассортимента отечественных товаров, а также  снижением их производства в целом.[2, с. 66]
Н.М. Ильин в своей книге «Товароведение хозяйственных товаров» рассматривает  расширение ассортимента в качестве одной из важнейших закономерностей  его развития.
Так, практика показывает, что круг предметов, удовлетворяющих потребности человека, становится все шире и многообразнее. Стремление людей лучше и полнее удовлетворить потребности вызывает появление изделий нового функционального назначения, расширение выпуска разновидностей товаров по видам материалов, конструктивному решению, обработке и отделке, моделям и фасонам, по размерным показателям и многим другим признакам.
Расширение ассортимента товаров имеет характерные особенности для изделий разнообразного назначения. Для предметов одежды, которые характеризуются индивидуальным потреблением и участвуют в формировании образа человека, расширение ассортимента будет становиться все более важным и значимым. Стремление выразить индивидуальные особенности личности с повышением уровня культуры возрастает.
Другая часть изделий, включающая средства, инструменты, приборы, оборудование, имеет соответствующую рабочую функцию и предназначена для выполнения определенных работ. Она, как правило, не имеет индивидуальной направленности в потреблении и является предметом общесемейного потребления.
Расширение ассортимента этих изделий имеет более очерченные границы. Оно призвано обеспечить эффективное удовлетворение функциональных процессов с учетом их выполнения в семьях с разными социально-экономическими условиями потребления. Выпуск узкоспециализированных изделий ограничивает диапазон их использования и может приводить к неоправданному расширению их ассортимента.
При расширении ассортимента важно  учитывать то обстоятельство, что использование каждого дополнительного предмета не только ведет к улучшению удовлетворения потребностей, но и вызывает дополнительные издержки потребления. Кроме материальных затрат они могут проявляться в уменьшении общей полезной площади бытовых помещений, затратах времени по подготовке изделий к потреблению и уходу за ними; увеличении физической и психической нагрузки на человека
Указанное противоречие вызвало  разработку и освоение комбинированных, универсальных, полифункциональных изделий. Процесс универсализации изделий особенно важен потому, что современное производство создало такое разнообразие товаров, которое превосходит всё то, что каждый отдельный человек или семья могут включить в свое личное потребление.
В целом расширение ассортимента товаров способствует дифференциации их социальной адресности, создает условия для выбора товаров и проявления потребительских предпочтений. [1, с. 60-61]
Стабилизация ассортимента – состояние набора товаров, характеризующееся высокой устойчивостью и низкой степенью обновления.
Ассортимент непродовольственных  товаров отличается высокой степенью изменений под воздействием моды, достижений научно-технического прогресса  и других факторов. [2, с. 66]
Обновление ассортимента – качественные и количественные изменения состояния набора товаров, характеризующиеся увеличением показателя новизны.
Критерием выбора этого направления  можно считать необходимость  удовлетворения новых постоянно  изменяющихся потребностей; повышения  конкурентоспособности; стремления изготовителей  и продавцов стимулировать спрос, побуждая потребителей делать покупки  новых товаров для удовлетворения функциональных, социальных и психологических  потребностей; изменения моды; достижения научно-технического прогресса.
Это направление основывается на распространённом убеждении потребителей, считающих, что новые товары лучше ранее  выпускавшихся. Однако это не всегда так, потому что качество новых товаров  может быть хуже, чем уже известных. В таких случаях потребитель, осознав это, может испытать чувство  разочарования, неудовлетворённости, недоверия к новым товарам  вообще, а также фирме-изготовителю или продавцу.[2, с. 66-67]
Н.М. Ильин рассматривает  это направление как замену изделий, традиционных в потреблении, более новыми. Известную сложность представляют опреснение и понимание нового товара. Пока отсутствует общепринятое определение нового товара, определяющим критерием новизны является способность нового товара лучше, полнее удовлетворять потребность. Действительно, признание в человеческой практике имеет товар, качество которого позволяет потребителю получить больший полезный эффект при удовлетворении как материальных, так и духовных потребностей.
В процессе обновления ассортимента товаров отражается способность  человека создавать более совершенные  вещи, что, по сути, является мерилом эффективности трудовой человеческой деятельности, одним из показателей познания и использования законов природы и общества.
Быстрое и все ускоряющееся развитие науки и техники приводит к созданию все более широкого круга новых материалов, выпуску машин, приборов, автоматов, роботов, коренным образом меняющих технологию и возможности создания новых совершенных изделий. Ускоряются темпы обновления ассортимента, происходит его обогащение, жизненный цикл товаров заметно сокращается. Ускоряющиеся темпы обновления действуют и на сознание человека. Образы товаров вчерашнего дня ассоциируются с прошлыми человеческими достижениями. Возрастает потребность видеть предметы новыми, более совершенными. Сменяемость товаров, формирующих образ самого человека, его быт, стала быстротечной и характеризуется соответственно быстрым изменением вкусов. В этой связи в соответствии с объективным и закономерным совершенствованием ассортимента новых товаров в практике проявляются и формальные подходы к созданию новых товаров в целях достижения коммерческого успеха в конкурентной борьбе. Особенно это проявляется в моде, которая стала одним из средств воздействия на потребителя и организации спроса на те или иные новые товары.[1, с. 63]
Поэтому обновление ассортимента –  очень ответственное направление  его формирования, связанное со значительным риском для всех субъектов рыночных отношений. В то же время в условиях конкурентной среды без обновления невозможно обойтись, так как новизна  товаров – один из важнейших критериев  конкурентоспособности организаций-изготовителей  и продавцов. [2, с.67]
Совершенствование ассортимента – количественные и качественные изменения состояния набора товаров для повышения его рациональности.[2, с.67]
Это комплексное направление изменений  ассортимента товаров обусловливает  выбор возможных путей: сокращение, расширение и обновление ассортимента товаров для формирования рационального  ассортимента. Целевой подход к формированию улучшенного рационального ассортимента составляет основную отличительную  черту этого направления. При  этом должны учитываться научно обоснованные рациональные потребности, а также  требования общества: обеспечение безопасности для потребителей и окружающей среды, использование достижений научно-технического прогресса для максимального  повышения качества жизни.
Одним из путей совершенствования  ассортимента может быть и его  обновление. Однако обновление не всегда связано с улучшением качества товаров  и наибольшим удовлетворением потребностей. Товары-новинки могут иметь непринципиальные отличия от товаров, ранее выпускавшихся  и снятых с продажи (например, изменение  упаковки, маркировки, цены, товарной марки). Более того, иногда при производстве новых товаров используется более  дешёвое сырьё, упрощённые технологии, что связано со снижением качества. Поэтому нельзя считать совершенствование  и обновление одинаковыми направлениями формирования ассортимента.[2, с.67]    
Примером совершенствования ассортимента может служить то, что в семидесятые  годы множество товаров прошли "омоложение" путём замены механических и электромеханических компонентов на электронные. Сюда относятся арифмометры, заменённые калькуляторами (зачастую карманными), часы, конторское оборудование (например, пишущие машинки) и телефонные коммутаторы.[5, с. 92]
Гармонизация ассортимента — количественные и качественные изменения состояния набора товаров, отражающие степень близости реального ассортимента к оптимальному или лучшим зарубежным и отечественным аналогам, наиболее полно соответствующие целям организации.
На потребительском рынке это  направление формирования ассортимента сравнительно новое и выражается в стремлении ряда «элитных» магазинов формировать ассортимент по образцу известных зарубежных фирм.
Кроме того, это направление характерно для крупных фирм, корпораций, акционерных  обществ, имеющих дочерние предприятия в разных регионах (города, страны или мира).[2, с.68]
    В товароведении часто  некоторые авторы выделяют такое  направление как углубление ассортимента - количественные и качественные изменения ассортимента товаров за счёт разработки и предложения новых торговых марок или их модификации. [1, с. 64]
     Основанием для выбора  этого направления служит высокая  насыщенность рынка, стремление  снизить риск при выпуске товаров  незначительной новизны, наличие  известных, пользующихся спросом  торговых марок отсутствие возможности  у организации выпускать товары  новых видов.
В свою очередь, Н.М. Ильин  акцентирует внимание на таком направлении  развития ассортимента товаров как формирование комплексов изделий (комплекты, наборы, гарнитуры, ансамбли), которые ориентированы на удовлетворение блока потребностей. Научный подход в создании комплексов позволяет найти оптимальное решение при формировании таких наборов, которые учитывали бы удовлетворение потребностей с учётом согласованности изделий, как по функциональному назначению, так и художественному оформлению.
Такое направление позволяет  человеку удовлетворять потребности, не эмпирически экспериментируя, подбирая отдельные предметы, а решая комплексную задачу. Популярность наборов мебели, посуды, инструментов и других изделий говорит о перспективности такого направления в развитии ассортимента товаров.[1, с. 64]
Указанные выше направления взаимосвязаны, в значительной мере дополняют друг друга и определяются рядом факторов.
     К формированию  торгового ассортимента в условиях  рынка необходимо подходить особенно  тщательно, выявляя закономерности  его развития и учитывая факторы,  оказывающие на него влияние.
Различают общие и специфичные факторы формирования ассортимента.
     Общие факторы  не зависят от деятельности  конкретной торговой организации,  которая вынуждена к ним приспосабливаться, не имея возможности влиять на них. К этим факторам относятся спрос и рентабельность. [2, с. 68]
         Покупательский спрос выступает  в качестве основного фактора,  влияющего на формирование ассортимента, которое направлено на максимальное  удовлетворение спроса населения  и вместе с тем на активное  воздействие на спрос в сторону  его расширения. Фо
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.