Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Рельефно - точечная система Брайля

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 13.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?6
 
 
 
ОГЛАВЛЕНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1.  История возникновения и развития
систем, предназначенных для обучения слепых
людей грамоте
1.1   Первые шрифты………………………………………………………….8
1.2   Биография Луи Брайля………………………………………………….10
1.3   Великое шеститочие…………………………………………………….12
1.4   Попытки усовершенствования рельефно-точечной системы                  Брайля………………………………………………………………………..14
1.5   Система Брайля в России ……………………………………………....16
глава 2.  использование рельефно-точечного
шрифта луи брайля
2.1 История становления обучения лиц с нарушениями зрительного анализатора…………………………………………………………………..19
2.2 Технические средства обучения слепых людей
2.3 Современные технологи на основе рельефно-точечного шрифта Брайля в жизни слепых людей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

ВВЕДЕНИЕ
 
           По скорости и полноте восприятия глаз превосходит все органы чувств человека. Зрительная информация составляет около 90% от всей информации поступающей в кору больших полушарий головного мозга через все остальные органы чувств. Зрение играет огромную роль в процессе познания окружающего мира, в усвоение социокультурных норм общества, в учебной и трудовой деятельности.
            Лиц, с тяжелыми поражениями зрительного анализатора, называют незрячими или слепыми. Слепота - это отсутствие зрения. Различают абсолютную (тотальную) слепоту, когда у человека полностью отсутствуют зрительные ощущения и он не может отличать свет от темноты, и относительную слепоту, когда имеется светоощущение или остаточное зрение (до 0,04 на лучше видящем глазу с коррекцией очками). Кроме того, к слепым относятся лица с прогридиентными заболеваниями и сужением зрения до 10 - 15 градусов с остротой зрения до 0,08.
              Слепота с точки зрения специальной педагогики представляет собой категорию психофизических нарушений, проявляющихся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности, У лиц с нарушением зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Они проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной активности, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах предметно - практической деятельности, в особенностях эмоционально - волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду.
            В мире насчитывается около 10 миллионов слепых людей. Из-за патологии зрительного анализатора они вынуждены находиться в своем замкнутом мире, оторванные от реальности, ограниченные в общении, погруженные во тьму. Обычному человеку практически невозможно представить себе мир слепого человека, даже если плотно закрыть глаза, то и тогда не приблизиться к тому, что представляет собой жизнь для незрячего, потому что картины объективного мира то и дело просматриваются нами, как кинокадры, в собственной голове. Все возможности нашего воображения определяются тем, что мы видели или слышали в прошлом. Так, мы можем легко, в любую минуту, представить близкого нам человека, даже если он находится очень далеко от нас; сидя в институтской аудитории, мы мысленно можем созерцать море и горы, а также перенестись в тот уголок земного шара, который нам особенно дорог и памятен. Такие образы окружающего мира, возникающие в голове каждого здорового человека, в психологии называют психическим отражением действительности.
              Слепой же человек, воспринимает окружающую его реальность посредством тактильного восприятия. Великий русский физиолог И.М. Сеченов писал об осязании, что рука, ощупывающая внешние предметы, дает слепому все, что человеку с сохранным зрением дает глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль за пределы длинны руки. Исключительное осязание у слепых объясняется особенностями условий, в которые бывает поставлен этот орган. Причины этого не конституциональные и органические, которые заключаются в особенности строения кожного анализатора, а функциональные, которые появляются в результате длительного использования кожного анализатора в других целях, чем это бывает у обычных людей. Кроме осязания, нередко, хороший слух компенсирует зрительный дефект незрячему. Так, то, что недоступно непосредственному восприятию слепого, он может познать через рассказы и описания других людей в процессе общения с ними.
             Следует подчеркнуть, что зрительный дефект создает определенные трудности при вхождении слепого ребенка в жизнь, но является только физическим недостатком и не лишает человека возможности быть общественно полезным. По мнению Л.С. Выготского слепота, создавая новый, особенный склад личности, вызывает к жизни новые силы, изменяет нормальные направления функций, творчески и органически пересоздает и формирует психику человека. Следовательно, слепота есть не только дефект, минус, слабость, но и в каком - то смысле источник выявления способностей, плюс, сила. В истории немало тому примеров. Огромен и неоценим вклад в сокровищницу науки выдающихся незрячих философов Греции - Демокрита (V - IV век до нашей эры) и Диодота (I век до нашей эры). Известны имена выдающихся слепых математиков, таких как  Диадим (Александрия, IV век до нашей эры), Н.Саундерсон (Шотландия, XVIII век), Джон Гофф (Англия, XVIII век). Кроме того, имена историков : Ауфидия (Рим, II век нашей эры), Огюстена Тьерри (Франция, XIX век), Вильяма Пресскота (США, XIX век), а также энтомолога Франца Губерта (Швейцария, XVIII век) и тифлолога Луи Брайля (Франция, XIX век).
              Конечно, несомненным остается то, что для благополучной социализации и интеграции слепых людей в общество, большое значение имеет грамотно построенный процесс их воспитания и обучения. Данный процесс строится на основе развития осязания у детей и адресованной осязанию рельефно - точечной системе Брайля. Обучение чтению, письму и печатанию по Брайлю признается одним из важнейших компонентов социальной реабилитации незрячих, потому что невозможность чтения и письма создает не только информационный дефицит, но и психологический дискомфорт. Обучение и воспитание лиц с нарушениями зрительного анализатора ведется в специализированных учреждениях с применением специальных методик и тифлотехнических средств, созданных на основе рельефно - точечной системы Брайля. Технические средства обучения открывают инвалидам по зрению доступ к образованию, общественно - полезной деятельности, общению. Благодаря специальным приборам слепые могут читать, писать, рисовать, заниматься музыкой, работать за компьютером. Тифлотехника призвана облегчить жизнь слепых людей, она способствует социализации и интеграции незрячих в общество, включению их в коллективную деятельность, расширению познавательных возможностей, повышению эффективности обучения и подготовки к самостоятельному труду в современном обществе, а также дает доступ к культурно - историческому наследию человечества, устраняет коммуникационный барьер между слепыми, слепоглухонемыми и зрячими. Таким образом, формируется всесторонне развитая, высоконравственная, ответственная личность и хороший специалист своего дела.
             В настоящее время в тифлотехнических лабораториях идет работа над созданием новых технических средств обучения слепых и усовершенствованием имеющейся тифлотехники. Сейчас, для массового использования, выпускается большое количество разнообразных технических средств, созданных на основе рельефно - точечного шрифта Луи Брайля - это такторы и тактильные дисплеи, вибротактильные дисплеи, телетакторы, брайлевские печатные машинки, портативные коммуникаторы, компьютеры, снабженные специальной брайлевской строкой и т.д.
             Из всего вышесказанного мы видим, что важность рельефно - точечного шрифта Брайля в жизни слепых людей велика и,только овладение системой на достаточно высоком уровне, позволяет сделать жизнь незрячих относительно полноценной.
             Таким образом, проблемой данной выпускной квалификационной работы является сущность рельефно - точечной системы Брайля и ее использование в воспитании и обучении детей с дефектом зрительного анализатора.         
               Объект - лица с нарушением зрительного анализатора.
             Предмет - рельефно - точечная система Луи Брайля.
             Гипотезу нашей работы мы обозначили так: какие особенности рельефно - точечной системы Брайля позволяют создавать различные технические средства обучения слепых на ее основе.
             На основе гипотезы нами была поставлена следующая цель: показать особенности и преимущества рельефно - точечной системы Брайля.
             В соответствии с целями мы сформулировали следующие задачи:
1.Сбор, анализ и систематизация материала имеющегося по данной проблеме;
2.Описание разработанных на основе рельефно - точечного шрифта Брайля технических средств обучения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1.  история возникновения и развития систем, предназначенных для обучения слепых людей грамоте
 
1.1    Первые шрифты
Рельефная письменность имеет свою многовековую историю. В литературных источниках можно найти сведения о том, что в древние времена встречались случаи чтения и письма слепыми. Известно, что слепой Диадим Александрийский  (398 - 308 г.г. до н.э.) научился читать по буквам, вырезанным из дерева, а в I веке н. э. существовала «табелле Квинтилиана» - пластина, покрытая воском, на которой палочкой процарапывались буквы, считываемые осязательно.
Скребицкий А.И. указывает, что высказывания о возможности чтения слепыми обнаружены Бюткером в книге Гарсдерфера, изданной в 1651 году. В данной книге встречается описание обучения слепых чтению при помощи таблички, покрытой воском, на которой грифелем пишут буквы, считываемые слепым осязательно.
В конце XVIII в. впервые для массового обучения слепых не только чтению, но и письму французский тифлопедагог Валентин Гаюи предложил разрезной рельефный шрифт, состоящий из выпуклых курсивных букв латинского алфавита, увеличенного в несколько раз.
В начале ХIХ века курсивный рельефный шрифт был заменен более простыми формами печатного шрифта. Наибольшее распространение получили линейный шрифт, игольчатый  и шрифт «перл». В линейном рельефном шрифте буквы выдавливались на плотной бумаге в виде сплошных выпуклых  линий и были похожи на знаки алфавита зрячих, что представляло трудность для написания и считывания букв слепыми. В игольчатом и шрифте «перл» последние буквы состоят из линий, выполненных точками. Постепенно, для удобства восприятия рельефных букв посредством осязания, шрифт упрощался, сходство его с обычным алфавитом становилось всё более отдаленным, и определились тенденции перехода от знаков, повторяющих формы знаков зрячих, к стилизованному виду и затем к их условному обозначению.
Впервые рельефная точка как элемент знака встречается в шрифте    Петцельда, а первой попыткой применения рельефной точки как основы шрифта для слепых, относящейся к 1821 году, является французская система, разработанная Шарлем - Мари Барбье де ля Серр (1767 - 1841).
Он, будучи артиллеристским офицером, в 1815 году предложил военному ведомству Франции свою систему шифрования сообщений, называющуюся «Ecriture nocturne» - письмо в темноте. Создавая свою систему, Барбье совершенно не думал о слепых, с которыми у него не было никакого общения. Название шрифта и указание Барбье на то, что его шрифт понятен даже для слепых, привлекли внимание Гилье - директора Парижского института слепых. Он предложил Барбье приспособить его систему для нужд слепых. В 1821 - 1822 годах система Барбье была введена в Парижском институте слепых и применялась там одновременно с линейной системой Гаюи и Лезюэра.
Система Барбье основывалась на том, что автор, сочтя возможным писать слова не по правилам французской орфографии, а так как они произносятся, составил таблицу звуков и соответствующих им букв и буквосочетаний, посредством которых полагал возможным выражать все звуки французского языка. Имелся специальный ключ - таблица к образованию рельефно - точечных знаков, начертание которых определялось позицией буквы или буквосочетания в пределах ключевой таблицы.
Номер строки в таблице, на которой находился тот или иной исходный знак, обозначался соответствующим числом вертикальных точек. Второй ряд точек обозначал положение его в пределах строки. Таким образом, все рельефно - точечные знаки системы Барбье укладывались в пределах двенадцатиточия, состоящего из двух вертикальных рядов по шести точек в каждом. На получение всего «набора знаков алфавита» Барбье потребовалось 252 точки. Однако, «алфавит» Барбье не дает возможности  обозначения цифр, знаков препинания. Но заслуга Барбье состоит в том, что он открыл для слепых рельефную точку.
 
 
1.2    Биография Луи Брайля
Луи (Людовик) Брайль, создатель письменности слепых, родился в небольшом городке Купвре, расположенном к востоку от столицы Франции Парижа, 4 января 1809 года. Семья, в которой появился на свет мальчик, была небогатой. Отец Луи был ремесленником - шорником. Ребёнок, едва научившись ходить, проводил дни напролёт в мастерской отца, играя обрезками кожи. В возрасте трёх лет, вертя в руках нож, он неловким движением выколол себе глаз. Инфекция быстро распространилась на второй глаз, и к пяти годам Луи полностью ослеп.
Родители стремились дать мальчику образование и делали всё от них зависящее для его развития. Луи стал посещать местную школу  для зрячих, где благодаря живому уму и великолепной памяти хорошо учился. Отец научил его читать, забивая в доску гвозди, образовывавшие очертания букв. Школьный учитель, однако, решил, что Луи необходимо получить специальное образование. В 1819 году, в возрасте десяти лет, он был отправлен в Королевский институт для слепых в Париже. Институт помещался тогда в тесном, сыром, губительном для здоровья помещении, что в дальнейшем явилось причиной заболевания многих слепых учеников, в том числе и самого Брайля, туберкулёзом.
Новый ученик оказался исключительно одарённым, и данное учебное заведение окончил в 1828 году. Луи Брайль был оставлен при Институте для педагогической работы. Вначале он занимал должность репетитора, а затем стал преподавателем этого первого в мире учебного заведения для слепых.
Жизнь Брайля проходила в постоянной нужде. Его месячный заработок в Институте слепых вначале не превышал восьми франков, а позднее - двадцати пяти франков (по курсу первой половины ХIХ века один франк соответствовал тридцати девяти копейкам).
В1821 году отставной капитан артиллерии Шарль-Мари Барбье де ля Серр предложил для обучения слепых свою систему «ночного» письма, состоящую из выпуклых точек. Луи Брайля, которому тогда было лишь 12 лет, не удовлетворила система Барбье, но ему понравилась идея использования рельефных точек.
С шестнадцатилетнего возраста Брайль начал трудиться над созданием новой письменности для слепых. Днём он регулярно посещал занятия, а вечерами разрабатывал более эффективную систему чтения и письма для слепых и экспериментировал с ней. Разрабатывал и совершенствовал свой шрифт Брайль в течении двадцати лет. В 1829 году он доложил свою систему Совету института слепых, но Совет отклонил её, мотивируя это в основном тем, что предложенные Брайлем знаки малодоступны зрячим учителям. Тем не менее, система Брайля была очень проста для восприятия слепыми, универсальна и совершенна. Кроме того, давала возможность составления не только алфавита, но и цифр, знаков препинания, нот, стенографических символов, физических и химических формул и т.д. Только в 1837 году Совет института разрешил напечатать по системе Брайля первую книгу - «Краткая история Франции». С этой книги начался трудный путь рельефно-точечной системы Брайля, признанной теперь повсеместно.
Нужда, испытываемая Брайлем, и напряжённый труд над разработкой, совершенствованием и внедрением своей системы письменности, которой учёный отдавал всё своё время, свободное от занятий, подорвали его здоровье и привели к преждевременной смерти, последовавшей 6 января 1852 года и был похоронен в родном Купвре.
В 1952году, когда общественность отмечала столетие со дня смерти Луи Брайля, его прах был торжественно перевезён из Купвре в Парижский пантеон. На родине же ученого с 1887 года возвышается памятник - Брайль обучает слепого ребенка. 
 
 
1.3           Великое шеститочие
Рельефно-точечный шрифт Брайля, созданный в 1829 году и за свои исключительные особенности и уникальные возможности называемый «Великим шеститочием», состоит  из выпуклых точек, расположенных по шесть в две колонки. В каждой колонке по три точки, пронумерованные от одного  до шести. Все буквы брайлевского шрифта отличаются друг от друга  количеством и расположением входящих в них точек. Таким образом, различные комбинации в пределах шести точек дают возможность получить шестьдесят три знака.
На весь французский алфавит Брайль израсходовал сто сорок точек, кроме того, двадцать три кодовых комбинации оказались  сохраненными для обозначения цифровых и других знаков.
В рельефно- точечной системе Брайля двадцать шесть знаков передают латинский алфавит; десять - выражают знаки препинания; двадцать семь - служат для передачи символов, характерных для различных языков. Десять начальных букв алфавита имеют впереди себя арабские цифры и служат для передачи цифр.
В системе рельефных знаков Брайлем был принят порядок латинского алфавита. Для обозначения последующих букв, к ним добавляется нижняя точка слева (при чтении), а затем нижняя  справа - этими же буквенными знаками обозначают соответствующие буквы славянских и других алфавитов. Специальные знаки вводятся для букв, обозначающих особенные звуки родного языка. В шрифте Брайля письменные и печатные буквы одинаковы.
Восприятие рельефной точки алфавита осуществляется при перемещении считывающего пальца  по неподвижной точке под пальцем и наоборот. Установлены стандартные размеры современных брайлевских шрифтов. Согласно им высота рельефного знака составляет 5,5 мм, а внутриточечное расстояние - 2,7 мм. Для шрифта меньшего размера высота знака составляет 4,4 мм, а расстояние между точками 2,2 мм. 
Библиограф Луи Брайля Пьер Анри говорил о системе Брайля следующее: «…что действительно оригинально в алфавите Брайля, это его прекрасное приспособление для осязания. В знаке самое большое количество точек - шесть, которые составляют прямоугольник, три точки - в высоту и две точки - в ширину. Если бы в знаке было одной точкой меньше, из такого количества из такого количества не получилось бы нужного числа комбинаций. Если бы в знаке было одной точкой больше, он не поместился бы под пальцем. Пытались улучшить систему, но всегда возвращались к ней, созданной Луи Брайлем, сразу и с таким совершенством».
Бесспорно, что система Брайля проста, универсальна и совершенна. Простота заключается  в том, что буква состоит из шести точек, без особого напряжения осязаемая подушечкой указательного пальца. Универсальность - в том, что при постепенном изменении числа и места шести рельефных точек, расположенных в определённом порядке, образуется шестьдесят три комбинации. Следовательно, система даёт возможность составления не только алфавита, но и цифр, знаков препинания, нот, стенографических символов и т.д. Кроме того, система Брайля оказалась настолько совершенной, что вот уже более ста лет не подвергалась особым изменениям. Адаптированная к различным языкам, она вытеснила все ранее существующие и появившиеся позднее шрифты и дала возможность незрячим овладеть богатством знаний, выработанных человечеством на протяжении веков.
Однако гениальность рельефно-точечной системы Брайля признали не сразу. Прошло немало лет, прежде чем алфавит получил широкое распространение во Франции, а затем и в других странах. Повсеместное применение письменности слепых, разработанной Луи Брайлем, является не исторической случайностью, а обусловлено глубокой продуманностью принципа построения брайлевской системы и ее высокой рациональностью. Очевидно «экономическое» преимущество системы Брайля перед другими системами, а удобство ее использования при письме и чтении доказано историей. В наши дни рельефно-точечная система Брайля является основным средством и способом общения слепых и слепоглухонемых людей всего мира.
 
 
1.4              Попытки усовершенствования рельефно - точечной системы Брайля.
 
       После начала применения в системе специального образования слепых рельефно - точечного шрифта Брайля, все еще продолжались предприниматься попытки создания новых систем письменности для незрячих. Новые разработки основывались на рельефной точке и имели целью усовершенствование брайлевского шеститочия. Так, в разные периоды XIX века было предложено несколько подобных систем. Авторы этих систем к построению своих алфавитов подходили с разнообразных позиций. Одни стремились придать рельефно - точечному знаку такую конфигурацию, чтобы он оказался доступным зрительному считыванию, другие пытались увязать рельефный знак с особенностями фонетики языка, третьи добивались сокращения числа точек и т.д.
В конце первой половины XIX века бельгиец Картон, в стремлении придать знакам рельефно - точечного алфавита визуальное сходство с графемами алфавита зрячих, предложил свой алфавит, взяв за основу брайлевское шеститочие. Число и местоположение точек в каждом знаке устанавливалось не из соображений удобства чтения и письма слепыми, а сообразуясь только с графемой буквы, трансформируемой в рельефно - точечный образ.
В 1877 году немец Кремер предложил свою систему рельефно - точечных знаков, также вписываемых в брайлевское шеститочие. В основу построения знаков Кремер стремился заложить фонетику языка и строить их, как он говорил, основываясь «на функции органов речи». Целесообразности своей системы рельефно - точечных знаков Кремер не смог доказать ни теоретическими доводами, ни практикой применения. Система Кремера распространения не получила.
Американец Смиз, примерно в 1878 году, приступил к разработке рельефно - точечного шрифта, базирующегося на брайлевском шеститочии. При разработке своей системы он исходил из того, что частота повторения разных букв в тексте не одинакова, а, следовательно, для облегчения письма следует буквы с большей частотой повторения обозначать комбинацией меньшего числа точек, а реже встречающиеся буквы обозначать знаками с большим числом точек. Он установил в процентном отношении частоту повторения всех знаков. Сообразно с полученным результатом расчета Смиз распределил в пределах алфавита рельефно - точечные комбинации, содержащие меньшее число точек. Смиз утверждал, что его система, расходующая по сравнению с системой Брайля меньшее число точек, может дать экономию времени и труда при письме слепыми на английском, французском и немецком языках в пределах 24 - 27%.
В начале второй половины XIX века американец Росс занялся разработкой оригинальной системы обозначения, взяв за основу шеститочие, которое, в отличие от брайлевского, содержало не две, а три колонки точек. Некоторые это положение называли «горизонтальным брайлем». Росс исходил из следующего: во- первых - количество точек в знаке должно зависеть от частоты его повторения в среднем тексте, то есть знак с большей частотой повторения должен обозначаться меньшим числом точек, причем, располагаться в левой части шеститочия; во- вторых, горизонтальное расположение шеститочия может обеспечить экономию места вдоль строки, имел в виду, что при небольшом числе точек в левой части шеститочия, следующий знак может быть приближен к предыдущему, то есть он допускал непостоянство интервала между буквами. Росс, однако, не завершил начатую им работу, а передал ее Уайту, который и составил алфавит. Система Росса - Уайта имела некоторое распространение в Америке.
В 1898 француз Везиен предложил алфавит, построенный на базе двенадцатиточия (три колонки по четыре точки), в пределах которого он пытался вписать точками приближенные образы графем обычных букв. Везиен формировал свои знаки из большего числа элементов, чем делал Картон и ему, естественно, удалось более приблизить визуальное сходство рельефно - точечных знаков с обычными буквами. Однако алфавит Везиена оказался чрезмерно сложным. Более того, система построения знаков оказалась не жесткой: двенадцать знаков были построены на основе начертания прописных букв, восемь - на основе графем строчных букв, а остальные знаки имели произвольное начертание.
Таким образом, видно, что разрабатываемые в различное время алфавиты слепых, как добрайлевские, так и послебрайлевские, были слишком сложны для восприятия слепого, мало соответствовали его нуждам, были трудно различимы и не экономичны. Поэтому, данные шрифты в свое время получили очень не значительное распространение, либо совсем остались без внимания из-за своей нерациональности.
 
 
1.5    Система Луи Брайля в России
В России рельефно - точечная система Брайля появилась во второй половине XIX столетия. Официально шрифт был принят в 1885 году, на шесть лет позже, чем на Западе. Однако, уже в 60-х  годах XIХ века в России была предпринята первая  попытка разработки варианта русского брайлевского алфавита. Его создателем был князь Денис Михайлович Оболенский(1844 - 1918) - первый русский незрячий, изучивший систему Брайля.
Денис потерял зрение в 7 лет, после неудачного лечения, а впоследствии получил специальное образование в России и Германии. Оболенский обучался грамоте по системе Брайля и рельефно - точечный шрифт произвел на Дениса Михайловича такое сильное впечатление, что ему захотелось адаптировать систему Брайля к родному языку. Руководствоваться при этом он пытался фонетическим сходством  произношения. Составленный им в 1861 году русский алфавит Брайля, с тем алфавитом, который впоследствии получил распространение в России, был схож более чем на половину.
В середине 70-х годов была сделана еще одна попытка перенести систему Брайля на русскую почву. Создателем второго алфавита был член Совета «Человеколюбивого общества» Полежаев А.В. Но окончательный вариант, введенный в практику в 1881 году Мариинским попечительством был разработан тифлопедагогом Трумберг Е.Г. и директором Дрезденского института слепых г. Бютнером.
В период разработки русского рельефно-точечного алфавита для слепых существовало несколько точек зрения на то, как связать русский алфавит со знаками брайлевской системы. В частности, высказывалось предположение, согласно которому следовало взять за основу знаки, отобранные Брайлем для французского алфавита и, не меняя их последовательности, придать им значения букв, следующих друг за другом, в порядке очерёдности русского алфавита. Другой, победивший принцип использования брайлевской системы для русского языка, состоял в том, что буквам русского алфавита, имеющим аналогичные буквы во французском языке, придавались установленные Брайлем рельефно-точечные обозначения. Для букв, свойственных только русскому алфавиту, были приняты знаки, оказавшиеся свободными после указанной подготовки.   
В России первые типографские издания книг напечатанных по системе Брайля осуществила на свои личные средства Анна Александровна Адлер. Первая русская рельефно-точечная книга под названием «Сборник статей для детского чтения, посвящённый слепым детям» вышла в количества ста экземпляров.
Известный глазной врач, секретарь Одесского отделения попечительства о слепых, Миткевич Г. А. открыл брайлевскую типографию в Одессе и к лету 1889 года выпустил сборник стихотворений Кольцова А. В. и принялся за издание сочинений Гоголя Н. В.
Растущий спрос на подобные книги сподвигнул и петербургских чиновников на открытие в здании Александро-Мариинского училища типографии брайлевской печати, где с января 1898 года начал выходить первый в России журнал, отпечатанный по рельефно-точечной системе Брайля под названием «Досуг слепых».
В 1924 году началось издание первых советских книг по системе Брайля, ими были произведения Ленина В. И.
В 1936 году при учебно-педагогическом издании в Москве была создана редакция литературы для слепых. В это время, в связи с введением всеобщего обучения, началось массовое обучение системе Брайля взрослых неграмотных слепых и, поэтому, редакция в основном занималась учебниками для начальной школы и пособиями для ликвидации неграмотности. Примерно тогда же в союзных и автономных республиках было введено обучение слепых на национальных языках, что привело к созданию украинского, татарского, грузинского, узбекского и других брайлевских алфавитов. Общий тираж книг для незрячих читателей к 1965 году составил около двух миллионов экземпляров (3470 наименований).  
 
 
 
 
 
Глава 2.  использование рельефно - точечного шрифта Луи Брайля
 
2.1                 История  становления обучения лиц с нарушениями зрительного анализатора
         Мнение о слепых и отношение к ним значительно видоизменялись в зависимости от эпохи. Так, античный мир агрессивно относился к слепому ребенку, как и к любому другому ребенку с отклонениями в развитии. Слепые не считались гражданами общества, их статус был сопоставим со статусом раба. Закон дискриминировал даже тех, кто принадлежал к привилегированным сословиям.
Новые идеалы, новые ценности, новый взгляд на человека и смысл его жизни на земле принесло христианское вероучение. Оно внесло в языческий безжалостный мир религиозную чувствительность и религиозное сострадание. Христианство призывало любить и уважать всех, даже не совсем обычных людей. При монастырях стали появляться первые приюты для лиц с различными нарушениями, в них люди могли получить кров и пищу. Основная задача приютов и богаделен заключалась в том, чтобы «убрать» аномальных людей с улиц, избавить их от нищенской доли. Дело призрения слепых имело благотворительную основу и существовало на добровольные пожертвования частных лиц. Отношение в обществе к лицам с отклонениями в развитии было терпимо - сострадательное, но не сопровождалось активными действиями по их интеграции в общество, попыток как-то изменить и улучшить положение слепых не предпринималось.
В XVI веке общество осознанно подходит к делу призрения лиц с выраженными отклонениями в развитии, но, по-прежнему, предпочитает изолировать инвалидов, заключать их в монастыри и тюрьмы, лишать права владения и управления имуществом. Слепые считались недееспособными, неполноценными, обузой общества, возможность их интеллектуального
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.