На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Монополия в современной экономике

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Содержание.
 
 
Введение…………………………………………………………….…3
 
Глава 1.
Характерные черты………………………………………………..…5
 
Глава 2.
Барьеры для вступления в отрасль………………………..……...7
 
Глава 3.
Виды монополий…………………………………………….………14
 
Заключение………………………………………………..………….19
 
Список литературы…………………………………………………. 21
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                   Введение.
 
Монополия – (от моно… и греч. Poleo – продаю), исключительное право в определенной   области   государства, организации, фирмы.
Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой   или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.
Cуть монополии передана самим словом «монополия». По-гречески «моно» - один, «полео» - продаю. Это означает, что монополия характеризует ситуацию наличия на рынке одного продавца. Здесь в силу тех или иных причин продавец обладает исключительным правом продажи какого-либо товара на рынке.
Наличие такого права дает ему возможность диктовать свои условия на рынке, прежде всего в области ценообразования. Цена устанавливается выше стоимости не потому, что существует повышенный спрос на товар, а потому, что товар находится в руках одного продавца, который в состоянии определять предложение товара, а через него и цену. Такая цена предстает как монопольно высокая.
Установление цены выше стоимости из-за монопольного положения продавца на рынке означает получение продавцом монопольной прибыли как разницы между монопольно высокой ценой и стоимостью товара.
Возможность получения такой прибыли и побуждает крупные компании к установлению своей монополии на рынке, дающей право на исключительную продажу товара.
Подобное право на исключительную продажу какого-либо товара чаще всего является результатом политической или экономической власти.
Политическую власть всегда имело государство, и оно с давних времен пользовалось ею, устанавливая свою монополию, например, на продажу вина, табака, соли, и за счет высоких цен пополняя свою казну. Иногда государство предоставляло такую монополию отдельным торговцам, становившимся монополистами на рынках данных товаров. Это называлось «отдать на откуп» торговлю каким-то товаром.
Экономическая власть устанавливается по мере роста размеров капитала и сосредоточения производства какого-то товара в отдельных руках. Такое сосредоточение является результатом концентрации и централизации производства в отдельных отраслях, победы над конкурентами, обычно более мелкими. С крупными конкурентами нередко достигается соглашение о разделе рынков сбыта производимых товаров, а иногда возможно их объединение, так что отрасль оказывается под контролем одной крупной компании или объединения компаний, то есть монополизируется .
В странах, где товарное хозяйство достигло довольно высокого уровня развития, процессы создания монополий стали наблюдаться в последней трети XIX - начале XX в. Эти процессы нашли подробное освещение в книге В.И.Ленина «Империализм как высшая стадия капитализма».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1.
Характерные черты.
 
 
Монополия – это единственный поставщик товара, у которого нет конкурента. Давайте сначала рассмотрим признаки чистой монополии и затем приведем несколько примеров.
             
1.Единственный продавец. Чистый, или абсолютный, монополист есть отрасль, состоящая из одной фирмы. Одна фирма является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги; следовательно, фирма и отрасль - синонимы.
2.Нет близких заменителей. Из первого признака следует, что продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя, это означает, что нет приемлемых альтернатив. Покупатель должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него.
То, что не существует близких заменителей монополизированного продукта, имеет важное значение с точки зрения рекламы. В зависимости от типа предполагаемых продукта или услуги монополист может заниматься или не заниматься широкой рекламой и деятельностью по стимулированию сбыта. Например, чистый монополист, продающий предметы роскоши, такие, как бриллианты, мог осуществлять широкую рекламу, стремясь увеличить спрос на этот продукт.  Возможно, что в результате больше людей охотнее купят бриллианты, а не будут отдыхать, например. Местные коммунальные службы, с другой стороны, обычно не видят смысла в больших расходах на рекламу: местные жители, которые нуждаются в воде, газе, электрической энергии и телефонной связи, уже знают, у кого они должны покупать эти предметы первой необходимости.
Если чистые монополисты ряда предприятий общественного пользования занимаются рекламой, вероятно, такая деятельность носит скорее характер связи с общественностью ради престижа или проявления фирмой добрых намерений, а не высоко-конкурентный, какой является реклама, связанная, скажем, с сигаретами, моющими средствами или пивом. Поскольку у них нет прямых конкурентов, монополистам в стремлении побудь больше людей купить их продукты не нужно обращаться к рекламе типа  «наши лучше, чем их», столь характерной для радио и телевидения. Напротив, восхваление монополиста, вероятно, будет таким: « Мы действительно прекрасные ребята и, конечно, не станем делать ничего, чтобы эксплуатировать другие фирмы, наших служащих или, боже упаси, покупателей».
3. «Диктующий цену».Мы подчеркивали, что отдельная фирма, действующая в условиях чистой конкуренции, не оказывает влияния на цену продукта: она «соглашается с ценой». Это так, потому что она дает только незначительную долю совокупного предложения. Ярким контрастом выступает чистый монополист, диктующий цену: фирма осуществляет значительный контроль над ценой. И причина очевидна: он выпускает и, следовательно, контролирует общий объем предложения. При нисходящей кривой спроса на свой продукт монополист может вызвать изменение цены продукта, манипулируя количеством предложенного продукта. Если это выгодно, мы можем ожидать, что эта способность будет использована таким образом.
4.Заблокированное вступление. Если, по определению, чистый монополист не имеет прямых конкурентов, должна быть причиной такому отсутствию конкуренции. И она есть: существование монополии зависит от существования барьеров для вступления. Будь они экономическими, техническими, юридическими или другими, определенные препятствия должны существовать, чтобы удерживать новых конкурентов от вступления в отрасль, если монополия собирается продолжать свое существование.
Примеры.
В большинстве городов принадлежащие государству или регулируемые государством предприятия общественного пользования: газовые и электрические компании, водопроводная компания, компания  кабельного телевидения и телефонная компания – все являются монополиями или по сути таковыми.
Классическим примером частной нерегулируемой монополии является алмазный синдикат»Де Бирс», который эффективно контролирует от 80 до
85 % мирового предложения алмазов. Хотя монополия в очень точном смысле слова фактически не существует в американской промышленности, были и есть ряд фирм, приближающихся к ней по типу.
              Монополия может также иметь географическое измерение. Небольшой город подчас обслуживается только одной авиалинией или железной дорогой. Местный банк, кинотеатр или книжный магазин может относиться к монополии в маленьком и географически изолированном населенном пункте.
Глава 2.
Барьеры для вступления в отрасль.
 
 
Отсутствие конкурентов, которое характеризует чистую монополию, в значительной степени объяснимо с точки зрения барьеров для вступления в отрасль, то есть соображений, которые мешают дополнительным фирмам войти в отрасль. Эти помехи также имеют отношение к объяснению существования олигополии или монополистической конкуренции между такими рыночными крайностями, как чистая конкуренция и чистая монополия. В случае чистой монополии барьеры для вступления в отрасль достаточно высоки, чтобы полностью блокировать всю потенциальную конкуренцию. Несколько менее внушительные барьеры допускают существование олигополии, то есть рынка, подвластного нескольким фирмам. Еще меньшие барьеры к довольно большому числу фирм, характерному для монополистической  конкуренции. Фактическое отсутствие таких барьеров помогает объяснить очень большое число конкурирующих фирм, которое является основой чистой конкуренции. Важный момент заключается в следующем: барьеры для вступления в отрасль имеют отношение не только к крайнему случаю чистой монополии, но также и к « частичным монополиям», которые так характерны для нашей экономики. Какие формы принимают эти барьеры для вступления в отрасль?
              Экономия, обусловленная ростом масштабов производства: издержки.
              Современная технология в некоторых отраслях такова, что эффективное малозатратное производство может быть достигнуто, только если производители являются чрезвычайно крупными как в абсолютном выражении, так и относительно рынка. Там, где эффект роста масштаба производства очень существен, кривая средних издержек фирмы будет понижаться на протяжении большого отрезка в сторону горизонтальной оси объема производства.
              При данном рыночном спросе достижение низких затрат на единицу продукции и, следовательно, низких цен единицы продукции для потребителей зависит от существования небольшого числа фирм или, в крайнем случае, только одной фирмы. Автомобильная, алюминиевая и базовая сталелитейная промышленность является несколькими из многих отраслей тяжелой промышленности, которые отражают такие условия. Если три фирмы в настоящее время в полной мере пользуются эффектом масштаба и каждая контролирует приблизительно 1/3 рынка, легко понять, почему новым конкурентам чрезвычайно трудно войти в эту отрасль. С другой стороны, новые фирмы, вступающие на рынок как мелкие производители, будут иметь небольшой или не будут иметь никакого шанса для выживания и расширения. Почему? Потому что, являясь мелкими предприятиями, они в состоянии получить экономию на издержках, которую получает существующая «Большая тройка», и следовательно, будут не в состоянии получать прибыли, необходимые для выживания и роста. Новые конкуренты в базовых сталелитейном и автомобильной отраслях не появятся в результате успешного функционирования и расширения небольших производителей « с задворок отрасли». Они просто будут недостаточно эффективны, чтобы выжить. Другой вариант – войти в отрасль, будучи крупным производителем. На практике это чрезвычайно трудно. Новому и непроверенному предприятию будет очень сложно получить денежный капитал, необходимый для того, чтобы приобрести оборудование, сопоставимое с тем, которое накоплено любым из « Большой тройки» в автомобильной отрасли.
В большинстве отраслей минимальный эффективный размер предприятия может быть достигнут фирмой, доля которой в объеме внутреннего потребления очень мала. Это предполагает, что высокая степень отраслевой концентрации- чистая монополия – часто неоправданна с точки зрения эффекта масштаба.
 
Предприятия общественного пользования.
              В нескольких отраслях экономия, обусловленная ростом масштаба производства, особенно резко выражена и в то же время конкуренция неосуществима, затруднительна или просто неприменима. Такие отрасли называются естественными монополиями, и в большинство из них так называемых предприятий общественного пользования – электрические и газовые компании, автобусные фирмы, кабельное телевидение, предприятия водоснабжения и связи – могут быть классифицированы таким образом. Этим отраслям обычно предоставляются государством исключительные привилегии. Но в обмен на это исключительное право снабжать электричеством, водой или услугами автобусов в данной географической области правительство сохраняет за собой право  регулировать действия таких монополий, чтобы не допускать злоупотребления монопольной властью, которую оно представило.
              Технология в этих отраслях такова, что требуются большие постоянные издержки на генераторы, насосное и очистное оборудование, водопроводы и линии высоковольтной передачи. Это проблема обостряется тем, что капитальное оборудование должно быть пригодным, чтобы удовлетворять пиковым нагрузкам, которые случаются в жаркие летние дни, когда поливают газоны и работают кондиционеры. Эти большие постоянные издержки означают, что издержки производства на единицу продукции уменьшаются с числом кубических фунтов или киловатт-часов электроэнергии, поставленных каждой фирмой.
              Естественные монополии имеют низкие предельные издержки и, следуя правилу МR – МС, считают выгодным расширять производство. В результате конкуренция не на жизнь, а на смерть имеет тенденцию вспыхивать, когда существует ряд фирм в этих отраслях коммунального обслуживания. Следствием могут быть убытки, банкротство более слабых соперников  и возможное сливание уцелевших. Развивающая чистая монополия может стремиться компенсировать прошлые убытки и полностью извлечь пользу из своего нового положения господства на рынке, назначая непомерные цены на свои товары и услуги.
              Чтобы избавить общество от таких неблагоприятных результатов, правительство будет обычно представлять исключительную привилегию одной фирме поставлять воду, природный газ, электричество, телефонные услуги и осуществлять автобусные перевозки. В обмен правительство сохраняет за собой право определять географическую сферу деятельности монополиста, регулировать качество его услуг и контролировать цены, которые он может назначать. Результатом является регулируемая или государственно-организованная монополия, предназначенная для того, чтобы достичь низких издержек на производство единицы продукции, но регулируемая, чтобы гарантировать, что потребители будут извлекать выгоду от этой экономии в издержках.
 
              Легальные барьеры: патенты и лицензии.
              Государство создает также легальные барьеры для вступления, выдавая патенты и лицензия.
Патенты. Представляя изобретателю исключительное право контролировать продукт в течение 17 лет, американские патентные законы нацелены на защиту изобретателя от незаконного захвата продукта или технологического процесса конкурирующими предприятиями, которые не участвовали в расходах времени, усилий и денег, которые пошли на его разработку. К тому же , конечно, патенты могут обеспечивать изобретателя монопольным положением на время действия патента. Патентный контроль сыграл видную роль в росте многих современных индустриальных гигантов- « Нэшнл кэш реджистер», « Дженерал моторз», «Ксерокс», «Полароид». Деятельность компании « Юнайтед шу машинери»- ярчайший пример того, как можно злоупотребить патентным контролем, чтобы достигнуть монопольной власти. « Юнайтед шу» стала исключительным поставщиком некоторых важнейших  станков для изготовления обуви благодаря патентному контролю. Оно распространила свою монопольную власть на другие типы сапожного оборудования, требуя от пользователей ее патентованных машин подписывать «привязывающее соглашение», в котором производители обуви соглашались также брать в аренду все другое сапожное оборудование.
Научно- исследовательская работа, конечно, лежит в основе разработки пригодной для патентования продукции. Фирмы, которые достигают монопольной степени власти путем их собственной научно- исследовательской работы или путем покупки патентов других, находятся в стратегическом положении, укрепляя  и усиливая свою рыночную позицию. Прибыли, обеспеченные одним важным патентом,  могут быть использованы для того, чтобы финансировать научно-исследовательскую работу, требуемую для разработки новой пригодной для патентования продукции.
Монопольная власть, достигнутая благодаря патентам, вполне может усиливаться.
Лицензия.
Вступление в отрасль или род деятельности могут быть ограничены государством путем выдачи лицензий. Например, на государственном уровне Федеральная комиссия по связи выдает лицензии радио- и телевизионным станциям. Во многих крупных городах нужно получить муниципальную лицензию, чтобы водить такси. Общепризнано, что ограничение вследствие этого предложения такси создает монополистические доходы владельцев и шоферов такси. В некоторых случаях государство может выдать лицензию себе на снабжение каким-нибудь продуктом и тем самым создать государственную монополию. Например, продажа алкогольных напитков в ряде штатов осуществляется только через принадлежащие государству розничные магазины.
              Фирма, владеющая или контролирующая сырье, которое является необходимым в процессе производства, может препятствовать созданию конкурирующих фирм. Существует несколько классических примеров. «Алюминиум компании оф Америка» удерживала свое монопольное положение в алюминиевой отрасли многие годы благодаря своему контролю над всеми основными источниками бокситов – главного сырья, используемого в алюминиевом производстве.
Нечестная конкуренция.
Соперники фирмы могут быть устранены, и вступление новых конкурентов заблокировано посредством агрессивных, жестоких действий. Привычными примерами являются поношения продукта, давление на поставщиков ресурсов и банки, чтобы отказывать в материалах и кредите, переманивание ведущего персонала, резкое снижение цен, задуманное, чтобы довести до банкротства конкурентов.
              При рассмотрении барьеров для вступления в отрасль обратите внимание на два важных момента.
1.Относительное редкие. Барьекры для вступления редко являются абсолютно непреодолимыми, действительно, это просто другой способ изложения нашего предыдущего вопроса о том, что чистая монополия является относительно редкой. Хотя, как мы видим, научно-исследовательская работа и научно-технический прогресс могут усилить рыночную позицию фирмы, технология может так4же подорвать существующую монопольную власть. Существующие патентные преимущества могут быть обойдены посредством разработки новой и отличающей, хотя и способной служить заменителем продукции. Могут быть найдены новые источники стратегического сырья. Вероятно, будет небольшим преувеличением сказать, что монополия в смысле однофирменной отрасли продолжает существовать сверх отпущенного ей времени только с санкции или с помощью правительства, например монополия почтовой службы на доставку первоклассной почты.
2.Приемлемость? Мы предположили, что монополии могут быть приемлемы или неприемлемы с точки зрения экономической эффективности. В некоторых случаях может возникнуть ситуация, когда рыночный спрос и особенности технологии обусловят необходимость существования монополии, что обеспечит эффективное производство с низкими издержками. С другой стороны, наши выводы относительно происхождения монополии указывают скорее на нежелательность существования предпринимательской монополии.
Монопольный спрос.
              Решающее различие между чистым монополистом и чисто конкурентным продавцом лежит на стороне рыночного спроса.
Исследуя поведение фирмы-монополиста, сделаем следующие допущения:
-фирма стремиться максимизировать прибыль;
-монополист-производитель покупает ресурсы на конкурентных рынках;
-фирма не может проводить ценовую дискриминацию, т.е. всем потребителям продукции фирмы продается по одной и той же цене:
-фирма обладает достаточной информацией, чтобы предсказать реакцию потребителей на изменение цены товара. Другими словами, фирма в состоянии построить кривую спроса на свою продукцию. Это предпосылка не так далека от действительности, поскольку сегодня крупные фирмы обычно проводят широкомасштабные маркетинговые исследования и достаточно точно определяют спрос в целом и отдельные его сегменты.
              Зная кривую спроса, монополист может определить, какая комбинация ему максимальную прибыль. Монополист не может назначить какую угодно цену на свой товар. Каждому уровню цены на рынке соответствует определенное количество продукта, которое потребители готовы купить в данное время. Поэтому монополист не так всесилен, как это иногда представляется. Если он назначает объем выпуска, кривая спроса подскажет ему предельную цену, которую примет потребитель. Если монополист назначает цену, он должен ограничить предложение тем объемом, который ему диктует потребительский спрос. Поэтому в условиях монополии фирма должна принять одновременное решение по объему выпуска и цене, т.е. выбрать некоторую их комбинацию, исходя из особенностей спроса.
              Таким образом, у монополиста нет своей кривой предложения, независимой от кривой спроса на его продукцию. Фирма выбирает лишь одну точку на кривой спроса, в которой ей надлежит быть.
Процессы монополизации происходят до сих пор. В результате к настоящему времени половина мирового производства сосредоточена в руках примерно 1 тыс. крупных компаний, что свидетельствует о чрезвычайно высокой степени концентрации производства. Мы видим, что важнейшим фактором возникновения монополии является конкуренция. Она ведет к концентрации и централизации производства и образованию на этой основе монополий.В некоторых отраслях существование монополии может быть обусловлено отраслевой спецификой. В этом случае говорят о наличии в них естественных монополий. К таким отраслям относятся, например, железнодорожный транспорт, электроснабжение, водоснабжение, газоснабжение и т.п. Иметь несколько железнодорожных компаний, которые конкурировали бы между собой, обеспечивая проезд пассажиров, например, из Челябинска до Уфы, экономически невыгодно. Полученные доходы у этих компаний не смогли бы покрыть издержки производства. Иметь в подобных отраслях одну компанию вполне естественно и нормально, то есть экономически выгодно как с точки зрения интересов отдельных компаний, так и всего общества. Кроме того, монополия может быть рождена системой патентования, согласно которой закрепляется право единоличного использования какого- либо изобретения, авторской идеи в течение определенного срока. Так что тот, кто производит и продает запатентованную продукцию, предстает как монополист. Монополия может возникнуть и в результате использования какого-то уникального фактора производства, которого нет у других товаропроизводителей. Если на каком-то участке земли производится особый сорт винограда, который нигде больше не растет, то продавец этого винограда предстает как монополист. Если из такого винограда делается вино - совершенно неповторимое и уникальное по своим свойствам -то продавец вина также предстает как монополист. Здесь мы видим, что в принципе монополистом может стать любой товаропроизводитель, который производит уникальный товар, непохожий на другие товары. Если талант человека проявляется в способности создавать оригинальные вещи или идеи, то талантливый человек может тоже быть монополистом. Таковым, к примеру, можно считать художника, выставившего свои неповторимые полотна на продажу. Значит, монополия может быть порождена талантом отдельных людей.
Итак, мы видим, что монополия возникает по разным причинам. Однако на рынке выделяются монополии, имеющие в своей основе экономические корни, порожденные самой системой товарно-денежных отношений. Именно таким монополиям мы посвятим дальнейший анализ.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 3.
Виды монополий.
 
Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая. Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе особенности технологий производства и обслуживания потребителей.
Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции.
Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.
Случайная монополия имеет место тогда, когда кто – то непредвиденно оказывается единственным производителем уникальной продукции. Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.
Что является причиной появления и развития монополистических тенденций? По этому вопросу в экономической литературе существуют две точки зрения. По первой монополизм трактуется как случайный, не свойственный рыночному хозяйству. Что касается другой точки зрения, то монополистические образования определяются как закономерные. Один из предпочитателей таких взглядов (английский экономист А. Пигу. Он настаивает на том, что “монополистическая власть не возникает случайно”. Она является логическим завершением стратегии предприятий. Перефразировав известное выражение, можно сказать, что все дороги ведут к монополии. Еще сформулированный А. Смитом принцип экономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать возможности увеличения своих прибылей. Одной из них, наиболее притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного положения. Таким образом, можно сделать вывод, что монополистические тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли.
Иной движущей силой действий предпринимателей в этом направлении является закон концентрации производства и капитала. Как известно, действие этого закона наблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. Его движителем является конкурентная борьба. Чтобы выжить в такой борьбе, получить большие прибыли, предприниматели вынуждены вводить новую технику, увеличивать масштабы производства. При этом из массы средних и малых предприятий отделяется несколько более крупных. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей возникает альтернатива: или продолжать между собой убыточную конкурентную борьбу, или прийти к соглашению относительно масштабов производства, цен, рынков сбыта и т.д. Как правило, они выбирают второй вариант, который приводит к появлению сговора между ними, что является одним из основных признаков монополизации экономики. Таким образом, напрашивается вывод, что появление предприятий-монополистов обусловлено прогрессом производительных сил, реализацией преимуществ крупного предприятия над малым.
Современная теория выделяет три типа монополий:
1) монополия отдельного предприятия;
2) монополия как соглашение;
3) монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.
Наиболее распространенным способом монополизации какой-то отрасли является объединение крупных компаний. Компании, вошедшие в объединение, на рынке соответствующего товара предстают как единое целое, то есть как монополия. Такие объединения могут быть различными, варьируясь от весьма простых до очень сложных форм.
Наиболее простыми монополистическими объединениями являются временные соглашения между отдельными компаниями, именуемыми пулами, рингами, конвенциями и т.п. Название таких объединений зависит от предмета соглашения. Это могут быть соглашения о цене на производимую в отрасли продукцию, о совместных действиях в отношении конкурентов, не вошедших в данное объединение, о правилах поведения на рынке данного товара и т.д. Поскольку соглашения носят временный характер, то такие монополистические объединения являются неустойчивыми.
Более устойчивой формой монополии является картель - соглашение между отдельными компаниями о ценах на производимую продукцию, о рынках сбыта этой продукции, о квотах на ее производство. Картельными могут быть соглашения о ценах на сырье, из которого производится продукция. Такие соглашения еще не означают полную монополизацию отрасли, так как они заключаются между компаниями, сохраняющими свою производственную и коммерческую самостоятельность и выступающими на рынке в роли продавцов, согласовывающих свои действия друг с другом.
Качественно иной формой монополии является синдикат, представляющий собой объединение отдельных компаний для создания совместных предприятий по сбыту производимой продукции. Здесь в полном смысле возникает монополия в лице одного сбытового предприятия, которое получает возможность определять условия продажи товара, прежде всего цену.
Следующей, уже завершенной формой монополии является трест. Трест представляет собой объединение компаний не только для совместного сбыта, но и производства каких-то товаров. Входящие в трест компании лишаются не только сбытовой, но и производственной самостоятельности, превращаясь, по существу, в единую компанию.
В основе образования трестов лежит процесс централизации производства, которая может быть как горизонтальной, так и вертикальной. Горизонтальная централизация объединяет предприятия, относящиеся ко вторичному сектору производства, то есть к отраслям, производящим отдельные полуфабрикаты, заготовки, узлы, которые будучи соединены, образуют конечный продукт. С ним трест как монополист выходит на рынок. Вертикальная централизация объединяет предприятия, относящиеся ко всем секторам производства. Предприятия первичного сектора заняты производством сырья, которое перерабатывается и превращается в готовый продукт на предприятиях вторичного сектора.
Услуги предприятий третичного сектора, входящих в трест, обеспечивают бесперебойное производство и сбыт товаров. Такую централизацию предприятий различных секторов и отраслей производства называют также вертикальной интеграцией, а тресты, основанные на ней, - комбинатами.
В современных условиях распространенной формой объединений, способных монополизировать производство и сбыт товаров, является концерн. Концерн - это объединение компаний путем покупки их контрольных пакетов акций какой-то одной компанией, ставшей головной.
Вошедшие в концерны компании могут сохранять производственную и сбытовую самостоятельность, но они лишены финансовой самостоятельности.
В концерн обычно входят компании, относящиеся к разным отраслям, но имеющие общие технологические связи. Поэтому концерн, как правило, является многопрофильным, то есть производящим различные виды товаров, при этом у них есть основной вид продукции, на рынке которого концерн обычно выступает как монополист. Так, нефтеперерабатывающий концерн кроме бензина как основного продукта может производить различные масла, оборудование для бензоколонок, технику для бурения нефтяных скважин и т.п.
Создание многоотраслевых концернов позволяет получать не только высокую, но и стабильную прибыль, поскольку под контролем концерна оказываются предприятия отраслей с разной нормой прибыли, но в совокупности имеющих норму выше средней. Возможность получения стабильной прибыли за счет нахождения капитала в разных отраслях обусловила возникновение такой формы объединения компаний, как конгломерат. Особенность конгломерата заключается в том, что он объединяет предприятия разных отраслей, технологически не связанных друг с другом. Такой принцип объединения называется диверсификационным. Диверсификация представляет собой процесс внедрения какой-то одной, достаточно мощной компании в различные отрасли с целью установления над ними финансового контроля и получения устойчиво высоких доходов.
Конгломерат, как и концерн, создается путем приобретения одной компанией контрольных пакетов акций других компаний. Обычно конгломерат объединяет высоко прибыльные компании либо компании с реальными перспективами получения высокой прибыли. Если у входящих в конгломерат компаний норма прибыли начинает снижаться, то от такой компании конгломерат стремится освободиться. Поэтому по своему составу конгломерат в отличие от концернов не является постоянным. Но именно это непостоянство позволяет конгломерату иметь общую норму прибыли выше средней.
Высокая норма прибыли конгломерата может быть обусловлена и установлением отдельными компаниям
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.