На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Психология творческого мышления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 50. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
ВВЕДЕНИЕ:
Прежде всего мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой  порождение нового знания, активную форму творческого  отражения и преобразования человеком  действительности. Мышление порождает  такой результат, которого не в самой  действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует.  Мышление также можно понимать как  получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений. Благодаря мышлению человек организовывает свою жизнь на более высоком уровне: постигает общие закономерности окружающего мира, находит решения  в затруднительных ситуациях, выступает  активным началом во взаимодействии с миром.
Проблемы мышления  рассматривались  в различных психологических  теориях.
Попытка выявить наследственные детерминанты креативности была предпринята  в работах исследователей, которые  утверждают, что в основе общих  способностей лежат свойства нервной  системы (задатки). Гипотетическим свойством  нервной системы человека, которое  могло бы в ходе индивидуального  развития детерминировать креативность, считается “пластичность”..
Также отмечается взаимосвязь  темперамента и творческих способностей.
Отмечая роль бессознательных  процессов в творчестве, исследуется  функциональная асимметрия мозга (В.С. Ротенберг, С.М. Бондаренко, Р.М. Грановский и др.). Согласно этому подходу  индивид с преобладающей левополушарной стратегией мышления должен быть вероятно менее креативен, а с преобладающей  правополушарной стратегией – более  продуктивен творчески.
Ю.Б. Гиппенрейтер выделяет следующие факты.
О врожденности способностей заключают также на основе повторения их у потомков выдающихся людей. Однако, подобные факты не являются строгими, поскольку не позволяют развести действия наследственности и среды: при выраженных способностей родителей  с большей вероятностью создаются  благоприятные, а иногда и уникальные условия для развития тех же способностей у детей.
Таким образом, признается малая  вероятность наследуемости индивидуальных различий в креативности.
С другой стороны влияние  среды изучается многими учеными. Так, показательны результаты кросскультурных  исследований (Торранс).
Характер культуры влияет на тип креативности и процесс  ее развития.
Развитие креативности не определяется генетически, а зависит  от культуры в которой воспитывался ребенок.
Актуальность данной темы обусловлено тем, что несмотря на существование многочисленных теорий и выводов, понятия «творческое  мышление и «креативность» не являются достаточно изученными и исследованными.
Исходя из актуальности проблемы,  целью нашей курсовой работы  является анализ различных подходов в изучении развития творческого  мышления.
Объект –развитие мышления как психического процесса  в  онтогенезе человека.
Предмет - особенности развития творческого мышления.
Исходя из цели, объекта  и предмета, задачами исследования являются:
      теоретический анализ научной литературы по теме: «мышление, творческое мышление»;
      проследить и установить причины  развития творческого мышления.
Гипотеза нашей работы заключается в предположении  о том, что   обучение является важным фактором развития творческого  мышления, особенно в период младшего школьного возраста.
Методологической базой  работы является: исследования Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, К. Кофка, Дж. Гилфорда, А.В. Запорожцева и др. в области  развития мышления, закономерностей  развития творческого мышления.

1. Теоретические подходы к изучению мышления

1.1Ассоциативная теория мышления
Понимание познания как созерцания, прежде всего (что нашло свое отражение  в главном принципе сенсуализма: Nihil est in intellectu, quod non prius fuerit in sens - нет  ничего в разуме, чего не было бы раньше в ощущениях) изначально обрекало разум  и его способность к мышлению на непреодолимый отрыв от самой  сущности объектов: лишь субъективные ощущения, образы восприятия и представлений оказывались конечным предметом мыслящего разума.
На этой основе развивались  концепции мышления в эмпирической, в частности в ассоциативной психологии (Д.Гартли, Дж.Пристли, И.А.Тэн, Г.Эббингауз, В.Вундт). Формально-логические, т.е. отвлеченные от содержания, операционно-машинные действия субъекта со знаками и другими средствами общения полностью исчерпывали психологическое понимание мышления, т.е. содержательная сторона мышления - сам его предмет - оставалась на чувственно-образном, перцептивном уровне. Психологии, строящей себя на эмпирической концепции познания, не оставалось ничего иного, как принять в качестве психических реалий, образующих мышление, то, что в формальной логике понималось под “понятием”, “суждением” и “умозаключением”. В результате понятие оказывалось связью (ассоциацией) имени с сохраненными в чувственном образе представлениями об общих качествах некоторого множества объектов. Суждение определялось как ассоциативная операция, связывающая утверждением или отрицанием значения имен, а умозаключение как вывод формально неизбежное следствие из ряда подобных ассоциаций. В психологии мышление сводилось к процессу ассоциативных связей следов прошлого и наличного сенсорного опыта, замыкаясь в кругу чисто субъективных переживаний, окончательно отрываясь от своего действительного предмета и лишаясь своей главной способности - творческого синтеза знаний. Ассоцианистам поэтому приходилось “дополнять” способность мышления умозрительно вводимыми способностями человеческой психики к “активным операциям”, “к творческому синтезу” и т.п.
 
1.2 Бихевиоризм о мышлении как о поведении
 
В качестве реакции на неустранимые противоречия ассоциативного истолкования мышления, однако на тех же логических посылках натуралистического эмпиризма, рождалось “атомистическое” его истолкование в бихевиоризме (Э.Л.Торндайк, Дж.Б.Уотсон). Согласно этой концепции, в жизнедеятельности животных и человека, протекающей по принципу “стимул - реакция”, возникает внутреннее взаимодействие навыков речи, лишенной ее внешней, сигнально-звуковой реактивности, что как раз и образует психический процесс, именуемый мышлением.
 
1.3 Мышление с позиций гештальтпсихологии
 
С философией интуитивизма (оборотной стороной натуралистического эмпиризма) сближалась интерпретация мышления, данная представителями гештальтпсихологии (М.Вертгеймер, В.Кёлер, К.Коффка, К.Левин и др.). С их точки зрения, внутренний мир человека представляет собой иерархию целостных психических форм, воспроизводящих не просто совокупность внешних условий и объектов (как это представлялось эмпирикам), а именно целостность ситуаций, образуемых жизнедеятельностью человека. Тогда мышление - это усмотрение (постижение) в отраженных формах реальных тенденций и возможностей отражаемого, которые определяются именно целостностью ситуации. Такое усмотрение возможно благодаря способности субъекта к перекомбинации ситуативных факторов, сохраняющей однако исходную целостность ситуации.
 
1.4  Вюрцбургская школа психологии о мышлении
Сведению логического  к чувственному, проводимому сенсуалистической  ассоциативной психологией, вюрцбургская школа, сделавшая разработку психологии мышления своей основной задачей, противопоставила рационалистический, идеалистический отрыв логического от чувственного.
Представители вюрцбургской школы (А.Бине, О.Кюльпе, Н.Ах, К.Марбе  и др.), положившие начало систематическому изучению в психологии мышления, прежде всего, выдвинули - в противовес сенсуализму ассоциативной психологии - то положение, что мышление имеет свое специфическое содержание, не сводимое к наглядно-образному содержанию ощущений и восприятия. Но правильное положение о не сводимости мышления к наглядному чувственному содержанию соединилось у них с ложным отрывом одного от другого: - “чистой” чувственности было противопоставлено “чистое” мышление; - между ними установлена только внешняя противоположность, без единства.
В результате вюрцбургская школа пришла к неправильному  пониманию соотношения мышления и чувственного созерцания.
В противовес субъективизму  ассоциативной психологии, для которой  мыслительный процесс сводится к простой ассоциации субъективных представлений, вюрцбургская школа, опираясь на понятие интенции (направленность мышления на предмет), выдвинула положение о предметной направленности мысли и подчеркнула роль предмета в мыслительном процессе. Но в силу того, что в соответствии с той идеалистической философией, из которой исходила вюрцбургская школа, мышление было внешне противопоставлено всему чувственному содержанию действительности, направленность мышления на предмет превратилась в чистый акт, в мистическую активность вне всякого содержания. Правильное положение о внутренней соотнесенностимышления с независимым от него предметом превратилось в ложную метафизическую концепцию о чистой бессодержательной активности.
В противовес механицизму  ассоциативной теории, сводившей  мыслительные процессы к внешнему механическому  сцеплению представлений, представители  вюрцбургской школы подчеркнули  упорядоченный, направленный характер мышления и выявили значение задачи в мыслительном процессе. Вместо того чтобы раскрыть существенные внутренние особенности мышления, которые делают его пригодным для решения задач, не разрешимых механическим ассоциативным процессом, задаче приписывают способность к самореализации.
За время своего существования  вюрцбургская школа проделала значительную эволюцию. Начав с утверждений  о безобразном характере мышления (О.Кюльпе, X.Дж.Уайт, К.Бюлер в ранних своих работах), представители вюрцбургской школы (тот же К.Бюлер в позднейших своих работах, О.Зельц) затем очень  рельефно выявили и даже специально подчеркнули роль наглядных компонентов  в процессе мышления. Однако наглядность  была при этом насквозь интеллектуализована, наглядные представления были превращены в лишенные самостоятельной чувственной  основы пластичные орудия мышления. Таким  образом, принцип интеллектуализации реализовался в новых формах. Аналогичная эволюция произошла и во взглядах вюрцбургской школы на взаимоотношение мышления и речи. Вначале у О.Кюльпе, например, мышление рассматривалось вовне, будучи уже готовым, независимым от нее. Затем мышление и образование понятий (Нарцисс Ах,1871-1946) было превращено в результате введения формально понимаемого речевого знака в решение задачи. Эта последняя позиция, превращающая бессмысленный знак в демиурга мышления, была при всей ее видимой противоположности по существу лишь оборотной стороной все той же первоначальной позиции, разрывающей мышление и речь.
Все перечисленные подходы  к пониманию мышления точно так  же, как и более поздние попытки  натуралистического или интуитивистического  истолкования мышления сохраняли исходную для созерцательной теории познания установку на отделение и полное противопоставление мышления объективному предмету мысли.
 
1.5 Материалистическая психология и мышление
 
Другой подход к мышлению основывается на материалистическом понимании человеческой жизнедеятельности как общественно-исторического, развивающего свои основные общественные формы (формы общения людей) процесса предметной деятельности. Реальный процесс жизни людей, их труд как собственно целесообразная деятельность, как их осознанное бытие не могут быть изначально противопоставлены своему собственному предметному содержанию - объективному миру природы. Порождение человека в этом историческом процессе в качестве целесообразно действующего субъекта есть одновременно и порождение предмета его деятельности, который, по определению К.Маркса, берется уже не “только в форме объекта, или в форме созерцания...”, а субъективно, “как человеческая чувственная деятельность, практика”. На этой новой для психологии методологической основе с 20-х гг. XX в. развивалась отечественная психология (Л.С.Выготский и его школа).
Материалистическая психология подошла к рассмотрению мышления как к процессу, который формируется  в общественных условиях жизни, проявляется сначала как развернутая предметная деятельность, переходящая затем в свернутые формы, и приобретает характер внутренних “умственных” действий.
Мышление как высшая форма  познавательной деятельности человека позволяет отражать окружающую действительность обобщенно, опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями. Обобщенности способствует то, что мышление носит знаковый характер, выражается словом. Слово, в свою очередь, делает человеческое мышление опосредованным. Благодаря опосредованности оказывается возможным познать то, что непосредственно в восприятии не дано.
Мышление также дает возможность установить связи и отношения между предметами, в то время как ощущения и восприятия отражают преимущественно отдельные стороны явлений.
Процесс познания является чрезвычайно сложным. Прежде всего, для него необходимо получать непосредственные впечатления от предметов внешнего мира. Эти впечатления добываются с помощью различных органов чувств. Такая форма отражения чрезвычайно важна, существенна, но недостаточна для регуляции поведения. Для того чтобы осуществить в окружающей среде разумную деятельность, необходимо отражать отношения предметов между собой, что и осуществляется в процессе мышления.
Весь материал мыслительная деятельность получает только из чувственного познания. И через чувственное познание мышление непосредственно связывается с внешним миром.
Человеческое мышление качественно отличается от мышления животных. Важнейшим отличительным моментом оказывается речь и другие, используемые при этом системы знаков, с помощью которых человек получает возможность существенно расширять свои моделирующие способности, познавать обобщенно и опосредованно.
Материальной основой  мышления является речь. Мысль опирается  на свернутую внутреннюю речь. Эксперименты показали, что ни одна сложная мысль не протекает без свернутых внутренних речевых процессов. Оказалось, что если зарегистрировать положение языка или органов гортани в спокойном состоянии, а затем предложить испытуемому начать придумывать любую задачу, то в речевом анализаторе начинается сложная деятельность, которую можно зарегистрировать. Следовательно, каждая мысль связана с внутренним речевым процессом.
По своей функции регулятора мышление выступает как высший процесс, объединяющий всю деятельность человека. Начальным моментом мышления является проблемная ситуация, которая вовлекает личность в активный мыслительный процесс. Проблемная ситуация - это конфликт между тем, что дано субъекту, и тем, чего он должен достигнуть.
Таким образом, согласно ассоцианизму, мышление не является особым процессом и сводится к простому сочетанию образов памяти (ассоциациям по смежности, сходству, контрасту). Представители вюрцбургской школы считали мышление особым видом психических процессов и отделяли его от чувственной основы и речи. Согласно  гештальтпсихологии мышление совершается в замкнутой сфере сознания или феноменального поля. В бихевиоризме мышление сводилось к поведению во “внутреннем плане”, отличающимся от внешнего поведения лишь большей свернутостью и сокращенностью. Материалистическая психология подошла к рассмотрению мышления как к процессу, который формируется в общественных условиях жизни, проявляется сначала как развернутая предметная деятельность, переходящая затем в свернутые формы, и приобретает характер внутренних “умственных” действий.
Современная наука идет ко все более глубокому раскрытию сущности мышления разными путями познания, прежде всего, через исследование:
      самого мышления и законов  его функционирования путем логического анализа; 
      мышления с точки зрения психических функций человека, процессов, протекающих в нервной системе;
      мышления с помощью средств и методов кибернетики.
2 Мышление
Для более адекватного  и полного представления места  мышления в структуре психики  личности необходимы знания этой структуры(см.приложение 1)..
Психические свойства - наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Различают следующие свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности;
психические состояния - определенный уровень работоспособности и  качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени;
психические образования - психические  явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.
Таким образом, мышление в  структуре психики личности относится  к психическим познавательным процессам, которые обеспечивают отражение  и осознание людьми воздействий  окружающей действительности.
 
2.1 Психологическая сущность мышления
 
Психология, в отличие  от других наук, изучает мышление конкретного  человека в его реальной жизни  и деятельности. Психологическое  исследование природы мышления исходит  из различения чувственного и рационального  познания, отличия мышления от восприятия. Последнее отражает окружающий мир  в образах, предметы мира предстают  в восприятии со стороны своих  внешних, чувственно достоверных свойств. В восприятии вещи, явления и свойства даны в своих единичных проявлениях, которые “соединены, но не связаны”. Но для ориентации человека в природном  и социальном мире недостаточно лишь чувственного восприятия, потому что:
- во-первых, сущность предметов и явлений непосредственно не совпадает с их внешним обликом, доступным восприятию.
- во-вторых, сложные явления природного и социального мира недоступны восприятию, они не выражены в наглядных свойствах.
- в-третьих, восприятие ограничено отражением предметов и явлений в момент их непосредственного воздействия на органы чувств человека. Но с помощью восприятия невозможно познать прошлое (что уже случилось) и предвидеть будущее (чего еще нет).
Таким образом, мышление начинается там, где оказывается уже недостаточным или даже бессильным чувственное познание. Мышление продолжает и развивает познавательную работу ощущений, восприятий и представлений, выходя далеко за их пределы. Мы легко можем понять, например, что межпланетный корабль, движущийся со скоростью 50000километров в секунду, будет перемещаться к далекой звезде в шесть раз медленнее, чем луч света, тогда как непосредственно воспринять или представить разницу в скорости тел, движущихся со скоростью 300000 километров в секунду и 50000 километров в секунду, мы не в состоянии. В реальной познавательной деятельности каждого человека чувственное познание и мышление непрерывно переходят одно в другое и взаимообусловливают друг друга.
Мышление раскрывает то, что непосредственно в восприятии не дано, оно отражает мир в его существенных связях и отношениях, в его многообразных опосредствованиях. Основная задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений во времени и в пространстве.
В процессе мышления осуществляется переход от случайного к необходимому, от единичного к общему. Существенные связи с необходимостью являются общими при многообразных изменениях несущественных обстоятельств. Поэтому мышление определяют как обобщенное отражение действительности. Всякое мышление совершается в обобщениях. “Мышление, - подчеркивал С.Л.Рубинштейн, - это движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к общему и от общего к отдельному”.
В процессе мышления субъект  использует различного рода средства, вырабатываемые человечеством с  целью проникновения в существенные связи и отношения предметного и социального мира: практические действия, образы и представления, модели, схемы, символы, знаки, язык. Опора на культурные средства, орудия познания характеризует такую особенность мышления, как его опосредствованность.
Традиционные определения  мышления, которые можно встретить в большинстве учебников по психологии, обычно фиксируют два его признака: обобщенность и опосредствованность. Мышление есть процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях.
Мышление представляет собой  процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует  различными видами обобщений, включая  образы, понятия и категории.
Появление речи в процессе эволюции человека принципиально изменило функции мозга. Мир внутренних переживаний, намерений приобрел качественно  новый аппарат кодирования информации с помощью абстрактных символов. Это не только обусловило возможность  передачи информации от человека к человеку, но и сделало качественно иным процесс мышления. Мы лучше осознаем, понимаем мысль, когда облачаем её в языковую форму. Вне языка мы переживаем неясные побуждения, которые могут быть выражены лишь жестами и мимикой. Слово выступает не только как средство выражения мысли: оно перестраивает мышление и интеллектуальные функции человека, таккак сама мысль совершается и формируется с помощью слова.
Суть мышления – в выполнении некоторых когнитивных операций с образами во внутренней картине  мира. Эти операции позволяют строить  и достраивать меняющуюся модель мира. Благодаря слову картина  мира становится более совершенной, дифференцированной, с одной стороны, и более обобщенной – с другой. Присоединяясь к непосредственному  образу предмета, слово выделяет его  существенные элементарные или комплексные  признаки, которые непосредственно  недоступны субъекту. Слово переводит  субъективный смысл образа в систему  значений, что делает его более  понятным как самому субъекту, так  и другим окружающим его.
 
2.2. Специфика  и особенности мышления
 
Специфичность мышления заключаются  в том, что:
- мышление дает возможность  познать глубинную сущность объективного  мира, законы его существования; 
- лишь в мышлении возможно познание становящегося, изменяющегося, развивающегося мира;
- мышление позволяет предвидеть  будущее, оперировать с потенциально  возможным, планировать практическую деятельность.
Для психологического анализа  мышления важно указать еще на две его особенности, характеризующие  специфические качества человеческого мышления, - связь мышления с действием и речью. “Мышление теснейшим образом связано с действием. Человек познает действительность, воздействуя на нее, понимает мир, изменяя его. Мышление не просто сопровождается действием или действие - мышлением; действие - это первичная форма существования мышления. Первичный вид мышления - это мышление в действии и действием, мышление, которое совершается в действии и в действии выявляется” (С.Л.Рубинштейн).
Процесс мышления характеризуется  следующими особенностями (см. Приложение 2):
 
1. Мышление всегда имеет  опосредствованный характер. Устанавливая  связи и отношения между предметами  и явлениями объективного мира, человек опирается не только  на непосредственные ощущения  и восприятия, но обязательно  и на данные прошлого опыта,  сохранившиеся о памяти.
2. Мышление опирается  на имеющиеся у человека знания  об общих законах природы и  общества. В процессе мышления  человек пользуется уже сложившимися  на основе предшествующей практики  знаниями общих положений, в  которых отражены наиболее общие  связи и закономерности окружающего  мира.
3. Мышление исходит из  “живого созерцания”, но не  сводится к нему. Отражая связи  и отношения между явлениями,  мы всегда отражаем эти связи  в отвлеченном и обобщенном  виде, как имеющие общее значение  для всех сходных явлений данного  класса, а не только для данного,  конкретно наблюдаемого явления.
4. Мышление всегда есть  отражение связей и отношений  между предметами в словесной форме. Мышление и речь всегда находятся в неразрывном единстве. Благодаря тому, что мышление протекает в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются совершенно особыми раздражителями, сигнализирующими о действительности в самой обобщенной форме.
5. Мышление человека органически  связано с практической деятельностью.  В своей сущности оно опирается  на общественную практику человека. Это отнюдь не простое “созерцание”  внешнего мира, а такое его  отражение, которое отвечает задачам,  возникающим перед человеком  в процессе труда и других  видов деятельности, направленных  на переустройство окружающего  мира.
Для описания проявлений мышления психология использует определение  мышления в широком смысле: это  активная познавательная деятельность субъекта, необходимая для его полноценной ориентации в окружающем природном и социальном мире. Для изучения конкретных психологических механизмов мышления в психологии говорят о мышлении в узком смысле как процессе решения задач.
 
 
 
 
 
2.3 Виды мышления
 
В психологии наиболее принята  и распространена следующая простейшая и несколько условная классификация видов мышления:
1) наглядно-действенное; 
2) наглядно-образное;
3) словесно-логическое;
4) абстрактно-логическое.
Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления. Основная характеристика наглядно-действенного мышления определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации. Практические познавательные предметные действия являются основой любых более поздних форм мышления.
Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления. Субъект оперирует наглядными изображениями объектов через их образные представления. При этом образ предмета позволяет объединить набор разнородных практических операций в целостную картину. Овладение наглядно-образными представлениями расширяет сферу действия практического мышления.
В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно  у дошкольников, т.е. в возрасте четырех - семи лет. Связь мышления с практическими действиями у них хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок необязательно и далеко не всегда должен потрогать руками заинтересовавший его предмет. Во многих случаях не требуется систематического практического манипулирования (действования) с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Иначе говоря, дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле).
Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый с помощью логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.
Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.
Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными  этапами развития мышления в филогенезе и в онтогенезе. В настоящее время в психологии убедительно показано, что эти четыре вида мышления сосуществуют у взрослого человека и функционируют при решении различных задач. Все виды мышления тесно взаимосвязаны. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений. Поэтому описанные виды мышления нельзя оценивать как более или менее ценные. Абстрактно-логическое или словесно-логическое мышление не могут быть “идеалом” мышления вообще, конечной точкой интеллектуального развития. Так дальнейшее совершенствование мышления связывается в психологии с расширением и конкретизацией сфер приложения усвоенных мыслительных норм и техник.
Кроме того, выделение видов мышления можно производить по различным основаниям. Так, опираясь на различные источники, касающиеся изучения мышления, можно выделить следующие виды мышления (см. Приложение 3).
 
По характеру решаемых задач различают теоретическое и практическое мышление.
Теоретическое мышление - мышление на основе теоретических рассуждений  и умозаключений.
Практическое  мышление - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.  Теоретическое мышление - это познание законов и правил. Основная задача практического мышления - разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Практическое мышление было изучено Б.М.Тепловым. Им установлено, что важной особенностью практического мышления является то, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени и актуального риска. В практических ситуациях очень ограничены возможности для проверки гипотез. Все это делает практическое мышление в определенном отношении более сложным, чем мышление теоретическое.
По степени развернутости  мышления во времени различают интуитивное  и дискурсивное, или аналитическое  мышление.
Дискурсивное (аналитическое) мышление - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека.
Интуитивное мышление - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. Обычно используют три критерия для различения дискурсивного и интуитивного мышления: 1) временной (время протекания процесса); 2) структурный (членение на этапы); 3) уровень осознанности (представленность в сознании самого мыслящего).
По степени новизны  и оригинальности различают репродуктивное и продуктивное мышление по их функциональному назначению.
Репродуктивное  мышление - мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.
Продуктивное  мышление - мышление на основе творческого воображения.
В своей деятельности люди сталкиваются с такими объектами, которые  имеют целостно-системный характер. Для ориентации в таких объектах человеку необходимо уметь выделить в них внешнее и внутреннее содержание, их внутреннюю сущность и ее внешние проявления. В этой связи по типу познания выделяют теоретическое и эмпирическое мышление.
Теоретическое мышление – мышление, направленное на познание внутреннего содержания и сущности сложных системных объектов. Основным мыслительным действием, связанным с таким познанием, является анализ. Анализ целостного системного объекта обнаруживает в нем некоторую простую связь (или отношение), выступающую в роли генетически исходной основы для всех его частных проявлений. Эта исходная связь служит всеобщим или существенным источником становления целостного системного объекта. Задача теоретического мышления состоит в обнаружении этой исходной существенной связи, при последующем ее выделении, т.е. абстрагировании, и, в дальнейшем, сведении к этой исходной связи всех возможных частных проявлений системного объекта, т.е. производство действия обобщения.
Эмпирическое  мышление – мышление, направленное на познание внешних проявлений рассматриваемых предметов и явлений. Основными операциями эмпирического мышления является сравнение и классификация, которые связаны с действиями абстрагирования и обобщения одинаковых свойств, предметов и явлений. Познавательным продуктом осуществления этих действий являются общие представления (или эмпирические понятия) об этих предметах и явлениях. Эмпирическое мышление выполняет весьма важные и необходимые функции в повседневной жизни людей, а также в науках, находящихся на начальных этапах своего развития.
По функциональному назначению различают критическое и творческое мышление.
Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей.
Творческое мышлениe связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей. Противоположны условия их реализации: порождение новых творческих идей должно быть полностью свободно от всякой критики, внешних и внутренних запретов; критический отбор и оценка этих идей, напротив, требует строгости к себе и другим, не допускает завышенной оценки собственных идей. В практике существуют попытки объединения преимуществ каждого из этих видов. Например, в известных методиках управления мыслительным процессом и повышения его эффективности (“мозговой штурм”) творческое и критическое мышление как разные режимы сознательной работы используются на разных этапах решения одних и тех же прикладных задач.
Одно из традиционных различий мышления по типам основано на анализе содержания используемых средств мышления - наглядных или вербальных.  В этой связи выделяют наглядное и вербальное мышление.
Наглядное мышление – мышление на основе образов и представлений предметов.
Вербальное мышление – мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами. Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми структурами. В психологии полагают, что наглядный и вербальный виды мышления являются “антагонистами”: носителям первого бывают труднодоступны даже простые задачи, представленные в знаковой форме; носителям второго нелегко даются задачи, требующие оперирования наглядными образами.
 
2.4 Качества мышления
 
2.4.1Индивидуальные особенности и качества мышления
 
Индивидуальные особенности  мышления у различных людей проявляются  прежде всего в том, что у них  по-разному складывается соотношение  разных и взаимодополняющих видов  и форм мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического  и абстрактно-логического).
К индивидуальным особенностям мышления относятся также и другие качества познавательной деятельности: продуктивность ума, самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота мысли, творчество, критичность, инициативность, сообразительность и т.д. (см. Приложение 4).
Например, для творческой работы необходимо обладать способностью самостоятельно и критично мыслить, проникать в сущность предметов и явлений, быть пытливым, что в значительной мере обеспечивает продуктивность умственной деятельности. Все указанные качества индивидуальны, изменяются с возрастом, поддаются коррекции.
Быстрота мышления - скорость протекания мыслительных процессов. Быстрота мысли особенно нужна в тех случаях, когда от человека требуется принимать определенные решения в очень короткий срок (например, во время аварии).
Самостоятельность мышления - умение увидеть и поставить новый вопрос, а затем решить его собственными силами. Самостоятельность мышления, как умение использовать общественный опыт и независимость собственной мысли, проявляется, прежде всего, в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.
Гибкость мышления - способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям, активное переструктурирование исходных данных, понимание и использование их относительности. Гибкость мышления как умение находить пути решения задачи заключается в умении изменять намеченный вначале путь (план) решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые не удалось учесть с самого начала.
Инертность мышления – качество мышления, проявляющееся в склонности к шаблону, к привычным ходам мысли, в трудности переключения от  одной системы действий к другой.
Темп развития мыслительных процессов - минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа решения.
Экономичность мышления - число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность.
Широта ума - умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики.
Глубина мышления - умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия; проявляется в степени существенности признаков,  которые человек может абстрагировать при овладении новым материалом, и в уровне их обобщенности.
Последовательность  мышления - умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса.
Критичность мышления - качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений.
Устойчивость мышления – качество мышления, проявляющееся в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на  уже известные закономерности.
Осознанность мышления – качество мышления, проявляющееся в возможности выразить в слове как результат работы (существенные признаки, понятия, закономерности и т.п.), так и те способы, приемы, с помощью которых этот результат был найден.
Эти индивидуальные особенности  необходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить умственные способности и знания.
Все перечисленные и многие другие качества мышления тесно связаны с основным его качеством, или признаком. Важнейший признак всякого мышления - независимо от его отдельных индивидуальныхособенностей - умение выделять существенное, самостоятельно приходить ко все новым обобщениям. Когда человек мыслит, он не ограничивается констатацией того или иного факта или события, пусть даже яркого, интересного, нового и неожиданного. Мышление необходимо идет дальше, углубляясь в сущность данного явления и открывая общий закон развития всех более или менее однородных явлений, как бы внешне они не отличались друг от друга.
 
2.5 Мышление как процесс решения задач
 
Определение мышления как процесса решения задач используется, главным образом, в экспериментальных исследованиях конкретных механизмов познания, при диагностике мышления. Любая задача имеет объективную (предметную) и субъективную (психологическую) структуру. Объективно задача включает в себя: набор определенных условий; требование, которое нужно достичь. С психологической точки зрения требованию задачи соответствует субъективно поставленная цель, а условиям - средства ее достижения. Движущей силой процесса мышления являются возникающие противоречия в субъективной структуре - между целью и средствами.  Схематично это можно отобразить в виде схемы,( см. Приложение 5)
Следовательно, решение задачи есть процесс достижения поставленной цели и поиск необходимых для этого средств в данных условиях.
Выделяют три типа мыслительных действий, характерных для процесса решения задач:
1. Ориентировочные действия.
2. Исполнительные действия.
3. Нахождение ответа.
Ориентировочные действия начинаются с анализа условий. Главное в мыслительном поиске - возникновение гипотезы. Она возникает на основе полученной информации, анализа условий и способствует дальнейшему поиску, направляет движение мысли, в итоге переходит в план решения. В возникновении гипотезы обычно проявляются творческие возможности личности.
Исполнительные действия сводятся в основном к выбору приемов решения задачи.
Нахождение ответа состоит  в сверке решения с исходными условиями задачи. Если в результате сличения результат согласуется с исходными условиями, процесс прекращается. Если нет - процесс решения продолжается и протекает до тех пор, пока решение не будет окончательно согласовано с условиями задачи.
    Для психологического анализа процесса решения задачи важно знание о наличии или отсутствии в прошлом опыте субъекта готовых средств достижения цели. Если такие средства есть, то ситуация не будет для субъекта проблемной и ее решение фактически сведется к использованию сформированного мыслительного действия, к воспроизводству готового знания. В психологии такое мышление называют репродуктивным.
Только при отсутствии готовых средств достижения цели возникает необходимость их поиска, создания. Этот процесс требует продуктивного, творческого мышления. Задача с поставленной целью и отсутствием средств ее достижения называется творческой. Иначе говоря, подлинное мышление можно определить как процесс решения творческих задач. Как правило, творческие задачи составляют основной материал при изучении мышления как процесса решения задач.
Ход и результаты решения  задачи существенно различны при  эмпирическом и теоретическом мышлении. Осуществляя поиск способа решения  задачи, субъект может построить  либо способ решения только данной, конкретной задачи, либо найти общий  способ решения всех задач того класса, к которому относится предложенная задача.
В первом случае мышление будет эмпирическим, поскольку здесь содержание соответствующей задачи отражается в частной форме. Во втором случае мышление можно квалифицировать как теоретическое, поскольку содержание соответствующего класса задач отражается в общей форме.
Очень точную психологическую  характеристику двух способовешения задач дал С.Л.Рубинштейн. “Пока, решая задачу, - писал он, - мы оперируем только наглядным единичным содержанием, данным нам в непосредственном созерцании, мы разрешаем задачу лишь для данного единичного случая. В каждом следующем случае приходится решать задачу снова, и снова это решение только этой частной задачи. Возможность дать обобщенную формулировку и обобщенное решение задачи радикально изменяет положение. Задача, получившая такое обобщенное решение, решена не только практически - для данного частного случая, но и теоретически для всех принципиально однородных случаев. Решение, полученное на единичном случае, выходит за его пределы и получает обобщенное значение, оно становится теорией или составной частью теории. Вместо того чтобы идти следом за практикой от одного частного случая к другому, решая ту частную задачу, которую практика поставила, теоретическое мышление в обобщенной форме вскрывает принцип решения задачи и предвосхищает решение задач, на которые практика может лишь в будущем натолкнуться. Мышление принимает на себя функции планирования”.
 
2.6 Мыслительные операции
 
В психологии выделяют следующие операции мышления (см. Приложение 6): анализ, сравнение, абстрагирование, синтез, конкретизация, обобщение, классификация и категоризация. С помощью этих операций мышления осуществляется проникновение в глубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи.
Анализ - это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Анализ - это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т. д.; это расчленение познаваемого объекта на различные компоненты. Например, школьник на занятиях кружка юных техников, пытаясь понять способ действия какого-либо механизма или машины, прежде всего выделяет различные элементы, детали этого механизма и разбирает его на отдельные части. Так в простейшем случае он анализирует, расчленяет познаваемый объект.
С помощью анализа обнаруживаются наиболее существенные признаки. В  ходе анализа какого-либо предмета его свойства, являющиеся наиболее важными, значимыми, существенными, интересными, оказываются особенно сильными раздражителями и потому выступают на передний план. Такие раздражители вызывают активный процесс возбуждения (прежде всего в коре головного мозга) и по физиологическому закону индукции тормозят дифференциацию других свойств того же предмета, являющихся слабыми раздражителями. Таким образом, физиологической основой психического процесса анализа будет определенное соотношение возбуждения и торможения в высших отделах головного мозга.Синтез - это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. В отличие от анализа синтез предполагает объединение элементов в единое целое. Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны. Неразрывное единство между анализом и синтезом отчетливо выступает в таком познавательном процессе, как сравнение. Сравнение - это мыслительная операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и в выявлении таким образом общности или различия между ними. Сравнение характеризуется как более элементарный процесс, с которого, как правило, начинается познание. На начальных этапах ознакомления с окружающим миром различные объекты познаются прежде всего путем сравнения. Всякое сравнение двух или нескольких предметов начинается с сопоставления или соотнесения их друг с другом, т.е. начинается с синтеза. В ходе этого синтетического акта происходит анализ сравниваемых явлений, предметов, событий и т.д. - выделение в них общего и различного. Например, ребенок сравнивает между собой разных представителей класса млекопитающих и с помощьюучителя постепенно вычленяет наиболее общие признаки этих животных. Так сравнение ведет к обобщению.
Обобщение - это мыслительная операция, заключающаяся в объединении многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. В ходе обобщения в сравниваемых предметах - в результате их анализа - выделяется нечто общее. Эти общие для различных объектов свойства бывают двух видов: 1) общие как сходные признаки и 2) общие как существенные признаки.
Например, можно найти нечто сходное между самыми разнородными предметами, в частности, можно объединить в одну группу, в один класс общности цвета вишню, пион, кровь, сырое мясо, вареного рака и т.д. Однако это сходство (общность) между ними еще никак не выражает действительно существенных свойств перечисленных предметов. В данном случае сходство основано на их чисто внешних, лишь очень поверхностных, несущественных признаках. Обобщения, которые делаются в результате такого поверхностного, неглубокого анализа объектов, не имеют большой ценности и к тому же постоянно приводят к ошибкам. Обобщение, основанное на поверхностном анализе чисто внешних свойств, например, кита, заставляет сделать глубоко ошибочный вывод о том, что кит - это не млекопитающее, а рыба. В данном случае сравнение этих объектов выделяет среди их общих признаков только сходные, но несущественные (внешний вид, рыбообразная форма тела). И наоборот, когда в результате анализа вычленяются общие свойства как существенные, становится ясно, что кит относится не к рыбам, а к млекопитающим. Следовательно, всякое существенное свойство является вместе с тем и общим для данной группы однородных предметов, но не наоборот: не всякое общее (сходное) свойство является существенным для данной группы объектов. Общие существенные признаки выделяются в ходе и в результате углубленного анализа и синтеза.
Путем нахождения сходных, одинаковых или общих свойств и признаков  вещей субъект обнаруживает тождество  и различие между вещами. Эти сходные, похожие признаки затем абстрагируются (выделяются, отделяются) из совокупности других свойств и обозначаются словом, затем они становятся содержанием соответствующих представлений человека об определенной совокупности предметов или явлений. Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного. Абстракция - отвлеченное понятие, образуемое в результате мысленного отвлечения от несущественных сторон, свойств предметов и отношений между ними с целью выявления существенных признаков.
Выделение (абстрагирование) общих свойств разных уровней  позволяет человеку установить родовидовые  отношения в некотором многообразии предметов и явлений, систематизировать их и тем самым построить определенную классификацию. Классификация –систематизация соподчиненных понятий какой-либо области знания или деятельности человека, используемая для установления связей между этими понятиями или классами объектов. Следует отличать классификацию от категоризации. Категоризация – операция отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы и т.п. 
Конкретизация - это движение мысли от общего к частному. Одной из задач теоретического мышления является определение способа выведения частных проявлений системного объекта из его всеобщего (существенного) основания, из определённого исходного отношения в системе. Мысленное прослеживание процесса превращения исходного отношения в объекте в его многообразные конкретные проявления осуществляется методом “восхождения от абстрактного к конкретному”.
Закономерности рассмотренных  операций мышления и есть суть основных внутренних, специфических закономерностей мышления. На их основе только и могут получить объяснение все внешние проявления мыслительной деятельности.
3. Развитие мышления в онтогенезе
 
Онтогенетический аспект (онтогенез мышления) включает исследование процесса и выделение этапов развития мышления на протяжении жизни одного человека, с рождения до старости.
В психологической науке  выделяются различные взгляды ученых на понимание онтогенетического  развития мышления. К ним можно  отнести: взгляды Ж.Пиаже, теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, подход Л.С.Выготского, информационную теорию интеллектуально-когнитивного развития Клара и Уоллеса.
 
 
 
3.1. Подход Ж.Пиаже
 
Один из наиболее известных  психологов современности, швейцарский  ученый Ж.Пиаже предложил теорию развития интеллекта в детстве, которая  оказала большое влияние на современное  понимание онтогенетического развития мышления. В теоретическом плане  он придерживался мысли о практическом, деятельностном происхождении основных интеллектуальных операций.
Теория развития мышления ребенка, предложенная Ж.Пиаже, получила название “операциональной” (от слова  “операция”). Операция, по Пиаже, представляет собой “внутреннее действие”, продукт  преобразования (“интериоризации”) внешнего, предметного действия, скоординированного с другими действиями в единую систему, основным свойством которой  является обратимость (для каждой операции существует симметричная и противоположная  операция).
В развитии операционального интеллекта у детей Ж.Пиаже выделяет следующие четыре стадии:
1. Стадия сенсомоторного  интеллекта, охватывающая период  жизни ребенка от рождения  до примерно двух лет. Она  характеризуется развитием способности  воспринимать и познавать окружающие  ребенка предметы в их достаточно  устойчивых свойствах и признаках.
2. Стадия операционального  мышления, включает его развитие  в возрасте от двух до семи  лет. На этой стадии у ребенка  складывается речь, начинается активный  процесс интериоризации внешних  действий с предметами, формируются  наглядные представления.
3. Стадия конкретных операций  с предметами. Она характерна  для детей в возрасте от 7-8 до 11-12 лет. Здесь умственные операции  становятся обратимыми.
4. Стадия формальных операций. Ее в своем развитии достигают  дети в среднем возрасте: от 11-12 до 14-15 лет. Данная стадия характеризуется  способностью ребенка выполнять  операции в уме, пользуясь логическими  рассуждениями и понятиями. Внутренние  умственные операции превращаются  на этой стадии в структурно  организованное целое.
 
3.2 Теория поэтапного формирования умственных действий
 
В  основу данной теории было положено представление о генетической зависимости между внутренними  интеллектуальными операциями и  внешними практическими действиями. Ранее это положение получило разработку во французской психологической  школе (А.Валлон) и в трудах Ж.Пиаже. На нем основывали свои теоретические  и экспериментальные работы Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец  и многие другие.
П.Я.Гальперин внес в соответствующую  область исследований новые идеи. Им была разработана теория формирования мышления, получившая название концепции  планомерного формирования умственных действий. Гальперин выделил этапы  интериоризации внешних действий, определил  условия, обеспечивающие их наиболее полный и эффективный перевод во внутренние действия с заранее заданными  свойствами.
Процесс переноса внешнего действия во внутрь, по П.Я.Гальперину, совершается поэтапно, проходя строго определенные стадии. На каждом этапе  происходит преобразование заданного  действия по ряду параметров. В этой теории утверждается, что полноценное  действие, т.е. действие высшего интеллектуального  уровня, не может сложиться без  опоры на предшествующие способы  выполнения того же самого действия, в  конечном счете – на его исходную, практическую, наглядно-действенную, наиболее полную и развернутую форму.
Четыре параметра, по которым  преобразуется действие при его  переходе извне внутрь, суть следующие: уровень выполнения, мера обобщения, полнота фактически выполняемых  операций и мера освоения. По первому  из указанных параметров действие может  находиться на трех подуровнях: действие с материальными предметами, действие в плане громкой речи и действие в уме. Три остальных параметра  характеризуют качество сформированного  на определенном уровне действия: обобщенность, сокращенность и освоенность.
Процесс формирования умственных действий, по П.Я.Гальперину, представляется следующим образом.
I. Выявление ориентировочной  основы действия. На этом этапе происходит ориентация в задании. Первоначально выделяется то, что само бросается в глаза. Осуществляется ознакомление с составом будущего действия в практическом плане, а также с требованиями (образцами), которым оно в конечном счете должно будет соответствовать. Это ознакомление есть ориентировочная основа будущего действия.
II. Происходит формирование  действия в материальном виде. Осуществляется выполнение заданного действия во внешней форме в практическом плане с реальными предметами или их заменителями. Освоение этого внешнего действия идет по всем основным параметрам с определенным типом ориентировки на каждом.
На этом этапе обучающийся  умственным действиям получает полную систему указаний и систему внешних признаков, на которые ему надо ориентироваться. Действие автоматизируется, делается целесообразным, возможен его перенос на аналогичные задания.
III. Действие формируется  в громкой речи. Важное значение приобретает не только знание условий, но и понимание их. Осуществляется выполнение действия без непосредственной опоры на внешние предметы или их заменители. Перенесение действия из внешнего плана в план громкой речи. Перенесение действия в речевой план, по мнению П.Я.Гальперина, означает не только выражение действия в речи, но, прежде всего, речевое выполнение предметного действия.
IV. Этап формирования действий  во внешней речи про себя. Здесь  осуществляется перенесение громкоречевого  действия во внутренний план. Становится свободное проговаривание  действия целиком “про себя”.
V. Формирование действий  во внутренней речи. Происходит  выполнение действия в плане  внутренней речи с соответствующими  его преобразованиями и сокращениями, с уходом действия, его процесса  и деталей выполнения из сферы  сознательного контроля и переходом  на уровень интеллектуальных  умений и навыков.
Переход от первого из этих этапов ко всем последующим представляет собой последовательную интериоризацию действий. Это переход “из вне  во внутрь”.
3.3. Подход Л.С.Выготского
 
Особое место в исследованиях, посвященных развитию мышления, принадлежит  изучению процесса формирования понятий. Он представляет собой высший уровень  сформированности речевого мышления, а также и высший уровень функционирования как речи, так и мышления, если их рассматривать в отдельности.
С рождения ребенку не даны понятия, и этот факт в современной  психологии считается общепризнанным. Как же формируются и развиваются  понятия? Данный процесс представляет собой усвоение человеком того содержания, которое заложено в понятии. Развитие понятия состоит в изменении  его объема и содержания, в расширении и углублении сферы применения данного  понятия.
Образование понятий –  результат длительной, сложной и  активной умственной, коммуникативной  и практической деятельности людей, процесса их мышления. Образование  понятий у индивида своими корнями  уходит в глубокое детство. Л.С.Выготский (1896-1934) был одним из первых ученых психологов, кто детально исследовал этот процесс. Он экспериментально установил  ряд ступеней и этапов, через которые  проходит образование понятий у  детей.
1. Образование неоформленного, неупорядоченного множества отдельных  предметов, их синкретического  сцепления, обозначаемого одним  словом. Эта ступень в свою  очередь распадается на три  этапа: выбор и объединение  предметов наугад, выбор на основе  пространственного расположения  предметов и приведение к одному  значению всех, ранее объединенных  предметов.
2. Образование понятий-комплексов  на основе некоторых объективных  признаков. Комплексы такого рода  имеют четыре вида: ассоциативный  (любая внешне замеченная связь  берется как достаточное основание  для отнесения предметов к  одному классу), коллекционный (взаимное  дополнение и объединение предметов  на основе частного функционального  признака), цепной (переход в объединении  от одного признака к другому,  так что одни предметы объединяются  на основе одних, а другие  – совершенно иных признаков,  причем все они входят в  одну и ту же группу), псевдопонятие  (внешне – понятие, внутренне  – комплекс).
3. Образование настоящих  понятий. Здесь предполагаются  умения ребенка выделить, абстрагировать  элементы, а затем интегрировать  их в целостное понятие вне  зависимости от предметов, которым они принадлежат. Эта ступень включает следующие стадии: стадия потенциальных понятий, на которой ребенок выделяет группу предметов по одному общему признаку; стадия истинных понятий, когда абстрагируется ряд необходимых и достаточных признаков для определения понятия, а затем они синтезируются и включаются в соответствующее определение.
Синкретическое мышление и мышление в понятиях-комплексаххарактерны для детей раннего, дошкольного  и младшего школьного возраста. К  мышлению в настоящих понятиях ребенок  приходит только в подростковом возрасте под влиянием обучения теоретическим  основам разных наук.
 
3.4. Информационная теория
интеллектуально-когнитивного развития
 
Авторы информационной теории интеллектуально-когнитивного развития, связанной с информационно-кибернетической  теорией мышления, Клар и Уоллес, предположили, что ребенок с рождения обладает тремя качественно различными, иерархическими организованными типами продуктивных интеллектуальных систем: 1) система обработки воспринимаемой информации и направления внимания с одного ее вида на другой. 2) система, ответственная за постановку целей  и управление целенаправленной деятельностью. 3) система, отвечающая за изменение  существующих систем первого и второго  типов и создание новых подобных систем.
Клар и Уоллес выдвинули  ряд гипотез, касающихся действия систем третьего типа:
- в то время, когда  организм практически не занят  обработкой извне поступающей  информации (когда, например, он спит), система третьего типа перерабатывает  результаты ранее поступившей  информации, предшествующей умственной  активности;
- цель этой переработки  – определить следствия предыдущей  активности, которые являются устойчивыми.  Так, например, имеются системы,  которые управляют записью предыдущих  событий, разделением этой записи  на потенциально устойчивые, согласующиеся  друг с другом части и определением  этой согласованности от элемента  к элементу;
- как только подобная  согласованная последовательность  замечена, в действие вступает  другая система – та, которая  порождает новую;
- формируется система  более высокого уровня, включающая  в себя предыдущие в качестве  элементов или ча
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.