На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Активные банковские операции: сущность, состав, характеристики

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 38. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ
ИНСТИТУТ
КАФЕДРА «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»
 
 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра «Финансы и кредит»
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Деньги. Кредит. Банки»
на тему: «Активные банковские операции: сущность, состав, характеристики»
 
Выполнил: студент    4 семестра СОП,
специальности финансы и кредит
№ зачетной книжки 09Ф-220
Евтушенко Ирина Сергеевна
 
                                                         Научный  руководитель:
к.э.н,    доцент,
                                                                           Черниченко Светлана Геннадьевна
                                                                                      Дата защиты
                                                                           Оценка
 
 
 
 
 
Кемерово 2011
Содержание:
 
 
Введение_________________________________________________________3
1. Теоретические основы по проблемам банковских операций_____________5
1.1. История возникновения и эволюции банков и банковских операций____5
1.2. Классификация банковских операций_____________________________11
1.3. Место и роль активных операций в банковской деятельности. Проблемы в организации активных банковских операций_________________________16
2. Активные банковские  операции: сущность, состав, характеристики ____20
2.1. Экономическое содержание и состав активных банковских операций _20
2.2. Специфика кредитных операций банка____________________________28
2.3. Инвестиционные операции в банковской деятельности______________38
2.4. Прочие активные операции банка (факторинг, лизинг, долевое участие) ________________________________________________________________42
2.5. Механизм  оценки  качества  активов  баланса  банка (с точки  зрения  доходности, ликвидности, степени риска, чувствительности к изменениям процентных ставок на финансовом рынке, диверсифицируемости)_______46
Заключение______________________________________________________50
Список используемой литературы___________________________________52
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
   Банки - центры, где в основном начинается и завершается деловое партнерство. От четкой грамотной деятельности банков зависит в решающей мере здоровье экономики. Без развитой сети банков, действующих именно на коммерческой основе, стремление к созданию реального и эффективного рыночного механизма остается лишь благим пожеланием.
   Коммерческие банки – универсальное кредитное учреждение, создаваемое для привлечения и размещения денежных средств на условиях возвратности и платности, а также для осуществления многих других банковских операций.
   Коммерческие банки осуществляют активные и пассивные операции. Эти операции подобны двум противоположным сторонам диалектического единства. Без пассивных операций невозможны активные операции, а без активных операций становятся бессмысленными пассивные. Но все без исключения проводимые банковские операции преследуют одну цель - увеличение доходов и сокращение расходов.
  В курсовой работе, исследованы операции  банков, а именно активные, потому что они имеют в деятельности банков одно из первостепенных значений, так как процессы образования кредитных ресурсов и их использования находятся в тесной взаимосвязи.
  Активные банковские операции – это операции, посредством которых банки размещают имеющиеся в их распоряжении ресурсы в целях получения необходимого дохода и обеспечения своей ликвидности.
  Экономическая значимость и актуальность является вопрос проведения активных операций.
Целью курсовой работы является исследовать в теоретическом плане сущность и значение активных операций банков, а также проанализировать практику осуществления данных операций.
 
Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи: определить сущность активных операций банков;
-выяснить структуру активов активных операций банков и кратко охарактеризовать основные из них;
-изучить основные аспекты анализа активных операций банков России;
-выявить основные проблемы совершенствования активных операций.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.      Теоретические основы по проблемам банковских операций
1.1 История возникновения и эволюции банков и банковских операций
 
    Банки - непременный атрибут товарно-денежного хозяйства. Само слово "банки" происходит от итальянского "банко", что означает "стол". Эти банки-столы устанавливались на площадях, где проходила оживленная торговля товарами. Если учесть, что в Х веке Италия являлась центром мировой торговли, то станет понятным, что банкиры были непременными участниками торговых операций, а банки-столы получали все большее распространение.
   Это не значит, что банки возникли впервые в средневековой Италии. С равным основанием понятие "банк" могло прийти к нам и из практики Древней Греции, где банкиры назывались трапезитами (от греческого слова "трапеза", что означает тот же "стол"), или из Древнего Рима, где были известны менялы-менсарии (от латинского "mensa", что означает тот же "стол").
   Несколько запоздало развитие банковского дела в античном Риме (III в. до н.э.), оно было "завезено" из Греции. Так же как и их греческие предшественники, римские банкиры специализировались на отдельных операциях: менялы отличались от банкиров в собственном смысле слова (аргентариев). Весьма часто аргентарий также выступал в роли аукциониста. Государственные банки в Риме появились лишь в эпоху Великой Империи. Чисто банковская деятельность была у них тесно связана с взысканием налогов и управлением государственным имуществом. Но монополии банковского дела, подобно египетской, римское государство себе не присваивало[ 4;124].
    Между тем и Древняя Греция не была прародительницей банковского дела. Во многих исследованиях можно встретить данные о вавилонских банкирах, принимавших процентные вклады и выдававших ссуды под письменные обязательства и под залог разных ценностей. Уже в VIII в. до н.э. Вавилонский банк принимал вклады, платил по ним проценты, выдавал ссуды и даже выпускал банковские билеты.
   В дошедших до нас сведениях о древних вавилонских банках отмечена деятельность банкирского дома Игиби, игравшего роль вавилонского Ротшильда. Операции дома Игиби были весьма разнообразны:
- производились комиссионные операции по купле-продаже, а также на комиссионных началах покупки, продажи и платежи за счет клиентов;
- принимались денежные вклады;
- выдавался кредит, по которому кредитор получал не процент, а право на часть урожая с полей заемщика;
- выдавались ссуды под расписку и залог;
- банкир также выступал в качестве поручителя по сделкам.
    В Древнем Вавилоне практиковались депозитные операции: прием вкладов и уплата по ним процентов. Диапазон кредитных сделок первых банков был достаточно обширным. По свидетельству историков, банки Древнего Вавилона предоставляли кредиты, покупали и продавали земельные участки, выполняли ряд других операций.
     Тем не менее вопрос о периоде возникновения первых банков, если судить по немногочисленным работам, в которых он затрагивался, не получил ясного ответа. Разброс мнений по времени составляет почти две тысячи лет. В Греции существовала довольно развитая банковская деятельность [6;78].
   Первоначально банкирские операции, в особенности прием денежных вкладов, осуществлялись "корпорациями" жрецов. Впоследствии потребность в кредите и посредничестве побудила частных лиц заняться банкирскими операциями. Посвятившие себя этому делу афиняне занимались своим промыслом, сидя за столиками на рынке. Довольно примитивным было делопроизводство афинских банков. Обычно кроме самого трапезита делами ведали один доверенный и несколько слуг, но по всем сделкам обязательно велись торговые книги. Строго велась запись по вкладам, причем в книгу заносились сумма, имя депонента и имена тех, кому он доверяет получение вклада обратно. В виду большой распространенности обычая держать свободные деньги на "текущем счете" у трапезита в Афинах в VI в. до н.э. стал практиковаться способ расчетов и платежей посредством списания соответствующих сумм в книгах банкира.
  В Александрии находился "центральный банк", тесно связанный с государственным казначейством. Отделения его существовали во всех административных центрах страны. Вся сеть банков пользовалась монопольным правом ведения банковских операций в стране, за что она исполняла все функции государственного казначейства.
    По мнению ряда ученых, первые банки возникли в XIV - XV вв, в Италии (Венеции и Генуе). Другие ученые считали, что банк, как особый институт товарного хозяйства возникает только на таком этапе развития товарно-денежных отношений, когда появляется необходимость регулирования уже запутанного денежного обращения и осуществления широких кредитных операций. Согласно этой версии, банки возникают на той стадии развития кредитных отношений, когда без их широкого использования функционирование капиталистических предприятий становится затруднительным. Существовали и другие версии. Различия в определении времени возникновения первых банков позволили О.И. Лаврушину сформулировать основной в этом случае подход: "Суть вопроса о первых банках даже не столько в определении какой-то исторической даты, приемлемой для различных сторон, сколько в определении того, что же считать банком". Такой подход подсказывал, что различные группы ученых имели в виду под "банком" не одно и то же, а более или менее различающиеся его состояния[8;178].
   Показав, сколь разнообразны были операции, проводившиеся банками древности, О.И. Лаврушин далее отмечал, что все эти операции свидетельствуют о функционировании банка. Наличие кредитора и заемщика далеко еще не означало зарождения банка, а только его предпосылку. Следовательно, банк - это такая ступень развития кредитного дела, при которой кредитные, денежные и расчетные операции в их совокупности концентрируются в едином центре.
    На протяжении истории становления банков менялось отношение к ним со стороны властей. Попытки регулирования их деятельности предпринимались уже у самых истоков банковского дела. Иными словами, денежные отношения уже тогда были государственной заботой. Так в Древнем Риме существовали первичные нормы банковского и кредитного права. Согласно этим нормам, в III в. до н.э. римские банкиры, специализировавшиеся на меняльном деле (нумулярии), не имели права вести кредитные операции. В Древнем Вавилоне государство стало юридически регулировать личные кредитные отношения и выражать интересы владельцев денег - ростовщиков.
   В течение XVII века сформировались объективные предпосылки изменения положения банков и банковского дела в Европе. Банковская деятельность неизбежно должна была влиться в общий процесс глобализации мирохозяйственных отношений благодаря:
1) образованию основ мирового товарного рынка в ходе Великих географических открытий XV—XVI веков;
2) проявлению национальных интересов и экономических притязаний европейских государств;
3) увеличению хозяйственных возможностей и интернационализации финансовых связей;
4) повышению рискованности предпринимательской деятельности.
  Банки выходят на мировую экономическую арену при поддержке своих государств (позднее — и без такой поддержки) по мере концентрации и централизации денежного капитала. На этот процесс влияли различные факторы, в первую очередь внешние.
Локальные действия отдельных крупных банков (особенно итальянских и голландских) приводили к усилению межбанковской конкуренции, стимулировали универсализацию и одновременно специализацию денежных операций.
   Колоссальный прилив серебра и золота из Америки в Европу в XVI веке подорвал монополию этих банков в обеспечении хозяйства денежными средствами. Он качественно изменил масштабы банковской деятельности, продемонстрировал сложившиеся ранее ограниченные возможности данного вида предпринимательства и его доходности. Только в Амстердаме можно было получить кредит под 3% годовых, что считалось крайне низким.
   Основные функции банков осуществлялись в рамках регулирования денежного обращения, поддержания его устойчивого равновесия в условиях постоянного дефицита денег.
   Подобное развитие банков имело предел вследствие характера металлического денежного обращения. Подлинное развитие банков должно было начаться с совершенствованием денежного обращения.
   Ограничения, налагаемые на процесс банковского предпринимательства, были связаны с особенностями металлического денежного обращения:
    -нерегулярные поступления определенного количества драгоценных металлов для возмещения монетарного запаса, стершегося в ходе денежного обращения;
   -неэластичность предложения золота как денег (огромные затраты на золотодобычу и природная ограниченность этого ресурса);
  -недостаточная пригодность полноценных денег для обслуживания денежного обращения в силу неспособности золота приносить проценты за счет собственного объема;
   -сдерживание увеличения скорости оборота индивидуальных денежных капиталов;
   -уменьшение национального богатства (добыча золота не увеличивала ни производительное, ни личное потребление).
    Одновременно с банками государства пытались разными способами ликвидировать сложившиеся ограничения, прежде всего с помощью неразменных на металл государственных бумажных денег с принудительным курсом.
   Обращаясь к истории банковского дела в России первым предпосылками его развития можно считать 1665 год, когда в Пскове воевода Ордин-Нашокин Афанасий Лаврентьевич использовал городскую управу в качестве банка предоставляющего кредиты русскому купечеству, но данная инициатива была быстро пресечена правительством, как стремление Пскова жить «по своему уставу».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.2.Классификация банковских операций
 
   Банковские операции – комплекс взаимосвязанных действий (сделок) банков и клиентов, производимых от имени банка, с учетом исключительного права банков на эти операции. Это конкретная реализация услуг банков, предусматривающая, как правило, перемещение средств.
   Банковские операции – это сделки, которые регламентируют порядок, перечень и формы документов, последовательность их движения, технологию операций, порядок перемещения денежных средств, ценных бумаг, действия работников банка – исполнителей и клиента.
    Операции банки могут осуществлять за свой счет, но проводят, главным образом, за счет привлеченных ресурсов и исполняют их от имени банка. Это могут быть операции собственные для банка, например, приобретение имущества, образование фондов банка, оплата труда, выплата дивидендов, участие в качестве учредителей других юридических лиц и др. Но основные операции банки проводят для клиентов (юридических и физических лиц).
   К банковским операциям относятся:
-привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты);
  -размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;
  -открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; открытие и ведение счетов в драгоценных металлах;
  -осуществление расчетного и (или) кассового обслуживания физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов;
  -валютно-обменные операции;
  -операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями (хранение, купля-продажа, привлечение и размещение в депозиты (вклады)и др);
  -выдача банковских гарантий;
-доверительное управление денежными средствами по договору;
  -инкассация (перевозка) денежной наличности, валютных и других ценностей (драгоценных металлов и камней), а также платежных инструкций, перевозка их между банками, банками и клиентами и т.п.
  -выпуск в обращение банковских пластиковых карточек, операции с ними;
  -выдача ценных бумаг, подтверждающих привлечение денежных средств во вклады (депозиты) и размещение их на счетах;
  -факторинг(финансирование под уступки денежного требования);
  -услуги по хранению денежных средств, ценных бумаг, драгоценных металлов и камней и др.
    Кроме того банки и небанковские кредитно-финансовые организации помимо банковских операций, указанных выше, вправе осуществлять в поручительство за третьих лиц, предусматривающее исполнение обязательств в денежной форме;
-доверительное управление драгоценными металлами и камнями;
- лизинговую деятельность;
-операции с ценными бумагами (выпуск, продажу, покупку, учет, хранение и др);
-консультационные и информационные услуги и др[2;89].
  Правила и порядок осуществления банковских операций устанавливается законодательством и правилами центрального банка. Для осуществления банковских операций необходима специальное разрешение (лицензия). Банковские операции осуществляются в национальной валюте, и в иностранной валюте.
  Банки и небанковские кредитно-финансовые организации не вправе осуществлять производственную и (или) торговую деятельность, за исключением случаев, когда такая деятельность осуществляется для их собственных нужд. Не вправе они осуществлять и страховую деятельность в качестве страховщиков.

Классификация банковских операций

В условиях рыночной экономики все операции банка можно классифицировать следующим образом.
 
 
 
 
 
Рис.1. Классификация банковских операций
  Под пассивными операциями понимаются такие операции банков, в результате которых происходит увеличение денежных средств на пассивных счетах или активно-пассивных счетах, в части превышения пассивов над активами. Можно выделить следующие основные группы пассивных операций банков:
-первичное размещение ценных бумаг собственной эмиссии;
-формирование или увеличение фондов банка за счет отчислений от прибыли;
-депозитные (вкладные) операции;
-кредиты и займы, полученные от других юридических лиц[8;178].
  Пассивные операции – операции, посредством которых банки формируют ресурсы для проведения кредитных и других активных операций. Эти операции направлены на привлечение денежных средств банками. Наибольшая часть пассивных операций связана с аккумуляцией временно свободных средств клиентов (хозяйственных предприятий и организаций, других банков, предпринимателей, населения и т.д.). Пассивные операции, связанные с привлечением средств, в зависимости от их экономического содержания бывают депозитные (вкладные), получение межбанковских кредитов, эмиссионные (размещение паев (долей) акционерам или ценных бумаг банка),а также мобилизующие собственные средства банков. С помощью пассивных операций формируются собственные, привлеченные и эмитированные средства. Собственные средства формируются за счет операций по выпуску и размещению акций, отчислением из прибылей и др.
  Привлеченные средства – это привлечение средств клиентов с оказанием услуг, без оказания услуг и привлечение средств из других источников.
  Объемы, состав и структура банковских пассивов образуют ресурсный потенциал банка, влияют на масштабы активных операций и, как результат,  на доходы банка, а также на ликвидность банка[1;34].
  Активные операции – операции по размещению банками имеющихся в их распоряжении ресурсов для получения прибыли и поддержания ликвидности.
  Активы банков можно подразделить на группы:
-касса и приравненные к ней средства. Для обеспечения выплат наличными банки должны иметь запас наличных денег в кассе;
-инвестиции в ценные бумаги;
-кредиты;
-основные средства и нематериальные активы.
  Среди активных операций выделяются два главных вида – кредитные операции и банковские инвестиции. Выдача кредитов – самый значительный актив банков, приносящий основной доход, но предполагающий достаточно высокий риск. Кредитные операции связаны также с выдачей гарантий, поручительств банками. Банковские инвестиции – это, например, вложения средств банков в ценные бумаги, в уставные фонды других банков, предприятий. К активным относятся также такие депозитные операции, как размещение временно свободных средств одних банков в других банках и кредитных организациях; депозиты в центральном банке.
  Активами банка, приравненными к кассовым, являются средства, вложенные в валютные ценности, драгоценные металлы, размещенные в виде остатков на корреспондентских счетах в других банках. К основным средствам и нематериальным активам относятся затраты банка по приобретению зданий, сооружений и других основных фондов.
  Связь между активными и пассивными операциями банков очевидна. Размер и структура активных операций зависят от привлечения ресурсов. Доходы от активных операций увеличивают ресурсы. Банки обладают способностью в определенной степени “создавать депозиты”, зачисляя суммы кредитов на счета кредитополучателя. При этом денежная масса в виде средств на текущих счетах, используемых для расчетов, расширяется. Возможность такого расширения ограничивается необходимостью поддерживать ликвидность банков[12;156].
  Посреднические операции – операции, содействующие финансовому обороту, осуществлению банковской деятельности. К ним можно отнести расчетные операции; посредничество при купле-продаже ценных бумаг и иных объектов  финансового оборота; валютно-обменные, трастовые (доверительные) операции, трансфертные (переводные) и другие. Это операции, проводимые по поручению клиентов и, как правило, на комиссионных началах.
  Другие операции банков – операции, сопутствующие деятельности банков. Эти операции направлены на улучшение обслуживания клиентуры, ее расширение, повышение прибыльности и ликвидности банка. Их развитие характерно обычно для универсальных банков. При этом существует тесная связь этих операций банка с основными: кредитно-расчетными, депозитными, инвестиционными. Комплекс дополнительных, финансовых, информационных и посреднических услуг, оказываемых банком, расширяет круг клиентуры и делает более привлекательным условия кредитно-расчетного их обслуживания. К другим операциям, оказываемых банками, можно отнести: хранение ценностей; осуществление научно-технических разработок; консультационно-правовые, информационно-аналитические и справочные услуги; сервисные услуги; нумизматические операции; благотворительная деятельность и др.
 
1.3. Место и роль активных операций в банковской деятельности. Проблемы в организации активных банковских операций
 
     По классификации активных операций, как и по структуре активов сложились разные точки зрения.
       По мнению Букато В.И., Львова Ю.И. основными активными операциями являются[17,212]:
-кредитные операции, в результате которых формируется кредитный портфель банка;
-инвестиционные операции, создающие основу для формирования инвестиционного портфеля;
-кассовые и расчетные операции, являющиеся одним из основных видов услуг, оказываемых банком своим клиентам ;
-прочие активные операции, связанные с созданием соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей успешное выполнение всех банковских операций.
  Лаврушин считает, что наиболее распространенными активными операциями банков являются[37,40]:
- ссудные операции, как правило, приносят банкам основную часть их доходов. В макроэкономическом масштабе значение этих операций состоит в том, что посредством них банки превращают временно бездействующие денежные фонды в действующие, стимулируя процессы производства, обращения и потребления;
-инвестиционные операции, в процессе их совершения банк выступает в качестве инвестора, вкладывая ресурсы в ценные бумаги или  приобретая права по совместной хозяйственной деятельности;
-депозитные операции, назначение активных депозитных операций банков заключается в создании текущих и длительных резервов платежных средств на счетах в Центральном банке (корреспондентский счет  и резервный счет) и других коммерческих банках;
-прочие активные операции, разнообразные по форме, приносят банкам за рубежом значительный доход.  К числу прочих активных операций относятся: операции с иностранной валютой и драгоценными металлами, трастовые, агентские, товарные и др[3;89].
   Такие авторы как Поляков В.П., Московкина Л.А. подразделяют активные операции на банковские инвестиции, предоставление ссуд, учет (покупка) коммерческих векселей и фондовые операции [6;89].
  Антонов П.Г., Пессель М. выделяет такие же операции как и Букато В.И. и Львов Ю.И., то есть: кассовые, кредитные, инвестиционные и прочие операции[4, 111].
      Кредитные операции. Банковский кредит-это экономические отношения, в процессе которых банки предоставляют заемщикам денежные средства с условием их возврата. Эти отношения предполагают движение стоимости (ссудного капитала) от банка (кредитора) к  ссудозаемщику (дебитору) и обратно. Заемщиками выступают предприятия всех форм собственности (акционерные предприятия и фирмы, государственные предприятия, частные предприниматели и т.д.), а также население.
      Возврат полученной заемщиком стоимости (погашение долга банку) в масштабах одного предприятия и всей экономики должен быть результатом воспроизводства в возрастающих размерах. Это определяет экономическую роль кредита и служит одним из важнейших условий получение банком прибыли от кредитных операций. Задолженность по кредитам, предоставляемым населению, может погашаться за счет уменьшения накопления и даже сокращения потребления по сравнению с предыдущим периодом. В то же время кредитование населения обеспечивает рост потребления, стимулирует повышение спроса на товары (особенно дорогостоящие, длительного пользования) и зависит от уровня доходов населения, определяющих возможность получения банками прибыли от этих операций.
      Кредитные операции занимают наибольшую долю в структуре статей банковских активов.
Банковская ссуда связана с аккумулированием временно свободных денежных средств в экономике и предоставлением их на условиях возврата хозяйствующим субъектам. В рамках банковской ссуды развиваются отдельные виды ссуд. Это зависит от множества признаков, характеризующих назначение, обеспечение, сроки, методы предоставления и погашения, объекты и субъекты кредитования. Под видами банковских ссуд следует понимать определенную их классификацию, используемую в процессе кредитования банками юридических и физических лиц. Существует множество различных классификаций банковских ссуд, построенных на основе определенных критериев. Значимость классификации банковских ссуд заключается в том, что кредитная функция банков является основной экономической функцией и от того, насколько они хорошо реализуют свои кредитные функции, во многом зависит экономическое положение, как самих банков, так и обслуживаемых ими клиентов. Банковские ссуды можно классифицировать в соответствии с целями кредитования, типами заемщиков и сферой функционирования
  Инвестиционные операции. В процессе их совершения банк выступает в качестве инвестора, вкладывая ресурсы в ценные бумаги или  приобретая права по совместной хозяйственной деятельности.
   Указанные операции также приносят банку доход посредством прямого участия в создании прибыли. Экономическое назначение указанных операций, как правило, связано с долгосрочным вложением средств непосредственно в производство.
   Разновидностью инвестиционных операций банков является вложение средств в конторские здания, оборудование и оплату  аренды. Указанные вложения осуществляются за счет собственного капитала банка, их назначение состоит в обеспечении условий для банковской деятельности. Эти инвестиции не приносят банку дохода.
   Кассовые операции. Наличие кассовых активов в необходимом размере – важнейшее условие обеспечение нормального функционирования коммерческих банков, использующих денежную наличность для размена денег, возврата вкладов, удовлетворения спроса на ссуды и покрытия операционных расходов, включая заработную плату персоналу, оплату различных материалов и услуг. Денежный запас зависит от: величины текущих обязательств банка; сроков выдачи денег клиентам; расчетов с собственным персоналом; развития бизнеса. Отсутствие в достаточном количестве денежных средств может подорвать авторитет банка. На величину денежной наличности влияет инфляция. Она увеличивает опасность обесценения денег, поэтому их необходимо скорее пускать в оборот, помещать в доходные активы. Из-за инфляции требуется все больше и больше наличных денег. Кассовые операции – операции, связанные с движением наличных денег, с формированием, размещением и использованием денежных средств на различных активных счетах.
   Значение банковских кассовых операций определяется тем, что от них зависят формирование кассовой наличности в хозяйстве, соотношение денежных средств между различными активами, статьями, пропорции между массой бумажных, кредитных купюр и билонной (разменной) монетой.
   Прочие операции. Прочие активные операции, разнообразные по форме, приносят банкам за рубежом значительный доход. В банковской практике круг их пока ограничен. К числу прочих активных операций относятся: операции с иностранной валютой и драгоценными металлами, трастовые, агентские, товарные и др.
   Экономическое содержание указанных операций различно. В одних случаях (покупка-продажа иностранной валюты или драгоценных металлов) происходит изменение объема или структуры активов, которые можно использовать для удовлетворения претензий  кредиторов банка; в других (трастовые операции) банк выступает доверенным лицом по отношению к собственности, переданной ему в управление; в-третьих (агентские операции) – банк выполняет роль посредника, совершая расчетные операции по поручению своих клиентов.

 

 
 
 
 
 
 
2. Активные банковские  операции: сущность, состав, характеристики
2.1. Экономическое содержание и состав активных банковских операций
 
  Согласно банковскому законодательству банк – это кредитная организация, которая имеет право привлекать денежные средства физических и юридических лиц, размещать их от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности и проводить расчетные операции по поручению клиентов. Таким образом, коммерческие банки осуществляют (или должны осуществлять) комплексное обслуживание клиентов, что отличает их от специальных кредитных организаций небанковского типа, выполняющих ограниченный круг финансовых операций и услуг.
  В соответствии со своими функциями как банка коммерческий банк осуществляет:
-аккумуляцию (привлечение) временно свободных денежных средств в депозиты;
- их размещение;
- расчетно-кассовое обслуживание клиентов.
   Коммерческие банки выступают, прежде всего, как специфические кредитные институты, которые, с одной стороны, удовлетворяют за счет этих привлеченных средств разнообразные финансовые потребности организаций и населения[10;234].
  Экономическую основу деятельности по аккумуляции и размещению кредитных ресурсов составляет движение денежных средств – объективный процесс, оказывающий влияние на формирование и использование ссужаемых стоимостей. Организуя этот процесс, коммерческий банк выступает коммерческим предприятием, обеспечивающим выгодное помещение аккумулированных кредитных ресурсов.
  Коммерческие банки, концентрируя на своих счетах временно свободные денежные средства клиентов, имеют возможность предоставлять их в ссуду субъектам экономики, испытывающим недостаток средств для осуществления платежей, инвестиций и т.д. Таким образом банки регулируют общую ликвидность экономики. Никакие другие институты финансового рынка, поскольку они не ведут расчетных и текущих счетов, не могут выполнять аналогичные функции.
   Существуют также и другие признаки, отличающие банки от небанковских финансово-кредитных институтов:
- для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами. Это отличает банки от финансовых брокеров и дилеров, которые действуют на финансовом рынке, не выпуская собственных долговых обязательств;
- банки принимают на себя безусловные обязательства кредитного характера (по активам и пассивам) перед юридическими и физическими лицами в основном с фиксированной суммой долга, например, при помещении средств клиентов на счета по вкладам, при выпуске финансовых векселей, депозитных и сберегательных сертификатов. Этим банки отличаются от инвестиционных фондов, которые мобилизуют ресурсы на основе выпуска собственных акций;
-банки – это кредитные институты универсального типа, выполняющие широкий спектр операций и услуг финансового характера.
   Особенности коммерческих банков проявляются в ходе выполнения присущих им операций и услуг. Операции коммерческого банка представляют собой конкретное проявление банковских функций на практике.
  Все операции коммерческого банка можно условно разделить на три основные группы:
-        пассивные операции (привлечение средств);
-        активные операции (размещение средств);
-        активно – пассивные операции (посреднические, трастовые и прочие) операции.
  Пассивные операции – это операции по привлечению средств в банки, формированию их ресурсов. К пассивным операциям банка относят: привлечение средств на расчетные и текущие счета юридических и физических лиц; открытие срочных счетов граждан и организаций; выпуск ценных бумаг; займы, полученные от других организаций, и т.д.
  Все пассивные операции банка, связанные с привлечением средств, в зависимости от их экономического содержания подразделяются на депозитные и эмиссионные.
  В современных условиях исключительно важны процессы формирования банковских пассивов, оптимизации их структуры и в связи с этим качество управления всеми источниками денежных средств, которые образуют ресурсный потенциал коммерческого банка. Очевидно, что устойчивая ресурсная база банка позволяет ему успешно проводить инвестиционные, в том числе ссудные, и иные активные операции. Поэтому каждый коммерческий банк стремится наращивать ресурсы[6;219].
  Активно-пассивные операции банков – комиссионные, посреднические операции, выполняемые банками по поручению клиентов за определенную плату – комиссию. Именно эту группу банковских операций обычно называют услугами. Различают расчетные услуги, связанные с осуществлением внутренних и международных расчетов, трастовые услуги по купле-продаже банком по поручению клиентов ценных бумаг, иностранной валюты, драгоценных металлов, посредничество в размещении акций облигаций, бухгалтерское и консультационное обслуживание клиентов.
  Комиссионные операции – это операции, осуществляемые банками по поручению, от имени и за счет клиентов; приносят банкам доход в виде комиссионного вознаграждения.
К данной категории операций относятся:
- операции по инкассированию дебиторской задолженности (получение денег по поручению клиентов на основании различных денежных документов);
- переводные операции;
-торгово-комиссионные (торгово-посреднические) операции (покупка и продажа для клиентов ценных бумаг, драгоценных металлов, проведение факторинговых, лизинговых и других операций);
-        доверительные (трастовые) операции;
-        операции по предоставлению клиентам юридических и других услуг.
Активные операции – это операции, посредством которых банки размещают имеющиеся в их распоряжении ресурсы для получения прибыли и поддержания ликвидности. К активным операциям банка относятся:
-краткосрочное и долгосрочное кредитование производственной, социальной, инвестиционной и научной деятельности организаций;
- предоставление потребительских ссуд населению;
- приобретение ценных бумаг;
- лизинг;
- факторинг;
- инновационное финансирование и кредитование;
-долевое участие средствами банка в хозяйственной деятельности организаций;
- предоставление ссуд другим банкам.
Активные операции банка по экономическому содержанию подразделяют следующим образом:
-ссудные (учетно-ссудные);
-расчетные;
-кассовые;
-инвестиционные и фондовые;
-валютные;
-гарантийные.
Ссудные операции – это операции по предоставлению (выдаче) средств заемщику на началах срочности возврата и платности. Ссудные операции, связанные с покупкой (учетом) векселей либо принятием векселей в залог – это учетные (учетно-ссудные) операции.
Виды ссудных операций чрезвычайно разнообразны и делятся на группы по следующим критериям:
- тип заемщика;
-способ обеспечения;
-сроки кредитования;
- характер кругооборота средств;
-отраслевой признак;
- назначение (объекты кредитования);
- порядок выдачи средств;
-метод погашения ссуды;
-порядок начисления и погашения процентов;
-степень риска и др.
Итак, классификация ссуд заемщиков и объектов кредитования может быть проведена по ряду признаков.
   По субъектам кредитной сделки (по кредитору и заемщику) можно осуществить следующую группировку.
    В зависимости от кредитора:
- банковские ссуды (предоставляемые отдельными банками или банковскими консорциумами, объединениями, в силу чего получили название консорциальных);
-ссуды кредитных организаций небанковского типа (ломбардов, пунктов проката, касс взаимопомощи, кредитных кооперативов, строительных обществ, пенсионных фондов и пр.)
- личные или частные ссуды (предоставляемые частными лицами);
-ссуды, предоставляемые заемщикам организациями (например, в порядке коммерческого кредитования или ссуды с рассрочкой платежа, предоставляемые населению торговыми организациями) и пр.
По типу заемщика:
-        ссуды юридическим лицам: коммерческим организациям (в том числе банкам и фирмам), некоммерческим и правительственным организациям;
-        ссуды физическим лицам.
По обеспечению различают ссуды необеспеченные (бланковые) и обеспеченные (залогом, гарантиями, поручительствами, страхованием). Главная причина, по которой банк требует обеспечения – риск понести убытки в случае нежелания или неспособности заемщика погасить ссуду в срок и полностью. Обеспечение не гарантирует погашение ссуды, но уменьшает риск, так как в случае ликвидации банк получает преимущество перед другими кредиторами в отношении любого вида активов, которые служат обеспечением банковской ссуды[13;128].
По срокам кредитования ссуды подразделяют следующим образом:
-  краткосрочные (сроком от одного дня до одного года);
- среднесрочные (сроком от одного года до трех – пяти лет);
- долгосрочные (сроком свыше трех – пяти лет).
   Однако в данное время в связи с общей экономической нестабильностью подразделение ссуд по срокам условно. Банки, предоставляя ссуды обычно подразделяют их на краткосрочные (до одного года), и долгосрочные (свыше одного года).
   По характеру кругооборота средств ссуды делят на сезонные и несезонные; разовые и возобновляемые (револьверные и ролловерные). В группу револьверных ссуд, как правило, включают ссуды, предоставляемые клиентам по кредитным картам, или ссуды по единым активно-пассивным счетам в форме овердрафта, контокоррентного кредита и других.
   По отраслевому признаку различают ссуды, предоставляемые банками предприятиям промышленности, сельского хозяйства, торговли, транспорта, связи и т.д.
  По направлениям использования (объектам кредитования) ссуды подразделяются на целевые (кредиты на оплату материальных ценностей для обеспечения производственного процесса, кредиты для осуществления торгово-посреднических операций, кредиты на строительство и приобретение жилья, кредиты на формирование оборотных средств и т.д.) и нецелевые (например, кредиты на покрытие недостатка денежных средств на расчетном счете клиента).
   Порядок выдачи ссуд может предусматривать выдачу разовой ссуды или кредитование клиента на постоянной основе, т.е. многократную выдачу ссуд, как правило, в течение относительно длительного срока в пределах установленного лимита (например, предоставление ссуд в пределах кредитной линии).
   По методу погашения различают ссуды, погашаемые единовременно, и ссуды с рассрочкой платежа. Ссуды без рассрочки платежа имеют важную особенность: по таким ссудам погашение задолженности и процентов осуществляется единовременно[12;124].
   Ссуды с рассрочкой платежа включают: ссуды с равномерным периодическим погашением (ежемесячно, ежеквартально и т.д.); ссуды с равномерным периодическим погашением (сумма платежа в погашение ссуды меняется – возрастает или уменьшается – в зависимости от определенных факторов, например, по мере приближения даты окончательного погашения ссуды или завершения кредитного договора); ссуды с неравномерным непериодическим погашением. При выдаче ссуды с рассрочкой платежа действует принцип, согласно которому сумма ссуды списывается частями на протяжении периода действия договора. Подобный порядок погашения не столь обременителен для заемщика, как при единовременной уплате долга. Для банка также выгоднее, чтобы ссуда погашалась равномерно в течение всего срока действия договора, так как это ускоряет оборачиваемость кредита и высвобождает кредитные ресурсы для новых вложений, повышая, таким образом, его ликвидность.
  В силу того, что обязательства хозяйствующих субъектов не имеют абсолютной финансовой надежности, и должник к моменту платежа может оказаться несостоятельным, в качестве одного из условий более надежных гарантий полного и своевременного обеспечения обязательства используется банковская гарантия. Давая банковскую гарантию, банк, иное кредитное учреждение или страховая организация дают по просьбе другого лица письменное обязательство в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства уплатить кредитору принципала - (бенефициару) денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате.
Поручительством признается обязательство определенного лица, именуемого поручителем, перед кредитором другого лица отвечать за исполнение обязательства этого лица полностью или частично субсидиарно. Поручительством, как правило, обеспечивается исполнение должником денежного обязательства. Это вытекает из сущности ответственности поручителя: поручитель, если иное не предусмотрено договором, несет ответственность в пределах суммы, указанной в поручительстве. Но поручитель, как и гарант, вправе, если иное не вытекает из условий поручительства или обычаев делового оборота, или уплатить указанную в поручительстве денежную сумму, или исполнить обязательство должника в натуре[15;167].
   Как и гарантия, поручительство является правоотношением, устанавливаемым между кредитором по обеспеченному обязательству и лицом, не являющимся должником по основному обязательству. Поручитель так же, как и гарант, по отношению к основному обязательству всегда является третьим лицом. К обязательству по поручительству, как и при гарантии, хотя и производному от основного обязательства, основной должник непосредственного отношения не имеет и в правоотношении по поручительству не участвует. Отношения между поручителем и должником по основному обязательству, как и при гарантии, остаются вне правоотношений по поручительству и основному обязательству.
 
 
 
 
 
2.2. Специфика кредитных операций банка
   Среди форм кредита самым распространенным является банковская, в общем, определяющий отношения между юридическими и физическими лицами (заемщиками), с одной стороны, и банками (кредиторами), с другой стороны, в процессе движения ссудного капитала. Сущность и содержание банковского кредита раскрывается в особенностях, присущих банку как финансового посредника. Основа его деятельности - кредитное дело.
  Банки, имея в своем арсенале набор специальных средств и методов, способны к снижению и ограничению различных рисков, одним из таких средств является диверсификация кредитного портфеля, когда банк выпускает обязательство с меньшим риском, нежели его собственное.
  Банки трансформируют активы, способны управлять ликвидностью, то есть банки могут обеспечивать одновременно удовлетворение потребностей вкладчиков в ликвидных активах, с одной стороны, и осуществлять размещение средств в сферы неликвидных вложений, с другой стороны[6;89].
  Классифицировать банковские кредиты можно по различным признакам.
  По назначению кредита выделяют промышленные, сельскохозяйственные, торговые, инвестиционные, потребительские, ипотечные. Данное выделение достаточно условно: в рамках этого признака можно определить отраслевую структуру направления банковского кредитования (по отраслям экономики).
   Сфера использования определяет деление банковских кредитов на кредиты, направляемые на финансирование оборотного и основного капитала. Кредиты в оборотный капитал обслуживают как процесс производства, так и обращения.
  Проведение любой ссудной операции характеризуется таким понятием как кредитный процесс, представляющий собой последовательность проводимых действий сотрудниками банка во время проведения кредитной операции. Кредитное дело - это рискованная сфера деятельности, поэтому специфика организации состоит в том, что сотрудники банка на всех этапах кредитования стремятся выявить, оценить и управлять кредитным риском. Это находит отражение и в системе управления банка. Вопросами кредитования в банке занимаются органы, занимающиеся общими вопросами деятельности, и органы, в соответствии с функциональным признаком построения системы управления, управления и службы, сотрудники, которых непосредственно осуществляют действия направленные на проведение кредитных операций. Состав и количество структурных подразделений зависит от размера банка, наличия филиальной сети. Кредитное управление может включать отделы, соответствующие вида проводимых операций, такие как отделы краткосрочного и долгосрочного кредитования, отдел кредитования населения, отдел нетрадиционных банковских операций и др. В тоже время, структура кредитных органов крупного банка может включать:
   - отдел формирования кредитного портфеля, занимающийся вопросами рассмотрения кредитных заявок (экспертиза контрактов, технико-экономического обоснования), анализа финансового состояния заемщика, готовит предложение кредитный комитет для рассмотрения вопроса о выдаче крупных ссуд, предоставления банковских гарантий, разрабатываются рекомендации по оптимизации структуры кредитного портфеля;
  -кредитный отдел. Сотрудники занимаются оформлением кредитных договоров и дополнительных соглашений о пролонгации кредитов, контролируют своевременность погашения кредита и процентов, проводят систематический анализ финансового состояния заемщика, принимают меры по досрочному взысканию кредитной задолженности, а также разрабатывают рекомендации по совершенствованию структуры кредитного портфеля и т.п.;
-отдел контроля за обеспеченностью кредитов. В данном отделе служащие банка заняты вопросами оформления, контроля обеспеченности кредитов (залоговых обязательств);
- отдел контроля кредитной деятельности филиалов банка осуществляет надзор за соблюдением данными подразделениями банка соответствующих лимитов, проводит анализ и проверку их работы;
- отдел методологии и анализа. Данный отдел занимается разработкой нормативных документов, регламентирующих кредитную деятельность, подготавливает о кредитной деятельности банка, анализирует состояние рыночной конъюнктуры и др. [6;33].
  Другим звеном управления кредитной деятельности является кредитный комитет, занимающимся вопросами кредитной деятельности является кредитный комитет при правлении банка. Данный комитет создается в каждом коммерческом банке и обычно возглавляется председателем правления банка. Его главной целью является оценка и снижение потенциальных рисков банка при проведении кредитных операций, оценка возможной прибыли по отношению к вероятности невозврата кредитов, иные общие вопросы кредитной деятельности. Основные функции кредитного комитета можно выделить в несколько блоков следующие:
- разработка кредитной политики банка (стратегия и тактика), установление процедур и правил осуществления кредитных операций, определение лимитов кредитования;
-санкционирование кредитов, установление процентных ставок по кредитам;
-контроль за работой кредитных служб;
-управление кредитным портфелем, принятие мер по реструктуризации проблемной задолженности и др.
Следующим моментом организации процесса кредитования является определение банком своего места в банковской системе, т.е. он должен конкретизировать свои цели, задачи и приоритеты, определить нишу кредитного рынка, стратегию и тактику кредитной деятельности в соответствии с общей политикой банка. В общем, это выражается в принятии банком кредитной политики[9;167].
Кредитная политика банка - это система мер, направленных на реализацию принятых в банке общих стратегических и тактических целей, выражающаяся в определении банком своих приоритетов в области кредитования и в организации механизма кредитования .
  Кредитная политика, как и любая политика, строится на принципах научной обоснованности, оптимальности, эффективности и единства элементов. Специфика банковского дела выражается в принципах доходности, прибыльности, надежности и безопасности.
   Важно отметить, что кредитная политика подчинена общей стратегии и тактике банка, её нельзя рассматривать как самостоятельную политику: она должна согласовываться с депозитной, процентной и другими политиками банка. Это отражается также в её внутренней структуре:
  Стратегия банка по разработке основных направлений кредитного процесса.
  Тактика банка по организации кредитования.
   Контроль за реализацией кредитной политики [7;135].
Приоритеты кредитной политики определяют объекты кредитования (отрасли и сегменты бизнеса), категории заемщиков, характер отношения с заемщиками (долгосрочное сотрудничество, установление доверительных отношений), виды кредитов и их количественные "потолки", схемы обслуживания и формы обеспечения. Цели кредитной политики выявляются, прежде всего, в увеличении уровня рентабельности кредитной деятельности.
  Необходимость и роль кредитной политики особенно проявляется на стратегическом уровне, т.е. в долгосрочной перспективе. Качественная кредитная политика координации работы различных подразделений банка, снижает риск принятия неправильных решений, определяет критерии эффективности кредитной деятельности банка. Функционирование кредитной политики направлено на оптимизацию кредитного процесса [8].
   Ответственность за раз работку кредитной политики возложена на кредитный комитет или на специальный орган, формируемый при правлении банка[8;90].
  Структура и содержание кредитной политики включает следующие ключевые моменты:
  организация кредитной деятельности;
управление кредитным портфелем;
контроль над кредитованием;
принципы распределения полномочий;
общие критерии отбора кредитов;
лимиты по отдельным направлениям кредитования;
принципы текущей работы с кредитами (сопровождение кредитных договоров); резервирование на случай потерь по кредитам.
   Механизмы реализации кредитной политики - это конкретные организационные способы, приемы, методы и формы, которые в свою очередь подразделяются на конкретные меры (мероприятия) банка и инструктивные материалы (локальные нормативные акты, разработанные в соответствии с законодательством). Формализация кредитной политики - в трёх типах локальных актов: кредитная политика, стандарты кредитования, кредитные инструкции[8;90].
  В кредитной политике отражаются наиболее общие положения. Стандарты кредитования занимают промежуточный уровень конкретизации кредитной политики и не являются инструкциями, это документ, которым руководствуются все работники, осуществляющие данный вид деятельности в банке. Как правило, стандарты кредитования входят в состав положений о подразделениях банка (если организационная структура банка построена на основе функционального признака). В них можно включать образцы документов, использующихся при кредитовании, анкеты получения финансовой информации у заемщиков, перечни действий работников банка при осуществлении кредитования, ответственных за кредитование, кредитов, требующих особого внимания. В стандартах отражаются следующие ключевые моменты: порядок сбора и анализа информации; требования к обеспечению, гарантиям и поручительствам; административные стандарты и правила организации кредитного процесса; порядок анализа кредитоспособности; требования к оформлению документации; правила по особым видам кредита и др. Содержание стандартов индивидуально для каждого банка, поэтому из всей информации следует выделить, те которые отражают общие принципы построения кредитных стандартов:
-описание системы кредитных полномочий в банке;
-перечень "желательных" и "нежелательных" видов кредитов;
-географические районы (город, область, регион и т.п.), где требуется кредитная экспансия;
-правила, регламентирующие выдачу кредитов сотрудникам банка, процедуры о взыскании задолженности, кредитование по овердрафту, кредитным пластиковым карточкам и т.д.
Кредитные инструкции представляют собой самую высокую ступень конкретизации кредитной политики, это описание последовательных действий (шагов), закрепляющих общий алгоритм реализации кредитной процедуры. Кредитная инструкция соответствует определенной кредитной процедуре и может быть представлена схематическим описанием последовательности взаимосвязанных шагов сотрудников (исполнителей) банка в соответствии с их полномочиями и обязанностями. Процедуры, описываемые в инструкциях, это правила оформления кредитной документации, проведения анализа финансового состояния заемщика, правила мониторинга кредитов и др.
Эти три документа можно объединить в один "Руководство по кредитной политике". Руководство по кредитной политике является самым эффективным средством реализации кредитной политики [7, 116].
После того, как в банке принята кредитная политика можно перейти конкретно к рассмотрению кредитного процесса в банке. Кредитная политика закладывает основы кредитования в банке - это приемы и методы, принятые в банке при осуществлении кредитования. Эти приемы и методы, как единичные действия, составляют суть кредитного механизма. Можно выделить следующие его компоненты: анализ кредитоспособности заемщиков, методы кредитования и формы счетов для учета кредитной задолженности, кредитная документация для предоставления в банк, процедура выдачи кредитов, процедура погашения, кредитный мониторинг.
Кредитованию предшествуют переговоры, инициатор (банк или клиент) обращается с предложением, стороны выдвигают свои условия. После этого начинается первый этап кредитования, клиент предоставляет в банк пакет документов:
-ходатайство на получение кредита, с указанием цели, срока, суммы и т.д.;
-бухгалтерскую отчетность (балансы, отчет о прибылях и убытках);
-копии контрактов кредитуемых сделок;
-копии учредительных документов;
-копии документов о государственной регистрации;
-карточку с образцами подписей и оттисками печатей;
-другие документы, установленные банком [18].
   На основании этих и иных, дополнительно установленных банком, документов кредитные работники проводят анализ кредитоспособности возможного кредитополучателя, под которой понимают способность заемщика полностью и в срок погасить сумму задолженности по кредиту и процентов по нему. Уровень кредитоспособности - это степень индивидуального риска банка, связанного с выдачей кредита.
  В международной практике существует множество различных способов и методов оценки кредитоспособности. В основе любого из них лежат определенные критерии, их можно выделить в следующие блоки: характер клиента; способность заимствовать; способность заработать средства в ходе текущей деятельности; капитал; обеспечение кредита; условия совершения кредитной операции; контроль.
  Под характером клиента понимается репутация юридического лица или его руководителей, степень ответственности, четкость представления клиента о цели кредита и соответствие ее кредитной политике. Репутация юридического лица складывается из соответствующих показателей его деятельности, срока существования, кредитной истории и репутации в деловом мире; репутация менеджеров - сумма моральных, деловых, финансовых и социальных качеств руководителей. Способность заимствовать определяется наличие у лица самостоятельного права заимствовать средства. Это определяется наличием дееспособности и правоспособности у физического лица и правоспособности у юридического лица. Кроме этого, у физического лица должны быть источники доходов. При оценке кредитоспособности важно учитывать эффективность и прибыльность работы, анализировать денежные потоки. Достаточность капитала, с одной стороны, и степень участия собственными средствами в кредитуемой сделке, во-вторых, определяют заинтересованность заемщика в отслеживании рисков кредитования. Качество обеспечения является наиболее важнейшим при принятии решения о выдаче кредита. Условия, при которых осуществляется кредитная сделка, охватывают текущую и прогнозную экономическую ситуацию, другие политические, региональные и отраслевые факторы. Последний критерий - контроль за законодательными основами деятельности заемщика и соответствия стандартам.
   Перечисленные критерии и определяют содержание различных способов оценки кредитоспособности. Среди них выделяют:
-оценка делового риска;
-оценка менеджмента;
-оценка финансовой устойчивости клиента на основе системы финансовых показателей;
-анализ денежного потока;
-сбор информации о клиенте;
-наблюдение за работой клиента путем выхода на место [6;222].
  Как правило, анализ кредитоспособности служит основой составления кредитных рейтингов, которые являются основанием для принятия решений о выдаче кредитов тому или иному клиенту.
   После проведенного анализа кредитоспособности, кредитный работник (эксперт) оформляет заключение, которое вместе с иными сопроводительными документами направляется к лицу или в орган, уполномоченные разрешать выдачу кредита. О
  Объективность оценки кредитного проекта и кредитоспособности клиента во многом определяется разделением функций кредитного анализа и организации кредитования между подразделениями банка. С другой стороны, на объективность составления заключения влияет так называемый принцип "четырех глаз", когда параллельно составляется второе заключение в другом отделе, лицом несвязанным с работниками кредитного отдела [6, с.254 - 255].
   Санкционирование кредита может быть произведено по одному из трех методов: индивидуальное, коллективное, санкционирование кредитным комитетом [14; 220].
   Самым распространенным является последний способ, когда принятие решения о выдаче кредита происходит на высшем звене управления. Однако данный метод имеет ряд недостатков. Так, данная модель санкционирования кредитов не может быть приемлема для крупных и розничных банков, банков с большой филиальной сетью. Способом решения этих объективных ограничений может служить система делегирования полномочий, основанной на принятии решений в пределах определенной компетенции, которая в свою очередь определяется уровнем квалификации, опытом и качеством работы сотрудников банка [6;256].
  Система делегирования многоступенчата. Выделяются следующие основные уровни принятия решений:
  Индивидуальная подпись, определяет индивидуальные полномочия конкретного работника, которые выражаются максимальной суммой, определенным качеством кредита. Данные ограничения зависят от квалификации сотрудника, его качества работы. Лимиты сумм могут устанавливаться как по отдельным кредитным продуктам, так и по их общей совокупности. Правом индивидуальной подписи наделяются сотрудники кредитных отделов или руководители филиалов.
  Двойная подпись (индивидуальная "плюс" подпись начальника или иного вышестоящего лица) определяет границы (сумма, качество) ответственности начальников отделов при санкционировании кредитов.
  Множественная подпись. Здесь при принятии решения требуется подпись одного из членов кредитного комитета банка.
  Санкционирование кредитным комитетом банка. Такой способ применяется для "особых" кредитов и для кредитов, требующих больших полномочий, нежели имеются у низшего уровня санкционирования кредита.
  После санкционирования кредита кредитный работник производит структурирование кредита, определяет его важнейшие параметры: цель кредита, сумма кредита, срок ссуды, погашение кредита, обеспечение, процентная ставка и др.
  Второй этап кредитования - оформление кредитной документации. В это же время начинается формирование кредитного досье клиента.
  Третий этап кредитования - это использование кредита, на котором осуществляется контроль над кредитными операциями: соблюдением лими
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.