На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социальная политика государства в обществе с рыночной экономикой

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?2
 
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
“СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”
Финансово-экономический факультет
Кафедра  бухгалтерского учета, анализа и аудита
 
 
 

                                                                          Допустить к защите             

                                                                                    Зав.кафедрой, к.э.н., профессор

А.П.Шихвердиев
 
                                                   “____”___________________             

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по экономической теории
 
Социальная политика в обществе с рыночной экономикой.
Задачи, противоречия, механизмы
 
 
 
 

Научный руководитель                                                                 Иван Кузьмич

                                                                                                                           Проничев
 
 
Исполнитель,
Студентка 418 гр.                                                                                                                     
 
 
 
 
Сыктывкар 2008

Содержание
 
Введение              3
1. Сущность и механизм социальной политики               6
1.1. Основные категории социальной политики              6
1.2. Природа и сущность социальной политики              9
2. Задачи и противоречия социальной политики               16
2.1. Принципы и функции социальной политики в обществе              16
2.2. Развитие социальной политики Российской Федерации              23
3. Задачи социальной политики РФ на 2008-2009 гг.              28
Заключение              38
Литература              40
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
Статья 7 Конституции РФ[1] гласит, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статья 7. Конституции РФ провозглашает один из основополагающих принципов деятельности современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого человека и его родителей, а возводится в ранг общегосударственной политики. Именно успехи в социальной политике являются показателем плодотворной и многогранной деятельности государства. По ним можно судить о том, в какой мере государство исполняет свою конституционную обязанность соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, создавать надлежащие материальные, политические, правовые и иные условия для осуществления этих прав и свобод, их воплощения в реальной жизни. В социальном государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому независимо от его способности трудиться, участвовать в общественно полезном труде.
Это право закреплено ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, аналогичные нормы содержатся также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. (ст. ст. 10, 11).
Следуя нормам международного права, Конституция устанавливает обязанность государства проводить социальную политику, обеспечивающую каждому россиянину достойную жизнь. Последняя понимается, прежде всего, как возможность обладать и пользоваться благами современной цивилизации: иметь надлежащие жилищные условия и медицинское обслуживание, современную бытовую технику, средства передвижения, рациональное и калорийное питание, возможность пользоваться услугами предприятий сферы обслуживания, пользоваться культурными ценностями и др. Достойная жизнь невозможна и без свободного развития личности, предоставления ей возможности усвоить достижения науки, культуры, получить профессию.
Только овладев необходимыми знаниями и профессиональными навыками, человек может активно включиться в общество как член определенной социальной группы, класса, трудового коллектива, общественной или политической организации, собственник имущества, производитель материальных или духовных благ. Словом, социальное государство обязано не только обеспечить свободное развитие личности, но и создать условия, при которых каждый имел бы реальную возможность проявить свои знания, способности в общественно полезном труде.
Многочисленные дискуссии, ведущиеся по поводу перспектив создания социального государства в России, свидетельствуют об актуальности этой проблемы. Это и понятно, поскольку российское общество нуждается сегодня в объединяющей идее, которой может стать идея социального государства и ее практическая реализация.
Актуальность данной темы заключается  том, что социальная политика государства - одно из направлений его деятельности по регулированию социально-экономических условий жизни общества. Ее суть заключается в поддержании отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества. Социальная политика государства направлена на создание социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. Благодаря такой политике развитые государства к концу уходящего столетия вышли не с нарастанием противоречий между социальными группами.
Целью данной работы является изучение социальной политики государства в обществе рыночной экономики, ее задач, противоречий и механизмов.
Задачи работы:
1. Определить сущность и механизм социальной политики;
2. Рассмотреть основные категории социальной политики;
2. Изучить природу и сущность социальной политики;
3. Выявить принципы и функции социальной политики в обществе.
4. Показать развитие социальной политики Российской Федерации;
5. Сформулировать задачи социальной политики РФ на 2008-2009 гг.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Сущность и механизм социальной политики
 
1.1. Основные категории социальной политики
 
Рассмотрение социальной политики принято начинать с поня­тия «социальной безопасности», наиболее часто употребляемого в смысле обеспечения основ безопасности жизнедеятельности, как от­дельного индивида, так и всего общества в целом.
Структуру социальной безопасности следует рассматривать во взаимосвязи[2]:

В систему социальной безопасности включаются различные направления[3]:
?      глобальная и региональная безопасность: национальные инте­ресы, общественная безопасность и стратегическая стабильность;
?      общественная безопасность: социально-экономическая, наци­онально-культурная, экологическая, информационно-технологическая и др.;
?      личная безопасность в современной общественно-политичес­кой обстановке и условиях производства, безопасность личности в условиях перехода к рынку и введения частной собственности на сред­ства производства;
?      безопасность в чрезвычайных ситуациях и в экстремальных условиях.
Социальная безопасность рассматривается, прежде всего, как возможность человека удовлетворить свои потребности, сочетать индивидуальные и общественные интересы. Она достигается тогда, когда обеспечивается нормальный уровень жизни населения, отражающий степень удовлетворения материальных и духовных потребностей че­ловека, складывающийся из нескольких компонентов: размера реаль­ных душевых доходов; объема потребляемых благ и используемых услуг; установившихся цен на товары и услуги; обеспеченности жи­льем; доступности образования, медицинского, культурного обслу­живания, экологической безопасности и т. д.
Социальное государство — это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Концепция социального государства утвердилась в Западной Ев­ропе под влиянием двух основных факторов: как результат второй мировой войны и как проявление разочарования в либеральной тео­рии социального процесса.
Ряд европейских и российских авторов выделяют три типа соци­ального государства, и эта типология тесно связана с типологией со­циальной политики.
1. Либеральное (или ограниченное) социальное государство. Государство через бюджет финансирует «источники существования» (пособия) малообеспеченной части населения. Правила предоставле­ния пособий достаточно строги, пособие невелико, а трудоспособных получателей власти стараются трудоустроить - перевести с пособия на заработную плату. Традиционный пример — США, в недавнем прошлом - Великобритания, Канада и Австралия.
2. Консервативное (или корпоративное) социальное государство. Гарантом социального обеспечения выступает государство, а финан­сируется оно через разнообразные страховые фонды. Уровень соци­ального обеспечения зависит от стажа работы, уровня заработной платы и т.д. Особенно важная для государства работа, например, гос­служба, нередко вознаграждается определенными льготами, чаше всего по пенсионному и медицинскому обеспечению. Классичес­кий пример - Германия. В целом это наиболее распространенный в Европе тип социального государства.
3. Социал-демократическое социальное государство. Его право­вая основа — равное социальное обеспечение всех граждан. Важной частью политики государства является политика полной занятости. Если система соцобеспечения достаточна для поддержания благосо­стояния граждан, то она весьма дорогостоящая. Поэтому либо при­ходится держать на очень высоком уровне налоги, как в Швеции, либо создавать двухуровневую систему, при которой минимальный уро­вень благосостояния обеспечивается государством, а сверх этого может быть пенсия или пособие из страхового фонда или другого источника.
Социальное государство немыслимо без политической доктрины, экономической модели и финансового обеспечения его развития.
Сегодня основными параметрами социального государства лю­бого типа считаются[4]:
1. Развитая система страховых социальных отчислений и высо­кий уровень налогов, формирующих бюджет и размеры бюджетных отчислений на социальную сферу.
2.  Развитая система услуг и социальных служб для всех групп на­селения.
3.  Развитая правовая система, где осуществлено разделение вла­стей, четкая реализация функций каждой ветви власти; отработана нормативно-правовая база социальной работы, взаимодействие госу­дарственных органов, гражданского общества и частных инициатив.
Социальный характер нашего государства закреплен в ст. 7 Конституции РФ. В ней записано, что политика государства «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свобод­ное развитие человека»[5].
Общепринято, что социальное государство должно обеспечивать:
1.  Движение к достижению в обществе социальной справедли­вости.
2. Ослабление социального неравенства.
3. Предоставление каждому работы или иного источника средств существования.
4.   Сохранение мира и согласия в обществе.
5. Формирование благоприятной для человека жизненной среды.
 
1.2. Природа и сущность социальной политики
 
Понятие социальной политики относится к числу таких, которые широко используются в практике государственного строительства, употребляются в официальных документах. Социальная политика служит предметом достаточно широких научных дискуссий, причем объем понятия и его содержание у различных исследователей значи­тельно отличаются.
Это обусловлено тем, что социальная политика является наибо­лее значимой сферой интересов современного общества и важней­шей частью деятельности современного государства. Социальная политика теснейшим образом связана с типом и уровнем развития общества, господствующей ментальностью населения, с теми целя­ми и задачами, которые ставит общество перед собой в своем соци­альном развитии.
Термин «социальная политика» имеет довольно позднее происхождение. Однако на всем протяжении истории человечества те или иные варианты социальной политики разрабатывались различными типами общества и реализовывались в деятельности государств. В их основе лежали представления о должном и справедливом, сформи­рованные моралью и религией и закрепленные традицией. Можно сказать, что определенная социальная политика была скорее след­ствием, чем целью деятельности правителей и правительств.
Вопросы, связанные с пониманием сущности политики, взаимоотношения государства и общества, с давних времен являются предметом внимания мыслителей. С глубокой древности ученые раз­личных школ признавали, что задача государства - забота о своих жителях. Это признавали и Платон и Аристотель
Мыслители Нового времени, среди них Т. Гоббс, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель и др., также рассматривали вопрос об обязанностях государства перед своими гражданами, считая справедливость неоспоримой со­циальной и нравственной ценностью. Так, В. фон Гумбольдт в работе «Идеи к опыту, определяющему границы деятельности государства» анализирует как юридические функции государства (мир и безопас­ность в обществе, защита прав и свобод индивида), так и социальные (забота о благе и счастье каждого). Концепция максимального учас­тия государства в обеспечении социальных условий жизни граждан получила наиболее развернутое изложение в работе И. Фихте «Замк­нутое торговое государство».
Большинство исследователей разделяло точку зрения, которая в обобщенном виде была выражена О. Хеффе: «Если человеческое об­щежитие хочет иметь легитимный характер, то оно должно: во-пер­вых, иметь правовой характер; во-вторых, право должно обрести ка­чество справедливости и, в-третьих, справедливое право должно быть защищено общественным правопорядком — а значит, принять облик справедливого государства»[6].
Последовательная деятельность по изучению и истолкованию социальной политики как специфической функции государства и общества относится к тому времени, когда закладываются основы социального государства. В конце XIX в. группа немецких ученых объединяется в «Кружок социальной политики», ставящий своей за­дачей изучение развития политики и экономики с позиций социо­логии. Не удивительно, что это произошло именно в Германии, в стране, где ранее всего была начата осознанная и целенаправленная деятельность, ориентированная на построение именно такого типа государства. Закономерно также, что научный интерес к подобно­му социальному институту формируется на рубеже XIX и XX вв., от­меченном значительным ростом интереса к социальному знанию.
В последующие десятилетия понятие социальной политики исследуется в контексте представлений о социальном государстве. Поскольку типы этих государств, равно как и идейные комплексы, лежащие в их основе, отличаются друг от друга, естественно, что понимание соци­альной политики в значительной степени разнится у представителей различных школ общественной мысли. При этом следует отметить, что все авторы априори сходятся во мнении, что социальная политика у современного государства обязательно наличествует. Более того, хотя термин «социальное государство» чаще всего употребляется по отно­шению к таким европейским странам, как Швеция, Германия, Да­ния и т. д., можно без преувеличения сказать, что любое современное (модернизированное) государство несет в себе те или иные признаки социального. Даже там, где социально-экономический либерализм имеет глубокие корни, как, например, в США, проводится целена­правленная государственная социальная политика. Укореняются представления о необходимости сознательного управления соци­альными процессами, зарождаются социальные технологии.
Качество социальности присуще любому государству, население которого разделяет современные гуманистические ценности. Для та­ких стран характерно признание собственной «зоны ответственно­сти» как индивидов, семей, общин, так и государства. «Что может с собственной ответственностью и в действительности выполняться человеком, не должны брать на себя вышестоящие инстанции», - таким образом сформулирован этот принцип в программе одной из партий Австрии[7]. Другими особенностями его является признание обязательств государства перед гражданами, признание необходимо­сти стартового равенства, перераспределение доходов через налоги и социальные программы. Механизм же реализации целей социально­го государства различается в зависимости от господствующей идео­логии и воплощается в социальной политике.
Идеологические основания социальной политики государства воплощаются в его целях, выражаются в типе этой социальной поли­тики и берут начало в социокультурных и религиозных традициях данного социума. В настоящее время получает признание идея о множественности путей развития, которые разворачиваются «цивилизационным веером» в континууме между свойственным традици­онному, в том числе российскому, обществу «этатистски-общинным» полюсом и присущим западному социуму «индивидуально-соб­ственническим» полюсом. При этом «каждый цивилизационный луч равноправен в историческом смысле уже по праву своего бытия»[8].
Исследователи подчеркивают, что ни в коем случае не стоит от­вергать ни изучение опыта организации социальной политики в со­временных «государствах всеобщего благосостояния», ни анализ взглядов западных социологов на сущность и содержание социаль­ной политики.
В зарубежной и отечественной науке накопился доста­точно большой выбор определений социальной политики. Все эти подходы можно разбить на группы, в каждой из которых объединяются схожие концепции[9]:
Первая, и наиболее обширная, группа исходит из отож­дествления социального и общественного, в силу чего соци­альная политика рассматривается как "общественные дей­ствия по решению проблем, затрагивающих все общество". Цель социальной политики - способствовать достижению целей общества.
Вторая группа подходов исходит в первую очередь из со­циально-трудовых отношений и ориентирована на их стаби­лизацию, регламентирование отношений труда и капитала, исключение возможных экстремистских или радикальных вариантов разрешения противоречий.
Третья группа концепций рассматривает социальную по­литику как вид общественной деятельности, нацеленной в первую очередь на потенциально опасные слои — нетрудо­способных, маргиналов, деклассированные элементы, — что­бы через систему государственной помощи и общественной благотворительности обеспечить низшим слоям минимально приемлемый уровень удовлетворения их потребностей, бла­госостояния и оградить тем самым обеспеченные классы от их возможной неконтролируемой ярости.
Четвертая группа концепций рассматривает социальную политику, прежде всего как инструмент, смягчающий нега­тивные последствия индивидуального и социального нера­венства через систему редистрибутивных (перераспредели­тельных) мероприятий. Как правило, действия в рамках та­кого подхода имеют целью удержать дифференциацию доходов в безопасных рамках (например, децильный коэф­фициент на уровне 1:10), а средством выступает активная налоговая политика.
Наконец, пятая группа подходов исходит из принципов социальной справедливости и социального партнерства как базовых ценностей современного гражданского общества и социального государства.
Как видно, в каждом из этих подходов можно рассмот­реть определенное позитивное начало, и действительная со­циальная политика, реализуемая большинством современных развитых государств, содержит в себе элементы каждой из этих концепций.
Р. Баркер в "Словаре социальной работы" дает следующее развернутое определение: "Со­циальная политика — деятельность и принцип общества, фор­мирующие способ, при помощи которого оно вмешивается и регулирует отношения между индивидами, группами, общи­нами, социальными учреждениями. Эти принципы и действия являются результатом обычаев и ценностей общества и в боль­шой степени определяют распределение ресурсов и уровень благосостояния его людей"[10].
Холостова Е.И. формулирует такое определение: социальная политика — это совокупность идеологических представлений общества и государства о целях социального развития и деятельность по достижению социальных по­казателей, отвечающих этим целям[11].
При рассмотрении содержания социальной политики мож­но ориентироваться на широкий подход: к социальному отно­сится все, что не является природным, что выработано в процессе человеческой социальной практики. Более узкой является точка зрения, которая разграничивает сферу производства и непроизводственную, наделяя последнюю стату­сом социальной сферы. Исключение труда, производства как базисных процессов из сферы социальности в теоретическом плане совершенно недопустимо. Однако такая точка зрения имеет свои преимущества — в первую очередь удобство диф­ференциации тех или иных областей действительности, ко­торые могут анализироваться по отдельности в научных ис­следованиях, отражаться в государственной статистике и т.д. Различие подходов к определению содержания социаль­ной политики отражается в разнообразии показателей соци­альной статистики: они дают совокупность индикаторов со­циального развития общества, которое является целью со­циальной политики, представляя собой социальный механизм экономической системы.
В границы социальной политики включается доста­точно обширный круг вопросов жизнедеятельности индиви­дов и общества. Поле социальной политики, таким образом, имеет протяженность от политики, направленной на обеспе­чение выживания и поддержание жизнедеятельности сла­бейших членов общества — инвалидов, престарелых, одино­ких, беженцев, представителей национальных меньшинств и т.д. до обеспечения функционирования и развития общества в целом. Это не удивительно, так как изменения, являющиеся результатом общественного развития, находят выраже­ние в этих разнообразных областях. Целью же общественно­го развития является, как уже было сказано, само обще­ство, т.е. увеличение социальности в обществе, возрастание возможностей социального функционирования для всех ин­дивидов независимо от их происхождения, социального ста­туса, физических особенностей или интеллектуальных способностей. Поэтому социальная политика современного общества должна быть направлена на повышение степени свободы индивидов, расширение возможностей их выбора, реализацию потенциала саморазвития.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Задачи и противоречия социальной политики
2.1. Принципы и функции социальной политики в обществе
Признавая, что социальная политика является важнейшей составляющей частью деятельности общества и государства, необходимо проанализировать, какие принципы большинство современных го­сударств полагает в основу своей деятельности или хотя бы в основу своих политических деклараций. Центральным из них можно назвать ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ.
Социальная справедливость является общепризнанной ценностью современного демократического общественного сознания, зак­репленной в основополагающих документах мирового сообщества наряду с миром и свободой. Однако провозглашение и признание принципа социальной справедливости еще не дает представлений о том, что входит в это многозначное понятие.
Аристотель впервые проанализировал представляющееся неустранимым противоречие между двумя типами справедливости в социаль­ном смысле: справедливость сточки зрения одинаковых возможностей, предоставляемых индивидам независимо от их индивидуальных и социальных различий, и справедливость как результат воздаяния за личный труд, за успех. Эти два варианта были названы уравнительным и распределительным типом справедливости.
Каждый из них имеет в себе определенное рациональное содер­жание и те доводы в свою пользу, из-за которых уже две с половиной тысячи лет человечество обсуждает их в теории и пытается воплотить на практике, но не в состоянии сделать решающий выбор между ними[12].
Уравнительный тип справедливости предоставляет людям оди­наковые возможности, что, безусловно, оправдано в ситуации со­циального старта, в том случае, когда слабость одних индивидов, по сравнению с другими, является объективной. Однако, удовлетво­ряя основные потребности личностей на единообразном уровне, она снижает мотивацию к деятельности, обусловленную нуждой и не­удовлетворенными потребностями, ослабляет побуждение к труду, творчеству, успеху.
Распределительная справедливость воздает индивидам за успех, тем самым стимулируя их к еще большему приложению усилий. Но она ставит в ущемленное положение тех, кто не способен по каким-либо причинам к усиленной деятельности. Кроме того, наличие не­благополучных, социально ущербных индивидов и слоев вызывает моральный дискомфорт у представителей благополучных стран и представляет для них источник социальной напряженности[13].
Как видно, общество не может ни утвердиться в каком-либо од­ном, наиболее удачном понимании социальной справедливости, ни отказаться от менее удачного. Выбор преобладающего варианта со­циальной политики зависит от социокультурного типа общества, традиций и обычаев страны или группы стран, уровня их социаль­но-экономического и морально-психологического развития. Амери­канский социолог Дж. Роулз сформулировал два принципа, которые позволяют, по его мнению, примирить противоречия социальной справедливости: принцип свободы, согласно которому любой человек должен иметь равный со всеми другими доступ ко всем свободам, и принцип различия, который допускает социально-экономическое не­равенство, если оно идет на пользу наиболее обездоленным[14]. Д. Смит в обоснование положений, почему социальная справедливость не дол­жна зависеть только от стихии рыночных сил, указывает также на обусловленные географией возможности регионального неравенства, которые не могут быть ни устранены, ни обоснованы морально или социально[15].
Однако теоретические представления и социальная практика большинства стран демонстрируют как бы постоянные колебания в рамках некоего континуума представлений о справедливости, при­ближаясь то к одному, то к другому полюсу.
В настоящих условиях принцип справед­ливости должен воплощать в себе оба начала - как уравнительное, так и распределительное. Признание социального типа государства влечет за собой признание равенства социальных прав всех его граж­дан, независимо от их индивидуальных или социальных особенно­стей. Государство, таким образом, гарантирует всем гражданам обес­печение некоего социального минимума, который выражается в ми­нимальной оплате труда, минимальной (в том числе социальной) пенсии, адресной социальной помощи тем, чей душевой доход ниже прожиточного минимума, и т.п. В то же время активные, предприимчивые, социально сильные, способные индивиды должны иметь возможность получить социально одобряемыми способами больший объем благ и услуг за свой труд. Социальная политика государства должна быть направлена на создание условий для производитель­ного и результативного труда.
С принципом социальной справедливости неразрывен ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТ­ВЕТСТВЕННОСТИ. Он требует от индивида, семьи, малой группы приложения максимальных усилий для самопомощи и самообеспе­чения. При этом община (уровень муниципального самоуправления), регион или государство в целом должны лишь восполнять индиви­дам и семьям те виды или объемы помощи, которые они не могут обес­печить самостоятельно, помогать в решении тех проблем, которые выходят за рамки компетенции индивида или семьи, либо вмеши­ваться в чрезвычайных, кризисных ситуациях.
Конечно, для кризисного российского социума каждая ситуация является в известной мере чрезвычайной, однако, к сожалению, начала социальной ответственности не слишком распространены в на­шем обществе. Многолетнее существование государственного па­тернализма и всесторонней опеки, характерной для традиционного общества, привело к тому, что ряд индивидов пассивно ожидает под­держки от государства, не задумываясь о собственном вкладе в орга­низацию своей судьбы и разрешение возникающих трудных жиз­ненных ситуаций. Даже в тех случаях, когда индивиды или семьи могут самостоятельно разрешить свои проблемы или уменьшить их напряженность, они не прилагают к этому усилий.
Кроме того, есть значительное количество индивидов, которые не способны к индивидуальной социальной ответственности из-за своих физических, психических или интеллектуальных дефектов, возрастных или иных особенностей. Поэтому нереалистично было бы предполагать, что в любом обозримом будущем социальная помощь будет сведена только к самопомощи и государство сможет снять с себя обязанность поддержки ряда своих граждан. Даже при максималь­ном развитии морально-психологических установок и социальных технологий самообеспечения, самопомощи, групповой и соседской взаимопомощи всегда останутся индивиды и семьи, которые не смо­гут выжить без последовательной социальной поддержки со стороны государства. Тем не менее, должна проводиться широкая организаци­онная и воспитательная деятельность для того, чтобы сформировать в психике людей устойчивую направленность на индивидуальную со­циальную ответственность и создать юридические, экономические, организационные условия для ее реализации.
В качестве следующего руководящего принципа социальной по­литики следует назвать СОЦИАЛЬНУЮ СОЛИДАРНОСТЬ, которая заключается в том, что современное общество призвано встречать социальные затруднения как единая система, внутри которой про­исходит перераспределение социальной состоятельности от более сильных к менее сильным. Конечно, в первую очередь этот меха­низм заключается в перераспределении денежных средств через си­стему налогов и пособий. Однако, в то же время, этот процесс мож­но рассматривать также в качестве перераспределения социальных ресурсов: доступа к социальным коммуникациям, культуре, здоро­вью, образованию. Если каждый индивид будет пользоваться только теми социальными ресурсами, к которым он имеет доступ в силу своей физической или интеллектуальной полноценности, состояния здо­ровья, благоприятного социального положения, необременительной иждивенческой нагрузки, это означает, что достаточно значительная часть населения будет сегрегирована и ограничена в своих социальных правах. Это не просто задевает демократические установки современ­ного общественного сознания, но также служит постоянной угрозой социальной безопасности. Достаточно давно замечено, что равный и справедливый доступ к социальным благам является наиболее дей­ственной и прагматичной профилактикой социальной нестабиль­ности и криминальной активности[16]. Поэтому, не имея возможнос­ти ликвидировать бедность, социальное государство и современное общество перераспределяют средства в пользу бедных.
Следующим принципом социальной политики является ПРИН­ЦИП СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА.
В документах Международной организации труда, созданной в 1919 г., ныне — специализированного органа ООН, выработаны об­щие принципы социального партнерства, среди которых[17]:
?      равноправие сторон на переговорах и при принятии решений;
?      равная для всех сторон обязательность исполнения договоренностей;
?      обязательная и равная ответственность сторон за выполнение принятых обязательств;
?      принцип трипартизма, т.е. участия в переговорах трех сторон: государственной власти, работников и работодателей.
Социальное партнерство — неотъемлемый институт устойчивого современного общества и демократического государства, он продук­тивно действует в эффективно функционирующей экономике. Од­
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.