На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Формы речевой коммуникации

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 13.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание.
Введение. 3
Диалог. 5
Монолог. 12
Заключение. 16
Библиографический список 17
 


Введение.

 
 Речевое общение происходит в двух формах - устной и письменной. Они находятся в сложном единстве и в речевой практике занимают важное и примерно одинаковое место по своей значимости. В сфере производства, сферах управления, образования, юриспруденции, искусства, в средствах массовой информации имеют место и устная и письменная речь формы речи. В условиях реальной коммуникации наблюдается их постоянное взаимодействие и взаимопроникновение. Любой письменный текст может быть озвучен, т.е. прочитан вслух, а устный - записан при помощи технических средств. Существуют такие жанры, например, драматургия, ораторские произведения, которые предназначены специально для последующего озвучивания. И, наоборот, в литературных произведениях широко используются приемы стилизации под "устность": диалогическая речь, в которой автор стремится сохранить особенности, устной спонтанной речи, монологические рассуждения персонажей от первого лица и т.п. Практика радио и телевидения привела к созданию своеобразной формы устной речи, в которой устная и озвученная письменная речи постоянно сосуществуют и взаимодействуют - телеинтервью.  
 Основой письменной и устной речи является литературная речь, выступающая как ведущая форма существования русского языка. Литературная речь - это речь, рассчитанная на сознательный подход к системе средств общения, при котором осуществляется ориентация на определенные нормированные образцы. Она является таким средством общения, нормы которого закрепляются как формы образцовой речи, т.е. они фиксируются в грамматиках, словарях, учебниках. Распространению этих норм способствует школа, культурные учреждения, средства массовой коммуникации.
Литературная речь отличается универсальностью в сфере функционирования. На ее основе создаются научные сочинения, публицистические произведения, деловая письменность и др. Устная и письменная формы речи являются самостоятельными, имеют свои
характеристики и особенности. 
 
Цель контрольной работы – изучение форм речевой коммуникации.
Задача:
Дать характеристику формам речевой коммуникации.
 
 
 
 


Диалог.

В зависимости от направленности речевого потока при коммуникации выделяют диалогическую и монологическую речь. При однонаправленном речевом  потоке коммуникация характеризуется  активностью только одного из коммуникантов. Такая речь называется монологисгической. Речь считают диалогической, если передача информации направлена в двух и более  направлениях, причем у каждого коммуниканта периоды речевой активности сменяются  периодами приятия и обработки  полученной информации.
Диалогом (от греч. разговор, беседа) называется форма речи, состоящая  из обмена высказываниями-репликами, характеризуются  ситуативностью (зависимостью от обстановки разговора), текстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), непроизвольностью  и малой степенью организованности (незапланированным характером). Диалог обычно противопоставляют монологу. Подвидом диалога является полилог, возникающий из числа участников речевого общения, большем двух. Диалог считают первичной, естественной формой языкового общения, генетически он восходит к устно-разговорной сфере, для которой характерен принцип экономии средств словесного выражения. Информативная полнота диалогической речи в значительной степени обеспечивается интонацией, мимикой и жестами ситуационной обусловленностью. Для диалога характерны полифункциональность форм, семантический синкретизм, экспрессивность, словотворчество. Осуществляемый в условиях непринужденного общения диалог часто строится по правилам, характерным для устной речи (неполный стиль произношения, своеобразный синтаксис, ситуативные лексические новообразования).
К основным языковым особенностям диалога относятся:
• наличие повторов и  переспросов в реагирующих репликах;
• синтаксическая неполнота  реплик, компенсируемая за счет предыдущего  высказывания;
• обилие вопросительных и  побудительных предложений, стимулирующих  реплик.
Выделяют следующие типы диалога: информативный, прескриптивный диалог; диалог — обмен мнениями с целью принятия решения/выяснения  истины; диалог, имеющий целью устранение/регулирование  межличностных отношений; праздноречивый диалог, внутри которого выделяются в  качестве подтипов: эмоциональный, артистический  и интеллектуальный диалоги.
Информативный диалог обычно состоит из вопросно-ответных пар, хотя может включать в себя также свернутый монолог или риторический вопрос. Целью информативного диалога является получение информации.
Прескриптивный диалог содержит просьбу, приказ и обещание или отказ  выполнить предлагаемое действие. При  этом подразумевается, что говорящий  выдает программу действий, а слушающий  берется за ее исполнение.
Диалог — обмен мнениями — это обычно спор, дискуссия. Оба  собеседника, как правило, являются экспертами в обсуждаемом вопросе. Для данного типа диалога характерно тематическое единство при различных  взглядах коммуникантов на проблему.
Диалог, ведущийся с целью  установления/регулирования межличностных  отношений, подразделяется на: диалог-унисон и диалог-диссонанс. Содержанием  первого являются искренние признания, второго — взаимное выяснение  отношений.
Праздноречивый диалог направлен  или на эмоциональное общение (жалобы, хвастовство, восхищение, опасение, страх), или на артистичные жанры (мини-рассказ, шутка, острота), или на информационно  бесцельный, но интеллектуальный говор.
В диалоге в наибольшей степени реализуются вопросно-ответные комплексы. Вопросы классифицируют следующим образом: уточняющие и  восполняющие; простые и сложные; корректные и некорректные; нейтральные, благожелательные и провокационные. Уточняющие вопросы направлены на выяснение истинности или ложности, требуют ответа «да» или «нет». Восполняющие вопросы связаны с выяснением новых знаний относительно событий, явлений, предметов, их отличительный признак — вопросительные слова: «кто», «что», «где», «когда», «как», «почему». Простые вопросы не могут быть расчленены на более простые высказывания. Сложные вопросы включают в себя два и более простых вопроса. Корректные вопросы основываются на истинных суждениях. Некорректные вопросы основываются на ложных или неопределенных суждениях. Нейтральные вопросы не содержат эмоциональной окраски и никак не воздействуют на личность собеседника. Благожелательные вопросы подчеркивают расположенность говорящего к собеседнику. Провокационные вопросы окрашены негативно и содержат скрытое или явное подстрекательство к неверным действиям собеседника.
Ответы классифицируют следующим образом: правильные, неправильные и «не по существу»; позитивные и негативные. Правильные ответы дают возможность уточнить точку зрения, получить дополнительные сведения и содержат истинные, логически связанные с вопросом суждения. Неправильные ответы связаны с вопросом, но неверно отражают действительность. Ответы «не по существу» могут быть истинными, но они логически не связаны с вопросом и поэтому не рассматриваются. Позитивные ответы содержат стремление разобраться в поставленных вопросах. Негативные ответы выражают отказ отвечать на поставленный вопрос по той или иной причине (некомпетентность, соображения этического характера и пр.)
Диалог — сложно организованная целостная структура, продукт совместной деятельности коммуникантов. Даже при смене говорящих или подключении новых участников в процессе разговора обычно не возникает ни смысловых разрывов, ни сколько-нибудь значительных пауз. Собеседники прекрасно понимают друг друга: предугадывают окончание реплик, осуществляют передачу слова конкретному лицу, предотвращают сбои в развитии разговора и исправляют нарушения. Координацию действий и высказываний собеседников обеспечивают специальные приемы и правила, которые известны говорящим и регулярно используются в разговоре. В основе смены говорящих лежит заданное правилами закономерное завершение речевого фрагмента. Если первая реплика — вопрос, вторая — обязательно ответ; приветствие сопровождается приветствием, просьба — принятием или отклонением и т.д. Этот организационный принцип, называемый, принципом последовательности, задает простейшую схему построения разговора, на основе которой возникают более сложные варианты разговорной динамики (фрагменты с уточняющими высказываниями, вставками). Принцип предполагает релевантность ответной реакции, т.е. реплика соответствующего типа ожидается, хотя может быть и отсрочена.
Общие правила диалога  таковы:
      получателю сообщения рекомендуется выслушивать обращенное
к нему высказывание; 
      вопрос требует ответа; 
      повеление требует ответа действием или словом; 
      повествование требует ответа повествованием или внимательным молчанием — отсутствием речи, когда слушающий извещает говорящего о том, что его речь принята и понята, выражением лица, жестом, междометием, повтором слова.
Таким образом, рекомендуемым  способом действия получателя является:
      умолчание, если нет вопроса; 
      ответ словом, если нет побуждения; 
      пересказ другому лицу, если нет специального побуждения и запрещения; 
      «действие» если нет специального побуждения к бездействию.
При выборе ответа надо помнить, что повествовательные высказывания противопоставляются вопросу и  побуждению, но похожи на них в структурно-функциональном отношении, поскольку у повествовательных  высказываний нет обязательного  ответа в виде какой-либо реплики  или действия. Вопрос и побуждение, напротив, строго различаются по созданию ответной реплики. На основе современных  исследований установлены правила  сочетания речевых актов — парадигмы последовательности речевых актов. Они реконструируются на основе анализа характерных речевых фрагментов в естественных условиях. Исходя из представления о возможных целя участников моделируются типовые последовательности речевых актов и общие схемы течения диалогов разного типа (совещательных, аргументативных, конфликтных). Нередко более удобным способом выразить коммуникативное намерение является косвенный речевой акт, т.е. такой речевой акт, в котором цель высказывания не совпадает с формой предложения. Особенно часто косвенным речевым актом выражают побуждение, прежде всего вежливое.
Диалог — это совместная деятельность участников, имеющих некоторую  общую цель. Нормальный диалог предполагает соблюдение базовых нормативных  принципов, регулирующих поведение собеседников - так называемых коммуникативных максим П. Грайса:
      Максима кооперации составляет основу коммуникации, она предполагает готовность партнеров к сотрудничеству. Собеседники могут выражать несогласие, спорить, но они должны включаться в разговор таким способом, который соответствует общей линии и целям. Это общее положение конкретизируется остальными максимами. 
      Максима количества. Каждый должен вносить в разговор достаточно, но не слишком много информации. 
      Максима качества предписывает правдивость высказывания. Эта
максима нарушается, если человек намеренно лжет или
коммуницирует таким образом, который не соответствует его
истинным целям. 
        Максима релевантности. Согласно ей, реплики должны быть уместны и отвечать текущему контексту разговора. 
        Максима способа коммуникации требует избегать неясности, двусмысленности, дезорганизующих действий,
Нарушение коммуникативных  максим всегда связано с намерением оказать определенное воздействие  на слушающего. Когда какая-либо максима  нарушается, партнер приписывает  сообщению некоторое дополнительное значение, которое согласует аномальную реплику с максимой. Говорящий  предполагает знание партнером правил, позволяющих понимать и объяснять  нарушение коммуникативных максим. Этот механизм обеспечивает использование  всевозможных непрямых утверждений, важных с точки зрения тактики разговора, в частности соблюдения правил вежливости. Так, на вопрос: «Сколько рублей это вам стоило?» - можно услышать - «Достаточно». Ответ нарушает максиму количества и рассчитан на то, что адресат установит не выраженное прямо значение сказанного: «Это вас не касается». Максимы Грайса — не единственные правила, по которым строится диалог. Так известный автор учебника «Теория риторики» Ю.В. Рождественский приводит следующие законы, которым подчиняются диалоги:
      закон времени — бесконечное продолжение диалога в одном виде словесности уничтожает информационную ценность речи (и наоборот); 
      закон аудитории — бесконечное расширение аудитории в одном виде словесности уничтожает информационную ценность речи (и наоборот); 
      закон компетентности аудитории — бедность знаний по предмету речи в аудитории уничтожает информационную
ценность речи (и наоборот); 
      закон уместности — организация диалога по месту, времени и участникам, не учитывающая интереса участников к предмету диалога, уничтожает информационную ценность диалога.
На характер протекания диалога  оказывают заметное влияние социальные характеристики участников: социальный статус, роль, профессия, этническая принадлежность, возраст коммуникантов; они сказываются  на выборе темы, языковых средств, позиции  в разговоре. Социально детерминированы также стереотипы выражения самооценки, способы проявления отношения к собеседнику и др. Вследствие того что партнеры по диалогу принадлежат к определенной социальной группе, играют определенные роли, возникают специфические типы диалога — врачебные, театральные и академические, женские и мужские, «немецкие», «швейцарские» и т.д. Общение между группами может быть затруднено языковыми и коммуникативными барьерами. Возможности взаимопонимания ограничиваются также социальными и культурно-специфическими аспектами коммуникации, различиями в значимости знаков и действии, «социальной символизацией», сигнализирующей о принадлежности человека к определенной группе. С этим связано решение ряда практических проблем — проблем эмиграции, специфических трудностей межкультурного взаимодействия в многонациональных государствах.
 


Монолог.

Монолог - форма речи, образуемая в результате активной речевой деятельности рассчитанная на пассивное и опосредованное восприятие и практически не связанная  с речью собеседника ни в содержательном, ни в структурном отношении. Иногда монолог определяют как интерперсональный  речевой акт. Монолог противоречив по своей сути: с одной стороны, раз человек заговорил, значит, он рассчитывает на общение, с другой — монолог абсолютно не приспособлен к непосредственному общению, он предполагает, что слушающий только слушает, но не отвечает.
Основные коммуникативные  ситуации употребления монолога - сфера  искусства, ораторские выступления, общение  по телевидению, радио, ситуация обучения (речь учителя в классе и т.п.). В бытовом общении монологическая речь встречается крайне редко. Это  дало основание известному лингвисту Л.В. Щербе предложить, что она производна от диалогической. Для монолога типичны значительные по размеру фрагменты, состоящие из структурно и содержательно связанных между собой высказываний, имеющие индивидуальную композиционную построенность и относительную смысловую завершенность. Степень проявления этих признаков зависит от жанровой принадлежности (художественный монолог, ораторская речь, бытовой рассказ и др.) и от функционально-коммуникативной принадлежности (повествование, рассуждение, убеждение). По сравнению с репликами в диалоге монологическая речь обладает гораздо большей степенью традиционности при выборе языковых, композиционных и других средств; имеет, как правило, сложное синтаксическое построение, гораздо более сложную языковую и структурно-композиционную организацию; эти ее особенности изучает лингвистика текста (проблема сложного синтаксического целого, абзаца и т.п.). В качестве признаков монологической речи выделяют относительно большую протяженность реплик; композиционную сложность; обращенность не к собеседнику, а к самому себе; стремление выйти за непосредственные тематические рамки.
 Классифицировать монологи можно по цели высказывания (Виноградов): 
        монолог убеждающей окраски — примитивная форма ораторской речи; 
        монолог лирический — речевая форма изъявления

      и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.