Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Ценообразование и цены в условиях рынка на примере магазина «Монетка»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 31. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



БГОУ СПО «Тувинский сельскохозяйственный техникум»
 
 
 
 
 
 
Курсовая работа
по дисциплине: «Экономика предприятия»
по теме:
«Ценообразование и цены в условиях рынка»
(на примере магазина «Монетка»)
 
 
 
 
 
По специальности 080110 –
Экономика и бухгалтерский учет
                                 
Выполнил:
Студент 4  курса Шифр 496
Оюн А.С.
 
Проверила:
Корбут Т.В.
 
 
 
Кызыл 2012 г.
Содержание
 
Введение………………………………………………………………………..…3

Глава 1. Теоретическая часть. Ценообразование и цены в условиях рынка.…5

1.1 Стратегия ценообразования фирмы………………………………………….5

1.2. Цены в условиях рынка………………………………………………………7

Глава 2.Расчетная часть.  Разработка ценовой политики магазина «Монетка»………………………………………………………………………..12

2.1 Характеристика предприятия…………………………………………….…12

2.2 Основные технико-экономические показатели деятельности организации………………………………………………………………………13

2.3 Методика ценообразования в магазине «Монетка»……………………….16

2.4 Конкурентная стратегия ценообразования магазина «Монетка»………...24

2.5 Тактические аспекты стратегии ценообразования в магазине «Монетка»………………………………………………………………………..29

Выводы и предложения ……………………………………………………...…34
Список используемой литературы……………………………………………..36
Приложения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
Актуальность. В рыночной экономике существуют многие механизмы регулирования деятельности предприятия, но, что принципиально важно, они базируются на использовании экономических методов, которые создают условия для повышения заинтересованности предприятия в удовлетворении потребностей общества. В условиях рыночных отношений регулирование воспроизводства осуществляется наряду с другими экономическими законами законом стоимости, который действует через механизм цен и ценообразования. Поэтому развитие рыночного ценообразования требует кардинального изменения принципов формирования цен и модели цены.
Механизм ценообразования в условиях рыночных отношений проявляется через цены, их динамику. Динамика цен формируется под воздействием двух важнейших факторов – стратегического и тактического. В условиях рынка динамика цен будет формироваться непредсказуемо, и необходимо глубоко и тщательно изучать все рыночные факторы и научиться правильно пользоваться ими.
Цена является важнейшей составляющей комплекса планирования на предприятии, это единственный элемент, реально обеспечивающий продавцу доход. Это сложное понятие, которое зависит от общего состояния экономики и конкуренции, тем более на промышленном рынке, так как первоначально устанавливаемая цена редко совпадает с конечной, объявленной. В связи с этим, одной из основных задач на любом предприятии является экономическое обоснование себестоимости и цены производственного продукта.
Цена является одним из основных факторов, влияющих на размер получаемой прибыли, а также на ряд других количественных и качественных показателей работы предприятия: рентабельность, оборот, конкурентоспособность, долю рынка и т.д. Более того, устанавливая тот или иной уровень цены, предприятие может достичь различных целей в зависимости от сложившейся ситуации на рынке: выживаемость фирмы, максимизация темпов роста, увеличение объемов продаж, стабилизация или рост рыночной доли и т.д.
Решения, принимаемые руководством фирмы в области ценообразования, относятся к наиболее сложным и ответственным, поскольку они способны не просто ухудшить показатели финансово-хозяйственной деятельности, но и привести предприятие к банкротству. Кроме этого ценовые решения могут иметь долговременные последствия для потребителей, дилеров, конкурентов, многие из которых сложно предвидеть и, соответственно, оперативно предотвратить нежелательные тенденции после их проявления.
Это особенно актуально в нынешних российских условиях, когда вследствие снижения покупательской способности и увеличивающейся конкуренции на рынке для успешной деятельности предприятия наибольшее значение приобретает выбор эффективного метода ценообразования.
В экономической литературе описано достаточно большое количество методов ценообразования, применяющихся как зарубежными, так и российскими предприятиями на практике. Но достаточно сложно представить всю совокупность методов ценообразования, классифицированных по определенным признакам.
Целью данной работы является рассмотрение стратегии ценообразования и разработка ценовой политики на примере продовольственного магазина «Монетка», специализирующейся на розничной продаже населению продуктов питания.
Задачами работы являются следующие:
– исследование теоретических основ стратегического ценообразования предприятия;
– анализ финансово-хозяйственной деятельности магазина «Монетка»;
– рассмотрение применяемых методов ценообразования и ценовой стратегии в магазине «Монетка».


Глава 1. Теоретическая часть. Ценообразование и цены в условиях рынка

1.1 Стратегия ценообразования фирмы

 
Стремление получить как можно большую прибыль объективно вызывает проведение на каждом предприятии своей собственной ценовой стратегии.
Из опыта работы предприятий по установлению цен следует, что в основном они применяют следующую последовательность в разработке и расчете цен.
1.                      При постановке задачи по ценообразованию следует исходить из положения: какую роль предприятие отводит цене в своей коммерческой работе. Цена, как известно, выполняет ряд функций. Так, например, помимо того, что она является важнейшим фактором, определяющим величину прибыли (чем выше цена, тем больше прибыль), она рассматривается как средство стимулирования спроса. Иными словами, на этом этапе происходит осмысление назначения цены, выработка ценовой политики предприятия, которая основывается, с одной стороны, на возможностях предприятия, а с другой – на выявленном спросе на его продукцию.
2.                  При определении спроса на товары, выпускаемые предприятием, необходимо обратить внимание на выяснение факторов, воздействующих на спрос. Дело в том что на цену товара влияют количество производителей, предлагающих аналогичную продукцию, а также сила обычаев, привычки покупателей и т.д. То есть мы имеем дело с так называемым эластичным или неэластичным спросом.
3.                  При оценке издержек производства на продукцию, выпускаемую предприятием, необходимо исходить из их сравнения со среднеотраслевыми издержками (себестоимостью) на аналогичную продукцию, которые рассчитываются как средневзвешенная величина индивидуальных затрат предприятий. Такой подход обусловливается тем, что рыночная цена на одноименную продукцию отражает средние общественные издержки производства плюс средняя норма прибыли на эти товары. Последняя в силу различий между предприятиями в фондовооруженности, фондоемкости, технического строения капитала отлична для каждой группы товаров, для каждой отрасли.
4. При анализе цены конкурента основное внимание должно быть обращено на систему скидок, которые он предоставляет. В мировой практике насчитывается около 20 видов скидок с цены.
Широко применяется также так называемая тактика проникающего ценообразования, смысл которой состоит в том, чтобы генерировать первоначальный спрос путем установления низкой цены на вновь вводимый на рынок продукт. В последующем, когда товар будет признан на рынке, цена будет повышаться.
Здесь надо иметь в виду, что применение этой тактики эффективно в случаях, когда адаптация потребителей к продукту происходит в относительно короткий период времени и когда отработаны каналы распределения. В противном случае это может привести к большим потерям.
В конечном итоге уровень устанавливаемой цены по здравому смыслу должен находиться где-то в промежутке между низкой ценой (издержки производства), не приносящей прибыли, и теоретически высокой ценой, определяемой спросом (рыночная цена) без учета задач предприятия (рис. 2.1).
При расчете возможной цены в условиях рынка рекомендуется использовать следующие методы.
Рис. 2.1. Варианты цен
Возможная цена
Минимальная цена (издержки производства)
Себестоимость продукции + наценка. Учет цены конкурента
Издержки производства + уникальные возможности товара
Максимальная цена

 

 

1.2 Цены в условиях рынка

 
Расчет цены по методу «средние издержки плюс прибыль». Основой расчета являются средние издержки производства плюс наценка. Последняя варьируется в широких пределах в зависимости от вида товара. Наценка должна учитывать особенности текущего спроса и конкуренции.
Расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли. В данном случае предприятие стремится к установлению такой цены, которая обеспечит ему желаемый объем прибыли. Основой такого расчета является построение так называемого графика безубыточности.
Установление цены на основе уникальности выпускаемого товара. Здесь исходят не только из издержек производства, но и ценности товара для покупателя. Кроме того, при установлении цены следует учитывать реакцию на нее со стороны конкурентов и т.д.
И, наконец, при установлении цены необходимо учитывать регулирующую роль государства в области ценообразования, налогов с доходов и многое другое. Она проявляется в установлении различных дотаций к ценам стимулирования выпуска нужной продукции или с целью обеспечения социальной защищенности населения, установления особой формы налогообложения и т.п.
В рамках затратного ценообразования, которое применяется на рассматриваемом предприятии, в основу формирования цены ложатся издержки производства и обращения.
Основой затратного ценообразования является формирование цены как суммы трех элементов: переменных затрат на производство единицы товара; средних накладных затрат; удельной прибыли.
В любом случае основой расчета цены является себестоимость (затраты на производство и реализацию товара, продукции в денежной форме), что и объединяет порядки расчета цены товара или услуги.
При расчете цен на основе норматива рентабельности цена определяется как сумма фактических затрат и нормативной прибыли.
Норматив рентабельности затратам – ставка, используемая для определения величины удельной прибыли в цене и задаваемая в процентах к средним общим затратам на производство единицы продукции (себестоимости).
Стратегию ценообразования можно представить в виде формулы:
Цель предприятия + Метод установления исходной цены + Движение исходной цены = Стратегия ценообразования
Предприятие стремится установить цену, которая обеспечит ему желаемый объем прибыли (целевую прибыль). Методика основывается на графике безубыточности, на котором представлены общие издержки и общие поступления при различных уровнях объема продаж.
Если предприятие снизит цену, то для получения такой прибыли ему нужно продать большее количество товара, если повысит – меньше. Однако при более высокой цене рынок, возможно, не захочет купить даже такое количество товара (это зависит от эластичности спроса по цене).
Для сохранения и укрепления лидерства по показателю доли рынка необходимо привлечь потребителя качественным и относительно недорогим (по сравнению с конкурентами) товаром. Устанавливая цены ниже конкурентных, предприятие, тeм не менее, может за счет более низких издержек обеспечить себе такой же, как у конкурентов, уровень рентабельности продаж (или даже чуть выше).
Так как цены будут невысокими, предприятие для получения необходимой суммы прибыли придется продавать больший объем товара, чем при высоких ценах. Наращивая объем сбыта, предприятие сохранит и увеличит долю рынка.
Если предприятие будет выводить на рынок новые товары, оно может применить следующие стратегии:
1. Стратегия «снятия сливок» устанавливает сначала высокую цену на товар в расчете на самый доходный сегмент рынка, ступенчато понижая цену в дальнейшем с целью охвата новых сегментов.
2. Стратегия прочного внедрения, наоборот, устанавливает на новинку относительно низкую цену в надежде на привлечение большого числа покупателей и завоевание большой доли рынка.
Установлением исходной цены и определением направления ее желаемого изменения процесс ценообразования не заканчивается. Теперь предприятию предстоит разработать ценовую тактику, т.е. провести рыночную корректировку цены, которая предполагает принятие ряда решений. В частности, можно принять следующие решения:
1.                  Об установлении стандартных или гибких цен. Предприятию целесообразнее применять стандартные цены, которые остаются постоянными в течение относительно длительного периода времени. Их использование дает возможность предприятию создать у потребителей впечатление устойчивости цены продукции предприятия на фоне всеобщего подорожания.
2.             Об установлении единой цены или ее изменении по сегментам рынка (дискриминационные цены). В частности, возможно установление различных цен в зависимости oт статуса потребителей. для физических лиц ниже, для юридических – выше. Можно также подумать об установлении различных цен для потребителей, имеющих различную удаленность от предприятия.
3. Об использовании системы скидок. Можно рекомендовать предприятиям использование следующих видов скидок: скидки за количество закупаемого товара, кумулятивные, сезонные, периодические скидки, скидки за оперативность платежа.
На рис. 2.2 представлено девять вариантов стратегии возможного качественно-ценового позиционирования, которые используются зарубежными фирмами в качестве стратегии маркетинга применительно к показателям цены и качества.
Рис. 2.2 Стратегии ценообразования «цена-качество»
КАЧЕСТВО ТОВАРА
ЦЕНА
высокое
высокая
средняя
низкая
1.Стратегия премиальных наценок
2.Стратегия глубокого проникновения на рынок
3. Стратегия повышенной ценностной значимости
среднее
4.Стратегия завышенной цены
5. Стратегия среднего уровня
6.Стратегия доброкачественности
низкое
7.Стратегия ограбления
8.Стратегия показного блеска
9.Стратегия низкой ценностной значимости

 
Если существующий лидер рынка занимает позицию 1, т.е. выпускает товар с премиальной наценкой и продает его по максимально возможной высокой цене, фирма-новичок может быть предпочтет одну из остальных стратегий. Она может создать высококачественный товар и назначить на него среднюю цену (позиция 2), создать товар среднего уровня качества и взимать за него среднюю цену (позиция 5) и т.д. Фирма должна изучить размеры и темпы роста рынка для каждой из девяти позиций, представленных на рис. 2.2, и конкретных конкурентов в рамках каждой из них.
Разработка самостоятельной ценовой стратегии – постоянно воспроизводимый процесс. Нельзя создать такую стратегию однажды и потом пользоваться ею безо всяких корректировок многие годы. Стратегия ценообразования должна постоянно проверяться на основе фактически достигнутых результатов и при необходимости корректироваться. А главное – она должна соответствовать именно той общей маркетинговой стратегии, которой в этот момент придерживается фирма.
Основными типами маркетинговых стратегий являются: проникновение на рынок; развитие рынка; сегментация рынка; разработка нового продукта или модификация уже существующего для завоевания новых рынков. Этот процесс предполагает учет многих факторов, и чтобы представить его лучше, воспользуемся рис. 2.3.
Как видим, процесс разработки ценовой стратегии состоит из трех этапов: сбора информации (I); стратегического анализа (II); формирования стратегии (III). Получив ответы на все вышеупомянутые вопросы, специалист по ценообразованию может переходить к подготовке для руководства фирмы проекта документа, описывающего предпочтительную ценовую стратегию. При этом, конечно, стоит использовать опыт реализации таких стратегий, имеющийся у других фирм и описанный в литературе или наблюдаемый в собственной практике. Только тогда конкретная цена, венчающая пирамиду ценовой стратегии фирмы, засияет ярким блеском и обеспечит фирме реальное повышение прибыльности операций.
Завершая рассмотрение возможной ценовой политики и стратегии фирмы, подчеркнем, что, несмотря на повышение роли неценовых факторов конкуренции, цена остается важнейшим элементом комплекса маркетинга, особенно в условиях инфляции. Правильно выбранные стратегия и тактика ценообразования во многом обеспечивают достижение маркетинговых целей предприятия и его рыночный успех в целом.
 
 


Глава 2. Расчетная часть. Разработка ценовой политики магазина «Монетка»

2.1 Характеристика предприятия

 
Коммерческая фирма «Орион» организована в 1998 году как товарищество с ограниченной ответственностью, учредителями являлись физические лица. В январе 1999 года предприятие было реорганизовано в общество с ограниченной ответственностью «Орион», и действует на основе Устава.
ООО «Фирма Орион» создано в результате реорганизации ТОО, является правопреемником последнего, для осуществления производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности, выполнения работ и осуществления услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения его учредителями максимальной прибыли на вложенный капитал путем осуществления различных видов деятельности, не противоречащих действующему законодательству Российской Федерации.
Место нахождения и почтовый адрес общества совпадают: г.Кызыл, ул. Ленина, д. 62.
Фирма специализируется на закупке и реализации в розничную торговлю товаров народного потребления, в основном продуктов питания, и самостоятельно осуществляет свою деятельность, исходя из реального потребительского спроса населения, организаций и учреждений.
Таким образом, ООО «Фирма Орион» осуществляет следующие виды деятельности: закупка товаров; розничная торговля; сдача помещений в субаренду. ООО «Фирма Орион» специализируется на торговле следующими группами товаров: мука, сахар, крупы, макаронные изделия, фрукты, овощи, кондитерские изделия, винно-водочные изделия, пиво и безалкогольные напитки, бакалея.
ООО «Фирма Орион» имеет лицензию (серия МТр-12 №001031 от 15 июня 2007 года) на право розничной продажи алкогольной продукции.
ООО «Фирма Орион» имеет собственную торговую сеть, состоящую из магазина и 3 торговых киосков. Одним из таких магазинов является продовольственный магазин «Монетка» (св-во №3066 от 14.01.2007), расположенный по ул. Пролетарская, 63а, по продаже продовольственных товаров, который был открыт согласно Постановлению главы администрации г. Курска №686 от 26 марта 2007 года.
Магазин является структурным подразделением указанного предприятия, непосредственное руководство осуществляется директором магазина, который назначается и освобождается от должности директором предприятия.
Данный магазин осуществляет свою деятельность с 29 марта 2007 года и является единственной торгово-розничной точкой ООО «Фирма Орион».
Торговля в магазине осуществляется на основании лицензий, полученных в установленном порядке (в т.ч. лицензия на право розничной торговли алкогольной продукцией №315 на два года сроком с 7.04.07 по 21.01.2009 г.).
Торговля в магазине осуществляется в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» и правилами работы предприятий розничной торговли.
 

2.2 Основные технико-экономические показатели деятельности организации

 
Проанализируем основные показатели деятельности магазина «Монетка» за последние три года. Изменения в деятельности предприятия за 2006–2008 гг. можно охарактеризовать следующими показателями (табл. 3.1).
Анализ динамики основных показателей хозяйственной деятельности магазина «Монетка» позволяет сделать следующие выводы.
Данные, приведенные в табл. 3.1 показывают, что доходы торгового предприятия стабильно растут, так в 2007 г. выручка от реализации возросла на 3114 тыс. р. по сравнению с 2006 г., в 2008 г. – на 2916 тыс. р. по сравнению с 2007 г. Соответственно и затраты на реализацию продукции имеют тенденцию к росту. Всего за 2008 г. рост выручки фирмы по отношению к 2006 году составил 61,9%. Затраты в целом по магазину «Монетка» возросли в 2008 г. по отношению к 2006 г. на 51,1%.
 
Таблица 3.1. Основные технико-экономические показатели магазина «Монетка»
Наименование показателей
2006 г.
2007 г.
2008 г.
Изменение (+, -)
2007 г. к
2006 г.
2008 г. к 2007 г.
Валовая выручка, тыс. р.
9737
12851
15767
+3114
+2916
Затраты, тыс. р.
7618
9770
11511
+2152
+1741
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг), тыс. р.
852
1448
885
+596
-563
Рентабельность реализации продукции, %
8,8
11,3
5,6
+2,5
-5,7
Затраты на 1 рубль выручки, р.
0,78
0,76
0,73
-0,02
-0,03
Среднесписочная численность
работников, чел.
7
8
12
+1
+4
Среднемесячная зарплата 1 рабочего, р.
2251
3748
4538
+1497
+790
Среднегодовая производительность труда 1 работника, тыс. р./чел.
1391,0
1606,4
1313,9
+215,4
-292,5
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. р.
919
1001
1665
+82
+664
Фондоотдача, р./р.
10,6
12,8
9,5
+2,2
-3,3

 
В связи с опережающим ростом доходов против роста затрат на реализацию продукции, в 2007 г. себестоимость на 1 рубль реализованной продукции предприятия снизилась на 2 коп. или на 2,6% по сравнению с 2006 г., в 2008 г. данный показатель сократился еще на 3 коп. по сравнению с 2007 г.
Нужно отметить, что прибыль от реализации продукции возросла на 596 тыс. р. в 2007 г. по сравнению с 2006 г., в 2008 г. она сократилась на 563 тыс. р. или на 38,9% по сравнению к 2007 г. Аналогичную тенденцию изменения имеет показатель рентабельности реализованной продукции, в 2007 году уровень рентабельности возрос с 8,8% до 11,3%, а в 2008 году снизился до 5,6%.
Среднесписочная численность работников предприятия возросла на 1 чел. в 2007 г. по сравнению с 2006 г. и на 4 чел. в 2008 г. по сравнению с 2007 г. Производительность труда работников предприятия возросла в 2007 г. на 215,4 тыс. р./чел. или на 24,2% по сравнению с 2006 г., в 2008 г. уменьшилась – на 292,5 тыс. р./чел. или на 18,2% по сравнению с уровнем 2007 г. Прирост заработной платы за период составил в среднем 42,4% в год.
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов предприятия возросла в 2007 г. на 82 тыс. р. по сравнению с 2006 г., и в 2008 г. на 664 тыс. р. по сравнению с предыдущим годом. Уровень фондоотдачи средств возрос в 2007 г. на 2,2 р. по сравнению с 2008 г., и сократился на 3,3 р. в 2008 г. по сравнению с 2007 г.
Численность персонала в 2008 году возрастает на 5 чел. по сравнению с данными на 2006 г., что свидетельствует о расширении масштабов деятельности, при этом производительность труда также растет. Выработка изменяется в различные периоды, что говорит о нерациональной политике управления персоналом, то есть численность не регулируется в зависимости от результатов деятельности предприятия.
Численность работников магазина «Монетка» в 2008 г. увеличивается, что на фоне роста объемов реализации следует расценивать как положительную тенденцию. Численность административных работников за последние три года не изменилась, что связано с необходимостью наличия директора, бухгалтера и товароведа.
Как видно из табл. 3.1, наиболее успешным был для предприятия 2007 г., т.к. на этот год приходится наибольший объем прибыли от реализации продукции, показатель среднегодовой производительности труда работников, уровень фондоотдачи основных производственных фондов.
В целом показатели выручки от реализации продукции, работ, услуг магазина «Монетка» за 2006–2008 гг. свидетельствуют о наращивании масштабов торговой деятельности организации.
 

2.3 Методика ценообразования в магазине «Монетка»

 
Затратные методы ценообразования предполагают расчет цены продажи продукции путем прибавления к издержкам реализации некой определенной величины.
Суть метода, основанного на определении полных издержек (метод «издержки плюс»), состоит в суммировании совокупных издержек (переменные (прямые) плюс постоянные (накладные) издержки) и прибыли, которую фирма рассчитывает получить.
Пример определения цены методом полных затрат магазина «Монетка» приведен в табл. 3.2.
Таблица 3.2. Определение цены 1 кг бананов методом полных затрат
Наименование затрат
Значение
Переменные (прямые) издержки, тыс. р.:
 
– на закуп товара
18000
– на рабочую силу
2001
Постоянные (накладные) расходы, тыс. р.
7600
Итого затрат, тыс. р.
27600
Ожидаемая прибыль, тыс. р.
120
Ожидаемый доход от реализации, тыс. р.
33120
Месячная реализация продукции, кг
1000
Цена единицы продукции, руб.
33,12

 
Таким образом, усредненная цена реализации 1 кг бананов, рассчитанная на основе метода полных издержек, составит 33 руб.
Если предприятие отталкивается от определенного процента рентабельности реализации продукции, то расчет продажной цены может быть произведен по следующей формуле:
 
Р = С (1+ R/100), (1)
где Р – продажная цена;
С – полные издержки на единицу продукции;
R – ожидаемая (нормативная) рентабельность.
Любой метод отнесения на себестоимость товара постоянных издержек (например, арендной платы), которые являются расходами по управлению предприятием, а не расходами для реализации данного товара, – условный, и он искажает подлинный вклад продукта в доход предприятия.
В связи с этим на практике используются различные способы распределения постоянных затрат:
– пропорционально заработной плате производственных рабочих;
– пропорционально затратам на материалы;
– пропорционально переменным издержкам.
Предположим, магазин «Монетка» реализует три вида фруктов (апельсины, виноград и груши).
Данные о количестве реализуемых ею товаров, переменных затратах и полной себестоимости приведены в табл. 3.3.
 
Таблица 3.3. Расчет распределения постоянных затрат, руб.
Показатели
Товар А
Товар Б
Товар В
Всего
1 Количество единиц реализованной продукции, кг
1000
2001
500
3500
2 Переменные издержки – всего
– на зарплату производственных рабочих
– на закуп товара
20100 3500
16 600
42000 8000
34 000
20500
12 000 8500
82600
23 500
59 100
3. Общие постоянные издержки
 
 
 
55 000
4. Распределение постоянных издержек между товарами:
 
 
 
 
4 1 Пропорционально зарплате производственных рабочих
892
18 723
28 085
55 000
4.2 Пропорционально затратам на материалы
15 448
31 641
7911
55 000
4 3. Пропорционально переменным издержкам
13 384
27 966
13 650
55 000
5. Общая себестоимость при распределении постоянных издержек
по способу 4.1
28 292
60723
48 585
 
по способу 4.2
35 548
73 641
28 411
 
по способу 4.3
33 484
69 966
34 150
 

 
Цена единицы каждого товара при рентабельности 15% к себестоимости и распределении затрат разными способами дана в табл. 3.4.
 
Таблица 3.4. Определение цены с учетом способа распределения постоянных затрат, руб.
 
Себестоимость единицы
Прибыль на единицу
Цена единицы
А
Б
В
А
Б
В
А
Б
В
По способу 4.1
28,3
30,4
97,2
4,2
4,6
14,6
32,5
35,0
111,8
По способу 4.2
35,5
36,8
56,8
5,3
5,5
8,5
40,8
42,3
65,3
По способу 4.3
33,5
35,0
68,3
5,0
5,3
10,2
38,5
40,3
78,5

 
Таким образом, каждая из трех рассчитанных цен, с учетом различных способов отнесения на себестоимость полных затрат, является вполне обоснованной, но какую цену выберет предприятие, зависит от того, какая ситуация сложилась на рынке (конкуренты, спрос и т.д.).
Методика расчета цен на основе полных издержек является одной из самых популярных среди большинства предприятий России, так как достаточно проста и удобна. Также к достоинствам данного метода ценообразования для магазина «Монетка» относят:
1) снижение ценовой конкуренции. Этим методом пользуется большинство фирм отрасли продажи продовольственных товаров, их цены скорее всего будут схожими, поэтому ценовая конкуренция сводится к минимуму;
2) равенство покупателей и продавцов. При высоком спросе продавцы не наживаются за счет покупателей и вместе с тем имеют возможность получить справедливую норму прибыли.
Однако метод полных издержек имеет два больших недостатка:
– при установлении цены не принимаются во внимание имеющийся спрос на товар и конкуренция на рынке, поэтому возможна ситуация, когда товар при данной цене не будет пользоваться спросом, а продукция конкурентов может быть лучше по качеству и более известна покупателю благодаря рекламе и т.п.;
– отнесение на себестоимость товара постоянных издержек, которые являются условными и искажают подлинный вклад продукта в доход предприятия.
Метод полных затрат наиболее распространен в ценовой стратегии магазина «Монетка», так как это оптовое предприятие с четко выраженной товарной дифференциацией для расчета цен традиционных товаров.
Сущность метода прямых затрат (метод минимальных издержек, метод стоимостного изготовления) состоит в установлении цены путем добавления к переменным затратам определенной надбавки – прибыли. При этом постоянные расходы, как расходы предприятия в целом, не распределяются по отдельным товарам, а погашаются из разницы между суммой цен реализации и переменными затратами на реализацию продукции. Эта разница получила название «добавленной», или «маржинальной».
При правильном подходе переменные (прямые) издержки должны явиться тем пределом, ниже которого ни один производитель не будет оценивать свою продукцию.
Если в случае применения метода полных затрат расчет начинается с суммирования всех затрат, связанных с реализацией продукции, то в случае метода прямых затрат фирма начинает с оценки потенциального объема продаж по каждой предполагаемой цене. Подсчитывается сумма прямых переменных затрат, и определяется величина наценки («маржинальной» прибыли) на единицу продукции и весь объем прогнозируемых продаж по предполагаемой цене. Вычитая из полученных суммарных наценок постоянные расходы, определяют прибыль от реализации продукции.
Определение цены методом прямых затрат в магазине «Монетка» на примере фруктов – яблок рассматривается в табл. 3.5.
 
Таблица 3.5. Определения цены продукции методом прямых затрат
Предполагаемая цена единицы продукции, р.
36,00
32,00
30,00
28,00
Сумма переменных (прямых) затрат (производственных и сбытовых), р.
8,58
8,46
8,40
8,34
«Маржинальная» прибыль на единицу продукции, р.
9,42
7,54
6,60
5,66
Ожидаемый объем продаж, кг
400
600
800
900
Суммарная «маржинальная» прибыль, тыс. р.
3768
4524
5280
5094
Постоянные затраты, тыс. р.
3000
3000
3000
3000
Реализованная прибыль, тыс. р.
768
1524
2280
2094

 
Из данного расчета видно, что наибольшую прибыль магазин «Монетка» получит при продаже 800 кг яблок по цене 30 руб.
Метод прямых затрат позволяет с учетом условий сбыта находить оптимальное сочетание объемов реализации, цен реализации и расходов по реализации продукции. Однако он может быть с уверенностью использован при установлении цен только тогда, когда имеются неиспользованные резервы и когда все постоянные расходы возмещаются в ценах, установленных из текущего объема реализации.
В практике оптовых и розничных продавцов встречается ситуация, когда покупатель требует от них осуществить снижение цены на определенное количество процентов. Поэтому, если заранее определить величину прибыли, которую необходимо получить в целом от продажи данного товара, можно легко и без ущерба для финансовой деятельности магазина «Монетка» контролировать величину снижения цен.
В данном случае при расчете цены магазин «Монетка» использует метод надбавки к цене. Данный метод предполагает умножение цены приобретения товара на повышающий коэффициент по формуле:
 
Р s = Рр х (1 + т), (2)
где Ps – цена продажи;
Рр – цена приобретения;
т – повышающий коэффициент (торговая надбавка), %.
Процент наценки на основе цены реализации легко пересчитывается в процент наценки на основе цены приобретения товара.
Выражение коэффициента повышения цены от цены продажи через коэффициент повышения цены от себестоимости называется восстановлением себестоимости. И наоборот, выражение коэффициента повышения цены от себестоимости через коэффициент повышения цены от цены продажи называется восстановлением цены продажи.
Рассмотрим использование данного метода в магазине «Монетка». Издержки обращения единицы товара равна 62 руб. Сумма наценки – 29 руб. Процент наценки на себестоимость составляет: 29 руб. / 62 руб. х 100 = 46,8%. То же на основе цены реализации: 29 руб. / (62 руб. + 29 руб.) х 100 = 31,9%.
Выше перечисленные методы определения цен базируются на суммировании издержек магазина «Монетка». В связи с этим представляет важность анализа структуры издержек обращения торговой фирмы.
Предприятия, занимающиеся производственной деятельностью, определяют издержки производства, а предприятия осуществляющие сбытовую, снабженческую, торгово-посредническую деятельность издержки обращения. Издержки обращения представляют собой общественно необходимые затраты труда, обеспечивающие выполнение торговлей своих функций и задач.
Издержки обращения учитываются на всех стадиях ценообразования, начиная от производства, когда в себестоимость продукции включаются расходы по сбыту, и, заканчивая розничной продажей, когда в розничной цене отражаются издержки оптовой и розничной торговли.
Рассмотрим состав и структуру издержек обращения по данным за 2006–2008 гг., которые представлены в табл. 3.6.
Анализ структуры издержек обращения показывает, что торговая деятельность магазина «Монетка» не является трудоемкой, поскольку затраты на оплату труда вместе с отчислениями на социальные нужды составляют более 5% издержек обращения.
На основании данных табл. 3.6 можно отметить, что наибольшую долю в издержках обращения магазина «Монетка» составляют транспортные услуги (30–37%), что объясняется количеством арендуемых транспортных средств фирмы для перевозки продовольственной продукции. Также значительны расходы на отопление зданий и складов, затраты на электро- и теплоэнергию.
Проблема снижения издержек обращения в рыночных условиях должна рассматриваться в разрезе управления издержками. Так как рост издержек обращения в большей степени зависит от внешних факторов, торговые предприятия не могут на них повлиять.
 
Таблица 3.6. Состав издержек обращения Магазин «Монетка»

и т.д.................


Статьи затрат
2006 г.
2007 г.
2008 г.
Сумма, тыс. р.
Уд. вес, %
Сумма, тыс. р.
Уд. вес, %
Сумма, тыс. р.
Уд. вес, %
Амортизация основных средств
395,82
6,5
349,23
5,3
510,59
7,1
Аренда помещений, земли
109,61

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.