На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управление заемного капитала

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 42. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение_________________________________________________________3
1. Теоретические  основы управления заемным капиталом______________5
1.1. Понятие  и сущность заемного капитала_________________________5
1.2. Этапы  управления привлечением заемных  средств________________8
2. Анализ  управления заемным капиталом на СХПК «им. Карла Маркса»_16
2.1. Общая характеристика СХПК «им. Карла Маркса»______________16
2.2. Анализ  и оценка платежеспособности и финансовой устойчивости___20
2.3. Анализ и оценка деловой активности и рентабельности____________24
2.4. Общая  оценка финансового состояния  предприятия с целью определения  кредитоспособности и возможности  банкротства_____________________28
3. Рекомендации  по управлению заемным капиталом  на предприятии___41
Заключение___________________________________________________47
Список  использованной литературы______________________________48 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
Каждое  предприятие, начиная свою производственно-хозяйственную  деятельность, должно располагать определённой денежной суммой. На эти денежные ресурсы  предприятие закупает на рынке или  у других предприятий по договорам  сырьё, материалы, топливо, оплачивает счета за электроэнергию, выплачивает  своим работникам заработную плату, несёт расходы по освоению новой  продукции, всё это представляет собой один из важнейших параметров хозяйствования, который получил  название «заемные средства». Эффективная  финансовая деятельность предприятия  невозможна без постоянного привлечения  заемных средств.
В условиях рыночных отношений заемные средства приобретают особо важное значение. Ведь они представляют собой часть производительного капитала, которая переносит свою стоимость на вновь созданный продукт полностью и возвращается к предпринимателю в денежной форме в конце каждого кругооборота капитала.
Управление  заемными средствами имеет большое  значение как для крупных компании, где оборотные средства составляют более половины всех ее активов, так  и для небольших компаний, у  которых краткосрочные обязательства  являются основным источником финансирования.
Актуальность  выбранной темы заключается в  том, что на предприятиях разных отраслей экономики объем используемых заемных  средств значительно превосходит  объем собственного капитала. В связи  с этим управление привлечением и  эффективным использованием заемных  средств является одной из важнейших  функций финансового менеджмента, направленной на обеспечение достижения высоких конечных результатов хозяйственной  деятельности.
Привлечение заемных средств - довольно распространенная практика. С одной стороны, это  фактор успешного функционирования предприятия, способствующий быстрому преодолению дефицита финансовых ресурсов, свидетельствующий о доверии кредиторов и обеспечивающий повышение рентабельности собственных средств.
С другой стороны, предприятие обременяется финансовыми обязательствами (особенно если уровень процентов за кредит высокий). Привлечение заемных средств  широко практикуется при агрессивной  политике финансирования. Величина и  эффективность использования заемных  средств - одна из главных оценочных  характеристик эффективности управленческих финансовых решений. В целом, хозяйствующие  субъекты, использующие кредит, находятся  в более выигрышном положении, нежели предприятия, опирающиеся только на собственный капитал. Несмотря на платность  кредита, использование последнего обеспечивает повышение рентабельности предприятия.
Предметом изучения в данной курсовой работе является управление заемным капиталом.
Объект  исследования курсовой работы - СХПК«им. Карла Маркса».
Цель  работы - проанализировать управление заемным капиталом на СХПК «им. Карла Маркса».
Задачи  данной курсовой работы состоят в  следующем:
1. Теоретически  изучить управление заемным капиталом.
2. Дать  анализ деятельности предприятия  в целом.
3. Провести  анализ управления заемным капиталом на СХПК «им. Карла Маркса».
4. Дать  рекомендации по совершенствованию  управления заемным капиталом.
Информационной  базой данной работе является: статистический материал, формы бухгалтерского баланса за 2008г, 2009г, постановления и законодательные акты правительства РФ. 
 
 

1. Теоретические  основы управления заемным капиталом
1.1 Понятие  и сущность заемного капитала
Как известно, формирование финансовых ресурсов предприятия  осуществляется за счет собственных  и заемных средств. К собственным  источникам финансовых ресурсов на действующих  предприятиях относится прибыль (от основной и других видов деятельности), амортизационные отчисления, выручка  от реализации выбывшего имущества. По мере функционирования предприятия (роста производственной программы, износа основных производственных фондов и т.д.) потребность в денежных средствах возрастает, что требует  соответствующего финансирования прироста капитала, поэтому при недостатке собственных средств предприятие может привлекать средства других организаций, которые получили название заемный капитал.
Заемный капитал - это часть капитала, используемая хозяйствующим субъектом, которая  не принадлежит ему, но привлекается на основе банковского, коммерческого  кредита или эмиссионного займа  на основе возвратности [6,с.167]. Необходимость  привлечения заемного капитала должна обосновываться предварительно сделанным  расчетом потребности в оборотных  средствах. В состав заемных средств входят финансовый кредит, полученный от банковских и небанковских финансово-кредитных учреждений, коммерческий кредит от поставщиков, кредиторская задолженность предприятия, задолженность по эмиссии долговых ценных бумаг и др. В бухгалтерском учете заемные средства и кредиторская задолженность отражаются отдельно. Поэтому в широком смысле возможно выделение заемных средств и в узком смысле - собственно финансового кредита. Разница между заемными средствами в широком и узком смысле представляет собой привлеченные средства. С одной стороны, привлечение заемных средств - это фактор успешного функционирования предприятия, который способствует быстрому преодолению дефицита финансовых ресурсов, свидетельствует о доверии кредиторов и обеспечивает повышение рентабельности собственных средств. С другой стороны, предприятие обременяется финансовыми обязательствами. Одна из главных оценочных характеристик эффективности управленческих финансовых решений - величина и эффективность использования заемных средств.
Заемный капитал может использоваться как  для формирования долгосрочных финансовых средств в виде основных фондов (капитала), так и для формирования краткосрочных (текущих) финансовых средств для каждого производственного цикла.
Любое предприятие должно оплачивать свои счета так, чтобы еще оставалось достаточно денег на улучшение дела. Но основная цель бизнеса состоит  в приращении стоимости предприятия, а значит и в увеличении богатства  владельцев, посредством расширения дела. Все, что для этого нужно, - это продавать хорошие товары и услуги дороже издержек их производства. Однако прежде чем вы начнете получать какую-либо выручку от продаж, вам  потребуются деньги, чтобы "запустить" бизнес. Но, даже поставив свое предприятие  на ноги, вы не избавитесь от необходимости  иметь внешний источник финансирования: вам может понадобиться дополнительная наличность, чтобы пережить спад или  обновить производственные мощности и  оборудование.
Поскольку без денег деньги не сделаешь, компании часто сталкиваются с необходимостью брать дополнительные средства в  долг. В использовании заемных  денег для извлечения прибыли  проявляется действие механизма  заимствования; заем в данном случае используется в качестве "рычага": он повышает потенциал заемщика в  производстве прибыли. Если вы соединяете собственные средства (ваш капитал) с заимствованными деньгами, вы тем  самым увеличиваете объем капитала, который можно вложить в дело. Покуда ваша норма прибыли на заемные средства превышает процент, который вы платите за этот заем, ваши дела идут хорошо. Однако механизм заимствования - палка о двух концах: он может увеличить вашу прибыль, но может и принести убытки.
Заимствование осложняется тем, что имеет множество  источников, и с каждым из них  связаны свои преимущества и недостатки, издержки и выгоды. Задача финансового  менеджера - найти такое сочетание  источников финансирования, которое  имело бы наименьшую цену. Процесс  этот динамичный, поскольку изменение  экономических условий сказывается  и на стоимости кредита.
Помимо  поиска источников финансирования финансовый менеджер должен следить за эффективностью расходования средств. У большинства  компаний потенциальных статей расхода  множество, а размеры капитала ограниченны. Чтобы выбрать наиболее рациональный способ расходования средств, управляющему финансами необходимо разработать  такую методику отбора, которая позволила  бы безошибочно определить варианты, более других соответствующие целям  организации[10,с.253]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Этапы  управления привлечением заемных  средств
Политика  привлечения заемных средств представляет собой часть общей финансовой стратегии, заключающейся в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия.
Процесс управления привлечением заемных средств предприятием строится по следующим основным этапам:
1. Анализ  привлечения и использования  заемных средств в предшествующем периоде.
Целью такого анализа является выявление  объема, состава и форм привлечения  заемных средств предприятием, а также оценка эффективности их использования.
На первом этапе анализа изучается динамика общего объема привлечения заемных  средств в рассматриваемом периоде; темпы этой динамики сопоставляются с темпами прироста суммы собственных ресурсов, объемов операционной и инвестиционной деятельности, общей суммы активов предприятия.
На втором этапе анализа определяются основные формы привлечения заемных средств, анализируются в динамике удельный вес сформированного финансового  кредита и внутренней кредиторской задолженности в общей сумме  заемных средств, используемых предприятием.
На третьем  этапе анализа определяется соотношение  объемов используемых предприятием заемных средств по периоду их привлечения. В этих целях проводиться  соответствующая группировка используемого  заемного капитала по этому признаку, изучается динамика соотношения  кратко- и долгосрочных оборотных  и внеоборотных активов.
На четвертой  стадии анализа изучается состав конкретных кредиторов предприятия  и условия предоставления ими  различных форм финансового и  товарного (коммерческих) кредитов. Эти  условия анализируются с позиций  их соответствия конъюнктуре финансового  и товарного рынков.
На пятой  стадии анализа изучается эффективность  использования заемных средств в целом и отдельных их форм на предприятии. В этих целях используются показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала. Первая группа этих показателей сопоставляется в процессе анализа со средним периодом оборота собственного капитала.
Результаты  проведенного анализа служат основой  оценки целесообразности использования  заемных средств на предприятии  в сложившихся объемах и формах[13, с.388].
2. Определение  целей привлечения заемных средств в предстоящем периоде.
Эти средства привлекаются предприятием на строго целевой основе, что является одним  из условий последующего эффективного их использования. Основными целями привлечения заемных средств предприятия являются:
а) пополнение необходимого объема постоянной части  оборотных активов. В настоящее  время большинство предприятий, осуществляющих производственную деятельность, не имеют возможности финансировать  полную эту часть оборотных активов  за счет собственного капитала. Значительная часть этого финансирования осуществляется за счет заемных средств;
б) обеспечение  формирования переменной части оборотных  активов. Какую бы модель финансирования активов не использовало предприятие, во всех случаях переменная часть  оборотных активов частично или  полностью финансируется за счет заемных средств[8, с.471];
в) формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов. Целью привлечения заемных средств  в этом случае выступает необходимость  ускорения реализации отдельных  реальных проектов предприятия ( новое строительство, реконструкция, модернизация), обновление основных средств (финансовый лизинг) и т. п.
г) обеспечение  социально-бытовых потребностей своих  работников. В этих случаях заемные  средства привлекаются для выдачи ссуд своим работникам на индивидуальное жилищное строительство, обустройство садовых и огородных участков и на другие аналогичные цели.
д) другие временные нужды. Принцип целевого привлечения заемных средств обеспечивается и в этом случае, хотя такое их привлечение осуществляется обычно на короткие сроки и в небольших объемах.
3. Определение  предельного объема привлечения  заемных средств.
Максимальный  объем этого привлечения диктуется  двумя основными условиями:
а) предельным эффектом финансового левериджа. Так как объем собственных финансовых ресурсов формируется на предшествующем этапе, общая сумма используемого собственного капитала может быть определена заранее. По отношению к ней рассчитывается коэффициент финансового левериджа (коэффициент финансирования), при котором его эффект будет максимальным. С учетом суммы собственного капитала в предстоящем периоде и рассчитанного коэффициента финансового левериджа вычисляется предельный объем заемных средств, обеспечивающий эффективное использование собственного капитала;
б) обеспечением достаточной финансовой устойчивости предприятия. Она должна оцениваться  не только с позиции самого предприятия, но и с позиции возможных его  кредиторов, что обеспечит впоследствии снижение стоимости привлечения  заемных средств.
С учетом этих требований предприятие устанавливает  лимит использования заемных  средств в своей хозяйственной деятельности.
4. Оценка  стоимости привлечения заемного  капитала из различных источников.
Такая оценка проводиться в разрезе  различных форм заемного, привлекаемого  предприятием из внешних и внутренних источников. Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников привлечения заемных средств, обеспечивающих удовлетворение потребностей предприятия в заемном капитале.
5. Определение  соотношения объема заемных средств,  привлекаемых на кратко- и долгосрочной  основе.
Расчет  потребности в объемах кратко- и долгосрочных заемных средств  обосновывается на целях их использования  в предстоящем периоде. На долгосрочный период (свыше 1 года) заемные средства привлекаются, как правило, для расширения объема собственных основных средств  и формирования недостающего объема инвестиционных ресурсов (хотя при  консервативном подходе к финансированию активов заемные средства на долгосрочной основе привлекаются и для обеспечения  формирования оборотного капитала). На краткосрочный период заемные средства привлекаются для всех остальных  целей их использования.
Расчет  необходимого размера заемных средств в рамках каждого периода осуществляется в разрезе отдельных целевых направлений их предстоящего использования. Целью этих расчетов является установление сроков использования привлекаемых заемных средств для оптимизации соотношения долго- и краткосрочных их видов[2, с.324]. В процессе этих расчетов определяются полный и средний срок использования заемных средств.
Полный  срок использования заемных средств представляет собой период времени с начала их поступления до окончательного погашения всей суммы долга. Он включает в себя три временных периода: а) полезного использования; б) льготный (грационный); в) срок погашения.
а) срок полезного использования - это период времени, в течение которого предприятие  непосредственно использует предоставленные  заемные средства в своей хозяйственной  деятельности;
б) льготный (грационный) период - это период времени с момента окончания полезного использования заемных средств до начала погашения долга. Он служит резервом времени для аккумуляции необходимых финансовых средств;
в) срок погашения - это период времени, в  течение которого происходит полная выплата основного долга и  процентов по используемым заемным  средствам. Этот показатель используется в тех случаях, когда выплата  основного долга и процентов  осуществляется не одномоментно после окончания срока использования заемных средств, а частями в течение определенного периода времени по предусмотренному графику[12, с.294].
Расчет  полного срока использования  заемных средств осуществляется в разрезе перечисленных элементов  исходя из целей их использования  и сложившейся на финансовом рынке  практике установления льготного периода  и срока погашения.
Средний срок использования заемных средств представляет собой средний расчетный период, в течение которого они находятся в использовании на предприятии.
Он определяется по формуле:
ССз = СПз/2+ЛП+ПП/2,
где ССЗ - средний срок использования заемных  средств;
СПЗ - срок полезного использования заемных  средств;
ЛП - льготный (грационный) период;
ПП - срок погашения.
Средний срок использования заемных средств  определяется по каждому целевому направлению  привлечения этих средств; по объему их привлечения на кратко- и долгосрочной основе; по привлекаемой сумме заемных  средств в целом.
Соотношение заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе, может быть оптимизировано также с учетом стоимости  их привлечения. 
 

6. Определение  форм привлечения заемных средств.
Эти формы  дифференцируются в разрезе финансового  кредита; товарного (коммерческого) кредита; прочих форм. Выбор форм привлечения  заемных средств предприятие осуществляет исходя из целей и специфики своей хозяйственной деятельности.
7. Определение  состава основных кредиторов.
Этот  состав определяется формами привлечения  заемных средств. Основными кредиторами  предприятия являются обычно его  постоянные поставщики, с которыми установлены длительные коммерческие связи, а также коммерческий банк, осуществляющий его расчетно-кассовое обслуживание.
8. Формирование  эффективных условий привлечения  кредитов.
К числу  важнейших из этих условий относятся:
а) срок предоставления кредита - является одним  из определяющих условий его привлечения. Оптимальным считается срок предоставления кредита, в течение которого полностью  реализуется цель его привлечения (например, ипотечный кредит - на срок реализации инвестиционного проекта; товарный кредит - на период полной реализации закупленных товаров и т.п.).
б) ставка процента за кредит - характеризуется  тремя основными параметрами: ее формой, видом и размером.
По применяемым  формам различают процентную ставку (для наращения суммы долга) и  учетную ставку (для дисконтирования  суммы долга). Если размер этих ставок одинаков, то предпочтение должно быть отдано процентной ставке, так как  в этом случае расходы по обслуживанию долга будут меньшими.
По применяемым  видам различают фиксированную  ставку процента (устанавливаемую на весь срок кредита) и плавающую ставку процента (с периодическим пересмотром  ее размера в зависимости от изменения  учетной ставки центрального банка, темпов инфляции и конъюнктуры рынка). Время, в течение которого ставка процента остается неизменной, называется процентным периодом. В условиях инфляции для предприятия предпочтительней является фиксированная ставка или плавающая ставка с высоким процентным периодом.
Размер  ставки процента за кредит является определяющим условием при оценке его стоимости. По товарному кредиту он принимается  при оценке в размере ценовой  скидки продавца за осуществление немедленного расчета за поставленные товары, выраженной в годовом исчислении.
в) условия  выплаты суммы процента - характеризуется  порядком выплаты его суммы. Этот порядок сводиться к трем принципиальным вариантам: выплате всей суммы процента в момент предоставления кредита; выплате  суммы процента равномерными частями; выплате всей суммы процента в  момент уплаты суммы основного долга (при погашении кредита). При прочих равных условиях предпочтительней является третий вариант.
г) условия  выплаты суммы основного долга - характеризуются предусматриваемыми периодами его возврата. Эти условия  сводятся к трем принципиальным вариантам: частичному возврату суммы основного  долга в течение общего периода  функционирования кредита; полному  возврату всей суммы долга по истечении  срока использования кредита; возврата основной или части долга с  предоставлением льготного периода  по истечении срока полезного  использования кредита. При прочих равных условиях третий вариант является для предприятия предпочтительней.
д) прочие условия, связанные с получением кредита - могут предусматривать необходимость его страхования, выплаты дополнительного комиссионного вознаграждения банку, разный уровень размера кредита по отношению к сумме заклада или залога и т.п.
9. Обеспечение  эффективного использования привлеченных  кредитов.
Критерием такой эффективности выступают  показатели оборачиваемости и рентабельности капитала.
10. Обеспечение  своевременных расчетов по полученным  кредитам.
С целью  обеспечения по наиболее крупным  кредитам может заранее резервироваться  специальный возвратный фонд. Платежи  по обслуживанию кредитов включаются в платежный календарь и контролируются в процессе мониторинга текущей  финансовой деятельности.
На предприятия, привлекающих большой объем заемных  средств в форме финансового и товарного (коммерческого) кредита, общая политика привлечения заемных средств может быть детализирована затем в разрезе указанных форм кредита[4, с.268].
Одним из основных инструментов, как говорилось выше, применяемых финансовыми менеджерами, является так называемый эффект финансового  рычага.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Анализ  управления заемным капиталом на СХПК «им. Карла Маркса»
2.1 Общая  характеристика СХПК «им. Карла  Маркса»
Сельскохозяйственный  производственный кооператив «им.Карла Маркса» создано путем учреждения в 1997 году. СХПК «им. Карла Маркса» является юридическим лицом и действует на основании Устава предприятия. Адрес СХПК «им. Карла Маркса» Яльчикский район, село Большая Таяба , ул. Лесная, д.28.
Направления деятельности:
-выращивание зерновых культур
-разведение животноводства
Реализуют продукцию:
-зерно продовольственное
-мясо
-молоко коровье
-сено
 Производственную  деятельность СХПК «им. Карла  Маркса» осуществляет согласно  плану развития сельского хозяйства,  который определяет специализацию  хозяйства в животноводстве на  производстве молока, а в растениеводстве  – зерна, картофеля. 
                                                                                                          Таблица 1 Структура земельного  фонда и сельскохозяйственных  угодий
Угодья  Площадь, га Структура,  %
2008 2009 2010 2007 2008 2009
Общая земельная площадь – всего  
 
 
2448
 
 
 
2448
 
 
 
2906
 
 
 
100
 
 
 
100
 
 
 
100
в т. ч.: с.-х. угодий – всего  
2354
 
2354
 
2882
 
96,16
 
96,16
 
99,17
из  них: пашня
 
2352
 
2352
 
2880
 
96,08
 
96,08
 
99,11
сенокосы 2 2 2 0,08 0,08 0,07
пастбища - - - - - -
многолетние насаждения
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
Лесные  массивы  
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
Древесно-кустарниковые растения
 
 
6
 
 
6
 
 
6
 
 
0,24
 
 
0,24
 
 
0,21
Пруды и водоемы  
4
 
4
 
4
 
0,16
 
0,16
 
0,14
Дороги - 45 45 - 1,84 1,55
Прочие  земли 14 14 14 0,57 0,57 0,48

 Сельскохозяйственная  площадь на предприятии  увеличилась  с 2448 до 2906 га. Наименьшая доля  в 2008 году сельскохозяйственных угодий приходиться на сенокосы, пруды и водоемы и древесно-кустарниковые растения.                                                                                                       Таблица 2
Состав  и структура трудовых ресурсов на предприятии
Категории работников Среднесписочная численность, чел. Структура, %
2008 2009 2010 2007 2009 2009
Работники, занятые в сельскохозяйственном производстве  
 
42
 
 
33
 
 
20
 
 
100
 
 
100
 
 
100
 в  т. ч.: рабочие постоянные
 
31
 
26
 
15
 
73,8
 
78,8
 
75
из  них: трактористы-машинисты 
 
 
15
 
 
12
 
 
5
 
 
35,7
 
 
36,4
 
 
25
операторы машинного доения  
4
 
4
 
3
 
9,5
 
12,1
 
15
скотники  КРС 3 1 2 7,1 3,03 10
работники свиноводства  
4
 
2
 
2
 
9,5
 
6,06
 
10
работники коневодства 1     1      1 2,4 3,03 5
Рабочие сезонные и временные - - - - - -
Служащие 10 6 5 11,9 18,2 25
из  них: руководители
 
5
 
3
 
1
7,1  
2,09
 
5
специалисты 3 2 2 4,8 6,06 10
Работники, занятые в подсобных  промышленных предприятиях 2 1 1 - 3,03 -
Всего по пред-приятию  
42
 
33
 
20
 
100
 
100
 
100

      
 За  последние три года в СХПК  «им. Карла Маркса» среднегодовая  численность работников всего  по организации уменьшилось на 22 человека. В 2010 году по сравнению  с 2009годом общая численность  работников, занятых в сельскохозяйственном  производстве  изменилась. Колеблется  численность постоянных рабочих  и служащих. 
СХПК  «им. Карла Маркса» расположена в южной черноземной зоне ЧР, благоприятной для ведения сельскохозяйственной деятельности.
Проанализировав экономические условия предприятия, сделаем следующие выводы. Площадь  земельных угодий на 2010 г. составила 2906 га, в том числе сельхозугодий 2882 га. Предприятие является среднеспециализированным, то есть оно специализируется как на производстве продукции растениеводства, так и на производстве продукции животноводства. Проводя анализ обеспеченности трудовыми ресурсами, я нашла, что среднегодовое число работников хозяйства ежегодно менялось и к концу 2010г. оно составляло 20 человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Анализ  и оценка платежеспособности и финансовой устойчивости.
Платежеспособность  предприятия – это способность  своевременно и в полном объеме погашать свои финансовые (вложения) обязательства.
Ликвидность- это способность отдельных видов имущественных ценностей обращаться в денежную форму без потерь своей балансовой стоимости.
Понятие платежеспособности и ликвидности  близки по содержанию, но не одинаковы. Платежеспособность характеризуется  общим размером активов, а ликвидность  – структурой активов.
При достаточно высоком уровне платежеспособности предприятия его финансовое положение  характеризуется как устойчивое. В то же время высокий уровень  платежеспособности не всегда подтверждает выгодность вложений средств в оборотные  активы, в частности, излишний запас  товарно-материальных ценностей, затоваривание  готовой продукцией, наличие безнадежной дебиторской задолженности снижают уровень ликвидности оборотных активов. Для анализа устойчивости финансового положения предприятия целесообразно рассчитывать показатели платежеспособности и ликвидности.
                                     Таблица 3
Анализ  платежеспособности и ликвидности  на примере СХПК «им.Карла Маркса»
Показатели Формула для расчетов по данным бухгалтерского баланса Оптимальное значение Значение на 2008 год Значение на 2009 год Значение на 2010 год
Коэффициент текущей ликвидности К=стр290/(стр610+ стр620+стр630+ стр660) 2,0-3,5 2,9 3,1 3,1
Коэффициент промежуточной ликвидности К=(стр260+стр250+ стр240)/ (стр610+стр620+стр 630+стр660) 0,7-1,0 0,09 0,05 0,1
Коэффициент абсолютной ликвидности К=(стр260+стр250)/ (стр610+стр620+стр630+стр660) 0,1-0,3 0,001 0,01 0,01
Общий коэффициент покрытия К=стр300/(стр590+ (стр610+стр620+стр630+стр660)) 2,0 и выше 6,6 7,02 6,6
Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности К=стр240/стр620 1,0-1,2 0,1 0,05 0,09
Сумма чистых активов К=стр 300-стр 590-стр690 чем выше тем лучше 26040 26136 26236
Степень платежеспособности по текущим обязательствам К=стр (610+стр620+стр630+стр660)/(стр010 Ф.№2:12) 1,0 и меньше 3,6 4,6 3,6

 
Коэффициент текущей ликвидности на 2008 год  составило 2,9, на 2009 и 2010 год составило 3,1,то есть оборотные активы превышают текущие обязательства в 2,9 раза в 2008 году, и в 3,1 раза в 2009 и 2010 году.
Коэффициент промежуточной ликвидности в 2010 году составила 0,1, показывает, что текущие  обязательства покрываются на 10 % за счет денежных средств, краткосрочных  финансовых вложений, дебиторской задолженности. Коэффициент абсолютной ликвидности  в 2010 году составило 0,01,показывает,что 1% текущей краткосрочной задолженности в ближайшее время будет погашена за счет денежных средств краткосрочных финансовых вложений. Общий коэффициент покрытия равен в 2010 году 6,6, то есть активы предприятия превосходят его обязательства в 6,6 раз. Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности  в 2010 году составило 0,09, то есть на рубль кредиторской задолженности приходится 5 копеек дебиторской задолженности. Сумма чистых активов в 2010 году составила 26236, это значит, что размер активов предприятия составляет 26236 руб. Степень платежеспособности по текущим обязательствам на 2010 год составило 3,6, то есть долги предприятия погашаются за 5 месяцев.
Показатели  финансовой устойчивости предприятия  характеризуют структуру используемого  предприятие капитала. Данную группу показателей еще называют показателями структуры капитала. Рассчитывая  эти показатели, можно определить степень защищенности инвесторов и  кредиторов, так как они отражают способность предприятия погасить долгосрочные обязательства.
Таблица 4
 Коэффициент  финансовой устойчивости на примере  СХПК «им.Карла Маркса»
Показатели Формула для  расчетов по данным бухгалтерского баланса Оптимальное значение Значение на 2008 год значение на 2009 год Значение на 2010 год
Коэффициент автономии К=стр490/стр700 0,5-0,7 0,85 0,86 0,85
Коэффициент заемного капитала К=(стр590+стр690)/ стр 700 0,3-0,5 0,15 0,14 0,15
Коэффициент финансовой зависимости К=(стр590-стр690)/стр490 менее 0,7 0,17 0,17 0,18
Коэффициент обеспеченности собственными средствами К=(стр490-стр190)/стр290 0,1-0,5 0,59 0,63 0,62
Коэффициент маневренности капитала К=(стр490-стр190)/стр490 0,2-0,5 0,25 0,28 0,29
Коэффициент сохранности капитала К=стр490(к)/ стр490(н) больше 1 1,004 1,004 1
Коэффициент соотношения текущих активных и  мобилизованных средств К=стр290/стр190 больше 1 0,57 0,62 0,66
Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными источниками К=(стр490-стр190)/стр210 0,6-0,8 0,61 0,64 0,64

В 2010 году коэффициент автономии составляет 0,85, который не соответствует оптимальному значению и означает, что 85% активов формируются за счет собственного капитала. Коэффициент заемного капитала в 2010 году составило 0,15, означает , что лишь на 15% активы сформированы за счет заемного капитала. Коэффициент финансовой зависимости равен в 2010 году 0,18, показывает что 18 копеек заемных средств привлекло предприятие на 1 руб. собственного капитала. Коэффициент обеспеченности собственными средствами равен в 2010 году 0,62, то есть 62% собственных оборотных средств в составе всех оборотных средств предприятия. Коэффициент маневренности капитала в 2010 году составило 0,29, то есть 29 % собственного капитала вложена в собственные оборотные средства. Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными источниками в 2010 году составило 0,64, то есть на 64% запасов предприятия сформированы за счет собственных оборотных средств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Анализ и оценка деловой активности и рентабельности
Если  товар есть, то это, безусловно, хорошо, но до те пор, пока его не становится слишком медленно. Тогда мы говорили- оборачиваемость товара низкая. Но если она очень высокая ,то это значит, что товар продается быстро, слишком быстро. Тогда покупатель, придя к нам, рискует не найти нужного товара. Ответ- в умении анализировать и планировать оборачиваемость товарных запасов.
Финансовый  успех компании, показатель ее ликвидности  и платежеспособности напрямую зависит  от того, насколько быстро средства, вложенные в запасы, превращаются в живые деньги. В качестве показателя ликвидности запасов используется коэффициент оборачиваемости запасов, который чаще всего называют просто оборачиваемостью. Оборачиваемость  является синонимом деловой активности.
Деловая активность- это способность наращивать объемы производства и осуществлять оборот вложенных средств.
По показателям  деловой активности можно определить масштабы деятельности предприятия  и способность руководителя предприятия  эффективно использовать вложенные  средства. На практике наиболее часто используются следующие показатели деловой активности(табл. 3).
Таблица 5
 Показатели  деловой активности на примере  СХПК «им. Карла Маркса»
Показатели Формула для расчета  по данным бухгалтерского баланса и  отчета о прибылях и убытках Оптимальное значение Значение на 2008 год Значение на 2009 год Значение на 2010 год
Оборачиваемость активов, раз К=стр010Ф№2/300Ф№1 тенденция к ускорению 0,43 0,32 0,42
Оборачиваемость оборотных активов, раз К=стр010Ф№2/стр290Ф№1 не менее 1 1,17 0,84 1,06
Оборачиваемость запасов, раз К=стр020Ф№2/стр210Ф№1 тенденция к ускорению 1,3 0,9 1,17
Оборачиваемость дебиторской задолженности, раз К=(стр010Ф№2)/(стр230+стр240)Ф№1 тенденция к ускорению 39,07 67 37,39
Фондоотдача К=стр010Ф№2/стр120Ф№1 тенденция к ускорению 0,68 0,53 0,71
Период  оборачиваемости активов, дней К=365/коэф.оборач-ти  активов менее одного года 848,84 1140,63 869,05
Период  оборачиваемости оборотных активов, дней К=365/коэф.оборач-ти оборотных активов менее одного года 311,97 434,52 344,34
Период  оборачиваемости запасов,дней К=365/коэф.оборач-ти запасов менее одного года 280,77 405,56 311,97
Период  оборачиваемости дебиторской задолженности К=365/коэф.оборач-ти дебит.задолж-ти менее одного года 9,34 5,45 9,76
Коэффициент закрепления текущих активов К=стр290Ф№1/стр010Ф№2 тенденция к уменьшению 0,86 1,19 0,94
Коэффициент закрепления совокупных активов К=стр300Ф№1/стр010Ф№2 тенденция к уменьшению 2,35 3,09 2,37
Сумма однодневного оборота,тыс. руб. К=стр010Ф№2/365 тенденция к уменьшению 35,75 27 35,75
Величина  оборотных средств,привлеченных в оборот,тыс.руб. ?A<0 * -3223,93
Величина  оборотных средств,отвлеченных из оборота,тыс.руб. ?А>0 *                        -

 
 
Оборачиваемость активов в 2010 году составила 42 копейки  выручки от реализации на 1 рубль  активов. Оборачиваемость оборотных  активов составило 1руб. 6 копеек выручки  от реализации на 1 рубль оборотных активов. Фондоотдача составила в 2010 году 71 копейка выручки от реализации, то есть приходится на 1 рубль основных фондов. Период оборачиваемости активов на 2010 год составил 869,05 дней, которое необходимо для одного оборота активов. Период оборачиваемости дебиторской задолженности  составило в 2010 году 9,76 дней, требуемое, для взыскания дебиторской задолженности. Коэффициент закрепления текущих активов на 2010год составило 94 копейки, приходится на 1 рубль выручки от реализации. Сумма однодневного оборота на 2010 год составило 35,75 тыс.руб., то есть составляет средний размер выручки за один день. Величина оборотных средств  привлеченных в оборот составило -3223,93 тыс.руб., свидетельствует об ускорении оборачиваемости оборотных средств.
Результативность  и экономическая целесообразность функционирования предприятия оцениваются  не только абсолютными, но и относительными показателями. Относительными показателями являются система показателей рентабельности.
Рентабельность- показатель прибыльности предприятия, конечный показатель эффективности использования ресурсов. Предприятие считается рентабельным, если результаты от реализации продукции покрывают издержки производства и образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия.
Экономическая сущность рентабельности может быть раскрыта только через характеристику системы показателей. Общий их смысл- определить степень отдачи вложенных в производство материальных ресурсов. И поскольку это относительные показатели- они практически не подвергаются влиянию инфляции. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена. Администрацию интересует отдача (доходность) всех производственных активов, потенциальных инвесторов и кредиторов – отдача на капитал что инвестировался, собственников и учредителей – доходность акции. Как правило рентабельность рассчитывается даже при убыточности предприятия. В этом случае все показатели имеют отрицательное значение. При отрицательном значении необходимо анализировать динамику показателей: рост убыточности или ее снижение.
Таблица 6
 Показатели  рентабельности на примере СХПК  «им.Карла Маркса»
Показатели Формула для  расчета Оптимальное значение Значение на 2008 год Значение на 2009 год Значение на 2010 год
Рентабельность  активов стр190Ф.№2/стр300Ф.№1 больше 0 0,003 0,003 0,003
Рентабельность  оборотных активов стр190Ф.№2/стр290Ф№1 больше 0 0,009 0,009 0,008
Рентабельность  собственного капитала стр190Ф.№2/стр490Ф.№1 больше 0 0,004 0,004 0,004
Рентабельность  реализации стр050Ф.№2/стр010Ф.№2 больше 0 -0,06 -0,06 -0,06
Рентабельность  текущих затрат стр050Ф.№2/(стр020+030+ 040Ф.№2) больше 0 -0,06 -0,05 -0,06
Рентабельность  инвестированного капитала стр190Ф.№2/(стр490+стр 590Ф.№2) больше 0 0,004 0,004 0,004
Норма рентабельности стр190Ф.№2/стр190Ф.№1 больше 0 0,005 0,005 0,005

Рентабельность  активов на 2010 год составило 0,003 руб., то есть на 1 рубль активов приходится 0,003 руб.Рентабельность реализации на 2010 год составило -0,06 не соответствует оптимальному значению, то есть не достаточно прибили на 1 рубль выручки. Норма рентабельности показывает, что от основных средств в среднем за год составило 0,005руб. чистой прибыли приходится на 1 руб. средней стоимости внеоборотных активов. 

2.4 Общая  оценка финансового состояния  предприятия с целью определения  кредитоспособности и возможности  банкротства
      Одной из актуальных проблем, связанных со стратегическим менеджментом и планированием  является анализ финансового состояния  и оценка банкротства предприятия. Своевременное выявление признаков  возможного банкротства позволяет  руководству принимать срочные  меры по исправлению финансового  состояния и снижению риска банкротства.
      Несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным  судом неспособность должника в  полном объеме удовлетворить требования кредитов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
      Признаки  банкротства:
      - гражданин считается не способным  удовлетворить требования кредиторов  по денежным обязательствам и  (или) исполнить обязанность по  уплате обязательных платежей, если  соответствующие обязательства  и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.
      - юридическое лицо считается неспособным  удовлетворить требования кредиторов  по денежным обязательствам и  (или) исполнить обязанность по  уплате обязательных платежей, если  соответствующие обязательства  и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
      Показателями  для оценки структуры баланса  являются:
      - коэффициент текущей ликвидности  (К1);
      - коэффициент обеспеченности собственными  оборотными средствами (К2).
      Для исчисления коэффициента текущей ликвидности (К1) используется формула:
      
      Нормативное значение К1 >=2.
      Для исчисления коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами (К2) используется формула:
      
      Нормативное значение К2 >=0,1.
      Основанием  для признания структуры баланса  неудовлетворительной, а предприятия  – неплатежеспособным является наличие  одного из условий:
    коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение ниже 2,0;
      коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами  на конец отчетного периода имеет значение ниже 0,1.
      Если  хотя бы один из коэффициентов К1, Кпринимает значение меньше нормативного, то рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности сроком на 6 месяцев (К3) по формуле:    , где
      Т – отчетный период, месяцы (год – 12 мес.);
       - фактическое значение коэффициента  текущей ликвидности на конец  периода;
       - фактическое значение коэффициента  текущей ликвидности на начало  периода;
       - нормативное значение коэффициента  текущей ликвидности;
      6 – период восстановления платежеспособности, мес. 
      Если  коэффициент восстановления платежеспособности принимает значение больше 1, то у  предприятия есть реальная возможность  восстановить свою платежеспособность в ближайшее время.
        Если коэффициент восстановления  платежеспособности принимает значение  меньше 1, то у предприятия нет  реальной возможности восстановить  свою платежеспособность в ближайшее  время (в течение 6 месяцев).
      Если  коэффициент текущей ликвидности и коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами соответствует нормативным значениям, то рассчитывают коэффициент утраты платежеспособности (К4).
      Для этого используется формула:
           , где
      3 – период утраты платежеспособности  предприятия, месяцев.
      Если  коэффициент утраты платежеспособности принимает значение больше 1, то у  предприятия есть реальная возможность  не утратить свою платежеспособность в течение трех месяцев.
      Если  коэффициент утраты платежеспособности принимает значение меньше 1, то у  предприятия в ближайшее время (в течение трех месяцев)  имеется возможность утратить свою платежеспособность.
      При неудовлетворительной структуре баланса (коэффициенты текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами ниже нормативных), но при наличии  реальной возможности восстановить свою платежеспособность в установленные сроки может быть принято решение об отсрочке признания предприятия неплатежеспособным в течение 6 месяцев.
      При отсутствии оснований признания  структуры баланса неудовлетворительной (коэффициенты текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами выше нормативных), но при решение о признании предприятия неплатежеспособным не принимается, но ввиду реальной угрозы утраты предприятием платежеспособности оно становится на соответствующий учет по делам о банкротстве предприятия.
      Что касается зарубежного опыта в  части прогнозирования вероятности  банкротства, то финансовым аналитиком Уильямом Бивером была предложена своя система показателей для оценки финансового состояния предприятия с целью диагностики банкротства. Система показателей Бивера приведена в таблице 7.
      Таблица 7
        Система показателей Бивера, применительно к российской отчетности
Показатель Расчет Значение  показателей
Группа 1 нормативное финансовое положение  Группа 2 среднее (неустойчивое) финансовое положение Группа 3 кризисное  финансовое положение
1. Коэффици-ент Бивера (Чистая прибыль  +амортизация)/заемный капитал больше 0,4 около 0,2 до  -0,15
2.Коэффициент  текущей ликвидности (К1) оборотные активы / текущие обязательства 2<=L4<=3,2 1<=L4<=2 L4<=1
3.Экономическая  рентабельность, % Чистая прибыль/валюта баланса*100% 6-8 и более 5-2 от 1% до 22%
4. Финансовый леверидж, % заемный капитал/валюта баланса*100% меньше 35% 40-60 80% и более
5. Коэффициент покрытия оборотных  активов собственными оборотными  средствами (собственный капитал-внеоборотные активы)/оборотные активы 0,4 и более  0,3-0,1 менее 0,1 (или  отрицательное значение)

 
      Наиболее  известной и широко применяемой  является методика профессора Альтмана, которую можно использовать для  расчетов не только в акционерных обществах открытого типа. В нее так же включены 5 показателей, и выглядит она таким образом:
        
       - отношение собственного оборотного  капитала к величине активов  предприятия, то есть коэффициент  обеспеченности собственными оборотными  средствами;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.