На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Образование Древнерусского государства: легенды и факты

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 13.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Министерство  сельского хозяйства рф 
ИНСТИТУТ АГРОЭКОЛОГИИ
– филиал фгбоу впо “челябинская   государственная   агроинженерная  академия”

 
Агрономический факультет
 
Кафедра «Гуманитарных дисциплин»
 
 
 
 
 
РЕФЕРАТ
 
Дисциплина «История»
Тема «Образование Древнерусского государства: легенды и факты».
 
 
Студент     Дюрягина Е.В.
 
Группа        Т-11
 
Проверил  Князев В.В.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
с. Миасское
2011-12 уч. год
 
Содержание:
1. Введение…………………………………………………………………….3
2. Происхождение названия «Русь»…………………………………………4
3. Древность…………………………………………………………………...5
4. Раннее Средневековье (до IX века)……………………………………….7
5. Норманисты и антинорманисты…………………………………………..8
6. Начало образования государственности………………………………...10
6.1. Правление Рюрика………………………………………………………...10
6.2. Правление Олега…………………………………………………………..11
6.3. Правление Игоря………………………………………………………….12
6.4. Правление Святослава……………………………………………………14
6.5. Правление Ярополка……………………………………………………...14
6.6. Правление Владимира…………………………………………………….16
6.7. Правление Ярослава………………………………………………………17
7. Социально-политический строй…………………………………………18
8. Заключение………………………………………………………………..22
9. Список литературы……………………………………………………….23
 
 
    Введение.
Как  ранее,  так  и  сейчас  идут  споры   об   истории   возникновения  Древнерусского   государства.
Чтобы территория современной России смогла стать  таким большим, сильным и многонациональным  государством, ей пришлось перенести  множество нелегких преобразований, таких как: межплеменные войны за территорию, нашествия племен разных национальностей, кризисы власти, междоусобные войны и так далее. Но для того, что бы из обычного родоплеменного строя появилось государство, нужно  найти способы по объединению  всех этих племен в нечто общее, а  так как это не мог решить сам  народ, а точнее их предводители, то восточным славянам пришлось прибегнуть к третьей, нейтральной стороне.
В IX в. у  восточных славян возникает классовое  общество и появляется государство. Этот новый этап жизни восточнославянского  общества был подготовлен всем ходом  предшествующего развития. Естественно, что начальный период образования  государства у восточных славян отражен в источниках недостаточно: ведь письменность распространяется уже  после создания государства, и летописные известия об этой поре содержат отдаленные от событий исторические припоминания, носящие часто черты легенды.
Суть  моего реферата заключается в  том, чтобы, проследив историю образования  племен, заселявших территории будущей  Руси, разобрав происхождения слова  «Русь», уяснив точки зрения двух теорий (норманской и антинорманской),  выяснить, откуда же все-таки взялось государство под названием Киевская Русь, и кто был его основателем.
 
 
 
    Происхождение названия «Русь»
Русь  — историческое название земель восточных  славян.
Впервые употребляется как название государства  в тексте русско-византийского договора 911 года, более ранние свидетельства  имеют дело с этнонимом русь (то есть русь как название народа). Согласно летописному преданию «Повести временных лет», записанному в XI — начале XII века, название произошло от племени варягов — русь, призванного славянскими и финно-угорскими племенами (словене, кривичи, чудь и весь) в 862 году, видимо, в качестве посредников для разрешения межплеменного конфликта.
До призвания  варягов славянские племена, что  населяли территорию будущего «первого русского государства», жили под своими собственными названиями. Древнерусские  летописцы, самый ранний из которых  монах начала XII века Нестор, просто отмечают, что «с тех варяг прозвалася Русская земля».
В историографии  дискутируется вопрос о существовании  на землях восточных славян более  раннего государства, получившего  условное название Русский каганат, однако недостаток свидетельств относит  Русский каганат к области  исторических гипотез.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Древность
Богатейшие  археологические культуры России указывают  на глубину освоения её земель первобытными людьми — не менее 1 млн, возможно 1,5 млн лет назад (Таманский полуостров).
Самыми  древними стоянками «хомо сапиенс» на современной территории России считаются Костёнки, Зарайская стоянка (45-35 тыс. до н. э.) и Сунгирь (25 тыс. до н. э.). Эти поселения состояли из построек, нередко из костей мамонта обтянутых шкурами. Население одевалось в меховые одежды и тела умерших хоронили, сопровождали богатым набором вещей, посыпали охрой, что свидетельствует о развитом мировоззрении.
В постледниковую мезолитическую эпоху европейскую часть России заселили кроманьонцы свидерской культуры, потомками которых являлись народы бутовской (VIII—VI тыс. до н. э.) и верхневолжской культуры (VI—III тыс. до н. э.). Они уже использовали лук и стрелы в качестве оружия. На поздних стадиях намечается переход к субнеолиту, поскольку они начинают осваивать керамику.
В эпоху  неолита леса Европейской части  России заселяют монголоидные охотники льяловской и ямочно-гребенчатой культуры (V—III тыс. до н. э.), которых сменяет волосовская культура (кон. III — сер. II тыс. до н. э.).
В V тыс. до н. э. степи Донско-Волжского междуречья в неолите заселяют протоиндоевропейские племена хвалынской культуры (родственные населению более западной Среднестоговской культуры). Они уже одомашнили лошадей и плавят медь. Их сменяют ямная, срубная и андроновская культуры, которые обычно соотносят с индоиранскими народами, предками скифов. На востоке индоевропейские народы (прото-тохары) еще в III тыс. до н. э. достигают территории Южной Сибири (Афанасьевская культура). На протяжении бронзового века огромные пространства Русской равнины (Верхняя и Средняя Волга) занимает Фатьяновская культура, которую связывают с ещё неразделившейся балто-славяно-германской общностью. Постепенно из неё выделяется балто-славянская языковая общность, ставшая колыбелью собственно славянского этногенеза. Южнорусские степи в это время занимает большой массив кочевых ираноязычных народов — киммерийцев, скифов и сарматов, которые интенсивно контактировали с прото-славянами и оказали на них значительное влияние (отразившееся, в частности, в языке).
Начиная с неолита, Вятско-Камский регион, Приуралье, Урал и Западную Сибирь заселяют финно-угорские племена, расселявшиеся со своей прародины в юго-западном углу Сибири. Впоследствии угры (предки мадьяр, хантов и манси) осели в Западной Сибири и на Южном Урале, пермяне (предки удмуртов и коми — Ананьинская культура) — в Приуралье, предки волжских финнов (мордвы, марийцев, мери и др.) Дьяковская культура — на Средней Волге, и предки прибалтийско-финских народов — на Северо-Западе России. До финно-угорских племён данные территории были, вероятно, населены неизвестными племенами, говорившими на палеоевропейских языках.
В V веке с территории северной через восточную  Прибалтику на территорию России проникают  славянские племена культуры псковских  длинных курганов, которые кладут начало кривичам. Другая волна прото-славян (Именьковская культура) проникает с Нижнего Поднепровья в Среднее Поволжье. Однако под натиском тюрков-кочевников они возвращаются на запад, где на их основе формируются северяне.
 
 
 
 
 
 
 
    Раннее Средневековье (до IX века)
В IV веке готским королём Германарихом в Северном Причерноморье была создана держава, включавшая, помимо готов, ираноязычные и прото-славянские племена (Зарубинецкая и Черняховская культуры), и оказывавшая серьёзное влияние на всю Юго-Восточную Европу. Держава Германариха была разгромлена в 375 году пришедшими с востока гуннами — с этого началось Великое переселение народов. Разгром державы Германариха стал важным фактором в этногенезе славян и вызвал некоторые их миграции (в частности, прото-славяне именьковцы ушли с Нижнего Поднепровья на Среднюю Волгу).
Тогда же постоянно шло расселение славян на север — до озера Ильмень, и  на восток — до Волго-Окского междуречья. В результате, к VI—VIII векам в общих  чертах складываются все основные племена  восточных славян, известные из «Повести временных лет».
В 552—745 южную часть территории России занимало государство тюрков — Тюркский каганат. В середине VII—X веков в Нижнем Поволжье, на Северном Кавказе, в Приазовье  располагалось государство Хазарский  каганат. В начале X века (926) юг современного Приморского края входил в состав государства Бохай. В X—XIV веках в Среднем Поволжье и Прикамье находилась Болгария Волжско-Камская.
 
 
 
 
 
 
 
 
    Норманисты и антинорманисты.
В 30-60 гг18.века немецкие ученые Бейер и Миллер, работавшие в Петербургской Академии наук, в своих научных трудах впервые попытались доказать, что Древнерусское государство было создано варягами (норманами). Они и положили начало норманской теории происхождения Российского государства. Крайним проявлением концепции является утверждение, что славяне в силу своей неполноценности не могли создать государства ,а затем без иноземного руководства были и не в состоянии управлять им.
    Против этой теории в то  время решительно выступил М.В.Ломоносов, которому императрица Елизавета I поручила написать историю России. С тех пор борьба норманистов и антинорманистов не утихает.
    Норманисты единодушны в двух принципиальных вопросах. Во-первых, они считают, что норманы добились господства над восточными славянами путем внешнего военного захвата или с помощью мирного покорения (приглашения княжить); во-вторых, они считают, что слово "русь"    норманского происхождения.
   Антинорманисты считают, что термин "Русь"  доваряжского  происхождения и восходит к очень древним временам. В "Повести временных лет"  есть  места, которые противоречат легенде о призвании трех братьев княжить.  За  852  год есть указание о том, что при царствовании  в Византии  Михаила уже была Русская земля. В Ларентьевской и Ипатьевской летописях речь идет о том,  что варягов княжить приглашали  все северные  племена,  в том числе и Русь. Советские исследователи М.Н.Тихомиров, Д.С.Лихачев считают, что запись о призвании варяжских князей  появилась в летописи позже, чтобы противопоставить два государства -  Киевскую  Русь  и Византию. Автору летописи для этого потребовалось указать иностранное происхождение династии. Согласно  исследованию А.А.Шахматова, варяжские дружины стали называться  Русью  после  того,  как  перешли  на  юг.  А  в Скандинавии ни по каким источникам нельзя узнать о каком-то племени русь.
   Вот уже в течении двух с лишним веков идут  споры между представителями норманской и антинорманской (славянской) школ в истории. В настоящее время позиции норманистов и славянофилов сблизились. Однако  это  сближение  вовсе не  является  свидетельством  утверждения  истины. Как та, так и другая концепции оказались тупиковыми. Кроме того, существуют еще и другие мнения. В.А.Мокшин доказывает   греческое происхождение названия "Русь". Протоиерей Лев Лебедев пишет:"...в 4-7   вв.   происходило   известное   нам   формирование   первой    русской государственности - культурно-политическое объединение  племенных  союзов полян и северян под общим главенством племени "рус"  с  княжеской  династией кривичей".  Этот  вывод  интересен  тем,  что  корень  "крив"  соответствует сегодняшнему названию "русский" у соседей кривичей - латышей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Начало образования государственности.
      Правление Рюрика.
«…И пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик».
Согласно  древнерусскому летописному своду XII века «Повести временных лет», в 862 году варяг Рюрик с братьями по приглашению таких племён как: чудь, ильменские словене, кривичи и весь был призван княжить в Новгород. Это событие, с которого традиционно отсчитывается начало государственности восточных славян, в историографии получило условное название Призвание варягов. Летописец назвал причиной приглашения междоусобицу, охватившую жившие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена. Рюрик пришёл со всем своим родом, называемым русь, этническая принадлежность которого продолжает дискутироваться.
Существует  несколько теорий по происхождению  Рюрика. Норманская теория гласит о  том, что в русских летописях Рюрик назван варягом, а варяги-русь по различным источникам ассоциируются с норманнами или шведами, сторонники норманской концепции считают Рюрика, как и всю его дружину, варягами-викингами, из Скандинавии. Так же есть версии о том, что Рюрик – это датский викинг Рорик Ютландский (или Фрисландский) или шведский Эйрик Эмундарсон. Альтернативой норманской версии является версия о происхождении Рюрика из среды западнославянских племен ободритов, руян и поморян.
«Повесть  временных лет» прямо говорит  о том, что Рюрик, будучи варягом, не являлся при этом ни норманном, ни шведом, ни англом, ни готландцем.
С 862 Рюрик  правит государством, но в 879 году, согласно летописи, он умирает, оставив малолетнего сына Игоря под опекой своего военачальника и, возможно, родственника Олега.
 
        Правление Олега.
Родственник Рюрика князь Олег (сын Рюрика Игорь, согласно летописи, был малолетним к моменту смерти отца) начал подчинение восточнославянских племен за пределами  Новгородской земли. В 882 г. (эта дата условна, как и большинство летописных дат IX - X вв., ибо они не восходят к  погодным записям современника, а  являются результатом хронологических  выкладок летописцев XI - XII вв.) он с дружиной отправился на юг и подошел к Киеву, где княжили Аскольд и Дир. Согласно "Повести временных лет", они были "мужами" Рюрика, освободившими землю полян от дани хазарам и захватившими Киев. Существует гипотеза, основанная на позднейших летописных текстах, что они были не варягами, а потомками Кия. Олег хитростью выманил их из города, убил и захватил Киев, сделав его своей столицей. Согласно летописи, он назвал Киев "мати градом руським". Как бы то ни было, в этой истории достаточно отчетливо отражен факт противостояния к концу IX в. двух центров формирующейся русской государственности - Новгорода и Киева. Поскольку они находились на торговом пути "из варяг в греки", то объяснимо стремление к объединению и контролю над этими территориями. При этом новая династия пошла на смещение центра политической жизни с севера на юг, сделав Киев своей столицей.
Обосновавшись в Киеве, Олег подчинил себе древлян, северян и радимичей. Княжение Олега, прозванного "Вещим» (по возвращении из похода 907 года на Византию), согласно летописному известию, продолжалось 33 года. По своему значению это правление было рубежным: именно с этого момента можно говорить о существовании Древнерусского государства, державы Рюриковичей.
Обстоятельства  смерти Вещего Олега противоречивы. «Повесть временных лет» сообщает, что смерти Олега предшествовало небесное знамение – появление «звезды  великой на западе копейным образом» . По киевской версии, его могила находится в Киеве на горе Щековице. Новгородская летопись помещает его могилу в Ладоге, но также говорит, что он ушёл «за море».
В обоих  вариантах присутствует легенда  о смерти от змеиного укуса. По преданию, волхвы предсказали князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня и вспомнил о  предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над волхвами и захотел  посмотреть на кости коня, встал  ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» Однако в черепе коня жила ядовитая змея, которая смертельно ужалила князя.
Как известно, эта легенда вдохновила А. С. Пушкина  на создание "Песни о вещем  Олеге".
 
        Правление Игоря.
В 903 году Игорю привели жену из Пскова, Ольгу. Учитывая то, что сын Игоря и  Ольги Святослав родился в 942 году, дата женитьбы Игоря выглядит крайне сомнительной. Отправившись в поход  на Византию (907), Олег оставил Игоря  наместником в Киеве. После смерти Олега в 912 Игорь стал правителем Киевской Руси.
В 914 Игорь  повоевал древлян и возложил на них  дань больше Олеговой.  В 915, проходя походом на Византию, на Руси впервые появились печенеги. Игорь заключил с ними мир, оказавшийся непрочным. В 920 Игорь воевал с печенегами.
Следующее летописное известие об Игоре —  его поход на Царьград 941—944 годов. С этого времени свидетельства  об Игоре впервые появляются в  византийских и западноевропейских источниках. Таким образом он стал первым русским князем, названным по имени в нерусских источниках.
Осенью 945 года Игорь по требованию дружины, недовольной своим содержанием, отправился за данью к древлянам. Древляне не числились в составе  войска, потерпевшего разгром в Византии. Возможно поэтому Игорь решил поправить положение за их счёт. Игорь произвольно увеличил величину дани прежних лет, при её сборе дружинники творили насилие над жителями. На пути домой Игорь принял неожиданное решение:
    «Поразмыслив, сказал своей дружине: "Идите с данью домой, а  я возвращусь и похожу еще". И отпустил дружину свою домой,  а сам с малой частью дружины  вернулся, желая большего богатства.  Древляне же, услышав, что идет  снова, держали совет с князем  своим Малом: "Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит" [...] и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало. И погребен был Игорь, и есть могила его у Искоростеня в Деревской земле и до сего времени.»
Игорь был  убит, а древлянский князь Мал (несомненно, славянский, а не варяжский князь) отправил к вдове Игоря Ольге послов, предлагая ей выйти за него замуж. Речь шла, разумеется, о династическом браке: взяв в жены вдову убитого врага, Мал тем самым распространял свою власть и на Полянскую землю, и на всю Русь. Однако княгиня Ольга жестоко отомстила древлянам. Она хитростью уничтожила их старейшин, перебила много простого народа, сожгла Искоростень и возложила на них тяжёлую дань. Княгиня Ольга при поддержке дружины и бояр Игоря стала править Русью, пока подрастал маленький Святослав, сын Игоря.
 
        Правление Святослава.
Сын Игоря  и Ольги Святослав больше внимания уделял не внутренним, а внешним  делам. Князь-воин, сражавшийся со своей  дружиной и в Поволжье, и в Дунайской  Болгарии, он был редким гостем в  Киеве, в чем его даже упрекали киевляне: "Ты, княже, чюжеи земли ищеши и блюдеши, а своея ся охабив" (т. е. пренебрегаешь). Однако ему удалось подчинить своей власти еще одну восточнославянскую племенную группу, находившуюся на самой далекой северо-восточной периферии, - вятичей.
По заключении мира Святослав благополучно достиг устья Днепра и на ладьях отправился к порогам. Воевода Свенельд говорил ему: «Обойди, князь, пороги на конях, ибо стоят у порогов печенеги». Попытка Святослава в 971 году подняться по Днепру не удалась, пришлось ему зимовать в устье Днепра, а весной 972 год повторить попытку. Однако печенеги по-прежнему сторожили русов. В схватке Святослав погиб:
    «Когда наступила весна, отправился  Святослав к порогам. И напал  на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава, и взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него. Свенельд же пришел в Киев к Ярополку.»
При жизни  Святослав сделал своим наместником  в Киеве старшего сына Ярополка, а Древлянскую землю передал второму сыну - Олегу. Третьего Владимира призвали к себе новгородцы.
 
        Правление Ярополка.
Дата  рождения и мать Ярополка неизвестны. Впервые его имя упоминается  в «Повести временных лет» в 968 году, когда во время набега печенегов на Киев княгиня Ольга заперлась в городе с 3 внуками, одним из которых был Ярополк.
Правление Ярополка — время дипломатических  контактов с германским императором  Оттоном II: русские послы посетили императора на съезде князей в Кведлинбурге в декабре 973 года. С правлением Ярополка также связана чеканка первых собственных монет Киевской Руси, напоминающих арабские дирхемы - так называемые "псевдодирхемы Ярополка" (известно чуть более 10 экземпляров).
В 977 году разгорелась междоусобная война  между Ярополком и его братьями, князем древлян Олегом и новгородским князем Владимиром. Ярополк, следуя уговорам воеводы Свенельда, напал на владения Олега. При отступлении в свою столицу Овруч Олег был раздавлен во рву падавшими лошадьми. Летопись представляет Ярополка сокрушающимся о гибели брата, убитого помимо его воли. После известия о начале междоусобицы Владимир бежал из Новгорода «за море», так Ярополк стал правителем всей Киевской Руси.
В 980 году Владимир вернулся на Русь с варяжским  войском. Сначала он отбил Новгород, затем захватил Полоцк и после  двинулся на Киев. В окружении Ярополка оказался изменник, воевода Блуд, который  вступил в сговор с Владимиром. Блуд уговорил Ярополка покинуть Киев и укрыться в укреплённом городе Родня на реке Рось. После длительной осады в Родне возник голод, что заставило Ярополка под нажимом Блуда вступить в переговоры с Владимиром. Когда Ярополк прибыл на переговоры к брату, два варяга «подняли его мечами под пазухи».
«Повесть  временных лет» датирует гибель Ярополка и вокняжение Владимира 980 годом. Более ранний документ «Память и похвала князю Владимиру» (Житие князя Владимира от монаха Иакова Черноризца) приводит точную дату вокняжения — 11 июня 978 года. Из ряда хронологических соображений историки признают вторую дату более вероятной. Скорее всего, убийство Ярополка произошло именно 11 июня.
        Правление Владимира.
В 988 выбрал христианство в качестве государственной  религии Киевской Руси. В крещении получил христианское имя Василий. Известен также как Владимир Святой, Владимир Креститель (в церковной  истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах).
За время  усобиц княжеская власть расшаталась, во всяком случае, Владимиру пришлось дважды воевать с вятичами, а затем  с их соседями-радимичами.
Междоусобицы  не прекратились и после смерти Владимира. В последние годы жизни Владимир, вероятно, собирался изменить принцип престолонаследия и завещать власть любимому сыну Борису. Во всяком случае, именно Борису он доверил свою дружину. Двое старших из остававшихся в живых сыновей — Святополк туровский и Ярослав новгородский — почти одновременно восстали против отца в 1014 году. Заточив старшего, Святополка, под стражу, Владимир готовился к войне с Ярославом, когда внезапно заболел и скончался в загородной резиденции Берестове 15 июля 1015.
Несколько лет продолжалась кровопролитная борьба за киевский престол. Соперники опирались  на иноземную помощь: Ярослав привлекал  варяжских наемников, Святополк - войска польского короля. Борьба завершилась  победой Ярослава, которому удалось  сесть в Киеве (1019). Святополк бежал. Летопись обвинила Святополка Окаянного  в гибели своих младших братьев, Бориса и Глеба, первых русских святых. Обращение к скандинавским источникам позволяет поставить под сомнение эту версию по крайней мере в отношении Бориса (он после опалы Святополка, в последние годы жизни Владимира был близок к отцу и реально претендовал на престол), который, по-видимому, погиб от руки варягов Ярослава. Но Ярослав взял верх, и летописная традиция складывалась в угоду победителю.
 
        Правление Ярослава.
Ярослав попытался подчинить себе владения брата Мстислава, Тмутараканского князя. Но в 1024 г. в битве у Лиственя он потерпел поражение и вынужден был вновь бежать в Новгород. Но Мстислав предложил брату мир, по которому оставил за собой Левобережье Днепра и Тмутаракань. Лишь после его смерти в 1036 г. Ярослав окончательно утверждается единовластным правителем Древней Руси.
Вошла в  историю работа князя «Русская правда», ставшая первым известным сводом законов на Руси.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Социально-политический строй.
Древнейшим  сводом законов Руси является Русская  Правда. Под этим общим названием  известны три памятника: Краткая Правда, являющаяся древнейшей, Пространная, относящаяся ко второй половине XII в., и Сокращенная, основанная как на Пространной Правде, так и на некоторых не дошедших до нас законодательных актах более раннего времени. В свою очередь, Краткая Правда делится на Правду Ярослава (ок. 1016), Правду Ярославичей (вторая половина XI в.) и дополнительные статьи. Древнейшая дошедшая до нас летопись "Повесть временных лет" - также дает материал для изучения социального строя, хотя основная часть ее сведений относится к политической истории.
Система наказаний в Русской Правде показывает, что в Древнерусском государстве  существовали еще пережитки родоплеменного строя. Правда Ярослава допускает кровную  месть, институт, типичный для эпохи, когда не существует государства, берущего на себя функцию наказания за преступления. Впрочем, в статье о кровной мести  уже видна тенденция к ее ограничению: законодатель точно определяет круг близких родственников, имеющих  право мстить: отец, сын, брат (в том  числе двоюродный) и племянник. Тем  самым ставится предел бесконечной  цепи убийств, истребляющих целые семьи. Ограничение показывает пережиточный характер кровной мести в первой половине XI в. В Правде Ярославичей кровная месть уже запрещена, а взамен нее введен денежный штраф за убийство (вира), который в зависимости от социального положения убитого дифференцировался в широких пределах: от 80 до 5 гривен.
В источниках содержится немало упоминаний о древнерусской  общине верви. Это была, видимо, уже  не родовая община; она обладала определенной территорией (так, вервь  отвечает за убитого неизвестными человека, найденного на ее земле). В ней выделились отдельные экономически самостоятельные  семьи. Отметим, что Русская Правда в основном регламентировала отношения, возникающие при столкновении древнерусской общины и княжеского (боярского) хозяйства.
Русская Правда, говоря об общинниках, постоянно  употребляет термин "люди", а  не "смерды". За убийство людина полагался штраф в размере 40 гривен, за убийство же смерда - всего 5. Смерд не имел права оставить свое имущество непрямым наследникам - оно передавалось князю. Существует много гипотез о социальной сущности смердов, но большинство исследователей признают, во-первых, тесную связь смердов с князем, зависимость от него, во-вторых, считают смердов ограниченной, хотя и довольно широкой, общественной группой. Вероятно, смерды были несвободными или полусвободными княжескими данниками, сидевшими на земле и несшими повинности в пользу князя.
Значительное  место Русская Правда уделяет  рабам. Они были известны под разными  названиями – челядь, холопы. Исследователями по-разному решается вопрос о соотношении челядинной и холопьей зависимости. Вероятно, "челядь" - термин более раннего периода, который некоторое время сосуществовал с более новым термином - "холоп".
Холоп, ударивший  свободного, если даже господин уплатил  за него штраф, мог быть при встрече  убит обиженным, а в более позднее  время - жестоко наказан телесно. Холоп не имел права свидетельствовать на суде. Беглого холопа, естественно, наказывал сам господин, но тяжелые денежные штрафы накладывались на тех, кто поможет беглому, указав путь или хотя бы накормив. За убийство своего холопа господин не отвечал перед судом, а подвергался лишь церковному покаянию.
Холопом становился, если не заключал с господином специального договора ("ряда"), и  тот, кто поступал в услужение  на должность тиуна (управляющего) или  ключника. Терял свободу (если не было особого "ряда") и человек, женившийся на рабыне. Разумеется, основную массу составляли рядовые рабы, выполнявшие тяжелую работу на своего господина. За их убийство полагался самый низкий штраф - 5 гривен. Однако существовали княжеские холопы – тиуны, их жизнь защищалась 80 гривнами. Холоп-тиун мог по необходимости выступать и как свидетель в суде.
Так же известны закупы. Это сравнительно поздняя категория зависимых людей, возникшая только в XII в. Закуп - разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу к князю или его дружиннику. Он получал какую-то ссуду и за нее должен был работать на господина - либо на его пашне, либо как слуга. Хозяин имел право подвергать закупа телесным наказаниям, а попытка бегства наказывалась превращением в обельного холопа. Вместе с тем закуп отличался от раба. Прежд
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.