На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Свободные экономические зоны и особенности их функционирования в Республике Беларусь

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 13.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 27. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ»
 
 
 
 
 
Кафедра экономической теории и маркетинга
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
по макроэкономике
 
на тему: «Свободные экономические зоны и особенности их функционирования в Республике Беларусь»
 
 
 
 
 
                                          Выполнил
                                                    Студент  гр.Мн-22  Филимонов Андрей Игоревич
 
 
                                                    Руководитель    Селезнёва Юлия  Михайловна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВИТЕБСК
2011 

СОДЕРЖАНИЕ
Введение                                                                                                             3
1.СЭЗ: понятие, классификация,  этапы развития                                           5
1.1.Понятие свободной экономической  зоны. Классификация свободных           экономических зон                                                                                                      5
1.2. Цели, задачи и предпосылки создания СЭЗ в Республики Беларусь    7
1.3. Этапы развития свободных  экономических зон                                      9
1.4 Мировой опыт создания и функционирования СЭЗ                              10
2.СЭЗ в экономике Республике  Беларусь                                                     19
2.1. Специфика развития СЭЗ в РБ                                                                19
2.2. Виды деятельности на территории СЭЗ                                                 21
2.3. Государственные гарантии инвесторам в СЭЗ                                      22                      
2.4. Налогообложение в СЭЗ                                                                          24
3.Проблемы и перспективы  развития СЭЗ в РБ                                           29
Заключение                                                                                                      35
Список использованных источников                                                            37
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Свободные экономические  зоны (СЭЗ) - одна из новых, получивших широкое  распространение в последние  десятилетия, форм международного разделения труда. В настоящее время СЭЗ  являются важным инструментом общенационального  экономического развития и стимулирования внешнеэкономических связей.
 Свободные экономические  зоны существуют и развиваются  и в Республике Беларусь, являясь  одним из важных элементов  экономической политики страны, региональной экономики. Одной  из важных проблем стабильного  устойчивого роста экономики  Беларуси является эффективная  включенность ее в систему  мирового хозяйства. И СЭЗ в  решении этой проблемы играют  важную роль.
Изучение деятельности свободных  экономических зон позволяет  сделать ряд практических выводов, имеющих важное значение для формирования и функционирования экономики в  Республике Беларусь.
 В этой связи в  работе изложены основные взгляды  на свободные экономические зоны, как на экономическое явление.  В общем, раскрывается их сущность  и основное содержание, этапы  их развития, цели, задачи, классификация,  критерии и механизм создания. Раскрываются правовые основы  формирования и деятельности  СЭЗ в РБ, а так же прямые  и косвенные методы их государственного  регулирования. Дается оценка  эффективности их создания и  функционирования.
Поставленные цели и задачи работы: дать общее описание, раскрыть значение свободных экономических  зон в экономике нашей страны, рассмотреть методологические аспекты, связанные с формированием и  функционированием СЭЗ, проанализировать недостатки в области организации  и управления экономическими зонами в Республике Беларусь.
Фактический материал, содержащийся в данной работе, его анализ и  выводы позволяют расширить познания в сложном механизме образования  и функционирования свободных экономических  зон в Республике Беларусь.
Таким образом, следует отметить, что актуальность данной темы неоспорима и вызывает интерес к ее изучению.
 


1 СЭЗ: понятие, классификация, этапы развития

1.1 Понятие свободной экономической зоны. Классификация свободных экономических зон

 
Сегодня в мире действует  около 4000 различных видов свободных  экономических зон (далее – СЭЗ), что свидетельствует об огромной популярности подобных экономических  образований в мире. Впервые они  появились в Западной Европе. Теперь же они распространились по всему миру. Е. Верба, в своей работе, отмечает: «Создание свободных экономических зон рассматривается многими странами как средство, позволяющее привлечь в инвестиционную сферу иностранный и национальный капитал, расширить экспорт продукции (работ, услуг), обеспечить рост валютных поступлений, получить доступ к новым технологиям, повысить занятость населения, получить новые возможности для подготовки и переподготовки кадров, внедрения на практике передового мирового опыта в сфере организации, управления, насытить внутренний рынок высококачественными товарами» [2, с. 3] .
Свободные экономические  зоны (СЭЗ) - ограниченные территории, города, морские и авиационные порты, в которых действуют особые льготные экономические условия для национальных и иностранных предпринимателей, способствующие решению внешнеторговых, общеэкономических, социальных, научно-технических и научно-технологических задач [1, с. 5].
Т.П. Данько дает следующее  определение свободной экономической  зоны: «СЭЗ – составная часть хозяйственного комплекса страны, специально выделенного на данном этапе из общего экономического контекста в качестве приоритетной, обеспечивающая распределение и производство общественного продукта, включая иностранный для достижения при этом определенной цели в социально-экономическом развитии страны» [3].
Организационно-функциональная структура СЭЗ достаточно многообразна. Иногда довольно трудно классифицировать ту или иную СЭЗ, поскольку она  обладает чертами многих зон. Зоны свободной торговли представляют собой компактные территориальные образования, выведенные за пределы национальной таможенной территории. Здесь осуществляются операции по складированию и адаптации ввезенных товаров к условиям рынка сбыта (упаковка, маркировка, контроль качества, простейшая доработка и т.п.). Преимущества этого типа зон состоят в том, что они требуют незначительных стартовых капиталовложений и характеризуются быстрой окупаемостью. Зоны свободной торговли охватывают таможенные склады, в которых перерабатываются промышленные товары. Эти зоны организуют для оживления торговли, с целью переработки товаров. Как правило, здесь либерализуются торговые и таможенные законы применительно к внутреннему рынку страны. Эффект от этих зон достигается, во-первых, за счет оживления торговли, во-вторых, переработки товаров для мирового рынка.
Промышленно-производственные зоны  создаются как территории со специальным таможенным режимом, где промышленные компании производят экспортную или импортозамещающую продукцию, пользуясь определенными льготами. Главным здесь также является целевая структура экспорта, которая должна охватывать требования иностранных прямых инвестиций, технологий. Без этого условия невозможно в данных зонах стимулирования экспорта. Ибо предприниматели могут вкладывать свои инвестиции лишь в определенную структуру промышленности. Целевая установка таких зон в развитии и повышении промышленного производства на данной территории, а также развитие связей между внутренним и международным рынками.
Торгово-производственные зоны  являются, как правило, результатом использования комбинации режимов зон свободной торговли и импортозамещающих производственных зон. Специальные торгово-промышленные зоны представляют собой территории с льготным торговым режимом, где существует ряд преференций для инвестирования, развития промышленного производства, экспорта продукции.
В технико-внедренческих зонах  сконцентрированы национальные и (или) зарубежные исследовательские, проектные и научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой фискальных и финансовых льгот. Они создаются, как правило, в качестве эталонных для национальной экономики. На предприятиях, в них расположенных, широко используются современные методы управления производством, прогрессивные методы организации и маркетинга, разрабатываются передовые промышленные технологии. В них концентрируется значительный кадровый и инженерный потенциал, занимающийся разработкой текущих и перспективных научно-прикладных проблем, новых видов продукции и материалов.
Сервисные зоны   представляют собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности фирм и институтов, оказывающих различные виды финансовых и нефинансовых услуг. К сервисным зонам относятся также оффшорные образования, где юридические лица, не ведущие на данной территории хозяйственной деятельности, пользуются упрощенным режимом регистрации и налоговыми льготами.
Комплексные зоны  формируются путем введения особого, льготного по сравнению с общим, режима хозяйственной деятельности на территории отдельных административных образований. К комплексным зонам можно отнести зоны свободного предпринимательства, создаваемые промышленно развитыми странами в депрессивных районах [2, с.11].
 
1.2 Цели и задачи создания СЭЗ в Республики Беларусь
 
Планы создания в республике свободной экономической зоны разрабатывались  давно. Еще в феврале 1992 года было принято постановление Правительства  №100 «О создании свободной экономической зоны в районе Бреста». Однако новое с трудом пробивает себе дорогу, и только в 1994 году Верховный совет одобрил в первом чтении законопроект «О свободных экономических зонах», а в программу неотложных мер по выводу страны из кризиса был включен пункт о создании вблизи Бреста СЭЗ.
Принятый же в декабре 1998 года Закон «О свободных экономических зонах» заложил правовую основу функционирования СЭЗ в нашем государстве.
Целями и задачами создания СЭЗ в Республике Беларусь являются:
1)Увеличение притока иностранных инвестиций, улучшение инвестиционного климата и привлечение инвесторов;
2)Обеспечение дополнительных благоприятных условий для привлечения новых и высоких технологий, передового зарубежного опыта;
3)Содействие международной интеграции и сотрудничеству;
4)Стимулирование экспорта и импортозамещающих производств;
5)Создание новых рабочих мест;
6)Развитие и расширение сферы работ и услуг;
7)Развитие инфраструктуры территорий;
8)Получение практических результатов функционирования СЭЗ в целях дальнейшего их использования в проведение реформ в республике.
В Республике Беларусь действуют 6 свободных экономических зон  с либеральными условиями хозяйствования в виде льготного налогового, таможенного  и регистрационного режимов. Они  созданы указами Президента Республики Беларусь на срок от 30 до 50 лет [13].
Создание СЭЗ на территории Республики Беларусь обусловлено:
 1)необходимостью структурной перестройки производства в целях интеграции экономики страны в систему мирового хозяйства для того, чтобы Беларусь заняла место в мировой хозяйственной системе, соответствующее уровню ее экономического, социального и культурного развития;
 2)выгодным расположением республики в центре Европы, предопределяющим интерес зарубежных инвесторов при освоении рынка СНГ;
 3)особенностями экономики республики Беларусь, характеризующимися недостаточной обеспеченностью природными ресурсами и, одновременно, высоким потенциалом перерабатывающей промышленности и квалификацией трудовых ресурсов, предполагающими ориентацию производства на экспорт высокотехнологичной продукции.
 
1.3 Этапы развития свободных экономических зон
 
Первоначально свободной  экономической зоной считалась  особая территория крупного морского порта, железнодорожного узла, аэропорта  или примыкающих к ним районов, выделенных на таможенной территории страны для свободного и беспошлинного  ввоза и вывоза иностранных товаров  [2, с. 34]. Такие зоны сохранились и до настоящего времени. В них товары хранятся на складах неограниченный или ограниченный срок, расфасовываются, пересортировываются и перерабатываются, а затем поставляются на внутренний рынок данной страны с уплатой пошлины или вывозятся беспошлинно за границу.
Исторически таким зонам  предшествовало создание «свободных портов», иными словами, территорий беспошлинного складирования товаров на период поиска покупателей. Изначально «свободные порты» создавались для развития местного рынка, а затем и для содействия расширению международной торговли.
Таким образом, первому этапу  развития СЭЗ присущи наиболее простые, по своему хозяйственному механизму  зоны («свободные порты», «зоны свободной торговли», «специальные таможенные зоны»). Что касается временной характеристики данного этапа, то, с определенной доли условности, его можно определить как середина XVI-го – 30-е годы XX столетия.
Второй этап развития СЭЗ  (60-е – 70-е годы XX-го столетия) характеризуется упразднением «свободных портов», вследствие монополизации рынка и усиления протекционистской политики государств, и созданием на их территориях, а так же в других торговых центрах новых СЭЗ, где всё большее значение приобретала переработка товара.
В течение длительного  времени СЭЗ была присуща преимущественно  коммерческая деятельность. В экономических  зонах товары складировались и подвергались лишь тем операциям, которые были направлены на обеспечение доброкачественного хранения или же улучшения общего вида или внешнего оформления, что  позволяло повысить их качество. И  только в начале 60-х годов была разрешена обработка товаров  в СЭЗ. Обычно при этом осуществлялись операции, учитывающие прибавочную  стоимость товара. Следовательно, СЭЗ  из собирающих центров и пунктов  распределения всё чаще становились  местами обработки и трансформации  товаров. При этом действовали льготные условия их экспорта из СЭЗ.
Третий этап развития СЭЗ  начался в 80-е годы XX-го столетия благодаря ряду мер, направленных на преодоление застоя в отдельных отраслях промышленности, банковского и страхового дела. Характерной чертой этого этапа можно считать создание зон комплексного назначения, соединяющих в себе несколько функций, перед которыми сразу ставится несколько задач. Комплексные зоны представляют собой самые современные формы зон. В них сочетаются торговые, таможенные, производственные и научно-исследовательские функции, образующие в зоне комплексность и многопрофильность деятельности инвесторов.
Четвертый этап (начинается с 90-х гг. XX-го века) характеризуется массовым созданием узкоспециализированных и научно-технических зон, которые являются наиболее прогрессивным типом свободных экономических зон, соединившим в себе научную и инновационную деятельность.
Для четвертого этапа также  характерно возникновение транснациональных  зон, которым предшествовало региональное экономическое сотрудничество сопредельных стран [3].
 
1.4 Мировой опыт создания и функционирования СЭЗ
 
Одним из уже достаточно давно известных направлений  стимулирования экспортного производства, роста валютных доходов, улучшения  платежного баланса государства  и получения доступа к новым  технологиям является создание свободных  экономических зон (СЭЗ).
Поскольку подходы исследователей проблем формирования и функционирования СЭЗ различаются, то общепринятой типологии  СЭЗ не существует. Можно выделить следующие виды зон, встречающиеся  в мировой практике: складские  и транзитные, промышленные (экспортно-производственные), комплексные зоны свободного предпринимательства (свободные порты, специальные экономические  зоны). С точки зрения функционального  назначения зоны подразделяются на пять типов: торговые, промышленно-производственные, технико-внедренческие, сервисные, международные.
1) Торговые зоны - наиболее простая и давняя форма организации зональных структур на территории одного государства. Во многих странах, включая дореволюционную Россию, издавна существовали порты, куда иностранцы могли без уплаты пошлины ввозить товары на складирование в поисках покупателей. В современных условиях зоны подобного типа создаются вокруг международных транспортных узлов (морские и речные порты, железнодорожные узлы и аэропорты) в целях притока валютных поступлений в страну за счет активизации внешнеторговых операций.
Поскольку торговые зоны в  чистом виде встречаются редко, а  беспошлинный ввоз и вывоз товаров  практикуется во многих других типах  зон, то Киотская конвенция 1973 г. заложила в основу учреждения свободных экономических  зон принцип таможенной экстерриториальности. В соответствии с ним свободные  зоны определяются как часть географического  пространства, в котором любые  товары считаются находящимися за пределами  таможенной территории страны и не подлежат обычному таможенному контролю.
2) Промышленно-производственные зоны - зоны второго поколения. Они возникли в результате эволюции торговых зон, когда на отведенную под них территорию стали ввозить не только товары, но и капитал, в зонах начали заниматься не только торговлей, но и производством. Эти зоны подразделяются на импорто- и экспортоориентированные - по месту сбыта основной части продукции.
Импортно-производственные зоны ориентированы на внутренний рынок принимающей страны (пример - бразильская зона Манаус). Таких зон очень мало. Большинство зон имеют экспортную ориентацию, которая лишь на более поздней стадии их развития начинает сочетаться с работой на внутренний рынок.
Экспортно-производственные зоны представляют собой ареалы повышенной экспортной активности, которая в  других условиях, вне зоны, была бы исключена. Современная модель таких зон  берет начало от зональной структуры, созданной в 1959 г. в ирландском аэропорту  Шэннон. В последующем они получили распространение в развивающихся  странах.
На практике формирование свободных зон осуществляется на основе двух различных концептуальных подходов. Территориальный подход рассматривает  зону как территорию, на которой  действует хозяйственный преференциальный режим. Главное преимущество территориального принципа организации зон - возможность  создания здесь высококачественной инфраструктуры и эффективного органа самоуправления. Функциональный (режимный) подход предполагает особый преференциальный режим, распространяемый на определенный вид предпринимательской деятельности. При этом статус субъекта зоны со всеми  предоставляемыми льготами получают предприятия, относящиеся не к определенной территории, а к той или иной отрасли. В  отличие от территориального режимный принцип организации зоны позволяет  обеспечить ее тесные связи с национальной экономикой, дает возможность инофирмам  самим выбирать оптимальный район  для своей деятельности и открывает всем субъектам доступ к определенным видам экономической активности, независимо от местоположения зоны.
На крайних полюсах  территориального и режимного подходов к организации зон находятся  еще два принципа, и, следовательно, два типа зональных структур. С  одной стороны, это обширные районы со статусом экспортно-производственных зон, с другой, - отдельные промышленные предприятия, работающие в режиме экспортно-производственной зоны. Наиболее известным примером первых являются специальные экономические  зоны Китая (являвшиеся на первых этапах рыночными анклавами в плановой экономике, которая затем стала  все более активно трансформироваться в рыночную экономику). В режиме зон  второго типа работает большинство  оффшорных компаний в странах  Карибского бассейна и в Бразилии. Однако наибольшее распространение  получили экспортно-производственные зоны в виде небольших территориальных  образований, где указанные различия двух подходов во многом нивелируются.
3) Технико-внедренческие зоны можно причислить к зонам третьего поколения. Они возникают вокруг крупных научных центров как районы с особой инфраструктурой, обеспечивающей процесс ускоренной разработки новых производственных технологий и их передачу в национальное хозяйство. Для успешного становления и развития таких зон необходимы следующие условия:
-    наличие в регионе престижного университета или другого научного центра с мощной исследовательской базой;
- наличие научного парка с повышенной концентрацией высокотехнологичных предприятий;
-   доступ к источникам венчурного (национального и иностранного) капитала, ориентированного на повышенные инвестиционные риски;
-     благоприятные географические и климатические условия для работы и отдыха.
Сочетание всех указанных  условий встречается редко, и  поэтому каждая зона подобного типа по-своему уникальна (научные парки  США, технополисы Японии).
4) Сервисные зоны являются, с одной стороны, результатом эволюции производственных зон в высокотехнологичных отраслях (обработка информации), а с другой - следствием общего повышения роли третичных отраслей в современном хозяйстве. К таким структурам относятся прежде всего банковские зоны, которые учреждаются, как правило, на принципах режимного подхода (статус зоны распространен только на банковские учреждения), а также оффшорные финансовые центры, размещенные на локальных территориях, где действует принцип экстерриториальности в отношении норм денежного и валютного регулирования.
5) Международные зоны.  Характерной особенностью таких зон является объединение нескольких стран в торговые блоки, интеграционные группировки для активизации их внешнеэкономической деятельности. Примером такого рода является Европейский Союз (ЕС), прошедший за свою более чем сорокалетнюю историю основные ступени интеграционного процесса. Значительные сдвиги произошли и в рамках Североамериканского соглашения о свободной торговле - НАФТА (North American Free Trade Agreement).
Создание НАФТА и ЕС явилось стимулом для стран азиатского региона и активизации интеграционных процессов. В частности, государства, входящие в Ассоциацию стран Юго-Восточной  Азии (АСЕАН), Япония и Южная Корея  намерены конкурировать с НАФТА  путем создания зоны свободной торговли в Азии (АФТА). В рамках этой зоны планируется также в течение 15 лет со дня образования отменить большинство экспортно-импортных  тарифов.
В современной мировой  экономике зоны свободной торговли (ЗСТ) рассматриваются также и  как торговые блоки, объединяющие несколько  стран для активизации внешнеэкономической  деятельности. Особенно продуктивно  интеграционные процессы в рамках ЗСТ  начали развиваться в последнее  десятилетие. Среди наиболее крупных ЗСТ интеграционного типа можно выделить следующие:
1)   Зона свободной торговли стран Северной Америки (НАФТА);
2)   Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ);
3) Центральноевропейская зона свободной торговли («Вышеградская группа»);
4)   Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН);
5) Преференциальная торговая зона для Восточной и Южной Африки (ПТЗ);
6)   Конфедерация по координации развития стран Юга Африки (САДДК)
Решение о создании зоны свободной торговли стран Северной Америки (Канада, США, Мексика), вступившее в силу после ратификации парламентом  трех стран в 1994 г., дало мощный толчок процессу экономической интеграции на Американском континенте. Реализация данного соглашения обеспечит постепенную  ликвидацию барьеров, препятствующих развитию торговых отношений между  этими тремя странами. Наибольшую выгоду от создания ЗСТ стран Северной Америки получают потребители этих стран, поскольку в результате снижения и отмены внешнеторговых тарифов  усиливается конкуренция, что, в  свою очередь, приведет к снижению цен  на широкий круг товаров.
В отличие от зон свободной  торговли, которые, прежде всего, стимулируют развитие импорта товаров и внутренней торговли, экспортно-производственные зоны предназначены для расширения экспортного потенциала, развития внешней торговли и, соответственно, увеличения валютных доходов от вывоза товаров.
Экспортно-производственные зоны (ЭПЗ) создавались, с одной стороны, путем перепрофилирования, эволюции и трансформации зон свободной  торговли, когда на отведенную под  них территорию стали ввозить  не только товар, но и капитал, заниматься не только торговлей, но и производственной деятельностью. Это относится в  большей степени к развитым странам. С другой стороны, ЭПЗ создавались путем целенаправленного образования специальных экономических зон, ориентированных на расширение производства товаров для экспорта. Такая форма организации больше характерна для новых индустриальных стран и развивающихся государств.
Типичным примером трансформации  зон свободной торговли в экспортно-производственные зоны могут служить США. В 1950 г. была принята поправка к закону 1934 г. о  зонах свободной торговли. Согласно этой поправке в зонах разрешалась  выставочная деятельность и создание предприятий обрабатывающей промышленности. В 1980 г. была принята другая поправка, согласно которой в облагаемую таможенными  пошлинами стоимость экспортируемых товаров не включается стоимость  товара в ходе его переработки  на территории зон свободной торговли США. Изменение законодательства по ЗСТ способствовало развитию в них  отраслей обрабатывающей промышленности и сферы услуг, ориентированных  как на внутренний, так и на внешний  рынок, что фактически привело к  их трансформации в экспортно-производственные зоны.
В других промышленно развитых странах, и прежде всего в странах  Европы, формирование экспортно-производственных зон шло путем диверсификации деятельности свободных экономических  зон.
Одной из первых в мировой  практике зон, специализирующихся на выпуске  экспортной продукции, со дня своего основания является экспортно-производственная зона Шэннон в Ирландии, которая  была образована в 1959 г. в районе одноименного аэропорта, расположенного в западной части устья реки Шэннон. Благодаря удобному транспортному сообщению, а также предоставлению целого ряда льгот для потенциальных инвесторов - в частности, беспошлинного ввоза сырья, полуфабрикатов и комплектующих, низкой арендной платы за заводские помещения и склады, упрощенных процедур капиталовложений и комфортабельных бытовых условий - зона Шэннон довольно быстро добилась впечатляющих результатов. На предприятиях, расположенных в Шэнноне, производятся электронное оборудование, промышленные алмазы, оборудование для бурения скважин, товары массового потребительского спроса и др. За годы существования зоны резко увеличился объем экспорта. Шэннон превратился в процветающий промышленный центр западной части Ирландии.
Успешное функционирование зоны в Шэнноне получило мировую  известность и послужило примером для многих развивающихся стран, которые стали использовать этот опыт. Фактически зона в Шэнноне  стала прототипом экспортно-производственных зон, получивших широкое распространение  в развивающихся странах. Следует  также отметить, что ирландская компания «AIR RIANTA», находящаяся в Шэнноне, является основателем сети магазинов системы Duty-free, расположенных в международных аэропортах мира. Однако недавно комитет по торговле ЕС принял решение о закрытии данной сети магазинов в Европе в 1999 г., мотивируя это тем, что наличие таких магазинов создает неравные условия для конкуренции.
К одной из разновидностей ЭПЗ можно отнести зоны свободного предпринимательства и промышленные зоны. Однако если ЭПЗ носят характер анклавов и ориентированы на внешний рынок, то зоны свободного предпринимательства и промышленные зоны призваны стимулировать развитие внутренних районов или отдельных отраслей экономики и носят интровертный характер.
В США наибольшее количество зон появилось в 70-80-х годах, что  было связано с ростом внешней  торговли США и усилением конкурентной борьбы на внутреннем рынке. В этот период зоны появились в городах, не имеющих выхода к океану, но играющих важную роль во внешней экономике. Это  объясняется рядом факторов, наиболее важные из которых - резко возросший  объем торговли США, активизация  деятельности иностранных корпораций на внутреннем рынке, быстрый рост различных  видов экспортных операций; все это  привело к созданию новой торговой инфраструктуры в США. Так, в 1970 г. из 52 зон общего назначения 24 были расположены  в городах, не имеющих выхода к океану. Первая предпринимательская зона в США была образована в ноябре 1983 г. Чаще всего такие зоны организуются в городах, где значительная часть населения живет ниже официального порога бедности и где наиболее высок уровень безработицы. В частности, в штате Коннектикут статус предпринимательской зоны дается городам, где минимум 25% населения получают социальную помощь в виде пособий, а безработица в два раза превышает средний для этого штата уровень.
В конце 80-х–начале 90-х годов  около 90% экономической активности зон было связано с деятельностью  фирм, занятых в обрабатывающей промышленности, которые пытались избежать оплаты пошлин (их механизм устанавливает более высокие пошлины на узлы и отдельные блоки, нежели на готовую продукцию с большей долей добавленной стоимости) при импорте товаров для обеспечения работы своих предприятий на территории США и повышения их конкурентоспособности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 СЭЗ в экономике Республики Беларусь
 
2.1 Специфика развития СЭЗ в РБ
 
В соответствии со ст. 1 Закона СЭЗ – это часть территории республики с точно определенными  границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более  благоприятные, чем обычные, условия  осуществления предпринимательской  и иной хозяйственной деятельности.
Резидентом СЭЗ признается зарегистрированное администрацией СЭЗ  юридическое лицо или (в качестве индивидуального предпринимат
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.