На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Региональня экономическая политика

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 13.12.2012. Сдан: 2011. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     СОДНРЖАНИЕ: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ
     Проблема  регионального неравенства не является чем-то особенным, характерным только для российских реалий. Но учитывая обширность территории, проблема неравенства  для России стоит очень остро. «Главное, что нам удалось восстановить территориальную целостность страны, укрепить политическую систему, набрать необходимые темпы роста российской экономики и сделать акцент на диверсификации экономики и решении на этой базе социальных проблем. Больше, конечно, не удалось, чем удалось за эти годы. Основная проблема на сегодня, во всяком случае, в социальной сфере, это неравенство в доходах между различными категориями населения» - В.В. Путин [пресс-конференция президента России, 2007].
     Целью данной работы является изучение основных направлений региональной экономической пилитики в регулировании дифференциации доходов и расходов населения Хабаровского края.
     Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
    Изучить основные аспекты региональной экономической политики;
    Выявить уровень дифференциации доходов и расходов населения Хабаровского края;
    Рассмотреть основные направления региональной экономической политики в регулировании дифференциации доходов и расходов населения Хабаровского края.
 
 
 
 
 
 
 
     1. Региональная экономическая  политика, как элемент регулирования  регионального развития  

     1.1. Необходимость государственного регулирования регионального развития 

     Из  всего многообразия региональных проблем  наиболее сложной проблемой является государственное регулирование регионального развития. Если социально-экономическая политика страны в целом основывается на более или менее универсальных механизмах регулирования, то методы регулирования регионального развития гораздо более индивидуальны. Государственное территориальное регулирование является составной частью системы регулирования, отражающей пространственный аспект процессов воспроизводства.
     В настоящее время необходимость  государственного регулирования регионального  развития общепризнанна во всем мире. В свободной рыночной экономике территориальные пропорции и связи складываются только под воздействием инструментов рынка - товарного спроса и предложения, цен, банковских процентных ставок в ходе конкуренции товаропроизводителей. Совершенно иное положение наблюдается в современном мире. Вся мировая экономика обнаруживает четкую тенденцию к взаимодействию механизмов рыночного саморегулирования и целенаправленно-планового развития. Это проявляется в планировании и управлении на уровне хозяйственных субъектов и финансово-бюджетном, программном и ином регулировании на уровне государства. Указанное обстоятельство вызвано отчасти тем, что в ряде сфер экономики (оборонные отрасли, образование, наука, культура и т. д.) отсутствует прямая зависимость между качеством товаров и услуг и платой за них. Однако главная причина - в сугубо общественном характере современных производительных сил, в миллионах их многообразных и разветвленных связей и взаимозависимостей, что делает объективно необходимым государственное регулирование социально-экономического развития в масштабе страны и регионов /73, с. 21/.
     Регулируемый  конкуренцией механизм рыночного равновесия спроса и предложения, формирования продажной цены не позволяет обеспечить (из-за высоких издержек, медленной оборачиваемости капитала, отсутствия нужной информации и предпринимательского интереса) эффективное решение задач размещения и регионального развития производительных сил, которые относятся к числу высших, общенациональных целей. Если рассматривать Россию, то речь идет в первую очередь о соотношении развития ее Западной и Восточной зон, осваиваемых районах и их гармоничном росте, выравнивании социально-экономического положения различных регионов, их комплексном развитии, специализации, формировании рациональных направлений грузопотоков, сохранении природной среды. Для этого государством должны быть включены мощные и целенаправленные регуляторы социально-экономического развития - государственные планы и прогнозы, федеральные финансовые планы (государственный бюджет), целевые программы развития регионов и т. д. Рынок при этом может выступать в качестве эффективного помощника, стимулирующего проведение намечаемых мероприятий.
     Важнейшими  задачами регулирования развития регионов и их систем в рыночной среде являются обеспечение условий для ориентации экономики на перестройку структуры и поступательный рост производства, достижение социального прогресса и экологического благополучия. Глобальной целью региональной политики является достижение более эффективного и более равномерного распределения экономической активности по территории страны. Эта формулировка характеризует две стороны регионального социально-экономического развития:
     -  экономическую эффективность, которая требует экономически рационального распределения производства в пространстве и использования производственного потенциала каждого региона в целях повышения общенационального благосостояния;
     -  социальную справедливость, т. е. пространственное распределение экономической активности, при которой жители всех регионов имеют более или менее равные возможности достижения желаемого благосостояния /4, с. 97/.
     На  самом верхнем уровне цели региональной политики совпадают с целями общенациональной политики, такими как рост, эффективность, равенство, стабильность, качество жизни.
     Следующий уровень целей содержит региональную эффективность, межрегиональную конвергенцию среднедушевых доходов, обеспечение  минимальных стандартов общественных и социальных услуг всем гражданам независимо от места проживания. Чрезмерные региональные контрасты в социальных условиях создают угрозу существованию государства, поэтому региональное регулирование призвано ослабить внутреннее социальное напряжение.
     На  нижеследующем уровне могут быть выделены такие цели, как максимизация определенных экономических индикаторов, например, занятости, ВРП или среднедушевых доходов. Своя система целей, взаимосвязанная с целями более высокого уровня, может быть построена для региона любого типа.
     Региональное  развитие регулируется на трех уровнях: федеральном, региональном и местном (муниципальном). Последние два уровня играют главную роль.
     Инструментарий  регионального регулирования включает средства, которые могут быть условно  разделены на средства макро- и микроэкономической политики. Средства макроэкономической политики включают в себя налоговую, бюджетную, ценовую, денежно-кредитную, социальную, внешнеторговую политики. Они используются, как правило, на национальном уровне для проведения политики центральных органов власти по отношению к регионам. Средства микроэкономической политики, используемые в региональном регулировании, определяются в зависимости от выбора объекта или направления воздействия на условия деятельности субъектов /55, с. 69/.
     Для реализации региональной политики используются экономические, организационно-распорядительные (административные) и социально-психологические методы регулирования. Как правило, использование экономических инструментов предполагает косвенное регулирование, т. е. использование налоговой, денежно-кредитной, амортизационной политики. Экономические методы оказывают стимулирующее или ограничивающее воздействие на развитие регионов. Использование административных методов, как правило, предполагает прямое регулирование социально-экономического развития регионов: административные запреты и разрешения, сертификаты промышленного развития и др. /9, с. 272/.
     Система регионального и всего территориального (включая проблемы размещения) регулирования имеет пробелы. Формы прямого и косвенного регулирования не привязаны жестко к типам регионов, не дифференцированы в зависимости от степени их депрессивности, отсталости и т. д. В поддержке развития нуждающихся регионов слабо используются меры структурно-производственной перестройки.
     Государственное регулирование экономики регионов до сих пор не имеет четкого, завершенного организационного механизма. Этот вопрос нуждается в серьезном изучении. Определенные предпосылки решения этого вопроса созданы формированием системы федерального межрегионального управления - федеральных округов.
     Важнейшие задачи региональной политики - создание прочной основы для повышения уровня жизни населения во всех регионах и государственной поддержки малоимущих слоев населения, особенно в регионах и центрах, лишенных возможности осуществить ее собственными силами. Социальный рынок возможен только при государственном регулировании экономики. Капитал не может иметь «социальную ориентацию», он всегда ориентируется на прибыль, хотя частью ее вынужден поступаться (под государственным воздействием) для увеличения социальных расходов. Достижение этих целей обеспечивается реализацией трех основных механизмов:
     - выравниванием условий бюджетного финансирования социально значимых расходов;
     - поддержкой социального развития проблемных регионов;
     -  адаптацией социальных реформ к условиям экстремальных регионов, особенно зоны Севера.
     Поддержку социальных реформ и социального  развития проблемных регионов, включая экстремальные, предполагается проводить путем предоставления этим регионам особого статуса и оказания помощи, как правило, в рамках социальных федеральных программ. При региональном анализе и прогнозировании, разработке программ развития регионов закладываются вытекающие из региональной политики критерии и показатели:
     - приоритетных направлений регионального развития в различных областях и сферах (экономика, социальный сектор, экология и т. д.);
     - региональных особенностей проведения экономической реформы в регионах, различающихся по генезису и состоянию хозяйства согласно выработанной типологии.
     Рыночные  отношения вызывают существенные изменения  в традиционной стратегии регионального  развития. При сохранении в современной геополитической обстановке приоритета военно-стратегических интересов и оптимизации общегосударственного эффекта для специализации регионов новыми ориентирами выдвигаются удовлетворение рыночного спроса и обеспечение конкурентоспособности различных производств.
     Переход к рыночным отношениям обострил внимание к проблемным регионам, вызвал необходимость  в их сильной государственной поддержке. Так, для депрессивных регионов (порожденных кризисом, но имеющих достаточный потенциал) она направляется в первую очередь на привлечение инвестиций в целях реструктуризации экономики. Государство намерено обеспечить приоритетное развитие регионов, имеющих важнейшее стратегическое значение. Кроме общих установок региональной политики в работе по выработке мер развития каждого региона принимаются во внимание важнейшие требования, относящиеся к соответствующим регионам вышестоящего ранга (крупные экономические районы) или зонам (Крайний Север, Сибирь и т. д.). Однако общие цели и задачи региональной политики не могут в одинаковой степени относиться ко всем регионам и должны, конкретизироваться по их проблемным типам.
     В связи с недостаточной эффективностью реализуемых мер экономического и социального развития страны все большую актуальность принимает вопрос о корректировке курса экономической реформы. Корректировка или смена курса (модели) реформы связаны с усилением государственного управления экономикой вплоть до активного сочетания рыночных механизмов с индикативными планами. Без этого невозможно коренное улучшение положения в регионах, укрепление безопасности и целостности России.
     Для ускорения подъема регионов и  всей страны нужны «прорывные технологии» с российской спецификой. Это могут быть меры в форме государственного регулирования (соединение преимуществ рынка и плана), широкое использование уникального географического положения (для коммерческих транзитных сообщений между мировыми центрами промышленности и торговли) и многое другое. Тем более что у нас имеется ценный отечественный опыт таких «прорывов» в экономике (НЭП, индустриализация), обороне (достижения военного паритета с СИТА) и т. д. 

     1.2. Направления региональной политики в регионах разного типа 

     Проведение  региональной политики требует учета  региональных особенностей. Такая политика в регионах разного типа (развитых, депрессивных, слаборазвитых, особых, нового освоения) должна учитывать  особенности различных типов регионов. Каждая типологическая группа проблемных регионов отличается своеобразием экономических, исторических и других условий развития своих территорий, особенностями задач и механизмов реализации региональной политики.
     В группу развитых (опорных) регионов входят в основном старо-промышленные районы, агломерации и центры с высоким докризисным уровнем индустриального развития, НТП и интенсификации производства. Они располагают большими контингентами квалифицированных специалистов и рабочих, крупными и дорогостоящими промышленно-производственными фондами, солидной научно-исследовательской и проектно-конструкторской базой, особенно в отраслях ВПК. Повышенная степень сочетания рыночных отношений с их государственным регулированием позволяет иметь самодостаточные финансовые ресурсы для активизации «точек роста», выполняющих функции доноров по отношению к убыточным субъектам РФ. Вследствие этого указанные регионы призваны выступать «генераторами» социально-экономического развития, полигонами отработки новых хозяйственных механизмов, «окнами» в мировой рынок. С помощью таких «локомотивов» реформы могут вытянуть цепь рыночных преобразований по всей стране и обеспечить стратегическую конкурентоспособность России в системе мирового хозяйства. В составе группы развитых регионов выделяется подгруппа высокотехнологичных регионов с ведущими отраслями индустрии - наукоемкими машиностроением и химической промышленностью. Сюда по признакам относительно высокого уровня производства промышленной продукции и высокого положительного баланса бюджетных потоков между территориями и Федерацией попадает 14 субъектов РФ. Это самые крупные индустриальные регионы и центры, расположенные в Центральной и Северо-Западной части России (Москва, Санкт-Петербург, Московская, Ярославская, Нижегородская и Ленинградская области). В числе таких субъектов районы Волго-Урала (Самарская, Волгоградская, Пермская области, республики Татарстан, Башкортостан). Из регионов Сибири в этом списке Омская, Томская, Новосибирская области /29, с. 74/.
     Подгруппа сырьевых регионов включает области  и края, специализирующиеся на добыче и производстве высококлассных видов  первичного сырья и конструкционных  материалов, на базовых отраслях промышленности - топливно-энергетической и металлургической отраслях. Это регионы Сибири и Дальнего Востока (Тюменская, Кемеровская, Иркутская области, Красноярский и Приморский края), Урала (Свердловская, Челябинская, Оренбургская области) и две области на юге и севере Европейской части (Белгородская и Мурманская области).
     Развитые  регионы относятся главным образом  к двум верхним группам по уровню покупательной способности денежных доходов на душу населения (от 2-3 прожиточных минимумов). Государственная региональная политика в опорных регионах должна быть направлена на обеспечение наибольшей свободы и конкуренции товаропроизводителей, всемерной активизации экономической деятельности с учетом имеющихся здесь благоприятных предпосылок. Это предполагает массовое привлечение капитала в производственную сферу, прежде всего, в современные отрасли обрабатывающей промышленности с высокими технологиями. Развитые регионы призваны быть лидерами активных структурных преобразований на принципах экономики постиндустриального типа, формирования наукоемких, высокопроизводительных и ресурсосберегающих, а также экспортных и импортозамещающих производств, сервисных видов услуг.
     Среди механизмов регулирования, социально-экономического развития опорных регионов важнейшая роль отводится широкому использованию потенциала частнопредпринимательских, особенно коллективной (акционерной), форм рыночного хозяйствования при ограничении прямой государственной финансовой и материальной помощи. Государство призвано, посредством налоговой и кредитной политики, поощрять акционерный бизнес. В то же время государственные хозяйственные структуры, включая казенные заводы, должны встать на путь максимальной коммерциализации своей деятельности. Отлаженные кредитные и налоговые инструменты в этих регионах, как нигде, могут стать важнейшими рычагами хозяйственно-предпринимательской активности. Вместе с тем поощрение иностранных инвестиций должно строиться в основном на принципе внедрения проектов «ноу-хау», самых современных технологий.
     Тип депрессивных регионов характеризуется  сравнительно высоким уровнем экономического потенциала, значительной долей промышленности в хозяйственной структуре, повышенной квалификацией местных трудовых ресурсов. Однако в результате низкой конкурентоспособности профилирующих отраслей, нарушения снабженческо-сырьевых связей (легкая промышленность и др.) или переориентации стратегического курса (относительно ВПК) эти регионы теперь отличаются глубоким спадом производства, высокой безработицей (главным образом структурной), малой инвестиционной активностью, низким уровнем финансово-бюджетной обеспеченности и реальных доходов населения, его резким социальным расслоением. Таким негативным явлениям здесь особенно способствовали раскрутка инфляции и свертывание госзаказа (ВПК).
     В качестве одной их главных установок  региональной политики в депрессивных регионах выступает укрепление финансовой устойчивости на основе бюджетного федерализма, урегулирования взаимоотношений с центром (упорядочение федеральной финансовой помощи - трансфертов, усиление роли закрепленных источников поступлений налогов и т. д.). Важнейшее направление региональной политики — приватизация государственной собственности по реальной рыночной стоимости и проведение целесообразного оздоровления (санации) убыточных предприятий в ходе процедуры банкротства. Весьма актуальны в депрессивных регионах поощрение роста частных инвестиций в экономику с вовлечением их преимущественно в наиболее конкурентные проекты - базовые звенья структурных преобразований. Регионализация реформы требует содействия развитию институциональных (организационно-рыночных) структур и инфраструктуры рынка. Предполагается активное участие федеральных органов власти в регулировании занятости в районах концентрации отраслей естественных монополий (энергетика, связь, железнодорожный транспорт) и ВПК. Необходим контроль приватизации (акционирования), а также процессов реорганизации убыточных предприятий (банкротств) в центрах высокой социальной напряженности. Первостепенного внимания требуют предприятия и организации, являющиеся основой жизнедеятельности малых и средних городов, отдаленных и изолированных территорий (закрытые города).
     Основными инструментами государственной поддержки депрессивных регионов могут стать:
     - льготные кредиты из централизованных источников или компенсация части процентной ставки по кредитам коммерческих банков при реализации эффективных проектов и программ;
     -  введение поощрительных выплат предприятиям за создание новых рабочих мест;
     -  использование повышенных ставок амортизационных отчислений по активной части основных фондов;
     - страхование за счет федеральных источников коммерческих рисков при осуществлении инвестиционных проектов и др. /13, с. 212/
     Если  для развитых регионов упор делается на активизацию частного предпринимательства, а для отдельных - на государственную поддержку, то для депрессивных регионов - на оптимальное сочетание обоих направлений и механизмов хозяйствования.
     К слаборазвитым (экономически отсталым) регионам относятся регионы с  крайне малой интенсивностью и низкими  параметрами хозяйственной деятельности, однобокой слабо диверсифицированной структурой экономики, резким отставанием от основных регионов по развитию производственной базы, социальной сферы и рыночной инфраструктуры, с высокой безработицей и низким уровнем жизни, наибольшей среди субъектов Федерации дотационностью территориальных бюджетов. Сюда включаются 12 республик из 21. В их числе республики Волго-Вятки (Марий Эл, Мордовия, Чувашия, Калмыкия). В группе слаборазвитых регионов 6 республик Северного Кавказа, не считая Чеченской (Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия). Также сюда входят и 2 сибирские республики (Алтай, Тыва). К этой группе принадлежат и все автономные округа (кроме «нефтегазовых», Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского). Почти все слаборазвитые регионы -«бедные» (доходы на человека составляют менее 1,5 прожиточного минимума).
     Активная  региональная политика в отношении  бедствующих территорий должна предусматривать  их ускоренный экономический и социальный подъем. Она заключается в реализации комплекса мер государственной поддержки, направленной преимущественно на осуществление не капиталоёмких, быстро окупаемых проектов и программ, уменьшение бюджетной дотационное и сокращение разрыва в уровнях экономического и социального развития со средним по стране. Для экономики отсталых регионов актуальны задачи предотвращения обнищания населения и минимизации отрицательных последствий безработицы, противодействия тенденции ухудшения демографической ситуации и острым проявлениям депопуляции населения, экономического и социального возрождения сельских населенных пунктов.
     Основными путями решения этих проблем является осуществление централизованных инвестиций из федеральных источников на новое  строительство, прежде всего, в сфере промышленности, инфраструктуры (производственной, общехозяйственной   и   социальной), а   также   стимулирование частных капиталовложений в отдельные сектора экономики (включая АПК) посредством льготных кредитов и налогов. Для регионов с крайне низким уровнем бюджетной обеспеченности разрабатываются программы по созданию льготного режима бюджетных взаимоотношений. Слаборазвитые регионы требуют усиления механизмов государственного регулирования экономики.
     Особые  регионы включают три подтипа, в  которых острые социально-экономические проблемы связаны с географической или исторической спецификой и где вследствие сложных условий хозяйствования реализация научно обоснованной региональной политики требует специальных методов регулирования экономики.
     Нестандартные подходы нужны к проблемам 17 новых приграничных районов, граничащих с республиками бывшего СССР, ныне суверенными государствами. В этих районах, возникших как результат крупных геополитических и экономических трансформаций, первоочередного внимания требует решение не имеющих прецедентов задач:
     -  создание и обустройство новых транспортно-распределительных пунктов и узлов, пограничных переходов и таможенных пунктов в местах пересечения государственной границы;
     -  формирование центров активной приграничной производственноторговой коммерческой деятельности, а в отдельных городах с развитой инфраструктурой - свободных экономических зон (зон экономического благоприятствования);
     -  содействие развитию экономически обоснованных и технологически обусловленных производственно-кооперационных связей между предприятиями приграничных областей РФ и соседних государств, включенных в единые производственно-технологические схемы; -  регулирование потоков и размещение беженцев и вынужденных переселенцев в соответствии с федеральными и региональными миграционными программами;
     -  создание новых рабочих мест и расширение социальной инфраструктуры в расчете на потенциальных переселенцев из зарубежья.
     Реализация  этих направлений региональной политики обосновывается не только на административно-правовом регулировании, но и на механизмах финансово-кредитной и налоговой систем.
     Экстремальные районы отличаются суровыми природно-климатическими условиями (прежде всего, Арктика и  Крайний Север), сугубо сырьевой моноспециализацией, неустойчивостью функционирования профилирующих отраслей, нестабильностью и дороговизной завоза важнейших народнохозяйственных грузов. Для них большое значение сохраняют выборочный.характер хозяйственного освоения, ограничение перерабатывающих производств и сети населенных пунктов, надлежащее развитие производственной и социальной инфраструктуры, особенно транспорта и энергетики. Актуальны активизация традиционных промыслов малочисленных народов Севера, общее сокращение численности занятых и замещение их техническими средствами, распространение экспедиционного (вахтового) метода организации труда.
     К подтипу кризисных (катастрофичных) принадлежат территории, подверженные разрушительному воздействию природных (экологических) и техногенных катастроф, а также охваченные широкомасштабными межнациональными и социальными конфликтами (зона Чернобыля, Чечня, Северный Кавказ, районы с последствиями землетрясений, подъема уровня Каспийского моря). Ситуацию в них характеризует частичное, а нередко практически полное разрушение экономического потенциала, повышенная социальная напряженность, значительные размеры миграционного выхода населения, острая криминальная обстановка и общественно-политическая нестабильность. Порой проявляются значительное экологическое загрязнение сопредельных районов, неконтролируемое вторжение мигрантов и воздействие других негативных процессов /17, с. 237/.
     Кризисные регионы представляют серьезную  угрозу экономической и национальной безопасности страны (по состоянию  уровня жизни, НТП, финансов, правопорядка и т. д.). В преодолении крупномасштабных деструктивных явлений и тенденций в катастрофических районах, приобретающих межрегиональный характер, наиболее велика роль государственной поддержки, а расходы на проведение необходимых мероприятий финансируются главным образом из федеральных источников. В случаях, когда кризисная ситуация имеет местное значение, для ее изживания должны использоваться реальные возможности территориального бюджета и соответствующих внебюджетных фондов. Главное регулирующее воздействие в чрезвычайных ситуациях оказывают механизмы административно-правового регулирования. Регионы нового освоения (восточные и северные) обладают огромным природно-ресурсным потенциалом, но слабо обжиты и обустроены, имеют низкий уровень развития обрабатывающих отраслей и инфраструктуры, особенно социальной, а также внутренних производственных связей. Экономический рост носит экстенсивный характер, очень часто сопровождается расточительным использованием минеральных, лесных и других сырьевых ресурсов. Затраты на производство конечной продукции, капитальное строительство, перевозки грузов и социально-бытовое обслуживание здесь, как правило, весьма велики. Основные задачи осваиваемых регионов - обеспечение страны важнейшими, прежде всего стратегическими, видами минерального сырья, расширение экспортного потенциала, вовлечение в мировое хозяйство. При этом на каждом этапе должно быть оптимизировано соотношение между реализацией валютного (экспортного) потенциала и использованием добываемого топлива и сырья для внутреннего рынка, экономического подъема государства с учетом политики сохранения природной среды.
     Новое хозяйственное освоение территорий из-за его высокой дороговизны  особенно нуждается во всесторонней государственной поддержке. В первую очередь - при создании материальных условий предпринимательской деятельности: коммуникационной сети, энергетической базы, строительного комплекса и другой инфраструктуры, участие в формировании которых частного капитала весьма проблематично. Важнейшей формой реализации такой поддержки служат федеральные целевые программы. Отдаленность от центральных районов Сибири и Дальнего Востока требует особого внимания к усовершенствованию для них транспортных тарифов, чтобы нейтрализовать центробежные тенденции к экономическому отрыву этих территорий от России.
     Стратегические  промышленные регионы - регионы особо  важного стратегического назначения. Посредством их в первую очередь  обеспечиваются геополитические, военно-стратегические интересы, безопасность и обороноспособность страны, поддержание на должном уровне ее военно-экономического потенциала в целях сохранения территориальной целостности и независимости государства. Сюда относятся крупные центры (в том числе закрытые) и районы ВПК, энергетики, металлургии, химии, машиностроения. По уровню и состоянию экономики в эту группу входят многие опорные и депрессивные территории (Москва, Московская, Нижегородская, Самарская, Свердловская, Тюменская, Омская, Томская и Новосибирская области, Алтайский и Красноярский края, Татарстан и Удмуртия). Государство прямыми и косвенными методами регулирования (целевые программы, налоговые льготы и т. д.) должно всемерно укреплять экономику районов и центров военно-промышленного значения. 
 
 
 

     2. Доходы и расходы  населения Хабаровского края 

     2.1.  Понятие и  виды доходов и расходов населения  

     Во  все предыдущие годы реформ государственная  социальная политика была направлена на уход государства из социальной сферы и насаждение в ней рыночных отношений. Даже сегодня, когда пришло понимание серьезности социально-экономических и демографических проблем, и, главное, произошел существенный поворот к их решению, государственная политика все еще носит не системный характер, не имеет четких ориентиров, и в ней упускается из виду ряд очень важных обстоятельств.
     Во-первых, в многочисленных дискуссиях о социально-экономическом  положение России задачи макроэкономической и социальной политики рассматриваются, как правило, отдельно. Не имея адекватной теории и методологии оценки взаимовлияния экономических, социальных и демографических показателей, правительство, основываясь на вербальных представлениях, вынуждено искать решение социальных проблем путем «простых», точечных мероприятий. При этом успешность решения социальных проблем ставится в зависимость от роста макроэкономических показателей, а пока этот рост недостаточен, – в зависимости от точной адресации ограниченных средств, направляемых на развитие социальной сферы и социальную поддержку бедных слоев населения. Иначе говоря, социальная политика, несмотря на повышенное внимание к ней, все еще продолжает строиться по «остаточному» принципу.
     Во-вторых, ориентирами для оценки динамики социальных показателей и выработке  мероприятий по решению социальных проблем служат, в основном, среднестатистические показатели, которые не только не дают реального представления о существе и глубине этих проблем, но часто даже дезориентируют. Это касается, прежде всего, учета реального распределения доходов населения в рамках балансовых ограничений, обусловленных уровнем продуктивности российской экономики, и недооценки в связи с этим проблемы деформации распределительных отношений и продолжающегося углубляться социально-экономического неравенства.
     Политика  правительства по снижению масштабов  бедности может служить хорошей  иллюстрацией недооценки и даже непонимания  этой проблемы. Определяя уровень  бедности на основе прожиточного минимума, правительство связывает снижение масштабов бедности только с повышением МРОТ, зарплаты бюджетникам, пенсий и других пособий, выделяя для этого дополнительные средства и полагая, что они в основном попадают к бедным. Но, как показывает детальный анализ на уровне различных доходных групп населения, даже достаточно радикальные предложения по повышению МРОТ и пенсий, которые в последнее время афишируются многими экономистами и политиками, не могут привести к заметным сдвигам по снижению бедности и избыточного неравенства.
     Доходы  и расходы населения, их структура, степень дифференциации являются важнейшими показателями экономического и социального благополучия общества. Поскольку доходы служат основным источником удовлетворения личных потребностей людей, именно они являются центральным звеном, ядром более широкого понятия уровня жизни населения. Важно знать, что следует понимать под доходами, каковы их разновидности и основные источники получения, каковы направления их использования.   
     Уровень доходов населения является важнейшим  индикатором благосостояния общества, определяющим фактором в отношении социальных возможностей населения: отдыха, получения образования, поддержания здоровья.   
     Уровень потребления населения напрямую зависит от уровня доходов, поэтому  одной из приоритетных задач стимулирования экономики является повышение доходов  населения. В первую очередь, доходов  наиболее бедной и средней части  населения, а также своевременная выплата зарплаты, пенсий, стипендий и других социальных выплат.
     В современной литературе приводятся самые разные варианты классификации доходов. Рассмотрим некоторые важнейшие классификации.
     Под влиянием проводимых в России экономических  реформ произошли существенные изменения в структуре денежных доходов населения. Если в 1990 г. доля доходов от предпринимательской деятельности и собственности была относительно невелика (12,4 %), то к 2001 г. она выросла более чем в три раза. И напротив, резко упала доля оплаты труда с 74,1 % в 1990 г. до 42,9 % в 2001 г. Сложившаяся в России в 1990-е годы структура денежных доходов населения существенно отличалась от стран с развитой рыночной экономикой. В развитых странах на долю оплаты труда в среднем приходится 60-65 % денежных доходов населения. Доля предпринимательского дохода, доходов на капитал и ренты составляет в среднем около 25 % совокупных личных доходов, а социальные трансферты составляют от 10 до 15 %.
     В результате реформ в России выиграли только 20% наиболее обеспеченного населения (девятая и десятая децильные группы). Группы населения со средними доходами не только не разбогатели, но и не восстановили уровень благосостояния, который имели в 1990 году. А группы с самыми низкими доходами остались за чертой абсолютной бедности.
     Это означает, что отдельные группы населения  имеют институциональные преимущества, которые позволяют наиболее обеспеченным перетягивать эффекты экономического роста на себя. Таким образом, речь идет не о недостатке ресурсов, а  институциональных дефектах системы.
     Так, например, в таблице 1 показана структура денежных доходов и удельный вес расходов в денежных доходах  населения по России.
     Таблица 1 – Структура денежных доходов  и удельный вес расходов в денежных доходах  населения в России  
 
 
 
 

                                                                                             В процентах
Показатель 1992 1995 2000 2003 2004 2005 2006 2007 2008
 
Денежные  доходы – всего в том  числе:
100 100 100 100 100 100 100 100 100
доходы  от  
   предпринимательской 
   деятельности
8,4 16,4 15,4 12,0 11,7 11,4 11,1 10,0 10,0
оплата  труда 73,6 62,8 62,8 63,9 65,0 63,6 65,0 67,5 68,6
социальные  выплаты 14,3 13,1 13,8 14,1 12,8 12,7 12,0 11,6 12,8
доходы  от собственности 1,0 6,5 6,8 7,8 8,3 10,3 10,0 8,9 6,6
другие  доходы 2,7 1,2 1,2 2,2 2,2 2,0 1,9 2,0 2,0
Денежные  расходы 
и сбережения – всего
в том  числе:
100 100 100 100 100 100 100 100 100
покупка товаров  
   и оплата услуг
72,9 70,5 75,5 69,1 69,9 69,5 69,0 69,6 73,2
обязательные  платежи и 
   разнообразные взносы
8,1 5,6 7,8 8,3 9,1 10,1 10,5 11,8 13,0
приобретение 
   недвижимости
0,1 0,1 1,2 2,0 2,3 2,6 3,3 3,9 5,2
прирост финансовых  
   активов
18,9 23,8 15,5 20,6 18,7 17,8 17,2 14,7 8,6
из  него прирост, 
     уменьшение (-) денег на 
     руках у населения
13,6 3,6 2,8 2,7 1,8 1,5 3,4 3,8 0,2
 
     На  основании данных, представленных в  таблице 1, можно отметить, что с 1995 года снижаются доходы от предпринимательской  деятельности с 16,4 % до 10 % от всех денежных доходов, с 2005 года начинается рост оплаты труда до 68,6 % от всех денежных доходов, а также рост расходов на покупку товаров и услуг, составляющих в 2006 году 69% до 73,2% в 2008 году.
     Снижение  удельного веса оплаты труда при  переходе к рынку имеет объективные  причины. В их числе падение объема производства и появление новых источников дохода (предпринимательского дохода и доходов от собственности). Это снижение ведет к сокращению отчислений в фонды социального назначения, которые являются источником формирования доходов в виде социальных трансфертов.
     При анализе личных доходов населения  следует различать совокупные и располагаемые доходы.
     Совокупные  доходы – общая сумма денежных доходов по всем источникам поступления  с учетом стоимости натуральных  поступлений от личного подсобного хозяйства на собственное потребление и стоимости бесплатных или льготных услуг населению за счет социальных фондов. Другими словами, совокупные доходы - это общие доходы до уплаты налогов и обязательных платежей (брутто-доходы).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.