На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Теория способностей человека

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 14.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Теории  способностей
В психологии выделяется три концепции способностей:
А) теория наследственности способностей,
Б) теория приобретенных  способностей,
В) приобретенное и природное в способностях.
1. Теория наследственности  способностей ведет свою историю  еще от Платона, который утверждал,  что способности имеют биологическое  происхождение, т.е. их проявление  целиком зависит от того, кто  был родителем ребенка, от того, какие черты унаследованы. Обучение  и воспитание могут лишь изменять  скорость их появления, но они  всегда проявятся тем или иным  образом.
Подход к наследственной природе способностей нашел отражение  во взглядах, связывающих способности  человека с величиной его мозга. Но эти исследования не подтвердились.
2. Теория приобретенный способностей связывает способности исключительно со средой и воспитанием. Еще в XVIII в. К.А. Гельвеции заявил, что с помощью специального воспитания можно сформировать гениальность. Сторонники данного направления ссылаются на случаи, когда дети из самых отсталых и примитивных племен, получив соответствующее обучение, ничем не отличались от образованных европейцев.
В качестве примеров приводят также случаи, когда ребенок  по каким-то причинам лишается возможности  общения со взрослыми и сверстниками. В результате человека в полном смысле слова из него не получается.
Американский ученый У. Эшби утверждает, что способности  и даже гениальность определяются приобретенными свойствами, и в частности тем, какие предпрограмма и программа интеллектуальной деятельности были сформированы у человека в детстве и в последующей жизни, стихийно и сознательно в процессе обучения. У одного программа позволяет решать творческие задачи, а у другого - только репродуктивные. Вторым фактором способностей У. Эшби считает работоспособность.
Но и эта концепция  встречала и встречает возражения. Жизненные наблюдения и специальные  исследования свидетельствуют, что  природные предпосылки способностей нельзя отрицать. В ряде профессий  они имеют особо важное значение.
3. Приобретенное и природное в способностях. Эта концепция, объединяющая приведенные выше теории, подтверждается практикой и специальными исследованиями.
Исследователи разделяют  способности на природные и приобретенные. Разделение это очень условно. Наследственность включается, конечно, в качестве одного из условий в развитие человека но его способности являются не прямой функцией его наследственности. Прежде всего наследственное и приобретенное в конкретных особенностях личности образуют неразделимое единство; уже в силу этого нельзя относить какие-либо конкретные психические свойства личности за счет одной лишь наследственности.
Далее, наследственны могут быть не сами психические способности в их конкретном психологическом содержании, а лишь органические предпосылки их развития.
Органические предпосылки  развития способностей человека обусловливают, но не предопределяют одаренности человека и возможностей его развития.
Способность развивается  на основе различных психофизических  функций и психических процессов. Она - сложное синтетическое образование, включающее ряд качеств, без которых  человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые вырабатываются лишь в процессе определенным образом организованной деятельности.
Понятие способностей. Общие и специальные способности
Одной из задач психологической  теории является определение сущности способностей. В психологии имеется  ряд определений способностей.
В.Д. Шадриков считает, что способности можно определить как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющих индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации отдельных психических функций.
Более развернутое определение способностей представлено Б.М. Тепловым: «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально -- психологические особенности, отличающие одного человека от другого; во - вторых, способностями называются не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешному выполнению какой - либо деятельности или многих деятельностей. Такие свойства, как, например, вспыльчивость, вялость, медлительность, которые, несомненно являются индивидуальными особенностями, обычно, не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения какой-либо деятельности; в -- третьих, понятие способность не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека» |18, 120].
А.Г. Ковалев и В.Н. Мясищев  отмечают, что «...источником понятия  о способностях является бесспорный факт различия людей по количеству и качеству продуктивности их деятельности. Многообразие видов деятельности человека, количественно - качественная разница  продуктивности и позволяют различать  виды и степени способностей. Понятие способности включает также различия людей в достижениях. Всем доступное достижение не связывается обычно со способностью. Комплекс свойств, обеспечивающих задачи с варьирующим результатом, тем более позволяет говорить о способности, чем меньшему числу лиц он доступен» [5, 56].
С.Л. Рубинштейн, указывал, что  способности - это характеристики личности, выражающие меру освоения некоторой  совокупности деятельности. Всякая способность  является способностью к чему - либо, к какой - то деятельности. Наличие  у человека определенной способности  означает пригодность его к определенной деятельности. Всякая более или менее  специфическая деятельность требует  от личности более или менее специфических  качеств - способностей человека. Способность  должна включать в себя различные  психические свойства и качества, необходимые в силу характера  этой деятельности, и требований, которые  она предъявляет [16].
В понимание природы способностей проливает свет идея Б.Г. Ананьева о  механизмах иерархической организации  личности. В сложных ее образованиях происходит взаимодействие функциональных, операционных и мотивационных механизмов, среди которых базовым является функциональный механизм, составляющий природную особенность мозга  с его анализаторной системой (зона задатков) [1, 136-137].
В психологии под задатками  имеют в виду анатомо-физиологические  и психофизиологические свойства, которые  обнаруживаются в деятельности и  в ней же реализуются, составляя  основу развития способностей в благоприятных  для этого условиях.
Ф.Н. Гоноболин считал что, природные задатки еще не являются исчерпывающими условиями успешной деятельности. Их надо развивать, а это может произойти только в процессе деятельности. Кроме того, задатки многозначны, т.е. в зависимости от деятельности на основе задатков, при соответствующих условиях могут развиваться разные способности [2]
Различают общие и специальные  способности. К первым относят сенсорно-перцептивные процессы, память, мышление, внимание, умственную самостоятельность, речевые  свойства личности, одним словом, интеллектуальную сферу. Б.Ф.Ломов к общим способностям относит когнитивные процессы и когнитивные стили.
Специальные способности  представляют собой своеобразную форму  проявления общих родовых человеческих качеств в данных конкретных социальных условиях [11]. Специальные способности развиваются на основе общих и связаны с конкретным видом деятельности, что подтверждается не только общими и специфическими особенностями когнитивных процессов, но и различием когнитивных стилей и индивидуальных стилей деятельности [9].
Исследования  способностей в психологии
История изучения способностей уходит корнями в XVIII- XIX век. В то время способности понимались, как  высокий уровень развития общих  и специальных знаний, умений и  навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности [3]. Позднее было доказано, что способности  не сводится к знаниям, умениям и  навыкам, но объясняют (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление  и эффективное использование  на практике.
Проблема способностей является очень емкой и включает в себя большое количество разнообразных  характеристик, т.е. различные авторы рассматривают способности с  разных точек зрения.
В вопросе о природе  способностей позиции различных  течений западной и отечественной  психологии коренным образом отличаются. В западной психологии способности  чаще всего трактуются как особые психологические качества человека, наследственно обусловленные.
В отечественной психологии в трактовке проблемы способностей можно выделить следующие направления.
Первое - психофизиологическое, которое исследует связи основных свойств нервной системы (задатков) и общих психических способностей человека. Сторонники этой точки зрения утверждают, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного генетического фонда. В подтверждение генотипического фактора можно привести ранние проявления способностей в детском возрасте. Так, например, незаурядные способности Гауса к математике проявились в 4 года, музыкальные способности Моцарта - в 3 года, литературные способности Пушкина - в 9 лет.
Другое направление - исследование способностей в индивидуальной, игровой, учебной, трудовой деятельности. Это направление в большей степени рассматривает деятельностные детерминанты развития способностей. При этом роль задатков либо не рассматривается, либо просто подразумевается. Представители этой точки зрения считают, что особенности психики определяются качеством воспитания и обучения, и что у каждого человека можно сформировать любые способности. Сторонники данного направления ссылаются на случаи, когда дети самых примитивных племен, получив соответствующее обучение, ничем не отличались от образованных европейцев.
Сложилась и компромиссная  точка зрения на исследование проблем  способностей. В ней рассматривают  способности, возникающие у человека на основе задатков, как развитие способов деятельности.
С.Л. Рубинштейн предлагает различать способности по своему качеству, направленности и по уровню или масштабу. У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них может быть более значительной, чем другие. С другой стороны, у различных людей наблюдаются одни и те же способности, т.е. способности к одной и той же деятельности, но эти способности могут различаться.
 Способностям присущи  динамика и трансформация, а  также различные особенности  проявления. Динамику и трансформацию  способностей можно представить  в виде «конуса способностей» (рис. 2).
Общие способности - это те, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности. К ним, например, можно отнести уровень общего интеллектуального развития человека, его обучаемость, внимательность, память, воображение, речь, ручные движения, работоспособность и др.
Специальные - это способности к определенным видам деятельности, таким, как музыкальные, лингвистические, математические и др.
Групповыми называют способности, которые группируются и развиваются на базе задатков, общих и специальных способностей. К 16-18 годам, когда происходит выбор профессии, у личности проявляются профессиональные способности. Из "конуса способностей" видно, как по мере развития способностей суживается диапазон возможностей, но зато увеличивается специализация способностей. Из рис. 2 также следует, что "конус способностей" формируется по направлению снизу вверх, а разрушение способностей идет в противоположном направлении.
 
Способности различают  и по уровню их развития. По уровню развития способностей различают: одаренность, талант, гениальность. 
 Высокий уровень способностей  в психологической литературе  понимается как одаренность. Под  общей одаренностью при этом  разумеют уровень общих способностей, проявляющихся как способность  к общему (общеобразовательному) обучению, а под специальной одаренностью  уровень специальных способностей: технических, музыкальных и т.п.
Особенно высокий уровень  одаренности обозначают понятиями  «талант» и «гений» [15].
С.Л. Рубинштейн считает, что  способность закрепляется в личности как более или менее прочное  достояние, но она исходит из требований деятельности и, будучи способностью к  деятельности, она в деятельности и формируется [16]. К.К. Платонов предлагает относить способности к свойствам  личности, при этом выделяет в ней  четыре фактора развития способностей:
1. биологически обусловленная  (темперамент);
2. психическое отражение  (мышление, память, чувства, воля);
3. приобретенные человеком  знания, умения, навыки;
4. направленность личности (интересы, мировоззрение)
Эти подгруппы совпадают  с функциональным, операционным, мотивационным  механизмами, обусловливающими развитие способностей.
К.К. Платонов обращает особое внимание на специальные способности, которые он называет профессиональными, представляющими собой совокупность стойких качеств личности, «которые на основе компенсации одних свойств  личности другими определяют успешность обучения в определенной трудовой деятельности» [13, 2-3].
На понимание взаимосвязи  общих и специальных способностей проливает свет идея Б.Г.Ананьева о двухфазности развития психофизиологических функций, составляющих основу общих и специальных способностей. Согласно этой идеи существует соотношение моментов нарастания, «работоспособности» психофизиологических функций в ходе онтогенетического развития человека, особенно интенсивно в детстве, юности, ранних возрастах зрелости. В процессе обучения профессии, овладения мастерством, что происходит интенсивно в периоды зрелости, наблюдается «специализация» этих же функций.
В ходе онтогенетического  развития происходят качественные изменения  в памяти, внимании, мышлении. Становятся произвольным внимание, память смысловой, логическим мышление. Под влиянием профессиональной деятельности развиваются профессиональная память, практическое и техническое мышление, наблюдательность по отношению к объекту деятельности [1].
В психологических исследованиях  способностей выделяется особое направление - изучение специальных способностей. Учебные и математические способности  изучали А. А. Бодалев, В.А. Крутецкий, педагогические - Н. Ф. Гоноболин, Н.В.Кузьмина, организаторские - А.Г. Ковалев, Л.П.Уманский, музыкальные - Б.М. Теплов, В. И. Кауфман, профессиональные - К.К. Платонов.
Б.М. Теплов в изучении музыкальных  способностей предлагает понимать их как некий комплекс специфических,
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.