На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Роль и значение власти в обществе

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 14.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НОУ «Институт экономики и управления в строительстве и промышленности»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
РЕФЕРАТ
 
по дисциплине «ПРАВОВЕДЕНИЕ»
на тему: «Роль и значение власти в обществе»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
студентки IV курса      
Ждановой Д.В.             
специальность: 270102
шифр: 270005              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Москва 2010
 
Содержание:
Введение                                                                                                                                                                                      3
1. Происхождение и сущность власти                                                                                                                              .
1.1. Субъект, объект и ресурсы власти                                                                                                                              .
2.  Особенности и механизмы функционирования власти                                                                                    .
2.1. Принципы суверенитета и легитимности власти                                                                                                  .
2.2. Принцип разделения властей                                                                                                                                            .
2.3. Политическая власть и политическое господство                                                                                                  .
Заключение                                                                                                                                                                                  10
Список использованной литературы                                                                                                                          ..

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение 

Изучение политологии после вводной части, которая обычно включает краткий исторический очерк становления науки, переходит к разъяснению основополагающих понятий, наиболее важными из которых являются «политика», «государство» и «власть». Практически все учёные в той или иной мере считали и считают своим долгом дать им определение и рассмотреть, в каких отношениях находятся они друг к другу. Поэтому в данной работе попытаемся дать характеристику и выявить функциональные особенности одного из главных понятий – понятию власти. Здесь будут рассмотрены сущность и происхождение власти, трактовки, объясняющие закономерности, лежащие в основе тех или иных научных подходов, особенности и механизмы её функционирования. 
Взаимосвязь и взаимозависимость вышеприведённых терминов друг от друга ставят перед исследователями важнейшую задачу – выяснить, какое из этих понятий является первичным, а какие из них проистекают от первоначальной основы я являются его производными. По мнению многих, именно власть является тем началом, на котором базируются политические отношения как в масштабах одного государства или его структурных элементов, так и на общемировом уровне. Именно борьба за власть, её удержание и расширение влияния считается главным двигателем прогрессивного развития человеческого общества. 
Понятие власти сегодня настолько плотно связано с политическими процессами и государственными институтами, что не могут быть рассмотрены отдельно. Власть является фундаментальной основой политики, базирующейся на опыте многих веков и даже тысячелетий человеческой истории. Являясь важнейшим атрибутом государства, власть помогает объяснить и понять закономерности его функционирования как во внешнем выражении (во взаимодействии с другими государствами и международными объединениями), так и во внутреннем (в отношении со своими гражданами и общественными организациями). Таким образом, изучение феномена власти позволяет связать воедино многие проблемы, считающиеся основополагающими при изучении политологии как науки в целом и отдельных её разделов в частности.

1. Происхождение и сущность власти

Основой политики является власть. Она способствует удовлетворению целого комплекса интересов, в том числе общих, групповых и частных. В то же время она является объектом борьбы и сотрудничества различных групп, партий, движений, а также индивида и государства. В принципе само понятие «власть» очень широко употребляется в обыденной жизни и в научной литературе, причем в самых различных смыслах. Например, социологи говорят о власти социальной, политологи о власти политической, психологи о власти человека над собой и т.д.

 

1.1. Субъект, объект и ресурсы власти

Властные отношения, так же как и любые другие, подразумевают две действующие стороны: субъект и объект. Под объектом власти мы понимаем индивида, социальную группу, массу, класс, общество и т.д., то есть агента власти, на который направлено властное воздействие. Субъект и объект - непосредственные носители, агенты власти. Субъект воплощает активное, направляющее начало власти. Субъектом власти может быть как индивидуум, так и коллективно действующее лицо: партия, комитет, совет, а также общность людей, например, народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.
Обладание властью означает право действовать по своему усмотрению с использованием установившегося порядка и организации. Это право представляет собой способность лица действовать или давать указания, после чего происходят изменения в существующем порядке вещей. Власть, т.е. способность и возможность субъекта власти реализовывать свою волю, в том числе и преодолевая сопротивление других сил, базируется на использовании разнообразных средств и методов, в том числе - влиянии, авторитете, законе, прямом насилии и т.д. Совокупность этих средств и методов, которые позволяют субъекту власти влиять на ее объект, называются ресурсами власти. Другими словами, это реальные и потенциальные средства, которые могут быть использованы для обеспечения влияния субъекта на объект власти.
По мере развития общества и самой структуры власти изменялись и средства ее осуществления. В древности власть опиралась главным образом на авторитет правителя, с ростом расслоения в обществе главными ресурсами власти стали богатство и сила, причем на этом этапе власть практически отождествлялась с господством. В индустриальном обществе главным ресурсом власти становится организация, а на современном этапе развития, в условиях постиндустриального общества, при сохранении роли других ресурсов, на первое место выходит информация, которая становится важнейшим средством властвования.
Существует несколько критериев для классификации ресурсов власти. По одной из наиболее распространенных систем типологий - антропологической, типы властвования различаются устойчивыми мотивами, лежащими в основе поведения субъекта и объекта власти. Конфуций считал ресурсами власти правителя - его личный пример и следование моральным принципам, справедливости, гуманности, мудрости и т.д. Н.Макиавелли выделил два главных мотива поведения человека - любовь и страх. Человек, которого боятся, способен через силу установить диктат над волей и поведением граждан своей страны, опираясь, прежде всего, на военную силу и на принципы, способные к убеждению с идеологической точки зрения. Идеологическая составляющая также лежит в основе властных отношений, основанных на любви подданных (граждан), наряду с выдающимися личными качествами правителя (харизмой).
Более поздние классификации, также основанные на антропологическом принципе, добавили к страху как ресурсу властвования убеждение и интерес. Убеждение может использоваться в качестве источника власти как в демократическом (в виде свободного выбора индивидом предпочтений и ценностей в политике), так и в тоталитарном обществе (с помощью всеобъемлющего контроля над информацией). Ресурс интереса является основой властных отношений преимущественно в условиях развитого демократического, гражданского общества, где политика выступает предметом своеобразной купли-продажи - обещания в обмен на избирательные голоса. Ресурсы власти отличаются циклом действия и эффективностью. Использование определенных ресурсов связано с существующим политическим режимом и некоторыми другими факторами, в том числе и традициями.
Одна из современных типологий, которая использует смешанные критерии, была разработана американским социологом О. Тоффлером (р. 1928). По его мнению, в современном обществе наблюдается определенное «смещение» власти, так как в нем произошли серьезные изменения в самой системе ресурсов власти. На протяжении веков власть опиралась на три основных властных ресурса – силу, богатство и знания, причем все эти факторы действовали в плотной связи друг с другом. В зависимости от того, какой ресурс выходил на первый план, устанавливались различные виды властвования. По Тоффлеру, власть, основанная на силе, представляет собой низший тип властвования и практически изжила себя, несмотря на ее использование в прошлом и настоящем. Власть среднего качества связана с богатством, а власть высшего порядка основывается на знаниях, которые становятся в настоящее время решающим ресурсом власти. Определяющей тенденцией мирового развития является постепенный переход от власти «низшего» качества к власти «высшего» порядка. Таким образом, согласно мнению Тоффлера, современное общество развивается в направлении «антибюрократических форм власти».

2.  Особенности и механизмы функционирования власти  

2.1. Принципы суверенитета и легитимности власти

 Сила власти зависит от целого комплекса факторов, основным из которых является степень ее социальной организованности. Наиболее высокой степенью организованности среди субъектов политики обладает государство, так как его влияние базируется на существующем мощном аппарате, разветвленной системе органов и широком спектре ресурсов. Нормальное функционирование политической власти осуществляется на базе двух основных принципов – суверенитета и легитимности. Эти понятия характеризуют политическую власть по двум основным аспектам: во-первых, с точки зрения выделения внутри нее главной составляющей - государства, и во-вторых, в плане определения правомерности использования тех или иных средств и ресурсов власти для достижения политических целей.
Современное государство немыслимо без идеи суверенитета, который является важнейшим признаком государства. В широком смысле государственный суверенитет - это политическая независимость и самостоятельность государства от других государств в его внутренних делах и внешних отношениях, не допускающая иностранного вмешательства. Характерными признаки суверенитета является независимость государства  и его органов власти по отношению к другим государст­вам, монополия на регламентацию жизни общества возможность, принуждения в отношении общества и личности. Это способность, право или возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо, оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение или деятельность людей с помощью различного рода средств – права, автори­тета, воли, принуждения и т.д. Принцип суверенитета означает верховенство во внутренней жизни и независимость во внешнеполитических отношениях государственной власти и её управляющих органов. Исключительным правом государства является установление в обществе единого правопорядка, определение статуса государственных органов, наделение граждан правами и обязанностями, использование насилия. Государство занимает также высшее положение по сравнению с политическими партиями, организациями и движениями, так как именно государство сосредоточивает в своих руках политическую власть. Независимость государственной власти выражена в ее самостоятельности и в равноправных отношениях с другими государствами.
Принцип легитимности связан с обоснованием правомерности тех решений, которые принимает власть, и добровольности их выполнения со стороны граждан страны. В демократическом обществе власть соглашается учитывать интересы граждан и действовать в рамках закона, а население - добровольно подчиняться ее решениям. Таким образом, легитимность власти - это признание обществом законности и правомерности официальной власти и ее права управлять им. Легитимность власти вовсе не подразумевает того, что все граждане однозначно поддерживают ее. В любом государстве существуют определенные круги, не разделяющие политический курс властей, тем не менее, опираясь на предпочтения большинства, власть признается наилучшей и общество ей подчиняется. Исходя из того, что в разных обществах власти используют разные ресурсы власти для управления, М.Вебер (1864-1920) выделил три основных типа легитимности власти: традиционный, харизматический и рационально-легальный.
С исторической точки зрения, первым типом была традиционная легитимность, основанная на вере в необходимость издревле существующих порядков, на традициях и обычаях, устанавливающих, кто имеет право на власть, а кто ей должен повиноваться. До сих пор в обществах, где власть принадлежит именно таким правителям, власть которых не ограничена другими институтами, сохраняется этот тип легитимности.
С развитием общества и его институтов, и прежде всего избирательной системы и участия граждан в выборе тех, кто будет ими управлять, право на единоличное правление постепенно заменялось все более разветвленной бюрократической системой. По мнению Вебера, сдержать рост бюрократизации мог только харизматический лидер. Харизматическая легитимность основана на вере в личные, исключительные качества политического лидера, в его способность должным образом осуществлять власть. Этот тип легитимности можно также назвать абсолютным, так как он базируется на вере населения в исключительные качества политического деятеля. М.Вебер считал, что данный тип легитимности относится преимущественно к власти религиозных вождей и пророков (Моисея, Магомета и т.д.), в настоящее время он приписывается в той же мере и светским деятелям
Третий тип, наиболее характерный для современного общества, Вебер называет рационально-легальным. Рационально-легальная (конституционная) легитимность основана на рационально понятом интересе, т.е. на основе демократических процедур. В основе данного типа легитимности лежит, по Веберу, вера в «обязательность легального установления».
В дополнение следует заметить, что на практике вышеприведенные типы легитимности не всегда присутствуют в чистом виде, они взаимно дополняют друг друга, создавая новые смешанные типы.
2.2. Принцип разделения властей
Главной особенностью стран с развитой демократической системой является принцип разделения властей, т.е. разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Основной смысл такого рассредоточения власти
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.