На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ готинично-туристического бизнеса

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 48. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Москва  – 2009Содержание 

Задание на курсовой проект
Введение
1. Теоретические аспекты  анализа общей  суммы затрат и  себестоимости услуг  на фирмах ГТБ.
    1.2 Классификация издержек предприятия
    1.2 Группировка затрат по статьям  калькуляции
    1.3 Анализ общей суммы затрат на производство продукции.
2. Организация аналитической  работы на предприятиях  ГТБ.
    2.1. Разработка положения об аналитической  службе 
    гостиничного  предприятия.
    Основные  функции подразделений службы.
    Взаимоотношения службы с другими подразделениями гостиницы.
    2.2. Организационная структура управления  аналитической 
    службой фирмы ГТБ.
    2.3.  Программа, основные этапы проведения  экономического 
    анализа и его содержание. Исполнители аналитической  работы.
    Распределение аналитической работы по исполнителям и
    срокам.
3. Разработка методики  экономического анализа  хозяйственной деятельности  предприятия ГТБ.
    3.1.Определение  источников и объема аналитической 
    информации
    3.2. Определение системы экономических  показателей
    3.3. Определение необходимых и достаточных видов и
    приемов экономического анализа
4. Экономический анализ  хозяйственной деятельности  гостиницы.
    4.1. Характеристика гостиницы.
    4.2 Анализ выполнения показателей  бизнес-плана.
    4.3. Анализ динамики основных показателей  гостиницы.
    4.4. Анализ структуры и структурных сдвигов
    основных  показателей гостиницы.
    4.5. Углубленный факторный анализ  по выбранному 
    тематическому вопросу.
          1. Факторный анализ  себестоимости единицы услуг  гостиницы (с/с)
          2. Факторный анализ  Фонда оплаты труда (ФОТ)
          5. Мероприятия по повышению эффективности
           хозяйственной деятельности  гостиницы
Заключение
Список  литературы 

 


Задание на курсовой проект
Вариант №258. 

           Таблица №1 «Доходы»
Доходы 2003 2004 2005 2006 2007
план факт план факт план факт план факт план факт
Всего, тыс $ 3 564,1 3 558,0 3 560,0 3 524,1 3 500,0 3 523,0 3 550,2 3 554,0 3 560,1 3 579,0
В том числе:                    
Продажа номеров 1 931,7 1 921,3 1 933,1 1 906,5 1 900,5 1 909,5 1 927,7 1 936,9 1 933,1 1 947,0
Питание 905,3 921,5 907,8 909,2 892,5 891,3 905,3 913,4 907,8 916,2
Напитки 395,6 387,8 391,6 391,2 385,0 408,7 390,5 422,9 391,6 404,4
Телефон 131,9 145,9 124,6 126,9 126,0 119,8 131,4 110,2 124,6 118,1
Дополнительные  услуги 110,5 103,2 106,8 98,7 105,0 112,7 103,0 92,4 110,4 107,4
Доходы  от аренды 89,1 78,3 96,1 91,6 91,0 81,0 92,3 78,2 92,6 85,9
количество  номеров 345,0 345,0 345,0 345,0 345,0 345,0 345,0 345,0 345,0 345,0
уровень загрузки, % 64,0 63,9 64,0 61,0 64,0 60,8 64,0 63,5 64,0 65,1

 
Таблица №2 «Затраты гостиницы, прибыль и налоги»
Показатель 2003 2004 2005 2006 2007
план факт план факт план факт план факт план факт
Затраты всего, тыс $ 3 111,4 3 081,1 3 061,5 3 101,1 2 957,5 2 984,0 2 982,3 2 988,9 2 952,8 2 992,0
в том числе:                    
переменные 2 134,9 2 063,6 2 111,1 2 114,4 2 047,5 2 018,7 1 988,1 2 054,2 1 958,0 2 043,5
зарплата  с начислениями 1 151,2 1 117,2 1 139,2 1 096,0 1 116,5 1 152,0 1 100,5 1 133,7 1 068,0 1 123,8
эксплуатация  и ремонт номерного фонда 466,9 437,6 459,2 489,8 444,5 458,0 426,0 415,8 423,6 440,2
оплата  телефонной службе 92,7 96,1 99,7 123,3 80,5 42,3 88,8 92,4 74,8 78,7
закупка продуктов и напитков 424,1 412,7 413,0 405,3 406,0 366,4 372,8 412,3 391,6 400,8
постоянные 976,5 1 017,5 950,4 986,7 910,0 965,3 994,2 934,7 994,8 948,5
административные 167,5 174,3 163,6 193,8 157,5 119,8 149,1 142,2 156,6 146,7
энергоносители 139,0 135,2 131,7 123,3 126,0 116,3 134,9 131,5 135,3 139,6
амортизация ОС и НМА 203,1 202,8 206,5 211,4 199,5 221,9 205,9 195,5 199,4 189,7
эксплуатация  и ремонт зданий 103,4 131,6 92,6 126,9 87,5 133,9 110,1 113,7 106,8 103,8
маркетинг 74,8 81,8 71,2 81,1 70,0 77,5 74,6 67,5 71,2 64,4
оплата  за аренду 64,2 67,6 67,6 28,2 63,0 88,1 63,9 60,4 60,5 57,3
прочие  расходы                                    (пошлины и сборы) 146,1 138,8 135,3 126,9 129,5 112,7 159,8 149,3 176,0 171,8
з/п  управленческого персонала 78,4 85,4 81,9 95,1 77,0 95,1 95,9 74,6 89,0 75,2
Прибыль до налогообложения 452,6 476,6 498,4 422,9 542,5 539,0 568,0 565,1 605,2 587,0
Налоги 377,8 370,0 341,8 331,3 350,0 334,7 411,8 401,6 427,2 422,3
Прибыль после налогообложения 74,8 106,7 156,6 91,6 192,5 204,3 156,2 163,5 178,0 164,6

 
Таблица № 3 «Численность персонала»
Показатель 2003 2004 2005 2006 2007
план факт план факт план факт план факт план факт
1. Численность персонала,  чел. 251 262 260 266 264 271 269 278 271 268
в том числе:                    
служба  приема 36 39 38 40 39 41 41 43 40 40
на  этажах 44 50 47 50 47 50 48 53 48 48
в ресторанной службе 126 127 129 127 133 132 134 133 136 132
в телефонной службе 5 5 6 5 5 5 6 6 5 6
в дополнительных услугах 9 10 10 10 9 10 9 10 10 9
в аппарате управления 23 24 22 25 23 25 23 25 23 25
в коммерческой службе 8 7 8 9 8 8 8 8 9 8
2. Принято всего  человек   5   13   10   1   7
3. Уволено всего  человек   9   6   5   12   2
в том числе по собственному желанию  и за нарушение трудовой дисциплины   6   4   2   5   0

 
Показатель 2003 2004 2005 2006 2007
план факт план факт план факт план факт план факт
1. Первоначальная стоимость  ОС 1 462,7 1 460,2 1 517,5 1 515,0 1 566,0 1 563,3 1 607,5 1 604,6 1 642,2 1 638,0
1.1 Сумма начисленной амортизации  ОС 365,7 365,1 548,5 547,6 734,3 737,9 913,9 937,6 1 099,2 1 113,5
1.2. Остаточная стоимость на начало  года 1 097,0 1 095,2 969,0 967,4 831,6 825,5 693,7 667,0 543,0 524,4
1.3. Обновление ОС 109,7 109,5 96,9 96,7 83,2 82,5 69,4 66,7 54,3 52,4
1.4. Выбытие ОС 54,8 54,8 48,5 48,4 41,6 41,3 34,7 33,3 27,2 26,2
1.5. Амортизация ОС за год 182,8 182,5 185,8 190,3 179,6 199,8 185,3 175,9 179,4 170,7
1.6.  Остаточная стои-мость ОС на конец года 969,0 967,4 831,6 825,5 693,7 667,0 543,0 524,4 390,8 379,9
2. Первоначальная стоимость  НМА 101,6 101,4 119,2 119,0 136,2 135,9 152,0 151,6 166,6 165,3
2.1. Сумма начисленной амортизации  НМА 40,6 40,6 60,9 60,8 81,6 82,0 101,5 104,2 122,1 123,7
2.2. Остаточная стоимость НМА на  начало года 60,9 60,8 58,3 58,2 54,6 53,9 50,4 47,4 44,5 41,6
2.3.Обновление  НМА 18,3 18,3 17,5 17,5 16,4 16,2 15,1 14,2 13,3 12,5
2.4. Выбытие НМА 0,6 0,6 0,6 0,6 0,5 0,5 0,5 0,5 0,4 0,4
2.5. Амортизация НМА за год 20,3 20,3 20,6 21,1 20,0 22,2 20,6 19,5 19,9 19,0
2.6. Остаточная стоимость НМА на  конец года 58,3 58,2 54,6 53,9 50,4 47,4 44,5 41,6 37,4 34,7

Таблица №4 «Основные средства и НМА»
Введение 

     Внедрение действенного коммерческого расчета  во все отрасли хозяйства, обеспечение лучших результатов при наименьших затратах, соблюдение строжайшего режима экономии требуют постоянного наблюдения за всеми слагаемыми производственной себестоимости, глубокого анализа затрат по статьям и элементам. При этом тщательно должны анализироваться непроизводительные расходы и потери. Только повседневный контроль над такими расходами и потерями, оперативный анализ факторов, их обусловивших, помогут исключить нерациональные траты живого и овеществленного труда. Соблюдение режима экономии повышает экономическую эффективность производства, увеличивает прибыль и расширяет возможности материального стимулирования.
     Деятельность  гостиничного предприятия связана  с использованием трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Ресурсы потребляются и трансформируются в затраты. Классификация затрат позволяет определять резервы экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов гостиничного предприятия, снижать себестоимость услуг, увеличивать рентабельность. Подобная классификация важна  для предприятия, так как позволяет определить эффект операционного (производственного) рычага и осуществить на его основе максимизацию прибыли.  Таким образом, изучение затрат, их планирование, контроль и анализ, стремление гостиницы к постоянному их снижению остаются одним из необходимых условий эффективного ее функционирования.
     Для предприятий туристского бизнеса, работающих в условиях рыночной экономики, часто имеют место экономические  ситуации, связанные с колебанием спроса на отдельные туры по причинам сезонности и другим. Это влечет за собой изменение объемов производства туристских услуг и их продаж, что, в свою очередь, существенно влияет на себестоимость услуг и финансовые результаты тур фирмы.
     Цель  данного курсового проекта –  на основании теоретических аспектов выбранной мною темы рассчитать и проанализировать некоторые показатели деятельности гостиницы. 
     1. Теоретические аспекты  анализа общей  суммы затрат и 
     себестоимости услуг на фирмах ГТБ. 

     Себестоимость продукции  является важнейшим показателем экономической  эффективности ее производства. В ней отражаются все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, финансовое  состояние субъектов хозяйствования.
     Анализ  себестоимости продукции, работ  и услуг имеет большое значение в системе управления затратами. Наиболее важным признаком для цепей  анализа является деление затрат по элементам затрат, по статьям  затрат, по способу отнесения на себестоимость продукции.
     На  основе элементов затрат составляются сметы затрат.
     Деление затрат по статьям себестоимости  позволяет рассчитать затраты на единицу продукции или партию, составить калькуляцию. Затраты, сгруппированные  по статьям себестоимости, отличаются от затрат по её элементам тем, что они отражают затраты, которые связаны с производством и реализацией товарной продукции за данный отчётный период.
       Затраты же по элементам показывают  все произведённые предприятием  расходы ресурсов за отчётный период, включая расходы на рост остатков незавершённого производства, затраты, отнесённые за счёт будущих периодов и т. п. 

      Классификация издержек предприятия
     Деятельность  гостиничного предприятия связана  с использованием трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Ресурсы потребляются и трансформируются в затраты. Классификация затрат позволяет определять резервы экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов гостиничного предприятия, снижать себестоимость услуг, увеличивать рентабельность.
     Классификация издержек на постоянные и переменные позволяет рассчитать порог рентабельности предприятия, запас финансовой прочности, определить экономическую рентабельность предприятия.
     Все затраты можно разделить на несколько  групп:
        затраты на производство и реализацию услуг;
        затраты на расширенное воспроизводство основных и оборотных фондов;
        социальные затраты.
     По  источникам финансирования выделяют затраты, включаемые в себестоимость услуг, и затраты, возмещаемые за счет прибыли.
     Затраты на производство и реализацию услуг, выраженные в денежной форме, составляют себестоимость услуг (издержки). Они в каждом цикле возмещаются из выручки. Количество услуг, которое гостиница может предложить на рынок, зависит от уровня затрат на их производство и цены, по которой они будут продаваться на рынке. Следовательно, знание экономической природы себестоимости является важным условием эффективного хозяйствования гостиницы, так как себестоимость услуг оказывает непосредственное влияние на величину прибыли и рентабельности. Кроме того, в условиях рыночной экономики, когда гостиницы самостоятельно разрабатывают тарифы на основные и дополнительные услуги, значение себестоимости как основы формирования цен на гостиничный продукт еще более возрастает.
     Себестоимость услуг  гостиничного предприятия представляет собой стоимостную оценку суммы затрат на использованные в процессе оказания услуг природные ресурсы, сырье, материалы, топливо, энергию, основные фонды, нематериальные активы, трудовые ресурсы и другие затраты на производство и реализацию продукции.
     Издержки  гостиничного хозяйства подразделяются на:
        явные и неявные;
        упущенных возможностей;
        предельные;
        альтернативные.
     Существует  два подхода к оценке затрат: бухгалтерский  и экономический.
     На  гостиничном предприятии отражаются явные (бухгалтерские) издержки.
     К явным издержкам относятся денежные средства, которые гостиничное предприятие расходует со своего расчетного счета на оплату ресурсов, чтобы удержать их в своем распоряжении.
     Неявные издержки не включаются в себестоимость, так как не имеют формы платежей. Чаще всего, это выгода от безвозмездного использования ресурсов, принадлежащих предприятию на правах собственности (например, эксплуатация собственного здания, а не аренда чужого), а также трудовые затраты владельцев предприятия, которые не оплачиваются в виде заработной платы. Неявные издержки учитываются в расчете чистой экономической прибыли и могут носить постоянный характер, если они связаны с собственностью на недвижимость.
     Издержки  упущенных возможностей  возникают при выборе определенной программы, определении наименьшей цены, при которой приходится считаться с наличием «узких» мест, не позволяющих использовать вариант, более выгодный в других отношениях. Как правило, издержки упущенных возможностей не включают в себестоимость, а используют исключительно в аналитических целях. При учете издержек упущенных возможностей в себестоимости их показывают отдельно от других элементов издержек.
     Предельные  издержки - это дополнительные издержки (или прирост издержек) в результате увеличения реализации услуг и товаров на единицу.
     Альтернативные  издержки - это выгода, упущенная вследствие использования экономических ресурсов в наиболее доходной сфере деятельности. Например, для собственника предприятия альтернативными издержками является наивысшая заработная плата, которую он мог бы получить, выполняя работу по найму.
     В зависимости от влияния величины объема деятельности гостиничного предприятия  различают постоянные и переменные издержки.
     К постоянным (условно-постоянным) издержкам относят затраты, величина которых не изменяется при изменении величины выручки от реализации услуг гостиницы. Эти затраты снижаются на единицу продукции и услуг с ростом объема продаж. Большинство эксплуатационных расходов гостиницы по своему характеру являются постоянными. К ним относятся общехозяйственные расходы: отчисления на амортизацию, аренду, оплата труда, отчисления и затраты на ремонт основных фондов и др.
     Переменными (условно-переменными) называют издержки, общая величина которых находится в непосредственной зависимости от величины гостиничного продукта. Их размер изменяется в зависимости от объема услуг гостиницы, пропорционально объему услуг. К ним относятся: расходы на воду, стирку белья, транспортные услуги, расходы на электроэнергию, рекламу, затраты на выдачу туристам необходимых предметов гостеприимства.
     Постоянные  затраты не зависят от количества обслуживаемых клиентов (гостей), а  переменные зависят. Это требует, к  примеру, привлечения в сезон  большого дополнительного персонала, который зачастую не заинтересован в своевременном и качественном обслуживании. Кроме того, очень часто нехватка средств на постоянные затраты снижает качество гостиничных услуг. Таким образом, можно сделать вывод о том, что между себестоимостью и качеством гостиничных услуг есть вполне определенная зависимость.
     Общая сумма всех постоянных и переменных издержек образует валовые издержки.
     В зависимости от этой классификации  общие суммарные затраты на производство продукции  можно представить  в виде следующей формулы: 

      

     где A – сумма постоянных расходов;
     B – ставка переменных расходов  на единицу продукции;
     VBП  – объём производства продукции.
     Тогда затраты на единицу продукции (Зед) следует записать в виде 

     ; 
 

     По  способу включения в себестоимость  затраты подразделяют на прямые и косвенные.
     Прямые  затраты характеризуются тем, что они связаны с определенными видами услуг и могут быть непосредственно отнесены на себестоимость в момент совершения или начисления.
     Косвенные затраты распределяются по подразделениям, видам деятельности пропорционально показателю выручки от реализации продукции и услуг, то есть косвенно (условно). К косвенным статьям калькуляции относятся общеэксплуатационные и управленческие расходы.
     В соответствии с действующим в  Российской Федерации «Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)», все затраты, образующие себестоимость услуг, складываются из следующих экономических элементов (видов):
     1. материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
     2. затраты на оплату труда;
     3. отчисления на социальные нужды;
     4. амортизация основных фондов;
     5. прочие затраты.
     Эта группировка является единой и обязательной для всех отраслей.
     Группировка затрат по экономическим элементам показывает, что именно израсходовано на производство продукции (услуг) и каково соотношение отдельных элементов затрат в общей сумме расходов.
     Материальные  затраты включают сырье и материалы; работу и услуги производственного характера, топливо, энергию, воду и т.д. При этом по элементам материальных затрат отражают только покупные материалы, топливо и электроэнергию.
     Оплату  труда и отчисления на социальные нужды отражают только применительно  к персоналу основной деятельности
     К прочим затратам  относится арендная плата, расходы на рекламу, налоги, включаемые в себестоимость, % по кредитам, транспортные услуги, охрана и т.д..
     1.2 Группировка затрат  по статьям калькуляции 

     Для исчисления себестоимости отдельных  видов продукции затраты предприятия группируются и учитываются по статьям калькуляции.
     Группировка затрат по калькуляционным статьям  используется при составлении калькуляций (расчете себестоимости единицы  продукции), позволяющих определить, во что обходится предприятию  единица каждого вида продукции, а также себестоимость отдельных видов работ и услуг. Необходимость такой группировки вызвана тем, что расчет себестоимости по элементам затрат не позволяет учесть, где и в связи с чем произведены затраты, а также их характер. На уровне предприятия группировка затрат по калькуляционным статьям позволяет установить, сколько за отчетный период израсходовано отдельных видов материальных, трудовых и финансовых ресурсов на производство в целом.
     Основными положениями по учету и калькулированию себестоимости продукции установлена типовая группировка затрат по статьям калькуляции. Она включает следующие статьи:
    сырье, основные материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия (за вычетом возвратных отходов);
    вспомогательные материалы;
    топливо на технологические цели;
    энергия на технологические цели;
    основная заработная плата производственных рабочих;
    дополнительная заработная плата производственных рабочих;
    отчисления на социальные нужды по заработной плате производственных рабочих;
    расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;
    расходы на подготовку и освоение нового производства;
    цеховые расходы;
        Цеховая себестоимость
    общепроизводственные расходы;
    потери от брака:  
    Производственная себестоимость товарной продукции

    внепроизводственные расходы;  
    Полная себестоимость товарной продукции.

 
     В приведенной классификации первые семь статей затрат осуществляются непосредственно  на рабочем месте и прямо относятся  на себестоимость каждого вида продукции. Все другие статьи являются комплексными, собирающими затраты по обслуживанию и управлению производством.
     Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования включают затраты на техническое  обслуживание машин и механизмов, расходы на текущий и капитальный  ремонт оборудования, цехового транспорта и инструментов, амортизацию основных фондов, закрепленных за цехами, износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов и др.
     В статью "Расходы на подготовку и  освоение нового производства" входят затраты некапитального характера: совершенствование технологии, переналадка оборудования, изготовление специального оборудования и оснастки и т.д.
     В состав цеховых расходов включаются затраты на управление цехов основного  производства: заработная плата цехового персонала, расходы на амортизацию, текущий ремонт, отопление, освещение, уборку зданий и цеховых помещений, износ инвентаря и малоценных предметов общецехового назначения и др. Общепроизводственные расходы направляются на покрытие затрат по управлению и обслуживанию общехозяйственных нужд предприятия: аппарата управления, содержание зданий, территории, транспорта и проч., имеющих общепроизводственное назначение.
     Внепроизводственные расходы включают затраты, связанные  с реализацией продукции (упаковка, отгрузка, реклама, сбытовая сеть, комиссионные и др.), а также различного рода отчисления и платежи.
     Для предприятий гостиничного бизнеса  в качестве объекта калькулирования (носителя затрат) необходимо использовать вид услуг. Гостиница оказывает  разнообразные услуги. Поэтому необходимо калькулировать себестоимость не только услуги проживания, но и каждой из услуг, предоставляемых гостиницей, не только с целью определения величины затрат, связанных с оказанием той или иной услуги, но и для управления ими.
     Калькулирование себестоимости услуг по видам  позволит гостиницам прогнозировать экономические последствия целесообразности дальнейшего оказания тех или иных услуг, установление оптимальных (снижения, повышения) цен на услуги.
     Достичь этой цели поможет классификация  гостиничных услуг, позволяющая  создать базу для систематизации затрат в учете предприятий гостиничного бизнеса. Приведем эту классификацию:
    По значимости: основные и дополнительные;
    В зависимости от платности: платные и бесплатные;
    В зависимости от обязательности предоставления: обязательные и необязательные;
    В зависимости от режима оказания: круглосуточные и некруглосуточные;
    По месту оказания: внутренние и внешние.
     Особенность гостиничного хозяйства заключается  в том, что процесс производства в гостинице реализуется в  виде определенной гостиничной услуги. Для производства и реализации комплекса услуг гостиничное хозяйство имеет основные и оборотные средства. При этом производство и реализация услуг не зависит от времени - должна быть постоянная готовность оказать услуги.
     В связи с неравномерностью спроса на гостиничные услуги, в гостиничном хозяйстве должны быть предусмотрены резервы основных, оборотных и др. средств.
     Кроме того, особенностью является также  и то, что гостиничные услуги не нуждаются в посредниках при  реализации и в создании или в  помощи специальных сбытовых структур.
     Важной  особенностью производства гостиничных  услуг является отсутствие незавершенного производства.
     Перечисленные основные особенности производства и реализации гостиничных услуг  сказывают определенное влияние  на формирование цены гостиничной услуги. Как показала практика, на уровень цен оказывают влияние: себестоимость услуги, уровень цен у конкурентов, соотношение спроса и предложения, уровень заработной платы служащих и др. 
Например, в стоимость гостиничного номера не включаются услуги:

        по предоставлению в аренду телевизора, холодильника, чайника, посуды, пользование утюгами и другой бытовой техникой, вызов такси, приготовление и доставка в номер чая, кофе, воды, сигарет и т.п.
        по мелкому ремонту одежды, обуви, чистке одежды и обуви и т.п.
     В цену номера включается плата:
        за бронирование
        за проживание
        коммунальные услуги (отопление, водоснабжение, канализация, газ, электроэнергия, горячее водоснабжение (подогрев воды)
        радио, телеантенна
        прочие коммунальные услуги.
     1.3 Анализ общей суммы затрат на производство продукции. 

     Источниками информации для анализа  могут  быть бухгалтерская отчетность, плановая и сметная документация,  статистическая отчетность,  данные синтетического и аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производствам.
     Объектами анализа себестоимости продукции  являются следующие показатели:
    полная себестоимость продукции в целом и по элементам затрат;
    уровень затрат на рубль выпущенной продукции;
    себестоимость отдельных изделий;
    отдельные статьи затрат;
    затраты по центрам ответственности.
     Анализ  себестоимости начинают с анализа  динамики себестоимости всей товарной продукции. При этом сравнивают фактические  затраты с плановыми или с  затратами базисного периода. В  процессе анализа выявляют, по каким статьям затрат произошёл наибольший перерасход и как это изменение повлияло на изменение общей суммы переменных и постоянных расходов.
     Общая сумма затрат может измениться из-за объёма выпуска продукции, её структуры, уровня переменных затрат на единицу продукции и суммы постоянных расходов.
     Изучение  структуры затрат на производство и  её изменений за отчётный период по отдельным элементам затрат, а  также анализ статей расходов фактически выпущенной продукции составляют следующий  этап анализа себестоимости.
     Анализ  структуры себестоимости проводится сопоставлением удельных весов отдельных  элементов с планом и в динамике.
     При помощи показателей структуры рассматривается  влияние каждой статьи на сумму абсолютной и относительной экономии или  перерасхода затрат. Анализ структуры затрат позволяет оценить материалоёмкость, трудоёмкость, энергоёмкость продукции, выяснить характер их изменений и влияние на себестоимость продукции. Для оценки влияния каждой статьи затрат на себестоимость 1 руб. товарной продукции рассчитывается уровень затрат по каждой статье и элементу расходов, изучаются причины отклонений.
     Анализ  динамики и выполнения плана по структуре  и уровню затрат позволяет своевременно реагировать на отклонения от плановых, нормативных показателей себестоимости, принимать конкретные управленческие решения по их устранению или согласованию.
     Издержкоемкость (затраты на рубль произведенной продукции) – очень важный обобщающий показатель, характеризующий уровень себестоимости продукции в целом по предприятию. Исчисляется данный показатель отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной продукции в действующих ценах. При его уровне ниже единицы производство продукции является рентабельным, при уровне выше единицы – убыточным.
     Косвенные затраты в себестоимости продукции  представлены  следующими комплексными статьями: расходы на содержание и  эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственные и общехозяйственные  расходы, коммерческие расходы. Анализ этих расходов производится путем сравнения фактической их величины на рубль продукции в динамике за 5-10 лет,  а также с плановым уровнем отчетного периода. Такое сопоставление показывает, как изменилась их доля в стоимости продукции в динамике и по сравнению с планом и какая наблюдается тенденция – роста или снижения.
     2. Организация аналитической  работы на предприятиях  ГТБ.
     2.1. Разработка положения  об аналитической  службе гостиничного  предприятия. 

     Анализ  хозяйственной деятельности – важный элемент системы управления предприятием, действенное средство выявления внутрихозяйственных резервов, основа разработки научно обоснованных планов и управленческих решений.
     Анализ  хозяйственной деятельности выполняет  следующие функции:
    изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия;
    научное обоснование текущих и перспективных планов;
    контроль выполнения планов и управленческих решений, использования ресурсов;
    поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики;
    оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использование имеющихся возможностей;
    разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.
     Организационная форма анализа хозяйственной  деятельности определяется составом аппарата управления и техническим уровнем  управления.
     На  крупных предприятиях деятельностью  всех экономических служб может управлять заместитель генерального директора по экономике или главный экономист, в его ведении могут находиться планово-экономический отдел, отдел труда и заработной платы, отдел бухгалтерского учета, финансовый отдел и т.д. В отдельное структурное подразделение может быть выделен и отдел экономического анализа.
     На  средних и малых предприятиях гостиничного и туристического бизнеса  аналитическую работу может возглавлять  начальник (менеджер) коммерческого  отдела или главный бухгалтер. Для  координации аналитической работы создаются также технико-экономические советы, в состав которых входят руководители всех служб  и отделов предприятия.
     Аналитическая служба является частью многоуровневой, централизованной системы управления гостиничным предприятием. Служба подчиняется заместителю генерального директора по аналитической работе, который подчиняется непосредственно генеральному директору.
     В своей работе служба руководствуется  действующим законодательством, постановлениями  Правительства РФ, инструкциями по вопросам аналитической деятельности, приказами, указаниями заместителя директора по аналитической работе и руководителя предприятия, планом работы и положением о службе.
     К задачам службы относятся: 

     
    анализ  текущей финансовой деятельности гостиницы,
    анализ деятельности гостиницы за долгосрочный период,
    объективное и всестороннее изучение по данным учета и отчетности выполнения установленных бизнес-планов и соблюдения нормативов по количеству,  структуре и качеству  выполненных работ и услуг,
    определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов,
    изыскание резервов снижения издержек производства, увеличения прибыли и повышения рентабельности,
    прогнозирование основных показателей деятельности гостиницы на перспективу,
      обеспечение необходимой экономической информацией всех заинтересованных подразделений гостиницы,
      участие в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности гостиницы,
      постоянный анализ дебиторской и кредиторской задолженности,
      анализ договоров и контрактов,
      подготовка оперативной информации о движении средств на счетах предприятия,
 
     В состав службы входят:
      отдел по анализу маркетинга услуг;
      отдел по анализу финансовой деятельности;
      отдел по анализу трудовых ресурсов;
      отдел по анализу организационно-технического уровня;
      отдел по перспективному анализу и прогнозу.
       Основные  функции подразделений  службы. 

     
    Отдел по анализу маркетинга услуг
    анализирует основные показатели деятельности гостиницы: коэффициент загрузки, сезонность загрузки гостиницы и факторы, их определяющие;
    проводит анализ эффективности маркетинговых мероприятий.
    Отдел по анализу финансовой деятельности
    проводит анализ финансовых показателей деятельности гостиницы;
    участвует в составлении проектов текущих финансовых планов;
    разрабатывает совместно с другими отделами службы предложения и мероприятия, направленные  на выявление и мобилизацию внутрихозяйственных резервов, на повышение рентабельности производства, на выполнение установленных планов по прибыли;
    ведет систематическое наблюдение за финансовым состоянием предприятия на основе бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности;
    составляет периодические обзоры и заключения о финансовом состоянии предприятия.
    Отдел по анализу трудовых ресурсов.
    анализирует показатели численности, движения и эффективности использования трудовых ресурсов гостиницы.
    проектирует предложения по структуре и численности персонала. 
    Отдел по анализу организационно-технического уровня:
    анализирует показатели состояния, движения и эффективности использования основных средств и нематериальных активов;
    разрабатывает предложения и мероприятия, направленные на лучшее использование основных средств гостиницы;
    разрабатывает предложения по повышению эффективности аппарата управления и сокращение расходов на его содержание.
    Отдел по перспективному анализу и прогнозу:
    проводит прогнозирование и анализ результатов проведения запланированных мероприятий;
    определяет и анализирует тенденции развития отдельных показателей деятельности гостиницы;
    выносит предложения по планированию показателей деятельности гостиницы.
     Взаимоотношения службы с другими  подразделениями  гостиницы. 

     Отдел по анализу маркетинга услуг ежедневно  получает информацию от службы приема о количестве прибывших гостей, их характеристики и особые условия  их пребывания.
     Отдел по анализу финансовой деятельности получает из бухгалтерии отчетность за квартал/год, из кассы ежедневно  поступают сведения о поступлениях и расходах.
     Отдел по анализу трудовых ресурсов получает информацию из отдела кадров, а после  проведения анализа дает рекомендации в отдел кадров.
     Отдел по анализу организационно-технического уровня взаимодействует со службой, отвечающей за эксплуатацию и ремонт зданий, бухгалтерией и юридическим  отделом, а также плотно взаимодействует  с начальниками всех служб для повышения эффективности аппарата управления и сокращение расходов на его содержание.
     Отдел по перспективному анализу и прогнозу взаимодействует с такими службами, как рекламная, маркетинговая.
     Каждый  из отделов службы предоставляет  регулярный отчет заместителю генерального директора по маркетингу.
     Главный менеджер аналитической службы и  по установленному распределению обязанностей другие должностные лица имеют право:
    подготавливать проекты приказов, указаний и инструкций по вопросам, относящимся к компетенции службы;
    требовать от других служб гостиницы предоставления информации, необходимой для осуществления задач и функций, возложенных на аналитическую службу;
    представлять предложения по оценке результатов работы гостиницы.
    Главный менеджер аналитической службы несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, предусмотренных настоящим положением.
2.2. Организационная  структура управления  аналитической 
службой фирмы ГТБ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3.  Программа, основные  этапы проведения  экономического анализа  и его содержание. Исполнители аналитической работы.
     Распределение аналитической работы по исполнителям и  срокам.
     Цель  финансового анализа — оценка прошлой деятельности и положения предприятия на данный момент, а также оценка будущего потенциала предприятия и определения финансовой устойчивости фирмы ГТБ.
     На  первом этапе следует определить подход или направления анализа: следует ли сравнивать показатели предприятия со средними показателями народного хозяйства или отрасли, или показатели с показателями данного предприятия за прошедшие периоды времени, или показатели с показателями других предприятий-конкурентов. Каждый подход требует своих методов анализа, подбора соответствующей ему информации.
     На  втором этапе финансового анализа оценивается качество информации, качество доходов, т. е. влияние способов и методов учета на формирование прибыли и других финансовых результатов. Так, чистая прибыль — «сердцевина» всех финансовых показателей. Насколько она показательна? На качество этой прибыли могут воздействовать методы учета и расчетов прибыли от реализации продукции, работ и услуг, характер результатов прочей реализации и нереализационных результатов, налоговые условия и льготы по налогам и т д. Размер прибыли от реализации продукции зависит от методов списания безнадежных долгов, от принятой оценки товарно-материальных ценностей, методов начисления износа как основных фондов так и нематериальных активов.
     На  третьем этапе проводится сам анализ с использованием следующих основных методов:
    горизонтального — сравнение каждой позиции баланса или другой формы отчетности с данными предшествующего периода;
    вертикального — определение структуры слагаемых показателя, влияния каждой позиции на результат в целом;
    трендового — анализ показателя за ряд лет и определение тренда с помощью математичёской обработки ряда динамики.
     Анализ  может вестись как по абсолютным, так и по относительным показателям. Особое значение имеет расчет относительных показателей ликвидности и рыночной устойчивости, а также рентабельности предприятия.
     Прибыль и рентабельность являются важными  показателями эффективности производства. Прибыль — это, с одной стороны, основной источник фондов предприятий, а с другой — источник  доходов государственного и местного бюджетов. Важно при этом учитывать не только размеры и прирост прибыли, но и уровень рентабельности; знать, сколько прибыли получено на каждый рубль производственных фондов. 
     На  величину прибыли и уровень рентабельности оказывают влияние многие факторы. Прибыль и рентабельность предприятия являются обобщающими показателями интенсификации производственной и маркетинговой деятельности.
     Финансовое  состояние предприятий характеризует  размещение и использование средств предприятия. Оно обусловлено степенью выполнения финансового плана и мерой пополнения собственных средств за счет прибыли и других источников, если они предусмотрены планом, а также скоростью оборота производственных фондов и особенно оборотных средств. Поскольку выполнение финансового плана в основном зависит от результатов производственной деятельности, то можно сказать, что финансовое состояние, определяемое всей совокупностью хозяйственных факторов, является наиболее обобщающим показателем.
     Проявляется финансовое состояние в платежеспособности предприятий, в способности вовремя  удовлетворять платежные требования поставщиков техники и материалов в соответствии с хозяйственными договорами, возвращать кредиты, выплачивать  заработную плату рабочим и служащим, вносить платежи в бюджет.
     Важнейшими  показателями, характеризующими платежеспособность фирмы, являются коэффициенты ликвидности.
     Коэффициент текущей ликвидности. Коэффициент  ликвидности численно выражает отношение  текущих активов к текущим пассивам. При значении коэффициента текущей ликвидности около 1,8—2 предприятие по этому показателю считает достаточно благополучным.
     Численное значение коэффициента ликвидности  показывает, во сколько раз стоимостная  оценка текущих активов превышает  величину существующих на момент оценки краткосрочных финансовых обязательств. Этот показатель отражает гипотетическую возможность фирмы, реализовав свои текущие активы, осуществить расчет по всем текущим обязательствам. Текущие активы при укрупненном рассмотрении их структуры складываются из величины запасов, дебиторской задолженности, денежных средств краткосрочных финансовых вложений и прочих
     Задачами  экономического анализа  финансового состояния  являются: объективная оценка использования финансовых ресурсов на предприятиях, выявление внутрихозяйственных резервов укрепления финансового положения, а также улучшение отношений между предприятиями и внешними финансовыми, кредитными органами и др.
     Финансовый  план предприятия охватывает весь платежный оборот, все денежные доходы и расходы по основной деятельности капитальному строительству, образование и расходование поощрительных фондов, доходы и расходы по социально-культурным мероприятиям и пр.
     Особое  значение для финансового состояния  предприятий имеет выполнение плана пополнения собственных оборотных средств. Если величина их меньше установленного норматива (финансово-эксплуатационной потребности в оборотных средствах), то приходится прибегать к кредитам.
     Главное место в доходах предприятий  занимает прибыль. Прибыль, как правило, является важнейшим источником покрытия предусмотренных в финансовом плане расходов и платежей в бюджёт. Вот почему анализ образования и использования прибыли — это самостоятельный раздел анализа баланса доходов и расходов.
     Финансовое  состояние предприятий характеризует состояние и размещение их средств, что отражается в бухгалтерских балансах.
     Основными показателями финансового состояния являются:
    обеспеченность собственными оборотными средствами;
    соответствие фактических запасов материальных средств нормативу (финансово-эксплуатационной потребности);
    обеспеченность запасов предназначенными для них источниками средств;
    иммобилизация оборотных средств;
    платежеспособность предприятия.
     Платежеспособность  предприятия отражает его финансовое положение. Нормальная платежеспособность позволяет своевременно и полностью погасить обязательства перед другими организациями.
     При разработке программы экономического анализа хозяйственной деятельности гостиничного предприятия необходимо учитывать, что по содержанию программы подразделяются на комплексные, по всестороннему изучению деятельности предприятия и тематические по изучению только отдельных сторон экономической деятельности, представляющих для исследователя наибольший интерес.
     Тематические  планы составляются для анализа по комплексным вопросам, которые требуют углубленного изучения. Разрабатывает план, как правило, руководитель аналитической службы. План – это фактически календарное расписание отдельных аналитических исследований. В плане кроме целей и задач анализа перечисляются вопросы, которые должны быть исследованы, определяется время для изучения каждого вопроса, указываются субъекты анализа, даются схема аналитического документооборота, срок и адрес поступления каждого документа, его содержание. План должен предполагать и проведение контроля его исполнения.
     По  данным анализа аналитический отдел  разрабатывает мероприятия, направленные на улучшение результатов хозяйственной  деятельности.
     Документами, задействованными в аналитическом  документообороте, могут быть следующие:
     1) пояснительная записка – эта  форма документа практикуется  при направлении результатов  исследования в вышестоящие организации.  Пояснительная записка содержит  данные о результатах хозяйственной  деятельности предприятия, предложения по их улучшению, общие вопросы (экономический уровень развития предприятия, условия хозяйствования, результаты выполнения планов по отдельным видам деятельности), также может содержать аналитические расчеты, таблицы, графики, диаграммы. Основное внимание уделяется предложениям, которые выносятся по результатам исследования.
     2) справка или заключение – служит  в основном для внутреннего  использования. Содержание может  быть более конкретным, чем в  пояснительной записке. Акцент  делается на выявленных недостатках или достижениях, обнаруженных резервах, способах их освоения. Общая характеристика объекта может быть опущена.
     3) заключение – составляется, когда  анализ проводится вышестоящими  или сторонними организациями.
     4) нетекстовая форма – результаты  анализа оформляются в виде постоянных типовых аналитических таблиц. Такая форма рассчитана на высококвалифицированных адресатов, способных самостоятельно разобраться в обработанной и систематизированной информации и принять необходимые решения.
     В качестве примера предлагается программа маркетингового анализа хозяйственной деятельности гостиничного предприятия «Arthurs SPA Hotel».
     Руководитель: заместитель генерального директора по аналитической работе.
     Сроки проведения анализа: май-июнь 2007 г.
     Цель  анализа: оценка положения гостиничного комплекса на рынке и разработка мер по улучшению этого положения.
     Задачи  анализа: изучение платежеспособного спроса на услуги, рынков их сбыта; анализ факторов, влияющих на эластичность спроса; оценка конкурентоспособности; оценка эффективности производства; анализ ценовой политики; разработка мер по обеспечению высокого уровня конкурентоспособности; разработка стратегии, методов повышения спроса. 

Вид аналитической работы Исполнитель/отдел Срок  исполнения Документ  по итогам работы Адресат/отдел
Общая характеристика гостиничного предприятия Специалист  по финансам, специалист по маркетингу/аналитическая  служба 05.05.2008 г. заключение Руководители  всех служб
Анализ  динамики и структуры основных показателей Специалист  по финансам/аналитическая служба 10.05.2007 г. заключение + аналитические  таблицы Руководитель  аналитической службы
Анализ  выполнения показателей бизнес-плана Специалист  по финансам/аналитическая служба 15.05.2007 г. заключение + аналитические  таблицы Руководитель  аналитической службы, генеральный директор
Факторный анализ основных показателей: доходов, прибыли, рентабельности Специалист  по финансам/аналитическая служба 21.05.2007 г. заключение Руководитель  аналитической службы
Изучение  спроса на услуги отеля, анализ факторов, формирующих эластичность спроса Специалист  по маркетингу/аналитическая служба 15.05.2007 г. заключение Руководитель  аналитической службы
Изучение  рынка сбыта Специалист  по маркетингу/аналитическая служба 21.05.2007 г. заключение Руководитель  аналитической службы, генеральный директор
Обоснование планов реализации Специалист  по маркетингу/аналитическая служба 31.05.2007 г. заключение Руководитель  аналитической службы, генеральный  директор

 
Анализ  ценовой политики Специалист  по маркетингу, специалист по финансам/аналитическая служба 05.06.2007 г. заключение Руководитель  аналитической службы, генеральный  директор
Анализ  конкурентоспо- собности
Специалист  по маркетингу/аналитическая служба 10.06.2007 г. заключение Руководитель  аналитической службы, генеральный директор
Оценка  эффективности производства Специалист  по финансам/аналитическая служба 10.06.2007 г. заключение Руководитель  аналитической службы
Определение недостатков в работе, определение  резервов, проектирование мероприятий  по изменению деловой и экономической политики, оценка экономической эффективности работы Специалист  по маркетингу, специалист по финансам/аналитическая  служба 21.06.2007 г. заключение Руководитель  аналитической службы
Разработка  мер по улучшению позиций отеля  на рынке Руководитель аналитической службы 31.06.2007 г. пояснительная записка Генеральный директор, менеджер, руководители всех служб

     3. Разработка методики  экономического анализа  хозяйственной 
     деятельности  предприятия ГТБ.
     3.1.Определение  источников и объема  аналитической информации
     Анализ  хозяйственной деятельности основан  на данных ряда источников экономической  информации, которые подразделяются на учетные и внеучетные.
     К учетным источникам информации относят: данные бухгалтерского учета и отчетности, статистического учета и отчетности, оперативного учета и отчетности, выборочные учетные данные.
     Данные  бухгалтерской отчетности – важнейшие учетные источники аналитической информации. Они представлены прежде всего балансом предприятия и отчетом о прибылях и убытках.
     Статистическая  отчетность отражает совокупность массовых явлений и процессов, характеризует их с количественной стороны, позволяет выявить определенные экономические закономерности.
     Оперативная отчетность применяется на отдельных участках хозяйственной деятельности и обеспечивает более быстрое по сравнению со статистической и бухгалтерской отчетностью получение необходимой информации. Особенную ценность представляют эти данные для текущего анализа.
     Выборочные  данные позволяют более полно и детализировано проанализировать показатели отчетности. Они представляют собой данные эпизодических выборок, наблюдений, углубленных проверок различных вопросов хозяйственной деятельности.
     К внеучетным источникам аналитической информации относятся материалы ревизий, внутреннего и внешнего аудита, материалы лабораторного, врачебно-санитарного и других видов контроля, материалы проверок налоговой службы и внебюджетных фондов, материалы производственных совещаний, материалы печати, объяснительные и докладные записки, переписка с контрагентами, вышестоящими организациями, финансовыми и кредитными органами, материалы, полученные в результате личных контактов с исполнителями.
     По  степени доступности информацию можно разделить на открытую и закрытую (секретную).
     Сведения, содержащиеся в учетных источниках аналитической информации, выходят за пределы предприятия и открыты для доступа других лиц, т.е. являются открытой информацией.
     Каждая  организация разрабатывает свои плановые показатели, нормы, нормативы, тарифы, лимиты, систему их оценки и регулирования финансовой деятельности. Эта информация представляет коммерческую тайну и является закрытой.
     Особенность маркетингового анализа деятельности гостиничного предприятия заключается  в необходимости обладать не только максимально полными данными о деятельности самого предприятия, но и по возможности максимально полными данными о деятельности конкурентов. При этом интерес представляет как открытая информация о конкурентах (например, количество номеров, месторасположение, категории и т.д.), так и закрытая информация (например, о средней загрузке, стоимости номера и доходности).
     Источниками информации о конкурентах могут  стать публикации в специализированных СМИ, обзоры по гостиничному рынку, статистические данные по загрузке гостиниц за последние годы и др. СМИ могут служить также важным источником сведений для прогнозирования спроса на услуги гостиниц в будущем. В профессиональных журналах о туризме регулярно публикуется статистика посещения Москвы и России иностранными туристами, приводятся мнения специалистов относительно прогнозов.
     3.2. Определение системы  экономических показателей
     Деятельность  гостиничных предприятий измеряется экономическими показателями, которые  можно подразделить следующим образом:
      стоимостные и натуральные (в зависимости от единиц измерения);
      количественные и качественные;
      объемные (выражение в абсолютных величинах) или удельные (выраженные в удельном весе показателя в общем объеме).
     Все множество экономических показателей, используемых для маркетингового анализа  гостиничного предприятия, можно свести в систему.
     Показатели, характеризующие численность и  структуру гостиничного персонала:
        численность персонала;
        число персонала на одного гостя;
        норматив персонала на один доллар дохода и др.
     Показатели, характеризующие величину, структуру и динамику доходов гостиницы:
        средняя доходная ставка номера в сутки;
        темпы прироста дохода и др.
     Показатели, характеризующие величину, структуру  и динамику затрат гостиницы:
        средняя себестоимость различных видов услуг с номера в сутки;
        средняя заработная плата персонала;
        соотношение постоянных и переменных расходов;
        общая себестоимость и др.
     Показатели, характеризующие деловую активность гостиницы:
        средний коэффициент загрузки;
        среднее количество ежедневно готовых к сдаче номеров;
        среднее количество реализуемых за сутки номеров;
        средний суточный тариф проживания и др.
     Показатели, характеризующие спрос на услуги гостиницы:
        эластичность спроса;
        детерминанты спроса и др.
     Показатели, характеризующие ценовую политику гостиницы:
        средний суточный тариф номера;
        средний суточный тариф в среднем по отрасли;
        уровень цен по сравнению с ценами конкурентов и др.
     Показатели, характеризующие конкурентоспособность  товара:
        единичные показатели конкурентоспособности;
        групповые показатели конкурентоспособности;
        интегральный показатель конкурентоспособности, (например, рейтинговая оценка).
     Показатели, характеризующие эффективность  деятельности гостиницы по оказанию услуг:
        рентабельность продаж;
        себестоимость;
        капиталоотдача и др.
     3.3. Определение необходимых и достаточных видов и
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.