Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Художественные достижения русской культуры второй половины XIX века

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




 
 
 
 
 
 
 
 
Курсовая работа по дисциплине «Мировая культура и искусство» на тему:
 
 
«Художественные достижения русской культуры второй половины XIX века»
 
 
 
 
                                                                                                    Студент:
                                                                                                    Группа:                                                                                                                   Преподаватель:
                                                                                      
 
 
 
 
 
 
 
  (дата)
Допуск нормоконтроля
 
   
Работа защищена
 
  (оценка)
   
  (дата)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Москва 2011 
Содержание
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 
XIX век занимает особое место в истории русской художественной культуры. По количеству шедевров в литературе, изобразительном искусстве, музыке он несравним ни с каким другим периодом не только в истории русской, но и мировой культуры.
В современном мире, в связи с развитием новых технологий и бешенным ритмом жизни, человек постепенно утрачивает связь с духовным миром и культурой. Ныне материальные ценности доминируют, поэтому у молодых людей искажены представления ? доброте, справедливости, великодушии, и патриотизме. Именно поэтому тема курсовой работы актуальна, с точки зрения современного мира. Каждый  гражданин должен знать и ценить культуру своей страны.
Для туризма тема также является очень актуальной, так как музеи, памятники архитектуры, театры, позволяющие ознакомиться с художественной культурой, являются объектом интереса туристов. А специалист, предлагающий подобные услуги должен быть компетентен во всех аспектах предлагаемого им турпродукта.
Объектом исследования данной работы являются особенности формирования русской художественной культуры «Золотого века».
Предмет исследования – вершины реалистической живописи.
Цель - углубление знаний по одной из тем по дисциплине «Мировая художественная культура», необходимых для работы в сфере туризма.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Выяснить, почему XIX век называют «Золотым веком»;
2. Исследовать историко-культурные предпосылки «Золотого века»;
3. Выявить достижения культуры второй половины XIX века;
4. Проанализировать художественные достижения в реалистической живописи на примере товарищества передвижных выставок.
Для написания работы были использованы учебники по мировой художественной культуре, истории, культурологии, энциклопедический словарь Бачинина, интернет-сайт о Товариществе Передвижных Художественных Выставок, периодические  журналы из серии «50 русских художников», атлас мировой живописи и другая литература.
В первой главе рассмотрены историко-культурные предпосылки «Золотого века», описано развитие образования и науки, акцент сделан на достижениях художественной культуры второй половины XIX столетия.
Во второй главе речь идёт о товариществе передвижных выставок, выявляются особенности русской живописи исследуемого периода, а в последней главе подробно рассмотрено 3 шедевра живописи. К сожалению, в рамках курсовой работы проанализировать большее количество картин не представляется возможным.
 
 

1.   «ЗОЛОТОЙ ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

      Историко-культурные предпосылки «Золотого века»


XIX век переработал и развил многие тенденции, сложившиеся в культуре России в Петровскую и послепетровскую эпохи. Но все еще остались неразрешенными главные проблемы прошлого столетия - государственное переустройство общества, положение крестьянства, выбор между западным и славянским путями развития.
Способы решения этих проблем были выражены в социально-политической, религиозной и духовной сферах жизни  общества. В творчестве писателей, художников, композиторов, архитекторов их решение и соответствующее выражение обрели черты новой картины мира, произошла переоценка общественной роли и значимости культуры.
Культура во второй половины XIX века развивалось в обстановке нараставшего народно-освободительного движения. С каждым десятилетием все более углублялись классовые противоречия, характерные для царской России. Народ изнемогал от чудовищной эксплуатации. Крестьянские волнения послужили одной из главных причин отмены в 1861 году крепостного права. Царь вынужден был признать, что лучше освободить крестьян «сверху», нежели ждать, когда они сами освободят себя «снизу».
Отмена Александром II крепостного права 19 февраля 1861 г. сопровождалась реформированием всех сторон жизни российского общества.
Изменения в экономической  и политической жизни создали новые условия для развития культуры. Капиталистическая модернизация стимулировала научно-технический прогресс, увеличивала потребность в высокообразованных людях. Оживление общественно-политической борьбы оказывали значительное влияние на развитие культуры. Сложился новый социальный слой – российская интеллигенция, для которой стала характерной не только принадлежность к умственному труду, но и особая духовность, озабоченность судьбой страны, стремление служению обществу и на благо народа. [5, с. 317]
После отмены крепостного права капиталистическое развитие страны пошло ускоренными темпами. «Освобождение» явилось в действительности бессовестным грабежом крестьян. Развитие капитализма несло трудящимся лишь новые оковы. Движение народных масс становилось все более опасным для господствующих классов. В 70-80-х годах первые шаги делало русское рабочее движение.
Страдающий от реформ, угнетенный эксплуатацией, классовыми противоречиями народ стал центральной темой искусства. Но и, одновременно - народ-творец истории, народ-борец и созидатель всего лучшего, что есть в жизни.
Культура стала непосредственным участником крупных общественных движений и приобрела черты гражданственности, высокой нравственности и демократической направленности.
Стиль реализма принимал критический характер и в этом качестве стал основным художественным направлением. Критический реализм заметно изменил общественные функции искусства. Оно должно было не только воспроизводить и показывать жизнь, но и выносить «приговор о явлениях ее».
В XIX столетии держава заняла в мировой культуре одно из самых почетных мест. Россия подарила миру гениев в литературе, живописи, музыке, архитектуре, философии. Российская культура, создала совершенные образы и произведения, на которые ориентировались многие поколения людей и художников в своей жизни и творчестве.
Благодаря всему этому XIX век называют золотым веком  русской культуры.
Далее более подробно рассмотрим достижения русской культуры.
 

1.2  Развитие образования и  науки во второй половине XIX века

В связи с ростом потребности городского населения в образовании возникла необходимость в общедоступной школе для широких слоев горожан.
В сфере посвящения и образования произошел огромный скачок вперед. В 60-х гг. сеть начальных школ, народных городских, уездных и сельских училищ, церковно-приходских школ расширились для низших сословий. Также возникли воскресные школы для взрослых. Уже в начале 60-х гг. их число достигло 316. Велика заслуга этих школ в распространении грамотности и знаний среди населения. Также значительна роль и вольной крестьянской школы, в которой в начале 90-х гг. обучалось до 100 тыс. человек. В 1864-1874 гг. открылось около 10 тыс. земских школ, которые отличались лучшей, чем в государственных школах, методикой обучения. Они, по существу создали оптимальный для того времени тип сельской школы и активно способствовали ее распространению. [5, с. 320-321]
Система среднего образования  включала гимназии и реальные училища. В гимназиях (мужских и женских) большое внимание уделялось естественным и гуманитарным наукам, изучению иностранных языков. В реальных училищах упор делался на прикладные естественно-технические знания.
В 1887 г. так называемым «циркуляром о кухаркиных детях» запрещалось принимать в гимназии детей «кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Без свидетельства об окончании гимназии нельзя было поступить в университет. Это было способом сохранения сословной системы образования и торможения его демократизации.
Значительные сдвиги произошли в системе высшего образования. Во второй половине XIX в. были созданы университеты в Одессе и Томске, в начале XX в. — в Саратове. Быстро росло количество специальных высших учебных заведений; открылись Горный, Лесной институты, Сельскохозяйственная академия и др. Кроме государственных, появились частные высшие учебные заведения. Поскольку поступление женщин в университеты затруднялось, то на общественные средства были открыты Высшие женские курсы в Петербурге (Бестужевские), Москве (В. И. Герье) и других городах. Накануне Первой мировой войны в России было 120 высших учебных заведений, в которых обучалось 130 тыс. студентов. [5, с. 320-321]
Демократизации высшего  образования способствовали вечерние народные университеты, в которые  принимались все желающие независимо от социального статуса, материального положения и вероисповедания. Наибольшую известность приобрел Московский народный университет имени А. Л. Шанявского, основанный в 1908 г.
 Несмотря на все сложности, которые испытывало университетское образование во второй половине XIX века, развитие его происходило поступательно. Увеличилось количество университетов и студентов: в 1864 году их было 4 328 человек во всех университетах России, а к 1894 году их количество составило 13 944. [17, с. 343]
В популяризации научных знаний и приобщении народа к чтению художественной литературы большую роль играло книгопечатание. Дешевое издание произведений русских писателей,  детских книг и учебников сделало их доступными для всего народа. Особо следует отметить деятельность И. Д. Сытина, выпустившего серию книг «Библиотека для самообразования», и Ф. Ф. Павленкова, издававшего «Научно-популярную библиотеку по естествознанию».
Во второй половине XIX — начале XX в. значительно увеличилось  число общедоступных библиотек  и читальных залов. Они организовывались при земствах, учебных заведениях и музеях (Румянцевском, Политехническом, Историческом).
К концу XIX века Россия занимала одно из первых мест в мире по теоретическим разработкам многих отраслей науки, преимущественно химии, физики, естествознания и математики.
В естественных науках крупнейшее значение имело открытие в марте 1869  Д.И. Менделеевым (1834-1907) Периодического закона химических элементов. Периодическая система явилась фундаментом в изучении неорганической химии и продвинула далеко вперед эту науку. Работа Д.И. Менделеева «Основы химии» была переведена на многие европейские языки, а в России только прижизненно была издана восемь раз.
 Классическую теорию  химического строения органических  тел создал А.М. Бутлеров. Н.Д. Зелинский (1828-1886) заложил основы учения об органическом катализе. А.И. Каблуков выполнил основополагающие работы в области электрохимии и физической химии.
В середине XIX в. Н.Н. Зинин (1812-1888) открыл реакцию ароматических производных в ароматические амины. Этим методом он синтезировал анилин - основу для создания промышленности синтетических красителей, взрывчатых веществ и фармацевтических препаратов. Бутлеров разработал теорию химического строения и был создателем крупнейшей казанской школы русских химиков-органиков.
Фундаментальное и прикладное значение имели исследования математиков  П.Л. Чебышева, А.М. Ляпунова, С.В. Ковалевской  в области теории чисел, теории вероятностей и ряда разделов математической физики.
Выдающиеся открытия были сделаны в физике и механике. Работы А.Г. Столетова подготовили условия для создания современной электронной техники. Переворот в электрическом освещении произвели открытия П.Н. Яблочкова (1847-1894) (дуговая лампа, наиболее известная, как «свеча Яблочкова»), А.Н. Лодыгина (1847-1923) (лампа накаливания  с применением вольфрама для накала). Большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже был удостоен Попов за изобретение в 1895 г. электрической связи без проводов (радио).
Н.Н. Миклухо-Маклай (1846-1888) - ученый, путешественник, общественный деятель и гуманист. Провел ценные географические исследования во время путешествий в Юго-Восточную Азию, Австралию, на острова Океании. Он доказывал, что отсталость в развитии народов этих регионов объясняется историческими причинами. Выступал против расизма и колониализма.
Прогресс отечественной  науки, распространение просвещения  оказали сильное влияние на положение  русской печати и издательского  дела. В 1865 году был издан цензурный  устав, который несколько облегчил издательскую деятельность.
В 60-е годы ведущую  роль играли журналы общественно-политического  и литературно-критического направления  – «Современник», «Вестник Европы», «Русское слово», «Дело» и другие. Уделяя большое внимание освещению таких общественно значимых проблем, как проведение в жизнь буржуазных реформ, крестьянского и, позднее, рабочего вопросов, осмыслению дальнейших путей развития России, журналы того времени, главным образом литературные, основательно знакомили читателей с произведениями русских и европейских писателей, литературной и художественной критикой, театральной жизнью. С 70-х годов в журналах все чаще стали появляться научные статьи.
Одним из наиболее популярных и долговечных «толстых» журналов того времени был «Вестник Европы», издававшийся в течении 52 лет. Журнал ратовал за «европиезацию» России, начала конституционной законности, гарантию прав человека, независимость суда, облегчение цензурных требований. Основное содержание журнала составляли публикации литературных произведений и литературная хроника – обзоры книг и статей по литературоведению. На страницах журнала увидели свет произведения А.Н. Островского, А.К. Толстого, И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, а также статьи П.В. Анненкова, А.Н. Веселовского, В.В. Стасова и других критиков литературоведов. Большое внимание редакция уделяла знакомству русского читателя с творчеством европейских писателей, в частности Эмиля Золя. С 70-х годов в издании стали принимать участие такие видные ученные, как И.И. Мечников, И.М. Сеченов, А.Н. Бекетов, Н.И. Костомаров и др., работы которых составили «научный раздел» журнала. В 1897 году Чехов писал, что «Вестник Европы» - «это лучший журнал из всех толстых». [17, с. 403-404]
Более радикальную позицию, чем «Вестник Европы» занимал журнал «Русская мысль». Политическая программа журнала содержала попытки изыскания путей и форм буржуазно-демократического преобразования России. В журнале принимали участие кроме народнических публицистов Южанова, Воронцова, писатели В.Г. Короленко, Д.Н. Мамин-Сибиряк, А.П. Чехов, М. Горький.
Одно из центральных  мест среди прогрессивной прессы второй половины XIX века занимал журнал «Современник». Созданный еще в 1836 году Пушкиным, он с 1847 году перешел к Н.А. Некрасову и И.И. Панаеву. Журнал последовательно, особенно, с приходом в редакцию Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова, защищал интересы крестьян в предреформенные годы, утверждал реалистические принципы в искусстве.
Новым явлением в русской журнальной жизни было появление сатирических изданий. «Искра», «Свисток», «Будильник» высмеивали пороки современного им общества – казнокрадство, взяточничество, злоупотребление властью.

1.3 Художественное  наследие «Золотого века»

 
Характерной особенностью русской литературы являлась демократизация художественного сознания. Этому способствовали как характер общественного движения, так и появление в общественно-политической и культурной сферах представителей разночинной интеллигенции.
Литература критического реализма заключала в себе глубокое и своеобразное содержание, поскольку  отражала действительность и осмысливала изобразительные явления с точки зрения их соответствия общественному прогрессу. Огромный охват жизни, наступательный, обличительный дух, обращенность к злободневным проблемам – вот что определяло литературу пореформенного периода. Идейная полнота, глубокое проникновение в жизненные явления, неприятие несправедливости, богатство художественного воплощения литературных произведений обусловили ведущую роль литературы в развитии других видов искусства.
Русская литература пореформенного времени представляла собой яркое созвездие великих имен. [17, с. 403-404]
В 60-е годы XIX века в художественной литературе произошли принципиальные сдвиги. Литература стала более демократичной и обратилась непосредственно к изображению народной жизни.
На вторую половину XIX в. приходится творчество Л.Н. Толстого (1828-1910) с его шедеврами, такими как повести «Детство. Отрочество. Юность», «Хаджи-Мурат», «Крейцерова соната», «Смерть Ивана Ильича», драмы «Власть тьмы», «Плоды просвещения», «Живой труп», романы «Война и мир», «Воскресенье», «Анна Каренина» и др.
В основном произведения Толстого посвящены изображению пореформенной России. В своих произведениях он поднимает множество великих вопросов, передает настроение широких масс, их возмущение и протест против существующих порядков. Отражение действительности и истории народа через частную жизнь отдельного лица, бесконечный поиск духовного идеала - все это делает Л.Н. Толстого уникальным явлением русской и мировой литературы.
Гениальный писатель Ф.М. Достоевский (1821-1881) обогатил мировую культуру произведениями, равными по своей силе и страсти произведениям Шекспира. Обладая уникальным даром пророчества и способностью к анализу человеческой души, писатель исповедовал идеи, выходящие за пределы представлений конкретного исторического времени в сферу «вечных» интересов людей.
 Уже в своих первых романах («Бедные люди»), писатель обращается к проблеме «маленького человека». Однако в отличие от своих предшественников он не идеализирует бедность.
60-70-е годы стали самым важным этапом в творчестве Достоевского, так как в это время им были созданы самые выдающиеся его произведения – «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы», в которых он обосновал и развил целый ряд глубоких философских идей. Выражая свое несогласие существующим миропорядком, писатель в то же время отрицает насильственные меры переустройства мира. [12, с. 423-424]
И.С. Тургенев (1818-1883) в  «Записках охотника», а позднее  в повестях и романах Тургенев с глубокой симпатией изображает русских крестьян. Он показывает, что и в условиях нелегкой жизни они умеют сохранить человеческое достоинство, веру в лучшую жизнь, что многие из них обладают талантом и способны на глубокие чувства. В очерках и рассказах «Певцы», «Свидание», «Бежин луг», «Касьян с Красивой Мечи», «живые мощи» и других писатель поэтически изобразил внутренний мир крестьянина, его чувства и переживания. В своих романах «Накануне», «Отцы и дети» писатель освещает жизнь различных слоев русского общества. [6, с. 404]
Великий поэт Н.А. Некрасов (1821-1878) в начале 60-х годов приступает к работе над произведением, которое  сам считал делом своей жизни  «Кому на Руси жить хорошо». Уже само название говорит о всероссийском  обзоре жизни. Некрасов великолепно  отражает в поэме народную жизнь, народный быт.
Творчество А.П. Чехова (1860-1904) начинается в 80-х годах. Особенностями его рассказов, пьес и повестей стала мысль о трагедии человека, задавленного мещанством, о пустословии интеллигенции, отражение жизни «маленьких» людей и вера в позитивные перемены. Среди них «Сказки Мельпомены», «Дядя Ваня», «Вишневый сад», «Пестрые рассказы», «Степь»,  «Палата № 6», «Чайка», «Три сестры», «Скучная история».
В повестях и рассказах «Сон Макара», «Река играет», «Слепой музыкант», «Дети подземелья», «Без языка» В.Г. Короленко (1853- 1921) пишет о стремлении народа к свободе и справедливости. Его произведения проникнуты демократическими и гуманистическими идеями.
Творчество писателей-реалистов  отличало правдивое изображение действительности призванное помочь людям понять эту действительность, отзывчивость, желание видеть народ счастливым и свободным.
С развитием литературы неразрывно связаны музыка, живопись, театр. В истории русской музыки XIX век занимает особое место. Именно в это время была создана русская опера, русская симфоническая и камерная музыка. Отчетливо выразилась тенденция к усвоению лучших достижений других видов художественной культуры, в особенности литературы. Взаимодействуя с достижениями других видов искусств, музыка одновременно формировала свою картину мира и свои способы осмысления жизни. Поэтому музыкальное искусство этих лет отличается широким жанровым разнообразием. Совершенства достигло оперное искусство, охватившее сюжеты русской истории, культуры, быта, психологию национального характера. Тогда же родились многочастная симфония и инструментальный концерт – жанры, которые ранее отсутствовали в отечественной музыке.
В этот период в музыке появилась  целая плеяда композиторов, в произведениях  которых центральное место занимали человек с его сложным душевным миром и народ, угнетенный, страдающий, но обладающий огромной нравственной силой. К их числу можно отнести А.П. Бородина («Князь Игорь»), М.П. Мусоргского («Борис Годунов», «Хованщина»), Н.А. Римского-Корсакова («Псковитянка», «Царская невеста»).
В музыкальной культуре пореформенного периода особое место занимает «Могучая кучка» или «Новая русская музыкальная школа». Этот коллектив, сложившийся в конце 50-х-начале 60-х гг., состоял из пяти русских композиторов, - М.А. Балакирева (1837-1910), А. П. Бородина (1833-1887), Ц.А. Кюи (1835-1918), М.П. Мусорского (1839- 1881) и Н.А. Римского-Корсакова (1844-1908). Кружок петербургских композиторов был организован М.А. Балакиревым.
Несмотря на яркую индивидуальность каждого композитора, они были схожи в своем стремлении создавать музыку, тесно связанную с образом народа и русским фольклором. Поэтому главной темой их творчества стали национальная история, жизнь русского народа, поверья, сказания, а основой музыкального языка - народная песня.
Кроме того, композиторы «Могучей кучки» в своем творчестве развили традиции классической музыки М.Н. Глинки и А.С. Даргомыжского, существенно раздвинули границы жанров симфонической, оперной, инструментальной музыки, обогатили новыми формами. В период деятельности «Могучей кучки» были созданы одни из лучших произведений кружковцев: восточная фантазия «Исламей», симфоническая  поэма «Русь» Балакирева, Первая симфония А. Бородина, симфоническая картина «Ночь на Лысой горе» Мусоргского, Первая и Вторая симфонии Римского-Корсакова.  
     Значение кружка «могучая кучка» ограничивается не только созданными кружковцами произведениями. Творчество этих композиторов положило начало новой эры в русской музыке и определило все дальнейшее развитие русской классической музыки.
П.И. Чайковский (1840-1898) также был одним из величайших композиторов той эпохи, оставившим обширное творческое наследие в области балетного, оперного, симфонического, камерного музыкального искусства. Ему принадлежат 10 опер, 6 симфоний, 3 балета, более 4100 романсов, сочинения для оркестра, концерты, фортепианная и хоровая музыка. [12, с. 428]
Главной темой музыки Чайковского  является человек, его любовь, надежды, страдания, разочарования.
 Его произведения  отражают сложные процессы, происходящие в душе человека, борющегося за право на свободное духовное развитие и личное счастье. Таковы, например, его опера «Евгений Онегин» и балет «Лебединое озеро».
Благодаря музыке П.И. Чайковского  русский классический балет к  концу XIX в. достиг совершенства и и стал популярным как в России, так и за рубежом.
Во второй половине XIX — начале XX в. активно развивалось  театральное искусство. Репертуар  формировался в основном на национальной основе, на драматических произведениях  классиков русской литературы — А. Н. Островского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, А. М. Горького.
В московском Малом театре блистала плеяда замечательных артистов, таких как М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова, А. И. Сумбатов-Южин.
В 1898 г. К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко основали Художественный театр, ставший центром театральной жизни Москвы. Открыт он был пьесой А.К. Толстого «Царь Федор Иоаннович».  В театре играли В. И. Качалов, И. М. Москвин, О. Л. Книппер-Чехова и др.
Центрами оперного искусства  в России XIX в. были Мариинский театр в Петербурге  Большой театр в Москве. Особую известность в конце XIX в. получила московская частная опера С.И. Мамонтова. Оперные театры отличались богатым репертуаром, в котором была широко представлена русская классика, а также западные композиторы.
Всемирную славу в XIX в. получил русский балет. Большую роль в развитии балетного искусства сыграл М.И. Петипа (1818-1910). Русская балетная школа относится к лучшим школам мира. [6, с. 426]
На рубеже XIX—XX вв. в России появилось  киноискусство, сразу получившее особую популярность. Первая демонстрация кинофильма состоялась в России в мае 1896 г. В Петербурге — в увеселительном саду «Аквариум», в Москве — в саду «Эрмитаж».
В 90-х годах в России начали снимать документальные фильмы.
Экономическое развитие пореформенной России также коснулось и архитектуры. Облик городов определяли теперь не дворцы знати, а здания общегражданского назначения — банки, магазины, вокзалы, доходные дома. Расширился ассортимент строительных материалов — бетон, цемент, металлические конструкции, стекло.
Для второй половины XIX в. была характерна архитектурная эклектика - разнообразие направлений и смешение стилей. По проекту архитектора А. И. Резанова был построен дворец великого князя Владимира Александровича в Петербурге, в котором сочетались элементы барокко, мавританского и «русского» стиля. Постепенно «русский» стиль стал преобладать. В его традициях были построены здания Исторического музея (арх. В. О. Шервуд), Городской думы (арх. Д. Н. Чичагов) и Верхних торговых рядов (арх. А. Н. Померанцев) в Москве.
В целом достижения русской  культуры получили мировое признание. Многие отечественные ученые были почетными  членами европейских академий и  научных учреждений. Имена русских  путешественников остались на географической карте мира. В начале XX в. в отечественной литературе и изобразительном искусстве зародились новые художественные формы, которые оказали значительное влияние на развитие европейской и мировой культуры.
 
2.   ВЕРШИНЫ РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ 2 ПОЛОВИНЫ XIX В.

2.1 Товарищество передвижных выставок

К концу 50-х годов официальным  художественным центром страны оставалась Академия художеств. Здесь получали профессиональное образование сотни живописцев, скульпторов и архитекторов. Она являлась устроителем выставок и создала и развивала свое художественное направление, известное под названием академизма.
В 1863 году назрел конфликт между Академией и наиболее активной группой учащихся. 14 претендентов, группа молодых живописцев-реалистов во главе с И.Крамским, допущенных до соревнования за золотую медаль обратились в Совет Академии. Они попросили отменить написание картины на заданную Советом мифологическую тему «Пир в Валгалле» и дать возможность самим выбирать направленность работы.
И. Н. Крамской так описывал произошедшее: «...мы являемся в контору и решились взойти все вместе в Совет и узнать, что решил Совет... Входим. Ф. Ф. Львов прочел нам сюжет «Пир в Валгалле» — из скандинавской мифологии, где герои-рыцари вечно сражаются, где председательствует Бог Один, у него на плечах сидят два ворона, а у ног — два волка, и, наконец, там, где-то в небесах, между колоннами месяц, гонимый чудовищем в виде волка, и много другой галиматьи». Отказавшись от участия в конкурсе на золотую медаль, конкуренты подали в Совет прошение о досрочном выходе из Академии с аттестатами классных художников.
Вот как рассказывал о возникновении  артели Репин, свидетель ее возникновения  и деятельности: «Своим живым, деятельным характером, общительностью и энергией Крамской имел большое влияние на всех товарищей, очутившихся теперь вдруг в очень трудных обстоятельствах... После долгих размышлений они пришли к заключению устроить, с разрешения начальства, артель художников — нечто вроде художественной фирмы, мастерской и конторы, принимающей заказы с улицы, с вывеской и утвержденным уставом. Они наняли большую квартиру в 17 линии Васильевского острова и переехали (большая часть) туда жить вместе. И тут они сразу ожили, повеселели. Общий светлый большой зал, удобные кабинеты каждому, свое хозяйство, которое вела жена Крамского, — все это их ободрило». [17, с. 487]
Репин вспоминал: «...многие члены летом  уезжали на свои далекие родины и  привозили к осени прекрасные свежие этюды, а иногда и целые  картинки из народного быта. Что  это был за всеобщий праздник! В  артель, как на выставку, шли бесчисленные посетители, все больше молодые художники и любители, смотреть новинки.
Точно что-то живое, милое, дорогое  привезли и поставили перед глазами! После душного копчения в Петербурге не хотелось оторваться от этого освежающего  чистого воздуха живой природы. Как свежа и зелена трава! Какие симпатичные тонкие березки!... А эта светлоглазая северная девочка в синем крашенинном сарафане с белыми крапинками!». [17, с. 487]
В этом несколько эмоциональном  впечатлении явственно ощущается  новизна творчества молодых художников: «все живо, весело, как в натуре». Это стремление передать сюжет «как в натуре» говорит об окрепшем реалистическом направлении в русской живописи.
В конце 60-х годов XIX века из Артели выросло Товарищество передвижных художественных выставок, ставшее символом новой художественной эпохи.
В ноябре 1870 года был принят и утвержден устав нового объединения, которое получило название «Товарищества передвижных художественных выставок». Членами-учредителями его были Г. Г. Мясоедов, В. Г. Перов, Н. Н. Ге, И. Н. Крамской. Вошл
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.