На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Безъядерные зоны

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
На протяжении последних  десятилетий проблема ядерного разоружения  неизменно стоит среди наиболее неотложных и назревших международных  проблем. Появление ядерного оружия, мощность которого не сравнится ни с какими другими средствами ведения  войны, сегодня несет угрозу уничтожения  всего живого на земле. Опасность  усугубляется также нарастающей  террористической угрозой и возможностью появления новой, имеющей жизненное  значение задачи - борьбы с ядерным  терроризмом.
Необходимо отметить, что  данная проблема никогда не была и  не будет независима от политических условий, существующих в данный момент истории, более того, можно смело  утверждать, что никакие другие процессы так не связаны с общей политической обстановкой, как разоружение. Являясь  же наряду с обеспечением безопасности ключевой проблемой мировой политики, разоружение представляет собой  область международных отношений, где политические и юридические  вопросы переплетаются.
После Второй мировой войны  и создания ядерного оружия разоружение  приобрело огромный, можно сказать  символический, смысл. В период «холодной  войны» оно рассматривалось как  основной способ предотвращения новой  мировой войны и, соответственно, ядерной катастрофы. Ведущие мировые  ученые еще в 1955 году в Манифесте  Рассела-Эйнштейна говорили о возможности  использования государствами ядерного оружия в случае возникновения вооруженного конфликта глобального характера1.
В этих условиях возросло значение усилий государств, ядерных и неядерных, принадлежащим к военным союзам и стоящим вне их, для того, чтобы добиваться определенных сдвигов в деле обеспечения международной безопасности и ограничения процесса расползания ядерного оружия. В этой связи одним из первых практических предложений, направленных на избежание распространения ядерного оружия по земному шару и обеспечение региональной безопасности стало создание зон, свободных от ядерного оружия в различных регионах мира.
Процесс создания безъядерных  зон рассматривается как часть  всеобщего стремления к уменьшению зависимости государств от ядерного оружия и устранению угрозы ядерной  войны. Региональные инициативы вдохновляются  перспективами создания системы  всеобщей безопасности и имеют не только военное, но и важное политическое значение. В последние годы их количество растет, развивается нормативная  база, а уже существующий практический опыт позволяет ускорить процесс  создания зон, свободных от ядерного оружия, а также усовершенствовать  его. Примером тому выступает недавно  образованная зона, свободная от ядерного оружия в Центральной Азии.
Все эти преобразования диктуют  необходимость изучения проблемы создания и дальнейшего функционирования зон, свободных от ядерного оружия, что представляет собой не только научный, но и практический интерес, поскольку позволяет выявить  некоторые тенденции развития современных  международных отношений. Это в  свою очередь поможет разработать  наиболее эффективные правовые механизмы  решения основной проблемы современности - разоружения2.
Актуальность работы состоит в том, что ядерное оружие по-прежнему одно из самых опасных видов вооружений в мире. И не смотря на то, что его разработка и использование стоит под жестким международным контролем, возможность появления такого оружия в политически нестабильном регионе или государства по-прежнему сохраняется.
Объектом исследования являются международные отношения государств и международных организаций  по созданию и функционированию режима зон, свободных от ядерного оружия.
Предметом исследования выступает правовой статус безъядерных зон с момента их возникновения по сегодняшний день, включая характеристику как уже существующих договоров, так и новых проектов.
Целью исследования является комплексный анализ правовой концепции безъядерных зон, раскрытие их правового режима, прогнозирование дальнейшего развития данного международно-правового института.
Для реализации указанной  цели ставятся следующие задачи:
 1. Исследование процесса возникновения концепции безъядерных зон в различных регионах мира;
2. Обоснование правовой природы института безъядерных зон в международно-правовой и политической сферах;
3. Характеристика правового статуса безъядерных зон на основе анализа действующих международных соглашений;
4. Раскрытие неразрывной связи между Договором о нераспространении ядерного оружия как правовой основы всей системы нераспространения и соглашениями о безъядерных зонах;
5. Определение международно-правовых аспектов контроля, обеспечивающего выполнение государствами принятых на себя обязательств по соглашениям о безъядерных зонах.
В соответствии с поставленной целью и вытекающими задачами работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка библиографических  источников.
Глава 1 “Исторические и правовые аспекты нераспространения ядерного оружия” раскрывает историю, понятие и правовой статус безъядерных зон.
Глава 2 “Муждународно - правовые акты и международные организации по решению проблем нераспространения ядерного оружия ” раскрывает оценку таких международно – правовых актов, конвенций, деятельность международных организаций.
В качестве теоретической  основы исследования особое значение имели работы таких ученых, занимающихся изучением вопросов, связанных с  безъядерными зонами, разработкой их правовой концепции, как Ю.М. Прусаков, Г.Г. Петушко, В.Ф. Давыдов, М.П. Шелепин, И.А. Ахтамзян, В.А. Романов. Исследованиям  проблем разоружения посвящены  труды таких ученых, как О.В. Богданов, С.А. Малинин, М.И. Лазарев.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
        Глава 1.  ИСТОРИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ     
             НЕРАСПРОСТРАНЕНИЯ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ.
                                                                             
1.1 Исторические предпосылки нераспространения ядерного оружия.
В 40-е годы ХХ века процесс  овладения секретами атома привел человечество к практическому применению ядерных технологий. Пуск первого  ядерного реактора 2 декабря 1942 года и  первое испытание атомной бомбы 16 июля 1945 года в Аламогордо (США) в  равной мере могут рассматриваться  как точка отсчета ядерного века. Грани его противоречий обозначились резко: триумф науки - трагедия Хиросимы и Нагасаки в августе 1945 года; могущество человека, поставившего себе на службу атомную энергию, - бессилие человечества перед угрозой ядерной катастрофы.
Вслед за США ядерным оружием  овладел Советский Союз (первое испытание - 29 августа 1949 года), затем Англия (3 октября 1952 года), Франция (13 февраля 1960 года), КНР (16 октября 1964 года). Обладание  сверхбомбой воспринималось как  признак геостратегической полноценности, закреплявшей статус великих держав - постоянных членов Совета Безопасности ООН. Однако по сходным причинам к  ядерному оружию стремился и ряд  других стран.
Многие государства (от Швеции до ЮАР и от Бразилии до Японии) в  разные годы осуществляли секретные  ядерные программы в военной  области. Перед мировым сообществом  встал вопрос: как максимально  использовать мирный потенциал атомной  энергии, сведя при этом к минимуму угрозу его военного применения? Чем больше стран получало доступ к ядерному оружию после возникновения ситуации «взаимного сдерживания» США и СССР, тем выше был риск ядерной войны и тем сложнее становилось контролировать его распространение. Оптимальным было бы полное запрещение ядерного оружия с последующим уничтожением его запасов. Такое решение устранило бы угрозу ядерной войны и дискриминацию государств по признаку обладания сверхоружием. Поскольку реалии «холодной войны» блокировали этот путь, ядерные державы избрали более сложный вариант. Суть его - в облегчении доступа к мирным ядерным технологиям всех государств при условии гарантий ненаправления получаемых материалов и оборудования в военную сферу, отказа от бесконтрольного реэкспорта и т.д.
Еще в начале 50-х годов  выяснилось, что государствам - импортерам ядерных материалов и оборудования было легче согласиться на контроль за их невоенным использованием со стороны служащих иностранной державы. Осуществление контрольных функций  в области безопасности, или гарантий, было делегировано Международному агентству  по атомной энергии (МАГАТЭ), Устав  которого вступил в силу 29 июля 1957 года.
В 60-х годах происходила  стремительная эволюция системы  гарантий МАГАТЭ, что во многом объяснялось  быстрым возрастанием в мире интереса к ядерной энергетике, пик которого пришелся на конец 70-х годов. Одновременно увеличилась опасность расползания  военных ядерных технологий. Росло  число «пороговых стран», то есть государств, технически способных создать атомную  бомбу. Угроза распространения была особенно остра в развитых странах, включая те, которые потерпели  поражение во второй мировой войне. Все это требовало радикального изменения политики ядерных держав, создания действенного режима нераспространения  в мире.
После длительных переговоров 1 июля 1968 года был открыт для подписания Договор о нераспространении  ядерного оружия3, который стал символом установившегося режима нераспространения.
Вслед за вступлением Договора в силу в 1970 году была разработана  полномасштабная система гарантий МАГАТЭ (INFCIRC/153), начал работу Комитет ядерных экспортеров («Комитет Цангера»), представивший первые рекомендации к концу 1974 года.
Еще до заключения Договора о нераспространении ядерного оружия, 14 февраля 1967 года был открыт для  подписания Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке4, или Договор Тлателолко.
Другим региональным договором  группы государств для «обеспечения полного отсутствия ядерного оружия»  на их территории является Договор  о безъядерной зоне в южной  части Тихого океана5, или Договор Раротонга, который был открыт для подписания 6 августа 1985 года.
События середины 70-х годов  дали обильную пищу для размышлений  инициаторам создания режима нераспространения. Испытание ядерного взрывного устройства в Индии, готовность ФРГ (ратифицировавшей ДНЯО в 1975) помогать строительству в  Бразилии (не участвовавшей в ДНЯО) целого комплекса предприятий ядерного цикла, включая установку для  обогащения урана, заинтересованность Пакистана в получении из Франции (не участвовавшей в ДНЯО до 1992 года) завода по переработке облученного  ядерного топлива - все это подтолкнуло  основных поставщиков ядерных материалов, оборудования и технологии к дальнейшему  согласованию своих позиций.
Начиная с ноября 1974 года в Лондоне проходили переговоры СССР, США, Англии, Франции, Канады, ФРГ  и Японии (Группа ядерных поставщиков  или «лондонская группа») по выработке  единых правил регулирования ядерного экспорта. 27 января 1976 года участники  переговоров обменялись письмами, в которых были одобрены руководящие принципы ядерных поставок.
К началу 1978 года число участников Группы ядерных поставщиков возросло до 15: добавилась Бельгия, ГДР, Италия, Нидерланды, Польша, Чехословакия, Швейцария  и Швеция. 11 января 1978 года они направили  в МАГАТЭ письма, к которым прилагался текст «Руководящих принципов ядерного экспорта». МАГАТЭ распространило их как  свой официальный документ (INFCIRC/254) в целях информирования всех государств-членов.
События августа-декабря 1991 года, появление на политической карте 15 независимых государств вместо ядерной  державы - Советского Союза - остро поставили  ряд вопросов, связанных с нераспространением ядерного оружия. Государства-участники  Содружества Независимых Государств должны были решить ряд вопросов, вытекавших из международных обязательств СССР и новой ситуации. В Соглашении по стратегическим силам от 30 декабря 1991 года страны СНГ признали необходимость  объединенного командования стратегическими  силами и сохранения единого контроля над ядерным оружием и другими  видами оружия массового уничтожения.
23 мая 1992 года США, Россия, Украина, Беларусь и Казахстан  подписали Лиссабонский протокол  к Договору о СНВ-1 от 31 июля 1991 года6. Согласно протоколу, Украина, Беларусь и Казахстан обязались после введения в действие Договора о СНВ-1 ликвидировать или передать России все стратегические ядерные боеголовки и присоединиться к ДНЯО в качестве неядерных держав.
В ходе минской встречи  в верхах стран СНГ 26 июня 1992 года восемь государств (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Росси, Таджикистан, Узбекистан и Украина) подписали  два соглашения: об основных принципах  сотрудничества в области мирного  использования атомной энергии7 и о координации работ по вопросам экспортного контроля8.
В первой половине 90-х годов  были достигнуты впечатляющие результаты в предотвращении ядерного распространения. Очаг его, образовавшийся в результате распада СССР, был погашен - Украина, Беларусь и Казахстан, на территории которых дислоцировались советские  ядерные вооружения, стали участниками  ДНЯО. Северная Корея, пытавшаяся выйти  из него, взяла на себя обязательство  перепрофилировать свои ядерные  объекты с тем, чтобы их было невозможно использовать в военных целях. Южная  Африка отказалась от обладания ядерным  оружием и демонтировала созданные  подпольно ядерные устройства. После  поражения в войне в Персидском заливе Ирак был принужден Советом  Безопасности ООН к демонтажу  промышленного потенциала для создания оружия массового уничтожения. В 1995 году ДНЯО - основа всего режима нераспространения - был продлен бессрочно и стал постоянно действующим. В сентябре 1996 года был подготовлен и открыт для подписания текст Договора о  всеобъемлющем запрещении ядерных  испытаний9.
Итак, казалось бы достигнуты неплохие результаты, к ДНЯО присоединились все пять ядерных держав и более 170 неядерных государств мира. Вслед  за безъядерными зонами в Латинской  Америке и в южной части  Тихого океана появились безъядерные  зоны в Африке и в Юго-Восточной  Азии, в 2006 году был подписан Семипалатинский договор о зоне свободной от ядерного оружия в Центральной Азии. Более 100 стран стали участниками безъядерных зон. Главным достижением политики в этой ключевой сфере международной безопасности оказалось и принятие большинством стран мирового сообщества норм поведения, запрещающих и осуждающих любое расширение «ядерного клуба».
Вместе с тем достигнутые  результаты не могут быть поводом  для благодушия и свертывания  усилий по укреплению режима нераспространения. На горизонте пока не просматриваются  возможности повернуть ядерное  распространение вспять на Ближнем  Востоке и в Южной Азии. Израиль, Индия и Пакистан наотрез отказываются присоединиться к Договору о нераспространении  ядерного оружия и прекратить наращивание  имеющегося в их распоряжении ядерного потенциала. Главный вопрос в том, как предотвратить угрозу их официального объявления себя ядерными государствами. На Ближнем Востоке ряд арабских стран и Иран не собираются мириться с ядерной монополией Израиля  и в качестве противовеса пытаются осваивать пока мирную ядерную технологию, приобретать химическое и ракетное оружие. Индия и Пакистан интенсифицируют  свои программы ракетостроения для  создания средств доставки ядерного оружия. Остается до конца не ясным, как далеко пойдет Северная Корея  в деле ликвидации накопленных возможностей в ядерной и ракетной сферах.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.2  Понятие режима нераспространения ядерного оружия.
Сегодня режим ядерного нераспространения  является одним из самых успешных режимов в мировой политике. В  соответствии с ДНЯО10 под нераспространением ядерного оружия подразумевается свободно заключенное соглашение между государствами, обладающими и не обладающими ядерным оружием, о том, как наилучшем образом извлечь преимущества из мирного использования атомной энергии, в то же время прилагая все усилия для того, чтобы не подорвать международный мир и безопасность.
Одной из важных мер укрепления режима нераспространения ядерного оружия является создание зон, свободных  от ядерного оружия.
Они обязуются не применять  ядерное оружие против государств-участниц безъядерной зоны, не вводить в  эти страны корабли и части, оснащённые ядерными боеприпасами и ядерными энергетическими  установками, не передавать участникам зоны ядерное оружие, не помогать им в создании своего ядерного потенциала.
 В 1975 году Генеральная  Ассамблея ООН в своей резолюции  3472 В (ХХХ)11 от 11 декабря следующим образом дала определение концепции зоны, свободной от ядерного оружия: «Как общее правило, «зоной, свободной от ядерного оружия» считается любая признаваемая таковой Генеральной Ассамблеей ООН зона, которую любая группа государств при свободном осуществлении ими своего суверенитета создала в силу договора или конвенции, в которых: (а) определяется статут о полном отсутствии ядерного оружия, действующий в отношении этой зоны, включая процедуру делимитации зоны; и (б) учреждена международная система проверки и контроля для обеспечения гарантии соблюдения обязательств, вытекающих из этого статута ».
Режим нераспространения  базируется на Договоре о нераспространении  ядерного оружия12, договорах Тлателолко13 и Раротонго14, Международном агентстве по ядерному контролю, национальных агентствах и постановлениях о ядерном контроле. Все они проникнуты в большей или меньшей степени общественным убеждением, что распространение ядерного оружия представляет опасность для всего мира и часто угрожает безопасности отдельных государств.
Независимые в значительной степени и при создании и в  действии эти компоненты режима, тем  не менее, активно взаимодействуют  и едины в отношении укрепления норм ядерного нераспространения. Например, некоторые договоры доверяют МАГАТЭ осуществление своих положений. Ядерные поставщики всего мира сотрудничают, помогая устанавливать точный смысл  некоторых не вполне определенных параграфов Договора о нераспространении. Национальные ведомства по ядерному контролю подчиняются  положениям международных договоров, а иногда и более жестким положениям внутреннего законодательства. Взаимосвязанная  природа разнообразных элементов  режима служит укреплению режима нераспространения  ядерного оружия и защите его от развала.
 
 
 
 
 
 
 
 
1.3  Правовой статус безъядерных зон.
Большое значение в деле нераспространения ядерного оружия и обеспечения глобальной безопасности имеет процесс создания безъядерных  зон.
Идея безъядерных зон  приобретает все большую привлекательность  не только как мера, способствующая ядерному нераспространению и разоружению  вообще, но и как существенный фактор разрядки и урегулирования региональных конфликтных ситуаций. Важно при  этом отметить, что безъядерные зоны в определенном отношении дают участвующим  в них государствам и некоторые  преимущества по сравнению с ДНЯО15: они устанавливают полностью безъядерный статус, запрещая присутствие ядерного оружия, принадлежащего ядерным державам (чего ДНЯО не предусматривает); участники зон, кроме того, получают от ядерных держав в соответствии с уже сложившейся практикой юридически обязательные гарантии безопасности (чего лишены неядерные участники ДНЯО).
Генеральной Ассамблеей ООН  зона, свободная от ядерного оружия была определена как “любая зона, признанная Генеральной Ассамблеей ООН, которую  любая группа стран в свободном  проявлении суверенитета образовала в  силу договора или конвенции”. Такой  договор должен обеспечивать “полное  отсутствие ядерного оружия, что и  должно явиться предназначением  зоны”, а также волен предусматривать  “международную систему проверок и  контроля с целью гарантирования соответствия обязательствам, устанавливаемым  этим договором”. Кроме того, ООН  рекомендует ядерным государствам ввиду полного отсутствия ядерного оружия в таких зонах не прибегать  к какого-либо рода нарушениям безъядерного режима зон.
Безъядерная зона — зона, регион (район), на территории которого в договорном порядке запрещено  размещение ядерного оружия, средств  его доставки к целям, проведение испытаний и производства ядерных  боеприпасов. При этом ядерные государства  принимают на себя определённые международно-правовые гарантии как в отношении других государств, так и собственных  территорий, входящих в безъядерные  зоны.
Ряд стран в 60-е годы неоднократно выдвигали инициативы о создании безъядерных зон, например, “план  Рапацкого” (А.Рапацкий - министр иностранных  дел Польши 50-х годов), выдвигающий  создание безъядерной зоны в центре Европы. Согласно этому плану, государства  Центральноевропейской части Европы (Польша, Чехословакия, ГДР, ФРГ) обязуются  не производить, не накапливать, не ввозить, не разрешать транспортировку по их территориям различных видов  ядерного оружия, не разрешать использовать территории для размещения иностранного ядерного оружия.
На сегодняшний день  безъядерными зонами были объявлены:
1. Район Антарктики (Договор 1959 года);
2.Латинская Америка (Договор Тлателолько 1967 года);
3. Южная часть Тихого океана (Договор Раротонга 1985 года);
4. Юго-Восточная Азия (Бангкокский договор 1995 года);
5. Африка (Договор Пелиндаба 1996 года);
6. Средняя Азия (Семипалатинский договор 2006 года);
Статус безъядерного государства  имеет Монголия.
В 1959 году был подписан Договор  об Антарктике16, запрещающий в этой области Земли любые мероприятия военного характера, в том числе такие, как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытание любых видов оружия, включая ядерное, и захоронение радиоактивных материалов. В соответствии с этим договором весь континент объявляется демилитаризованной зоной и может использоваться исключительно в мирных целях. Договор ни разу не был нарушен. На 31 июля 1994 года участниками Договора являлись 42 государства.
В 1967 году был заключен Договор  о принципах деятельности государств по исследованию и использованию  космического пространства, включая  Луну и другие небесные тела17. Договор запрещает выводить на орбиту Земли любые объекты с ядерным оружием или другими видами оружия массового поражения, устанавливать такое оружие на небесных телах и размещать его в космическом пространстве. Запрещается также создание на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, испытания и проведение военных маневров.
В 1971 году был подписан Договор  о запрещении размещения на дне морей  и океанов и в его недрах ядерного оружия. Он обязывает его  участников, в том числе Россию, США, Англию и Францию, не устанавливать  и не размещать на морском дне  ядерные и другие виды оружия массового  поражения, а также сооружения для  хранения, испытания и применения такого оружия. Зоной действия Договора является область, находящаяся за пределами 12-мильного ограничения территориальных  вод от прибрежной полосы. Договор  устанавливает режим безъядерной  зоны на огромных пространствах морского и океанского дна и его недр. На 31 июля 1994 года участниками Договора являлись 89 государств.
Изъятие Антарктики, космоса  и морского дна из сферы гонки  ядерного оружия и превращение их в безъядерные зоны стали важным фактором, способствовавшим улучшению  международной обстановки. Однако настоящим  прорывом в деле международно-правового  признания безъядерных зон стало  подписание большинством стран Латинской  Америки в 1967 году Договора Тлателоко18 - о запрещении ядерного оружия в этом регионе. Договор запрещает испытание, применение, изготовление, производство или приобретение любым способом, а также получение, хранение, установку, размещение и любую форму владения любым ядерным оружием странам Латинской Америки и Карибского моря. В соответствии с этим Договором была создана региональная организация - Агентство по запрещению ядерного оружия в странах Латинской Америки и Карибского бассейна (ОПАНАЛ) для обеспечения соблюдения участниками различных положений Договора. Договор Тлателолко является одним из значительных элементов режима нераспространения, который предшествовал возникновению Договора о нераспространении ядерного оружия.
В 1986 году был заключен второй договор о безъядерной зоне - Договор  Раротонго19, объявляющий о создании на юге Тихого океана зоны, свободной от ядерного оружия. Зона включает Австралию, Новую Зеландию, Папуа, Новую Гвинею и ряд мелких островных государств этого региона. Договор запрещает изготовление или приобретение другими способами любого ядерного взрывного устройства, а также владение и контроль над таким устройством со стороны участников где-либо в пределах или за пределами зоны. Он также запрещает захоронение радиоактивных материалов в море и владение и испытание ядерных взрывных устройств в мирных целях. Договор разрешает участникам делать исключения для ядерного оружия, которое может находиться на борту иностранных судов, заходящих в их порты.
В 2006 году был подписан Семипалатинский  договор о зоне свободной от ядерного оружия в Центральной Азии. В соответствии с договором Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан взяли на себя обязательства не производить, не приобретать и не размещать ядерное оружие и его компоненты или какие-либо ядерные взрывные устройства на своих территориях. Вместе с тем документ не запрещает использование ядерной энергии в мирных целях.
Следует отметить, что особая «символичность», по оценкам наблюдателей, сопровождала данное соглашение буквально с первого дня. Во-первых, весьма символичен был сам факт подписания договора на территории имевшего в начале 1990-х годов ядерное оружие Казахстана. Причем в Семипалатинске, неподалеку от которого располагался известный советский полигон, где было произведено 498 ядерных взрывов (больше, чем на любом другом полигоне мира). Вдобавок Казахстан в целом занимает второе место на планете по запасам уранового сырья, необходимого в производстве ядерного оружия, и третье место по его добыче. Символична была и дата подписания: в сентябрьские дни 2006 года в Семипалатинске отмечали 15-летие со дня окончания испытаний на полигоне.
Таким образом, на сегодняшний  день только Европа не получила своего безъядерного «заповедника», хотя идея ЗСЯО зародилась именно в Старом Свете. По мнению большинства экспертов, главная  проблема Европы – в позиции НАТО. Североатлантический альянс отказывается поддержать инициативу о создании безъядерной  зоны даже в части Европейского континента, например в восточной и юго-восточной, мотивируя это тем, что нарушается принцип равных стандартов безопасности членов блока.
Инициатива безъядерной  Центральной Азии принадлежит президенту Узбекистана Исламу Каримову. И высказал он свое предложение с трибуны  ООН еще в 1993 году. Собственно, текст  договора – так называемый самаркандский  вариант – был согласован экспертами центральноазиатских государств еще  семь лет назад. Проект поддержали Россия и Китай. Однако три других члена официального «ядерного клуба» – США, Великобритания и Франция – объявили тот документ неприемлемым.
На основе анализа сложившейся  в науке международного права  концепции безъядерных зон и  самих договоров о зонах, свободных  от ядерного оружия, вытекает следующее определение безъядерной зоны: зоной, свободной от ядерного оружия, является частично демилитаризованный и частично нейтрализованный район, на территории которого в соответствии с международным соглашением заинтересованных государств стороны обязуются не разрабатывать, не производить, не приобретать каким-либо иным способом ядерное оружие, не обладать этим оружием и не осуществлять над ним контроль, не накапливать и не хранить, не размещать, не перевозить через территорию зоны, не испытывать и не использовать это оружие где-либо внутри зоны.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМ НЕРАСПРОСТРАНЕНИЯ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ.
 
2.1. Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).
В 1961 году многосторонние дипломатические  усилия привели к принятию Генеральной  Ассамблеей ООН «Ирландской резолюции» (инициатива Ирландии), где все государства, в особенности, обладающие в данное время ядерным оружием, призывались сделать все возможное, чтобы обеспечить заключение международного соглашения, содержащего положения, согласно которым ядерные государства взяли на себя обязательства воздерживаться от утраты контроля под ядерным вооружением и от передачи необходимой для его производства информации государствам, не располагающим таким оружием, а также положения, в соответствии с которым государства, не обладающие ядерным оружием, приняли бы на себя обязательства не производить и не получать иным способом контроль над таким вооружением. По этой инициативе в 1968 году был подписан Договор о нераспространении ядерного оружия20, ставший краеугольным камнем глобального режима нераспространения. За последующую четверть века Договор, вступивший в силу 5 марта 1970 года, получил широкую международную поддержку. В течение одного лишь 1992 года к Договору присоединились Эстония, Латвия, Словения, Узбекистан, Азербайджан, Намибия, Нигер и Мьянма (Бирма), а также ядерные державы - КНР (9 марта) и Франция (3 августа). Число участвующих государств достигло свыше 156, включая все пять держав - постоянных членов Совета Безопасности ООН. В 1995 году ДНЯО - основа всего режима нераспространения - был продлен бессрочно и стал постоянно действующим.
К сожалению далеко не все  государства вошли в этот Договор. Ирак, Корейская Народная Демократическая  Республика, Пакистан, Индия, Иран - страны, имеющие достаточный потенциал  для создания ядерного оружия до сих  пор не подписали этот Договор  и в данный момент ведут активные исследования в данной области.
Основная задача Договора сформулирована в статье III/I : “не  допустить переключения ядерной  энергии с мирного применения на ядерное оружие или другие ядерные  взрывные устройства”21
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.