На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Программно-целевой подход к планированию

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание  
 
 
 

 


     введение

 
 
     Широкое применение за годы экономических реформ получил такой действенный инструмент государственного воздействия на экономические  процессы, как программно-целевое  планирование.
     Общепризнанно его преимущество над другими  формами государственного планирования и прогнозирования в способности комплексного решения сложных экономических, социальных, технических и других проблем методами, в полной мере вписывающимся в механизмы рыночной экономики. Большое место в программно-целевом планировании заняли разработка и реализация целевых программ развития регионов страны.
     Эти годы явились периодом интенсивного поиска наилучших методов использования  и реализации федеральных целевых  программ (ФЦП) в том числе и  целевых программ развития регионов (РЦП). Совершенствовались порядок и методы разработки целевых программ, уточнялся их перечень, предназначенный для финансирования из федерального и регионального бюджетов, определялись организационные основы их реализации.
     Вместе  с тем к настоящему времени методы разработки и реализации РЦП развития регионов нельзя считать достаточно отработанными. Существуют проблемы как в обеспечении действительной приоритетности развития тех или иных регионов, отобранных для решения их экономических и социальных проблем программными методами, так и в финансовом обеспечении их реализации.
     Следует отметить, что возможности программно-целевого подхода предопределяют:
     - во-первых, максимальное удобство  для управляющего органа добиваться  именно с помощью целевых программ  конечных целей. Целевая программа позволяет структурировать основную цель (т.е. выделить отдельные подцели), четко списать все уровни решения проблемы и необходимые для этого ресурсы, проконтролировать расходование выделенных ресурсов и степень достижения поставленной цели. Таким образом, следует признать, что программирование оказалось весьма удобным инструментом государственного регулирования социально-экономических процессов;
     - во-вторых, целевые программы позволяют  сконцентрировать дефицитные ресурсы  на наиболее приоритетных, с точки зрения управляющего органа, направлениях;
     - в-третьих, целевые программы  являются своеобразными «островками»  эффективного государственного  регулирования социально-экономических  процессов в условиях отсутствия  тотального директивного планирования;
     - в-четвертых, государственное программирование  органично вписывается в систему  бюджетного финансирования, позволяя  управляющему органу выделять  для решения социальной проблемы  определенные финансовые ресурсы.
     Государственное регулирование планирования в экономике рассматривается в работах многих отечественных и зарубежных авторов: В.И. Видяпина, В.Г. Князева, В.П. Орешина, Б.А. Попова, Н.С. Косова, Дж. Хеизера, Б.Рендера. Программно-целевой метод описан в работах Б.А. Райзберга, Н.И. Комова, А.Р. Лейбкинда, Л.Г. Лобко, Б.З.Мильнера, Г.Х. Попова, Г.С. Поспелова И.Эдама, Дж. Иберта и других авторов.
     Цель данной курсовой работы - анализ программно-целевого подхода в государственном управлении.
     Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
     - рассмотреть объективную необходимость  целевого программного управления;
     - дать классификацию целевых программ;
     - рассмотреть программно-целевой  метод государственного управления;
     - провести обзор программного  управления в РК.
 


     глава 1. программно-целевой подход к планированию

    1.1. Объективная необходимость  целевого программного  управления

 
     В любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе  экономика, в той или иной степени, управляется государством в лице государственных органов, при этом соотношение инструментов государственного регулирования зависит от доли государственного сектора, исторических особенностей страны и характера решаемых в конкретное время задач.
     Проблема  государственного вмешательства в экономику является важной для любого государств. Оно имеет место как в централизованно управляемой экономике, так и в условия развития рыночной экономики.
     В странах с централизованной (административно-командной) экономикой вмешательство государств, его участие в управлении экономикой проявляется гораздо более значительно и к тому же в прямой, непосредственной форме в виде директивных планов, жестких законов, государственного распорядительства материальными, финансовыми, природными ресурсами и централизованного распределения основной массы денежных средств через государственный бюджет и финансовые органы.
     В странах с рыночной экономикой степень  вмешательства государства и    его    органов    в    экономическую    деятельность    предприятий    и предпринимателей намного меньше и носит преимущественно косвенный характер. Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, различных льгот, кредитования, осуществления государственных социальных и экономических программ. В рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину своего влияния на экономику.
     Государственное регулирование экономики - воздействие  государства в лице государственных органов на экономические объекты и процессы и участвующих в них лиц; осуществляется госрегулирование, чтобы придать процессам организованный характер, упорядочить действия экономических субъектов, обеспечить соблюдение законов, отстаивать государственные и общественные интересы. Государственное регулирование в широком смысле слова включает прогнозирование, планирование, финансирование, бюджетирование, налогообложение, кредитование, администрирование, учет, контроль.1
     Функционирование  рыночной экономики не исключает, а, наоборот, предполагает достаточно активное воздействие государства на экономические процессы. Это воздействие во всех странах с рыночной экономикой осуществляется в таких общеизвестных формах, как налоговое, таможенное и корпоративное законодательство, государственный заказ, правила функционирования банковской системы, фондового и валютного рынков, политика процента рефинансирования и т.д. Все эти формы государственного воздействия на экономические процессы не вызывают возражения с точки зрения механизма функционирования рыночной экономики.
     Обычно  у сторонников либеральной модели рыночной экономики решительное  неприятие вызывает инвестирование государством бюджетных средств  в развитие отраслей реальной экономики. Действительно, в рыночной экономике в реальную экономику инвестироваться должны преимущественно корпоративные финансы. Но и здесь есть существенные исключения. Известно, например, что в США - стране с наиболее либеральной рыночной экономикой - весьма крупные государственные средства активно участвуют в венчурном капитале. И это понятно. Вложения в новейшую технику корпорации осуществляют с крайней осторожностью, и поэтому финансирование разработки и внедрения новейшей техники часто берет на себя государство.
     Можно привести и другие примеры, когда те или иные проблемы могут решаться только при активном участии государственных финансов. Так, во всех развитых странах государственные средства в значительных объемах вкладываются в решение ряда острых социальных проблем, особенно касающихся детей, молодежи, инвалидов. Иными словами, государство вкладывает свои средства, собранные в бюджеты в виде налогов, в решение тех проблем, которые в требуемые сроки и в необходимом объеме рынок решить не может. Эта тенденция характерна на современном этапе и для России.
     Российская  экономика в настоящее время  все еще находится и в ближайший  обозримый период будет находиться, в известной мере, в переходном состоянии к полнокровным рыночным отношениям. С одной стороны, более трех четвертей российских предприятий и организаций перешли в частную собственность и еще более 10% являются собственностью общественных организаций или находятся в совместной российской и иностранной собственности. Все эти предприятия и организации не входят в отношения подчиненности с государственными органами исполнительной власти, все свои действия подчиняя корпоративным интересам, что и отвечает требованиям рыночных механизмов.
     С другой стороны, рыночные механизмы  пока полностью не отлажены, все  еще находятся в стадии становления и формирования. Идет интенсивный законотворческий процесс, постоянно вносящий уточнения в правила функционирования субъектов рынка. Сама структура экономики (отраслевая, организационно-управленческая, территориальная), оставшаяся в наследство от планово-централизованной системы ведения хозяйствования серьезно затрудняет нормальное действие рыночных механизмов.
     Далеко  не просто складывается на современном  этапе социально-экономическое развитие России. Наметившийся после финансового  кризиса в августе 1998 г. экономический рост не приобрел еще должной устойчивости.
     Если  в 1999 г. рост ВВП составил 105,4%, то в 2003 г. он вновь пошел на снижение до 105% , в 2006 г. - примерно до 104%. Такое же положение и с ростом промышленного производства: 1999 г. - 111%, 2003 г. 111,9%, 2005 г. - 104,9% и 2006 г. - примерно 104%. Особенно настораживает проявившаяся с 2001 г. тенденция снижения темпов роста инвестиций в основной капитал: 1999 г. -105,3%, 2000 г. - 117,4%, 2003 г. - 108,7% и 2006 г. - примерно 103%.2
     Такая тенденция снижения темпов роста инвестиций в основной капитал делает весьма проблематичным обеспечение достаточных для нормального воспроизводственного процесса темпов экономического роста в ближайшие годы.
     Не  улучшается практически и отраслевая структура промышленного производства, продолжая оставаться в значительной мере топливно-сырьевой. К середине 2005 г. доля во всем промышленном производстве топливно-энергетического комплекса составляла 30.3%, сырьевого (металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность) - 28,3%, в то время как машиностроение и металлообработка, легкая и пищевая промышленность вместе взятые – всего 35,9%. И в 2006 г. топливно-сырьевые отрасли продолжали расти быстрее обрабатывающих3.
     Деформированная отраслевая структура промышленности приводит к соответствующей структуре  внешней торговли. Удельный вес основных видов топливно-энергетических ресурсов (нефти, нефтепродуктов, природного газа, каменного угля и электроэнергии) в общем объеме экспорта составил к середине 2006 г. около 55%, металлов - более 12%, а машин и оборудования - только 8%. Совсем другая структура российского импорта.
     Здесь, наоборот, около 35% составляли машины, оборудование и транспортные средства и немногим меньше потребительские товары. Отсюда и крайне высокая уязвимость экономики России от внешнеэкономического воздействия (цены на энергоносители, «антидемпинговые» меры и т.д.).
     Большую озабоченность вызывает очень низкая инновационная активность российских предприятий. В 2006 г. доля инновационной продукции во всей промышленной продукции составила всего 4,4%, в то время как в развитых промышленных странах она составляет обычно 20-30%. Даже в машиностроении, где инновационный процесс должен идти быстрее других отраслей, доля инновационной продукции составляет всего чуть более 10%. Это определяет крайне низкую конкурентоспособность отечественной продукции перерабатывающей промышленности, причем не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. В результате страна постоянно испытывает давление экспансии зарубежной продукции, что не позволяет отечественным предприятиям найти свою нишу на рынке и наращивать производство.
     Серьезные проблемы существуют в социальной сфере. В 2006 г. 27,6% населения имело доходы ниже весьма скудного прожиточного минимума. В целом же среднедушевые денежные доходы населения (включая богатых) были всего в 1,93 раза выше этого скудного прожиточного минимума, а средний размер пенсий — на 10% ниже прожиточного минимума пенсионеров. Разрыв между доходами 10% наиболее обеспеченных и 10% наименее обеспеченных составил 13,8 раза4.
     Решение ряда проблем в этих сферах экономики  требует активного участия государства, в том числе и бюджетными инвестициями.
     В России имеется еще одна крупнейшая проблема, характерная именно для нашей страны, требующая государственного инвестирования. Дело в том, что климатические и исторические условия в России определили крайнюю неравномерность социально-экономического уровня отдельных территорий. Ни одна страна в мире не имеет такого разнообразия климатических условий - от субтропиков до Арктики. Исторически процесс экономического освоения отдельных территорий растянулся на столетия. К этому надо прибавить обширность территории страны, оторванность многих регионов от транспортных магистралей.
     Межрегиональная дифференциация усилилась при нарастании кризисных явлений в экономике  в период перехода к рыночным реформам. Это связано, во-первых, с включением механизма рыночной конкуренции, разделившего регионы по их конкурентным преимуществам и недостаткам; обнаружилась различная адаптация к рынку регионов с разной структурой экономики. Во-вторых, значительно сократились государственные инвестиции в региональное развитие. В-третьих, сказалось фактическое неравенство различных субъектов Российской Федерации в экономических отношениях с центром. В результате главные индикаторы социально-экономического развития регионов настолько сильно различаются, что это приводит к возникновению на некоторых территориях сепаратистских настроений, имеются случаи конфронтации между центром и регионами, особенно в рамках межбюджетных отношений.
     Минэкономразвития России ежегодно осуществляет оценку уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации  по сравнению со среднероссийским. При этом выделяются следующие 5 групп субъектов Федерации:5
     1. Регионы с относительно высоким  и выше среднего уровнем развития.
     2. Регионы со средним уровнем  развития.
     3. Регионы с уровнем развития  ниже среднего.
     4. Регионы с низким уровнем развития.
     5. Регионы с крайне низким уровнем  развития.
     Улучшение ситуации такими медленными темпами, какие  могут сейчас обеспечить чисто рыночные механизмы, обрекает страну на резкое обострение социально-экономических  проблем и необратимое отставание от развитых стран. Поэтому необходимо активное (но не нарушающее рыночных механизмов) воздействие государства на экономические процессы, прежде всего на решение приоритетных социальных, производственных. научно-технических, территориальных и экологических проблем, способствующих ускорению позитивных тенденций в экономике.  
Важно применить для этого наиболее отвечающие современному этапу формы и методы государственного участия в решении тех или иных проблем. Таким методом в настоящее время является программно-целевое планирование.

     Именно  программно-целевое планирование является наиболее действенным методом оптимального баланса между государством и  рынком при решении тех проблем, которые рынок не может решить в желательные сроки и в  необходимом объеме.
     Особое  значение имеет программно-целевое  планирование в условиях усложняющихся  связей и взаимодействия между различными сферами и отраслями экономики, когда между началом работы и  конечным результатом, между исходным сырьем и конечным продуктом появляется большое число звеньев в виде различных структур и субъектов рынка. В этих случаях, а это типовые, наиболее часто встречающиеся случаи, необходимы особые процедуры для согласования действий всех звеньев, особенно на стыках отдельных видов и стадий работ.
     Именно  такие ситуации возникают при  решении территориальных экономических  проблем. В решении этих проблем  участвуют многие отрасли, имеющиеся  на данной территории, управляемые  различными структурами, многими органами как федеральной, так и региональной исполнительной власти. Все мероприятия, которые необходимо осуществлять для решения территориальных экономических проблем, как правило, финансируются из различных источников. Проведение всех этих мероприятий требует совершенно определенной последовательности, которую нельзя нарушать. Для реализации многими и разными по своему характеру структурами всего комплекса мер по решению таких проблем в нужной последовательности ради достижения поставленной цели необходимы, как сказано выше, особые методы согласований. Таким особым методом согласования и является программно-целевое планирование.
     В течение последних 50 лет широкое  распространение во всем мире получил  программно-целевой метод в планировании и управлении самыми разнообразными социально-экономическими объектами и процессами. Разработка и реализация целевых комплексных программ стала действенным способом решения острых проблем, требующих сосредоточения ресурсов, концентрации усилий, целевой ориентации используемых средств, согласованности целесообразных действий.
     В отличие от ряда других инструментов управления экономикой программно-целевые методы, целевые программы применяются как в централизованно управляемой, так и в рыночной экономике, хотя условия и характер их пользования заметно различаются. В любой экономике программирование позволяет воплощать плановое начало, укреплять государственное воздействие на социально-экономические процессы, направлять их в нужное русло, противодействовать рыночной стихии.
     В современной литературе, посвященной  управлению социально-экономическими процессами, объектами, отношениями, все более широко используются понятия «программно-целевое планирование», «программно-целевое управление», «программно-целевые методы», «программно-целевой подход», «целевые программы». Начиная со второй половины XX в. программно-целевая методология неуклонно проникает во все новые области деятельности людей, производственных и социально-культурных организаций, органов управления экономикой регионов и стран, находит отражение в мировых экономических, социальных, природоохранных процессах.
     Программно-целевое  планирование представляет собой разработку и реализацию особого, согласованного всеми участниками документа, называемого  целевой программой6.
     Целевая программа представляет собой увязанный  по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, oпытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.
     Это определение дано в утвержденном Правительством Российской Федерации  порядке разработки и реализации федеральных целевых программ. В  целом оно правильно отражает сущность программно-целевого планирования. Вместе с тем представляется, что это определение неполно.
     Во-первых, необходимо было бы подчеркнуть обязательность выполнения программных заданий  всеми участниками ее реализации, независимо от их институционного типа (государственная организация или коммерческая структура). Эта та особенность федеральных целевых программ (ФЦП), которая в плановом хозяйстве имела название «адресность». Без соблюдения принципа «адресности» ФЦП теряет свой смысл. Далее в определении следовало бы подчеркнуть комплексный характер ФЦП, выраженный в том, что решение данной проблемы требует участия ряда отраслей и сфер экономики, коммерческих структур, а также федеральных и региональных органов исполнительной власти.
     Из  этого определения с учетом прилагаемых дополнений видно, что главными признаками целевых программ, определяющими возможности их применения для решения совершенно определенных проблем, являются:7
     - наличие четко обозначенной цели (или целей), на достижение которой  (которых) направлены все мероприятия программы;
     - комплексный характер, выражающийся  во множестве осуществляемых  для достижения поставленной  цели мероприятий и участников  реализации программы; 
     - адресности, то есть определение  и формальное закрепление ответственности и места в реализации программы всех ее участников, независимо от институционального их характера (коммерческие структуры разного типа или государственные организации и учреждения);
     - полнота и безусловная достаточность  предусмотренных для достижения поставленной цели мероприятий;
     - согласованность всех мероприятий  по срокам осуществления и  ресурсам. Именно эти характерные  черты целевых программ определяют  их решающую роль на современном  этапе для реализации сложных  приоритетных направлений развития российской экономики. При этом важно подчеркнуть, что программно-целевому планированию присущ системный подход к решению самых сложных и многогранных по своему характеру проблем, предусматривающий ориентацию на конечные результаты с учетом необходимых и важных взаимосвязей и взаимодействий, интеграцию всех звеньев и элементов для достижения поставленных целей. Только так при решении сложных проблем можно избежать «рассеивания» ответственности отдельных участников.

     1.2. Классификация целевых  программ

 
     Программы являются основой проводимой государством бюджетной политики, которая ориентирована на реализацию важнейших задач развития. Отражение структурной политики государства в программах предполагает применение следующих принципов:8
    учет объективного характера процесса структурной перестройки;
    стимулирование накоплений и формирования механизмов, обеспечивающих повышение эффективности инвестиций;
    регулирование процессов свертывания ненужных и неэффективных производств и высвобождения рабочей силы с целью сделать их менее болезненными;
    государственная поддержка отраслей, образующих систему жизнеобеспечения страны, в случае ухудшения их финансового положения из-за невыгодности вложений в них для частных инвесторов;
    государственная поддержка проектов и производств, которые с высокой вероятностью могут сохранить и развить научно-технический потенциал страны как основу конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке, образовать точки роста российской экономики.
     Формирование  проектов федеральных целевых программ осуществляется в соответствии с государственными прогнозами социально-экономического развития страны и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетов на предстоящий год с учетом:
    политического, социального, экономического, экологического и финансового состояния предлагаемой для решения проблемы;
    переходного или преемственного характера указанной проблемы;
    возможных сроков реализации программы и окупаемости вложенных в нее средств;
    реальности источников и объектов финансирования, доли финансирования за счет средств федерального бюджета, возможности использования бюджетных средств преимущественно на бюджетной основе.
     Разделение  целевых программ на группы, виды, классы в соответствии с разными классификационными признаками рассматривалось и предлагалось целым рядом исследователей программно-целевого управления. Несмотря на это, общепринятая классификация целевых программ тик и не создана, что обусловлено в первую очередь крайним разнообразием видов программ и множеством характеризующих их признаков. Каждая целевая программа, с одной стороны, настолько индивидуальна, а с другой — настолько многогранна, что уверенное отнесение ее к одному определенному виду чаще всего наталкивается на непреодолимые трудности.
     Порядком  разработки и реализации федеральных целевых программ предусматриваются следующие виды целевых программ:
    федеральные программы, реализуемые средствами только Российской Федерации;
    межгосударственные программы, в которых принимает участие Российская Федерация и которые реализуются совместно с другими государствами, в том числе совместно со странами - членами СНГ.
     Одним из видов федеральных целевых программ являются президентские программы. Они являются инструментом реализации конституционных функций Президента Российской Федерации.
     В качестве отдельного вида программ вводятся также федеральные научно-технические программы гражданского назначения. Формально не выделены в отдельную группу, но фактически представляют собой отдельный вид ФЦП федеральные целевые программы развития регионов9.
     Однако надо отметить, что за время действия Порядка разработки и реализации программ межгосударственные целевые программы ни разу не принимались Правительством России (по крайней мере, в имеющихся правовых базах такие программы не были обнаружены). А значит, средства на их реализацию в федеральных бюджетах не предусматривались.
     Наиболее  естественным следует признать разделение целевых программ на классификационные  группы в соответствии с их нелепой  Ориентацией, характером и природой проблем, которые призваны решать программы.
     1) По виду целей, достижению которых призвана служить программа, и типу решаемых программой проблем выделяются следующие виды целевых программ:
     - социально-экономические, формирующие
     - целенаправленное преобразование социальных и экономических отношений общества;
     - социальные (социально ориентированные) программы направлены на решение проблем социальной природы, повышение степени удовлетворения материальных и духовных потребностей, рост уровня и совершенствование образа жизни, изменение характера и облегчение условий труда, претворение принципа социальной справедливости, уменьшение различий и сближение уровней жизни разных групп и слоев населения, улучшение распределительных отношений, социальное обеспечение, К социально ориентированным относятся целевые программы, непосредственно связанные с развитием культуры, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, обеспечением потребностей в жилье, коммунальных услугах, коммуникациях, повышением доходов людей и семей, улучшением демографической ситуации, решением проблем переселения, миграции, защитой социально уязвимых слоев населения;
     - научно-технические, инновационные программы нацелены на развитие фундаментальных и прикладных научных исследований, продвижение в области научно-технического и технико-технологического прогресса, освоение достижений науки и техники, их применение в экономике с целью повышения эффективности производства, качества продукции, товаров, услуг, повышения их конкурентоспособности. К этому классу относятся программы, направленные на решение 
важнейших научно-технических проблем, освоение и

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.