На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ развития рыночных отношений в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Глава 2.
Анализ развития рыночных отношений в России.
РАЗВИТИЕ РЫНКА И РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В результате сложившихся условий рынок стал основой простого товарного хозяйства, когда мелкие самостоятель­ные производители — крестьяне и ремесленники — стали производить товары не для личного потребления, а для продажи на рынке. В те незапамятные времена рынком называли специально выделенные открытые площади или крытые помещения, где люди могли продавать и покупать товары, заключать торговые сделки. По язвительному заме­чанию древних греков, «рынок — это специальное место, где люди могут обманывать друг друга». Такое определение не лишено здравого смысла, поскольку цели продавцов и покупателей прямо противоположны. Первые хотят продать товаров больше и дороже, а вторые — купить товаров побольше, но подешевле. В процессе поиска цены участники рынка вступали между собой в экономические отношения, результатом которых был равноценный, взаимовыгодный и добро­вольный обмен. Продавец получал деньги, а покупатель — нужный ему товар. Оба участника рынка были довольны, при условии добросовестности и порядочности каждого. В период простого товарного производства работал только рынок товаров повседневного спроса: продуктов питания, одежды, обуви. В результате длительного исторического развития в сфере обмена сформировалась единая система рынков: сырья, труда, капитала, валюты, денег и ценных бумаг. Была создана сеть оптовой и розничной торговли. Стали функционировать банки, биржи и аукционы. Появи­лись новые формы организации предприятий, например акционерные, страховые и инвестиционные компании. Все эти обстоятельства в начале XVIII века привели к переходу от простого к развитому товарному хозяйству. Это благо­приятно отразилось на развитии промышленности, сельского хозяйства, торговли.
 
 
 
 
 
 
 
 
2.1.Необходимость рыночных реформ в России и их этапы осуществления.
За годы реформ в российской экономике произошли принципиальные изменения двух типов:

- институциональные, связанные с возникновением и укреплением рыночных институтов хозяйственной деятельности;

- вещественно-структурные, нашедшие выражение в динамике показателей макроэкономических результатов деятельности и изменении структуры ВВП.

Среди институциональных реформ ведущую роль играет процесс приватизации. Приватизация – это процесс преобразования государственной собственности посредством платной или бесплатной передачи коллективам, кооперативам, акционерам или индивидуальным частным лицам.

Основные цели приватизации в условиях перехода от командной к рыночной экономике:

1) реальное соединение работников со средствами производства на основе личной заинтересованности;

2) возрождение подлинных товарно-денежных отношений между товаропроизводителями;

3) создание стимулов для предпринимательской деятельности, а также усиление стимулов к труду наемных работников;

4) ликвидация таких недостатков социалистической системы, как уравниловка, иждивенчество, бесхозяйственность, коррупция.

Стратегическая экономическая задача приватизации – создание так называемого эффективного собственника. Этим термином называют физическое или юридическое лицо, обладающее всей полнотой прав собственности на предприятии, заинтересованное в его эффективном функционировании и развитии и способное вкладывать необходимое для этого инвестиции (капиталовложения). Не в последнюю очередь приватизация преследует и цель пополнения бюджета страны за счет продажи государственной собственности.

В процессе приватизации в условиях России можно выделить три основных этапа: начальный этап (1992-1994гг.), денежная приватизация 1995-1996гг., а также денежная приватизация образца 1997 года. Этапы отличаются друг от друга методами и формами приватизации. На первом этапе различают два подхода: так называемую «малую приватизацию» (первая половина 1992г.) и ваучерную приватизацию.

В ходе малой приватизации государство продавало всем желающим за деньги объекты госсобственности сравнительно невысокой стоимости (торговля, транспорт, сфера услуг). Всего было реализовано порядка 47 тысяч небольших предприятий.

Однако было ясно, что для покупки более серьезных объектов у населения нет денег. Поэтому было решено ввести в наличный оборот новое платежное средство, получившее неофициальное название – ваучер.

Это была ценная бумага номиналом 10 тыс. рублей (образца 1992г.), которая официально называлась «Приватизационный чек». Номинал этой ценной бумаги определяется из следующего расчета. Правительство Российской Федерации определило в денежном выражении величину национального достояния страны (активы всех предприятий) в сумме 4 трлн. рублей и было решено 35% этого достояния народа (1,5 трлн. руб.) бесплатно передать в руки этого самого народа – а население РФ в тот момент составляло 150 млн. чел. Каждый гражданин России получил в свое распоряжение свою долю общего «пирога» стоимостью ровно 10 тыс. руб. (без учета возраста и заслуг, просто по факту своего рождения). Сам по себе ваучер не содержал в себе реальную физическую собственность и не мог быть использован по денежному номиналу для покупки товаров в магазинах. Его надо было в определенный отрезок времени (до 1 июля 1994г.) обменять на акции какого-либо предприятия самостоятельно или с помощью так называемых чековых инвестиционных фондов (ЧИФ). Можно было продать свой ваучер на «черном» рынке, как правило, по цене в десятки раз ниже номинала. Большинство граждан просто не могли понять смысла владения ваучерами и поэтому либо доверяли свои чеки ЧИФам, либо продавали тому, кто понимал экономический смысл всей затеи с ваучерами.

Разобраться во всем этом мог лишь специалист, для которого розово-зеленый отсвет бумажки с картинкой Белого дома и номиналом 10 тыс. руб. (реально за ваучер давали сначала 40$, затем – 10$, потом 5$ и лишь к весне 1994 года цена стабилизировалась на 20$) был отсветом больших денег. Специалисты были трех типов. Первые («спекулянты») занимались игрой на ваучерах: покупали дешевле, продавали дороже, а в приватизацию не играли. Вторые («управляющие») организовали ЧИФы, меняли ваучеры на свои «ценные бумаги», ваучеры вкладывали в акции и потом продавали эти акции тому, кто готов был за них платить деньги. Деньги эти редко раздавались дивидендами акционерам – специалисты их банально уворовывали. Наконец, третий класс специалистов («инвесторы») скупали ваучеры за свои и чужие деньги десятками тысяч штук с тем, чтобы потом в ходе так называемых чековых аукционеров приобретать акции реальных предприятий. Многие из этой группы «специалистов» стали затем олигархами.

Всего было роздано населению 146 млн. приватизационных чеков и после окончания срока их действия выяснилось, что люди распорядились своим богатством следующим образом:

- продано на черном рынке – 37 млн. штук

- сдано в чековые фонды – 60 млн. штук

- реализовано на чековых аукционах – 23 млн. штук

- поменяли на акции своих предприятий – 26 млн. штук.

В итоге ваучерной компании в стране появилось примерно 50 млн. нищих акционеров (большинство акций приносили очень небольшие дивиденды) и несколько сотен так называемых олигархов.
В руки олигархов прямо или косвенно как раз и попала та треть национального богатства страны, которую хотели передать народу.

Ваучерный этап приватизации, по оценкам многих специалистов, практически дал нашему обществу очень небольшой экономический эффект, ибо главные задачи были решены далеко не лучшим образом:

- крепкий слой эффективных собственников не сформирован;

- структурная перестройка затянулась на многие годы;

- государство получило очень мало средств в бюджет.

По первому пункту следует подчеркнуть, что среди новых частных собственников оказалось очень мало эффективных. Не случайно социологические исследования зафиксировали очень низкую оценку деловых качеств наших предпринимателей по сравнению с их западными коллегами. По критериям инициативность, честность и компетентность суммарно можно было в идеале набрать 28 баллов. Западные предприниматели в глазах нашего населения набрали 24 балла, российские – 13 баллов!

Главной задачей структурной перестройки можно считать сокращение военного производства и конверсия соответствующих отраслей с переводом их на выпуск мирной продукции. Что же получилось? Сократили выпуск производства вооружений так, что ВВП снизился на 20% (почти половина общего спада производства в 90-е годы), но вместо вооружений практически ничего на рынке не появилось.

Наконец, бюджет страны получил в результате первого этапа приватизации всего около 10 млрд. долларов. Это смехотворная сумма. Часто приводят в пример маленькую страну Боливию, в которой от приватизации было получено в бюджет 92 млрд. долларов.

Процесс приватизации не ограничивается ваучерным этапом. В 1995г. правительства объявило о начале денежного этапа приватизации. Программа денежной приватизации реализовалась с большим трудом в связи с явным недостатком покупателей. Во второй половине 1995 года была предложена идея проведения так называемых залоговых аукционов. Смысл залоговых аукционов состоял в том, чтобы государство могло получить запланированные от приватизации доходы, несмотря на то, что продажа госсобственности шла очень вяло, ибо наличных денег у населения было очень немного. Тогда государство обратилось к частным банкам, чтобы они выдали ему (государству) кредиты под залог части акций, принадлежащих государству. Полученный кредит шел в бюджет, деньги расходовались, а отдавать кредит надо было пакетом акций. Банк, полученные в залог акции, имел право реализовать по
рыночной стоимости, которая в десятки, а то и в сотни раз была выше номинальной стоимости заложенных акций. Через механизм залоговых аукционов приватизированы наиболее привлекательные российские предприятия, такие как Лукойл, Юкос, Сибнефть, Норильский никель и др.

По данным некоторых исследователей можно привести примеры результатов залоговых аукционов 1995г. Так, цена пакета акций, переданных в залог, для Лукойла составляла 35 млн. долларов, а
рыночная цена – 5 млрд. долларов.

Кроме залоговых аукционов в ходе приватизации проводились также инвестиционные конкурсы. Государство продавало свое имущество на льготных условиях тому, кто обещал затем вкладывать деньги в развитие предприятия. Понятно, что многие покупатели свои обещания быстро забывали.

В результате денежного этапа приватизации в России удалось провести массовое перераспределение собственности и сформировать новую социальную структуру общества. С одной стороны, появилась прослойка так называемых «новых русских», сосредоточивших в своих руках колоссальные богатства (чаще всего незаконно). Но с другой стороны появился массовый слой мелких собственников, которые образуют, так называемый, средний класс общества. К потенциальным субъектам среднего класса относятся акционеры и пайщики коллективных предприятий и организаций, индивидуальные предприниматели малого и среднего бизнеса, менеджеры и высококвалифицированные специалисты. Сформировался также класс наемных работников.

Третий этап приватизации связывают с появлением такого понятия, как «индивидуальный проект». Идея проведения индивидуальных проектов была оформлена постановлением Правительства РФ в мае 1997г. Проект должен был содержать комплекс мероприятий при приватизации особо важного для страны имущества. Предусматривалось проведение независимой финансовой экспертизы условий продажи госимущества. К сожалению, уже было поздновато исправлять ошибки 1995-1996гг. Так что нового всплеска приватизации не случилось. А финансовый и политический кризис августа 1998г. фактически подвел черту под массовой денежной приватизацией.

Ключевым моментом перехода к рынку является
реформа цен. Известны два подхода к преобразованиям системы цен: радикальный подход (так называемая «шоковая терапия») и вариант постепенных преобразований. В России осуществлен вариант «шоковой терапии». Центральным элементом стала либерализация цен: в январе 1992г. было отпущено в свободное плавание 80% оптовых и 90 % розничных потребительских цен. Исключение составили товары первой необходимости, а также особо важные материальные ресурсы (энергоносители и транспорт). Правда, даже оставаясь под контролем государства, и эти цены полностью удержать не удалось – они выросли в 3-5 раз. Отпущенные же цены, как известно, выросли более, чем в 20 раз! Первоначальный рост цен после их либерализации в России оказался выше, чем в других восточноевропейских странах, где проводились реформы.
 
Переходная экономика — особое состояние в эволюции экономики, когда она функционирует в период перехода от одной экономической системы к другой. Здесь происходят изменения не внутри устоявшейся системы, а переход от одной системы организации хозяйства к другой.
Особенности переходной экономики проявляются прежде всего в глобальности происходящих изменений. Изменениям подвержено все: отношения собственности, способ распределения ресурсов, мотивация, цели и средства экономического развития, ценностные ориентации населении, экономические и социальные институты. Экономическая структура переходной экономики характеризуется сегментарностью, то есть взаимным переплетением и взаимным влиянием разных сегментов. В одних доминируют элементы исходного уровня — плановой системы, в других — конечной стадии — рыночной системы, в-третьих — некий симбиоз элементов двух систем. Экономические процессы изменяются в направлении усиления рыночных и ослабления административно-командных элементов системы. Поэтому характерной чертой переходного периода, во-первых, являются изменчивость и неустойчивость. Они настолько нарушают устойчивость системы, ослабляют ее, что в конечном итоге она уступает место другой экономической системе.
Во-вторых, для переходной экономики характерно появление особых переходных экономических форм, в частности, многоукладности. Наряду с государственным в переходный период получают развитие мелкотоварный и частнокапиталистический уклады. Примером несовершенства переходных экономических форм в этот период может служить акционерная форма собственности. На первых порах она лишь внешне напоминает акционерные общества в рыночно-развитых системах. Преобладающие здесь закрытые акционерные общества по сути являются разновидностью номенклатурно-корпоративной собственности.
По мере повышения степени развитости переходной экономики переходные формы постепенно начинают все больше соответствовать экономике рыночного типа.
В-третьих, переходной экономике присущ особый характер противоречий. Это противоречия нового и старого, элементов зарождающейся и отмирающей экономики, различных слоев общества. Разрешение этих противоречий в конечном итоге ведет к смене экономической системы.
Наконец, в-четвертых, — историчность переходной экономики, то есть ее преходящий характер, которая сменяется периодом зрелого развития экономической системы. Длительность переходного периода зависит как от условий переходной экономики, так и от особенностей региона или отдельной страны.
Ряд изменений переходного периода для всех стран носит неизбежный характер и выступает как закономерности. Назовем основные из них.
Либерализация экономических отношений — отмена государственной монополии на хозяйственную деятельность, переход к конкурентным рыночным отношениям, формирование цен в основном в соответствии со спросом и предложением, образование рынков факторов производства, раскрепощение предпринимательства, создание равных возможностей для деловой активности экономических субъектов.
Институциональные преобразования — принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства, изменяющего отношения собственности путем приватизация и формальные и неформальные условия хозяйственной деятельности, возникновение новых субъектов хозяйственной деятельности (коммерческие банки, товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды и т. д.).
Структурные преобразования — устранение диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства, развитие производства продукции, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем рынках.
Макроэкономическая стабилизация — сдерживание инфляции; поддержание высокого уровня занятости; сохранение высоких темпов роста (не менее 5—7 % в год); гарантирование справедливого распределения доходов и собственности; создание необходимой инфраструктуры; формирование уравновешенного платежного баланса при соответствующем балансе текущих платежей; достижение сбалансированности государственного бюджета и т. д.
Формирование соответствующей рыночному хозяйству системы социального обеспечения населения — переход от уравнительного распределения к адресной социальной поддержке нуждающихся членов общества; одновременно освобождение предприятий от выполнения широких социальных функций.
Общие для Переходной экономики закономерности по-разному проявляются в различных условиях. Это необходимо учитывать при разработке программ реформирования экономической системы в переходный период. Например, либерализация экономических отношений позволяет избавиться от дефицита и неэффективного огосударствления экономики. Вместе с тем становление либеральных рыночных институтов представляет собой только средство для утверждения новых механизмов присвоения и распределения.
В конечном итоге в переходной экономике должны быть созданы такие экономические отношения и механизмы, которые ориентировали бы все хозяйственные субъекты не столько на наращивание объемов производства, сколько на повышения уровня качества жизни населения.
За период с начала реформирования, с 90-х гг. прошлого века, наша экономическая система фактически обрела рыночную атрибутику и в этом смысле уже не является переходной. Подавляющая часть валового внутреннего продукта производится в негосударственном секторе экономики. Россия получила официальный статус страны с рыночной экономикой. Следует признать необратимость коренных экономических и политических перемен и невозможность возврата к социалистическому прошлому, во всяком случае, в его прежнем виде.
Вместе с тем, нельзя не заметить, что функционирование рыночных институтов в российской экономике еще не отвечает современным требованиям к организации национального хозяйства. Институционально несовершенная рыночная экономика требует своего дальнейшего реформирования. Кризис 1998 года завершил период становления классического "дикого рынка", поставив как наиболее актуальную проблему задачу перевода рыночных отношений в цивилизованное русло.
В наиболее обобщенном виде этот процесс нацелен: а) на достижение экономического роста, высокой конкурентоспособности на основе формирования конкурентной среды и структурной перестройки экономики; б) на создание эффективной правовой системы (прежде всего в сфере обеспечения экономической свободы и защиты предпринимательской деятельности); в) на формирование открытой экономики.
Создание конкурентной среды требует необходимых предпосылок. Среди них выделим: рассредоточение рыночной власти; многообразие предпринимательских образований; государственная поддержка предпринимательства; эффективное информационное обеспечение и доступность технологий; подготовка и переподготовка кадров, изменение у них мотивационных ориентиров в сторону психологии рыночного типа.
Конкурентная среда способствует укреплению конкурентоспособности. Конкурентоспособность — относительно новое понятие для российской действительности, означающее способность хозяйствующих субъектов противостоять на рынке конкурентам своими более качественными и дешевыми товарами и услугами внутри национальной экономики и за ее пределами. В рейтинге конкурентоспособности 59 стран мира Россия занимает пока 55-е место. Среди российских предприятий 34% считают себя конкурентоспособными на внутреннем рынке страны и только 7 % — на международном рынке.
Формирование эффективной рыночной экономики предполагает ее структурную перестройку. Она представляет собой совокупность мер, направленных на перераспределение ресурсного потенциала для развития и качественного обновления экономического роста. Преобразовательные процессы призваны воздействовать одновременно на несколько уровней экономики: отраслевую, региональную, технологическую, организационно-управленческую, социальную. Конечная цель структурной перестройки экономики — достижение оптимальной структуры, соответствующей общественным потребностям.
Мировой опыт успешных структурных изменений в экономике доказывает, что ключевым аспектом структурной перестройки является поддержка тех областей национальной экономики, которые могут быть носителями экономического роста в масштабе мирового рынка. Ведущие страны мира изменяют структуру производства и мирового товарооборота, увеличивая в ней долю более техноемких и наукоемких изделий. Отсюда необходимость не просто структурной перестройки под влиянием рыночных процессов, а структурной адаптации к мировому хозяйству и выработки действенных мер по повышению конкурентоспособности отечественных предприятий.
Структурная перестройка особенно необходима России. Пока что в стране преобладают сырьевые, добывающие отрасли. В ближайшей перспективе возможности роста будут ограничиваться в силу, прежде всего, устаревшей материально-технической базы промышленности и низкого уровня инвестиций. Не случайно в настоящее время в России в среднем по отраслям совокупная производительность составляет 25 % по сравнению с западными компаниями, Энергоемкость производства в 4 раза выше. Срок службы оборудования в 2,5 раза превышает нормативы, более двух третей основных фондов устарело.
Структурные преобразования в современной экономике России требуют создания правовой основы, ориентированной на эффективную деятельность хозяйствующих субъектов. В российском законодательстве имеются многочисленные пробелы в нормативном регулировании. Юридически недостаточно проработано множество законодательных актов, поэтому они часто противоречат друг другу. Среди основных направлений совершенствования правового обеспечения хозяйствующих субъектов на современном этапе следует выделить: обеспечение единого правового поля; развитие системы правовых норм; создание надежных механизмов реализации законов.
Формирование открытой экономики, вхождение ее в мировое хозяйство требует как от отказа от крайнего протекционизма, так и эффективной поддержки отечественных отраслей и производств на всех уровнях хозяйствования. Открытость экономики постоянно должна соизмеряться и с интересами отечественных товаропроизводителей.
Это становится одной из важнейших функций современного российского государства.
 
 
 
 
2.2 Изменение отношения собственности в России.
Вся история экономических и политических катаклизмов имеет в своей основе трансформацию отношений собственности. Новейшая экономическая история России не является в этом смысле исключением. Смена форм собственности в России происходила революционными темпами и в условиях, когда само понятие собственности по-разному трактовалось как самими реформаторами, так и различными социальными стратами и политическими группировками. В связи с этим целесообразно провести экспресс-анализ теоретико-методологической базы современного понимания категории "собственность".
Категория собственности объективно имеет как бы три измерения: владение, пользование и управление. Владелец (собственник) формально имеет исключительное право на пользование благами, получаемыми от собственности и на управление объектом собственности. Однако в реальной хозяйственной (и не только хозяйственной) жизни эти три ипостаси собственности расчленяются. В основе этого расчленения лежит стремление получить максимум полезности (в частном случае - максимум экономического эффекта) от эксплуатации материальной (или нематериальной) субстанции, составляющей содержание объекта собственности. Например, собственник предприятия может понимать, что он получит больший доход, если наймёт профессионального менеджера или сдаст предприятие в аренду. Владелец коллекции картин может получить большее удовольствие, если его собрание будет выставлено в музее частных коллекций, и люди узнают о масштабах его меценатской деятельности и его художественных вкусах. Важно подчеркнуть, что вменение функций владения, пользования и управления различным субъектам хозяйственной или общественной жизни, объективно определяется критериями максимизации эффективности (максимизацией значения целевой функции) и никак не связано с формой собственности.
Дальнейший анализ проблемы требует уточнения понятия "формы собственности".
В среде российских правоведов и экономистов установилась традиция классифицировать формы собственности как некое аморфное множество, не поддающееся жёсткой формализации. В этом множестве экзотически переплетаются: общественная, государственная, муниципальная, республиканская, федеральная, частная, кооперативная, корпоративная, акционерная и т.д. формы собственности. Полностью отсутствуют критерии субординации этих форм, видов и "подвидов" собственности. Сейчас трудно сказать, создан ли этот сумбур в результате политического заказа или стал следствием экономического непрофессионализма не только идеологов реформ, но и их противников. На наш взгляд, всё многообразие форм собственности сводится к двум вариантам: общественная (государственная) форма собственности и частная. Общественная форма собственности может называться федеральной, республиканской, муниципальной и т.п. Но всё это не самостоятельные формы собственности, а общественные. Просто общество делегирует права управления частью своей собственности федеральным властям или властям республиканским, областным, городским, и даже общественным организациям. С другой стороны, частная собственность может выступать в форме индивидуальной собственности, кооперативной и корпоративной, долевой и акционерной и т.д. Нет многообразия форм собственности, есть многообразие форм и методов управления собственностью.
И здесь мы объективно вынуждены согласиться с тем, что проблема собственности - это не проблема владения, а проблема управления (и частично - пользования). Не собственник, а менеджмент правит экономикой и общественной жизнью. Но отнюдь не потому, что менеджмент является априори неким фетишем. Всё значительно проще. Менеджмент является формой социального компромисса между частными собственниками и обществом. Это не парадокс, а повседневная реальность.
Социальное предназначение собственника - максимально реализовать свои права, т.е. присвоить весь доход от собственности (в чём бы он ни выражался), однако институт государства, возникший одновременно с институтом частной собственности, "придумал" налоговую систему. Налоговая система - это ограничение прав собственности со стороны государства. Сколько существует собственность, столько существуют и налоги. Поэтому на ограничение прав собственности даже с чисто прагматической точки зрения следует смотреть, как на естественное общественно-экономическое явление. Но если налоги органично ставят ограничение правам собственности, то почему бы ни считать столь же органичными другие ограничения? Например, на нарушение экологического равновесия, на социальный имидж региона (запрет на открытие казино в респектабельном районе или строительство зданий, выпадающих из архитектурного стиля), на использование специфических форм рекламы и т.д. В этом же ряду стоят ограничения прав пользования объектами монопольного характера.
Задача менеджмента - найти равнодействующую линию разумного и взаимовыгодного компромисса между максимализмом собственника и социальными рамками, в которых эта собственность может существовать, не вступая в прямой конфликт с общественными интересами.
Решение этой задачи требует модернизации традиционного понимания собственности, юридически зафиксированного ещё в римском праве, а затем и в кодексе Наполеона (1804 г.): "собственность едина, священна и неприкосновенна". И эта модернизация уже давно реализована в рамках англосаксонской школы, которая утверждает, что собственность представляет собой набор "частичных полномочий" и в этом смысле вполне делима, хотя, конечно, священна.
Идея "делимости" собственности при полной её юридической неприкосновенности сильнее всего нашла отражение (в теоретическом и практическом аспектах) в "шведской" модели социал-демократии. Исходная точка этой модели вполне логична: экономической реализацией права собственности является присвоение дохода от её использования. Именно этим экономическая трактовка категории собственности отличается от юридической. Для экономиста собственность, не приносящая дохода, просто неинтересна.
Капитал - это самовозрастающая собственность, т.е. стоимость (собственность), рождающая доход. Отсюда зеркально следует, что тот, кто получает доход, и является реальным (не юридическим, а экономическим) собственником. И далее логика ведёт нас к системе налогообложения. Налоговая система трактуется как система национализации (социализации) собственности. Не надо национализировать предприятие, пусть оно юридически остаётся в частной собственности. Достаточно национализировать с помощью налоговой системы львиную долю частных доходов в государственный бюджет, и это предприятие будет частным только номинально (юридически).
Англосаксонская школа "делимости прав собственности" по сути дела зафиксировала современную практику хозяйственных отношений. Кто такой налогополучатель, арендатор, субарендатор? Де-факто - это собственники в экономическом понимании этого термина. От того, в какой пропорции делится доход, получаемый от объекта собственности, между юридическим его владельцем, государством и менеджментом, в основном и зависит эффективность эксплуатации хозяйственного предприятия.
Из вышесказанного можно сделать следующий вывод: тотальная смена формы собственности (приватизация) без одновременной глубокой рационализации отношений владения, пользования и управления объектами собственности не решает проблемы повышения эффективности функционирования экономической системы. Именно поэтому формальная и массовая передача титула собственности в частные руки не только не привела Россию к выходу из экономического кризиса, разразившегося ещё в период господства государственной собственности, а лишь усугубила его.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.3 Роль реформ ценообразования в России.
Цена и ценообразование являются важной составной частью хозяйственного
механизма.  Сам  хозяйственный  механизм  представляет  собой   совокупность
организационных  структур  и   конкретных   форм   хозяйствования,   методов
управления  и  правовых  форм,  с  помощью   которых   общество   использует
экономические законы с учетом складывающейся обстановки.
      В процессе коренной перестройки хозяйственного механизма,  объективной
необходимостью стал радикальный пересмотр сложившейся в нашей  стране  ранее
системы  цен  и  ценообразования.  Без  реформы   цен   невозможно   создать
нормальных экономических  отношений  в  экономике,  обеспечить  обоснованную
оценку затрат и результатов производства, эквивалентность в обмене  товарами
и услугами, стимулировать научно-технический прогресс и ресурсосбережение  и
нормализовать обстановку на рынке.
      В  решении  сложных  методологических   проблем   ценообразования   на
современном этапе развития нашего общества  огромную  роль  играет  глубокое
теоретическое осмысление роли и значения творческого  характера  труда,  его
содержания как субстанции  стоимости  и  цены  материальных  благ.  На  пути
освоения   законов   рыночной   экономики   вопросы   управления    системой
ценообразования занимают одно из  центральных  мест  в  социальной  политике
государства.
      Осуществление ценообразования на  научной  основе  лежит  в  плоскости
совершенствования экономических  отношений  в  сфере  производства,  обмена,
распределения и потребления материальных благ.
Важнейшую роль в преобразовании централизованно планируемой экономики в рыночную призвана решать приватизация государственной собственности. Сокращение размеров государственного сектора в результате приватизации государственной собственности является важнейшей особенностью развития общественного сектора в переходной экономике.
     Широкое толкование понятия "приватизация" включает общее сокращение сферы государственного вмешательства, в том числе финансового.
Таким образом, приватизация является важнейшим элементом системных преобразований при переходе к рынку и представляет собой действие, направленное на снижение роли государства, на увеличение роли частного сектора в различных сферах деятельности или во владении активами.
?        Реформа цен в переходной экономике России.
?        Государственное регулирование цен.
?        Антимонопольное регулирование цен.
?        Концепция государственной ценовой политики.
Цены являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны государства во всех странах независимо от их общественно-политического строя. Отличия наблюдаются лишь в степени и формах регулирующего воздействия. Цены являются одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.
     Несмотря на то, что полной свободы рыночного ценообразования никогда не было и не могло быть как вследствие сговоров производителей, продавцов или потребителей товаров, так и воздействия на этот процесс государства, главный принцип ценообразования на потребительском рынке состоит в соответствии его цен ценам равновесия, когда спрос равен предложению.
     Поскольку в переходной экономике в условиях неразвитого рынка возникающая равновесная цена не способствует оптимальному состоянию и стабильности в обществе, то государство путем установления регулируемых цен целенаправленно создает новые условия равновесия. Так, например, в условиях кризиса раскручиванию инфляции может препятствовать принудительное замораживание цен на продукты первой необходимости (возможен вариант нормативного снабжения населения такими товарами по твердым ценам для предотвращения дефицита продуктов) с параллельной организацией коммерческой торговли. Однако наряду с быстрым антиинфляционным эффектом, это порождает и негативные результаты: деформируется система ценовых импульсов и оценок, утрачиваются стимулы развития производства продукции с "замороженными" ценами, что способно вызвать товарный дефицит.
     На развитом рынке цены производителя определяются спросом на продукцию, ее конкурентными качествами и рядом других показателей. В условиях переходной экономики оценка предприятием спроса затруднена, поэтому основополагающим фактором определения величины цены являются издержки. Предприятия включают в цены товаров и услуг затраты не только нынешнего, но и будущего периода, учитывая дальнейшее повышение цен на сырье, комплектующие изделия, рабочую силу.
Реформа цен в переходной экономике России
Система ценообразования в России прошла непростой путь.
     1. В централизованно планируемой экономике цены практически на все виды продукции и услуг формировались на государственном уровне. Можно выделить несколько этапов становления и развития системы ценообразования в этот период, каждый из которых имеет свои особенности и характерные черты.
     Первый этап (20-30-е гг. ХХ в.). Экономика России, вышедшая из капиталистической системы, сохранила структуры, присущие рыночному хозяйству, основанному на развитом товарном производстве. Такой хозяйственной системе адекватно рыночное ценообразование. В период нэпа ситуация сохранялась: российские экономисты (теоретики и практики) сохраняли в ценообразовании рыночный ориентир.
     Второй этап (40-80-е гг. ХХ в.). Официальное направление в ценообразовании - плановое ценообразование, основанное на теории трудовой стоимости К. Маркса. Непризнание товарного производства при социализме ограничивало и практически сводило на нет действие рыночных цен, действие рыночного спроса и рыночного предложения. Цена превращалась в некий норматив, счетную, техническую единицу. Оппозиционными считались мнения, что и при социализме цены могут определяться под воздействием спроса и предложения, в том числе и цены на средства производства.
     Третий этап (конец 1980-х - 1992 г.). Официальное направление в политике ценообразования зашло в тупик. Началась критика существующей системы ценообразования. Критиковался ее затратный характер. Осуществлялись попытки улучшить систему, не разрушая ее. Предпринимались попытки встроить рыночные элементы в существующую систему ценообразования. Наконец, к началу 1990-х г. пришло осознание того, что необходим переход к принципиально иной системе, к рыночному ценообразованию.
     2. Период рыночных преобразований в российской экономике характеризуется весьма незначительным воздействием государства на уровень и динамику цен. Преобладают косвенные методы ценового регулирования посредством денежной, кредитной, налоговой, таможенной политики, созданием соответствующих условий для формирования конкурентной среды. При этом проводится различная политика государства по отношению к крупному и малому бизнесу.
     Первый этап этого периода (1992-1994 гг.) начался с либерализации цен, осуществленной правительством Е. Гайдара.
Суть либерализации цен заключалась в отказе от назначения цен государством, отпуске цен и расширении свободы экономических действий субъектов в области ценообразования.
Если до 1992 г. основным субъектом ценообразования было государство, то после 1992 г. им стала фирма. Принципиальное отличие фирменного от государственного ценообразования заключается в том, что цены на товары устанавливаются их собственниками, государство же назначает цены на узкий круг товаров, а для ценообразования других товаров определяет лишь общие условия, принципы и подходы.
?        Характерные особенности этого этапа рыночных реформ:
o         Начало либерализации цен связано с "ценовым шоком", когда цены резко выросли, структура их резко менялась, имела место дезориентация экономических субъектов.
o         Деньги перестали выполнять свои основные функции (меры стоимости, средства накопления). В результате некоторые функции денег (национальной валюты) полностью или частично перешли к более сильной иностранной валюте - доллару.
o         Произошло снижение покупательной
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.