Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Материальная и духовная культура калмыцкого этноса

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 14.12.2012. Сдан: 2012. Страниц: 34. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




Введение
 
  В Нижнем Поволжье на территории Республики Калмыкия проживает единственный в Европе монголоязычный народ – калмыки. Земли, населенные калмыками, задолго до их появления в этих местах были известны на Руси как Повелецкая степь. С начала 17 века, после прихода сюда калмыков, эту территорию стали называть Калмыцкой степью.
Замкнутая между долинами рек Дона, Волги, Кумы и северо-западным побережьем Каспийского моря, Калмыцкая степь  делится по рельефу на три части: Прикаспийскую низменность, Ергенинскую возвышенность и Кумо-Манычскую впадину. Прикаспийская низменность издавна известна отсутствием пресной воды, пересыхающими летом солеными озерами и почти не покрывающимися зимой снегом Черными землями. Здесь калмыки пасли зимой свой скот. Ергенинская возвышенность имеет плодородные земли и луга, заливаемые паводковыми водами, богатые рыбой пресные озера, возникшие в руслах древних рек (Сарпа, Цаца, Ханата, Цаган-нур). Кумо-Манычская впадина славится солеными озерами (Маныч-Гудило. Яшалтинское), длинными лиманами и обилием камыша, который калмыки издавна использовали как строительный материал. Климат резко континентальный. Всеь год дуют сильные ветры. Особенно страшны для животных, растений и человека летние суховеи. Лето в Калмыкии продолжительное и жаркое. Температура порою поднимается выше 40 ? С. Зима холодная, морозы достигают до -40?С, малоснежная. Осадков мало: 200-300 мм в год.
Ландшафт Калмыкии – переходный от степного к полупустынному. Соответствует  ему и растительный покров. Деревья  и кустарники растут только в поймах рек, балках, оврагах: дуб черешчатый, тополь, вяз, ива белая, ольха. Недостаток естественных лесов компенсируется  искусственными лесонасаждениями.
Животный мир обычен для степной  зоны: мыши, суслики, тушканчики, кроты, зайцы. Водятся и хищники – волки, лисы, хорьки. Гордость калмыцкой степи – реликтовая антилопа сайгак. В камышовых зарослях Каспийского побережья и озер можно встретить кабана, водоплавающую птицу.
Одна из самых важных проблем  Калмыкии – нехватка воды. Веками страдала от этого калмыцкая степь, где от безводья исчезала трава, где нечем было напоить и накормить скот.
История калмыцкого народа начиналась в Азии. Его предки – западно-монгольские племена и народности – назывались ойратами. В начале ???? в. Предводитель монголов Чингис-хан, объединив под своей властью значительное число народностей, проживающих в Центральной Азии, образовал громадную империю. В ее состав вошли и ойраты.
С конца 14 века ослабленная внутренними  раздорами Монгольская империя  стала распадаться и терять одну за другой завоеванные земли.
В конце 16- начале 17 века благодаря  активной деятельности тибетских миссионеров  ойраты наряду с другими монголами  приняли новую религию – буддизм  взамен старой – шаманизма. Однако даже новая религия ничего уже не могла изменить – раскол в среде монгольских народов и войны между ними не прекращались. Теснимые врагами со всех сторон, раздираемые собственными феодальными междоусобицами, ойратские князья не раз задумывались о необходимости поисков новых свободных земель, где можно было бы спокойно жить и пасти свои стада.
Наиболее подходящими для этого  казались обширные пространства юга  России. С 1608 по 1657 годы группы ойратов  несколькими волнами одна за другой постепенно переселились в Россию, принесли присягу на верность русским царям. Степные пространства в низовьях Волги и Яика (теперь Урала), напоминавшие родные степи Западной Монголии и Джунгарии, пришлись ойратам по душе, и они обосновались на той территории, которую их потомки занимают и поныне.
Русские официальные документы  того времени называли калмыками  появившийся на юге России народ, восприняв это слово от тюркских народов, которые так обозначали всех ойратов, не принявших ислама и  оставшихся буддистами (на тюркских языках слово «калмак» означало остаток). Но только в конце 18 века бывшие ойраты стали сами называть себя калмыками, а свою новую родину – Калмыкией.
С середины 17 века судьба Калмыкии тесно  связана с историей России. Кочевья  калмыков играли роль заслона на южных  рубежах России, защищая ее от внезапных нападений войск турецкого султана и крымского хана. Калмыцкая конница участвовала почти во всех войнах, которые вела Россия.
Судьба Калмыкии в составе России оказалась непростой. В течение  первых ста с небольшим лет  на ее территории существовало Калмыцкое ханство. В середине 18 века возникла острая экономическая и политическая кризисная ситуация, вызвавшая у его правителей желание выйти из русского
подданства и вернуться назад  в Западную Монголию, что и было сделано в 1771г. Значительная часть рядовых калмыков была уведена их феодалами обманом. Всего пределы России покинули 33 тыс.кибиток или около 165 тыс. человек, их которых большая часть не дошла до места: убиты в военных стычках, взяты в плен, замерзли в снегах, умерли от голода и ран. Эти события положили конец Калмыцкому ханству, его территория была включена в Астраханскую губернию и отныне подчинялась канцелярии астраханского губернатора.
Со второй половины 19 века Калмыкия стала постепенно втягиваться в  орбиту  капиталистических отношений. В 1892г., на 31 год позднее, чем в остальной России, в Калмыкии было отменено крепостное право. Разорившиеся кочевники-скотоводы стали уходить в поисках работы на рыбные промыслы Волги и Каспия и на соляные разработки Прикаспийской низменности. Многие из них стали оседлыми, поселились вдоль дорог в Калмыцкой степи и в Ставропольской губернии. В среде калмыцких поселенцев быстро началось расслоение. Выделилась прослойка состоятельных калмыков, занявшаяся товарным скотоводческим хозяйством, в то время как основная масса их бедных собратьев шла в батраки к ним, либо к соседям – русским и украинским земледельцам.              После революции 1917 г. Декретом Совнаркома от 2 ноября 1920г. Калмыкия вошла в состав РСФСР как Автономная область калмыцкого народа, а в 1935г. Была преобразована в автономную республику.
В 1990г. Калмыцкая АССР провозгласила  государственный суверенитет, а  в 1992г. Изменила свое название и стала  называться Республикой Калмыкией.
Природно-климатические условия  Калмыцкой степи являются оптимальными для ведения кочевого скотоводческого хозяйства. Жившие на этих землях 2 тыс.лет назад сарматы и калмыки в 18-19вв. вели близкое по типу хозяйство. Поэтому хозяйственная специфика Калмыкии основана на скотоводстве, прежде кочевом и полукочевом, ныне пастбищно-стойловом, которое сочетается в восточных районах с рыбными промыслами, а на западе – земледелием. Сложившееся за 400 лет сочетание этих трех отраслей хозяйства определило своеобразие материальной культуры калмыков.
В традиционном представлении калмык – это вольный, не знающий устали кочевник, передвигающийся со своим стадом из одного конца необъятной степи в другой. Однако такими кочевниками калмыки не были никогда. Кочевое скотоводческое хозяйство – это результат высокоспециализированного приспособления к местным географическим и экономическим условиям. В 19в. Калмыки разводили коней, овец, верблюдов. Сейчас основное поголовье – овцы, крупный рогатый скот, меньше – лошади. Известна «калмыцкая красная» порода коров, которая отличается особым «мраморным» мясом. В медицине очень ценится кумыс, получаемый из молока лошадей калмыцкой породы.
Хотя калмыки и славятся как  потомственные кочевники, известно, что их предки занимались рыболовством. Переселившись на Волгу, они занялись рыбной ловлей и здесь. На рубеже 19-20вв. значительная часть калмыков (торгутов и хошутов), живших непосредственно на берегах Волги, работала и сейчас работает на рыбных промыслах.
Земледелием кочевники также занимались с глубокой древности, но в небольшом объеме, и особого значения в хозяйстве не имело. В 30-е годы 19в. В Калмыкии в Малодербетовском и Хошеутовском улусах стали впервые сеять рожь, пшеницу, просо, гречиху, овес, а затем и технические культуры: горчицу, табак, лен. Примерно в те же годы начали сажать сады. А арбузами Калмыкия снабжала Петербург, Москву, Воронеж и многие другие города России.
Калмыки исповедуют буддизм, с которым  впервые познакомились в 13 в., а  в 17 в. приняли его официально. В годы советской власти буддийская культура Калмыкии была почти полностью уничтожена. Ее возрождение началось с конца 80-х годов 20 в.
Калмыки создали богатую  устную, письменную и изобразительную  культуру. Стараниями ученых удалось  сохранить до нашего времени его  лучшие образцы – сказки, загадки, игры, обрядовые песни, причитания, благопожелания. Героический эпос «Джангар» входит в мировую эпическую сокровищницу. В тяжелые годы он помогал народу сохранить мужество и стойкость, его исполнителей и сейчас почитают как национальных героев.                       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1. Материальная культура калмыцкого этноса
      Традиционная система жизнеобеспечения
1.1.1. Поселения и жилище
 
Традиционным поселением калмыков являлся хотн (хотон) –  поселение семей одного рода, объединяющих от четырех до десяти, редко 20-50 кибиток, принадлежащих родственникам по отцовской линии. Структура поселения определялась круговым принципом расположения и принципом совместного поселения больших семей.
 Все кибитки в хотоне располагались  по кругу. Внутри такого поселения в свободном пространстве в темное время суток находился весь скот. Жилище старшего в роду помещалось в центре окружавших его кибиток родичей.
С появлением новых форм хозяйства менялись типы поселений. И.А.Житецкий в 80-е годах 19в. выделил пять типов хотонов согласно их структуре и хозяйственно-бытовой организации. Кроме родственного, появились хотоны со смешанным составом, где проживали члены одного рода и переселившиеся из других хотонов. Особым типом являлись поселения духовенства и представителей знати: здесь совмещался обычный родственный хотон и цахр – хотон подвластных людей-скотоводов. Наконец, в районах с развивающимися промышленными промыслами постепенно формировались поселения представителей различных калмыцких этнических групп и родов, занятых в производстве. До появления подобных поселений калмыкам-рыбакам принадлежали одиночные жилища.
Выбор места поселения  обусловливался как традициями, нормами  отношений между различными этническими  группами и хозяйственными единицами, так и наличием водных источников. Как правило, стоянка в степи определялась местоположением естественных водоемов, рек, родников или колодцев – худг.
Система смены кочевий  в кочевом обществе строго регламентировалась. Каждая этнотерриториальная группа традиционно имела постоянные места зимних и летних кочевий. Представления о пространстве, его членении, о путях кочевок и дорог воинов также определяли место расположения поселений.
С традиционным жилищем  у калмыков связаны представления  о зловредных духах – «хозяев дома». Избрание подобными духами местом обитания углов дома служит обоснованием предпочтения круглого плана жилища монгольскими народами: в кибитке (юрте) отсутствуют зловредные духи.
Среди представителей старшего поколения калмыков бытуют до настоящего времени следующие представления. Нежелательны частые переезды из дома в дом, смена же места жительства стариками опасна, так как может повлечь за собой смерть. Возможно, поэтому пожилые калмыки неохотно делятся информацией о традиционном жилище., так как для них вопросы улучшения жилищных условий совершенно не актуальны. Традиция скотоводческого общества, включающая смену кочевий, не предполагала столь же частой смены жилища.
Идея единства дома и  семьи сохраняется в современной культуре калмыков, несмотря на давнюю утрату традиционного типа жилища.
 
1.1.2. Конструкция традиционного жилища и его интерьер
 
  Согласно типологии жилища калмыцкая кибитка относится к классу каркасных построек, подклассу легких сооружений с основой из жердей, крытых войлоком и др., к типу решетчатых переносных наземных построек с выделением стен и крыши – «юрта монгольского типа». Несмотря на единый тип жилища, имеется различие в терминологии: в отечественной русскоязычной литературе монгольское и бурятское кочевое жилище называется юртой, а калмыцкое – кибиткой, хотя существует общемонгольское название традиционного войлочного дома – гер (дом, жилище).
Как место обитания человека жилище выступает одним из маркеров пространства, освоенного человеком. Кибитка («войлочный дом») до конца 19в. – начала 20в. оставалась у калмыков основным жилищем. Конструкция типичного калмыцкого войлочного жилища – кибитки состояла из деревянного остова и войлочного покрытия. Деревянный остов стен кибитки состоял из 6-8 складных решеток терм, изготовлявшихся из мягких пород дерева, которые соединялись при помощи кожаных ремешков, крепление которых оставляло возможность уменьшать или увеличивать высоту стен жилища. Диаметр основания 6-решетчатых кибиток составлял от четырех до пяти метров. Высота решетчатых стен в обычной кибитке достигала 1,6 метра, высота жилища в центре составляла 4-5 метров. Восьмирешетчатая юрта для калмыка представлялась большим жилищем. По свидетельству П.С.Палласа, в 18 в. калмыки жили в кибитках с количеством решеток от семи и больше, терм изготавливали из 30 или более элементов, на приготовление их шло ивовое дерево.
Каждая решетка терм состояла из отдельных 4-гранных или  круглых деревянных шестов, половина которых имела равную длину, а  другая часть – постепенно уменьшалась к концу. К решеткам терм крепились 2-створчатые двери, наглухо скреплявшиеся с дверной рамой. Двери открывались внутрь. Верхняя часть дверного проема называлась тотх, такое же название имели специальные деревянные колышки, вбитые в него для скрепления с шестами купола кибитки. Для скрепления стенных решеток употреблялись шерстяная тесьма и веревки, дополнявшиеся сплошным креплением из тесьмы. Верхняя часть решеток образовывала вилкообразные гнезда, к которым крепились при помощи петель, изготовленных из конских волос, жерди. Круглые и квадратные в разрезе и заостренные на верхнем конце жерди подпирали верхний круг харач, изготовлявшийся из крепких пород дерева (дуба, березы).
Верхний круг, состоящий из отдельных  дуг (от 13-15 и более), стянутых при помощи кожаных ремней или склеенных, имел специальные отверстия для жердей, и скрепленные с ним четыре полуобруча образовывали крестообразную основу круглого верха кибитки. Таким образом, харач являлся вершиной купола кибитки, образовывавшего дымовое отверстие. Круг верхнего отверстия также носил название тоон. Детали деревянного остова кибитки окрашивались обычно в красный, реже – синий или зеленый цвет.
Покрытие обычной калмыцкой  кибитки включало не менее 12 войлочных  кошм различной формы. Нижняя часть стен кибитки покрывалась четырьмя кошмовыми пологами, которые в теплое время года могли откидываться для проветривания в различных вариациях. Кибитка поверх жердей покрывалась четырьмя кошмами.
Широкая часть 4-угольных войлочных  покрытий укреплялась в верхней части, а более узкая – внизу, слегка заходя на верхнюю часть кошм, закрывающих часть стен остова. Два войлока покрывали верхнюю часть кибитки от круга, накладываясь на уложенные поверх жердей кошмы, до начала стен решеток терм.
Кошмовые покрытия стен у многих кибиток в приволжских улусах полностью заменялись чаканами. Малоимущее население иногда полностью заменяло все войлочные покрытия этими травяными матами, так как стоимость кибитки с чаканным покрытием была втрое меньше, чем с кошмовым; кроме того, чаканы были дешевы и просты в изготовлении и доступны.
Интерьер традиционной калмыцкой  кибитки в целом схож с интерьером монгольской юрты. Центром любого кочевого дома являлся очаг – символ семьи, рода, стабильности. Огонь очага  считался посредником между миром людей и миром небожителей («огонь – представитель солнца на земле») и одним из аналогов мифологического центра мира, а также хранителем жизни, символом благополучия.
Почетная часть являлась в традиционном жилище местом, в котором могли находиться пожилые люди. Справа от северной части кибитки располагался барун баран – главная часть жилища, где стояли деревянные шкафчики на ножках, сундуки, содержавшие основное имущество (запасы пищи, войлочные покрытия, арканы, шкуры, шубы, лучшую одежду, украшения и др.). Между главной частью жилища – барун баран и местом, отмечавшим северную часть жилища (т.е. напротив двери) помещался жертвенный столик, на который ставили изображения божеств и другие ритуальные предметы. Пространство между барун баран и дверью занимали предметы, принадлежавшие хозяину (седло, уздечка и т.п.). При семейном достатке здесь же располагали небольшую кровать для детей старше 7-8 лет.
Кровать в традиционном жилище располагалась  в глубине, головная часть ее находилась напротив двери, основной корпус – в левой (правой от входа) стороне жилища (обязательный элемент – полог над кроватью – являлся частью приданого). За кроватью следовал зун баран – подобное первому сооружение из деревянного ящика и сундуков с посудой, женской повседневной одеждой. В этой части жилища располагались полки для посуды и другие хозяйственные предметы.
Внутренние стены у  состоятельных калмыков и священнослужителей занавешивались сплошной ситцевой или  коленкоровой тканью, а земляной пол  покрывался войлоками или коврами (в бедных семьях имелся только для сидений почетных гостей, а пол устилался циновками). Зимой земляной пол утеплялся овечьими, козьими, телячьими, сайгачьими шкурами или использовавшейся ранее в качестве покрытия жилища войлочной ширмой.
Таким образом, в интерьере  традиционного жилища прослеживалось четкое разделение на женскую (хозяйственную) и мужскую половину, каждой вещи в кибитке скотовода отводилось определенное место. После установки  кибитки сначала вносили шест с тканью, на которой были написаны молитвы, затем кровать и другие элементы обстановки, после чего устанавливали таган и разводили на новом месте огонь в очаге, только после этого расставляли ритуальные принадлежности. Порядок сбора на новое кочевье последовательно повторял перечисленные действия в обратном порядке, причем важным моментом являлось то, что вынос за пределы круга (символа освоенного пространства, охраняемой божествами границы) упакованных и приготовленных к погрузке предметов интерьера запрещался, пока не разобрано само жилище.
Традиционное жилище калмыков имело определенную цветовую символику. Хар гер – «черная  кибитка» - жилище простолюдинов, бор  гер – «серое жилище» - простое  жилище бедняка. Цаган гер – «белая кибитка» - жилище представителей высших слоев общества. Внешний вид кибитки отражал имущественное состояние владельца. Кибитки, покрытые белой кошмой, принадлежали богатым, гелюнгам (священникам) и новобрачным. Огромное большинство населения имело черные кибитки, так как их войлок закопченный, старый, заплатанный.   
 
В целом конструкция  калмыцкой кибитки, как и монгольской  юрты, схожа с юртами тюркских народов. Отличительные черты – конусообразная крыша у монгольских народов, куполообразная – у тюркских; ориентация входа на юг в отличие от ориентации на восток у многих тюркских народов. Однако вопрос об изначальной ориентации жилища у предков калмыков, как показывают этнографические калмыцкие материалы, еще остается предметом дискуссии ученых. 
Постепенный переход  калмыков к оседлости начался  в 19 в. Этому способствовали новые типы хозяйствования, появления среди калмыков отходничества.
Историк архитектуры  Д.Б.Пюрвеев отмечает отдельные особенности перехода калмыков к стационарному жилищу. Типы стационарных жилищ, возникшие в результате эволюции кибитки, имели в плане многоугольник или четкий квадрат. Другие типы стационарных жилищ, возникшие в новых условиях, с использованием местных строительных материалов (мазанки и их разновидности), были прямоугольными. Деревянные постройки преобладали в северной части Калмыцкой степи, саманные – в южной и центральной частях. Во внешнем оформлении фасадов проявилось смещение различных этнических традиций (русских, украинских). Таким образом, принципы формообразования в течение переходного периода либо восходили к круглому плану кочевого жилища, трансформировавшемуся в многогранный или квадратный, либо основывались на особенностях новых материалов.
В 19в. в Калмыцкой степи  бытовали стационарные типы жилища, повторявшие  по форме кибитку, но построенные  из камня или дерева. К концу века количество стационарных домов было по-прежнему небольшим, больше на периферии, чем в самой степи. В большинстве случаев, и при имении жилых домов, летом хозяева жили в кибитках, перебирались в дома лишь зимой.
Традициями кочевого образа жизни объясняется сохранение принципа увеличения количества построек для расширения жилой и хозяйственной площади; замена войлочного покрытия новыми, более прочными материалами; сохранение кибиток в качестве дополнительных построек для хранения имущества.
В центрах оседлости  в Хошеутовском и других приволжских  улусах уже в 19 в. распространены были турлушки – дома из плетня, обмазанные глиной, с печным отоплением. 
Наиболее распространенным типом оседлого жилища в калмыцкой  степи являлась «землянка» (из 1-2 помещений), возводившаяся из кирпичей, производившихся из доступных материалов – глины, травы, соломы и т.п. Подобный тип жилища заимствован у русского и украинского населения, появившегося в степи после указа 1846г. Об основании трактов и заселении дорог крестьянами-переселенцами. Для ранних стационарных построек характерны неразвитость внутренней пространственной структуры, отсутствие прочного фундамента, 4-скатная форма крыши.
В стационарных жилищах  калмыков в качестве строительного  материала также использовалось дерево. Образцы деревянных домов зажиточных слоев населения свидетельствуют о взаимосвязи ранней традиции стационарного строительства с традициями культового зодчества (наличие двух этажей, обходной галереи, 4-скатной крыши) и чертами национального кочевого жилища (наличие светового фонаря). Таким образом, несмотря на европейский внешний вид, схема планировки усадебного дома восходила к плану круглого кочевого жилища и традициям буддийской архитектуры.
Окончательный переход  к оседлости произошел у калмыков в 20-х годах 20 в., но жилых домов, построенных до депортации калмыцкого народа (1943-1957гг.) сохранилось немного. В стационарных постройках сохранялась неразвитость внутренней пространственной структуры. Жилое пространство, огороженное несущими стенами, разделялось тонкими перегородками. Большинство домов не имело прочного фундамента. В отдельных домах присутствовал световой фонарь; крыша, как правило, имела 4-скатную форму. Основной объем квадратной или прямоугольной формы дополнялся пристройкой по типу веранды. В целом в пространственной структуре жилища калмыков середины 50-х годов 20 в. прослеживались характерные признаки перехода от переносного кочевого к стационарному.
В современной калмыцкой  культуре кочевое жилище сохраняется в качестве одного из символов этнической идентичности и элемента праздничной культуры.
Кибитка в современной  Калмыкии обретает функцию символа  национальной культуры, элемента общественных празднеств, который активно используется как в естественном, так и символическом виде (стальной каркас с покрытием из современных синтетических материалов). Первые строения общественного значения, стилизованные под кочевое жилище, появляются в городах Калмыкии. Как и в культуре других кочевых народов, перешедших к оседлому образу жизни и утративших традиционный тип хозяйствования, кибитка уже не как жилище, а в стилизованном виде появляется в современном облике города, в архитектуре магазинов, закусочных, а также в виде туристических кемпингов.
 
1.2. Костюм
 
В 19 в. калмыцкий костюм сформировался как уникальное явление материальной культуры. Одежда калмыков отражала возрастные и половые особенности человека, а также его социальный статус. 
Детская одежда в калмыцкой  культуре – явление позднее. До начала 20 в. сохранялась традиция пеленать новорожденных в остатки старой одежды или обветшавшие, стертые куски войлочных ковриков либо овчин от зимней одежды взрослого человека, в том числе и куски от штанов отца и даже бабушки. В течение первого месяца жизни новорожденный считался не вполне оформившимся человеком, и потому ему не надевали рубашку. Только по достижении 5-6 месяцев с ростом выжившего младенца (показатели младенческой смертности были довольно высоки) его одевали в подобие рубашки без застежек. Отличительной чертой рубашки младенца являлась отсутствие воротника, который был элементом костюма людей других возрастных категорий. Представления о «промежуточном» положении новорожденного связаны с воззрениями о том, что смерть младенца считается «выкупом жизни», т.е. заменой кого-либо из здравствующих в роду.
Вслед за младенческим возрастом  наступал детский. Возрастным рубежом  является обряд первого отрезания  волос у ребенка, совершавшийся  дядей по матери (в настоящее время данный обряд проводится при достижении года).
Полноценная одежда у детей появилась в быту кочевника только тогда, когда возникла необходимость помощи в домашних делах со стороны выросших детей, а с 8-10 лет мальчикам полагался костюм мужского типа. С 10 лет ребенка запрягают в работу и заставляют пасти баранов, костюм его все еще скромен, но чес мальчик больше подрастает, тем одежда его становится полнее и полнее, на нем, кроме рубашки и шальваров, появляются сапоги и бешмет. Девочки лет до 6 ходят тоже без церемонии и без ничего: щеголяют в одних шальварах и рубашонке, коротенькой до пояса. Становясь старше, они получают право носить бешмет, застегиваемый петельками на пуговки от шеи до талии.
По достижении возраста, в котором разрешалось вступать в брак, юноши облачались в мужской  костюм, в который входили: рубаха (киилг), щтаны (шалвр), жилет (камзол), распашного типа короткий халат (бешмет), распашной халат (лавшг), зимняя одежда разного покроя.
Рубаха (киилг) имела распашной крой, большой воротник, длинные и широкие рукава, но небольшую длину.
Штаны или брюки (шалвр) калмыки шили из холста (для нижних штанов) или ткани «нанка» (более плотная ткань – для верхних штанов) темного, обычно синего цвета. Крой традиционных брюк простой: два куска ткани соединялись с использованием ластовицы; в подшитый верхний край вдевался плоский шнур из той же ткани. Зимние брюки изготавливались из кожи либо овчины, часто с использованием обоих материалов.   
 Камзол – узкий  жилет, украшенный по воротнику-стойке  и груди вышивкой, наложением  цветных шнуров или позументом – использовался в праздничном костюме. Ношение этого предмета одежды способствовало фиксации запахнутой нижней рубахи, а также сохранению тепла, но главное – это наличие декоративной отделки, которая оставалась открытой при надевании поверх камзола основного костюма мужчины-калмыка – бешмета. Данный вид одежды характерен для костюма молодого мужчины, так как старики не носили узкий бешмет, а облачались в широкий халат, который лишь запахивали или застегивали у пояса.
Бешмет –  короткий халат с узкой верхней частью калмыки надевали под длинную одежду распашного типа, но данный вид костюма имел и самостоятельное значение. Главной особенностью бешмета являлась приталенная верхняя часть и широкий рукав, пришитый по прямой линии у плеча со сборками, образующими большой объем в части предплечья. В локтевой части рукав сужался; длина его превосходила длину руки, вследствие чего образовывались многочисленные поперечные сборки. Маленький воротник-стойка позволял видеть украшенный воротник камзола и широкий отложной воротник рубахи. Верхние борта кроились со скосом от воротника до линии талии, где сходились под острым углом, открывая вышивку камзола. По линии соединения подола имелось также много сборок, и нижняя часть бешмета имела подкладку. Застегивался бешмет на талии шелковыми петлями на пуговицы.
Крой рукавов и нижней части мужского бешмета, наличие  в костюме вышивки с обеих  сторон от застежки в камзоле, являющемся как бы дополнением к бешмету, - общие черты с костюмом замужних женщин. Отличительной чертой бешмета являлись отрезной по талии крой, приталенный силуэт верхней части, что находит соответствие в отдельных видах одежды тюркских народов Южной Сибири. Такие же детали, как присутствие в верхней части кармана либо отделки позументом – эти детали калмыцкого мужского костюма можно считать позаимствованными у соседних народов.
Обязательный элемент  костюма девушек и мужчин –  пояс., который, согласно традиционным представлениям калмыков, является признаком, определяющим место человека в структуре  мира. Считается, что в верхнем мире его носят на груди, под мышками, в среднем – на талии, а в нижнем – ниже талии.
Распашной халат лавшг  был широким и очень длинным, полы запахивались. (старики даже не застегивали лавшг, надевая его  поверх рубахи и брюк). Распашного типа одежда являлась частью костюма всех социальных групп общества: и молодые мужчины, и девушки, и женщины носили ее поверх основного платья; у пожилых людей он являлся основным костюмом. Данный тип одежды служил одеянием священнослужителей и сохраняется поныне в ритуальной сфере, но его происхождение связано с древнейшим типом ойратской одежды.
Верхнюю зимнюю одежду составляли: уч - шубы из мерлушки, соболя или лисьего  меха, покрытая сукном или даже драпом, отрезная по линии талии, с широкими рукавами и большим воротником; девл - шуба из овчины, сшитая по типу бешмета или халата, т.е. короткая или длинная; даха - шуба из шкур жеребят, шерстью вверх, которую могли позволить себе только богатые калмыки. Все шубы отличались отделкой по краям рукавов и подола, выполненной из ткани или меха.
Девичье платье (бишмуд, а также бииз) подпоясывалось матерчатым поясом, за который с левой стороны закрепляли носовой платок, а с правой стороны крепили принадлежности рукоделия: кожаный наперсток, шелковый кисет с иголками, и другие предметы. Под платье, имевшее приталенный силуэт в верхней части, девушки надевали белую рубашку, закрывавшую жилет, назначение которого состояло в скрытии развивающейся груди, так как целомудрие, по представлениям калмыков, требовало отсутствия ее внешних проявлений.  Жилет (камзол) является особенностью костюма калмыцкой девушки; его надевали, когда начинали прослеживаться признаки роста груди. Обычно плотный, простеганный, жилет имел множество пуговиц, застегивавшихся на петельки, он плотно стягивал грудь.
Бииз – нижнее платье, поверх которого при необходимости  девушки могли надеть распашную  одежду типа халата. Конструкция девичьего  платья бииз, распространенного в 19в. – начале 20 в. сложилась ранее, она  повторяет крой мужского бешмета, отличаясь от последнего лишь не распашным подолом и большой длиной. Использование жилета с вышивкой по краю застежки, располагающейся по центру груди, наличие воротника-стойки и подчеркивающих талию полочек, сходящихся под острым углом на талии – черты, свидетельствующие об общих процессах, происходивших в культуре калмыцкой одежды в 18-19вв. Формирование новой системы костюма, в которой в качестве самостоятельного (из мужского) выделялся девичий, происходило при сохранении основных стереотипов, семантически важных деталей национальной одежды. К традициям ойратского костюма восходят крой рукава, широкий подол, особенности воротника. Остроугольный разрез на груди, достигавшийся за счет скоса бортов, сходившихся к талии, в девичьем платье и мужском бешмете также можно считать восходящим к традициям распашной одежды ойратов. Ойратский халат имел длинный воротник, который на груди при запахивании бортов сходился под острым углом. Как и в мужском бешмете, заимствованием у горских народов Кавказа можно считать приталенный силуэт, в целом не характерный для одежды кочевников.
Одежда замужней женщины  не претерпела изменений по сравнению  с ойратским периодом – об этом свидетельствует консервативность кроя, декора, а также круга представлений, связанных с ней.
Обретение семьи символически означало переход в следующую возрастную категорию, что обозначалось терминами бер (невестка), гергн (жена). При этом заключение брака символически означало «стать человеком». Знаками перехода в категорию замужних женщин были: ношение особого костюма, включавшего два платья, отсутствие пояса, две косы вместо одной, их заключение в специальные матерчатые чехлы, ношение серег в обоих ушах и колец на всех пальцах обеих рук. 
Традиционный калмыцкий  костюм замужней женщины состоял  из нижней и верхней одежды. Первую составляли рубаха киилг и штаны шалвр, имевшие сходство с мужскими одноименными предметами одежды. Отличие состояло в том, что рубашка была не распашной и имела более крупный воротник с острыми концами. Верхняя одежда предполагала наличие повседневного костюма (хутцн, берз) и нарядного платья (терлг, цегдг). 
Термином берз именовали  обычный халат, который замужние женщины надевали поверх терлика и цегдыка, а пожилые женщины – прямо на нижнюю одежду. Кроме того, за неимением средств берз могло являться единственным платьем женщины. В последнем случае воротник кроился иначе: халат застегивался наглухо у шеи, где специально пришивали петлю.
Хутцн – название повседневного (его обычно не украшали обильно  вышивкой) платья. Его шили с широким подолом, пришитым со множеством сборок к верхней части, длинным разрезом посередине груди до пояса и (чаще скрытой) застежкой, небольшим воротником-стойкой, внутренними карманами по бокам. Рукава хутцана имеют сходство с рукавами бииз и бешмета, их вшивали с большим количеством сборок, по прямой линии, с использованием ластовицы в подмышечной области. Хутцан застегивался на груди и по воротнику.
Парадный костюм замужней женщины состоял из двух платьев: терлг и цегдг. Терлг по покрою схож с повседневным платьем хутцан, но гораздо дороже из-за использования привозных тканей и обилия вышивки. Декорированию подлежали воротник-стойка, края полочек, края манжет, подола, и наиболее распространенным орнаментом являлся зег (символика – солнце, его движение). Рукав платья вшивной по прямой линии на уровне плеча, со множеством сборок и резко сужающийся к кисти, его длина превышает намного длину руки, и ткань собирается в поперечные складки.
Необычный крой рукава, присутствующий в женском платье терлг (и хутцан), а также в мужском бешмете и девичьем платье бииз, является одним из этнических маркеров калмыцкой одежды.
Парным к платью терлг  являлось верхнее платье цегдг, которое  закрывало внизу нижнее платье полностью. Со стороны груди цегдг обычно имел вырез, позволявший увидеть вышивку на нижнем платье, но надевали и безрукавки с прямым разрезом посередине груди, закрывавшие полностью терлг. Края по пройме были широко вырезаны и декорировались нашивкой позументов или наложением цветных шнуров. Цегдг – распашная одежда, но и со стороны спины по подолу имелся разрез (часто ложный), украшавшийся вышивкой или отделкой цветными шнурами.
В условиях скотоводческого  быта формировалось отношение к  одежде как одной из больших ценностей: ткани были привозными, кочевой образ жизни не позволял иметь большое количество нарядов.
Изготовление одежды считалось женским делом, при  шитье использовалась традиционная система мер длины, основанная на соответствии пропорциям тела человека. Знаковые элементы калмыцкого платья следующие: воротник, рукав, манжет, пояс. 
Важное значение калмыки  придавали цветовой символике одежды. Общепризнанно, что цвет нижней одежды (киилг, шалвр) – белый или, по крайней  мере, светлый. Белье темного цвета  калмыки не использовали. Белый цвет в цветовой символике считается священным цветом сакрального напитка, он также связан с символикой солнца. Повседневная одежда замужних женщин чаще была красного, реже синего цвета; у мужчин же отмечено преобладание синего цвета в одежде, в праздничные дни у простонародья преобладают яркие цвета: зеленый, голубой (но не красный и желтый – цвет духовенства и женщин), и пестрый, даже с цветами; у зайсангов (дворян) праздничная одежда серая или чаще черная шерстяная и яркая.
Запрет на использование  желтого и красного цвета в  одеяниях не затрагивал головные уборы калмыков. При шитье большинства из них использовалось сукно обоих цветов. Головные уборы, как предметы, предназначение которых – покрывать самую главную часть тела человека, считались важными атрибутами костюма. Существовал ряд запретов: не трясти, не крутить на руке шапку, не бросать ее где попало, не появляться в обществе без головного убора. Особенно тщательно этот запрет должны были выполнять замужние женщины: если при выходе (входе) из кибитки она роняла шапку (что вполне реально, так как дверь располагалась низко), то ей полагалось просить прощения у свекра, приготовив угощения и молочный чай.
Распространенный головной убор – тоорцг махла – круглая  внизу, вверху 4-угольная или круглая  шапка с высоким околышем из черной мерлушки и суконным верхом (любого цвета, кроме желтого), которую носили, расположив один из углов по центру лба. Верх ее украшали красной кистью. Зимняя шапка имела меховой околыш и наушники из меха (чаще пушнины).
Повседневный головной убор женщин – томша, круглая шапочка на проклеенной войлочной основе с черной нижней частью, обычно из бархата, и желтым верхом. Парадным головным убором молодых женщин являлась шапочка с несимметричным околышем, украшавшимся вышивкой либо отделкой декоративной тесьмой. По центру лба располагался выступ более длинной стороны околыша; верх такой шапки украшала бахрома красного цвета. 
Девушки в конце 19 – начале 20в. в  качестве парадного головного убора  носили камчатки – шапочки типа пилотки, из бархата черного, реже коричневого цвета с обильной вышивкой гладью или декоративной тесьмой. Такие головные уборы затем распространились по всей Калмыцкой степи. Новой тенденцией стал в этот период обычай носить фуражки с козырьками, а также платки.
Особое внимание уделялось обуви. В древности основным видом обуви были меховые и войлочные сапоги. Еще в 19в. калмыки носили холщовые онучи, а представители богатых семей, жившие ближе к Волге, и европейские чулки. В 19в. в жилище использовались башмаки, а общераспространенным видом обуви были кожаные сапоги, у женщин преимущественно красного, у мужчин черного цвета. Специфика калмыцких сапог состояла в подошве, которая нашивалась на каблук: обычай связан с верховой ездой и необходимостью обезопаситься от застревания ноги в стремени. По словам П.Небольсина, калмык – наездник с детства, и сапоги приспособлены к этому, а не к ходьбе. Мужчины летом могли обходиться и без сапог, но женщинам обычаи предписывали постоянное ношение обуви (босые ноги – верх неприличия), поэтому и летней формой обуви у женской половины общества служили сапоги.
 
1.3. Пища и домашняя утварь
 
Кочевой образ жизни калмыков в  значительной степени предопределил  набор пищевых продуктов и  способы их производства, что является составной частью традиционной культуры кочевников.
Как и все монгольские племена, предки калмыков питались в основном продуктами своего скотоводческого  хозяйства. В основном ели мясо овец и коз, меньше – крупного рогатого скота и конину. Мясо варили и  жарили с добавлением соли. В пищу шло и мясо диких животных, которых добывали охотой. Источники свидетельствуют и о том, что в голодные годы монголы занимались рыболовством. 
Скотоводство давало кочевникам в  изобилии молоко, из которого они получали и другие продукты: кислое молоко –  сыворотку, сыры, а из кобыльего молока – кумыс. Молоко и молочные продукты хранили в кожаной посуде. Полученное из молока масло кипятили, освобождая от воды, и сохраняли всю зиму. Из творожной массы делали шарики, которые затвердевали, и их можно было хранить продолжительное время.
После появления калмыков на Волге  в 17в. их система питания не подверглась  особым изменениям. Пища калмыков состояла из двух обязательных компонентов: молочных продуктов и мяса – баранины и  конины.
В 1715г. Путешественник Джон Белл, проезжая через калмыцкие степи, так описывал питание калмыков: «они не возят с собою других припасов, кроме сыра или скиснувшегося и высушенного молока, из коего делают они небольшие катышки, кои распускают в воде и пьют оную. Когда изойдет у них сей припас, тогда находящихся у них в запасе лошадей убивают и едят. Мясо их жарят на решетке или взоткнув на стрелы; никогда не едят они его сырого. Правда, что они возят с собою большие части лошадиного мяса, которое сушат они на солнце, или коптят в дыме».
Таким образом, хозяйственно-культурный тип калмыков в условиях кочевого скотоводства обусловил тот факт, что на протяжении 17-18вв. пища калмыков оставалась, по преимуществу, мясо-молочной. Основные инновации в питании были связаны с употреблением растительной пищи представителями высших сословий.
Как и у всех скотоводов, у калмыков преобладали разнообразные мясные блюда. Первым и основным мясным блюдом у калмыков было блюдо махн (мясо) будь то говядина, баранина и конина. Мясо варили или вялили, но не жарили. Мясной бульон (шолун), полученный при варке мяса, употреблялся как отдельное блюдо. Шолун (бульон) пили из маленьких круглых чашек. Как шолун, так и мясо «обыкновенно едят без хлеба и прежде не употребляют никаких приборов вроде вилки, ложки, кроме ножа, который служит хорошим помощником к обгладыванию костей». В качестве приправы к шолун использовали только соль. При поедании мяса на стол подавали и сильно подсоленный бульон, в который обмакивали кусочки мяса.
Часто калмыки готовили татарское  блюдо бешбармак. У калмыков это блюдо встречалось в двух видах: керчксн-махн, когда вареное мясо нарезалось крупными кусочками, и ишксн-махн, когда мясо нарезалось мелкими кусочками.
Большое распространение имели  колбасы: приготовленные из коровьих и  бараньих кишок назывались чиксн-махн. Баранья грудинка, соленая и после прокопченная, почитается лучшим для закуски блюдом.
Проблему сохранения мяса в летний период калмыки решали путем его  вяления. Вяленое мясо называлось борц. Способ его приготовления был несложен: сначала сырое мясо разрезали на тонкие и длинные полоски, их окунали в кипяток, насыщенный солью и, наконец, развешивали в тени дл тех пор, пока оно не провялится.
Праздничными считались блюда, приготовленные из мяса молодняка. У  калмыков среднего достатка роскошью считался молодой барашек и изредка жеребенок; за столом богатых людей подавалось мясо откормленных молодых кобылиц или верблюжат, по- разному приготовленных. Вообще калмыки отдавали предпочтение блюду, которое представляло собой мясо молодого барашка, сваренного в айране и предварительно замоченного в наполненном айраном котле. Когда варят целого барана, то длинная кость подле лопатки, как самый лучший кусок, приносится в жертву и кладется перед бурханами. В конце 19в. появляются первые сведения о жарке мяса. Попечитель В.Хлебников писал, что «у богатых мясо жарится в жиру в виде мелких кусочков».       
К концу 19в. баранина стала занимать все меньше места в пищевом  рационе простых калмыков в связи  с ее дороговизной.
С внешними причинами, связанными с  массовым обеднением калмыцкого населения в 19в. из-за ограничения их кочевий, связано употребление калмыками мяса мелких степных зверьков.
При принятии пищи существовал ряд  запретов, связанных с половозрастным делением. Так, В.Хлебников указывал, что «в калмыцкой ставке особенно развито чинопочитание, причем главенствующую роль играет самый старший в семье. Когда едят мясо, то обыкновенно первую порцию получает старший в кибитке и его дети. Жена ест потом. Очевидно, потому, что на долю женщин и … достается менее лучшее мясо». 
Пища калмыков не была разнообразной  даже у калмыцкой аристократии. Однако это касалось далеко не всех аристократов. Например, топограф И.Ф.Бларамберг, который  был в гостях у нойона Тюменя в 1836г., написал впоследствии в своих  мемуарах: «…нас ждал обильный обед или, скорее, ужин полуфранцузской, полукалмыцкой кухни: мясо жеребенка, очень нежное и вкусное, бешбармак – рубленое мясо в соусе, которое калмыки едят руками, баранина и шашлык; в изобилии имелись хорошие французские вина, а также шампанское, и мы улеглись спать поздно, с тяжелой головой».
С появлением на территории калмыцких  улусов русско-украинских поселений  в пищу калмыков вошло мясо свиней и домашней птицы. Блюда, приготовленные из домашних птицы и свинины, считались  деликатесом, поскольку не каждый мог позволить себе дорогое покупное мясо.
Отдельно надо отметить употребление в пищу такого продукта как кровь  животных. В условиях кочевого быта кровь считалась ценным питательным  продуктом, поэтому когда резали скот, то старались это делать без пролития крови. Кровь сливали в желудок и варили до загустения, часто с добавлением соли. Вареная кровь была деликатесом, которым угощали только самых уважаемых членов общества – стариков, гостей и других, имевших статус почетного лица.
Инновации в пище калмыков стали наиболее заметны с появлением в их рационе рыбных блюд. При  полном отсутствии каких-либо традиций приготовления рыбы калмыцкое население  пошло по пути замещения мясных блюд рыбными при сохранении способов их приготовления. Распространенным блюдом стала уха, которую варили из сазана, щуки и др. Рыбу очищали от чешуи, отделяли голову и варили по возможности целиком или крупными кусками без добавления каких-либо добавок – картошки, круп, специй, за исключением соли и дикого лука. Только в более поздний период стали добавлять в уху картошку, специи. В пищу шла и рыбья икра. Наиболее ценилась икра сазана, из которой приготавливали различные блюда, например, печенье – добавляя муку, яйца, жарили ее на сковороде. Особым деликатесом считалась уха из воблы, так как этому блюду приписывались лечебные и магические свойства. Например, считалось, что ухой из воблы можно лечить стариков, а человек, съевший рыбий пузырь будет хорошо плавать.
Проблема заготовки  рыбы впрок решалась двумя способами: рыбу солили
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.